1С реестр муниципального имущества

Содержание

Список функциональных возможностей программы

Все функции, прописанные в протоколе данной программы, полностью отвечают требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации по вопросам имущества.

І. Программные возможности

1) Занесение и хранение информации об имущественных объектах, а так же их владельцев или арендателей (формирование карт учета).

2) Занесение в реестр объекты имущества для их последующего учета.

3) Документальное сопровождение процессов передачи объектов имущества в государство, из государства к правообладателю, между правообладателями.

4) Регистрация изменений уже внесенной информации об имущественных объектах и их правообладателях.

5) Создание арендного фонда из соответствующих имущественных объектов, который позволяет передать данный объект в аренду.

6) Регистрация объектов имущества, которые имеют какие-то обременения (ограничения).

7) Создание договоров аренды с последующей возможностью изменения условий заключения данных договоров.

8) Начисление платежей по заключенным договорам аренды.

9) Автоматический расчет пеней и неустоек за несвоевременные платежи по договорам аренды.

10) Создание выписок из госреестров имущества (в т.ч. муниципального).

11) Автоматическое создание статотчетности по имущественным объектам и их правообладателям. При необходимости предоставляется возможность их распечатать. Данная отчетность позволяет получить выборку информации из любого раздела госреестра имущества, при этом перечень предоставляемой информации может корректироваться пользователем.

12) Создание отчетов по арендному фонду и имуществу, на которое наложено обременение. Отчет позволяет проанализировать сведения относительно объектов, на которые наложены ограничения, или же которые могут передаваться в аренду. Отчет также позволяет мониторить термины действия договоров, при необходимости их перезаключать.

13) Формирование отчетов по взаиморасчетам между казной и арендателями.

ІІ. Обмен данных

1. Загрузка и анализ сведений от правообладателей, у которых на учете состоит объект имущества.

  • программа позволяет выгружать и затягивать файлы, которые находятся в формате XML. При загрузке формируется специальный документ, который и отображает содержимое файла;
  • реализована функция поэтапной загрузки и анализа сведений, что помогает обработать часть информации, а потом только приступить к анализу данных;
  • при загрузке файла можно выбирать список реквизитов, которые необходимо обработать;
  • при загрузке информации от правообладателя автоматически создаются документы по поставке объекта имущества на учет.

2. Для органов статистики необходимая информация может выгружаться в DBF-формате.

3. Автоматическая загрузка различных классификаторов при заведении карточек учета на имущественные объекты и их правообладателей (ОКВЭД, ОКОГУ, ОКОНХ, ОКОПФ, ОКФС и классификатор использования земель).

Сервисные возможности

Пользователь при необходимости может выбрать режим «Архива», что позволяет создавать и изменять карточки объектов учета, создавать различные аналитические и статистические отчеты по объектам имущества и правообладателям.

1С:Реестр гос. и муниципального имущества

I Описание функциональных особенностей

1. Формирования и хранения сведений об объектах имущества и лицах, обладающих правами на объекты имущества, включая формирование соответствующих карт учета, в которых:

  • Реализована возможность внесения и хранения полного перечня реквизитов объектов имущества и лиц, обладающих правами на объекты имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №447 от 16.07.2007 «О совершенствовании учета Федерального Имущества».
  • Реализована опциональная возможность пользовательской настройки использования/не использования тех или иных реквизитов
  • Реализована возможность формирования иерархической структуры подчиненности (выделения подобъектов в составе объекта) для объектов недвижимого имущества
  • Реализована возможность просмотра полной информации об операциях с данным объектом учета
    • Для объектов имущества это сведения об изменении состава (принадлежности объектов имущества), о нахождении на учете/снятии с учета в реестре, о помещении/исключении объекта из арендного фонда, а также сведения о регистрации обременений (ограничений) на объект имущества.
    • Для лиц, обладающих правами на объекты имущества, это информация о состоящих на его учете объектах имущества, с детализацией данной информации до документов-движений
  • Реализована возможность прикрепления электронных вариантов документов, с последующим возможным просмотром их содержимого для таких реквизитов как, документы-основания, документы регистрации прав собственности, документов регистрации вещных прав. Также предусмотрено автоматическое формирование наименования документов по определенному шаблону.
  • Реализована возможность оформления всех операций с объектами имущества, и лицами, обладающими правами на объекты имущества непосредственного из карточки объекта. На каждую операцию формируется соответствующий документ, с указанием документов-оснований, все сформированные документы, хранятся в соответствующих журналах.
  • В формах списков объектов имущества реализована возможность установления быстрого отбора объектов, состоящих на учете конкретного правообладателя, или отбор объектов, состоящих на учете в казне.
  • Реализован механизм формирования печатной формы карточки объекта имущества, или лица, обладающего правами на объекты имущества, по формату, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации №447 от 16.07.2007 «О совершенствовании учета Федерального Имущества».

