115 ФЗ банк

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

О том, как полученные сведения используются банком при оценке кредитоспособности клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

О том, какие сведения о клиенте будут отнесены к не подлежащим разглашению, читайте в материале «Что относится к банковской тайне?».

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

О позиции банков в отношении «сомнительных» клиентов читайте: «Банк вправе разорвать все отношения с подозрительным клиентом».

Как идентифицировать клиента?

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны идентифицировать, как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

Кроме идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя организация и индивидуальный предприниматель принимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев.

Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца включает в себя следующие мероприятия:

  1. установление определенных пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца;
  2. проверку наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона;
  3. определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца к иностранному публичному должностному лицу;
  4. определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца к должностному лицу публичной международной организации,
  5. определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца к лицу, замещающему (занимающему) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;
  6. выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
  7. оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска;
  8. обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Если от имени юридического или физического лица действует его представитель, организация и индивидуальный предприниматель обязаны идентифицировать представителя, проверить его полномочия, а также идентифицировать представляемого клиента.

Организация и индивидуальный предприниматель устанавливают и идентифицируют выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент, в частности на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении сделок за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Выгодоприобретатель – это лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.

Кроме идентификации клиента, его представителя и выгодприобретателя подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ установлена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

В целях идентификации бенефициарных владельцев организации и индивидуальные предприниматели вправе предпринимать следующие меры:

  • включение в договор с клиентом обязанности последнего представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах;
  • анкетирование клиентов (направление клиентам запросов, составленных по форме, самостоятельно определенной организацией, позволяющей идентифицировать бенефициарных владельцев);
  • изучение учредительных документов клиентов — юридических лиц;
  • устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету (досье) клиента;
  • использование внешних доступных организации на законных основаниях источников информации (например, средства массовой информации, Internet);
  • иные меры по усмотрению организации.

Признание физического лица бенефициарным владельцем должно основываться на имеющихся у организации документах и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.

Поскольку в соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ под клиентом понимается как юридическое, так и физическое лицо, находящееся на обслуживании в организации или у индивидуального предпринимателя, то они обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов — как юридических, так и физических лиц. В частности об этом пишет ЦБ России в письме от 28.01.2014 №14-Т «Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев» (опубликовано в Вестнике Банка России №11 05.02.2014).

Физическое лицо, не являясь непосредственно учредителем/участником клиента — юридического лица, может владеть таким клиентом либо иметь возможность контролировать его через третьих лиц (являться бенефициарным владельцем клиента). В случае если владение клиентом либо контроль за клиентом осуществляется через третьих лиц, организация и индивидуальный предприниматель должны располагать информацией, подтверждающей факт владения клиентом либо возможность осуществлять контроль за клиентом через третьих лиц.

Организация и индивидуальный предприниматель принимают решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможностей контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:

  • физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;
  • физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, в частности, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), включая существенные условия сделок, а также финансовых операций, оказывать влияние на величину дохода клиента;
  • иные самостоятельно определяемые организацией факторы, на основании которых физическое лицо будет квалифицировано в качестве бенефициарного владельца.

Владение клиентом может осуществляться одним или несколькими физическими лицами (в том числе лицами, имеющими родственные отношения). В таком случае организация и индивидуальный предприниматель должны рассматривать каждого из таких физических лиц в качестве бенефициарного владельца и установить в отношении каждого лица сведения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

Если бенефициарный владелец клиента — юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем признается единоличный исполнительный орган клиента — юридического лица.

В решении организации о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем следует зафиксировать причины, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) клиента — сведения, указывающие на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления бенефициарного владельца либо в случае отсутствия физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Если бенефициарный владелец клиента – физического лица или индивидуального предпринимателя не выявлен, то в анкете клиента делается запись о том, что у данного клиента бенефициарные владельцы не выявлены.

Сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и (или) бенефициарном владельце фиксируются в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным организацией и индивидуальным предпринимателем в правилах внутреннего контроля.

Анкета клиента – физического и юридического лица состоит из двух разделов.

Раздел №1 анкеты может заполняться клиентом либо сотрудниками организации или индивидуальным предпринимателем, на основании представленных клиентом документов и сведений. Указанный раздел анкеты предлагается заверить клиенту. При отказе от заверения в анкете клиента, делается соответствующая отметка.

При отсутствии представителя клиента выгодоприобретателя и/или бенефициарного владельца сотрудник организации или индивидуальный предприниматель составивший анкету клиента, делает в ней соответствующую отметку.

