27 6

Приложение N 16
к Административному регламенту исполнения
Министерством внутренних дел Российской
Федерации государственной функции
по осуществлению федерального
государственного надзора за соблюдением
участниками дорожного движения требований
законодательства Российской Федерации
в области безопасности дорожного движения

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ

ПРОТОКОЛ 00AA000000 об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей «____»__________20___ г. «______» час. «_____» мин. _____________________ (дата составления) (время составления) (место составления) Я,__________________________________________________________________ (должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, составившего протокол) в соответствии со статьей 27.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составил настоящий протокол о том, что в отношении гражданина(ки)

(фамилия) (имя) (отчество (при наличии) _________________________________________________________________________ (дата и место рождения) проживающего(ей) ________________________________________________________ _________________________________________телефон:________________________ работающего(ей)/ служащего(ей)___________________________________________ (наименование и адрес местонахождения организации, телефон) _________________________________, должность_____________________________ «____»____________20____ г. в «____» час. «_____» мин. на________________ (дата, время, место ареста вещей) при наличии оснований (ненужное зачеркнуть): — невозможность изъятия предметов административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2 статьи 12.4, частью 3, 4, 5 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; — обеспечение сохранности без изъятия предметов административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2 статьи 12.4, частью 3, 4, 5 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста товаров, транспортных средств и иных вещей _________________________________________________________________________ (опись, идентификационные признаки товаров, транспортных средств, вещей) _________________________________________________________________________ находящихся во владении гражданина(ки)

(фамилия) (имя) (отчество (при наличии) _________________________________________________________________________ (дата и место рождения) проживающего(ей) ________________________________________________________ ___________________________________________телефон: _____________________ работающего(ей)/ служащего(ей)___________________________________________ (наименование и адрес местонахождения организации, телефон) _____________________________________, должность_________________________ в присутствии/отсутствие которого осуществлен арест товаров, транспортных средств и иных вещей. В случае осуществления ареста товаров, транспортных средств и иных вещей в отсутствие лица, во владении которого они находятся, указать причину: _________________________________________________________________________ (случаи, не терпящие отлагательства) Гражданину(ке) __________объявлено о запрете распоряжаться (пользоваться) арестованными товарами, транспортными средствами и иными вещами, а также об ответственности за их отчуждение или сокрытие. При осуществлении ареста товаров, транспортных средств и иных вещей применялась фото-, киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ненужное зачеркнуть) _________________________________________________________________________ (указать средства фото-, киносъемки, видеозаписи, иной способ фиксации _________________________________________________________________________ вещественных доказательств, сведения об упаковке, печати) К протоколу прилагается_____________________________________________ _________________________________________________________________________ Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществлялся в присутствии понятых, которым разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях/с применением видеозаписи (ненужное зачеркнуть): 1. Фамилия ________________имя___________________отчество________________ (при наличии) адрес места жительства __________________________________________________ _________________ телефон___________________ подпись ____________________ 2. Фамилия ________________имя________________отчество___________________ (при наличии) адрес места жительства __________________________________________________ ____________________________ телефон___________ подпись _________________

Новая редакция Ст. 27.7 КоАП РФ

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Комментарий к Статье 27.7 КоАП РФ

1. В комментируемой статье разъясняется процедура проведения двух мер административного принуждения: личного досмотра (то есть непосредственного досмотра физического лица) и досмотра вещей, находящихся при физическом лице. И в том, и в другом случае целью досмотра является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, следует отличать от обыска, проводимого в соответствии со ст. 184 УПК РФ.

2. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут осуществлять те же должностные лица, которые вправе осуществлять административное задержание и доставление. На практике проведение досмотра обычно сопутствует этим процессуальным мерам.

3 — 4. Гарантией соблюдения законности при проведении досмотра выступает требование об обязательном наличии двух понятых. Личный досмотр и досмотр вещей в отсутствии понятых допустимо проводить только в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия.

5. Поскольку орудия совершения и предметы административного правонарушения являются вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении, при проведении личного досмотра и досмотра вещей допустимо использовать способы фиксации вещественных доказательств, предусмотренные ст. 26.6 КоАП.

6 — 8. Кодекс предусматривает три варианта фиксации факта проведения досмотра: 1) составление протокола досмотра; 2) произведение записи о проведении досмотра в протоколе о доставлении; 3) произведение записи о проведении досмотра в протоколе об административном задержании.

Другой комментарий к Ст. 27.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. При производстве личного досмотра и досмотра вещей должны соблюдаться гарантии законности, так как применение названных мер связано с ограничением конституционных прав граждан на личную неприкосновенность (ч.1 ст.22 Конституции РФ) и права владения, пользования и распоряжения имуществом (ч.2 ст.35 Конституции РФ).

