7 конгресс ООН

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Четырнадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию будет проведен в Киото, Япония, 20-27 апреля 2020 года; Конгрессу будут предшествовать предварительные консультации, намеченные на воскресенье, 19 апреля 2020 года. Общая тема, пункты повестки дня и темы семинаров-практикумов четырнадцатого Конгресса были определены Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 72/192. Подготовке к четырнадцатому Конгрессу содействовало также представление Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию проекта резолюции для принятия Ассамблеей на ее семьдесят третьей сессии.

После завершения двадцать седьмой сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию Секретариат, принимая во внимание рекомендации Комиссии и дополнительные замечания и отклики государств-членов, доработал руководство для дискуссий на региональных подготовительных совещаниях и на Конгрессе.

В 2019 году будут проведены региональные подготовительные совещания в Латинской Америке и Карибском бассейне, Западной Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и Европе. Участники изучат вопросы, которые предстоит обсудить на четырнадцатом Конгрессе, и вынесут рекомендации для дальнейшего рассмотрения Конгрессом, ориентированные на принятие практических мер.

Более подробная информация содержится в докладе Генерального секретаря о подготовке к четырнадцатому Конгрессу.

Место проведения

В своей резолюции 70/174 Генеральная Ассамблея с признательностью отметила предложение правительства Японии провести в своей стране четырнадцатый Конгресс. Местом проведения четырнадцатого Конгресса будет Киотский международный конференц-центр.

Дополнительная информация

Часто задаваемые вопросы
Информационная записка для участников

Достижения за 65 лет

ПРЕДЫДУЩИЕ КОНГРЕССЫ

После того, как в 1950 году решением Генеральной Ассамблеи была упразднена Международная уголовная и пенитенциарная комиссия, каждые пять лет начиная с 1955 года проводились Конгрессы Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. С 2005 года они именуются Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Тринадцатый Конгресс. 2015 год, Катар
Тринадцатый Конгресс, состоявшийся в Дохе, проходил в уникальный период, когда в центре внимания мирового сообщества были вопросы верховенства права и повестка дня в области развития на период после 2015 года.

Двенадцатый Конгресс. 2010 год, Бразилия На двенадцатом Конгрессе, состоявшемся в Салвадоре, особое внимание было уделено детям, молодежи и преступности; незаконному ввозу мигрантов; торговле людьми; отмыванию денег; и киберпреступности.

Одиннадцатый Конгресс. 2005 год, Таиланд
На одиннадцатом Конгрессе, состоявшемся в Бангкоке, особое внимание было уделено эффективным мерам по борьбе с транснациональной организованной преступностью; международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом; и связям между терроризмом и другими видами преступной деятельности.

Десятый Конгресс. 2000 год, Австрия На десятом Конгрессе, состоявшемся в Вене, была принята Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века.

Девятый Конгресс. 1995 год, Египет На девятом Конгрессе, состоявшемся в Каире, особое внимание было уделено международному сотрудничеству и практической технической помощи в укреплении законности; мерам по борьбе с транснациональной и организованной преступностью и роли уголовного права в охране окружающей среды; системам уголовного правосудия и полиции; и стратегиям в области предупреждения преступности, в частности в отношении преступлений в городских районах и преступности среди несовершеннолетних и насильственных преступлений.

Восьмой Конгресс. 1990 год, Куба На восьмом Конгрессе, состоявшемся в Гаване, были одобрены типовые договоры о выдаче, о взаимной помощи в области уголовного правосудия, о передаче уголовного судопроизводства и о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила); Основные принципы обращения с заключенными; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы); Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка; Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование; и Основные принципы, касающиеся роли юристов.

Седьмой Конгресс. 1985 год, Италия
На седьмом Конгрессе, состоявшемся в Милане, были одобрены Миланский план действий; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); Декларация основных принципов правосудия в отношении жертв преступлений и злоупотребления властью; Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов; рекомендации в отношении обращения с заключенными-иностранцами; и первый типовой двусторонний договор — Типовое соглашение о передаче заключенных-иностранцев.

