5473 1

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 6 февраля 2019 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 февраля 2019 г. и с 1 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 298-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июня 2007 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 марта 2004 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие пункта 3 части первой статьи 36 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие пункта 3 части первой статьи 36 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. 61-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

ционного звания и ведения учета сотрудников, имеющих квалификационные звания, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Глава 3. Правовое положение (статус) сотрудника

Статья 10. Сотрудник

1. Правовое положение (статус) сотрудника определяется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, регулирующими особенности поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, прохождения и прекращения службы в уголовно-исполнительной системе.

2. На сотрудников возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с риском для жизни, в связи с чем им предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.

3. Сотрудник может проходить службу в уголовно-исполнительной системе в случае его зачисления в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в уголовно-исполнительной системе. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе, когда он не замещает должность в уголовно-исполнительной системе.

4. Сотруднику выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Служебное удостоверение сотрудника является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к учреждению или органу уголовно-исполнительной системы, должность и специальное звание сотрудника. Служебное удостоверение сотрудника подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику законодательством Российской Федерации.

5. Сотрудник исполняет служебные обязанности и пользуется правами в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах своей компетенции по замещаемой должности.

Статья 11. Права сотрудника

1. Сотрудник имеет право:

1) на условия, необходимые для исполнения служебных обязанностей и профессионального развития;

2) на ознакомление с должностной инструкцией и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности исполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в уголовно-исполнительной системе;

3) на отдых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) на денежное довольствие в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности учреждения и (или) органа уголовно-исполнительной системы;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном порядке в связи с исполнением служебных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации;

8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, а также на приобщение к личному делу его объяснений в письменной форме и других документов и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по службе в уголовно-исполнительной системе с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы, уровня квалификации и образования, соблюдения служебной дисциплины;

11) на прохождение в установленном порядке профессионального обучения, получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования;

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на обращение к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы или в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

18) на охрану здоровья и медицинское обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

19) на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации;

20) на надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы;

21) на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;

22) на создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политических целей, в свободное от исполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновения конфликта интересов.

2. Сотрудник имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств в порядке, устанавливаемом федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

3. Права сотрудника определяются также Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее — Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

4. Права сотрудника по замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе определяются должностной инструкцией.

5. Иные права могут быть предоставлены сотруднику в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Служебные обязанности сотрудника

1. Сотрудник обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечивать их исполнение, проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере;

2) знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников);

3) соблюдать субординацию — обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника);

4) соблюдать при исполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

5) соблюдать внутренний служебный распорядок учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, препятствующих исполнению своих служебных обязанностей;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение и (или) получать дополнительное профессиональное образование;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе имущество, предоставленное ему для исполнения служебных обязанностей;

9) представлять в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

10) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации в день подачи заявления;

11) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника;

13) сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов при исполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта;

14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения;

15) соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям для замещения должности в уголовно-исполнительной системе;

16) проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

17) проходить ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, профилактические медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также по направлению уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование, в том числе на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения);

18) рассматривать в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций;

19) в порядке, установленном статьей 31 настоящего Федерального закона, временно исполнять обязанности, не предусмотренные должностной инструкцией по замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе;

20) пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»;

21) знать и соблюдать требования охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда).

2. Служебные обязанности сотрудника определяются также Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

3. Иные служебные обязанности могут возлагаться на сотрудника в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Обязанности сотрудника по замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе определяются должностной инструкцией.

Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника

1. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник должен:

1) соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

2) осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий;

3) не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций, а также соблюдать принцип беспристрастности, исключающий возможность влияния на его служебную деятельность решений политических партий и других общественных объединений;

4) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей;

5) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики;

6) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности;

7) проявлять корректность, уважение, вежливость и внимательность по отношению к гражданам и должностным лицам;

8) проявлять уважение к национальным обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

9) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно-исполнительной системы;

10) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

11) соблюдать правила предоставления служебной информации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Сотрудник, замещающий должность руководителя (начальника), обязан не допускать случаи принуждения сотрудника к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций.

