Административное преследование

Административные правонарушения и порядок привлечения к административной ответственности

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
предупреждение;
административный штраф;
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
административный арест;
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
дисквалификация;
административное приостановление деятельности;
обязательные работы.
Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса об административных правонарушениях РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2)добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3)добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4)оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5)предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6)добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7)добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
8)совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9)совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10)совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1)продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2)повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ;
3)вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4)совершение административного правонарушения группой лиц;
5)совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6)совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции:
1)судьями (мировыми судьями);
2)комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3)федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
4)органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
5)органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;
6)органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанными в главе 23КоАП РФ;
7)государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1 мировыми судьями;
2)комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3)уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4)административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
5)государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
О совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
При рассмотрении дела об административном правонарушении:
1)объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2)устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3)проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4)выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5)разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6)рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7)выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а)поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б)отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в)необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8)выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4КоАП РФ;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 КоАП РФ.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1)о назначении административного наказания;
2)о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела.Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:
1)вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
2)вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
3)вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4)вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1)об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2)об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4)об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5)об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора. Жалобы подаются, протесты приносятся в порядке надзора в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации. В порядке надзора жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.
По результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится одно из следующих решений:
1)об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста, рассмотренных в порядке надзора, без удовлетворения;
2)об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения КоАП РФ и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение;
3)об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;
4) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Постановление, принятое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, вступает в законную силу со дня его принятия.

Не могу полностью согласиться с комментариями ибо ситуации бывают разные.
Преамбула:
Летом 2016 года в магазин заходит молодой человек и приобретает бутылку пива. После пробития кассового чека появляются пара свидетелей и вызывают полицию ибо покупатель, по их словам несовершеннолетний. Приезжает доблестная полиция и оказывается, что покупатель действительно не достиг 18-летнего возраста, имеются пара свидетелей которые подтверждают факт реализации алкоголя несовершеннолетнему. Полицейский составляет рапорт, проводит опрос и передает материалы в разрешительный орган нашего местного ОМВД. ОМВД быстренько стряпает протокол по ч.2.1 ст. 14.16 КоАП РФ и говорит «уиноуен»,.
Движение дела:
При даче объяснений в ОМВД, я как защитник по административному делу, указал следующие аргументы:
В материалах дела имеются объяснения от 29.06.2016 года Ивановой Марфы Ивановны (ФИО изменено), продавец-кассир ООО «Альфа» которая осуществляла торговую деятельность 29.06.2016 года в магазине «Л» на ул. Ю
Данный продавец-кассир указывает, что руководством ООО «Л» с ней неоднократно проводился инструктаж о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним. Данный факт также подтверждается следующими документами:
— объяснительной запиской от 30.06.2016 года в которой Иванова М.И. указывает на то, что неоднократно её ознакамливали с запретом продажи алкоголя несовершеннолетним, в том числе под роспись в журнале инструктажей и дополнительно 27.06.2016 года.
— объяснительной запиской управляющей Петровой. где последняя указывает, что неоднократно инструктирует продавцов о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним
— приказом о наложении дисциплинарного наказания в виде выговора от 30.06.2016 г.
— журналом инструктажей.
В этом магазине продавец кассир (перед началом смены) не имеет права включить кассовый аппарат не поставив подпись в журнале инструктажей по различным запретам в торговле (табак+алкоголь + время продажи). Данный журнал я когда то им придумал, что избежать подобных ситуаций.
Выводы в моем письменном объяснении (масло масляное )))))
Продавцы:
— знают о запрете продажи алкогольной продукции несовершеннолетним,
— требуют паспорт у покупателей,
— ознакомлены с под роспись с требованиями законодательства в области запретов на продажу алкогольной продукции, их (продавцов, продавцов-кассиров)
— регулярно инструктируют о запретах в области продажи алкогольной продукции.
Таким образом, юридическое лицо предпринимает все возможные меры по предотвращению правонарушений.
Суд (мировой судья), который на основании протокола ОМВД рассматривал дело указал, что ООО «Л» нельзя привлечь к ответственности поскольку юридическое лицо предприняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения. Аргументы суда:
— Согласно заключённому с ней трудовому договору и должностных инструкций работник должен знать нормативные акты, правила и положения, регламентирующие отношения продавца и покупателя, руководствоваться указанными нормативными документами, приказам и распоряжениям вышестоящих работников, добросовестно исполнять свои трудовые функции. С данными документами Иванова была ознакомлена.
Установлено и никем не оспаривалось, что в целях исполнения требований ч. 2 ст.16 Закона №171-ФЗ ООО»Л» организовало проведение инструктажей работников об исполнении законодательно установленных ограничений и запретов розничной продажи алкогольной продукции.
С Ивановой указанный инструктаж проведён 09.11.2015 и 24.06.2016, что подтверждается журналом инструктажей.
В объяснительной, данной работодателю, управляющая Петрова пояснила, что Иванова неоднократно была проинструктирована об особенностях продажи указанных товаров и запрете их реализации несовершеннолетним.
В письменных объяснениях должностному лицу и в объяснительной работодателю Иванова подтвердила, что была осведомлена о запрете продажи несовершеннолетним лицам алкогольной продукции. Данный запрет разъясняется работникам управляющей ежедневно. Кроме того, она была проинструктирована по данному вопросу под подпись 09.11.2015 и 24.06.2016. Нарушение допустила, поскольку в магазине было много покупателей.
По результатам служебной проверки приказом работодателя от 18.06.2016 ….. указанный работник привлечён к дисциплинарной ответственности.
При таких обстоятельствах мировой судья обоснованно пришёл к выводу, что ООО «Л» приняло все зависящие от него организационно-распорядительные меры, непосредственно направленные на исполнение требований ст.16 Закона №171-ФЗ. Оценка эффективности принятых мер не относится к обстоятельствам, имеющим существенное значение для рассмотрения данного дела.
Особенно мне понравилась фраза мир.судьи: Оценка эффективности принятых мер не относится к обстоятельствам, имеющим существенное значение для рассмотрения данного дела.
Далее, лицо со ставившее протокол, обжалует постановление мирового судьи о прекращении дела. Городской суд рассмотрев жалобу оставил постановление мирового судьи в силе.
Поэтому, для нашего региона ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТЫХ МЕР (ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ) НЕ ОТНОСИТСЯ К ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, ИМЕЮЩИМ СУЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ДАННОГО ДЕЛА.
Песня.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Функция административного преследования в административно-юрисдикционном процессе»

