17 ФСКН

Анализ основных положений действующего законодательства о Госнаркоконтроле позволяет выделить три основных задачи и соответствующие функции ФСКН России.

Первая из них – это информационно-аналитическая работа и координация деятельности государственных и негосударственых органов и структур в установленной сфере деятельности. В рамках этого направления ФСКН:

1. осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, а также о противодействии их незаконному обороту;

2. организует и осуществляет разработку федеральных целевых программ в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, участвовать в реализации этих программ;

3. осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов;

4. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах и участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

5 ведет единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту. Положение о создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 января 2006 г. № 31.

6. создает и использует информационные системы и банки данных в установленной сфере деятельности, ведет криминалистические учеты, осуществляет справочно-информационное обеспечение органов наркоконтроля;

7. осуществляет иные полномочия.

Вторая задача ФСКН – контроль легального оборота наркотических средств и психотропных веществ. В рамках этого направления ФСКН:

1. осуществляет контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в пределах своей компетенции — в области оборота сильнодействующих веществ;

2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации хранение, перевозку и уничтожение инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ; согласовывает порядок хранения временно не используемых указанных инструментов и оборудования;

3. осуществляет иные полномочия.

Наконец, третья задача ФСКН – это противодействие нелегальному обороту наркотических средств и психотропных веществ. В данной сфере ФСКН:

1. выявляет условия, способствующие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, и в пределах своей компетенции организует меры, направленные на их устранение;

2. организует и осуществляет розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля, и скрылись от органов предварительного расследования или суда либо местонахождение которых неизвестно;

3. осуществляет в пределах своей компетенции противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля;

4. осуществляет иные предусмотренные законом полномочия.

Именно по данному направлению ФСКН осуществляет правоохранительную деятельность. Таким образом, как правоохранительный орган, ФСКН наделена правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование, а также осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

ФСКН вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, производство предварительного расследования по которым отнесено к компетенции ФСКН РФ, а также при запросах международных организаций и компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по противодействию нелегальному обороту наркотиков. Также ФСКН, как все аналогичные службы, вправе осуществлять ОРМ, обеспечивающие их собственную безопасность.

Подследственность уголовных дел, отнесенных к ведению ФСКН, определена 151 ст. УПК РФ. Следователями органов ФСКН осуществляют следствие по делам о преступлениях, предусмотренных ч.ч. 2,3, 4 188 (Контрабанда) — в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, ч.ч. 2,3,4 ст. 228 (Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ), ст. 229 (Хищение либо вымогательство наркотических средств и психотропных веществ), ч.ч. 2,3 ст. 230 (Склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ), ч.2 ст. 231 (Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества), ч. 2 ст. 232 (Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ), ч.ч. 2, 3 ст. 234 (Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта) УК Российской Федерации.

ФСКН осуществляет также производство по делам об административных правонарушениях, причем полномочия ФСКН в этой области достаточно широки. Правонарушения, отнесенные к компетенции ФСКН, можно разделить на три группы.

К первой из них относятся правонарушения, непосредственно связанные с незаконным употреблением и оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Это деяния, предусмотренные ст.ст. 6.8 (Незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов); 6.9 (Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача); 6.13 (Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров); 20.20 (Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах); 20.22 (Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах).

Правонарушения второй группы связаны с нарушениями правил легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Это правонарушения, предусмотренные следующими статьями КоАП РФ: 10.4 (Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли) и 10.5 (Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли).

Правонарушения третей группы связаны с противодействием деятельности ФСКН как органу исполнительной власти. К ним относятся: неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19. 3 КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор/контроль (ст. 19.4); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор/контроль (ст. 19.5); непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6); непредставление сведений / информации (ст. 19.7).

При этом органы Госнаркоконтроля вправе не только пресекать указанные правонарушения, но и составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях по существу. Согласно ст. 23.63 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ вправе руководители этих органов и их заместители.