3. Иные требования к служебному поведению сотрудника определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе

1. Сотрудник не может находиться на службе в уголовно-исполнительной системе в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, либо наличие судимости, включая снятую или погашенную;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника на службе в уголовно-исполнительной системе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по замещаемой должности или должности, на замещение которой претендует сотрудник, связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников, установленным федеральным органом уголовно-исполнительной системы;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе или в период ее прохождения.

2. На сотрудника распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции») и статьями 17, 18, 20 — 202 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

3. Рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Статья 15. Ответственность сотрудника

1. За совершение преступления сотрудник несет уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

2. За совершение административного правонарушения сотрудник несет дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. За нарушение служебной дисциплины на сотрудника в соответствии со статьями 47, 49 — 53 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

4. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника при исполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездейс

Статья 38. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы

Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы осуществляют:

1) исключен. — Федеральный закон от 21.07.1998 N 117-ФЗ;

1) Федеральное Собрание Российской Федерации;

2) Президент Российской Федерации;

3) Правительство Российской Федерации;

4) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля имеют право:

1) Президент Российской Федерации;

2) Председатель Правительства Российской Федерации;

3) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека;

4) президенты, главы органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий;

5) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то Государственной Думой или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации;

6) Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории;

7) главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий;

8) члены общественных наблюдательных комиссий, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в пределах соответствующих территорий;

9) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий — учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительных учреждений;

10) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в границах соответствующего субъекта Российской Федерации — в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 — 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 172, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Иные лица посещают учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы по специальному разрешению руководства этих учреждений и следственных изоляторов или территориальных органов уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения, исполняющего наказания, или следственного изолятора видеть беседующих, но не слышать их.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России

B.B. KAZAK, V.E. NIKITIN

Б.Б. КАЗАК,

доктор юридических наук, профессор

(Псковский юридический институт ФСИН России); В.Е. НИКИТИН (Академия ФСИН России)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ В КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ФСИН РОССИИ

Успешное выполнение стоящих перед строителями задач в значительной мере зависит от организационных форм управления строительством, которые, в свою очередь, зависят от способа осуществления строительно-монтажных работ.

Строительно-монтажные работы могут осуществляться подрядным, хозяйственным, а в ряде случаев и смешанным способом.

При подрядном способе строительно-монтажные работы выполняются специально созданными для этой цели постоянно действующими общестроительными и специализированными хозрасчетными подрядными строительными и монтажными организациями.

Предприятия и учреждения, для которых должно осуществляться строительство с учетом выделенных капитальных вложений, выступают в роли заказчиков.

Взаимоотношения заказчика и подрядчика регулируются заключаемым между ними договором. Договор (контракт) — основной правовой документ, регулирующий производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности в сфере капитального строительства. В нем необходимо отразить: полное наименование сторон (заказчика и подрядчика) с указанием их реквизитов; задания

заказчика в общей форме текста договора и детализированно в приложениях; стоимость предмета договора (контракта); сроки начала и завершения работ; порядок и условия расчетов и платежей; производство и приемка работ; меры ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств; условия и порядок расторжения договора (контракта).

При хозяйственном способе ведения строительства предприятия и учреждения, которым выделены капитальные средства, сами выполняют для собственных нужд строительно-монтажные работы (наряду со своей основной производственной деятельностью).

Для организации строительства и контроля производства работ создаются отделы капитального строительства предприятия, учреждения.

Иногда строительно-монтажные работы осуществляются смешанным способом, который заключается в том, что одна часть строительства выполняется подрядным способом, а другая — хозяйственным. В этом случае подрядным способом выполняются, как правило, специальные работы силами привлекаемых на договорных началах специализированных организаций, а общестроительные работы — хозяйственным способом, то есть силами собственных строительно-монтажных организаций.