Шестой Конгресс. 1980 год, Венесуэла
На шестом Конгрессе, состоявшемся в Каракасе, была принята Каракасская декларация, в которой было признано, что в программах в области предупреждения преступности должны учитываться социальные, культурные, политические и экономические условия, существующие в каждой стране.

Пятый Конгресс. 1975 год, Швейцария
На пятом Конгрессе, состоявшемся в Женеве, обсуждалось понятие преступности как бизнеса (включая организованную преступность) и была одобрена Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, которая впоследствии была преобразована Комиссией по правам человека в конвенцию.

Четвертый Конгресс. 1970 год, Япония
На четвертом Конгрессе, состоявшемся в Киото, обсуждались политика социальной защиты в связи с планированием развития, участие общества в деле предупреждения преступности и организация научных исследований в целях разработки политики в области социальной защиты.

Третий Конгресс. 1965 год, Швеция
На третьем Конгрессе, состоявшемся в Стокгольме, особое внимание было уделено оказанию технической помощи в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и криминологическим исследованиям в целях предупреждения преступности и профессиональной подготовки, и была вынесена рекомендация относительно использования услуг региональных советников Организации Объединенных Наций.

Второй Конгресс. 1960 год, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
На втором Конгрессе, состоявшемся в Лондоне, особое внимание было уделено предупреждению преступности среди несовершеннолетних, использованию труда заключенных, условно-досрочному освобождению и постпенитенциарной опеке, а также преступности вследствие социальных перемен и экономического развития.

Первый Конгресс. 1955 год, Швейцария
На первом Конгрессе, состоявшемся в Женеве, были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

Доха, 12–19 апреля 2015 года

Государства-члены одобрили декларацию

  • Документ A/CONF.222/L.6
  • Заявление Исполнительного директора ЮНОДК Юрия Федотова
  • См. видео

«Нет мира без развития, развития без мира, и нет ни длительного мира, ни устойчивого развития без уважения прав человека и верховенства права».

Защита от преступности и насилия является приоритетной задачей людей во всем мире.

Преступная деятельность подрывает авторитет государственной власти, подпитывая коррупцию и нанося ущерб законной экономике, что влияет на качество жизни граждан, в особенности неимущих, женщин и детей. Эффективные системы уголовного правосудия и соблюдение верховенства права имеют решающее значение для достижения устойчивого развития.

В сложившихся в мире условиях глобализации и взаимосвязанности транснациональный характер преступности является одним из ключевых вызовов, с которым сталкиваются страны.

С 12 по 19 апреля 2015 года в Дохе, Катар, будет проходить 13-й Конгресс ООН по предупреждению преступности, на который соберутся правительства, политики и эксперты для обмена опытом и активизации международного сотрудничества в борьбе с угрозой транснациональной организованной преступности.

Поскольку международное сообщество продолжает обсуждать повестку дня в области развития на период после 2015 года, на 13-м Конгрессе по предупреждению преступности будут рассмотрены оптимальные пути интеграции усилий в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в рамках более широкой повестки дня ООН. Основное внимание будет сосредоточено на таких направлениях, как связи между безопасностью, справедливостью, верховенством права и достижением лучшего, более справедливого мира.

Директор-исполнитель Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) Юрий Федотов заявил, что люди стремятся избавиться от преступности, насилия, коррупции и отсутствия безопасности: «Это основное стремление человечества соответствует растущему признанию международным сообществом того, что преступность — это не просто социальная проблема, а опасное препятствие на пути к достижению устойчивого развития».

Новости по теме

Дополнительные новости

Кампания «Это преступление!»

Преступления в отношении диких видов флоры и фауны

Преступления в отношении диких видов флоры и фауны и лесных ресурсов — это быстро развивающийся бизнес, который приносит преступным сетям огромную прибыль наряду с торговлей оружием, людьми и наркотиками. Это затрагивает интересы всех нас, поскольку наносит непоправимый ущерб нашей планете. Животных убивают ради отдельных частей тела или продают в качестве экзотических домашних животных. Деревья срубают, чтобы делать из них мебель. Последствия этих преступлений имеют глобальное значение, но происходят они главным образом в Африке и Азии.

Приняты резолюцией 45/111 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. на основе предшествующих международных документов, направленных на защиту прав осужденных и отражают в определенной степени изменения, которые происходят в современной пенитенциарной политике как отдельных государств, гак и международного сообщества в целом.