Президент России Владимир Путин подчинил Федеральную миграционную службу и Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков Министерству внутренних дел. Ранее СМИ сообщали о возможной ликвидации ФМС и ФСКН Читать в полной версии (Фото: «РИА Новости»)

Решение президента​

Президент России Владимир Путин подчинил Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральную миграционную службу (ФМС) Министерству внутренних дел России. Об этом он заявил на встрече с главой МВД Виктором Колокольцевым, главой ФСКН Виктором Ивановым, командующим Внутренними войсками МВД Виктором Золотовым и замглавой ФМС Екатериной Егоровой, передает «РИА Новости».

«Что касается борьбы с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков, то, как мы и говорили, одно из предложений мы реализуем: мы ФСКН переводим в систему МВД», — цитирует его агентство. «То же самое касается миграционной службы», — добавил Путин.

На этой же встрече президент объявил о создании Национальной гвардии на базе Внутренних войск МВД.

Информация о том, что МВД могут передать полномочия ФСКН и ФМС, появилась в начале прошлого года. 30 января 2015 года РБК об этом рассказали два депутата Госдумы и собеседник, близкий к Кремлю и Совбезу России. При этом проект о ликвидации ФСКН уже был подготовлен, однако в итоге Иванов заявил, что этот вопрос снят с повестки дня.

Судьба ФМС

Источник РБК, близкий к руководству ФМС, ранее подчеркивал, что возражать будет и глава ФМС Константин Ромодановский. Собеседник РБК в Кремле отмечал, что никаких решений не принято.

Позднее в Кремле отказались от идеи объединения ФМС и МВД. Один из собеседников РБК в силовых структурах уточнял, что Путин поручил Совету безопасности дополнительно проработать предложение по упразднению ФМС. При этом, говорил источник, в Совбезе Ромодановский может рассчитывать на поддержку своего сослуживца по управлению собственной безопасности ФСБ — нынешнего директора ФСКН Виктора Иванова, а также постоянного члена Совбеза Бориса Грызлова.

31 марта 2016 года о том, что Путин с Совбезом обсудит вопрос упразднения ФМС, сообщала газета «Ведомости». Собеседники издания рассказывали, что вопрос ликвидации ведомства был передан на доработку в Совбез в феврале 2016 года и на заседании может быть объявлено о его решении. Близкий к руководству ФМС источник сообщал, что основные функции ведомства могут передать ФСБ или МВД. Также он говорил, что предлагается установить для этих преобразований трехлетний переходный период. Собеседник отмечал, что главной причиной затеваемой реформы является необходимость экономии бюджетных средств.

ФМС стала самостоятельным подразделением в 2004 году, когда ведомство вышло из состава МВД. В последние годы в ФМС жаловались, что служба не входит в число правоохранительных органов и не обладает функциями, необходимыми для работы с мигрантами, объясняет собеседник РБК в ФМС. На прошлой неделе о недостатке полномочий на круглом столе в Общественной палате говорила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина.

В компетенцию ФМС входили вопросы предоставления гражданства, выдача виз на въезд в Россию, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации, депортация и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства. Руководство ведомства состоит из представителей силовых органов. Трое из восьми замов Ромодановского — выходцы из органов госбезопасности, как и он сам, еще трое — выходцы из МВД.

Президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с РБК заметил, что решение о слиянии ведомств напрашивалось давно, поскольку в последнее время часть функций миграционной службы получило Министерство внутренних дел. «ФМС исчерпала себя и упала, как созревшее яблоко, в объятия МВД», — рассказал Поставнин.

Статс-секретарь, первый заместитель руководителя ФМС Екатерина Егорова в разговоре с РБК уточнила, что решение о слиянии ведомств было предсказуемо, поскольку вопрос обсуждался в течение некоторого времени. Егорова заметила, что обсуждать технические детали слияния можно будет после публикации указа президента, который станет «отправной точкой для организации работы».

Тогда же можно будет говорить о том, произойдут ли сокращения сотрудников ФМС, подчеркнула Егорова. Основное направление слияния, по ее словам, задаст министр внутренних дел Владимир Колокольцев, а детали будут решаться на рабочем уровне. Судьбу нынешнего главы ФМС Константина Ромодановского будет решать Владимир Путин, уверена Егорова.

