233 закон о закупках

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что включать в отчетность по договорам по 223-ФЗ в 2019 году
  • Когда сведения не вносятся в отчетность по договорам 223-ФЗ
  • Какие сведения можно не вносить в отчетность по договорам 223-ФЗ
  • Порядок размещения отчетности по договорам 223-ФЗ
  • Сроки размещения отчетности по договорам 223-ФЗ
  • Изменение отчетности по договорам 223-ФЗ
  • Последствия непредставления отчетности по договорам 223-ФЗ

В Единой информационной системе заказчиками каждый календарный месяц должна публиковаться отчетность по договорам по 223-ФЗ. Если не следовать этому закону, можно «заработать» существенные штрафы.

Ко всему прочему, размещаемые в ЕИС отчеты обязаны содержать строго определенные сведения и подаваться в строго определенные сроки. Выполнить все без ошибок и избежать тем самым далеко идущих последствий поможет информация из нашей статьи.

Что включать в отчетность по договорам по 223-ФЗ в 2019 году

В первую очередь разберемся, для кого публикация ежемесячного отчета является обязательной. Сдавать каждый месяц отчетность по договорам должны все заказчики, которые указаны в 223-ФЗ и разместившие в соответствии с установленными правилами утвержденное Положение о закупках на официальном веб-ресурсе zakupki.gov.ru.

Каким должно быть содержание отчета?

Ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ требует от заказчиков размещения ряда документов в Единой информационной системе не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.

Для организации-заказчика является обязательной публикация следующих отчетов по закупкам:

  • По контрактам по 223-ФЗ или общей стоимости заключенных договоров – в этой документации должно быть указано, сколько контрактов было заключено в предыдущем месяце и на какую сумму.
  • По контрактам по 223-ФЗ о договорах, заключенных с единственным контрагентом, – отчеты должны содержать сведения о всех подписанных с этим поставщиком контрактах, в том числе и о госзакупках на сумму не более 100 тыс. или 500 тыс. руб.
  • Информация по 223-ФЗ о сумме договоров, заключенных по решению Правительства РФ (ч. 16 ст. 4) или содержащих государственную тайну. Формирование таких отчетов обязательно даже при отсутствии подобных контрактов и заказов (проставляют нулевые значения).
  • Отчетность по 223-ФЗ об общей сумме, на которую были подписаны договоры с предприятиями малого и среднего бизнеса. Заказчики, имеющие выручку 2 млрд руб. и выше, в соответствии с законом должны выполнять норму закупок у МСП – 18 % от общей стоимости закупок. В ЕИС публикуют итоговую ведомость о том, какие закупки были произведены у средних и малых предприятий.

Подготавливая отчет за месяц, не нужно создавать отдельный файл и выкладывать его затем в Единую информационную систему. Отчеты оформляются в электронном виде в личном кабинете. Не требуется также прикрепления к ним сканов договоров или чеков, следует только указывать, сколько было заключено контрактов и на какую сумму. Отметим, что к договорам относятся также чеки и другие закупки, совершенные без подписания непосредственно соглашения. Отчетность должна содержать данные о всех осуществленных в отчетном месяце закупках, в том числе и мелких (до 100/500 тыс. руб.).

Иногда заказчики пренебрегают включением в отчеты по договорам мелких закупок, ссылаясь на ч. 15 ст. 4 закона № 223-ФЗ. Содержание ее следующее: «Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей». А ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ требует от заказчика публикации на официальном сайте информации о том, сколько контрактов и на какую сумму было заключено по результатам закупки товаров, работ, услуг.

Надо понимать, что сведения о закупке (ч. 15) и данные о количестве и общей стоимости договоров (ч. 19) – это не одно и то же.

Размещение информации является обязательным условием, даже если в отчетном месяце закупок не было. Привязка контрактов к тому или иному месяцу осуществляется на основании даты их заключения, а не даты их исполнения. К примеру, если заключение договора произошло в феврале, а оплата по нему пройдет только в апреле, закупку следует включить в февральский отчет.

Какие сведения можно не вносить в отчетность по договорам 223-ФЗ

Включать в реестр договоров необязательно информацию о следующих контрактах:

  • по закупкам на сумму менее 100/500 тыс. руб.;
  • закупки услуг по привлечению во вклады финансовых ресурсов компаний, получению заемных средств, доверительному управлению финансами и другим имуществом;
  • закупки услуг по выдаче банковских гарантий и поручительств, по которым обязательства исполняются в денежной форме, открытию и ведению счетов, в том числе аккредитивов, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
  • о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным и муниципальным имуществом, другого контракта, по которому переходят права владения и/или пользования в отношении недвижимости.

