Администрирование страховых взносов

С 01.01.2017 в соответствии с Федеральными законами № 243-ФЗ и № 250-ФЗ функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передаются  Федеральной налоговой службе России.

С 01.01.2017  Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации»признается утратившим силу.

С 01.01.2017 за Фондом социального страхования Российской Федерациисохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!

Ø    Взыскание недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА России.

Ø    Взыскание недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), образовавшейся с 01.01.2017года по результатам камеральных и выездных проверок в связи с непринятием к зачету расходов будет проводить ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА России.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАХОВАТЕЛЯ с 01.01.2017г.

ФНС собирает страховые взносы вместо ПФР. Почему риски для бизнеса серьёзно увеличиваются?

с ФСС по  страховым взносам на  обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) по правоотношениям, возникшим до 31.12.2016г.

СТРАХОВАТЕЛЬ: 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ:

          предоставляет в ФСС РФ Расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016, в т.ч. уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекающие до 01.01.2017 года, в порядке, действовавшем до 01.01.2017 года;

    осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекающие до 01.01.2017г, в порядке, действующем до 01 января 2017г (а именно: проводит камеральные проверки Расчетов по форме 4-ФСС за 2016 год, в том числе уточненных Расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года и выездные проверки за периоды до 2016 года;

    проводит камеральные (выездные) проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в порядке, действующем до 01 января 2017 года;

    направляет страхователю решение по результатам камеральной (выездной) проверки;

         подает заявление в ФСС РФ на возврат переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов по ВНиМ за период до 31.12.2016 года;

         подает заявление в ФСС РФ на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ;

         имеет право при необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить Акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31.12.2016 г;

         осуществляет уплату страховых взносов по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 года на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году;

          с 01.01.2017 года страхователь производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России (в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году на новый КБК, открытый ФНС России);

          обжалует решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок Расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в т.ч. уточненных Расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, а также решения, принятые по результатам проверок до 01.01.2017 года.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАХОВАТЕЛЯ с 01.01.2017г.  с ФСС  и ФНС России по страховым взносам на  обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017г.

СТРАХОВАТЕЛЬ: 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ:

          Начиная с 1 квартала 2017г. предоставляет в ФНС России Расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п.п.1 п.1 ст.419;  п.7 ст.431 НК РФ) (форма Расчета и порядок ее заполнения утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России);

    проводит камеральные проверки расходов по ВНиМ:

Ø  по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;

Ø  на основании сведений из Расчета по страховым взносам, полученным из ФНС России;

    проводит внеплановые выездные проверки страхователей, в части правильности расходов произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения;

    проводит совместно с ФНС России плановые выездные проверки страхователей, в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

    рассматривает жалобы страхователей на Акты проверок правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения.

         производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России на новый КБК, открытый ФНС России с 01.01.2017г;

         подает заявление в ФНС РФ на возврат переплаты страховых взносов;

         проводит сверку расчетов с ФНС России по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательствам, возникшим с 01.01.2017г;

         обжалует Решения, вынесенные ФНС России по результатам камеральной (выездной) поверки по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017г;

          подает в ФСС РФ заявление, в том числе в межотчетный период, на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения;

          обжалует в ФСС РФ Решение, вынесенное по результатам камеральной (выездной) проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 

          осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетный (расчетный) периоды, с 01.01.2017г, в порядке, установленном НК РФ (а именно: проводит камеральные проверки Единого Расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС России и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям возникшим с 01.01.2017г, совместно с ФСС РФ);

         учитывает обязательства плательщика страховых взносов по ВНиМ с 01.01.2017г;

         проводит сверку по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017г;

         выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по   правоотношениям возникшим с 01.01.2017г;

         рассматривает жалобы страхователей на Акты проверок, жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налогового органа;

28 Октября 2014 г.

