296 статья ГК РФ

1. Право оперативного управления — ограниченное вещное право, на котором имущество может закрепляться за казенными предприятиями и учреждениями. Право оперативного управления имеет единую правовую природу с правом хозяйственного ведения, поскольку оба указанных права созданы для решения аналогичной задачи — использования в хозяйственном обороте имущества путем его обособления и передачи в управление специально создаваемым юридическим лицам. Право оперативного управления предполагает использование имущества для достижения поставленных собственником целей и в соответствии с его заданиями. При этом минимизированы возможности по самостоятельному распоряжению юридическим лицом имуществом собственника. Ограничения, связанные с осуществлением правомочия распоряжения субъектами права оперативного управления закрепленным за ними имуществом, могут устанавливаться не только законом, но и учредительным документом (уставом) организации.

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет право собственника на изъятие имущества у субъекта права оперативного управления. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имущество, приобретенное в результате разрешенной собственной деятельности, не может быть изъято на основании п. 2 комментируемой статьи (Определение ФАС МО от 2 октября 2001 г. по делу N КГ-А40/5447-01). Доказать, что имущество является излишним, должен его собственник. При установлении оснований для признания имущества излишним учитываются цели, для достижения которых предоставлено имущество, а также используется ли это имущество фактически и каким образом (см., например: Определение ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. N ВАС-14377/09). Не может служить основанием для изъятия имущества как излишнего передача этого имущества в пользование третьему лицу, к примеру, по договору аренды (Определение ВАС РФ от 31 марта 2008 г. N 3665/08).

Еще одним ограничением изъятия, прямо не предусмотренным законом, следует признать ситуацию, когда изъятие собственником имущества приведет к невозможности осуществления уставной деятельности. В этом случае должно быть принято решение о ликвидации организации.

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

См. все связанные документы >>>

1. Право оперативного управления — ограниченное вещное право, на котором имущество может закрепляться за казенными предприятиями и учреждениями. Право оперативного управления имеет единую правовую природу с правом хозяйственного ведения, поскольку оба указанных права созданы для решения аналогичной задачи — использования в хозяйственном обороте имущества путем его обособления и передачи в управление специально создаваемым юридическим лицам. Право оперативного управления предполагает использование имущества для достижения поставленных собственником целей и в соответствии с его заданиями. При этом минимизированы возможности по самостоятельному распоряжению юридическим лицом имуществом собственника. Ограничения, связанные с осуществлением правомочия распоряжения субъектами права оперативного управления закрепленным за ними имуществом, могут устанавливаться не только законом, но и учредительным документом (уставом) организации.

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет право собственника на изъятие имущества у субъекта права оперативного управления. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имущество, приобретенное в результате разрешенной собственной деятельности, не может быть изъято на основании п. 2 комментируемой статьи (Определение ФАС МО от 2 октября 2001 г. по делу N КГ-А40/5447-01). Доказать, что имущество является излишним, должен его собственник. При установлении оснований для признания имущества излишним учитываются цели, для достижения которых предоставлено имущество, а также используется ли это имущество фактически и каким образом (см., например: Определение ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. N ВАС-14377/09). Не может служить основанием для изъятия имущества как излишнего передача этого имущества в пользование третьему лицу, к примеру, по договору аренды (Определение ВАС РФ от 31 марта 2008 г. N 3665/08).

Еще одним ограничением изъятия, прямо не предусмотренным законом, следует признать ситуацию, когда изъятие собственником имущества приведет к невозможности осуществления уставной деятельности. В этом случае должно быть принято решение о ликвидации организации.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

Ч.1 статьи 296 ГК РФ

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. (п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Ч.2 статьи 296 ГК РФ

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Может ли организация требовать от органа местного самоуправления компенсации стоимости произведенных ею улучшений имущества, которым она пользуется по праву оперативного управления?

