7 НДФЛ

Формы НДФЛ

ВНИМАНИЕ: информация может устаревать, приведённые данные актуальны на 08.02.2016.

1-НДФЛ

  • Ныне эта форма (действовавшая до этого в редакции Приказа МНС РФ от 31.10.2003 №БГ-3-04/583) не используется, с 2011 заменена налоговыми регистрами, преимуществом которых является свободная форма (Приказ ФНС России от 16.09.2011 №ММВ-7-3/576@);
  • в 1-НДФЛ отражались: доходы физлица, налоговые вычеты, уплаченный налог;
  • не отражались: пособия по беременности и родам, выплаты по случаю рождения или усыновления и пособия по уходу за ребёнком, выплаты по безработице;
  • форма ежемесячно составлялась и передавалась в ИФНС налоговым агентом (работодателем);
  • ныне налоговые регистры ведутся в 1С, а данные представляются в ИФНС по форме 2-НДФЛ.

2-НДФЛ

  • Известна также как справка о доходах физлица;
  • форма и порядок её заполнения установлены Приказом ФНС России от 30.10.2015 №ММВ-7-11/485@;
  • отражаются: данные о работодателе и работнике, облагаемые по ставке 13% доходы, все виды вычетов, сумма удержанного налога;
  • посредством этой формы работодатель не позднее 1 апреля следующего за истекшим налоговым периодом года представляет в ФНС сведения о доходах физлица и удержанных с него налогах (ст.230 НК РФ);
  • при ежегодном представлении 2-НДФЛ в ФНС (п.2 ст.230 НК РФ) работодатель, помимо справок по каждому работнику, должен представить реестр сведений о доходах физлиц за соответствующий год (Приказ ФНС России от 16.09.2011 №ММВ-7-3/576@);
  • работнику справка 2-НДФЛ также может быть необходима, в частности, для получения кредита (кредитные организации), расчёта выплат по больничному листу (работодатель), назначения и расчёта пенсии (ПФР), усыновления или установления опеки (органы опеки и попечительства), получения социальных пособий (органы соц. защиты), определения суммы алиментов (суд), оформления визы (посольство), заполнения декларации по форме 3-НДФЛ;
  • банки могут требовать 2-НДФЛ по форме банка, а не по утверждённой ФНС, чтобы увидеть реальный размер доходов; законодательство не препятствует этому; ФНС же не может получить от банков эту информацию, т.к. она защищена банковской тайной и не включена в сведения, которые ФНС вправе получить, несмотря на банковскую тайну;
  • справка выдаётся безвозмездно по запросу работника бухгалтерией работодателя не позднее 3 рабочих дней (ст.62 ТК РФ).

3-НДФЛ

  • Известна также как налоговая декларация;
  • кем подаётся: (1) налогоплательщиком, если у него возник дополнительный по отношению к указанному в 2-НДФЛ доход; (2) ИП на общей системе налогообложения; (3) нотариусами, и адвокатами;
  • когда подаётся: при получении предусмотренных ст.208 НК РФ доходов не позднее 30 апреля следующего за истекшим налоговым периодом года (ст.229 НК РФ) или для получения налоговых вычетов (ст.218-221 НК РФ) – в любое время (но вычеты могут быть применены только за 3 предшествующих года – ст.78 НК РФ);
  • форма и порядок её заполнения утверждены Приказом ФНС России от 24.12.2014 №ММВ-7-11/671@;
  • к форме зачастую требуется приложить и иные документы: подтверждающие право на вычет, либо подтверждающие получение дохода; помимо соответствующих свидетельств, договоров, и счетов, обычно требуется форма 2-НДФЛ;
  • если такие документы не были предоставлены налогоплательщиком, ФНС, выявившая в ходе камеральной проверки данный факт, может запросить пояснения или уточнения от налогоплательщика, но не может требовать предоставления данных документов (п.7 ст.88 НК РФ, Постановление ФАС ЦО от 22.05.2012 по делу №А14-12244/2010);
  • на сайте ФНС доступна бесплатная программа «Декларация 2015» (2014, 2013, 2012, 2011), позволяющая автоматически сформировать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ; подать декларацию можно через сайт «Госуслуги»;
  • ответственность за неподачу установлена ст.119 НК РФ.

4-НДФЛ

  • Известна также как налоговая декларация о предполагаемом доходе физлица;
  • в 5-дневный срок по истечении месяца со дня появления доходов от предпринимательской деятельности или частной практики предполагаемый доход в текущем налоговом периоде декларируется ИП (на общей системе), нотариусами, адвокатами и другими лицами, получающими такой доход (п.7 ст.227 НК РФ);
  • 4-НДФЛ сдаётся одновременно с 3-НДФЛ (Письмо ФНС РФ от 14.11.2006 №04-2-02/685@);
  • на основании задекларированных сумм предполагаемого дохода ФНС рассчитывает авансовые платежи; если форма 4-НДФЛ не сдана, или доход менее чем на 50% отличается от дохода по 3-НДФЛ (письмо Минфина РФ от 01.04.08 г. №03-04-07-01/47), то авансовые платежи рассчитываются на основании фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период по данным 3-НДФЛ;
  • форма и порядок её заполнения установлены Приказом ФНС России от 27.12.2010 №ММВ-7-3/768@;
  • о порядке учёта доходов, расходов и операций у ИП см. Приказ Минфина России №86н, МНС России №БГ-3-04/430 от 13.08.2002;
  • ст.119 НК РФ неприменима в случае несвоевременного представления 4-НДФЛ по предполагаемому доходу в текущем налоговом периоде, т.е. ответственность за непредставление отсутствует (Письмо ФНС РФ от 14.11.2006 №04-2-02/685@).