Судьба ФСКН

Вопрос о слиянии ФСКН и МВД также обсуждался больше года. Как писал РБК со ссылкой на источник, близкий к администрации президента, против ликвидации ФСКН был глава ведомства Виктор Иванов. Бывший заместитель руководителя администрации президента, Иванов долгое время старался отстоять право на существование службы, пытаясь расширить сферу влияния ведомства и расширить специфику работы.

В частности, последние годы ФСКН хотела монополизировать сферу реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Ведомство настаивало на выделении средств для реализации программы по реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Программа предполагает объединение под эгидой ФСКН около 500 существующих в России реабилитационных центров, которые, как планировалось, будут иметь возможность получать гранты от государства для помощи наркозависимым. Полномочия оказывать финансовую и организационную поддержку реабилитационных НКО ведомство получило в августе 2014 года указом Владимира Путина.

До создания в 2003 году ФСКН борьба с наркотиками находилась в ведении МВД. Этим занималось Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). После расформирования были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Как писал «Коммерсантъ», после ликвидации ФСКН предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Кроме того, обсуждается и возможность воссоздания ГУБНОН.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ЛЕГАЛЬНОГО И НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ

ACTUAL PROBLEMS OF DRUG PREVENTION AND COUNTERACTION TO OFFENSES IN THE SPHERE OF LEGAL AND ILLEGAL DRUG TRAFFICKING

XVI международная научно-практическая конференция (г. Красноярск, 18-19 апреля 2013 г.)

УДК 343.9

Дмитрий Дмитриевич НЕВИРКО,

заместитель начальника Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск) по научной работе, доктор социологических наук, профессор

Владимир Ефимович ШИНКЕВИЧ,

профессор кафедры оперативно-розыскной деятенльности Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), доктор социологических наук, доцент

СОСТОЯНИЕ НАРКОСИТУАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ: ПО ИТОГАМ XVI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ

КОНФЕРЕНЦИИ

Статья подготовлена по итогам XVI международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков», прошедшей 18-19 апреля 2013 г. в Сибирском юридическом институте ФСКН России. Представлены криминологическая характеристика и краткосрочный прогноз наркопреступности в Сибирском федеральном округе. Раскрыто основное содержание рекомендаций научного форума.

Ключевые слова: наркопреступность, наркомания, криминогенная обстановка, прогноз наркопреступности, профилактика незаконного оборота наркотических средств.

Основу государственной антинарко-тической политики Российской Федерации, в том числе противодействия наркопреступлениям и иным правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков, образует Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Решение задач, указанных в Стратегии, безусловно, невозможно без анализа состояния наркоситуации, уровня и организации противодействия наркотизации и наркопреступности в обществе, который необходим для построения научно обоснованной и действенной системы предупреждения этих явлений и эффективной борьбы с наркоугрозой как в России в целом, так и в каждом отдельном ее регионе.

18-19 апреля 2013 года в Сибирском юридическом институте ФСКН России прошла XVI международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков».

Непосредственное участие в работе конференции приняли делегации Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Кыргызской Республики, Исламской Республики Пакистан, представители департаментов, образовательных и научных организаций ФСКН России, сотрудники теор-риториальных органов ФСКН России и иных правоохранительных органов, управлений аппаратов ГАК по Уральскому и Сибирскому федеральным округам, ученые-правоведы, профессорско-преподавательский состав юридических и медицинских вузов, представители международных и общественных организаций, а также другие специалисты в области противодействия наркомании и наркопреступности. С приветствием участников конференции выступили заместитель губернатора Красноярского края — заместитель председателя ан-тинаркотической комиссии Красноярского края И.В. Черноков, заместитель начальника Управления аппарата Государственного антинаркотического комитета по Си-

бирскому федеральному округу генерал-майор полиции А.В. Степанов, начальник Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю генерал-лейтенант полиции С.В. Гапонов, начальник Следственного управления Государственной службы по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики полковник полиции Б.И. Суйумба-ев, начальник Управления «Н» 5 Департамента Комитета национальной безопасности Республики Казахстан И.А. Сабетов, представитель делегации Исламской Республики Пакистан старший суперинтендант полиции Карачи полковник Иршад Али Раза, советник Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности -заместитель Секретаря Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ М.Г. Мелихов, Главный нарколог Минзд-равсоцразвития России Е.А. Брюн.