Раздел №2 анкеты заполняется сотрудником организации или индивидуальным предпринимателем и не предъявляется клиенту (его представителю, выгодоприобретателю и/или бенефициарному владельцу).

Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника организации или индивидуального предпринимателя.

Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе их на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.

Для эффективного выполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ целесообразно автоматизировать проверку по Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В частности, следует интегрировать Перечень в автоматизированную информационную систему организации или индивидуального предпринимателя.

При принятии клиента на обслуживание необходимо проверить данные потенциального клиента (в т.ч. представителя, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца при их наличии) полученные в результате его идентификации, на совпадение с данными физических лиц и организаций, указанных в Перечне.

При получении новой редакции Перечня необходимо провести проверку по нему всех клиентов и связанных с ними лиц.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание следующих публичных должностных лиц:

1) иностранных публичных должностных лиц,

2) должностных лиц публичных международных организаций,

3) лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

Идентификация в целях реализации требований, установленных статьей 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, должна предусматривать:

  • порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников;
  • порядок принятия на обслуживание публичных должностных лиц, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц.

Сводный перечень должностей публичных должностных лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ отсутствует (не утвержден).

В соответствии с Конвенцией ООН против коррупции от 31.10.2003 «иностранное публичное должностное лицо» (далее – ИПДЛ) определено как любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе, для публичного ведомства или государственного предприятия («b» ст. 2 Конвенции ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).

В соответствии с рекомендациями международных организаций и зарубежных компетентных органов — Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Парламента Европы, Вольфсбергской группы, Сети по борьбе с финансовыми преступлениями США (ФИНСЕН), Объединенной группы по борьбе с отмыванием денег Великобритании и Федеральной Банковской комиссией Швейцарии к иностранным публичным должностным лицам могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:

I. Лица, на которых возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций, а именно:

1. Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;

2. Министры, их заместители и помощники;

3. Высшие правительственные чиновники;

4. Должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;

5. Государственный прокурор и его заместители;

6. Высшие военные чиновники;

7. Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;

8. Послы;

9. Руководители государственных корпораций;

10. Члены Парламента или иного законодательного органа.

II. Лица, облеченные общественным доверием, в частности:

1. Руководители, заместители руководителей международных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный Банк и т.д.), Члены Европарламента;

2. Руководители и члены международных судебных организаций (Суд по правам человека, Гаагский трибунал и др.)

Так как при выявлении публичных должностных лиц организации и индивидуальные предприниматели могут столкнуться с проблемами определения указанных лиц, руководствуясь рекомендациями международных организаций, предлагается использовать следующие источники информации:

а) документы и сведения, полученные при идентификации клиента;

В частности, информация о статусе клиента может быть получена из документа, удостоверяющего личность (например, дипломатический паспорт), из документа, подтверждающего право пребывания на территории РФ (например, въездная виза). Если о занимаемой должности будет указано самим клиентом при открытии счета, у него рекомендуется получить документы, подтверждающие его статус «иностранного публичного должностного лица».

б) сведения, полученные в результате собственного изучения общедоступных источников, таких как поисковые сервисы в Интернете, периодические издания и т.п.;

в) официальные списки (если подобные списки будут разработаны и доведены до организаций и индивидуальных предпринимателей Росфинмониторингом, Министерством иностранных дел РФ, Банком России или иным государственным органом Российской Федерации или некоммерческой организацией, которой будет предоставлено право на создание таких списков);

г) коммерческие списки, разрабатываемые третьими лицами.

Например, Банк России в рекомендациях о реализации требований Федерального закона N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части выявления и контроля операций иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), утв. Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ, протокол заседания Комитета N 22 от 27.01.2010г. предлагает в качестве коммерческих списков использовать продукты признанных мировых лидеров в области создания продуктов по идентификации клиентов:

Организации и индивидуальные предприниматели, руководствуясь требованиями Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, должны принимать на обслуживание публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Обновление идентификационной информации по клиентам, относящимся к категории публичных должностных лиц, рекомендуется производить не реже одного раза в год, а также при получении любой информации, как от клиента, так и из внешних источников, влияющей на публичный статус должностного лица.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

  • принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества публичных должностных лиц;
  • регулярно обновлять имеющуюся в распоряжении организации, и индивидуального предпринимателя, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании публичных должностных лицах;
  • уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц, в случае, если они находятся на обслуживании в организации и индивидуального предпринимателя, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Следует обращать внимание на следующие особенности обслуживания публичных должностных лиц и связанных с ними лиц:

  • отказ публичного должностного лица в представлении разъяснений в отношении источников происхождения поступающих в его пользу денежных средств либо наличие сомнений в достоверности его объяснений;
  • предоставление иностранным гражданином противоречивой информации о родственных связях с публичным должностным лицом;
  • получение из официальных источников информации, позволяющей квалифицировать гражданина как публичного должностного лица или его родственника в случаях, когда при совершении операций с клиентом не была представлена (была скрыта) подобная информация;
  • неожиданные поступления крупных сумм в пользу публичного должностного лица от государственных органов или государственных компаний, включая центральные банки, а также от некоммерческих организаций.