5-НДФЛ

  • Составляется территориальными ИФНС на основании данных 2-НДФЛ и 3-НДФЛ; содержит сведения о налоговой базе, начисленном и уплаченном НДФЛ, и налоговых вычетах по всем плательщикам региона;
  • на федеральном уровне данные обобщаются Федеральным казённым учреждением «Налог-Сервис» ФНС РФ;
  • назначение – статистика, прогнозирование; к 5-НДФЛ обращается ИФНС, рассматривая заявление о предоставлении вычета (о праве лица/группы лиц на соответствующий вычет);
  • форма и порядок её заполнения утверждены Приказом ФНС России от 23.04.2015 №ММВ-7-1/176@.

6-НДФЛ

  • Подаётся ИП и организациями – работодателями (налоговыми агентами), содержит сведения о доходах нанятых ими физлиц;
  • впервые введена в 2016 г. ФЗ №113-ФЗ от 02.05.15 и Приказом ФНС РФ от 14.10.2015 №ММВ-7-11/450@;
  • в 6-НДФЛ обозначается весь НДФЛ в целом, тогда как в 2-НДФЛ – по каждому сотруднику отдельно; предоставление одной формы не освобождает от предоставления другой;
  • представляется ежеквартально (2-НДФЛ – ежегодно) не позднее последнего дня следующего месяца; за год – не позднее 1 апреля следующего года.

>Что такое налоговая декларация о доходах 3-НДФЛ

Образцы деклараций за 2016 год

Для возврата налога при покупке жилья
Образец (пример) заполнения декларации для возврата налога (имущественного вычета) при покупке или строительстве жилья, например, при покупке квартиры, в формате PDF.

Для возврата налога при покупке жилья и ипотеке
Образец (пример) заполнения декларации для возврата налога (имущественного вычета) при покупке или строительстве жилья, например, при покупке квартиры, и выплате процентов по ипотеке (выплате ипотечных процентов) в формате PDF.

Для возврата налога по расходам на обучение
Образец (пример) заполнения декларации для возврата налога (получения социального налогового вычета) по расходам на обучение в формате PDF.

Для возврата налога по расходам на лечение
Образец (пример) заполнения декларации для возврата налога (получения социального налогового вычета) по расходам на лечение в формате PDF.

Для возврата налога при получении стандартного налогового вычета
Образец (пример) заполнения декларации для возврата налога при получении стандартного налогового вычета в формате PDF.

При продаже имущества, например, автомашины или квартиры
Образец (пример) заполнения декларации при продаже имущества, например, автомашины или квартиры, в формате PDF.

Полезные ссылки

Заполнить декларацию 3-НДФЛ онлайн.

Декларация 3-НДФЛ за 2017 год.

Узнать, что такое декларация 3-НДФЛ.

Порядок заполнения и представления субъектами хозяйствования
(юридическими лицами, физическими лицами – предпринимателями)
имеющими наемную силу, налоговой декларации по подоходному налогу

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок регламентирует правильность заполнения и представления органам Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики налоговой декларации по подоходному налогу о суммах дохода, выплаченного в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного подоходного налога (далее — налоговая декларация), в соответствии с требованиями пункта 125.3 статьи 125 главы 8 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» от 25.12.2015 №99-ІНС (далее — Закон).

1.2. Действие настоящего Порядка распространяется на субъектов хозяйствования, а именно: юридических лиц и их обособленные структурные подразделения, физических лиц-предпринимателей, в том числе приравненных к ним физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность (адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие), классифицированными в соответствии со статьей 15 Закона, которые независимо от организационно-правовой формы и способа налогообложения другими налогами и/или формы выплаты дохода (в денежной или натуральной форме) выплачивают доходы физическому лицу и обязаны начислять, удерживать и перечислять подоходный налог, предусмотренный пунктом 119.1 статьи 119 главы 18 Закона, в бюджет от имени и за счет физического лица из доходов, которые выплачиваются такому лицу.

ІІ. Порядок представления и заполнения налоговой декларации

2.1. Порядок представления налоговой декларации.

2.1.1. Налоговая декларация подается субъектом хозяйствования в соответствии с пунктом 125.3 статьи 125 Закона.

2.1.2. Налоговая декларация подается в органы Министерства доходов и сборов на неповрежденном бумажном носителе формата А4, заполненная машинописным текстом или печатными буквами без помарок, зачеркиваний, исправлений и уточнений, с указанием порядковых номеров страниц. В незаполненных полях информационной строки проставляется прочерк. Представление ксерокопии декларации по основному месту регистрации запрещается.

2.1.3. Налоговая декларация согласно пункта 27.6 статьи 27 Закона представляется органу Министерства доходов и сборов субъектом хозяйствования лично или через представителя, а также может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения. При отправке налоговой декларации по почте необходимо соблюдать требования пункта 29.3 статьи 29 Закона. Одновременно с налоговой декларацией на бумажном носителе субъекты хозяйствования могут подавать налоговую декларацию в электронном виде (сменные носители информации или средствами электронного сервиса Министерства доходов и сборов «Личный кабинет плательщика»).