По итогам контрольного мероприятия «Проверка эффективности администрирования страховых взносов Пенсионным фондом Российской Федерации в 2010-2013 гг.» было установлено, что в проверяемый период Пенсионным фондом были достигнуты прогнозируемые параметры поступления страховых взносов: на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Вместе с тем проверка показала, что эффективность выполнения ПФР функции администратора страховых взносов сдерживается наличием ряда проблем правового характера. К примеру, Уголовным кодексом РФ не предусмотрена ответственность работодателей (страхователей) за нарушение законодательства о страховых взносах, равнозначная установленным мерам уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Кроме того, проверка показала, что, несмотря на проводимую Фондом работу по взысканию задолженности по страховым взносам, по состоянию на 1 января 2014 г. наблюдался высокий уровень задолженности – размер недоимки ПФР суммарно составил 150 млрд. руб.

По решению Коллегии Счетной палаты были направлены представления в ПФР и Минтруд России, которые в свою очередь направили в Счетную палату информацию о мерах, принятых в целях исполнения требований контрольного ведомства.

Согласно представленной информации, Пенсионным фондом принимаются меры по повышению эффективности администрирования и увеличения собираемости страховых взносов. В частности, Приказом Минтруда России утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», который определяет комплекс мер, в том числе законодательного характера, по оптимизации процесса администрирования страховых взносов и создания комфортных условий для плательщиков страховых взносов. Целями «дорожной карты» являются: совершенствование межведомственного взаимодействия с целью оптимизации и обеспечения эффективной работы со страхователями и застрахованными лицами, минимизация издержек плательщиков страховых взносов на подготовку и сдачу отчетности, улучшение деловой среды для предпринимателей при одновременном повышении эффективности администрирования страховых взносов.

В рамках законодательства Российской Федерации о страховых взносах и в соответствии с «дорожной картой» ПФР продолжает работу по взысканию задолженности по страховым взносам. Расширяется взаимодействие ПФР с ФНС России по обмену данными, необходимыми для осуществления контроля за уплатой страховых взносов и налогового контроля, в связи с чем внесены изменения и дополнения в Соглашение по взаимодействию между ФНС и ПФР России.

Кроме того, в целях усиления мер по взысканию задолженности по страховым взносам ПФР совместно с Минтрудом принимает участие в рассмотрении подготовленного Минюстом России проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты по вопросам привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов», нормами которого предусматривается возможность учета задолженности по страховым взносам в составе обязательных платежей, за уклонение от уплаты, которых предусмотрена уголовная ответственность.

ФНС России приступила к администрированию страховых взносов

В настоящее время законопроект дорабатывается.

Для повышения эффективности и качества контрольной работы, проводимой территориальными органами ПФР с плательщиками страховых взносов, ПФР осуществляется анализ их работы по проведению выездных и камеральных проверок. «Дорожной картой» также предусмотрен ряд мероприятий по повышению эффективности планирования выездных проверок, проводимых с целью выявления плательщиков, уклоняющихся от уплаты страховых взносов, снижению нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности за счет улучшения качества предпроверочного анализа.

Помимо вышеизложенного, в целях создания «комфортных условий» для плательщиков страховых взносов ПФР разработаны и в настоящее время внедряются в эксплуатацию во всех отделениях ПФР электронные сервисы «Кабинет плательщика» и «Запись на прием».

По информации, поступившей из Минтруда России, в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» были внесены изменения, устанавливающие с 1 января 2015 г. общие условия и порядок предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а также обстоятельства, исключающие их предоставление.

Таким образом, начиная с 1 января 2015 г. плательщики смогут обратиться в орган контроля за уплатой страховых взносов за предоставлением отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды.

Планом мероприятий Минтруда России по выполнению замечаний Счетной палаты также предусмотрена совместная проработка ПФР и ФССП России вопроса о целесообразности введения совместного показателя эффективности исполнительных действий по взысканию задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Об итогах совместной проработки упомянутого вопроса ПФР представит в Минтруд России в ноябре 2014 г. соответствующий отчет.