Актуальность исследования. Активная разработка основных положений административного процесса началась в 60-70-х годах XX столетия. Из наиболее ранних трудов советских административистов о проблемах административного процесса особый интерес представляют

1 2 работы Н.Г. Салищевой и В.Д. Сорокина . В настоящее время в российской правовой науке отсутствует единый подход к определению понятия «административный процесс». Ученые-административисты. поразному определяли и определяют это понятие. Несмотря на различие * позиций ученых, все взгляды на административный процесс можно

разделить на две большие группы: так называемые «узкий» и «широкий» подходы к определению понятия «административный процесс». В научной литературе данные подходы часто называют «управленческой» и юрисдикционной» концепциями административного процесса3. Но любая концепция должна иметь свою строго определенную цель, результаты достижения которой заключаются в определенные правовые рамки. Не умаляя важности и значимости каждой точки зрения целого ряда авторов, стоит, тем не менее, отметить, что полувековая дискуссия о понятии и содержании административного процесса не пришла к какому-либо значимому правовому результату.

К сожалению, вопросы функций административноюрисдикционного процесса не получили должного освещения ни в теоретических положениях административно-правовой науки, ни в нормах административно-деликтного законодательства.

В новой редакции КоАП РФ (введена Федеральным законом от

04 мая 2011 г. № 97-ФЗ) содержится Глава 29.1, регламентирующая оказание правовой помощи по делам об административных

1 См.: Салшцева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964.

2 См.: Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. М., 1968; и др.

3 См.: Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 2002. С. 14, 24. правонарушениях. В ст. 29.1.6, 29.1.7 указанной главы употреблен термин «административное преследование», рассматривающийся как комплекс правовых мер, осуществляемых в отношении иностранного гражданина или иностранного юридического лица, совершивших административное правонарушение на территории Российской Федерации, но впоследствии оказавшихся за ее пределами (ст. 29.1.6 КоАП РФ) или же в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего административное правонарушение на территории иностранного государства и возвратившегося на территорию Российской Федерации, или российского юридического лица, совершившего административное правонарушение за пределами территории Российской Федерации (ст. 29.1.7 КоАП РФ). Таким образом, термин «административное преследование» получил законодательное закрепление в нормах КоАП РФ, сделан шаг к его легитимации. Но это не решает главного вопроса, относительно нормативного закрепления характеристики функции административного преследования в административно-юрисдикционном процессе.

Российская правовая доктрина административно-юрисдикционного процесса представлена в основном отдельными исследованиями общих вопросов этого понятия: особое внимание ученые уделяли исследованию содержания этого вида юридического процесса, его стадий, правового статуса участников производства по делам об административных правонарушениях, практики субъектов административной юрисдикции (A.B. Виноградов, A.M. Воронов, A.C. Дугенец, C.B. Комлев, М.Я. Масленников, A.A. Михайлов, Н.И. Побежимова, М.Я. Саввин, Н.Г. Салищева, Т.П. Сасыков, Ю.В. Степаненко, И.В. Тимошенко, Т.Н. Хохлова и др.).