Уголовно-исполнительное право

2006. № 1 99

Б.Б. Казак, В.Е. Никитин

Наиболее прогрессивным является подрядный способ, который содействует техническому прогрессу в строительстве, так как коллективы создаются из постоянных квалифицированных кадров рабочих и инженерно-технического персонала; строительно-монтажные организации оснащаются современной техникой; развивается и улучшается использование производственно-технической базы, что обеспечивает систематическое улучшение организации и техники производства строительно-монтажных работ; повышается качество работ; сокращаются сроки строительства и снижается его стоимость.

В современных условиях подрядный способ в наибольшей степени содействует повышению экономической эффективности капитальных вложений, отвечает дальнейшему развитию индустриализации и специализации в строительном производстве.

При хозяйственном способе ведения строительства предприятию, учреждению приходится создавать на период строительства собственную строительную организацию и производственную базу, приобретать или привлекать строительные машины и механизмы, обеспечивать стройку материалами, рабочими, инженерно-техническим и административно-управленческим персоналом.

Хозяйственному способу ведения строительных работ присущи определенные недостатки. Строительство не является для застройщика основной и постоянной деятельностью, поэтому он не заинтересован в развитии и совершенствовании строительного дела. По окончании строительства созданные строительная организация, материально-техническая база, а также кадры не могут быть использованы на данном предприятии в дальнейшем, поэтому строительная организация ликвидируется или превращается в ремонтную, а материально-техническая база расформировывается или резко сокращается. Хозяйственный способ ведения работ не создает условий для расширения производства, повышения производительности труда, качества работ, повышения квалификации кадров.

В уголовно-исполнительной системе в ряде случаев применение хозяйственного способа обусловлено необходимостью трудового устройства осужденных. В данном случае работы осуществляются силами исправительных учреждений под руководством отделов капитального строительства УФСИН России (ОКС УФСИН России).

ОКС УФСИН России передает исправительному учреждению утвержденные титульные

списки объектов капитального строительства по всем источникам финансирования, а также планы государственных централизованных капитальных вложений, устанавливает лимиты финансирования по государственным капитальным вложениям, а также по капитальным вложениям, осуществляемым сверх плана за счет специальных источников (собственных накоплений, специальных фондов и др.).

Следует отметить, что при хозяйственном способе можно обеспечить высокую производительность труда, надлежащее качество строительных работ, а также снижение их себестоимости. Для этого, на наш взгляд, необходимо ликвидировать сезонность в строительном производстве, механизировать трудоемкие и тяжелые работы, создать постоянные строительные бригады и непрерывно повышать квалификацию их членов, максимально применять дешевые местные строительные материалы, использовать наиболее экономичные проекты строительства.

Хозяйственный способ играет немалую роль в строительстве объектов для уголовно-исполнительной системы, поэтому вопросы повышений его эффективности требуют постоянного внимания.

Велика в этом деле роль отделов капитального строительства, выступающих единым заказчиком в системе исполнения наказаний. В их задачу входит:

— обеспечение проектно-сметной документацией;

— финансирование;

— должное техническое руководство работами, осуществляемыми хозяйственным способом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— своевременное выделение материально-технических ресурсов;

— обеспечение строительства строительными машинами и механизмами.

Силами привлеченных подрядных строительно-монтажных организаций других министерств и ведомств, должны выполняться те работы, которые не в состоянии осуществить своими силами и средствами собственные подрядные строительные организации. К таким работам следует отнести строительство крупных производств и цехов, жилищных и культурно-бытовых комплексов, линий электропередачи, кабельных и радиорелейных линий связи большой протяженности, монтаж паросилового оборудования котельных, сложного технологического оборудования и оборудования литейных цехов, строительство и монтаж трансформаторных подстанций и другие специальные работы.