Кроме того, Минтруд России совместно с государственными внебюджетными фондами и с заинтересованными министерствами и ведомствами прорабатывает и согласовывает критерии оценки социальной и экономической эффективности применения пониженных тарифов страховых взносов отдельными категориями плательщиков. Дополнительная информация по этому вопросу должна быть представлена в Счетную палату в декабре 2014 г.

Представление в ПФР исполнено полностью и решением Коллегии Счетной палаты снято с контроля. Представление, направленное в Минтруд России, исполнено частично. Срок его исполнения продлен до 31 декабря 2014 г.

Материалы по теме

К списку новостей

Уважаемые страхователи!

В целях реализации Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» приняты:

— Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»;

— Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов»,

изменяющие действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с этими Федеральными законами с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передаются  налоговым органам.

Обращаем Ваше внимание, что уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как и прежде будут контролировать территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Сравнительная таблица

Схема взаимодействия

Закон 243-ФЗ

Закон 250-ФЗ

Комментарий к федеральным законам

Брошюра по передаче администрирования страховых взносов с 1 января 2017 года

Новая форма 4-ФСС с 1 квартала 2017 года

Новые формы документов для возмещения расходов с 2017 года

Новые КБК с 1 января 2017 года

Фонд социального страхования передаст часть полномочий по администрированию страховых взносов

Какие функции будут переданы налоговой службе?

С 1 января 2017 года функции по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страховых взносов в Пенсионный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования будут возложены на налоговые органы.

С 1 января 2017 года страховые взносы будут относиться к налоговым платежам, и, соответственно, к ним будут применяться правила, установленные законодательством о налогах.

Для чего?

Целью предстоящих изменений является совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды и укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов.

Как передача функций отразится на страхователях?

Раздел I Налогового кодекса дополнен новой главой 2.1 «Страховые взносы в РФ», в которой прописываются общие условия установления страховых взносов, права и обязанности плательщиков страховых взносов и главой 34 «Страховые взносы», в которой определены основные элементы налогообложения (база, льготы, особенности исчисления взносов отдельными категориями плательщиков).

Законодателем сохранены базовые принципы исчисления и уплаты страховых взносов (ставшие уже привычными по Закону № 212-ФЗ).

Объект обложения страховыми взносами не изменится. По-прежнему будут облагаться страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Для плательщиков страховых взносов на период 2017-2021 гг. предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет устанавливаться с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год: в 2017 г.1,9; 2018 г. — 2,0; 2019г. — 2,1; 2020 г. — 2,2; 2021 г. — 2,3.

Для таких плательщиков тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование на 2017-2018 гг. останутся прежними:

— на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины — 2,9%;

— на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, в пределах установленной предельной величины — 1,8%.

Также пониженные тарифы страховых взносов сохранятся для категорий плательщиков, указанных в статье 427 Налогового кодекса.

Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, будет уплачиваться в тот же срок — не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

До 31 декабря 2020 года включительно продолжает действовать так называемый «зачетный принцип»: сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством.

Будет утверждена новая форма расчета по страховым взносам в Федеральную налоговую службу, которая объединит показатели РСВ-1 и раздела I Формы 4-ФСС. Новый расчет будет необходимо представлять не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Какие полномочия останутся у Фонда социального страхования в части администрирования страховых взносов?

Как и прежде, в ведении Фонда социального страхования останутся функции  администрирования страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Из-за отмены Закона № 212-ФЗ общие принципы администрирования страховых взносов, которые были в нем закреплены, перенесены в Закон № 125-ФЗ.

Будет расширен перечень прав проверяющих ФСС РФ. В частности, закреплены права сотрудников Фонда вызывать страхователя для дачи пояснений, а также определять сумму взносов расчетным путем, в том числе исходя из данных об иных аналогичных страхователях. Последнее будет возможно в случае отсутствия у страхователя учета объектов обложения или ведения такого учета с нарушением установленного порядка.