2. Законность при применении досмотра обеспечивается следующими гарантиями:

досмотр производится только в связи с правонарушением и в предусмотренных законом целях;

осуществлять досмотр могут только указанные в КоАП РФ уполномоченные лица;

досмотру должно предшествовать предложение лицу, совершившему правонарушение, предъявить документы, вещи или другие предметы, явившиеся орудием совершения или предметом правонарушения, подтверждающие личность нарушителя;

личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым, в специально отведенных помещениях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены. Личный досмотр производится в присутствии двух понятых того же пола. При личном досмотре должны быть обеспечены безопасность и здоровье, личное достоинство, сохранность полученных сведений, касающихся личности досматриваемого;

досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов) осуществляется уполномоченными должностными лицами в присутствии понятых. В исключительных случаях, если есть достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут производиться без понятых. При досмотре вещей должны быть обеспечены их сохранность и товарный вид;

производство личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, должно оформляться протоколом либо соответствующей записью в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Комментарии к ст. 27.14 КОАП РФ

Комментируемая ст. 27.14 КоАП РФ регламентирует содержание и порядок применения такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как арест товаров, транспортных средств и иных вещей.

В части первой комментируемой статьи арест определяется как специальная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемая в случае, когда невозможно провести изъятие орудий совершения или предметов административного правонарушения и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. В некоторых комментариях указывается, что цель наложения ареста — обеспечить возможность взыскания штрафа, если он будет наложен за совершенное правонарушение (см.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юристъ, 2002).

Вместе с тем в судебной практике разъясняется, что назначение ареста — установление запрета собственнику или владельцу имущества распоряжаться и пользоваться им, на что должны быть достаточные основания, установленные законом. Законодатель предусмотрел возможность применения такой меры обеспечения, как арест товаров, транспортных средств и иных вещей, при выявлении не любых административных правонарушений, а только непосредственно перечисленных в КоАП РФ, в качестве санкций по которым предусмотрена конфискация предметов (средств) совершения административного правонарушения (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 N 20АП-4922/2015 по делу N А68-3153/2015).

Основаниями применения меры административного принуждения в виде ареста товаров, транспортных средств и иных вещей являются:

— указанные товары, транспортные средства и иные вещи являются орудиями совершения или предметами административного правонарушения;

— данные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно;

— их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Как правило, возможность изъятия товаров, вещей отсутствует в случаях, когда речь идет о скоропортящихся продуктах, если они имеют большой вес, размеры (например, оборудование, используемое для осуществления незаконной предпринимательской деятельности), находятся в значительном количестве (склад незаконного хранения алкогольной продукции и т.п.).

Возможность обеспечения сохранности имущества без изъятия как условие применения его ареста имеет место, например, при оставлении арестованного имущества в охраняемом помещении и опечатывании уполномоченными должностными лицами данного помещения, а также при помещении арестованного транспортного средства на охраняемую стоянку (Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (постатейный) / Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А.).

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, состоит в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (частичный арест), а в случае необходимости — и пользоваться ими (полный арест).

Как известно, содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью (ст. 209 Гражданского кодекса РФ). При наложении ареста на имущество правомочие владения сохраняется. Но данная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ограничивает правомочия пользования и распоряжения индивидуально-определенными предметами, указанными в протоколе процессуального действия, что выражается не в полном лишении собственника арестованного имущества названных правомочий, а в том, что собственник принадлежащие ему правомочия не может осуществлять по своему усмотрению (Анненков А.Ю. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2011. N 12. С. 25 — 28).

Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. У таких лиц отбирается расписка, удостоверяющая, когда и какое имущество они получили на хранение, и их обязательство обеспечить сохранность данного имущества до принятия компетентными органами решения о его судьбе.

В соответствии с частью 2 комментируемой статьи данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может применяться:

— должностными лицами, уполномоченными осуществлять административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ);

— должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (только указанные в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

В судебной практике разъясняется, что данный перечень лиц является исчерпывающим. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей может проводиться только лицом, которому такое право предоставлено законом (Постановление 7 ААС от 23.03.2009 N 07АП-1778/09 по делу N А03-9862/2008-36).

При этом арест осуществляется в присутствии владельца вещей, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца. Основные требования к понятым и основы их правового положения содержатся в ст. 25.7 КоАП. В качестве понятого может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

В научной литературе отмечается, что осуществление ареста товаров, транспортных средства и иных вещей в присутствии собственника имущества, на которое налагается арест, необходимо для обеспечения объективности административного расследования. Соответственно, выбор времени начала производства данного действия следует соотносить со сведениями об образе жизни и распорядке дня собственника имущества, что связано с необходимостью его присутствия, а также наличием сведений о нахождении в помещении имущества, на которое может быть наложен арест. Наиболее удобным для начала производства ареста товаров, транспортных средства и иных вещей является раннее утро, поскольку лица, производящие арест, приступают к нему со свежими силами и располагают достаточным временем; в это время наиболее затруднено противодействие участникам процессуального действия, облегчен доступ на объект и к описываемым предметам (Гаврилин Ю.В. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: Научно-практический комментарий к ст. 27.14 КоАП РФ).

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, что способствует детальному отражению хода реализации данной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Согласно части 4 комментируемой статьи, об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. Требования к его составлению принципиально не отличаются от требований к протоколу об изъятии вещей и документов.