Порядок размещения отчетности по договорам по 223-ФЗ

Как публиковать отчетность по договорам в Единой информационной системе? Размещение отчетов предполагает прохождение следующих этапов:

  • Выбор в личном кабинете на сайте zakupki.gov.ru пункта «Реестр отчетности по договорам».
  • Выбор пункта «Создать отчетность» рядом с зеленым плюсом. Затем последовательный выбор четырех типов контрактов.
  • После открытия формы отчета выбор периода, типа отчетности и нажатие кнопки «Начало формирования отчетности».
  • Заполнение полей «Количество заключенных договоров за период» и «Общая стоимость заключенных договоров за период». Первый раз допускается формировать отчет без прикрепления документов.
  • Завершение формирования отчета путем нажатия соответствующей кнопки.
  • Отражение сформированного отчета в черновиках. Отчеты по другим типам контрактов создаются аналогичным образом.

    Читайте также: «План-график закупок по 44-ФЗ: как формировать, размещать и вносить изменения»

  • Оформление отчетов по 4 типам контрактов. Нажатие черного треугольника напротив каждого из них позволяет разместить отчетность в ЕИС. Для этого нужно выбрать кнопку «Опубликовать».
  • Подтверждение согласия с выведенным на экран предупреждением. Для этого нужно снова нажатием кнопки «Опубликовать».
  • Заключительный этап – подписание отчета с помощью ЭЦП.

Чтобы удостовериться, что публикация прошла успешно, необходимо выйти из личного кабинета. Затем найти в открытой части сайта «Реестр отчетности по договорам» и зайти в него, вбить в поисковую строку ИНН организации и осуществить поиск.

Покажем на примере, как нужно заполнять отчетность по договорам по 223-ФЗ. Образец отчета представлен ниже в таблице.

Допустим, в апреле заказчик совершил следующие закупки:

  • Заключил три контракта по результатам состоявшихся конкурентных закупок общей стоимостью 350 тыс. руб.
  • Заключил два контракта по результатам несостоявшейся конкурентной закупки общей стоимостью 150 тыс. руб.
  • Заключил контракт по результатам несостоявшейся неконкурентной закупки общей стоимостью 495 тыс. руб.
  • Купил в розничной торговой точке продукцию по пяти чекам на 5 тыс. руб.
  • Произвел оплату по одному счету без договора (45 тыс. руб.).
  • Заключил контракт с единственным поставщиком общей стоимостью 280 тыс. руб.

После включения всех указанных выше сведений в отчет он примет следующий вид:

№ п/п

Наименование сведений

Общая стоимость заключенных договоров

Состав сведений

Информация о том, сколько договоров было заключено и на какую сумму. Сюда включают и контракты, сведения о которых не были занесены в реестр.

1 325 000

(п. 1 + п. 2 + п. 3 + п. 4 + п. 5 + п. 6)

Данные обо всех контрактах, в том числе данные строки 2 и 3

Информация о том, сколько договоров было заключено с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) и на какую сумму.

975 000

(п. 2 + п. 3 + п. 4 + п. 5 + п. 6)

Все контракты с единственным поставщиком, в том числе сведения 3-й строки

Информация о том, сколько договоров было заключено с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам несостоявшейся конкурентной закупки и на какую сумму.

150 000

(п. 2)

Только контракты с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся конкурентных процедур.

Обратите внимание: при одновременном попадании контракта во 2-ю и 3-ю строки необходимо включение его в 1-ю строку только 1 раз.

Сроки размещения отчетности по договорам по 223-ФЗ

Разрешается отправка в Единую информационную систему отчетности по договорам по 223-ФЗ до 10 числа месяца, следующего за отчетным. К примеру, августовский отчет следует публиковать в ЕИС до 10 сентября (включительно). Если заключение контракта было в апреле 2019 г., а оплата по нему пройдет только в сентябре, информацию об этом контракте необходимо все равно включать в отчетность за апрель.