Уголовно-исполнительное право

Управление капитального строительства в системе ФСИН России (УКС ФСИН России) руководствуется различными правовыми нормами, регулирующими отношения, возникающие:

— при разработке и утверждении документации на строительство;

— разработке и заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд;

— финансировании и материально-техническом обеспечении строящихся объектов.

В системе ФСИН России порядок разработки и утверждения документации на строительство объектов регулируется приказом Минюста России от 11 июня 2002 г. № 162 «Об утверждении проектной документации на строительство объектов для федеральных государственных нужд по Министерству юстиции Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» и от 11 октября 2001 г. № 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета».

Указанными нормативными актами установлено, что основным документом для принятия решения о проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений является технико-экономическое обоснование строительства, разрабатываемое на основе утверждаемых перечней предприятий, зданий и сооружений. Ранее применяемые технико-экономические расчеты упразднены. Проекты (рабочие проекты) разрабатываются в случае необходимости для технически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства.

Территориальные органы УИС в срок до 10 апреля представляют в УКС ФСИН России свои предложения для включения в перечни предприятий и сооружений, по которым будут разрабатываться технико-экономические обоснования в следующем году.

По объектам, строительство которых осуществляется за счет государственных централизованных капитальных вложений, финансируемых из федерального бюджета, проектно-сметная документация на строительство (реконструкцию, расширение) предприятий, зданий и сооружений (при наличии положительных заключений территориальных органов Государственной вневедомственной экспертизы) утверждается в зависи-

Организационно правовые формы…

мости от стоимости строительно-монтажных работ либо руководством ФСИН России, либо руководителем территориального органа УИС.

Задания на разработку проектной документации на строительство утверждаются также в зависимости от стоимости работ либо руководством ФСИН России, либо руководителем территориального органа УИС.

На вновь начинаемые и переходящие объекты составляются титульные списки. В титульном списке необходимо указать: наименование стройки, место и сроки строительства, проектную мощность, сметную стоимость, объем выполненных работ, срок ввода в действие производственных мощностей и основных фондов в соответствии с показателями проектно-сметной документации. Для проведения проектно-изыс-кательских работ составляется титульный список.

Проектно-сметная документация на строительство, осуществляемое за счет собственных финансовых ресурсов, внутрихозяйственных резервов, заемных и привлеченных финансовых средств инвесторов и других внебюджетных фондов, утверждается заказчиками (инвесторами). Технико-экономические обоснования по этим стройкам до утверждения подлежат обязательной экспертизе в соответствующих территориальных организациях государственной вневедомственной экспертизы в части оценки эксплуатационной и экологической безопасности намечаемого строительства, рационального его размещения, использования природных и трудовых ресурсов, а также других вопросов, относящихся к компетенции местных органов власти.

По объектам, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов республик, входящих в состав России, бюджетов автономных областей и округов, краев, областей и городов, собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов, заемных и привлеченных финансовых средств инвесторов и других внебюджетных фондов, предпроектная, проектная документация и другие документы, необходимые для осуществления проектирования и строительства, утверждаются руководителем территориального органа УИС.

Состав государственных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительных объектов назначается, и акты этих комиссий утверждаются в соответствии с действующими строительными нормами и правилами в зависимости от сметной стоимости руководством ФСИН России либо руководителем территориального органа УИС.

Уголовно-исполнительное право

2006. № 1

Б. Б. Казак, В. Е. Никитин

Необходимо отметить, что в современных условиях одним из эффективных средств реализации государственной экономической и научно-технической политики в инвестиционной сфере повышения эффективности капитальных вложений посредством контроля качества проектных решений является государственная экспертиза. Немалая роль в совершенствовании проектных решений, экономии всех видов материальных, энергетических и финансовых ресурсов принадлежит экспертным органам министерств и ведомств1.