Работа научного форума проходила как в режиме пленарных заседаний, так и по пяти секциям: «Гуманитарные и общеправовые вопросы противодействия преступности в сфере легального и незаконного оборота наркотиков», «Уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и криминологические проблемы борьбы с преступностью в сфере легального и незаконного оборота наркотиков», «Уголовно-процессуальные и административно-правовые проблемы противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков», «Оперативно-розыскные проблемы борьбы с преступностью в сфере легального и незаконного оборота наркотиков», «Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений в сфере легального и незаконного оборота наркотиков».

Большой интерес у присутствующих вызвали доклады, которые были представлены в ходе первого пленарного заседания. Заместитель начальника Сибирского юридического института по научной работе д.с.н., профессор Д.Д. Невирко в док-

ладе «Состояние наркоситуации в Российской Федерации и основные направления ее профилактики» в целом охарактеризовал наркоситуацию в России, обратил внимание на значимость многофакторного системного подхода к характеристике и оценке наркоситуации как социального явления, где в качестве факторов, обуславливающих наркоситацию в Российской Федерации, выступают как социальные, так и связанные с ними географические, климатические, физиологические условия, явления и процессы. Для адекватной оценки наркоситуации в обществе большое значение имеют мониторинговые исследования, которые позволяют говорить о возникновении устойчивых тенденций наркоситуации в современном российском социуме. Профессор Д.Д. Невирко обратил внимание участников научного форума также на то, что в сфере правоохранительной составляющей наркоситуации важнейшей тенденцией сегодня выступает постепенный отход от полицейско-карательной модели противодействия наркоугрозе к социальной концепции противодействия незаконному обороту наркотиков, заключающейся в повышении роли общественных и реабилитационных механизмов работы с наркозависи-мыми, формировании эффективной наркологической помощи. Докладчиком были представлены предложения по выработке мер комплексного системного воздействия на наркоситуацию, а с учетом погрешностей ранее сформированных прогнозов и на основании количественно-качественных ее показателей сформулированы некоторые предположения по развитию наркоситуации в 2013-2014 гг.

Начальник Управления ФСКН России по Красноярскому краю С.В. Гапонов выступил с докладом «О принимаемых мерах и задачах по эффективному противодействию правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков на современном этапе», в котором отметил, что антинарко-тическая деятельность органов власти Красноярского края, местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти в регионе направлена на выпол-

нение задач, определенных Стратегией антинаркотической политики Российской Федерации. Проанализировав наркоситуацию в крае, С.В. Гапонов сказал, что по итогам 2011 г. почти на 8% снизилось количество лиц, состоящих на наркологическом учете, и эта тенденция сохранилась в 2012 г., однако уровень заболеваемости наркоманией в крае продолжает превышать среднероссийский на 6%, и Государственный антинаркотический комитет оценивает наркоситуацию в регионе как тяжелую, отметил рост популярности новых видов психоактивных веществ, так называемых «дизайнерских наркотиков», распространение наряду с синтетическими наркотиками их аналогов и производных, высказал озабоченность тем, что наркобизнес отслеживает изменения законодательства и своевременно перестраивается, вбрасывая на рынок новые виды «синтетики». Докладчиком была отмечена результативность и эффективность деятельности по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на основе выстроенного взаимодействия силовых структур и органов власти края. Совместно с правоохранительными органами края реализован ряд межведомственных оперативно-профилактических операций: «Мак», «Канал», «Север», «Трасса», «Мак — Енисейский Меридиан». Уничтожены около 1400 очагов дикорастущей конопли площадью около 6,5 тыс. га.

Для снижения уровня рецидивной преступности Управлением ФСКН России по Красноярскому краю поддержана инициатива Главного управления ФСИН России по Красноярскому краю о создании общественной Службы социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В январе 2013 г. руководителями Управления ФСКН России по Красноярскому краю, Главного управления ФСИН России по Красноярскому краю, Главного управления МВД России по Красноярскому краю, агентства труда и занятости, Министерства социальной политики края, Сибирского федерального университета, а также представителями

духовенства подписано соответствующее региональное соглашение, регламентирующее цели и задачи Службы, определяющее порядок деятельности взаимодействующих структур. В заключение доклада большое внимание С.В. Гапонов уделил анализу ряда проблем по основным направлениям деятельности, решение которых во многом сможет обеспечить успешность противодействия наркоугрозе.