Однако» административно-юрисдикционный процесс — сложное комплексное понятие, состоящее из множества элементов, и его функции являются немаловажной составляющей этого правового образования. Отсутствие в нормах Кодекс^об административных правонарушениях-РФ1 положений о функциях административно-юрисдикционного процесса фактически делает основополагающий принцип любого юридического процесса — принцип состязательности — беспредметным. Именно этот принцип во- многом- обусловливает функциональную направленность административно-юрисдикционного процесса: наличие в нем’ двух функций: административного преследования и защиты нарушенных прав.

Функция защиты нарушенных прав участников рассматриваемого процесса подробным образом была исследована A.A. Тюриной. Автором проведен детальный анализ концепции функции защиты в административно-юрисдикционном процессе, проанализирован’ круг субъектов, ее осуществляющих, изучена система средств и способов осуществления этой функции. Между тем вопрос об иной функции административно-юрисдикционного- процесса — функции административного преследования — не получил в научной- литературе должного внимания. В связи с указанным в настоящей работе предпринята попытка разработки концепции функции административного преследования в административно-юрисдикционном процессе.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении субъектами административной юрисдикции функции административного преследования в административно-юрисдикционном процессе.

Предметом исследования выступают нормы, регулирующие институт административного преследования в административно-юрисдикционном процессе, основные положения административно-юрисдикционного-процесса, правоприменительная деятельность субъектов административной юрисдикции.

Целью диссертационного исследования является разработка концепции функции административного преследования в административно-юрисдикционном процессе и предложений по совершенствованию административно-деликтного законодательства.

Для достижения этой цели автор поставил и предпринял попытку решить следующие задачи: определить понятие административно-юрисдикционного процесса и проанализировать его функции; обосновать основные положения функции административного преследования в административно-юрисдикционном процессе; выявить соотношение и связь административного преследования и административной ответственности; исследовать механизм правового регулирования административного преследования; проанализировать субъектов, осуществляющих функцию административного преследования в административно-юрисдикционном процессе; выработать на основе анализа норм действующего административно-деликтного законодательства и практики его применения предложения по совершенствованию данного законодательства.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют современные достижения теории познания и его всеобщий диалектический метод. При подготовке исследования применялись также методы формальной логики, сравнительного правоведения, системно-функциональный анализ, логико-теоретический, конкретно-социологический и другие.

Теоретическую основу исследования составили результаты научных исследований отечественных ученых, рассматривавших разнообразные аспекты изучаемой проблемы. При подготовке диссертации были проанализированы научные работы по общей теории государства и права, административного права, уголовно-процессуального права, а также труды об административной ответственности, административно-юрисдикционном процессе, административной юрисдикции, механизме административно-правового регулирования (С. С. Алексеева,

Нормативно-правовая база исследования. Выводы диссертационного исследования базируются на юся&Зо^ анализа законодательства Российской Федерации, прежде всего, Конституции РФ,* ратифицированных Российской Федерацией международных договоров, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской; Федерации, а также других нормативных правовых актов, отражающих вопросы и специфику осуществления функции административного преследования в административно-юрисдикционном процессе.

Эмпирической базой исследования являются данные ГИАЦ МВД России об административной практике органов внутренних дел за 2006 — 2011 гг., а также обобщение и анализ правоприменительнойгпрактики. При подготовке диссертации были изучены 150 протоколов об административных правонарушениях, составленных инспекторами. ОГИБДД ОВД по Шатурскому муниципальному району ГУВД по Московской области, материалы судебной практики — рассмотрения мировыми судьями Шатурского муниципального района Московской области дел об административных правонарушениях. Также в диссертационном исследовании приведена практика рассмотрения районными судами Московского областного суда дел об административных правонарушениях по жалобам на постановления мировых судей, рассмотренные в Балашихинском, Истринском, Павлово

Посадском районах Московской области и г. Электросталь, а также судебная практика по делам об административных правонарушениях Свердловского^ областного суда (г. Екатеринбург), а также судебной практики Ханты-Мансийского АО — Югры.

Научная новизна основных положений диссертационного исследования заключается в обосновании функции административного преследования в административно-юрисдикционном процессе, которая, наряду с функцией защиты нарушенных прав, долгое время оставалась в стороне от научных исследований. В диссертации на основе анализа теоретических положений и норм административно-деликтного законодательства раскрыто содержание функции административного преследования, механизма ее осуществления, определен круг субъектов, осуществляющих данную > деятельность.

Новыми представляются также положения, касающиеся рассмотрения особенностей субъектов, осуществления функции административного преследования в административно-юрисдикционном процессе в свете нового законодательства (Федерального закона «О полиции», Указа Президента^Уот» 1 марта 2011 г. №* 250 «Вопросы организации полиции»), признающего производство по делам об административных правонарушениях одним из основных направлений деятельности органов внутренних дел (полиции).