Вместе с тем приходится констатировать, что это важное направление работы организационно не обеспечено, то есть в структуре ФСИН России экспертные органы не предусмотрены. В связи с этим представляется целесообразным в составе УКС ФСИН России создать отдел или отделение экспертизы проектов и смет. К числу задач данных отделов (отделений) следует отнести:

— осуществление экспертизы проектов строительства объектов как специальных, предназначенных для системы ФСИН России, так и для социальной сферы в соответствии с задачами, поставленными Государственной целевой программой «Жилье»;

— укрепление экономической базы капитального строительства, сокращение инвестиционного цикла, повышение качества проектов строительства, снижение материалоемкости объектов, рациональное использование топливно-энергетических и других ресурсов, создание комфортных условий труда и жизнедеятельности людей;

— обеспечение реализации в практической работе решений Межведомственного совета по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 25 мая 1995 г. по ресурсам и энергосбережению в части, касающейся учреждений и органов, исполняющих наказания;

— укрепление практического взаимодействия с государственными надзорными и контрольными службами, банками, а также организациями, осуществляющими согласование и выдачу исходных данных для проектирования и др.

Финансирование объектов строительства непрерывно осуществляется на основании титульных списков.

Под финансированием капитального строительства понимается выделение и использование финансовых ресурсов на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшим нормативным актом, регламентирующим отношения по финансированию капитального строительства, является Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 220 (далее — Положение).

Это Положение применяется и при финансировании капитального строительства в системе ФСИН России. Основными направлениями инвестирования являются жилищное строительство, реконструкция и строительство следственных изоляторов и тюрем, а также строительно-восстановительные работы на объектах учреждений и органов, исполняющих наказания.

Ситуация с обеспечением строительства финансовыми средствами в настоящее время сложная. Достаточно отметить, что лимит государственных капитальных вложений для МВД России, установленный Министерством экономики РФ на 1994 г., составил лишь 40 % от потребности министерства и был профинансирован только на 50 %. Выделенные Министерством экономики лимиты для таких нужд в 1995 г. составили 34 %, а в 1996 г. — 30 % от уровня 1994 г. Начиная с

Занижение лимитов капитальных вложений, а также неудовлетворительное и несвоевременное финансирование объемов выполняемых работ поставило инвестиционно-строительный комплекс на грань банкротства. Обычным явлением были вынужденные административные отпуска, задержки заработной платы и, как результат, пересмотр в сторону уменьшения намечавшегося количества строек и списание ранее наработанной проектно-сметной документации. Положение дел в экономике страны и приведенные цифры свидетельствуют о том, что, хотя наметилась стабильная тенденция роста, в ближайшее время резкого увеличения лимитов капитальных

Уголовно-исполнительное право

Организационно правовые формы.

государственных вложений не произойдет, следовательно, обеспечить все стройки капитальными вложениями в необходимых размерах не удастся. В связи с этим ФСИН России, ГУФСИН России, УФСИН России, Управлению капитального строительства ФСИН России основные материальные и финансовые ресурсы следует сконцентрировать и направить на строительство объектов первостепенной важности, «законсервировать» или прекратить строительство второстепенных объектов. Очевидно, что в современных условиях финансирования необходимо изыскивать на местах (как это уже делается в некоторых территориальных органах УИС) дополнительные источники финансирования, тщательно проводить экспертизу проектов и смет строек с целью недопущения необоснованного удорожания строительства, привлекать на долевых началах организации, имеющие значительные финансовые возможности, грамотно использовать кредиты банков и другие заемные средства, привлекать для производства строительно-монтажных и специальных видов работ подрядные организации исключительно на основе торгов, определяя таким образом наиболее выгодного партнера.

В сложившейся ситуации от строителей потребуется умение мобильно и рационально использовать имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы. В отдельных случаях имеет смысл продолжать работать на объектах даже при временном отсутствии финансовых средств.

Понесенные в ходе такого строительства затраты можно компенсировать за счет внебюджетного фонда. Подобные действия возможны на объектах, где высокий процент готовности дает уверенность в их безусловном вводе в эксплуатацию. Ведь консервация работ на таких объектах, а впоследствии расконсервация по мере поступления финансовых средств потребуют более значительных, чем в настоящее время, затрат материальных, людских и финансовых ресурсов.