С раскрытия известных мировой практике моделей противодействия незаконному обороту наркотиков начал доклад «Актуальные направления противодействия наркопреступлениям и правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков» начальник кафедры уголовного права и криминологии СибЮИ ФСКН России к.ю.н., доцент С.М. Мальков, отметив ценность и рациональность модели, принятой в России, в основе которой заложены основные идеи Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Высказав ряд предложений, направленных на достижение целей, обозначенных в Стратегии, С.М. Мальков обосновал необходимость ужесточения контроля за выдачей лицензий лечебным учреждениям на оказание медицинской помощи наркозависимым, запрета рекламы быстрых методов лечения от наркомании, активизации практики лишения лицензий учреждений, нарушающих условия лицензирования, высказал определенную тревогу по поводу увеличения фактов лечения наркозависимых лиц народной медициной, предложил закрепить запрет на предоставление услуг по лечению нарко-зависимых с применением методов народной медицины.

Не менее интересными и содержательными были доклады и выступления на секциях, которые работали в формате научного форума. В выступлении «Оказание наркологической помощи» доктор медицинских наук, профессор Е.А. Брюн последовательно изложил факторы риска развития зависимости от психоактивных веществ, особенности вовлечения в наркотизацию, механизмы формирования наркологическо-

го расстройства и возможности воздействия на потребителей наркотических средств и психотропных веществ, а также наркоза-висимых лиц, в том числе с использованием социального прессинга. Он особо подчеркнул значимость разграничения потребителей психоактивных веществ в зависимости от уровня наркопроблемы и степени их вовлеченности в криминальную деятельность, акцентировал внимание на соблюдении прав наркопотребителей и больных наркоманией, в том числе трудовых. Докладчик остановился на проблемных вопросах оказания наркологической помощи больным, отметил, что позитивные тенденции последних лет должны развиваться, при этом стоит основное внимание уделять мерам опережающей профилактики, что, согласно мировому опыту, дает наибольший эффект.

Кандидат юридических наук М.Г. Мелихов в выступлении на тему «Организация договора о коллективной безопасности: коллективные меры, направленные на снижение наркодавления в Евразийском регионе» выказал мысль о том, что тенденции в развитии наркоситуации в государствах-членах Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) связаны с масштабной экспансией наркотических средств из-за рубежа, они напрямую затрагивают интересы коллективной и национальной безопасности России и ее союзников. Он рассказал о принимаемых Советом коллективной безопасности, Советом министров иностранных дел и Комитетом секретарей советов безопасности ОДКБ мерах, позволивших интенсифицировать работу в данном направлении, придать ей системный, наступательный, а главное -практический характер, отметил эффективность действий Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ под руководством директора ФСКН России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.П. Иванова. Г.М.Мелихов подробно остановился на эффективности в деле противодействия наркоугрозе выполнения решения глав государств-членов ОДКБ от 5

сентября 2008 г., в соответствии с которым операции «Канал» придан статус региональной антинаркотической операции ОДКБ постоянного действия. В рамках операции решаются вопросы интеграции правоохранительных систем государств-членов Организации, совершенствования взаимодействия компетентных органов стран, территория которых используется наркодельцами в целях нелегального производства, транзита и сбыта подконтрольных препаратов. В качестве иллюстрации к сказанному докладчик привел итоги антинаркотической операции «Канал-Транспорт», проведенной с 17 по 20 декабря 2012 г., обратил внимание на то, что наработки этой операции наглядно демонстрировали готовность к практическому сотрудничеству в борьбе с наркотрафиком даже тех государств, которые не проявляют интереса к взаимодействию в вопросах обеспечения безопасности по другим направлениям. В заключение докладчик отметил, что это обстоятельство необходимо использовать в полной мере.