Согласно п 1 ст 296 ГК РФ учреждение, которому чужая собственность принадлежит на праве оперативного управления, может владеть пользоваться и распоряжаться ею. Осуществляется такое владение только в рамках, установленных законом, и согласно назначению переданного имущества и указаниями собственника (ст 296 ГК РФ). При этом заниматься организация может только той деятельностью, для которой создавалась. Только с согласия собственника, владеющая зданием организация может как-либо отчуждать или по-иному распоряжаться вверенным имуществом. Владеющая муниципальным имуществом организация, согласно ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ, может распоряжаться им только с согласия органа местного самоуправления. Отсюда следует вывод, что производить неотделимые улучшения (ремонт) имущества , которым организация владеет на праве оперативного управления, она может только получив одобрение со стороны органа местного самоуправления. Действующее законодательство не регулирует вопрос о компенсации казенному учреждению, произведенных им неотделимых улучшений имущества, которое находится у него на праве оперативного управления. Однако существуют правила ГК РФ, которые распространяются на неурегулированные законодательством или договором отношения. И, согласно этим правилам, в спорных случаях применяются обычаи делового оборота или схожие нормы гражданского права (ст 6 ГК РФ). Требуя компенсации за произведенные неотделимые улучшения здания, организация им владеющая, проводит аналогию с отношениями, связанными с арендой. Но согласно позиции судей, на отношения между организацией, использующей имущество на праве оперативного управления и собственником этого имущества положения об аренде не распространяются. Поэтому аналогия в этом случае не применяется. Следовательно, организация не может требовать компенсации затрат на произведенные ею улучшения имущества от органа местного самоуправления, если она владеет этим имуществом по праву оперативного управления. Она может либо заключить соглашение с собственником, прежде чем производить улучшения, о том, что он берет на себя обязательство или часть обязательства по их оплате, либо произвести ремонт за свой счёт.

Может ли медицинское учреждение, владеющее зданием на праве оперативного управления, передать часть неиспользуемых помещений в аренду не связанной с медициной организации?

На здание, которым оно пользуется на основании права оперативного управления, у мед. учреждения есть права. Они определяются в соответствии со ст 296 ГК РФ. Согласно п 1 ст 296 ГК РФ учреждение, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления, может им владеть, пользоваться и распоряжаться, но в установленных пределах. Пользоваться таким зданием можно лишь по его назначению и в рамках деятельности, которой занимается учреждение. Распоряжаться же только с согласия собственника. По ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ в зависимости от осуществляемой деятельности, организации выполняют соответствующие требования санитарного законодательства. Согласно этому закону при эксплуатации общественных зданий, коим является медицинское заведение, должны обеспечиваться безопасные условия для людей, и проводиться санитарные и профилактические мероприятия. К организациям, связанным с медициной, есть к тому же и дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные главным санитарным врачом РФ. СанПиН 2.1.3.2630-10 дает конкретные указания по размещению лечебных организаций на территории учреждения. И, согласно этим требованиям, на участке лечебно-профилактической организации не могут располагаться здания организаций, не связанных с ней по функциям. То есть, по нормам, на территории медицинского учреждения может находится, например, аптека, так как её деятельность взаимосвязана с медициной. Неиспользуемые медицинским учреждением помещения нельзя передать в аренду фирме, осуществляющей деятельность не связанную с медициной, даже при получении на это согласия собственника. За нарушение норм, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, предусмотрена административная ответственность.

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества .

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению .

1. Субъектами данного права являются УП, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), и учреждения независимо от того, что или кто (государство, муниципальное образование, юридическое или физическое лицо) является их собственником. Законом об унитарных предприятиях в ст. 115 ГК внесены важные изменения. Согласно последним казенное предприятие может быть создано на базе не только федерального имущества, как это имело место ранее, но и на базе имущества субъекта Федерации, а также муниципального имущества.

Объектом права оперативного управления служит имущественный комплекс казенного предприятия и имущество учреждения.

2. Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. Лицо, обладающее государственным, муниципальным или частным (применительно к учреждениям) имуществом на праве оперативного управления, владеет, распоряжается и пользуется им в пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Соответственно значительно шире права по распоряжению переданным имуществом у собственника. Собственник вправе во внесудебном порядке изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им.