2.1.4. Налоговая декларация в электронном виде представляется с приложением, в котором указывается расшифровка сумм подоходного налога по кодам бюджетной классификации, на которые они были перечислены. Кроме того, данные налоговой декларации в электронном виде должны соответствовать данным, указанным в налоговой декларации на бумажном носителе.

2.1.5. Налоговая декларация на бумажном носителе готовится в двух экземплярах. Один экземпляр подается в орган Министерства доходов и сборов. Второй — с подписью лица, ответственного за принятие налоговой декларации, штампом и проставленным номером порции, полученным при обязательной регистрации декларации в органе Министерства доходов и сборов, — возвращается субъекту хозяйствования.

2.1.6. Религиозные организации, а также созданные ими благотворительные учреждения подают налоговую декларацию на всех плательщиков налога.

2.1.7. Субъект хозяйствования — юридическое лицо, имеющий обособленные структурные подразделения, которые не уполномочены начислять, удерживать и перечислять налог в бюджет, подает налоговую декларацию в виде отдельных порций за такие подразделения в орган Министерства доходов и сборов по основному месту регистрации и посылает копии таких налоговых деклараций в органы Министерства доходов и сборов по местонахождению таких обособленных подразделений.

Физическое лицо – предприниматель подает налоговую декларацию по основному месту регистрации, без разделения на порции.

2.1.8. Представление субъектами хозяйствования налоговой декларации за период, в котором проводились процедуры их закрытия, осуществляется до завершения таких процедур (государственной регистрации прекращения юридического лица, государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя).

2.1.9. Сумма выплаченного дохода и сумма удержанного налога в налоговой декларации отображаются в российских рублях с копейками.

2.1.10. Внесение изменений в налоговую декларацию по подоходному налогу осуществляется в порядке предусмотренном статьей 31 Закона.

2.2. Порядок заполнения налоговой декларации на бумажном носителе.

2.2.1. В поле «Отчетный период» субъектом хозяйствования указывается месяц и год, в котором выплачена сумма дохода.

2.2.2. Поле «Период, который уточняется» заполняется при подаче уточняющей налоговой декларации и указывается месяц и год уточняемого периода.

2.2.3. В поле «Индивидуальный номер» указывается номер регистрационной записи в едином государственном реестре (далее – РЗ ЕГР) юридического лица/регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика физического лица — предпринимателя (в случае заполнения юридическим лицом первые две цифры заполняются как 0)

2.2.4. В поле «Тип декларации» отмечается тип налоговой декларации «Отчетная», «Уточняющая» или «Отчетная новая» в зависимости от того, какая налоговая декларация подается.

2.2.5. В поле «Порция» юридическим лицом — налоговым агентом проставляется номер порции.

2.2.6. В поле «Наименование плательщика» указывается полное наименование юридического лица / ФИО физического лица – предпринимателя согласно регистрационным документам.

2.2.7. В поле «Местонахождение (место жительства) налогоплательщика» указывается юридический адрес субъекта хозяйствования.

2.2.8. В поле «Наименование контролирующего органа» указывается название территориального органа Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики, который осуществляет контроль за перечислением в бюджет подоходного налога (для юридических лиц — наименование РНИ (ОРНИ) места осуществления хозяйственной деятельности, для физических лиц – предпринимателей, а также физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность (адвокаты, нотариусы и пр.) — РНИ (ОРНИ) основного места регистрации).

2.2.9. В поле «Удержано (перечислено) подоходного налога по кодам бюджетной классификации в целом по декларации» отражается итоговая сумма подоходного налога, которая удержана (перечислена), в разрезе кодов бюджетной классификации.

2.2.10. Графа 1 «Число строк» отображается порядковый номер каждой строки, которая заполняется.

2.2.11. Графа 2 «Регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (серия и номер паспорта для лиц отказавшихся от получения номера)» отображается регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта физического лица (для физических лиц, которые в силу своих религиозных убеждений отказались от получения регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, сообщили об этом в соответствующий орган Министерства доходов и сборов и имеют отметку в паспорте), о котором представлена информация в налоговой декларации.

2.2.12. Графа 3 «Дата приёма на работу (дд.мм.гггг)» отображается дата приема работника на должность в периоде за который осуществляется выплата дохода: два знака — день, два знака – месяц, четыре знака – год приема на работу. В случае, если работник принят не в периоде за который осуществляется выплата дохода — графа не заполняется.

2.2.13. Графа 4 «Дата увольнения с работы (дд.мм.гггг)» отображается дата увольнения работника с должности в периоде за который осуществляется выплата дохода: два знака — день, два знака – месяц, четыре знака – год увольнения с работы.

2.2.14. Графа 5 «Сумма выплаченного дохода, руб, коп.» отображается сумма фактически выплаченного дохода плательщику налога субъектом хозяйствования в отчетном периоде (с учетом удержанных сумм подоходного налога; при осуществлении нотариальных действий сумма сделки, из которой исчисляется налог).

2.2.15. Графа 6 «Признак дохода» отмечается признак выплаченного дохода согласно Справочнику признаков дохода (Приложение 4).

В случае, если работник получает доход, классифицирующийся по различным признакам дохода, то в налоговой декларации суммы дохода отражаются по каждому признаку в отдельной строке с обязательным заполнением всех граф строки.