Принципы исходят из уважения человеческого достоинства заключенных и призывают к этому и национальных законодателей, и исправительные учреждения, в которых содержатся заключенные.

Для этого ООН формулирует несколько основополагающих принципов обращения с заключенными:

  • 1) запрет на дискриминацию по любым признакам;
  • 2) уважительное отношение к религиозным убеждениям и культурным традициям осужденных;
  • 3) право на участие осужденных в культурной и образовательной деятельности;
  • 4) право осужденных на общественно полезный и вознаграждаемый труд;
  • 5) право на медицинскую помощь и медицинское обслуживание без дискриминации в связи с их юридическим статусом;
  • 6) право на реинтеграцию (ресоциализацию) бывших заключенных в общество в наиболее благоприятных условиях.

К числу основных принципов обращения с заключенными, по мнению ООН, следует относить также отмену или по крайней мере существенные ограничения в применении одиночного заключения.

Еще один принцип устанавливает, что тюрьмы, а также иные места, в которых содержатся заключенные, несут ответственность перед государством и обществом, с одной стороны, за содержание заключенных, а с другой — за защиту общества от правонарушений по стороны осужденных.

Кроме того, в документе провозглашаются два взаимосвязанных и крайне важных положения: во-первых, устанавливается, что все заключенные пользуются правами человека и фундаментальными свободами, изложенными в основных международных документах ООН, касающихся прав человека; во-вторых, этот же принцип устанавливает, что права и свободы заключенного могут иметь определенные ограничения, «необходимость которых явно обусловлена фактом заключения в тюрьму».

Таким образом, принцип обращения с заключенными служит международно-правовым основанием для ограничения правового статуса осужденных в национальном законодательстве.

Европейские тюремные правила. Наряду с общемировыми минимальными стандартами обращения с осужденными и заключенными действуют региональные стандарты обращения с данными категориями лиц. Примером тому являются Европейские тюремные правила, которые были приняты резолюцией Комитета министров Совета Европы в 1973 г. В 1987 г. был принят новый вариант Европейских тюремных (пенитенциарных) правил, которые и действуют до настоящего времени. Данный документ по своему статусу носит региональный характер, так как распространяется на страны, являющиеся членами Совета Европы. Европейские тюремные правила носят рекомендательный характер, однако Кабинет министров рекомендовал всем государствам, входящим в Европейский союз, вонлотить и своем законодательстве принципы обращения с заключенными, сформулированные в этих правилах.

Европейские тюремные правила разработаны на основе Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых ООН. Они содержат 100 статей, снабженных подробными комментариями, с тем чтобы они могли играть роль «пособия для персонала учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы», и использоваться в качестве ориентира «для интерпретации положений национального пенитенциарного законодательства».

В отличие от Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, в Европейских тюремных правилах выделяются несколько приоритетных, основных принципов, которые определяют все остальные правила обращения с заключенными. К числу таких принципов относятся:

  • 1) обеспечение уважения человеческого достоинства и соблюдения основных прав и свобод человека при исполнении наказания в виде лишения свободы;
  • 2) недопущение дискриминации осужденных по каким-либо основаниям;
  • 3) обеспечение такого обращения с осужденными, которое поддерживает их физическое и психическое здоровье и возможность их последующей ресоциализации;
  • 4) необходимость регулярных независимых инспекций исправительных учреждений.

Европейские тюремные правила прежде всего адресованы администрации исправительных учреждений и иным лицам, которые связаны с осужденными. Так же как и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Европейские тюремные правила предполагают, что администрация производит классификацию осужденных на категории, но современная уголовно-исполнительная политика европейских государств уже не требует строгого соблюдения принципа раздельного содержания различных категорий осужденных.

Большое внимание уделяется подготовке осужденных к освобождению, которая теоретически должна начинаться уже с момента поступления осужденного в исправительное учреждение. Значительное место уделяется нравам осужденных на охрану здоровья и оказание им медицинской помощи.