С большим интересом участники научного форума слушали выступления доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации

Н.С. Железняка, доктора медицинских наук Т.В. Коробициной, доктора юридических наук, доцента Н.Н. Цуканова (СибЮИ ФСКН России), доктора юридических наук, профессора Н.В. Щедрина (СФУ), доктора юридических наук, профессора И.М.Середы (Иркутский юридический институт (филиал) Российской правовой академии Минюста России), кандидата юридических наук О.А.Беларёвой (Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета), кандидата юридических наук, доцента

тамент специального и криминалистического обеспечения ФСКН России), кандидата юридических наук, профессора К.В. Ха-рабета (НИЦ ФСКН России), Ю.В. Куба-ревой (Управление ФСКН России по Нижегородской области), И.С. Золкина (Аппарат Государственного антинаркотическо-го комитета ФСКН России), А. А. Рябцева (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации), А.С. Дроздова (Управление ФСКН России по Псковской области), А. Ф. Кан (Управление ФСКН России по Иркутской области) и многих других.

По результатам обсуждения докладов и выступлений, сделанных участниками в ходе работы пленарных и секционных заседаний, были выработаны и одобрены участниками рекомендации по различным направлениям антинаркотической деятельности.

В области гуманитарных и организационно-правовых аспектов противодействия преступности в сфере легального и незаконного оборота наркотиков

1. Рассмотреть вопрос о проведении в 2014 году (сентябрь — октябрь) в СибЮИ ФСКН России международной научнопрактической конференции в формате Организации Договора о коллективной безопасности с приглашением представителей других государств.

2. Считать перспективным научным направлением проведение исследований в научных и образовательных учреждениях ФСКН России по проблемам антинаркоти-ческой безопасности и международного сотрудничества, в том числе в рамках ОДКБ, а также оценки социально-экономического ущерба от наркотизма.

3. Разработать единый межведомственный механизм мониторинга наркоситуации и систему информационного обеспечения в странах — членах ОДКБ.

4. Признать необходимым принятие на федеральном уровне закона об основах профилактики наркомании, токсикомании

и алкоголизма, а также соответствующих законов о профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма во всех субъектах Российской Федерации.

5. Завершить формирование в 2013 г. антинаркотическими комиссиями и органами исполнительной власти субъектов РФ региональных межведомственных программ комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ.

6. Считать приоритетными направлениями реализации государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» в субъектах Российской Федерации создание:

— нормативно-правовой основы организации процесса реабилитации и ресоциализации различных групп потребителей наркотических средств и психотропных веществ;

— унифицированных программ реабилитации и ресоциализации;

— системы подготовки кадров (специалистов наркологов-психиатров, психологов, специалистов по социальной работе) для обеспечения реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ;

— системы мер по координации деятельности общественных движений, в том числе волонтерских, организаций, некоммерческих и бизнес структур для проведения профилактических мероприятий, мер социализации и ресоциализации граждан, попавших в трудные жизненные ситуации.

7. В качестве основных направлений совершенствования деятельности антинар-котических комиссий и процесса координации субъектов антинаркотической деятельности в целом считать:

— наделение антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований правами по организации разработки и проведению экспертизы проектов долгосрочных целевых антинаркотических программ (планов) регионального (муниципального) уровня, а

также по осуществлению мониторинга их реализации;

— организацию системы практической и методической помощи муниципальным ан-тинаркотическим комиссиям представителями аппаратов АНК в субъектах Российской Федерации и территориальных органов ФСКН России, в том числе путем выезда в отдаленные муниципальные районы;

— разработку механизма регулярного информационного обмена между антинар-котическими комиссиями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по вопросам, входящим в их компетенцию;

— закрепление решений комиссии в нормативных правовых актах органов исполнительной власти (в части, их касающейся) для придания решениям антинарко-тической комиссии обязательного характера.

8. Считать в качестве приоритетных комплексные научные исследования в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров среди несовершеннолетних и молодежи, защите прав и интересов последних, профилактики безнадзорности и беспризорности, а также предупреждения иного асоциального поведения среди данной группы населения.

9. Важным направлением противодействия наркопреступности считать совершенствование нормативно-правовой базы по различным направлениям деятельности (и практики ее применения), регулирующей межведомственное взаимодействие ФСКН России с другими правоохранительными органами, прежде всего МВД России и Пограничной службой ФСБ России, а также Министерством обороны Российской Федерации, в целях повышения эффективности пресечения наркопреступлений.