Следует отметить, что статья 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ указывает на должности, которые должны быть включены в перечни должностей, определенные Президентом Российской Федерации.

Перечень лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, установлен Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 №32 «О государственных должностях Российской Федерации»:

  1. Президент Российской Федерации
  2. Председатель Правительства Российской Федерации
  3. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  4. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
  5. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  6. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  7. Министр Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
  8. Министр Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  9. Федеральный министр
  10. Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)
  11. Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
  12. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
  13. Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
  14. Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
  15. Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
  16. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
  17. Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
  18. Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
  19. Председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания
  20. Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
  21. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
  22. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
  23. Судья — секретарь Конституционного Суда Российской Федерации
  24. Судья Конституционного Суда Российской Федерации
  25. Председатель Верховного Суда Российской Федерации
  26. Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
  27. Судья Верховного Суда Российской Федерации
  28. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  29. Первый заместитель, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  30. Судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  31. Генеральный прокурор Российской Федерации
  32. Председатель Следственного комитета Российской Федерации
  33. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
  34. Уполномоченный по правам человека
  35. Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
  36. Председатель Счетной палаты
  37. Заместитель Председателя Счетной палаты
  38. Аудитор Счетной палаты
  39. Председатель Центрального банка Российской Федерации
  40. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  41. Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  42. Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  43. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)
  44. Председатель федерального суда
  45. Заместитель Председателя федерального суда
  46. Судья федерального суда
  47. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Информация об утверждении Президентом Российской Федерации перечней должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов отсутствует.

Информация о членах Совета директоров Центрального банка Российской Федерации размещена на официальном сайте Банка России в сети Internet.

При идентификации клиента юридического лица и индивидуального предпринимателя, в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 7 Федерального закона, организация, и индивидуальный предприниматель, при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязаны получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с клиентом, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Информация о финансовом положении и деловой репутации может быть получена как от самого клиента, так и из других, доступных организации источников.

Если у Вас возникли дополнительные вопросы Вы можете обратится за консультацией к нашим специалистам по телефону 8(843)209-05-31 8(843)265-52-32 или на электронную почту info@law115.ru

Вопрос: Какие документы включаются в учетное дело объекта недвижимости? В течение какого срока учетное дело, по которому органом кадастрового учета вынесено решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета, подлежит уничтожению? (Консультация эксперта, Управление Роснедвижимости по Московской обл., 2008)

Вопрос: Какие документы включаются в учетное дело объекта недвижимости? В течение какого срока учетное дело, по которому органом кадастрового учета вынесено решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета, подлежит уничтожению?
Ответ: В ст. 27 Федерального закона от 24.07.2008 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлены основания для принятия органами кадастрового учета решений об отказе в постановке на кадастровый учет объектов недвижимого имущества.
На основании п. 30 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35 (далее — Порядок), заявление и необходимые для кадастрового учета документы комплектуются в учетное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления, а в случае поступления документов для кадастрового учета изменений объекта недвижимости в порядке информационного взаимодействия — регистрационным номером поступивших документов.
Согласно Письму Роснедвижимости от 04.03.2008 N ВК/0876 «Разъяснения по ведению кадастровых дел» в учетное дело последовательно включаются следующие документы:
— заявление и необходимые для кадастрового учета документы, представленные заявителем;
— документы, поступившие в порядке информационного взаимодействия;
— протокол проверки и соответствующее решение, подготовленные и оформленные в соответствии с п. п. 18, 32, 33 Порядка;
— документы, направленные на устранение причин приостановления кадастрового учета (п. 44 Порядка).
При принятии решения об отказе в проведении кадастрового учета учетное дело закрывается и помещается в архив на хранение. При подготовке к архивному хранению в учетное дело помещаются титульный лист и внутренняя опись документов, оформленные в соответствии с п. п. 89, 90 Порядка. Если в течение трех лет учетное дело, по которому принято решение об отказе в проведении кадастрового учета, не было возобновлено, такое дело подлежит уничтожению в установленном порядке.
А.Р.Мкртумян
Управление Федерального агентства
кадастра объектов недвижимости
по Московской обл.
29.10.2008