2. Постановки объектов имущества, а также лиц, обладающих правами на объекты имущества на учет в реестр.

  • Реализована возможность выбора вида операции постановки на учет (постановка на учет в казну, либо постановку на учет правообладателя), причем при постановке на учет правообладателя, есть возможность указания соответствующего вещного права.
  • Реализована возможность автоматического формирования реестрового номера объекта учета, в соответствии с разделом реестра имущества, которому принадлежит данный объект учета.

3. Снятия объектов имущества и лиц, обладающих правами на объекты имущества, с учета в реестре.

  • При снятии с учета лица, обладающего правами на объекты имущества, реализован механизм контроля наличия состоящих на его учете объектов имущества.
  • Реализована возможность формирования печатной формы «Записи о прекращении права собственности на имущество»

4. Передачи объектов имущества от правообладателя в казну, из казны правообладателю, а также между правообладателями. При оформлении данной операции реализована возможность автоматического формирования списка объектов, состоящих на учете выбранного правообладателя (казны), и указания конкретных объектов из этого списка, для оформления операции передачи объектов имущества.

5. Регистрации изменений сведений об объектах имущества и лицах, обладающих правами на объекты имущества.

  • Реализована возможность фонового формирования документов — регистраторов изменения сведений об объектах учета, при изменении тех или иных реквизитов в карточке объекта учета.

6. Формирования арендного фонда из объектов имущества, для последующей сдачи объектов имущества в аренду.

  • При включении объекта имущества в арендный фонд, реализован механизм контроля повторного включения в арендный фонд, а также контроля существующих ограничений (обременений) на включаемый объект имущества.
  • При исключении объекта имущества из арендного фонда, реализован механизм контроля нахождения объекта имущества в арендном фонде, контроля повторного исключения из арендного фонда, а также контроля существующих, действующих договоров аренды на объект имущества.

7. Регистрации обременений (ограничений) на объекты имущества.

  • При регистрации обременения (ограничения) на объект имущества реализован механизм контроля нахождения объекта имущества в арендном фонде, это означает что на объект, находящийся в арендном фонде может быть зарегистрировано только обременение с видом «Аренда».
  • Также, при регистрации обременения (ограничения) на объект имущества реализован механизм контроля уже имеющихся обременений (ограничений) на объект имущества.

8. Формирования договоров аренды на объект имущества, с указанием условий заключения договоров аренды.

  • При оформлении договора аренды на объект имущества происходит контроль нахождения объекта имущества в арендном фонде, и зарегистрированном на него обременении с видом «Аренда».
  • Реализована возможность дополнения условий оплаты по договору аренды, с указанием действующего на данный момент условия оплаты, для включения его в механизмы формирования начислений и сумм оплаты по договору аренды.
  • При оформлении условий оплаты по договору аренды, помимо указаний сроков, периодичности, сумм начислений платежей, имеется возможность указания параметров начисления пеней по данному договору.

9. Формирования начислений платежей по договору аренды

  • При формировании начислений платежей по договору аренды реализована возможность автоматического выбора и контроля недоначисленных сумм платежей по данному договору аренды.
  • Реализован механизм автоматического формирования (переформирования) документов начислений платежей по договорам за определенный период, с возможностью указаний конкретного плательщика или конкретного объекта имущества.

10. Учета и распределения поступивших платежей по договорам аренды, с автоматическим формированием и расчетом сумм пеней по просроченным начислениям платежей.

  • Реализован механизм автоматического распределения поступившей от плательщика суммы платежа, по неоплаченным начислениям, с одновременным формированием и расчетом суммы пеней по просроченным начислениям, и при наличии достаточной суммы платежа, распределения остатка суммы платежа по сформированным начислениям пеней.
  • Также, реализован механизм учета предоплаты по договору аренды, с последующим распределением суммы предоплаты по соответствующим начислениям платежей.
  • Реализован механизм сторнирования (перераспределения) сумм оплаты между различными договорами аренды.

