431 постановление

В соответствии с частями 51 и 23 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Определить акционерное общество «Корпорация «Росхимзащита» федеральным оператором — координатором по обеспечению потребности субъектов Российской Федерации в отдельных видах медицинских изделий, на которые распространяются ограничения на осуществление оптовой и розничной торговли, по перечню согласно приложению (далее соответственно — товары, оператор-координатор).

2. Уполномочить в качестве региональных операторов организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности в части оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и поставляющие лекарственные препараты в соответствии с Правилами организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта — Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 1416 «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта — Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в субъектах Российской Федерации (далее — региональные операторы).

3. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в срок, не превышающий 3 дней со дня вступления в силу настоящего постановления, представить оператору-координатору сведения о текущих запасах товаров в организациях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и о запасах товаров на период действия настоящего постановления (в натуральном выражении), а также о потребности в товарах (в натуральном выражении на период действия настоящего постановления, помесячно) для обеспечения ими населения субъекта Российской Федерации.

4. Установить запрет для организаций любых организационно-правовых форм, за исключением оператора-координатора и (или) региональных операторов, на оптовую продажу произведенных со дня вступления в силу настоящего постановления товаров организациям любых организационно-правовых форм, за исключением оператора-координатора и (или) региональных операторов.

5. Установить запрет на розничную куплю-продажу товаров со дня вступления в силу настоящего постановления для организаций, не имеющих лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения и (или) отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.

6. Установить ограничение свободного отчуждения на территории Российской Федерации товаров, за исключением действий, предусмотренных настоящим постановлением.

7. Установить, что для каждого этапа товаропроводящей цепи оптовых поставок товаров размер оптовой надбавки к фактическим отпускным ценам не должен превышать 10 процентов от закупочной цены или себестоимости товара, включающей цену поставщика, прямые таможенные, транспортные и логистические расходы.

8. Установить, что для каждого этапа товаропроводящей цепи оптовых поставок товаров, произведенных до вступления в силу настоящего постановления, размер оптовой надбавки к фактическим отпускным ценам не должен превышать 10 процентов от закупочной цены или себестоимости товара, включающей цену поставщика, прямые таможенные, транспортные и логистические расходы.

9. Установить, что для организаций розничной торговли, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения и (или) отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, предельный размер розничной надбавки к фактическим отпускным ценам на товары не должен превышать 10 копеек за единицу товара (изделие).

10. Поскольку распространение новой коронавирусной инфекции является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», неисполнение обязательств производителей и поставщиков товаров по действующим контрактам (договорам) на их поставку (продажу) рассматривается как имеющее место вследствие непреодолимой силы.

11. Определить, что несоблюдение установленных настоящим постановлением особенностей обращения медицинских изделий и ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями является нарушением ограничительных мероприятий, в том числе санитарно-противоэпидемических, и влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

12. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих полномочия в сфере промышленной политики и торговой деятельности:

в 3-дневный срок со дня вступления в силу настоящего постановления обеспечить круглосуточный контроль реализации настоящего постановления;

еженедельно представлять отчетные материалы в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в целях реализации абзаца второго настоящего пункта.

13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 4 и 5 настоящего постановления, и действует в течение 90 календарных дней.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2020 г. N 431

Переченьотдельных видов медицинских изделий, на которые распространяются ограничения на осуществление оптовой и розничной торговли*

* При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия, а также наличием выданного регистрационного удостоверения.

Пункт 7
Установить, что для каждого этапа товаропроводящей цепи оптовых поставок товаров размер оптовой надбавки к фактическим отпускным ценам не должен превышать 10 процентов от закупочной цены или себестоимости товара, включающей цену поставщика, прямые таможенные, транспортные и логистические расходы.
Пункт 8
Установить, что для каждого этапа товаропроводящей цепи оптовых поставок товаров, произведенных до вступления в силу настоящего постановления, размер оптовой надбавки к фактическим отпускным ценам не должен превышать 10 процентов от закупочной цены или себестоимости товара, включающей цену поставщика, прямые таможенные, транспортные и логистические расходы.
Пункт 9
Установить, что для организаций розничной торговли, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения и (или) отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, предельный размер розничной надбавки к фактическим отпускным ценам на товары не должен превышать 10 копеек за единицу товара (изделие).