Большое значение для своевременной сдачи в эксплуатацию объектов, предусмотренных по договору подряда, имеет бесперебойное обеспечение строительства материалами, изделиями, оборудованием, инвентарем и т. п. Обычно на подрядчика возлагается обеспечение стройки строительными материалами, конструкциями и изделиями, а на заказчика — технологическим оборудованием, аппаратурой, инвентарем и специальными материалами, необходимыми для выполнения пусконаладочных работ и испытания оборудования.

В заключение следует отметить, что капитальное строительство является одним из важных видов деятельности ФСИН России. От его развития зависит будущее всей уголовно-исполнительной системы.

1 См.: Экспертиза в капитальном строительстве. Проблемы, поиски, решения // Бюл. строит. техники. 1995. № 7. С. 29-31.

Уголовно-исполнительное право

В теории уголовно-исполнительного права выделяются несколько субъектов: Субъекты выработки уголовно-исполнительной политики: Президент РФ, Министерство Юстиции, Федеральное собрание, Правительство РФ. Вторая группа субъектов – субъекты реализации уголовно-исполнительной политики. Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, потому что она исполняет наказание виде штрафа, иные учреждения и органы, исполняющие наказание, иные субъекты и органы, например, общественные организации.

Факторы, оказывающие влияние на уголовно-исполнительную политику: социально-экономическое и политическое состояние общества, состояние культуры, нравственности населения, наличие идеологии, уровень правосознания населения и состояния гражданского общества, уровень развития самого уголовно-исполнительного законодательства, признание, а самое главное, реализация международных стандартов в обращении с заключенными, развитие науки уголовно-исполнительного права и смежных наук, опыт практической деятельности в сфере исполнения наказаний, состояние и динамика преступности, количество осужденных лиц в государстве, а иногда это количество лиц, содержащихся в уголовно-исполнительных учреждениях.

Формы выражения уголовно-исполнительной политики.

Основная форма – это уголовно-исполнительное законодательство. Именно там ставятся основные цели, задачи.

Еще уголовно-исполнительная политика может проявляться в официальных заявлениях субъектов формирования уголовно-исполнительной политики.

Иные формы. Основные были указаны выше.

Принципы уголовно-исполнительной политики.

По вопросу определения принципов в теории существует несколько подходов. Одни авторы полагают, что принципы уголовно-исполнительной политики совпадают с принципами уголовно-исполнительного законодательства (права). Другие авторы, в частности, Н.А. Лопашенко считают, что уголовно-исполнительная политика базируется на тех же принципах, что и любая правовая политика:

  1. Социальная обусловленность

  2. Научная обоснованность

  3. Единство и последовательность

  4. Устойчивость и предсказуемость

  5. Гуманность и нравственность

  6. Открытость и гласность

  7. Сочетание интересов личности, общества и государства

  8. Соответствие международным стандартам обращения с осужденными

  9. Иные принципы

Характеристика современной уголовно-исполнительной политики.

О развитие уголовно-исполнительной системы начали задумываться еще в 90-х годах 20-го века. В 1996 году Президентом РФ была одобрена концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 года. В 1997 году был подписан указ Президента №1100 О реформировании Уголовно-исполнительной системы МВД РФ, а в 1998 году тоже указ Президента №904 был подписан о передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение министерства юстиции РФ. Такая реформа уголовно-исполнительной системы в конце 20-го века в целом не повлияла на е качественное содержание. В начале 21-го века достаточно быстро стало расти количество лиц, находящихся в уголовно-исполнительных учреждениях. Это в основном лица, лишенные свободы, а также лица, в отношении которых еще нет приговора суда. В 2000 году их количество составило 925 000 человек, а в 2001 уже примерно 980 000 человек. Всего в мире порядка 8 000 000 таких лиц. В 2001 году было принято постановление Правительства РФ № 636. О Федеральной целевой программе реформирования Уголовно-исполнительной системы министерства юстиции РФ 2002 – 2006. В послании Президента РФ от 2002 года было указано, что крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний. В 2002 – 2004 годах в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство было внесено ряд изменений, направленных на такую гуманизацию. Был изменен порядок статистического учета. В результате, в 2002 году стало 877 000 лиц, находящихся в уголовно-исполнительных учреждениях, в 2003 примерно 844 000, в 2004 – 763 000.