Согласно п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса РФ факт заключения контракта признается тогда, когда лицо, направившее оферту, получает ее акцепт (согласие на сделку). Если товары, работы или услуги оплачиваются без заключения договора, то в качестве оферты выступает счет. Акцепт – это либо оплата счета, либо подписание товарной накладной (акта выполненных работ/услуг). Это зависит от того, какое событие наступило первым.

Пример 1. Планировалась закупка заказчиком оборудования на сумму 50 тыс. руб. В мае ему был направлен продавцом счет, оплата по которому прошла в июне. В июне же оборудование было доставлено, и подписана товарная накладная. В таком случае необходимо включение закупки в июньскую отчетность, поскольку акцепт оферты (согласие на сделку) был получен в июне.

Пример 2. Планировалось приобретение заказчиком стола за 6 тыс. руб. Счет был направлен ему продавцом в мае. В июне стол был поставлен, и при его получении подписана товарная накладная. Оплата счета осуществлена в июле. При составлении отчетности по договорам такую закупку нужно включать тоже в июньский отчет – товар был принят в июне, и этот факт является акцептом оферты.

Эти примеры применимы для случаев, когда договор между сторонами сделки не заключается.

Если же заказчик заключает с поставщиком контракт, то информация о нем включается в отчет по дате его подписания. Если контракт был подписан в феврале, а оплачивать его будут в конце года, этот договор нужно отразить в февральском отчете.

Читайте также: «Описание объекта закупки по 223-ФЗ: что нужно знать заказчику на подготовительном этапе»

Расскажем, как необходимо отражать в отчетных документах сведения об отдельных закупках.

  • Командировочные расходы

    Если сотрудник ездил в командировку на средства, выделенные ему под отчет, то их сумму необходимо обязательно отразить в отчете. Если же командировочные расходы возмещаются в рамках трудового законодательства, то они не подпадают под закон № 223-ФЗ.

  • Договор на обязательный аудит

    Включение в отчетную документацию сведений о контракте такого типа не требуется. В отчете должна содержаться информация о закупках, которые осуществляются по закону № 223-ФЗ. А услуги аудиторов приобретают по закону № 44-ФЗ.

  • Товарные чеки по авансовым отчетам

    Приобретение товаров, работ, услуг по товарным чекам – это неконкурентные закупки (то есть закупки у единственного поставщика). Поэтому включение их в отчеты является обязательным. Заключение сделок заказчиком может осуществляться в устной или письменной форме. Чек относится к последней.

  • Рамочные договора

    Отчетность должна включать информацию по рамочным договорам. Сведения отражаются за период, соответствующий дате заключения контрактов.

Изменение отчетности по договорам по 223-ФЗ

Каков порядок внесения изменений в отчетность по договорам 223-ФЗ на официальном сайте? Если контракт расторгается либо изменяется его стоимость, заказчик должен изменить содержание ежемесячного отчета. Согласно п. п. 45, 51 Постановления Правительства от 10.09.2012 № 908, требуется формирование в Единой информационной системе измененной редакции отчета.

Этапы внесения изменений следующие:

  • поиск отчета по договорам по 223-ФЗ, который требуется изменить, во вкладке «Размещенные»;
  • выбор в меню пункта «Проект изменений»;
  • внесение изменений на вкладке «Ввод сведений об изменении отчетности по договорам». Обязательно указание причин, по которым отчет корректируется (к примеру, расторгается контракт);
  • прикрепление приказа, явившегося основанием для внесения изменений, с указанием их списка;
  • публикация записи.

Последствия непредставления отчетности по договорам по 223-ФЗ

Если отчетность по договорам в ЕИС будет размещена с нарушением сроков, то виновник понесет административную ответственность. Размер штрафа составит:

  • для должностных лиц – от 2 000 руб. до 5 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 10 000 руб. до 30 000 руб.

Штрафы за неразмещение отчетности по незнанию или забывчивости, а также отказ публиковать отчет в ЕИС назначаются в большем размере:

Читайте также: «Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения»

  • должностным лицам – от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
  • юридическим лицам – от 100 000 руб. до 300 000 руб.