В протоколе об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей указываются следующие сведения:

— дата и место его составления;

— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

— сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

— сведения о лице, во владении которого находятся товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест;

— опись и идентификационные признаки товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест;

— запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.

Материалы, полученные при осуществлении ареста с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу.

После составления протокола ареста товаров, транспортных средств и иных вещей и в целях обеспечения их сохранности товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, в случае необходимости могут быть упакованы и (или) опечатаны лицом, уполномоченным применять данную меру обеспечения производства по делу об административных правонарушениях.

6. Копия протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю. Третьи лица вправе подать иск об исключении имущества из описи (освобождения от ареста) в порядке гражданского судопроизводства (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.11.1993 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 4).

7. Комментируемая часть 7 содержит отсылочную норму об ответственности за отчуждение или сокрытие товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест. Речь идет об уголовной ответственности по ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации».

Административная ответственность лиц, совершивших отчуждение или сокрытие товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, наступает в соответствии с положениями ст. 17.7 КоАП РФ «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении» либо ст. 19.1 «Самоуправство» КоАП РФ.

Кроме того, хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением. Убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются хранителем в соответствии со ст. 393 ГК РФ, если законом или договором хранения не предусмотрено иное (ст. ст. 900, 902 ГК РФ) (Постановление ФАС Уральского округа от 29.07.2004 N Ф09-2354/04-ГК по делу N А76-7915/02-24-228/4-106).

Новая редакция Ст. 27.2 КоАП РФ

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 3, 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:

1) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

2) военнослужащими и сотрудниками федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, должностные лица ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение войск национальной гвардии Российской Федерации;

3) военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.27 (в случае непосредственного обнаружения либо обращения граждан или организаций), частями 1 и 1.1 статьи 8.37, статьей 11.7 (в части нарушения границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов, а также правил, установленных для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов), статьей 14.1 (в части соблюдения требований законодательства об оружии, частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности), статьей 14.2 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), статьей 14.15 (в части нарушения правил продажи оружия и патронов к нему), статьями 17.7, 17.9 — 17.13, 18.2 — 18.4, 19.3, 19.7, 19.13, 19.20, 20.1 — 20.3, 20.5, 20.8 — 20.24, частями 1, 2 и 5 статьи 20.25, статьями 20.30 — 20.32, 20.34 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение войск национальной гвардии Российской Федерации, помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов) или специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку);

4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушений на транспорте — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в иное служебное помещение;

5) должностными лицами военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — в помещение военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации или воинской части;

6) должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение;

7) должностными лицами пограничных органов, военнослужащими, должностными лицами органов внутренних дел (полиции), а также другими лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации — в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

8) должностными лицами пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации — в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части, находящиеся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);

9) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

10) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил — в служебное помещение таможенного органа;

10.1) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил во внутренних морских водах, в территориальном море — в служебное помещение таможенного органа, находящееся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и другие орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);

11) военнослужащими и сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, — в служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы или органа внутренних дел (полиции);

12) утратил силу;

13) должностными лицами, осуществляющими контртеррористическую операцию, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или иного органа, осуществляющего контртеррористическую операцию;

14) должностными лицами органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), — в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции);

15) утратил силу;

16) должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.17 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение муниципального органа или в иное служебное помещение;

17) должностными лицами военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, — в служебное помещение органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации или воинской части.

2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Комментарий к Статье 27.2 КоАП РФ

1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин «доставление» используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.

2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.

Комментируемая часть не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа <160>. По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи.
———————————
<160> См., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152.

3. В комментируемой части указываются основные варианты фиксации факта доставления: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.

Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП.

Другой комментарий к Ст. 27.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная принудительная мера применяется к правонарушителю в целях составления протокола об административном правонарушении, если отсутствует возможность его составления на месте выявления правонарушения, а составление протокола является обязательным. Например, при нарушении правил пользования транспортными средствами, Правил дорожного движения, законодательства об охране окружающей среды, при выявлении нарушений таможенных правил и др.

2. Доставление — это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел, помещение военной прокуратуры, органа местного самоуправления или в иное служебное помещение. По своей правовой природе доставление нарушителя является составной частью такой процессуальной меры, как административное задержание.

3. Комментируемая статья содержит перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление. Так, по делам об административных правонарушениях, подведомственных органам внутренних дел, доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (милиции); при выявлении административных правонарушений на транспорте — должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; при выявлении административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды, лесного фонда, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства — должностными лицами органов, на которые возложен надзор и контроль за соблюдением законодательства в соответствующей сфере, и т.д.

4. Срок доставления не предусмотрен, однако закреплено, что доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

5. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Если лицо оказало неповиновение, сопротивление или иное противодействие должностным лицам, а также в случае применения к нему специальных средств (дубинка, наручники и т.д.), в протоколе о доставлении это должно быть зафиксировано.