Соблюдение прав и законных интересов осужденных приобретает особую значимость при применении к ним мер дисциплинарного взыскания. В связи с этим Европейские тюремные правила подробно комментируют этот вопрос, нередко предлагая решения, отличные от рекомендаций Минимальных стандартных правил.

Комментируемый международный документ в отличие от Минимальных стандартных правил обращения с заключенными весьма подробно регламентирует режим отбывания наказания, причем не только цели, функции и основные направления режима, но и отдельные режимные мероприятия, которые ограничивают права осужденных.

В целом разработку региональных стандартов исполнения наказания следует только приветствовать, ибо они более точно отражают исторические, культурные, религиозные и иные традиции исполнения наказаний.

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. Эти правила носят рекомендательный характер и должны «реализовываться в контексте экономических, социальных и культурных условий, существующих в каждом государстве». При этом международное сообщество исходит из того, что несовершеннолетние являются самой уязвимой категорией осужденных и в силу этого должны занимать особое положение в рамках уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

Пекинские правила дают понятие несовершеннолетнего, под которым понимается «ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности». Однако в них умышленно не указываются возрастные пределы несовершеннолетия, с тем чтобы они могли применяться в различных уголовно-правовых системах. Поэтому нижние и верхние границы несовершеннолетия определяются национальным законодательством. Хотя в данном документе предусматривается, что нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной интеллектуальной зрелости. В обобщенном виде, с учетом содержания действующих национальных правовых систем, несовершеннолетний правонарушитель — это лицо от 7 до 18 лет.

Однако независимо от понятия несовершеннолетия, «в рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних».

Пекинские правила носят комплексный характер и формулируют правила обращения с несовершеннолетними правонарушителями на всех стадиях уголовного процесса, начиная от задержания несовершеннолетних и производства расследования и заканчивая порядком исполнения наказания в отношении несовершеннолетних.

Пекинские правила весьма объемны и содержательны, к тому же снабжены подробными комментариями. Особое внимание следует обратить на два момента. В разделе, касающемся судебного разбирательства и вынесения судебного решения, отмечается необходимость создания специализированных судов. Данное правило в судебной системе России до сих пор не реализовано. Кроме того, подробно регламентируются и комментируются «руководящие принципы вынесения судебного решения и выборы мер воздействия».

Правила регламентируют также порядок обращения с осужденными несовершеннолетними правонарушителями как в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гак и вне таких учреждений при исполнении иных видов наказания.

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). Приняты резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. Нормы, содержащиеся в этом международном акте, носят рекомендательный характер и применяются в национальном законодательстве «с учетом политических, экономических, социальных и культурных условий каждой страны, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия».

В отличие от большинства других международных стандартов в области исполнения наказания, Токийские правила распространяются на все сферы уголовной юстиции, начиная от стадии возбуждения уголовного дела, включая назначение и исполнение наказания, а также ресоциализацию лиц, отбывших наказание.

Данный международный акт ООН рекомендует государствам разрабатывать меры, не связанные с тюремным заключением, «с целью обеспечения других возможностей, сокращая тем самым применение тюремного заключения, и с целью рационализации политики в области уголовного правосудия с учетом необходимости соблюдения прав человека, требований социальной справедливости и потребностей правонарушителя в отношении возвращения к нормальной жизни в обществе».

В статье 8 Токийских правил приведен перечень мер, альтернативных лишению свободы, в числе которых: устные санкции, такие как замечание, порицание и предупреждение; условное освобождение от ответственности; поражение в гражданских правах; экономические санкции и денежные наказания, такие как разовые штрафы и поденные штрафы; конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество; возвращение имущества жертве или постановление о компенсации; условное наказание или наказание с отсрочкой; условное освобождение из заключения и судебный надзор; постановление о выполнении общественно полезных работ; направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием; домашний арест; любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением.

При этом выбор меры, не связанной с тюремным заключением, должен основываться на оценке критериев в отношении как характера и степени тяжести правонарушения, так и личности, биографии правонарушителя, целей приговора и прав жертв.

Токийские правила устанавливают, что на всех стадиях уголовного процесса должно обеспечиваться соблюдение прав человека, уважение человеческого достоинства. Правонарушителям должны оказываться психологическая, социальная и материальная помощь и предоставляться возможность для укрепления связей с обществом и облегчения их возвращения к нормальной жизни в обществе.