Административная ответственность для представителя заказчика может наступить в течение одного года с момента совершения административного правонарушения, даже если он уволится из организации – при условии, что в его должностной инструкции четко прописана обязанность размещать в ЕИС отчетность по договорам в соответствии с 223-ФЗ.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г., за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, который вступает в силу с 31 августа 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 474-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 марта 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г., за исключением пунктов 2, 3 и подпункта «в» пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 496-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2015 г. и с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением дополнения частью 8.1 статьи 3 , вступающего в силу с 1 января 2017 г. и частью 21 статьи 4, вступающего в силу с 1 января 2016 г., и статьей 4.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 324-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Будучи подписанным 18 июля 2011 года, ФЗ 223 вступил в юридическую силу с начала 2012-го и внес существенные изменения в основные принципы осуществления разного рода закупок, производящихся определенным рядом юридических лиц, среди которых законодательством названы такие, как:

  • субъекты естественных монополий;
  • государственные корпорации;
  • компании, функционирующие в областях утилизации ТБО, газо- и водоснабжения, а также энергетики;
  • муниципальные унитарные организации;
  • автономные предприятия.

Федеральный закон 223 о закупках непосредственно касается и тех учреждений, которые относятся к числу дочерних названным выше организациям, а также дочерних второго порядка. В обоих случаях процент долей в уставном капитале, принадлежащих центральной конторе, может быть не менее пятидесяти.

ФЗ 223: сферы применения

Собственно говоря, суть ФЗ-223 заключается в выведении механизма закупок и заказов государственных предприятий и организаций с участием госкапитала из теневого сектора путем осуществления электронных торгов через Интернет. В самом законе прописаны и те сферы, в рамках которых следует предпринимать исключительно электронные закупки. Согласно закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», к их числу прежде всего относят:

  • офисная и вычислительная техника;
  • полиграфическая продукция и канцелярские товары;
  • автомобили и другие производственные транспортные средства.

Документальная база и цели ФЗ 223 о закупках

ФЗ-223 предусматривает, что функции основного уставного документа, регламентирующего порядок и условия проведения закупок, а также механизмы заключения и исполнения контрактов берет на себя так называемое «Положение о закупке». Этот нормативный документ должен быть составлен и утвержден главными органами управления государственных организаций, руководством унитарных предприятий, а также наблюдающими советами, либо общими собраниями участников автономных и хозяйственных обществ.

Иначе говоря, ФЗ о закупках 223 обязует составить свое положение о закупках каждое предприятие, имеющее отношение к вышеизложенному списку и производящее закупки, с тем чтобы впоследствии опубликовать данный документ на своем сайте (в период до 1 июля 2012 года), а затем непосредственно на официальном государственном ресурсе, который и будет служить специализированной площадкой для размещения положений, а также реестров недобросовестных поставщиков и другой важной документации, необходимой для корректного и наиболее эффективного функционирования системы электронных аукционов.

Основной посыл, с которым преподносится новый закон о закупках ФЗ 223 состоит в том, что данная мера направлена прежде всего на борьбу с коррупцией и неоправданным укрывательством выгодных госконтрактов, на развитие среднего и малого бизнеса, совершенствование действующей в стране системы тендеров и закупок.


РекомендуемГосзакупки закрыли от иностранных товаров.
07.05.2020

Российским производителям стало легче выигрывать государственные тендеры.

Срок действия банковской гарантии: спорные моменты
03.08.2017

Между поставщиком и заказчиком периодически возникают разногласия о сроках действия банковской гарантии. Разобраться в нюансах помогает тендерный специалист компании Bicotender Владимир Зинченко.

Пусть меня научат: разработан вузовский курс по закупкам

Ольга ЛОБАНОВА Академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова

  1. Какие пять изменений в положение нужно внести до начала 2019 года
  2. В чем специфика положений о закупке унитарных предприятий
  3. Как и зачем разделять закупки у едпоставщика на подвиды – все варианты, доступные ГУП и МУП
  4. Что делать, если оснований закупок у едпоставщика недостаточно

Чтобы в следующем году работать по Закону № 223-ФЗ, ГУП и МУП должны до 31 декабря разместить в ЕИС обновленное положение о закупке. Не думайте, что сможете достать из ящика старое положение, исправить дату и утвердить. За это время изменились и Закон № 223-ФЗ, и требования к положению о закупке. Смотрите, что нужно исправить в документе, чтобы в 2019 году работать по Закону № 223-ФЗ было удобнее, чем раньше.