2.2.16 Графа 7 «Удержано (перечислено) налога, руб., коп.» указывается фактическая сумма перечисленного в отчетном периоде в бюджет подоходного налога (при осуществлении нотариальных действий сумма налога, исчисленная при совершении сделки).

2.2.17. Графа 8 «Код бюджетной классификации» указывается код бюджетной классификации, на который был перечислен подоходный налог с выплаченного дохода. В случае, если работник получает доход, налог с которого распределяется по нескольким кодам бюджетной классификации, то в налоговой декларации суммы перечисленного налога отражаются по каждому коду бюджетной классификации отдельно.

2.2.18. Графа 9 «Уточнение» отображается признак «0», если строку нужно ввести и признак «1», если строку нужно изъять. Графа 9 заполняется только для «Уточняющей» налоговой декларации.

2.2.19. Налоговая декларация, которая представляется юридическими лицами, подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия (учреждения, организации) и заверяется печатью; физическими лицами – предпринимателями – личной подписью и заверяется печатью (при ее наличии).

2.2.20. В строке «Дата подачи» проставляется дата представления налоговой декларации субъектом хозяйствования.

2.3. Порядок заполнения налоговой декларации в электронном виде.

2.3.1. Графа 1 «Основная РНИ (ОРНИ)» указывается основное место регистрации субъекта хозяйствования в соответствии со Справочником кодов РНИ (ОРНИ) (Приложение 1 к Порядку).

2.3.2. Графа 2 «РНИ (ОРНИ) места фактического осуществления деятельности» юридические лица указывают РНИ (ОРНИ) фактического осуществления хозяйственной деятельности (обособленного структурного подразделения), в бюджет которой осуществляется перечисление подоходного налога в соответствии со Справочником кодов РНИ (ОРНИ) (Приложение 1 к Порядку); физические лица-предприниматели, а также физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (адвокаты, нотариусы и пр.) указывают основное место регистрации.

2.3.3. Графа 3 «Отчетный период мм.гггг» субъект хозяйствования указывает месяц и год, в котором произведена выплата сумм дохода (два знака месяца, четыре знака год, через точку).

2.3.4. Графа 4 «Период, который уточняется» заполняется при подаче уточняющей налоговой декларации и содержит месяц и год уточняемого периода.

2.3.5. Графа 5 «РЗ ЕГР/ИНН» указывается номер РЗ ЕГР юридического лица/регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика физического лица — предпринимателя (в случае заполнения юридическим лицом первые две цифры заполняются как 0).

2.3.6. Графа 6 «Номер порции» юридическим лицом проставляется номер порции налоговой декларации, предоставленной на бумажном носителе.

2.3.7. Графа 7 «Тип декларации (отчетная (0)/уточняющая(1)/новая отчетная (2))» указывается тип декларации: «0» — отчетная декларация, «1» — уточняющая декларация, «2» — отчетная новая.

2.3.8. Графа 8 «Наименование предприятия/Ф.И.О. субъекта предпринимательской деятельности» указывается название юридического лица/

Ф.И.О. физического лица — предпринимателя.

2.3.9. Графа 9 «Число строк (№ п/п)» отображается порядковый номер каждой строки, которая заполняется.

В случае внесения изменений путем подачи уточняющей декларации (данные о получателе дохода, сумме дохода, сумме налога и т.п.) за периоды, в которых уже подана основная декларация, номера строк в уточняющей декларации должны соответствовать номеру строки, указанному в основной декларации.

2.3.10. Графа 10 «Регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (серия и номер паспорта для лиц отказавшихся от получения номера)» отображается регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта физического лица (для физических лиц, которые в силу своих религиозных убеждений отказались от получения регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, сообщили об этом в соответствующий орган Министерства доходов и сборов и имеют отметку в паспорте), о котором представляется информация в налоговой декларации.

2.3.11. Графа 11 «Дата приёма на роботу (дд.мм.гггг)» отображается дата приема работника на должность в периоде за который осуществляется выплата дохода: два знака — день, два знака – месяц, четыре знака – год приема на работу. Данные проставляются через точку. В случае, если работник принят не в периоде за который осуществляется выплата дохода — графа не заполняется.

2.3.12. Графа 12 «Дата увольнения с роботы (дд.мм.гггг)» отображается дата увольнения работника с должности в периоде за который осуществляется выплата дохода: два знака — день, два знака – месяц, четыре знака – год увольнения с работы. Данные проставляются через точку.

2.3.13. Графа 13 «Сумма выплаченного дохода» отображается сумма фактически выплаченного дохода плательщику налога субъектом хозяйствования в отчетном периоде (с учетом удержанных сумм подоходного налога, при осуществлении нотариальных действий сумма сделки, из которой исчисляется налог).

2.3.14. Графа 14 «Признак дохода» указывается признак выплаченного дохода согласно Справочнику признаков дохода (Приложение 4).

В случае, если работник получает доход, классифицирующийся по различным признакам дохода, то в налоговой декларации суммы дохода отражаются по каждому признаку в отдельной строке с обязательным заполнением всех граф строки.

2.3.15. Графа 15 «Удержано налога» указывается фактическая сумма перечисленного в бюджет подоходного налога (при осуществлении нотариальных действий сумма налога, исчисленная при совершении сделки).

Сумма выплаченного дохода (графа 13) и сумма удержанного налога (графа 15) отображаются в российских рублях с копейками.