11. Формирования выписки из реестра государственного и муниципального имущества.

  • Реализована возможность формирования выписки из реестра имущества, как по конкретном объекту имущества (с выводом значений всех реквизитов объекта имущества), так и по списку объектов имущества, состоящих на учете выбранного правообладателя.

12. Формирования, вывода на печать статистической отчетности по объектам имущества и лицам, обладающим правами на объекты имущества. Данная отчетность предназначена для получения выборки сведений из любого раздела реестра имущества, с указанием пользователями набора выводимой информации, установления отбора, по любым реквизитам объектов имущества, и лиц, обладающих правами на объекты имущества. Для реквизитов, имеющих числовое значение, подводятся сводные итоги.

13. Формирования вывода на печать отчета по арендному фонду, а также сведений о зарегистрированных ограничениях (обременениях) на объекты имущества. Отчет предназначен для анализа сведений о: действующих, завершенных обременениях (ограничениях) на объекты имущества, состоянии арендного фонда, возможных объектов для сдачи в аренду, объектов которые сданы в аренду, объекты у которых закончились (или подходят к концу) сроки действия договоров аренды. 14. Формирования вывода на печать ведомости по начислениям и оплате договоров аренды. Данный отчет позволяет в разрезе плательщиков, договоров аренды, объектов имущества, документов начислений анализировать остатки сумм по договорам аренды, начисленные суммы, оплаченные (неоплаченные) суммы начислений платежей/пеней по договорам аренды. II Обмен данными
1. В конфигурации реализована возможность загрузки и анализа сведений от правообладателей о состоящих на учете объектах имущества.

  • Процесс загрузки и анализа сведений реализован посредством загрузки XML-файла, в строго определенном формате. В процессе загрузки формируется специальный документ, отображающий содержимое файла, обработанные данные, необработанные данные.
  • Наличие специального документа позволяет реализовать поэтапную загрузку и анализ сведений, что позволяет, обработав часть информации, в последствии, вернуться к анализу и приступить к обработке оставшейся информации.
  • Реализован механизм контроля корректности содержимого XML-файла, если файл содержит некорректные названия реквизитов, они обработаны не будут.
  • В процессе загрузки реализована возможность пользовательского указания списка тех реквизитов, которые подлежат дальнейшей обработке, тем самым, если возникла необходимость уточнения некоторых реквизитов, они могут быть пропущены, и обработаны после уточнения их значений.
  • В результате загрузки сведений от правообладателя формируются документы постановки на учет, для новых объектов, либо документы изменения сведения об объектах имущества, если объекты были найдены в соответствующих разделах реестра.

2. В конфигурации реализована возможность выгрузки сведений в DBF-формате о правообладателях, для последующего представления сформированных сведений в органы статистики.

3. При заполнении карт учета на объекты имущества или лиц, обладающих правами на объекты имущества, реализована возможность автоматической загрузки следующих классификаторов:

  • Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)
  • Общероссийского классификатора органов государственного управления (ОКОГУ)
  • Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ)
  • Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ)
  • Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС)
  • Классификатор видов использования земель

III Сервисные возможности

В конфигурации реализована возможность работы в системе в режиме «Архив». Для получения возможности работы с конфигурацией пользователю, работающему в системе, должны быть назначены специальные права. Данная возможность позволяет просматривать карточки объектов, формировать аналитическую и статистическую отчетность по объектам имущества, и лицам, обладающими правами на объекты имущества, которые были сняты с учета в реестре.

Имущество казны: особенности учета (Мишанина М.)

Государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет казну соответствующего публично-правового образования. Такое имущество в целях сохранности и эффективного использования числится на балансе органов государственной власти (местного самоуправления), на которые возложены функции управления и распоряжения им. Какие объекты имущества учитываются в составе казны? Какие документы служат основанием для включения (исключения) имущества в состав казны? Как отражаются в бюджетном учете операции, связанные с поступлением, выбытием, внутренним перемещением объектов казны?

Источники формирования и состав казны

Исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ, казну муниципального образования, на законодательном уровне не определен. Источники формирования и состав имущества казны устанавливаются нормативными правовыми актами собственника.

