513 приказ

Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (с изменениями и дополнениями)

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый Закон об образовании (кроме отдельных положений). В связи с этим установлен перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение. Прежний список профессий профессиональной подготовки утрачивает силу.

Новый перечень, в отличие от предыдущего, включает также должности служащих. Всего — 142.

Теперь по каждой профессии и должности указана присваиваемая квалификация. В прежнем списке такого не было. Сохраняется деление профессий на 2 категории (общие и по отдельным отраслям).

Со 184 до 175 уменьшается число профессий, общих для всех отраслей экономики. Исключаются водитель транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; гидрометрист; кондуктор; контролер контрольно-пропускного пункта; лаборант индивидуального дозиметрического контроля; охранник; промышленный альпинист; частные детектив и охранник.

Изменения касаются и профессий по отдельным отраслям. Так, сокращается их количество в сфере строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ (со 168 до 154). Исключаются комплектовщик строительных материалов, изделий и оборудования; строительный маляр; монтажник микропроцессорной и волоконно-оптической техники, а также каркасно-обшивных конструкций. В новый список не вошли машинисты следующей техники: заливщика швов; машины для укладки дорожных бордюров; машины для устройства защитных шероховатых слоев дорожных покрытий; мобильного комплекса, оснащенного агрегатами для приготовления растворов и цементобетонных смесей; ремиксера; ресайклера (холодного); мобильной установки по сортировке и приготовлению минеральных материалов для устройства защитных слоев покрытия; дорожной фрезы; щебнераспределителя.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

20.12.2019
13 декабря в Национальном агентстве развития квалификаций (АНО «НАРК») состоялось Всероссийское совещание по вопросам обновления структуры и содержания Перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.
В совещании очно и в режиме вебинара приняли участие более 200 человек – представители органов государственной власти, системы образования, работодателей, советов по профессиональным квалификациям, общественных организаций. Это свидетельствует о высоком интересе к, казалось бы, узкопрофессиональной теме.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения РФ Наталья Бебенина отметила, что актуализация Перечня должна проходить совместно со всеми заинтересованными участниками рынка. «Необходимо разработать решения о структурных элементах перечня, механизмы, обеспечивающие более гибкую реализацию программ профессионального обучения, возможность быстрого внесения изменений в перечень. Также следует рассмотреть вопрос о переводе этого ресурса в цифровое поле», — подчеркнула представитель министерства.
Обновление перечня обусловлено появлением современного способа описания квалификаций — профессиональных стандартов. Заместитель генерального директора АНО «НАРК» Алла Факторович напомнила, что первый постсоветский перечень появился в 2001 году. С тех пор его структура менялась дважды, но всякий раз ее основанием оставался общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, который сегодня теряет актуальность.
Алла Факторович проанализировала три возможных сценария актуализации структуры и содержания перечня, подчеркнув, что при реализации любого из них перечень должен обновляться с учетом сигналов с рынка труда, быстро включать новые позиции и исключать устаревшие.
При этом, по ее мнению, нужно отличать истинные сигналы от ложных, а ложных сигналов немало. Так, в Атласе новых профессий 2014 года содержался прогноз, что целый ряд профессий (гмо-агроном, архитектор живых систем, ИТ-проповедник и другие) к 2020 году станут частью нашей жизни и потребуют роста объемов подготовки кадров, но в Атласе 2018 года этот прогноз «сдвинут» на 10 лет.
«Даже в цифровую эпоху «поспешать» нужно медленно, отличая действительно новые профессии от эволюционирующих», — пояснила Алла Факторович.
На совещании также выступили генеральный директор АНО «НАРК» Александр Лейбович, первый заместитель генерального директора АНО «НАРК» Юлия Смирнова, ответственный секретарь Совета по профессиональным квалификациям в области сварки Александр Чупрак, начальник отдела мониторинга квалификации персонала Корпоративного центра развития профессионального обучения персонала ОАО «РЖД» Алексей Сухомлинов, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ВНИИ труда Ирина Волошина, советник Департамента по взаимодействию с государственными и общественными организациями АНО «НАРК» Владимир Жирнов.
Профессиональное обучение – это массовые короткие программы, призванные быстро реагировать на запросы работодателей. Несмотря на то, что содержание этих программ определяется динамикой развития рынка труда, механизмы их регулирования со стороны государства существовали всегда. Сейчас необходимо оценить эти механизмы, понять, где они приносят пользу, а где, возможно, создают дополнительные барьеры. Таким образом, программы профессионального обучения получат новый импульс к развитию и будут синхронизированы с инструментами Национальной системы квалификаций.

Зарегистрировано в Минюсте России 3 декабря 2018 г. N 52852

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, ПО КОТОРЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 ИЮЛЯ 2013 Г. N 513

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2013 г., регистрационный N 29322), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1348 (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2014 г., регистрационный N 31163), от 28 марта 2014 г. N 244 (зарегистрирован Минюстом России 15 апреля 2014 г., регистрационный N 31953), от 27 июня 2014 г. N 695 (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2014 г., регистрационный N 33205) и от 3 февраля 2017 г. N 106 (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2017 г., регистрационный N 46339).