2.3.16. Графа 16 «Код бюджетной классификации» указывается код бюджетной классификации, на который был перечислен подоходный налог с сумм выплаченного дохода.

В случае, если работник получает доход, налог с которого перечисляется по нескольким кодам бюджетной классификации, то в налоговой декларации суммы перечисленного налога отражаются по каждому коду бюджетной классификации отдельно.

2.3.17. Графа 17 «Уточнение» отображается признак «0», если строку нужно ввести, признак «1», если строку нужно изъять.

Графа 17 заполняется только для «Уточняющей» налоговой декларации.

2.3.18. Итоговая сумма в графе 13 «Сумма выплаченного дохода» при подаче уточненной декларации определяется как разность между данными, которые необходимо внести и данными, которые необходимо исключить из налоговой декларации.

2.3.19. Итоговая сумма в графе 15 «Удержано налога» при подаче «Уточненной» налоговой декларации определяется как разница между данными, которые необходимо внести и данными, которые необходимо исключить из налоговой декларации.

2.4. Порядок заполнения приложения к налоговой декларации в электронном виде.

2.4.1. Графа 1 «Отчетный период мм.гггг» субъект хозяйствования указывает месяц и год, в котором произведена выплата сумм дохода (два знака месяца и четыре знака года ставятся через точку).

2.4.2. Графа 2 «Период, который уточняется мм.гггг» заполняется при подаче «Уточняющей» налоговой декларации и указывается месяц и год уточняемого периода, за который подается налоговая декларация.

2.4.3. Графа 3 «РЗ ЕГР/ИНН» указывается номер РЗ ЕГР юридического лица/регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика физического лица — предпринимателя (в случае заполнения юридическим лицом первые две цифры заполняются как 0).

2.4.4. Графа 4 «Номер порции» юридическим лицом проставляется номер порции в соответствии с налоговой декларацией на бумажном носителе.

2.4.5. Графа 5 «Основная РНИ (ОРНИ)» указывается основное место регистрации субъекта хозяйствования в соответствием со Справочником кодов РНИ (ОРНИ) (Приложение 1 к Порядку).

2.4.6. Графа 6 «РНИ (ОРНИ) места фактического осуществления деятельности» юридические лица указывают РНИ (ОРНИ) фактического осуществления хозяйственной деятельности (обособленного структурного подразделения), в бюджет которой осуществляется перечисление подоходного налога согласно Справочнику кодов РНИ (ОРНИ) (Приложение 1 к Порядку); физические лица-предприниматели, а также физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (адвокаты, нотариусы и пр.) указывают РНИ (ОРНИ) основного места регистрации.

2.4.7. Графа 7 «Тип декларации (отчетная (0)/уточняющая(1)/новая отчетная (2)» указывается тип декларации: «0» — «Отчетная» налоговая декларация, «1» — «Уточняющая» налоговая декларация, «2» — «Отчетная новая» налоговая декларация.

2.4.8. Графа 8 «Наименование предприятия/Ф.И.О. субъекта предпринимательской деятельности» указывается название юридического лица/

Ф.И.О. физического лица — предпринимателя, а также физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность (адвокаты, нотариусы и пр.).

2.4.9. Графа 9 «Число строк (№ п/п)» отображается порядковый номер каждой строки, которая заполняется.

2.4.10. Графы 10, 11, 12 указываются суммы удержанного подоходного налога по соответствующим кодам бюджетной классификации.

2.4.11. Графа 13 «Сумма удержанного подоходного налога, всего» указывается общая сумма удержанного подоходного налога (сумма данных отраженных в графах 10-12).

Сумма удержанного подоходного налога, отраженная в графах 10, 11, 12, 13, указывается в российских рублях с копейками.

ІІІ. Порядок внесения изменений в налоговую декларацию

3.1 Уточняющая налоговая декларация подается в территориальные органы доходов и сборов ДНР в соответствии с требованиями статьи 31 главы 8 Закона.

3.2. Уточняющая налоговая декларация подаётся на основании информации, отраженной в предварительно поданной налоговой декларации и содержит информацию лишь по строкам и реквизитам, которые уточняются.

3.2.1. Для исключения одной ошибочной строки из предварительно введенной информации нужно повторить все графы такой строки и в графе «Уточнение» (гр. 9 налоговой декларации на бумажном носителе, гр. 17 – в электронном виде) указать «1» — на исключение строки.

3.2.2. Для введения новой или пропущенной строки нужно полностью заполнить все его графы и в графе «Уточнение» (гр. 9 налоговой декларации на бумажном носителе, гр. 17 – в электронном виде) указать «0» — на введение строки.

В случае внесения изменений путем подачи уточняющей декларации (данные о получателе дохода, сумме дохода, сумме налога и т.п.) за периоды, в которых уже подана основная декларация, номера строк в уточняющей декларации должны соответствовать номеру строки, указанному в основной налоговой декларации.

3.2.3. Итоговые суммы в графе «Сумма выплаченного дохода, руб., коп.» (гр. 5 налоговой декларации на бумажном носителе, гр. 13 – в электронном виде) и графе «Удержано (перечислено) налога, руб., коп.» (гр. 7 налоговой декларации на бумажном носителе, гр. 15 – в электронном виде) при подаче уточненной декларации определяется как разница между данными, которые необходимо внести и данными, которые необходимо исключить из налоговой декларации.