К сведению. В соответствии со ст. 125 ГК РФ права собственника имущества казны от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, предусмотренной актами, определяющими статус таких органов. При этом в случаях и в порядке, установленных законодательством (федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Источниками формирования казны может быть имущество:

— созданное или приобретенное за счет средств соответствующего бюджета;

— переданное безвозмездно юридическими и физическими лицами;

— переданное в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности на федеральную, субъекта РФ и муниципальную;

— собственник которого неизвестен (бесхозяйное имущество);

— конфискованное, арестованное, залоговое;

— исключенное на законном основании из хозяйственного ведения и оперативного управления предприятий и учреждений;

— оставшееся после ликвидации предприятий и учреждений;

— поступившее по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Как правило, в составе казны учитываются следующие объекты:

— недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, помещения, в том числе объекты незавершенного строительства, оборудование, транспортные средства и др.);

— драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и иные ценности, а также самородки драгоценных металлов и драгоценных камней, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия);

— нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности, в том числе все виды программ для ЭВМ, баз данных, изобретений и т.д.);

— непроизведенные активы (земля, недра, естественные биологические ресурсы, водные ресурсы и др.);

— материальные запасы.

Документальное оформление операций по движению объектов казны

Документом, подтверждающим право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования на имущество казны, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. Он представляет собой информационную систему, содержащую перечень объектов казны и сведения, характеризующие эти объекты.

Реестр объектов казны содержит следующую информацию об имуществе:

— реестровый номер объекта;

— кадастровый номер объекта (при его наличии);

— балансодержатель объекта;

— основания для включения в реестр;

— наименование объекта;

— местонахождение объекта (кадастровый номер при наличии);

— площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства объекта;

— способ поступления;

— балансовую стоимость объекта;

— об износе (амортизации);

— принятые решения по передаче имущества в пользование, исключению из состава казны, возврату в казну;

— другие сведения, соответствующие требованиям действующего законодательства.

Основанием для включения, исключения объектов из данного реестра, внесения изменений и дополнений в сведения об объектах имущества казны являются следующие документы:

— правовые акты (постановления, распоряжения, решения) органов государственной власти, местного самоуправления;

— свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект;

— договоры купли-продажи, мены, дарения и др.;

— товарные накладные, акты выполненных работ;

— акты о приеме-передаче имущества, извещения;

— акты об оценке стоимости имущества;

— решения судов, вступившие в законную силу;

— иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами собственника имущества.

Бюджетный учет имущества казны

Порядок ведения учета имущества казны. Объекты имущества государственной казны РФ, субъектов РФ, муниципальной казны муниципальных образований в силу положений ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» являются объектами бухгалтерского учета. Их учет организуется в целях:

— обеспечения своевременного, оперативного отражения изменений в составе и характеристиках имущества, составляющего казну;

— проведения анализа использования имущества;

— контроля за сохранностью и использованием имущества по его целевому назначению.

Порядок бюджетного учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну, изданным с учетом требований Инструкций N N 157н <1>, 162н <2> и законодательства РФ (далее — правовой акт по бюджетному учету казны).

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

По общему правилу нефинансовые активы, входящие в состав казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» (п. 141 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н):

— 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;

— 0 108 52 000 «Движимое имущество, составляющее казну»;

— 0 108 53 000 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»;

— 0 108 54 000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;

— 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;

— 0 108 56 000 «Материальные запасы, составляющие казну».

Такие объекты имущества отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества (п. 143 Инструкции N 157н).

В свою очередь, правовым актом по бюджетному учету казны может быть предусмотрено ведение инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны по аналогии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 157н, а также в соответствии с порядком ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества (п. 145 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 20.03.2015 N 02-07-10/15686).

Обратите внимание! Данные регистров бухгалтерского учета об объектах, составляющих государственную (муниципальную) казну, на отчетную месячную дату должны быть сопоставимы с данными реестра государственного (муниципального) имущества (п. 145 Инструкции N 157н).

Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну, проводится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией. Переоценка активов в драгоценных металлах и драгоценных камнях, ювелирных и иных ценностях осуществляется в порядке, предусмотренном Минфином России (п. 28 Инструкции N 157н).

Амортизация имущества казны. По объектам нефинансовых активов, включенным в состав государственной (муниципальной) казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), амортизация отражается в размере сумм, учтенных (начисленных) последним правообладателем (п. 94 Инструкции N 157н).

Суммы амортизации, начисленной на объекты имущества казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 104 50 000 «Амортизация имущества, составляющего казну» (п. 89 Инструкции N 157н, п. 18 Инструкции N 162н):

— 0 104 51 000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»;

— 0 104 58 000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»;

— 0 104 59 000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны».

