436 приказ

Признание за ребенком статуса инвалида учреждениями медико-социальной экспертизы возможно в том случае, если у него имеются стойкие умеренные нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которые приводят к ограничениям жизнедеятельности, начиная с первой степени.
Одной из категорий жизнедеятельности, используемых для оценки социальной недостаточности несовершеннолетнего при проведении медико-социальной экспертизы является способность к обучению, под которой понимают способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни.
Исходя из н вторая степень ограничения способности к обучению предполагает необходимость обучения на дому.
утвержден перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.
Напомню, что Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к основным общеобразовательным программам относит образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, т.е. те программы, которые должны осваиваться детьми.
Таким образом, если у ребенка есть заболевание с той особенностью течения, которое изложено в приказе 436н — он имеет не только право на обучение на дому, но и может претендовать на статус ребенка инвалида.
Почему может?
Потому что необходимо еще и заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которое должно подтвердить нуждаемость в таком виде обучения.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 сентября 2016 г. N 15-3/10/2-5810

Министерством здравоохранения Российской Федерации был утвержден приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 N 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому», который вступил в силу с 1 августа 2016 года.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297, во всех образовательных организациях для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы условия для получения инклюзивного образования, в том числе направленного на социализацию данной категории детей и их последующую максимальную адаптацию в обществе.

Кроме того, статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

С учетом вышеизложенного, в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 N 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому» были внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием особенностей течения заболевания, которые действительно препятствуют обучению в условиях массовой школы.

Вместе с тем врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным образовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья ребенка вне зависимости от того внесено заболевание или нет в вышеуказанный перечень.

Так, например, все состояния, требующие соблюдения длительного (более 1 месяца) постельного режима, после перенесенных травм, хирургических вмешательств, должны быть отнесены к медицинским показаниям для обучения на дому.

Т.В.ЯКОВЛЕВА