Минфин не обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ, сообщил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. «В Минфине вопрос повышения НДФЛ не рассматривается, и Минфин такое не предлагает», — цитирует ТАСС слова Сазанова. Он отметил, что не может утверждать, что вопрос не обсуждается за пределами ведомства. В аппарате Голодец на момент публикации не ответили на запрос РБК.

Удар по бюджету

Основной аргумент против освобождения части граждан от подоходного налога — высокие выпадающие доходы регионов, сообщил РБК федеральный чиновник. В 2016 году (данных за полный 2017 год пока нет) консолидированный бюджет получил от НДФЛ свыше 3 трлн руб., следует из данных федерального казначейства. Это 10,7% от всех налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. За январь—октябрь прошлого года доля НДФЛ в поступлениях составила 10,2%.

Вычет по НДФЛ увеличит зависимость бедных регионов от трансфертов из федерального бюджета, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.
«По регионам будет очень большая диспропорция. Москва, например, очень неплохо заработает на таком решении, а в Дагестане и Республике Алтай, наоборот, будут выпадающие доходы, потому что в этих регионах много людей, которые МРОТ получают. Поэтому мы, конечно, еще сильнее подсадим бедные регионы на трансферты из федерального бюджета, а Москва получит дополнительные деньги», — сказал РБК Назаров.

По его мнению, освобождение граждан с доходами ниже прожиточного минимума от НДФЛ не сможет решить проблему бедности. «Бедность от этого не изменится вообще никак. Если отец получает зарплату на уровне МРОТ, у него неработающая жена и один или двое детей, то при освобождении его МРОТ от подоходного налога в этой семье почти ничего не изменится, она из бедности никаким образом не выйдет, семья получит дополнительно меньше 1 тыс. руб., что абсолютно недостаточно», — подчеркнул Назаров.

После уравнения МРОТ с прожиточным минимумом (это, как говорил ранее президент Владимир Путин, произойдет 1 мая) людей с зарплатами ниже минимальных остаться не должно — это приведет к тому, что освобождать от уплаты НДФЛ бедных граждан надо будет не по заработной плате, а по совокупному доходу, отметила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Поэтому, по ее мнению, бедных граждан освободят от НДФЛ путем единоразового налогового вычета по итогам года.

Но такой вычет не станет действенным инструментом в борьбе с бедностью, подчеркивает эксперт. «Бедность — это категория не доходов, а потребления, и, если вы один раз в году сделаете какую-то выплату, а в течение всего года семья не сможет покрывать свои потребности даже по прожиточному минимуму, значит, эффекта на бедность это не будет иметь», — указала Малева.

Повышение НДФЛ близко: россиянам предложат самим оплатить социальные обещания властей

Через три дня после президентских выборов 21 марта премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание с кабмином. На нем обсуждался, в частности, налоговый вопрос. Глава правительства сказал, что сейчас, когда экономика развивается и ей предстоит решить большие задачи, налоговой системе нужна «определенная настройка». Источники тогда сообщили, что в правительстве рассматривается повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) до 15% с введением необлагаемого минимума. Эта информация взбудоражила общественность, разъяснения пришлось давать вице-премьеру Аркадию Дворковичу, который информацию не опроверг, а, напротив, сказал, что в этих дополнительных 2% нет ничего страшного. По его мнению, повышение НДФЛ до 15% не приведет к глобальному уходу от налогов, а дополнительные 2% налогов могли бы пойти на здравоохранение и финансирование «социалки». «Ставка НДФЛ в 13% — это не фетиш. Не думаю, что разница между 13 и 15% такова, что люди все побегут из страны», — высказался зампред правительства.

Идея повышения подоходного налога обсуждалась еще до президентских выборов, но, конечно, с большой сдержанностью и осторожностью — дабы не напугать электорат. А министр финансов Антон Силуанов и вовсе заявил, что его ведомство выступает против изменений НДФЛ, поскольку та форма подоходного налога, которая существует, — стабильна и эффективна, а лучшее — враг хорошего. «Я противник изменения ставки НДФЛ, хотя есть различные предложения, как ее поменять, например ввести прогрессию. Мне кажется, не надо трогать налог, который нормально работает и собирается. Население привыкло к нему, поэтому увеличение ставки или прогрессия приведет к стремлению обойти уплату. Плоская шкала 13% налога вполне конкурентоспособна», — считает глава Минфина.

Не доросли до прогресса

Другая идея изменения подоходного налогообложения, которая все чаще озвучивается, связана с отменой плоской школы налогов и введением прогрессивной. В Госдуму за последнее время поступало несколько законопроектов о прогрессивной шкале за авторством различных депутатов, главным образом из КПРФ и «Справедливой России». Иными словами, власти задумались над тем, как получить побольше с богатых, а россиян с маленьким доходом оставить с их копейками в покое.

Например, один законопроект подразумевал сохранение ставки в 13% для большинства россиян и введение налога в 18% для тех, кто зарабатывает более 24 млн рублей в год. Другая законодательная инициатива устанавливала нулевой налог для обладателей годового дохода до 180 тыс. рублей. Для тех, кто получает от 180 тысяч до 2,4 млн рублей, ставка была бы 13%. При доходе от 2,4 млн рублей до 100 миллионов налог должен был составить 288,6 тыс. рублей плюс 30%, а при доходе от 100 млн рублей налоговая забирала бы 29 млн 568,6 тыс. плюс 70%.