Новыми представляются и разработанные автором предложения по совершенствованию действующего законодательства в части, касающейся производства по делам об административных правонарушениях, оптимизации структуры субъектов, осуществляющих функцию административного преследования.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Обоснование и авторское определение самостоятельного вида юридического процесса — административно-юрисдикционного процесса как нормативной категории, включающей в себя государственно-властную деятельность уполномоченных субъектов по применению процессуальных норм и состоящей из совокупности юридически значимых действий по выявлению и документированию административных правонарушений, рассмотрению дел об административных правонарушениях, принятию и исполнению решений по ним на основе принципов законности, гласности, состязательности сторон.

2. Авторское понятие функции административного преследования в административно-юрисдикционном процессе, понимаемое как процессуальная деятельность субъектов административной юрисдикции, направленная на реализацию административной ответственности, осуществляемая на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях, при помощи установленных нормами административно-деликтного законодательства процессуальных средств.

3. Предлагается авторская классификация субъектов, осуществляющих функцию административного преследования, по различным критериям: по объему юрисдикционных полномочий; по порядку закрепления компетенции; по осуществлению инстанционного принципа административно-юрисдикционного процесса; по организационным особенностям осуществления функции административного преследования.

4. Правовое регулирование функции административного преследования — это целенаправленная, результативная нормативно-организационная деятельность, осуществляемая на основе юридических средств и способов, состоящая из норм административно-деликтного законодательства, административных правоотношений, административно-правовых правоприменительных актов, обеспечивающих эффективное правовое регулирование при осуществлении функции административного преследования.

5. Анализ норм административно-деликтного законодательства и обоснование автором предложений по его совершенствованию, в том числе:

раздельной кодификации материальных и процессуальных норм об административной ответственности, необходимости принятия Административно-процессуального кодекса Российской Федерации, что будет способствовать более ясному и упорядоченному изложению нормативного материала, структурированности и полноте процессуальных норм, определяющих функции административно-юрисдикционного процесса, порядок реализации административной ответственности; о необходимости закрепления в действующем КоАП РФ принципа состязательности сторон и выделения на его основе двух функций в административно-юрисдикционном процессе: административного преследования и защиты; четкой правовой регламентации принципа инстанционности в КоАП РФ, необходимости нормативного закрепления в> тексе закона апелляционной (кассационной) инстанции; оптимизации Приказа МВД России от 02 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» с целью максимального приближения его норм к повседневной правоприменительной практике, а именно приведение его в соответствие с действующей структурой^ полиции и номенклатурой соответствующих должностей.

Теоретическая и практическая значимость. Положения диссертационного исследования дополняют доктрину административно-юрисдикционного процесса, прежде всего, разработкой концепции функции административного преследования, тем самым расширяя степень полноты его теоретической базы. Теоретическая значимость исследования состоит в выработке и уточнении понятийно-категориального аппарата, предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы производства по делам об административных правонарушениях.

Выводы и предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, обобщают имеющиеся- знания в сфере административно-процессуального регулирования производства по делам об административных правонарушениях.

Основные положения исследования способствуют формированию представления не только в целом об административно-юрисдикционном процессе как- самостоятельном виде юридического процесса, но и о концепции* функции административного преследования как основополагающей, системообразующей и ключевой-функции этого вида процесса.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в выработке и обосновании предложений по совершенствованию административно-деликтного законодательства.

Результаты диссертационного исследования- могут быть использованы в нормотворческой деятельности, учебном процессе при преподавании курсов. «Административное право», «Административно-процессуальное право» других специальных юридических дисциплин, а также в дальнейших научных исследованиях.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена в ФГКУ «ВНИИ МВД России». Основные результаты, исследования’ обсуждались на заседаниях профильного научного центра ФРКУ «ВНИИ МВД’России», докладывались в сообщениях на четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика административного права и процесса» (пос. Небуг, 2009 г.), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы административной деятельности органов внутренних дел в современной России» (Москва, Академия управления МВД России, 2009 г.), на научно-практической конференции, посвященной 40-летию адъюнктуры ФГУ «ВНИИ МВД

России» (Москва, ФГУ «ВНИИ МВД России», 2010 г.), отражены в 6 научных статьях, одна из которых опубликована в издании, указанном в перечне Высшей аттестационной комиссии. Положения диссертации были внедрены в учебный процесс ВИПК МВД России, научную деятельность ВНИИ МВД России и практическую деятельность органов внутренних дел (ОВД по Шатурскому муниципальному району), что подтверждено соответствующими актами внедрения.

Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, двух приложений, библиографии.