По прошествии ряда лет с этого заявления Путина стало понятно, что гуманизация стала не стратегической целью, а скорее тактической задачей. В 2005-м году количество лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы составило уже 823 000 человек и далее продолжило рост. 2006 год – 871 000, 2007 – 873 000, 2008 – 877 000. В 2006 году было принято постановление Правительства О Федеральной целевой программе развития уголовно-исполнительной системы 2007 – 2016. Таким образом, государство признало необходимость развития уголовно-исполнительной системы, но анализ задач и мероприятий программы свидетельствует о том, что в ее рамках реализуются только меры по реконструкции и строительству исправительных учреждений. Она не затрагивает многие проблемы исполнения уголовных наказаний. В конце 2009 года в очередной раз был поднят вопрос о необходимости реформирования уголовно-исполнительной системы. На заседании Президиума Государственного совета Медведев заявил, что главная цель состоит достижение необходимого уровня гуманизма в системе исполнения наказаний. В конце 2009 года следом за этим заседанием произошли серьезные кадровые перестановки в Федеральной Службы исполнения наказаний. К оставшимся были применены меры дисциплинарного взыскания. Новое руководство разу же разработало концепцию реформирования Уголовно-исполнительной системы России 2009 – 2020. Утверждена эта концепция была Распоряжением Правительства от 14-го декабря 2010 года. В соответствии с концепцией предусмотрено три этапа реформирования уголовно-исполнительной системы. Первый – это 2009 – 2012 год. Он связан с принятием целевых программ, внедрение в законодательство и судебную практику альтернативных лишению свободы наказаний, создание государственной службы пробации и т.д.

Второй этап 2013 – 2016 годы – Перепрофилирование большей части учреждений уголовно-исполнительной системы в тюрьмы, создание новых колоний – поселений, создание сети социальных центров постпенитенциарной адаптации. Третий этап 2017 – 2020 – завершение плановых программных мероприятий. Таким образом, в концепции делается попытка решить базовые проблемы исполнения уголовных наказаний.

  1. Проблему альтернативных наказаний.

  2. Проблему эффективных методик работы исправительных учреждений

  3. Проблему эффективности мер ресоциализации осужденных, в том числе посредством их постпенитенциарной адаптации.

В результате эти реформы начались в ноябре 2009 года. К концу 2009 года количество лиц, содержащихся в уголовно-исполнительных учреждениях составило 864 000 человек, в 2010 уменьшилось и составило 833 000 человек. Отчасти это связано с введением наказания в виде ограничения свободы (Федеральный закон 27.12.2009 №377). Ограничение свободы относилось к числу отложных наказаний и почти не применялось. В соответствии с этим законом суть этого наказания поменялась. Суд может назначить осужденному ограничение не менять место работы, учебы, места жительства, не покидать место жительства, отмечаться в уголовно-исполнительных учреждениях.

По оценкам специалистов к такому новому ограничению свободы должно быть приговорено примерно 100 – 110 тысяч человек, примерно треть из них уже на первом году ограничения свободы получит реальные сроки лишения свободы. Таким образом, основное направление российской уголовно-исполнительной политики – это гуманизация системы исполнения наказаний носит во многом цикличный характер. В настоящее время в стране пока еще отсутствует единая долгосрочная научно обоснованная и эффективная уголовно-исполнительная политика.