Пять изменений в положении, которые надо внести всем до начала 2019 года

В Законе № 223-ФЗ в 2018 году произошло принципиальное событие. Летом начали действовать изменения, которые внес Закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Ввели новые обязанности: теперь надо отдельно прописать конкурентные закупки, их способы расширили, сократили и ужесточили некоторые сроки. Все заказчики должны были привести свое положение в соответствие, но многие спешить не стали, и вот у них остался последний месяц. Для ГУП и МУП в середине года также произошел приятный сюрприз. Законодатели признали, что эксперимент с переводом на контрактную систему не удался, и позволили унитарным предприятиям быстренько вернуться обратно к Закону № 223-ФЗ. Поставили условие: до 1 октября утвердить положение с новыми правилами, кто не успел – остался на Законе № 44-ФЗ до конца года. Но и для опоздавших оставили последний шанс: утвердите новое положение до конца года с учетом всех новых требований и с 1 января сможете вновь проводить закупки по Закону № 223-ФЗ. И вот что вам нужно учесть. Сроки в самой процедуре закупки. Конкурентные закупки стали проходить быстрее. Участникам сократили минимальные сроки на подачу заявок на конкурсы и аукционы с 20 до 15 рабочих дней. А если проводят электронный конкурс или аукцион с НМЦ до 30 млн руб., достаточно предоставить поставщикам не менее 7 дней на подачу заявок. Внимательно сравните сроки, которые вы прописали в своем положении, со сроками в таблице. Если контролеры найдут в вашем положении противоречия по срокам – оштрафуют и должностное лицо, и саму организацию (пп. 4–6 ст. 7.32.3 КоАП). По новым правилам, если изменили документацию в конкурентной закупке, продлите срок подачи заявок так, чтобы с даты размещения изменений до окончания срока подачи осталось не менее половины этого срока. Разъяснения документации по запросу от потенциальных участников вы должны дать в течение 3 рабочих дней с момента получения такого запроса. Решение об отмене закупки вы должны разместить день в день и не позднее даты окончания подачи заявок. Все эти процедуры и сроки также должны быть в вашем положении о закупке.← Схема 1. Какие минимальные сроки процедур нужно прописать в положении о закупке

  1. Сроки утверждения и размещения положения. Срок для вашего главного документа по закупкам остался тем же. Размещайте в ЕИС свое положение о закупке в течение 15 дней с момента, как утвердили его. Такой же срок отвели для размещения в ЕИС изменений в положении о закупке. Если приняли решение о присоединении к типовому положению о закупке, у вас также есть 15 дней, чтобы разместить решение в ЕИС.
  2. Порядок заключения договоров. В законе теперь есть конкретные сроки: при конкурентной закупке договор заключают в промежутке 10–20 дней после размещения итогового протокола (не раньше и не позже). Если участники подали жалобу, договор заключают в течение 5 дней после того, как ФАС вынесет решение по этой жалобе.
  3. Порядок отчетности в ЕИС. Немного изменили правила отчетности в ЕИС. Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у СМП, ежемесячно вносить больше не нужно. А вот какие сведения вы обязаны разместить не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным:
  • о количестве и об общей стоимости договоров (в том числе об общей стоимости договоров, информацию о которых не вносят в реестр договоров и которая не подлежит размещению в ЕИС);
  • количестве и стоимости договоров, которые заказчик размещает по результатам закупки у едпоставщика;
  • количестве и стоимости договоров с едпоставщиком по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.
  1. Разделение закупок на конкурентные и неконкурентные. Теперь в положении они должны идти отдельными списками. К конкурентным способам относят конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок. Каждый из них делят еще на три вида: открытый, закрытый и электронный. Всего получается 12 конкурентных способов. Запрос котировок и запрос предложений ввели в ранг конкурентных закупок со всеми присущими им ограничениями, в том числе в части описания предмета закупки. На каждый способ надо прописать свой отдельный порядок размещения извещения, порядок подачи, рассмотрения и оценки заявок, порядок признания победителя, требования к заявкам. Но в целом описание конкурентных способов обычно проходит без проблем – многие заказчики копируют текст из типовых положений о закупке. А текст в типовые копировали из Закона № 44-ФЗ.

Прописать порядок неконкурентных процедур трудоемкий, но несложный процесс. А выгодно и обоснованно прописать все закупки у едпоставщика на практике гораздо сложнее. У едпоставщика хотят закупать почти все, но обоснований для этого способа можно найти не так уж и много. Поэтому далее в статье мы расскажем об этом подробнее.