10. На базе научных, научно-исследовательских и образовательных учреждений ФСКН России на постоянной основе организовать научный анализ данных общероссийского мониторинга наркоситуации (страна, федеральный округ, субъект федерации) в интересах разработки рекомендаций для принятия управленческих решений.

11. Признать необходимой в целях снижения интенсивности ввоза на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров оптимизацию паспортно-визового режима со странами, входящими в СНГ, отмену упрощенного режима получения российского гражданства.

12. Акцентировать внимание на необходимости активизации антинаркотической профилактической работы в образовательных организациях с систематической профессиональной аналитической оценкой результативности проводимых мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Считать особо значимой деятельность по конструктивному взаимодействию государственного антинаркотического комитета, антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований со СМИ для проведения антинаркотической пропаганды и просвещения в рамках реализации мероприятий первичной профилактики наркомании, по предупреждению пропаганды наркопотребления в публикуемых материалах.

В области уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и криминологических аспектов борьбы с преступностью в сфере легального и незаконного оборота наркотиков

1. Считать приоритетной раннюю профилактику наркопреступлений и преступлений, обусловленных потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров и иных психоактивных веществ, а также наркоделиктов.

2. С учетом требований практики и сложившейся наркоситуации и современных научных разработок в области противодействия наркопреступности, разработать предложения по совершенствованию уголовного антинаркотического законодательства в рамках проекта Концепции уголовной политики Российской Федерации.

3. Признать необходимым дальнейшее совершенствование уголовно-правовых норм в части:

— ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных

веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества;

— дифференциации уголовной ответственности за ношение и хранение наркотических средств и психотропных веществ в следственном изоляторе или исправительном учреждении;

— альтернативной и дифференцированной ответственности наркопотребителей.

4. Учитывая актуальность проблемы, признать целесообразность активизации предупреждения наркопреступности в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, где предусмотрена военная служба, а также в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, признав целесообразным:

— разработку программ противодействия наркомании и наркопреступности в каждом из министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба;

— внесение соответствующих изменений и дополнений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года;

— введение в практику работы прохождение осужденным, признанным больным наркоманией, антинаркотических реабилитационных программ, максимально учитывающих индивидуальные особенности лица, отбывающего наказание.

В области уголовно-процессуальных и административно-правовых аспектов противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков

1. Обозначить в качестве основных направлений совершенствования законодательства об административной ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотиков:

— адаптацию к современным правовым условиям правового режима медицинского

освидетельствования лиц, незаконно потребляющих наркотики, а также правового режима медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией, осуществляемых в соответствии с положениями Федерального закона от 8 января 1998 г. №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах».

— включение в Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шенях норм об административной ответственности непосредственно за:

отказ от выполнения требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

появление в общественном месте в состоянии одурманивания, вызванном незаконным потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

— наделение сотрудников органов наркоконтроля правом возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в случаях нарушения аптечными учреждениями и их работниками правил отпуска соответствующих препаратов.

2. В сфере оптимизации уголовно-процессуального законодательства, практики его применения в части борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров:

— отметить, что уголовно-процессуальное регулирование стадии возбуждения уголовного дела в существующем виде не обеспечивает правовыми средствами закрепление на этом этапе информации, имеющей доказательственное значение, и не содержит необходимых и достаточных гарантий прав и законных интересов личности, которые затрагиваются в ходе «дослед-ственной проверки»;

— признать целесообразной существенную коррекцию концептуальных положе-

ний Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части:

введения в ст. 6 УПК РФ неоправданно «забытых» законодателем положений о защите интересов общества и государства от преступных посягательств;

совершенствования норм, регулирующих порядок представления доказательств органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, правила оценки допустимости таких сведений;

пересмотра концептуальных подходов к правовому регулированию стадии возбуждения уголовного дела, руководствуясь при этом здравым смыслом, реальными потребностями правоприменительной практики и богатым положительным опытом законодательства как многих зарубежных стран, так и России;

— признать, что предусмотренный главой 40.1 УПК РФ порядок заключения досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым (обвиняемым) нуждается в существенном изменении в силу явных существенных пробелов и противоречий с другими положениями уголовно-процессуального законодательства;