Расчет по Форме 4-ФСС в Фонд социального страхования претерпит изменения  — из него исключат Раздел I. Новую Форму 4-ФСС, которая будет называться  «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения», страхователи по-прежнему будут сдавать в отделения ФСС РФ:

— на бумажном носителе — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

— в электронной форме (при среднесписочной численности работников более 25 человек) — не позднее 25-го числа.

Кроме того, за Фондом будут сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе сохранено право проводить:

— камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;

— камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;

— выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Копии решений о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в рамках межведомственного обмена информацией будут направляться отделением Фонда в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу этих решений.

Что делать страхователю в связи с передачей администрирования?

Территориальные органы Фонда социального страхования должны провести сверку расчетов со страхователями и вплоть до передачи полномочий по администрированию взносов предпринимать меры по взысканию накопленной задолженности. С 1 января 2017 года взысканием недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также сумм соответствующих пеней и штрафов будет заниматься налоговая служба.

Архангельское региональное отделение предупреждает — во избежание спорных ситуаций в переходный период страхователям необходимо принять меры к урегулированию задолженности по обязательному социальному страхованию:

— при необходимости провести совместную сверку расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам;

— при наличии задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам завершить расчеты до окончания финансового года (до 31.12.2016 г);

— при наличии излишне уплаченных сумм и (или) превышения расходов обратиться в отделение Фонда по месту регистрации с соответствующим заявлением, расчетом по Форме 4-ФСС и документами, подтверждающими произведенные расходы.

Успейте подать заявления на зачет переплаты и возмещение расходов

С 1 января 2017 года отделение Фонда не будет осуществлять зачет между страховыми взносами ВНиМ и страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

С 2017 года будет возможен только возврат излишне уплаченных страховых взносов ВНиМ и соответствующих пеней и штрафов: за периоды до 01.01.2017 – через отделение Фонда, за периоды с 01.01.2017 – через налоговые органы.

До 31 декабря 2018 года включительно продолжит действовать так называемый принцип «зачетного механизма», когда сумма страховых взносов ВНиМ уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования (п. 2 ст. 431 НК РФ, п.

Президент передал ФНС администрирование страховых взносов

3 ст. 5 Закона        № 243-ФЗ). Однако, с 1 января 2017 года согласно п. 9 ст. 431 НК РФ, разница между суммой произведенных расходов и суммой начисленных страховых взносов ВНиМ будет зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей только после получения от отделения Фонда подтверждения заявленных плательщиком расходов за соответствующий период.

Учитывая вышеизложенное, рекомендуем страхователям заблаговременно провести сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в отделение Фонда:

заявление на возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

—  заявление на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.

Новое в законодательстве: об администрировании страховых взносов

Без малого уже три месяца как Пенсионный фонд передал функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование Федеральной налоговой службе РФ. Что же осталось в поле зрения Пенсионного фонда? Повлекло ли за собой последнее нововведение ведомства какие-либо структурные изменения? Об этом и не только — в интервью с заместителем управляющего Отделением ПФР по Алтайскому краю Алексеем Хомутовым.

— Алексей Борисович, итак, с 1 января этого года администрирование страховых взносов вновь вернулось в компетенцию налоговиков. Выходит, что Пенсионный фонд теперь вообще не будет работать со страховыми взносами?

— За Пенсионным фондом России остаются следующие функции:

прием и обработка расчетов, в том числе уточненных, по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года;

проведение камеральных и выездных проверок, в том числе повторных, за периоды, истекшие до 1 января 2017, а также вынесение решений о привлечении или отказе в привлечении по их результатам;

принятие решений о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов — также за периоды, истекшие до 1 января 2017 года;

списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по основаниям, которые возникли до 1 января 2017 года.

Кроме того, Пенсионный фонд будет продолжать осуществлять администрирование страховых взносов на страховую пенсию, которые уплачивают граждане, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также администрирование добровольных страховых взносов на накопительную пенсию по Программе государственного софинансирования пенсии.

— Очевидно, что подобное нововведение повлекло за собой и сокращение специалистов, которые занимались этим направлением в вашем учреждении. Так произошли или нет в связи с этим какие-либо структурные изменения?