К сведению. Операции по амортизации имущества, составляющего казну, отражаются в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 97 Инструкции N 157н).

На объекты материальных и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется, аналитический учет по соответствующим счетам счета 0 104 50 000 не осуществляется, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны производит учреждение (правообладатель), получившее объект в оперативное управление, если иное не определено правовым актом по бюджетному учету казны. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, отраженной в реестре государственной (муниципальной) казны, и с учетом срока нахождения в составе имущества казны в порядке, предусмотренном п. п. 84 — 93 Инструкции N 157н. То есть к такому имуществу с момента выбытия его из состава имущества казны применяются общие правила начисления амортизации.

Поступление имущества в состав казны. Объекты нефинансовых активов принимаются в состав казны по их первоначальной (фактической) стоимости с одновременным принятием к учету в случае наличия суммы начисленной на объект амортизации (п. п. 23, 29 Инструкции N 157н).

Объекты имущества, стоимость которых при поступлении в состав казны, неизвестна или равняется нулю, подлежат обязательной оценке, которая осуществляется по общим правилам оценки нефинансовых активов.

К сведению. Учет операций по поступлению имущества, составляющего государственную казну, ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов или журнале по прочим операциям (п. 146 Инструкции N 157н).

Согласно п. п. 20, 38 Инструкции N 162н операции по безвозмездному получению имущества в состав казны следует отражать в учете следующими бухгалтерскими записями:

Дебет

Кредит

Поступило имущество в состав казны:

а) от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:

— на сумму первоначальной стоимости объекта

1 108 5x xxx

1 304 04 xxx

— на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 304 04 xxx

1 104 5x xxx

б) от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также от государственных и муниципальных организаций, иных организаций, за исключением государственных и муниципальных:

— на сумму первоначальной стоимости объекта

1 108 5x xxx

1 401 10 180

— на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 401 10 180

1 104 5x xxx

в) от учреждений разных уровней бюджетов:

— на сумму первоначальной стоимости объекта

1 108 5x xxx

1 401 10 151

— на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 401 10 151

1 104 5x xxx

г) от физических лиц по оценочной стоимости

1 108 5x xxx

1 401 10 180

д) от наднациональных организаций и правительств иностранных государств по первоначальной стоимости

1 108 5x xxx

1 401 10 152

е) от международных финансовых организаций по первоначальной стоимости

1 108 5x xxx

1 401 10 153

Пример 1. В рамках межбюджетных отношений в казну субъекта РФ передан автомобиль. Балансовая стоимость автомобиля составляет 400 000 руб., сумма начисленной амортизации по нему на момент включения в состав казны 250 000 руб.

В учете принимающей стороны (органа государственной власти) будут сделаны следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получен автомобиль в состав казны муниципального образования

1 108 52 310

1 401 10 151

400 000

Отражена ранее начисленная на автомобиль амортизация

1 401 10 151

1 104 58 410

250 000

Обращаем ваше внимание на то, что в Инструкции N 162н не указаны корреспонденции счетов по принятию в состав казны приобретенных (созданных) объектов имущества, бесхозяйного имущества, а также излишков имущества, выявленных в ходе проведения инвентаризации. Соответствующие бухгалтерские записи следует закрепить в правовом акте по бюджетному учету казны.

Предлагаем данные операции отражать в бюджетном учете следующими корреспонденциями счетов, составленными по аналогии с порядком принятия к учету иных нефинансовых активов:

Дебет

Кредит

Приняты в состав казны:

— приобретенные (созданные) объекты имущества по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, изготовлении хозяйственным способом

1 108 5x xxx

1 106 xx xxx

1 302 3x 730

— бесхозяйное имущество, излишки имущества по оценочной стоимости

1 108 5x xxx

1 401 10 180

Пример 2. По решению суда, вступившему в законную силу, в состав казны муниципального образования принят бесхозяйный объект недвижимого имущества (самовольная постройка). Текущая оценочная стоимость имущества установлена в размере 150 000 руб.

В бюджетном учете органа местного самоуправления сделаны следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принят в состав казны объект недвижимого имущества

1 108 51 310

1 401 10 180

150 000

Выбытие имущества из состава казны. При выбытии объектов из имущественной казны списанию подлежат их стоимость, а также в случае наличия сумма амортизации, начисленная на дату включения имущества в состав казны (п. 29 Инструкции N 157н).