В чем специфика положений унитарных предприятий

Изменения или создание нового положения о закупках для ГУП и МУП можно условно разделить на две части. Первая – универсальные изменения, где нужно учесть все новые правила, – не зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, эти изменения должны быть отражены в положении. Включение конкурентных закупок, условия, порядок из применения, корректировка сроков и требований к процедурной документации – об этом вы читали в первом разделе. Вторая категория – специальная, сюда вы включите только то, что относится к вашей специфике деятельности. Для начала возьмите устав и проанализируйте, как там прописали все виды деятельности организации. Это будет основой для того, чтобы вы смогли некоторые такие закупки проводить как неконкурентные. В уставе все будет прописано конкретно, а в целом основные виды деятельности унитарных предприятий смотрите на схеме.← Схема 1. Основные виды деятельности унитарных предприятий Пропишите, что вы называете закупкой у едпоставщика. По сути, такая закупка – это прямая передача заказа одному конкретному исполнителю, которого вы выбираете сами. Это неконкурентный способ закупки, при котором договор заключают с одним конкретным участником закупки на условиях, которые устраивают обе стороны. Выделите специфические предметы закупки, которые вам необходимы в деятельности именно в вашей организации. Такие закупки вы будете проводить у едпоставщика. Примеры всегда очень конкретны. Например, в положении это может выглядеть как в образце 1.

← Образец 1. Закупки, связанные со спецификой деятельности унитарного предприятия, которые проводят у едпоставщика (примеры собраны из нескольких положений о закупке разных заказчиков из числа ГУП и МУП) Список таких оснований можно продолжать. Чтобы не вызвать подозрения в злоупотреблениях от контролеров, пропишите в положении условия и порядок, как и когда принимают решение о проведении закупки у единственного поставщика.← Пример. Как прописать обоснование

Другие закупки у едпоставщика – все варианты, доступные ГУП и МУП

Помимо закупок у едпоставщика, которые связаны со спецификой вашей деятельности, есть и общие основания, которые подходят всем. Как правило, у всех положений заказчиков, которые изучила автор, перечень оснований обширный и разделен на дополнительные категории. Посмотрите на схеме, какие «подвиды» закупок у единственного поставщика можно включить дополнительно. Это поможет удобно структурировать ваш перечень закупок, которые вы хотите закупать у едпоставщика, чтобы у вас самих не возникало вопросов, какую конкретную закупку у едпоставщика к какому разделу положения отнести.← Схема 2. Какие «подвиды» закупок у единственного поставщика можно включить дополнительно Почти каждую из перечисленных категорий можно дополнить своими условиями. Главное соблюдайте принцип «целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг» и учитывайте возможные потери при выборе иных способов закупки. Рассмотрим каждую категорию подробнее. Закупка у единственного участника конкурентной закупки. Здесь классический состав оснований. Например, в Положении вы можете оформить это как в образце 2.← Образец 2. Основания для закупки у едпоставщика – единственного участника конкурентной процедуры Закупка малого объема у едпоставщика. В зависимости от годового объема закупок в положении о закупке самостоятельно определите предельную цену договора, при которой будете закупать у едпоставщика. Например, все закупки до 100 или 500 тыс. руб. вне зависимости от предмета закупки. В основу такого ценника ставят соотношение «цена договора/трудозатраты на проведение этой закупки». Закупка у единственного поставщика в условиях чрезвычайной ситуации. Сюда относят срочные закупки, когда выбирать иные способы нецелесообразно или невозможно, потому что просто нет времени:

  • возникли чрезвычайные обстоятельства (авария, иная чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, обстоятельства непреодолимой силы);
  • возникли обстоятельства, которые могут непосредственно повлиять на надлежащее предоставление Заказчиком государственных услуг, предусмотренных соответствующими административными регламентами, уставную деятельность Заказчика, когда применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно;
  • уполномоченный орган отменил результаты закупки, проведенной конкурентным способом (в ситуации, когда повторное проведение закупки конкурентным способом невозможно);
  • расторгнут неисполненный договор, и необходимо завершить его исполнение, но невозможно провести конкурентную процедуру закупки с учетом требуемых сроков исполнения.