— обратить внимание руководителей правоохранительных органов и органов прокуратуры на необходимость приведения управленческих решений и инструктивных документов, регламентирующих вопросы организации расследования преступлений и взаимодействия служб и подразделений в процессе осуществления этой деятельности, в соответствие действующему уголовно-процессуальному законодательству в части:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обоснованности возбуждения уголовных дел;

передачи уголовных дел и сообщений о преступлениях по подследственности;

выделения материалов уголовных дел в отдельное производство;

применения мер процессуального принуждения;

прекращения уголовного дела (уголовного преследования);

возвращения судом уголовного дела прокурору.

В области оперативно-розыскных проблем борьбы с преступностью в сфере легального и незаконного оборота наркотиков

1. В рамках совершенствования системы правового регулирования деятельности сотрудников оперативных подразделений ФСКН России инициировать разработку Федерального закона «О Федеральной службе по контролю оборота наркотиков», определяющего полномочия органов наркоконтроля, которые позволили бы оперативным сотрудникам оказывать эффективное противодействие современным наркоугрозам.

2. С целью обеспечения эффективности оперативно-розыскной профилактики и противодействия наркопреступности ФСКН России инициировать разработку Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» третьего поколения, предусматривающего:

— наличие отдельной статьи, содержащей основные понятия, используемые в данном нормативном правовом акте;

— ознакомление на основании судебного решения с информацией, составляющей банковскую, коммерческую, нотариальную, врачебную и иную охраняемую законом тайну, в отношении которой законодателем установлен специальный порядок ее получения.

3. Акцентировать внимание, что современное состояние социально-правовой защиты лиц, оказывающих содействие органам наркоконтроля и иным субъектам оперативно-розыскной деятельности, не отвечает потребностям практики, а ее механизм нуждается в существенном совершенствовании.

4. В целях совершенствования деятельности по противодействию наркопреступности с использованием среды Интернет, с учетом непрерывного обновления информационных технологий, предложить Департаменту кадрового обеспечения ФСКН

России организовать разработку учебного курса повышения квалификации на базе одного из научно-исследовательских или образовательных учреждений ФСКН России для сотрудников оперативных подразделений органов наркоконтроля, осуществляющих деятельность с использование интернет-пространства.

В области криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений в сфере легального и незаконного оборота наркотиков

1.Считать актуальной задачей совершенствование методик расследования преступлений, связанных со сбытом наркотических средств, передача которых происходит бесконтактным способом, в том числе с использованием современных систем телекоммуникации.

2. Продолжить работу по совершенствованию технических средств и методов обнаружения, фиксации, изъятия, упаковки и предварительного исследования наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, в том числе современных высокоэффективных методов их оперативного определения.

3. Признать необходимой корректировку понятия «производные наркотических средств и психотропных веществ», нормативное закрепление которого не в полной мере решило задачу противодействия их незаконному обороту.

4. Продолжить работу по обеспечению мер временного запрета оборота на территории Российской Федерации новых психоактивных веществ, которые по своему строению не могут быть формально отнесены к категории производных.

В целом конференция явилась демонстрацией возможностей по консолидации научных знаний и практического опыта российских и зарубежных ученых, практиков в решении одной из сложнейших проблемы современности — противодействия незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ.

МОСКВА, 5 апр — РАПСИ. Подчинение Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральной миграционной службы (ФМС) Министерству внутренних дел России повысит эффективность их работы, а также позволит снизить расходы на финансирование центрального аппарата, считает член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов («Единая Россия»), передает РИА Новости.

Президент России Владимир Путин во вторник заявил о переводе ФСКН и ФМС в подчинение МВД.

«Учитывая, что все три организации постоянно должны друг с другом взаимодействовать, при переходе в одну структуру снизятся расходы на финансирование центрального аппарата. Также будет возможность более эффективно организовывать взаимодействие между службами. Таким образом, повысится общая эффективность работы», — сказал Костунов РИА Новости.

При этом, по его мнению, высвобожденные средства могут быть перераспределены на работу на местах, на обеспечение тех сотрудников, которые непосредственно раскрывают преступления, осуществляют миграционный контроль и борются с наркоторговлей.