К сведению. Учет операций по выбытию имущества, составляющего казну, ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 146 Инструкции N 157н).

В соответствии с п. п. 20, 38 Инструкции N 162н операции по выбытию имущества из состава казны следует отражать в учете следующими бухгалтерскими записями:

Дебет

Кредит

Безвозмездная передача учреждениям и организациям

Отражена безвозмездная передача объектов имущества казны:

а) учреждениям, подведомственным одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:

— на сумму первоначальной стоимости объекта

1 304 04 xxx

1 108 5x xxx

— на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 104 5x xxx

1 304 04 xxx

б) учреждениям, подведомственным разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также государственным и муниципальным организациям:

— на сумму первоначальной стоимости объекта

1 401 20 241

1 108 5x xxx

— на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 104 5x xxx

1 401 20 241

в) иным организациям (за исключением государственных и муниципальных):

— на сумму остаточной стоимости объекта

1 401 20 242

1 108 5x xxx

— на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 104 5x xxx

1 108 5x xxx

г) учреждениям другого уровня бюджета:

— на сумму первоначальной стоимости объекта

1 401 20 251

1 108 5x xxx

— на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 104 5x xxx

1 401 20 251

д) наднациональным организациям и правительствам иностранных государств:

— на сумму остаточной стоимости объекта

1 401 20 252

1 108 5x xxx

— на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 104 5x xxx

1 108 5x xxx

е) международным финансовым организациям:

— на сумму остаточной стоимости объекта

1 401 20 253

1 108 5x xxx

— на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 104 5x xxx

1 108 5x xxx

Передача в доверительное управление управляющим компаниям

Отражена передача объектов имущества казны в доверительное управление

1 215 51 530

Забалансовый счет 24 <*>

1 108 5x xxx

Передача в уставный капитал (фонд) организаций

Отражены вложения объектов имущества казны в уставный капитал (фонд) организаций:

а) на сумму остаточной стоимости объекта

1 215 3x 530

1 108 5x xxx

б) на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 104 5x xxx

1 108 5x xxx

<*> Одновременно стоимость имущества, переданного в доверительное управление, отражается на забалансовом счете 24 «Имущество, переданное в доверительное управление» (п. 379 Инструкции N 157н).

Пример 3. По распоряжению главы местного самоуправления из муниципальной казны в оперативное управление муниципальному казенному учреждению передано оборудование. Первоначальная стоимость оборудования составляет 151 200 руб., сумма начисленной амортизации до поступления оборудования в казну — 43 200 руб. В составе казны оборудование числилось три месяца, амортизация с даты его включения в состав имущества казны не начислялась. Оборудование относится к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования семь лет.

В учете передающей (органа местного самоуправления) и принимающей (муниципального казенного учреждения) стороны сделаны следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете передающей стороны

Передано оборудование в оперативное управление казенному учреждению:

— в сумме первоначальной стоимости

1 401 20 241

1 108 52 410

151 200

— в сумме начисленной до поступления в казну амортизации

1 104 58 410

1 401 20 241

43 200

В учете принимающей стороны

Получено оборудование в оперативное управление:

— в сумме первоначальной стоимости

1 101 34 310

1 401 10 180

151 200

— в сумме ранее начисленной амортизации

1 401 10 180

1 104 34 410

43 200

Отражено единовременное начисление амортизации за время нахождения оборудования в составе казны <*>

1 401 20 271

1 104 34 410

<*> Ежемесячная сумма амортизации составит 1800 руб. (151 200 руб. / 84 мес.), сумма амортизационных отчислений за три месяца — 5400 руб. (1800 руб. x 3 мес.).

Стоит отметить, что выбытие имущества из состава казны может происходить также вследствие его реализации, приватизации, списания в результате ветхого состояния (износа), порчи, недостачи, хищения, террористического акта, стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы. Однако корреспонденции счетов, предусматривающих отражение в учете этих операций, нет в Инструкции N 162н, поэтому их следует закрепить в правовом акте по бюджетному учету казны.