Но в отличие от п. 3 ст. 5 Закона «О собственности в РСФСР» это право собственника не носит теперь безусловного характера. В том случае, если казенное предприятие или учреждение обратятся в арбитражный суд с иском о признании недействительными актов управомоченных органов об изъятии их имущества, эти органы обязаны доказать, что имущество действительно является излишним, неиспользуемым либо используется не по назначению (п. 41 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

3. Дополнительную особенность права оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам как казенного предприятия (п. 5 ст. 115 ГК), так и учреждения (ст. 120 ГК, ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств (подробнее об этом см. п. 4 коммент. к ст. 298), в то время как казенное предприятие — всем своим имуществом.

Следует иметь в виду, что согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса ответчиком по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности Российской Федерации по обязательствам казенных предприятий и учреждений, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета. В соответствии с п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса им является орган государственной власти, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

В соответствии со ст. 24 Бюджетного кодекса перечень главных распорядителей федерального бюджета утверждается федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 115-ФЗ (СЗ РФ, 2000, N 32, ст. 3338).

Общий перечень главных распорядителей средств федерального бюджета определен в приложении 11 к Закону о бюджетной классификации, а главный распорядитель на конкретный финансовый год утверждается соответствующим федеральным законом о бюджете.

При рассмотрении исков о привлечении к субсидиарной ответственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований по обязательствам созданных ими казенных предприятий или учреждений вопрос о том, какой орган уполномочен выступать от лица собственника в суде, решается на основании правовых актов субъекта Федерации или муниципального образования. Если в данном законодательстве этот вопрос не решен, таковым признается финансовый орган субъекта Федерации или муниципального образования.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств соответствующего бюджета, а при их недостаточности — за счет иного имущества, составляющего казну (п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). В Постановлении от 01.10.2002 N 578/01 Президиум ВАС РФ указал, что субсидиарными должниками учреждений уголовного наказания в виде лишения свободы выступают органы уголовно-исполнительной системы. Вывод суда о том, что данные органы отвечают только при наличии денежных средств на счетах специальных внебюджетных фондов, противоречит правилам гражданского законодательства (Вестник ВАС РФ, 2003, N 1, с. 15).

Подробнее о порядке взыскания за счет средств федерального бюджета в случае субсидиарной ответственности Российской Федерации см. Постановление Правительства РФ от 22.02.2001 N 143 «Об утверждении Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета» (СЗ РФ, 2001, N 10, ст. 959).

Другой комментарий к статье 296 ГК РФ

1. Право оперативного управления имуществом является производным от права собственности на данное имущество. Оно включает в себя права владения, пользования и распоряжения имуществом. Заключенные в указанных правах возможности, которыми располагает обладатель прав оперативного управления, более ограниченны по сравнению с возможностями, имеющимися у обладателя права хозяйственного ведения, не говоря уже о собственнике имущества. Данные ограничения устанавливаются не только законом, но также находятся в зависимости от целей деятельности обладателя права оперативного управления, заданий собственника и назначения имущества. В качестве обладателей права оперативного управления могут выступать две категории организаций, являющихся юридическими лицами: казенное предприятие как коммерческая организация (ст. 115 ГК) и учреждение как некоммерческая организация (ст. 120 ГК). В связи с существующим различием в правовом статусе названных организаций ГК вводит определенные различия и в содержание права распоряжения имуществом, закрепленного за казенным предприятием (ст. 297) и учреждением (ст. 298).

2. В ГК нет общей нормы о правах собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, наподобие той, которая относится к имуществу, находящемуся в хозяйственном ведении (ст. 295). Предполагается, что положения, содержащиеся в п. п. 1 и 2 ст. 295, без необходимости их повторного включения в ГК, полностью распространяются и на право оперативного управления. Законодатель пошел дальше. Он, в частности, предоставил право собственнику в одностороннем порядке изымать у казенного предприятия и учреждения излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.