Это универсальные формулировки. Кроме того, в эту категорию можете включить и специфические основания, например: «Заключение договора на предоставление профессионального аварийно-спасательного формирования на выполнение работ по локализации и ликвидации аварийных розливов нефтепродуктов» – если такие ситуации уже случались в вашей деятельности. Закупка у единственного поставщика в случае отсутствия альтернативы. Отнесите к этой категории закупки поставщиков, у которых нет конкурентов на рынке, то есть монополистов. Монополия возникает по различным причинам: в силу законодательного регулирования или технических и технологических особенностей. В категорию безальтернативных закупок обычно включают закупки у «классических монополистов», например:

  • поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иных услуг по регулируемым в соответствии с законодательством ценам (тарифам);
  • закупки энергоснабжения или электрической энергии у гарантирующего поставщика.

А для остальных случаев в группу безальтернативных закупок включите закупки у технологически обоснованных монополистов. В бытовом понимании и тех и других можно назвать монополистами. Но в положении вы можете выделить их в отдельную категорию, как в образце 3.← Образец 3. Как прописать перечень закупок у монополистов

Что делать, если оснований закупок у едпоставщика недостаточно

Если вам мало или, наоборот, вы «загнали» в едпоставщика слишком много своих предполагаемых закупок, предлагаем довольно редкую хитрость – «полуконкурентные» закупки. Они не отвечают критериям конкурентной закупки, но конкуренция там в той или иной степени присутствует. Смотрите. У заказчика помимо закупки у едпоставщика есть право проводить другие неконкурентные закупки, если он пропишет их в положении (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Конкурентной закупкой признают только те, которые одновременно соответствуют условиям, которые показаны на схеме 3. Нарушьте хотя бы одно условие – и закупка станет неконкурентной, но при этом она не будет являться закупкой у едпоставщика.← Схема 3. Какие условия закупки можно нарушить, чтобы она перешла в разряд неконкурентной Если заказчик «изобрел» способ, который не отвечает хотя бы одному из перечисленных в схеме условий, то этот способ уже станет неконкурентным. Но при этом вы будете направлять запросы нескольким потенциальным поставщикам и условно не нарушите принципы конкуренции. К таким способам можно отнести запрос цен и мониторинг цен. Запрос цен. Неконкурентный способ закупки, при котором заказчик направляет потенциальным поставщикам запрос о предоставлении информации о цене на товары, работы или услуги. Пропишите минимальное количество поставщиков, которым таких запросов разным поставщикам, например 5 или 10, и способ отправки – электронная почта или факс. Определитесь в положении с содержанием такого запроса, сроком для ответа и документами, которые будете направлять поставщикам. Победителем признайте поставщика, который в своем ответе – коммерческом предложении – предложил наиболее низкую цену договора, а сам товар, работа или услуга соответствуют требованиям, которые вы указали в запросе. Так вы формально соблюдете принцип конкуренции, правда, среди ограниченного количества участников, и то, что они конкурируют между собой, сами они не знают. Мониторинг цен. Наиболее самостоятельный неконкурентный способ закупки. Прежде чем заключить договор, сотрудник заказчика или отдел – инициатор закупки – самостоятельно изучает товары, работы и услуги, которые предлагает рынок. И подбирает поставщиков, которые соответствуют нужным критериям. Победителем признают поставщика, у которого по результатам мониторинга выявили наиболее низкую на рынке цену, товар или услугу, которые соответствуют заданным критериям. Метод хорошо подходит, когда нужно приобрести юридические, финансовые или консалтинговые услуги широкого спектра, например:

  • закупка преподавательских услуг;
  • экспертных услуг;
  • консультационных, юридических и нотариальных услуг;
  • услуги технической инвентаризации и технического учета;
  • по техническому осмотру дорожных машин и автотранспортных средств, страхованию автотранспортных средств;
  • аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения;
  • закупка услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;
  • услуги по получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом;
  • по выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • закупка брокерских услуг, услуг депозитариев;
  • оплата услуг по выдаче наличных денежных средств.

Другой пример. Вы, вероятно, часто участвуете как участник по Закону № 44-ФЗ, но теперь для участия в закупках вам нужен спецсчет. Спецсчет можно открыть только в одном из восьми аккредитованных банков. То есть закупку услуг по ведению спецсчета вы не сможете сделать конкурентной: нарушите принцип доступности – увидят закупку все, а поучаствовать смогут только восемь банков. А вот мониторинг цен здесь подойдет – выберите банк, который предложил наименьшую цену. Пример подходит и к запросу цен: если несколько банков вам предложат одинаковую цену, признайте победителем того, кто прислал предложение первым.