Здесь весь вопрос заключается в определении того, что представляет собой «фактическая отпускная цена» и как её определить. А также, что такое «закупочная цена» или «себестоимость».
С последним, что называется, более или менее понятно. Закупочная цена – это цена, по которой товар поступил в организацию, в соответствии с данными сопроводительной документации (хотя прямого легального определения этого термина нет). Определение себестоимости дано, по сути, в данном пункте: цена поставщика + прямые таможенные, транспортные и логистические расходы (расходы фактические).
Фактическая отпускная цена, следуя логики ФЗ №323-ФЗ, — фактическая отпускная цена производителя. Также следует отметить новые особенности в части ценообразования, установленные недавно поправками в ФЗ №323-ФЗ:
П. 21. «….при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также в случае, если в течение тридцати календарных дней после принятия Правительством Российской Федерации решения о проведении мониторинга розничных цен на медицинские изделия на территориях субъектов Российской Федерации выявлен рост розничных цен на медицинские изделия на тридцать процентов и более, Правительство Российской Федерации вправе установить предельные отпускные цены производителей) на медицинские изделия, предельные размеры оптовых надбавок) и предельные размеры розничных надбавок) к фактическим отпускным ценам производителей на медицинские изделия. Перечень медицинских изделий) и порядок его формирования определяются Правительством Российской Федерации.
(часть 21 введена Федеральным законом от 26.03.2020 N 67-ФЗ)
П. 22. В течение девяноста календарных дней со дня утверждения Правительством Российской Федерации перечня медицинских изделий, указанного в части 21 настоящей статьи, не допускаются реализация и отпуск включенных в него медицинских изделий по ценам, превышающим предельные отпускные цены производителей на указанные медицинские изделия, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей с учетом налога на добавленную стоимость.
(часть 22 введена Федеральным законом от 26.03.2020 N 67-ФЗ)
Пока на данный момент установлен Перечень медицинских изделий (ПП №431), но нет нормативно-правового акта, устанавливающего предельные отпускные цены производителей на указанные товары.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1517 утверждены правила государственного регулирования цен только на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (РП РФ от 31.12.2018г. №3053-р). Также и реестр предельных зарегистрированных цен, что ведется Росздравнадзором, предусмотрен для медицинских изделий перечня из РП РФ №3053.
Поэтому вероятнее всего, в ближайшее время будет опубликован нормативно-правовой акт с утвержденными предельными отпускными ценами производителей, поскольку предельный размер оптовых и розничных надбавок установлен настоящим постановлением (ПП 431, пп.7-9).
Также вероятно, будут даны официальные разъяснения относительно расчета отпускных цен.
Пока можно лишь предположить, что, например, для розничной организации отпускная цена за единицу товара будет определяться так = (закупочная цена у регионального оператора без НДС + max 10 копеек*фактическая отпускная цена производителя) * НДС.
Ставку НДС нужно будет дополнительно уточнить по соответствующему виду изделия (ориентируясь на код ОКПД и положения статьи 164 НК РФ).
У оптовой организации отпускная цена = (закупочная цена регионального/федерального оператора без НДС + max 10% от закупочной цены или себестоимость без НДС*фактическая отпускная цена производителя) * НДС
У оптовиков правила, установленные п. 7 настоящего постановления определены для каждого этапа поставок товаропроводящей сети.
Также обращает на себя внимания п.8, согласно которому правила расчета отпускной цен оптового звена распространяются на поставки товаров, произведенных до вступления в силу настоящего постановления (для розничного звена этого не оговорено, поэтому можно предположить, что для розничного звена расчет по правилам, установленным п. 9, осуществляется на поставки, осуществленные после вступления в силу настоящего постановления).