— Конечно, факт передачи части наших полномочий нашим коллегам из налоговой службы никак не способствовал полному сохранению всего штата специалистов, занимающихся администрированием страховых взносов.

Администрирование страховых взносов: плюсы минусы

Поэтому еще в декабре прошлого года были сокращены 90 человек. Конечно, это всегда болезненная история, но, включившись еще в 2015 году в процесс оптимизации, мы были готовы к принятию такого непростого решения. Надо сказать, что сегодня, в результате совершенствования организационно-правовой структуры, вместо 63 территориальных Управлений в крае действуют 18, из которых 13 – межрайонные, объединившие 33 отдела без образования юридического лица, 6 клиентских служб на правах отделов и 6 клиентских служб на правах групп. В целом оптимизация проводилась для более рационального использования финансовых и трудовых ресурсов, оптимизации технологических процессов, сокращения вспомогательных служб, быстроты принимаемых технических решений и их единообразия для всего края. А в конечном итоге – для повышения качества предоставления пенсионных услуг.

— Алексей Борисович, есть необходимость разобраться детально в некоторых вопросах. Каковы сроки представления отчетности в Пенсионный фонд с 01 января этого года? Применят ли, к примеру, к нашим землякам штрафные санкции, если вдруг возникнет необходимость исправить ошибки в отчетах?

— В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» вступившими в силу с 01 января 2017 г определены следующие сроки представления отчетности в органы ПФР и сроки исправления ошибок.

Ежегодно до 1 марта сведения о периодах работы, в том числе на соответствующих видах работ. Дополнительно включена обязанность представления документов, подтверждающих право ЗЛ на досрочное назначение пенсии по старости (СЗВ-СТАЖ).

Ежемесячно до 15 числа месяца сведения о факте работы (СЗВ-М).

Ежеквартально до 20 числа месяца следующего за отчетным страхователь представляет сведения «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (реестры ДСВ).

При выявлении органами ПФР ошибок в представленной отчетности, во избежание применения штрафных санкций, страхователю необходимо исправить представленную отчетность в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления об ошибках.

— Итак, с 2017 года по законодательству, отчетность представляется в налоговые органы. А если возникнет необходимость внести корректировку за прошлые периоды, до 2017 года. Такие корректирующие формы сдаются в налоговые органы или в Пенсионный фонд?

— Нет, корректирующая отчетность за отчетные периоды до 2017 года представляется страхователями в Пенсионный фонд.

— Алексей Борисович, а вообще — каков порядок с 2017 года постановки на учет в ПФР (и снятия с учета) индивидуальных предпринимателей?

— В соответствии со ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (в редакции, действующей с 01.01.2017) органы ПФР осуществляют постановку на учет всех категорий плательщиков на основании данных органов ФНС.

— А если вдруг образовалась переплата страховых взносов? Как осуществить возврат? Что-то в этом году изменилось в связи с этим?

— Если переплата образовалась по состоянию на 31.12.2016 года, то в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

При этом решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Далее решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет в соответствующий налоговый орган для исполнения.
 

— Наверняка, в вашей практике встречаются случаи обнаружения недоплаты по страховым взносам. Как погасить долг? Вообще, если у человека нет возможности ликвидировать задолженность, как в принципе она будет взыскиваться?

— С 1 января 2017 администратором поступлений сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование является Федеральная налоговая служба.

В соответствии с Приказом Минфина России от 07.12.2016 № 230н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н» с 1 января этого года внесены изменения в коды бюджетных классификаций (далее КБК) для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за периоды до 01.01.2017. Перечень актуальных КБК размещен на сайте ФНС, а также в информационно-справочных системах.

В срок до 01.02.2017 года органы ПФР передавали сальдовые остатки по плательщикам в органы ФНС. И позже имеющаяся задолженность взыскивается органами ФНС в порядке, определенном положениями Налогового кодекса РФ.

Вернуться к ленте новостей