Таким образом, Токийские правила устанавливают минимальные гарантии прав тех лиц, к которым применяются меры наказания, не связанные с лишением свободы.

Меры, гарантирующие защиту нрав тех, кто приговорен к смертной казни. Приняты резолюцией 1984/50 Экономического и социального совета ООН от 25 мая 1984 г.

Организация Объединенных Наций последовательно проводит курс на полную и окончательную отмену смертной казни. В указанной резолюции для тех стран, которые не приняли решение об отмене этого вида наказания, ООН создает международный механизм защиты прав тех, кто приговорен к смертной казни, устанавливая так называемые международные стандарты в области исполнения данного вида наказания. Назовем наиболее важные из них:

  • 1) смертный приговор может быть вынесен лишь за самые серьезные преднамеренные преступлениям со смертельным исходом или другими чрезвычайно тяжелыми последствиями;
  • 2) смертный приговор не выносится за преступление, совершенное лицами, которые в момент совершения преступления были моложе 18 лет; в равной степени не должен приводиться в исполнение смертный приговор в отношении беременных женщин или тех, кто недавно стал матерью, или лиц, потерявших рассудок;
  • 3) смертный приговор может быть вынесен только в том случае, если виновность лица, обвиненного в совершении преступления, установлена на основе ясных и убедительных доказательств, не оставляющих возможности для иного толкования фактов;
  • 4) смертный приговор может быть приведен в исполнение только в соответствии с окончательным судебным решением, вынесенным компетентным судом после завершения судебного процесса, в ходе которого предоставляются все возможные гарантии обеспечения справедливого судебного разбирательства, включая право каждого подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которые может быть вынесен смертный приговор, на соответствующую правовую помощь на всех стадиях судопроизводства;
  • 5) каждый приговоренный к смертной казни имеет право подачи апелляции в суд высшей инстанции и право на подачу прошения о помиловании или замене приговора; помилование или замена приговора могут быть предоставлены во всех случаях вынесения смертного приговора;
  • 6) смертный приговор не может быть приведен в исполнение до рассмотрения соответствующими органами прошения о помиловании или до завершения иных регрессных процедур и других процедур, имеющих отношение к помилованию или изменению приговора;
  • 7) в случаях приведения смертного приговора в исполнение эта процедура должна осуществляться таким образом, чтобы причинять как можно меньше страданий.

Хотя данный документ носит рекомендательный характер, в России полностью выполняются все предусмотренные в нем стандарты исполнения этого вида наказания, о чем свидетельствуют нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

Конвенция № 105 МОТ «Об упразднении принудительного труда». Принята в Женеве 25 июня 1957 г. В настоящий момент Конвенцию подписали 165 государств. Россия ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 23.03.1998 № 35-ФЗ. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 2 июля 1999 г.

Согласно данной Конвенции каждое государство, ратифицирующее ее, обязуется устранить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме:

«а) в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

b) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

c) в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;

d) в качестве средства наказания за участие в забастовках;

e) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания» (ст. 1).

Конвенция не дает понятия принудительного и обязательного труда. Этот пробел был восполнен судебной практикой, в том числе и международной. Европейский суд по правам человека традиционно выделяет следующие ключевые признаки, характеризующие принудительный или обязательный труд: выполнение работы или несение службы против своей воли; несправедливое или жестокое требование выполнения работы или несения службы; наличие таких тягот этой работы или службы, которых можно было бы избежать.

Российская Федерация исполняет свои обязательства по данной Конвенции. В ст. 2 ТК РФ, регламентирующей основные принципы правового регулирования трудовых отношений, предусмотрено запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда. В ст. 4 ТК РФ дается определение принудительного труда, а также определяются виды работ, которые не включаются в понятие принудительного труда, в том числе и в том смысле, который вкладывается в это понятие анализируемой Конвенцией. В частности, принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. Данный международный акт носит рекомендательный характер. В резолюции подчеркивается характер функций по поддержанию правопорядка и то, каким образом они осуществляются, оказывают непосредственное воздействие на качество жизни отдельных лиц, а также всего общества в целом. В связи с этим те, кто обладает полицейскими полномочиями, должны уважать и защищать права человека по отношению ко всем лицам. Поэтому Генеральная Ассамблея ООН обратилась в своей резолюции к правительствам с рекомендацией использовать в национальном законодательстве разработанный свод принципов.

Кодекс содержит восемь принципов поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, каждый из которых содержит также комментарии, весьма важные не только для международного, но и для национального законодательства. Так, в комментарии к ст. 1 дается понятие должностного лица по поддержанию правопорядка. В ст. 3 и комментариях к ней закрепляется весьма важное правило о возможности применения силы, включая применение оружия, при выполнении своих служебных обязанностей, и закрепляются ограничения применении силы («в случае крайней необходимости», «носит исключительный характер») и условия правомерности ее применения (принцип пропорциональности).

Важное значение имеет ст. 5 Кодекса и комментарии к пей, в которых содержится несколько основополагающих принципов поведения должностных лиц: запрет на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; недопустимость ссылки на исполнение приказа, состояние крайней необходимости и иных форс-мажорных обстоятельств как оправдание применения пыток.

Статья 6 обязывает должностных лиц при выполнении обязанностей но поддержанию правопорядка обеспечивать охрану здоровья всех лиц, особенно задержанных, а также оказание им медицинской помощи.

В комментариях к ст. 7 даются крайне важные для национального законодательства понятия коррупции, актов коррупции и субъектов коррупционных актов.

Для достижения целей и задач, изложенных в Кодексе, 24 мая 1989 г. ООН приняты Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, которые содержат рекомендации как национальным правительствам, так и международным органам по разработке эффективных механизмов внедрения принципов поведения должностных лиц в реальную практику их деятельности.

Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Приняты резолюцией 37/194 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1982 г. Принципы основываются на другом международном документе, касающемся медицинской этики в отношении осужденных: Токийской декларации в отношении Всемирной медицинской ассоциации, в которой содержатся Руководящие принципы для врачей, касающиеся пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в связи с задержанием и тюремным заключением, принятые Всемирной медицинской ассамблеей в 1975 г.

Данные документы, именуемые коротко Этический кодекс, формулируют несколько принципов профессиональной медицинской этики в отношении заключенных.

Принцип 1 предусматривает, что заключенные и задержанные должны обеспечиваться лечением и заботой о сохранении физического и психического здоровья такого же качества, как и иные лица.

Принцип 2 провозглашает, что участие или соучастие медицинских работников в пытках или других бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания рассматриваются не только как нарушение медицинской этики, но и как преступление.

В принципе 3 содержится запрет на участие работников здравоохранения в любых других профессиональных отношениях с заключенными или задержанными, кроме тех, цель которых: «обследование, охрана или улучшение их физического или психического здоровья».

Принцип 4, пожалуй, наиболее сложный и относительно спорный. Так, работники здравоохранения нарушают медицинскую этику, если они используют свои знания для проведения допроса заключенных и задержанных лиц таким образом, что это может отрицательно повлиять на физическое или психическое здоровье или состояние таких заключенных или задержанных лиц. С этим нельзя не согласиться. Однако далее отмечается, что врачи нарушают медицинскую этику, если они удостоверяют или участвуют в удостоверении того, что состояние здоровья заключенных или задержанных лиц позволяет подвергать их любой форме обращения или наказания, которое может оказать отрицательное воздействие на их физическое или психическое здоровье. А вот это уже не совсем понятно. Вопрос о вменяемости или невменяемости лица, совершившего преступление, определяется только врачами. Ими же ставится диагноз относительно наличия или отсутствия у субъекта тех или иных психических заболеваний, которые исключают или не исключают возможность несения уголовной ответственности, проведения следственных действий, а также отбытия наказания. Вряд ли это следует считать нарушением медицинской этики.

Принцип 5 запрещает участие работников здравоохранения в применении к осужденным или заключенным любых мер безопасности и процедур смирительного характера, кроме тех, которые продиктованы медицинскими критериями.

Следует отметить важность данного международного документа, который хотя и носит рекомендательный характер, но формулирует общепризнанные правила деятельности медицинских работников в рамках уголовно-исполнительной системы.