Министр
О.Ю. ВАСИЛЬЕВА

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 12 ноября 2018 г. N 201

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, ПО КОТОРЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 ИЮЛЯ 2013 Г. N 513

1. В разделе «Профессии рабочих»:

1.1. В подразделе «Профессии общие для всех отраслей экономики» после строки

«

35 12460 Изготовитель трафаретов, шкал и плат 1 — 4

«

дополнить строками следующего содержания

«

35.1 Инструктор-проводник по пешеходному туризму и трекингу 1 — 4
35.2 Инструктор-проводник по альпинизму и горному туризму
35.3 Инструктор-проводник по лыжам и сноуборду на неподготовленных склонах
35.4 Инструктор-проводник по водному туризму
35.5 Инструктор-проводник по велосипедному туризму
35.6 Инструктор-проводник по спелеотуризму
35.7 Инструктор-проводник по конному туризму
35.8 Инструктор-проводник при занятиях туризмом на транспортных средствах
35.9 Инструктор-проводник по горнолыжному туризму при катании на горных лыжах или сноуборде на подготовленных склонах

«

2. В разделе «Транспорт (железнодорожный, городской, морской, речной, метрополитен)»:

2.1. В подразделе «Железнодорожный транспорт и метрополитен»:

2.1.1. После строки

«

29 Монтер пути 2 — 7

«

дополнить строкой следующего содержания

«

29.1 Монтер по обслуживанию и ремонту устройств инфраструктуры

«;

2.1.2. После строки

«

36 Оператор по путевым измерениям 4 — 5

«

дополнить строками следующего содержания

«

36.1 Оператор при диспетчере маневровом железнодорожной станции 4 — 5
36.2 Оператор по учету работы локомотивов (моторвагонного подвижного состава)

«

2.1.3. После строки

«

7 Дежурный по переезду 2 — 4

«

дополнить строкой следующего содержания

«

7.1 Дежурный по железнодорожной станции на разъезде, обгонном пункте, путевом посту и железнодорожной станции 2 — 4

«

3. В разделе «Машиностроение и металлообработка. Литейные работы»:

3.1. В подразделе «Слесарные и слесарно-сборочные работы» после строки

«

228 18540 Слесарь по ремонту подвижного состава 1 — 8

«

дополнить строкой следующего содержания

«

228.1 Слесарь по ремонту специального железнодорожного подвижного состава и механизмов

«

3.2. В подразделе «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» после строки

«

123 16071 Оператор-термист на передвижных термических установках 2 — 6

«

дополнить строками следующего содержания

«

123.1 Оператор платформ подъемных для инвалидов
123.2 Оператор поэтажного эскалатора (пассажирского конвейера)

«

4. В разделе «Работы в сфере бытовых услуг»:

4.1. В подразделе «Обслуживание населения» строки

«

25 13456 Маникюрша 2
29 16470 Педикюрша 2

«

заменить строками

«

25 Специалист по маникюру
29 Специалист по педикюру

«.

5. В разделе «Пьезотехническое производство. Искусственное выращивание и обработка пьезокварца»:

5.1. В подразделе «Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования» после строки

«

12 00022 Механик по вооружению 2 — 7

«

дополнить строкой следующего содержания

«

12.1 Механик авиационный по технической эксплуатации беспилотных авиационных систем

«

6. В разделе «Должности служащих»:

6.1. Исключить строки:

«

107 25358 Оператор при маневровом диспетчере железнодорожной станции 3
118 26405 Секретарь-стенографистка 3
128 26743 Стенографистка 3

«;

6.2. После строки

«

83 24232 Младшая медицинская сестра по уходу за больными 3

«

дополнить строками следующего содержания

«

83.1 Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
83.2 Сиделка

«

6.3. После строки

«

102 25337 Оператор по обработке перевозочных документов 3

«

дополнить строками следующего содержания

«

102.1 Оператор по обработке перевозочных (проездных) документов 3
102.2 Оператор по обработке проездной информации и перевозочных документов

«.

6.4 После строки

«

64 23496 Коммивояжер 3

«;

дополнить строкой следующего содержания

«

64.1 Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)

«;

Вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1320 «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам»
В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности переоформляются до 1 января 2016 года.
В приложении к лицензии указываются сведения:
— о видах образования;
— об уровнях образования;
— о подвидах дополнительного образования;
— адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения

В соответствии с переоформленным приложением к лицензии Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Уральский центр подготовки кадров» (НОЧУ ДПО «УЦПК») имеет право осуществлять образовательную деятельность:
1) По основным программам профессионального обучения — программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513), т.е. проводить обучение рабочим профессиям
2) По дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Так, например, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (Ростехнадзор) приказом от 29 декабря 2006 г. N 1154 утвердила Перечень основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых должны согласовываться с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.