Вносился и законопроект, в котором речь шла о 13‑процентной ставке для россиян с доходом менее 400 тыс. рублей в месяц, а для людей с зарплатой от 400 тысяч до 1 млн рублей предлагалась ставка НДФЛ в 30%. Доходы более 1 миллиона предлагали обложить налогом в 50%. Таким образом, у такого «миллионера» после вычета налогов оставалось бы на руках 500 тыс. рублей — немногим больше «бедняка» из первой категории. Само собой, при такой схеме большинство укрывало бы свои доходы. Впрочем, этого абсурда не случится, по крайней мере пока: все эти законопроекты были отклонены.

Последний законопроект о налоговой прогрессии, внесенный в Госдуму и находящийся на рассмотрении, устанавливает пониженную ставку налога на доходы физлиц в размере 5% для зарплаты менее 100 тыс. рублей в год. Дальше схема прогрессии становится сложнее. При годовом доходе до 3 млн рублей ставка налога составит 5 тыс. рублей плюс 13% с суммы свыше 100 тысяч. С дохода больше 10 млн рублей придется платить 382 тыс. рублей плюс 18% с суммы свыше 3 млн, с дохода свыше 10 млн рублей налог составит 1,642 млн рублей плюс 25% с суммы выше 10 млн рублей. Авторы законопроекта уверяют, что действующая ставка НДФЛ в 13% сохранится в отношении большинства налогоплательщиков — 86%, а именно 58 млн человек. Между тем законодатели рассчитали, что такая схема принесет бюджету 1 трлн рублей ежегодно. Возможно, у этого законопроекта и есть будущее, во всяком случае, он был одобрен Комитетом по бюджету и налогам Госдумы.

Премьер-министр Дмитрий Медведев уже сообщил, что решение об изменении подоходного налога будет принимать новое правительство, которое президент назначит после своей инаугурации 7 мая. Между тем свое мнение по поводу введения прогрессии премьер высказал, выступая перед Госдумой. По его мнению, многие аргументы в пользу прогрессивной шкалы в России не работают. Опыт западных стран показывает, что прогрессивная шкала больше бьет по среднему классу, а не по богатым, указал Медведев, а кроме того, повышается административная нагрузка в виде необходимости подавать декларации, в итоге собираемость налогов снижается. «Часть налогов уйдет в «серую зону», — признал глава кабмина. — И еще надо оценить, каким будет объем ухода». При этом премьер не исключил возможности введения элементов прогрессивной шкалы, но они должны сопровождаться мерами поддержки необеспеченных граждан и быть хорошо просчитаны. По его словам, прогрессивная шкала возможна, но как минимум при наличии таких инструментов, как налоговые вычеты или необлагаемый минимум.

Новое, как известно, это хорошо забытое старое. Плоская шкала НДФЛ в рыночной России действует лишь с 2001 года, а до нее существовала как раз прогрессивная: минимальный налог составлял 12%, а максимальный — 30%. При таком раскладе бюджет сильно недобирал налогов: более-менее состоятельные граждане укрывали свои доходы, не желая делиться с государством, которому тогда не очень верили. В лихие 90‑е даже слоган такой применительно к налогам был популярен: «Платит только трус». Не случайно Дмитрий Медведев призвал учитывать опыт прошлого и вспомнить, какое количество «серых» схем порождала существовавшая прогрессия и как активно применялись зарплаты в конвертах работодателями. Введение фиксированной ставки в 13% в корне поменяло ситуацию: это был уровень, который россияне психологически восприняли как справедливый и стали платить.

Вообще же подоходный налог в России имеет богатую историю. Впервые сбор с доходов в государственную казну был введен в Российской империи в 1812 году и представлял собой налог на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка была прогрессивной и варьировалась от 1% до 10% при наличии необлагаемого дохода до 500 рублей в год. Для понимания: на тот момент стоимость дома из двух комнат в Петербурге оценивалась для целей налогообложения в 250 рублей.

В период СССР ставка подоходного налога много раз менялась, и предпринимались даже идеологические попытки его полной отмены. В 1984 году произошло последнее налоговое изменение в советской России: тогда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 рублей ежемесячного дохода, а сумма налога стала фиксированной: с доходов свыше 71 рубля взималось 25 копеек, свыше 101 рубля — 8,2 рубля. Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда начались рыночные реформы и была введена прогрессивная шкала, система ставок в которой успела поменяться девять раз до 2000 года. Именно в тот год новый президент Владимир Путин подписал указ о введении плоской шкалы НДФЛ.

Равнение на Боливию или Канаду?

Эксперты, с которыми «МК» обсудил возможные варианты изменения подоходного налога в России, указали на то, что существующая плоская схема с 13% в настоящий момент для нашей страны оптимальна, исходя из уровня экономического развития. Плоская шкала применяется в развивающихся странах, она способствует высокой собираемости налогов, развитию деловой активности, росту предпринимательства и занятости, потому что дает прозрачность и ясность бизнесу и налогоплательщикам. Плоское налогообложение в отношении физлиц действует в Белоруссии, Казахстане, Киргизии — по 10%, Боливии — 13%, Чехии — 15%, Венгрии — 16%, Эстонии — 21%. Тут даже просматривается закономерность: чем выше в стране ВВП на душу населения, тем выше подоходный налог. В свою очередь, прогрессивная шкала применяется в самых богатых странах мира — США, Норвегии, Канаде, до уровня ВВП которых на душу населения России еще развиваться и развиваться.

Экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев считает, что сейчас российская экономика находится далеко не в том состоянии, чтобы повышать налоговую нагрузку на граждан и бизнес. Тем более что честные работодатели из «белого» сектора отчисляют за работника не только НДФЛ, но и страховые, медицинские, пенсионные взносы — в итоге уходит почти 50%. По его мнению, еще большего фискального бремени при попытке поменять плоскую шкалу в 13% россияне не выдержат.

Инвестиционный аналитик Global FX Иван Карякин отметил, что еще недавно на тему изменения подоходного налога было наложено табу, а теперь власти как будто «прощупывают почву» общественного мнения. «Конечно, НДФЛ — наиболее чувствительная тема еще и потому, что этот налог остается в региональных бюджетах, многие из которых испытывают проблемы с финансированием социальных расходов и развития инфраструктуры, а некоторые регионы вообще давно живут в долг». С этой точки зрения наиболее эффективным окажется повышение ставки НДФЛ до 15%, считает эксперт. По мнению аналитика, правительству следует не просто поднять НДФЛ, а провести налоговый маневр — одновременно уменьшить нагрузку на заработную плату (то есть снизить обязательства по оплате взносов во внебюджетные фонды), что будет способствовать выводу ее из тени. «В противном случае все пойдет по замкнутому кругу: налоги будут тормозить развитие экономики, а коллапсирующая экономика будет приносить все меньше доходов в бюджет», — предупреждает эксперт.

Не перегнуть палку

Так или иначе предложения о повышении налогов с населения после выборов выглядят как нарушение обещаний стабильности налоговой системы, считает Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК «ТелеТрейд». «Если власти пойдут по этому пути, то получается так, что задачи развития социальной сферы и все предвыборные обещания, по сути, будет предложено оплатить самому населению», — говорит аналитик. Он предполагает, что более вероятный вариант развития событий — это увеличение ставки НДФЛ до 15%, а не введение прогрессии. «Этот вариант более прост в администрировании и меньше бьет по квалифицированному труду», — считает эксперт. При этом он напоминает, что в экономической науке давно открыта кривая Лаффера, которая свидетельствует о том, что налоговые поступления увеличиваются при повышении ставки лишь до определенного предела. Если гнуть палку дальше, то от повышения тарифа поступления не вырастут, а снизятся, поскольку будут изобретаться новые способы уклонения, увода доходов в тень. Кроме того, повысив ставку, правительство рискует потерять доверие населения, которое ждет от государства увеличения реальных доходов населения как основного показателя уровня жизни, а не наоборот. «Но повышение налогов — прямой вычет из таких доходов, которые и без того снижались у нас четыре года подряд», — предупреждает эксперт.

На Международной конференции в ВШЭ Алексей Кудрин заявил, что, по данным опроса Центра стратегических разработок, около 50% россиян приветствуют повышение подоходного налога: они готовы отчислять со своих зарплат больше, чтобы на эти деньги государство позаботилось о бедных и улучшило социальную сферу. Вот только у респондентов не спросили, уверены ли они в том, что государство использует собранные деньги по назначению, а не потратит их на спасение бедствующих «под гнетом санкций» олигархов или вовсе потеряет в коррупционных схемах.

Читайте материал: Правительство собралось заработать на нас 600 млрд, повысив НДС

4 Отчетность по налогу на доходы физических лиц

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.

При исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц датой фактического получения дохода является:

— день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, — при получении доходов в денежной форме;

— день передачи доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме;

— день уплаты процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров, приобретения ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды;

— последний день месяца, за который начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором, — при получении дохода в виде оплаты труда.

Налоговые ставки устанавливаются в размере 13% по всем видам доходов и для всех категорий плательщиков, за исключением доходов, по которым установлены иные ставки.

Ставка 35% устанавливается:

— со стоимости любых выигрышей и призов, превышающих 2 тыс. руб., получаемых в проводимых рекламных мероприятиях;

— со страховых выплат по договорам добровольного страхования с суммы, превышающей сумму внесенных страховых взносов;

— с процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной по рублевым вкладам, исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты, и 9% годовых — по валютным вкладам;

— с суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств, если полученная сумма превышает сумму, исчисленную по условиям договора.

Налоговая ставка в размере 30% устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

Налоговые декларации обязаны подавать:

— физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

— частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой;

— физические лица, получающие доходы по гражданско-правовым договорам от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами;

— физические лица — налоговые резиденты РФ, получающие доходы из источников, находящихся за пределами РФ, по суммам таких доходов;

— физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами.

Другие налогоплательщики могут по собственному желанию подать налоговую декларацию. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата отправки.

Общий срок сдачи налоговой декларации — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Кроме этого срока действуют и специальные сроки подачи налоговой декларации для лиц в случае прекращения существования источников доходов до конца налогового периода. Они обязаны в пятидневный срок со дня прекращения их существования представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, по которой в обязательном порядке подается налоговая декларация, и выезде его за пределы территории РФ налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории РФ, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае сдачи налоговой декларации в пятидневный срок в связи с прекращением существования источника дохода налог, доначисленный по такой декларации, уплачивается не позднее чем через 15 дней с подачи такой декларации.