В данном случае могут применяться следующие бухгалтерские записи, составленные по аналогии с правилами отражения операций по выбытию иных нефинансовых активов:

Объекты муниципальной собственности (движимое и недвижимое имущество, составляющее казну муниципального образования) ранее не были отражены в учете, так как не имели стоимостного выражения. В текущем году они переданы в операционную аренду. В реестре муниципального имущества в информации о стоимости таких объектов стоит прочерк.
Учет имущества на счете 108 ведется в стоимостном выражении, без разбивки по аналитике. Аналитический учет казны осуществляет соответствующий отдел, ведущий учет муниципального имущества. При передаче в аренду имущества казны проводится оценка, но объектом оценки являются арендные платежи, а не само имущество. Соответственно, оценщики информацию об оценке рыночной стоимости объекта имущества в отчет включают не всегда.
Правильно ли будет, если учесть данный объект на забалансовом счете по стоимости 1 рубль, а обороты по счету 108 не отражать (нет стоимости)? При окончании аренды следует списать с забалансового счета 1 рубль и опять движение по счету 108 не отражать?

4 октября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Неучтенные на счете 108 00 объекты казны, передаваемые в аренду, следует принять к бухгалтерскому учету по их справедливой стоимости. Имущество казны, переданное в аренду, подлежит отражению на счете 25 по стоимости, указанной в акте приема-передачи (балансовой стоимости объекта).

Обоснование вывода:
Согласно п. 143 Инструкции N 157н объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества, если иное не предусмотрено учетной политикой. Именно такой вариант учета имущества казны установлен и в рассматриваемом случае.
Отметим, что специальный порядок определения стоимости объектов для учета на счете 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны» установлен только для земельных участков. Земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости (п. 142 Инструкции N 157н). Для остальных объектов в составе казны действует общий принцип определения стоимости нефинансовых активов в целях принятия к бухгалтерскому учету.
В соответствии с п. 23 Инструкции N 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. В случае приобретения объектов за плату трудностей с определением первоначальной стоимости не возникает. Вопросы определения стоимости возникают в случае, когда объект поступает в результате необменной операции (в частности, безвозмездно, поступление бесхозяйных объектов и т.д.). Первоначальной стоимостью таких объектов является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью объектов, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции N 157н). В случае если нет возможности определить оценочную стоимость объектов на дату признания, то она признается в условной оценке, равной одному рублю. После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по объекту комиссией субъекта учета осуществляется пересмотр его балансовой (справедливой) стоимости.
Необходимо отметить, что п. 25 Инструкции N 157н не содержит требования об обязательном привлечении экспертов в целях проведения оценки. Справедливая стоимость объектов может быть определена профильной комиссией учреждения по поручению руководителя субъекта учета (уполномоченных им на то лиц).
Обратите внимание, что факт передачи имущества казны в аренду указывает на возможность получения от него экономических выгод и, соответственно, на признание имущества в качестве актива (п. 36 СГС «Концептуальные основы»). В случае удовлетворения критериям актива объекты должны быть отражены в учете (п.п. 35, 47 СГС «Концептуальные основы»). Соответственно, неучтенные на счете 108 00 объекты казны, передаваемые в аренду, следует принять к бухгалтерскому учету по их справедливой стоимости (смотрите также п. 31 Инструкции N 157н).
На балансовых счетах факт передачи имущества казны в операционную аренду отражается в качестве внутреннего перемещения (п. 38 Инструкции N 162н, п. 24 СГС «Аренда»). Исключение — передача в пользование части инвентарного объекта основного средства (например, помещения в здании), когда субъектом учета не принято решение об обособлении передаваемой части имущества. В этом случае операции по внутреннему перемещению объекта не отражаются (п. 1 раздела III.3 Методических рекомендаций по применению СГС «Аренда», доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464, далее — Методические рекомендации).
В забалансовом учете факт передачи имущества в аренду отражается в качестве увеличения по счету 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» (п. 381 Инструкции N 157н). Согласно п. 381 Инструкции N 157н учет переданного в аренду имущества осуществляется по стоимости, указанной в Акте приема-передачи. В п. 1 раздела III.3 Методических рекомендаций указано, что это должна быть балансовая стоимость объекта учета операционной аренды.
Таким образом, имущество казны, переданное в аренду, подлежит отражению на счете 25 по стоимости, указанной в Акте приема-передачи (балансовой стоимости объекта).
В заключение отметим — неотражение на счетах объектов бухгалтерского учета может послужить основанием для привлечения ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ за представление недостоверной бюджетной отчетности или по ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет у арендодателя по стандарту «Аренда» (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Счет 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина