Акт камеральной налоговой проверки

Содержание

Куда и по какой форме подавать возражения?

Возражения на акт проверки подаются в налоговую инспекцию, проводившую проверку и составившую по ее результатам акт. Обращаем внимание, что обжаловать акт проверки в вышестоящий налоговый орган или в суд нельзя.

Если налогоплательщик не успел направить возражения вовремя, их можно будет озвучить на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). А лучше сдать их на данном этапе в письменном виде.

Возражения на акт налоговой проверки составляются в произвольной форме. В них нужно указать, с какими положениями акта не согласны (по пунктам) и в обоснование своей позиции привести ссылки на соответствующие нормы законодательства.

К письменным возражениям можно приложить копии документов, которые бы подтверждали обоснованность возражений.

Возражения налогоплательщика подписывает руководитель или иное уполномоченное лицо (соответственно, прилагается доверенность).

Возражения на акт проверки могут быть поданы в инспекцию лично или через представителя одним из следующих способов:

— в канцелярию налоговой инспекции или окно приема документов;

— по почте.
При составлении возражений на акт проверки можно рекомендовать не указывать в нем процедурные ошибки инспекторов (например, нарушение сроков принятия какого-либо документа, отсутствие доказательств). Ведь тогда у инспекции будет возможность устранить недостатки. Однако такие нарушения сыграли бы на руку налогоплательщику при обжаловании решения по проверке в вышестоящем налоговом органе.

Приведем для возражений на акт камеральной проверки образец их составления.

Пред. / След.

Рекомендуемая форма возражений по акту налоговой проверки приведена также в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок», которая размещена на официальном сайте налогового ведомства в сети Интернет.

Акт камеральной налоговой проверки: обжалование документа и сроки оформления

Каждый налогоплательщик Российской Федерации обязан передавать в налоговую службу отчетность, касающуюся поступающих к нему доходов и налоговых отчислений, которые он отправил в пользу государственной казны. В этой статье мы рассказываем, как проходит камеральная проверка, для чего она нужна и как выглядит акт камеральной налоговой проверки, заполняемый по итогам проведения.

Передача данных производится посредством предоставления документов по особой форме, разработанной правительством – деклараций. Каждая из них предназначается для:

  • разных налоговых сборов;
  • жизненных ситуаций;
  • категорий граждан;
  • статусов налогоплательщиков и прочих параметров.

Принимать данные, указанные в декларационных бланках, на веру сотрудники налоговой службы не имеют право. Чтобы подтвердить правдивость всех поступающих сведений, инспекторы вынуждены проводить проверки не выездного характера.

Такие мероприятия носят название проверок камеральных – процесс отслеживания соблюдения всех установленных законодательно норм, касающихся налоговых правоотношений, то есть самих сборов, передачи сведений по ним, оформления декларационных документов и сопутствующих бумаг, поступивших от плательщика на проверку в Федеральную налоговую службу.

Что такое акт камеральной налоговой проверки и зачем он нужен

Сроки осуществления проверки и установленный порядок

Проведение искомого процесса, как и остальные мероприятия в области налоговых правоотношений, регулируется посредством Налогового Кодекса страны, говоря точнее, с помощью его статьи под номером 88.

Статья 88. Камеральная налоговая проверка

Стартует осуществление проверки непосредственно с момента предоставления налогоплательщиком декларационных бланков и сопутствующих документов на проверку в налоговую инспекцию. Чтобы ее инициировать, специалистам не требуется получить разрешение или задокументированное решение от руководства конкретного отделения службы или предоставившего данные плательщика налоговых сборов.

Кроме того, представители налоговой системы не имеют обязательства по отправлению налогоплательщикам уведомлений, в которых будет сказано, что камеральная проверка стартовала.

Длительность проведения искомого процесса составляет 3 месяца с момента передачи декларации на рассмотрение в отделение налоговой инспекции

Если проверка уже началась и во время ее проведения были обнаружены некоторые неточности, ошибки или любое иное несоответствие поданных в обработку сведений действительности, инспекторы обязаны оповестить об этом гражданина, документы которого проверяются и предоставить ему следующие два варианта дальнейшего развития событий:

  • либо явиться в отделение службы для дачи устных и письменных разъяснений по неточностям в декларации;
  • либо предоставить новый декларационный бланк, играющий роль исправляющей неверный документ бумаги.

Хотим обратить ваше внимание на факт, что дополнительная подача сведений или приглашение для получения разъяснений – ситуации, возникающие довольно таки редко. Обычно в ходе камеральной проверки все неточности или непонятные сотрудникам налоговой до этого моменты выясняются, и работа продолжается дальше полным ходом.

При возникновении необходимости в подаче разъяснений, можно поступить следующим образом.

  1. Лично явиться в налоговую инспекцию и в присутствии сотрудников, занимающихся вашем делом, составить письменное объяснение. Весьма удобный вариант, так как присутствующие при написании работники инспекции помогут вам указать все необходимые уточнения и предварительно подробно объяснять, в чем, собственно, состоят неточности.
  2. Отправить письменное пояснение с помощью почты. Для этого необходимо составить заказное письмо сразу же, как только получите требования, так как максимальный срок предоставления разъяснений составляет пять рабочих дней.
  3. Помимо почтового отправления, пояснения можно отослать с использованием электронных коммуникационных каналов, то есть воспользоваться сканером и сетью интернет, направив уточнение на электронную почту конкретного отделения налоговой службы.

Согласно закону, вы имеете право на осуществление передачи данных любым из перечисленных выше способов. Однако, мы рекомендуем проконсультироваться со специалистами налоговой, занимающимися вашим делом. Сделайте, как удобно обеим сторонам и наладите с сотрудниками дружеские отношения, что, безусловно, повлияет на степень усердия в работе именно с вами.

Если вам предстоит не дача пояснений, а внесение корректирующих сведений с использованием нового декларационного бланка, придется провести его заполнение повторно. Согласно букве закона, на запрос уточняющей декларации и иных сопутствующих ей документов, налоговая служба имеет право в следующих случаях.

  • если имело место быть заявление суммы налога на добавленную стоимость, которую необходимо возместить;
  • когда в декларационном бланке заявлены некоторые льготы, полагающиеся налогоплательщику;
  • если предоставление отчетности ведется по налоговым сборам, напрямую относящимся к области использования ресурсов природного характера;
  • если декларационный бланк по сбору с прибыли организации или подоходному налогу физических лиц был предоставлен на проверку лицом, участвующим в инвестиционном товариществе.

Право на получение дополнительных сведений во время проведения камеральной проверки у сотрудников налоговой службы распространяется не только на предоставляющих документы налогоплательщиков. Получить интересующую информацию они могут и из иных дополнительных источников.

  1. Прежде всего, налоговая служба имеет право на уточнение и дополнение имеющихся на руках сведений с помощью самих налогоплательщиков, однако, лишь в тех случаях, когда такое право возникает согласно законодательным нормам.
  2. Требовать предоставление сведений и дополнительных документов представители налоговой инспекции также имеют право у контрагентов и других субъектов.
  3. В особо сложных делах допускается также проведение допросов лиц, являющихся свидетелями в том или ином деле.
  4. Еще один способ получить дополнительную информацию – провести экспертизу.
  5. При необходимости для выяснения некоторых обстоятельств сотрудники налоговой службы могут пригласить принять участие в процессе профессионального переводчика или эксперта в нужной области деятельности.
  6. При наличии согласия плательщика налоговых сборов, сотрудники службы также имеют право на проведение осмотра представленной документации и каких-либо связанных с делом предметов.

Как специалисты определяют, когда необходимо инициировать проверку

Как мы уже упоминали выше, камеральная проверка осуществляется «на месте», то есть внутри Федеральной налоговой службы, при этом, не подразумевая никаких визитов личного характера.

Как специалисты принимают решение о проведении проверки

Специалисты службы осуществляют рассмотрение декларационных бланков и иных отчетных документов, наполненных сведениями, касающимися деятельности, которую ведет лицо:

  • физическое;
  • юридическое.

Все эти данные сверяются с одной целью: чтобы удостовериться, не совершил ли субъект налоговых правоотношений каких-либо противозаконных действий или просто, не допустил ли он банальных ошибок при проведении расчетов величины сбора.

Такие проверки на руку не только налоговой службе, но и самим плательщикам, как минимум потому, что излишне уплаченные налоговые сборы, суммы которых порой весьма ощутимы, возвращаются обратно.

На проведение проверки отдается срок, равный трем месяцам. Отсчет начинается непосредственно с момента передачи на проверку декларационного документа, заполненного сведениями о налогоплательщике. Если во время проведения камеральной проверки сотрудники налоговой службы находят неточности или какие-либо ошибки среди задекларированной информации, и не смогут самостоятельно разъяснить несовпадения, придется налогоплательщику заняться этим самостоятельно. Для этого ему необходимо будет явиться непосредственно в налоговую службу, и дать письменное объяснение или повторно предоставить уточняющий декларационный бланк.

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации, сотрудники налоговой службы обязаны осуществлять налоговую проверку декларационных бланков. Однако, внутри этого главного свода сведений, регулирующего правоотношения в области налогообложения, не сказано, кого именно и в каких случаях необходимо подвергать камеральной проверке. Именно поэтому, фактически на сотрудниках службы не только лежит обязанность по выяснению достоверности знаний, но также, по определению подлежащих к проверке документов.

Как проходит проведение камеральной проверки

Начинается процесс с того, что налогоплательщик приносит в инспекцию декларационный бланк с внесенными внутрь сведениями, а также сопутствующие ему документы, являющиеся подтверждением указанной внутри декларации информации.

Вы передаете бумаги на проверку, и они поступают в программную обработку. Компьютер сканирует документы для осуществления автоматического отслеживания некоторых контрольных соотношений. Переданная отчетность сверяется со многими иными данными прошлых периодов, например с тем, как происходило движение денежных средств на счете расчетного характера налогоплательщика и тому подобное. Также внимательно изучаются показатели по иным налоговым отчислениям.

Если никаких несовпадений, ошибок и неточностей не было обнаружено, налогоплательщик, не сведущий в налоговом законодательстве, вполне возможно даже не узнает, что искомая проверка имела место быть, так как предоставление уведомлений о ее запуске не входит в обязанности инспекторов налоговой службы.

Во время осуществления процесса по сверке данных, могут быть обнаружены нарушения следующих основных категорий.

  1. Ошибочные сведения, указанные внутри отчетности по налоговым сборам.
  2. Возникновение противоречий между информацией в декларационном бланке и другими, сопутствующими ей, документами.
  3. Возникновение несоответствий между информацией, представленной на проверку плательщиком и сведениями, полученными из иных источников специалистами службы, например, от кредитных организаций или контрагентов.

Если у специалистов возникает подозрение, что предоставившее на проверку документы лицо является нарушителем, его обязательно уведомят и выдвинут требование по исправлению ошибок или уточнению каких-либо сведений. На эту процедуру налогоплательщик получает пять рабочих дней.

Лучше всего явиться в инспекцию лично и устно разъяснить специалистам ситуацию, затем составив письменное объяснение

Несвоевременная подача сведений считается серьезным нарушением. Несмотря на то, что денежных санкций к нему напрямую не предусмотрено, счет не торопящегося представить объяснение налогоплательщика, служащие налоговой имеют полное право заблокировать до выяснения обстоятельств.

Обратите внимание! Если согласно букве закона не было выявлено никаких нарушений, склоняющих работников службы к возникновению различного рода подозрений, запрашивать дополнительные сведения или какую-либо первичную документацию у налогоплательщика у служащих права нет.

Если отчетность проверена и сочтена беспроблемной, повторно проводить проверку ее никакой иной налоговый орган не станет. Однако, служба все же имеет право на проведение проверки в тот же налоговый период по декларации уточненной вами.

Видео – Камеральная налоговая проверка, лекция

Проведение углубленной проверки

Проведение углубленной проверки подразумевает запрашивание дополняющих имеющиеся сведения данных у различных субъектов. Проще говоря, если необходимы подтверждения некоторым фактам или сомнения в правдивости какой-либо информации столь сильны, сотрудники службы имеют возможность:

  • получить ксерокопии документации первичного характера;
  • провести беседу со свидетелями того или иного дела;
  • выяснить интересующую информацию у контрагентов;
  • назначить экспертизу или получить дополнительные сведения иными доступными путями, определенными законодательно.

Для чего нужна углубленная проверка

Потребность в проведении углубленной проверки возникает в следующих ситуациях.

  1. Если плательщик налоговых сборов обладает правом на пользование какими-либо льготами. Обычно сведения со стороны нужны как раз для подтверждения искомых сведений о владении правом на получение государственных «поблажек» при выплате налогов.
  2. Если в декларационном бланке было заявлено возмещение налога на добавленную стоимость, налоговая инспекция часто настаивает на проведении углубленной камеральной проверки. Дело в том, что обычно представители предпринимательской категории избегают возмещения НДС. Начиная с 2015 года, появилась возможность перенесения вычетов налога на добавленную стоимость на три года, дабы не проводилась камеральная проверка углубленного характера, и можно был уйти от возмещения.
  3. Если внутри декларационного бланка по налогу на добавленную стоимость имеются данные по проведенным операциям, противоречащие иной информации, полученной из этого же бланка. Или обнаружено несоответствие сведений по тем же операциям из декларационного бланка по налогу на добавленную стоимость, который был предоставлен на проверку иным субъектом. Приведем пример. Вы и компания, являющаяся вашим контрагентом, одновременно предоставляете на проверку декларации. В одной и той же сделке, в которой оба вы принимали участие, показатели налога на добавленную стоимость согласно документации, предложенной к проверке, оказались разными. Раньше такое положение дел могло бы потребовать возмещения, теперь же производить его не требуется.
  4. Если по истечению двух лет с последнего дня, в который была подана декларация, вы передаете на проверку декларационный бланк с уточненными сведениями, внутри которого увеличился показатель полученных убытков или была уменьшена сумма налогового сбора. Разумеется, такое положение дел может показаться надуманным, и налоговая служба захочет выяснить, насколько соответствуют действительности новые данные.
  5. Чаще всего углубленной проверке камерального типа подвергаются декларации, составленные по налоговым отчислениям, связанным с использованием ресурсов, дарованных человеку природой.

Обратите внимание! Если ни одно из вышеперечисленных обстоятельств в вашем случае не имеет места быть, вы имеете право не предоставлять налоговой службе дополнительных сведений на полностью законных основаниях. Однако если вы действительно чисты и имеете возможность объясниться, лучше это сделать, дабы не усугублять ситуацию.

События по окончанию проверки: составление акта

Так что же начинает происходить по окончанию проведенной проверки?

Если специалисты налоговой службы не обнаружили никаких ошибок, противоречий и несоответствий, то больше ничего происходить не будет.

Когда внутри декларационного документа имеют место быть заявленные льготы или к возмещению из государственной казны предъявлен налог на добавленную стоимость, представители налоговой службы могут настоять на предоставлении дополнительной подтверждающей документации.

В случае, когда выявляются некоторые нарушения, налоговая инспекция по окончанию проверки приступит к составлению акта. Всего на проведение искомого процесса у специалистов по закону есть десять дней. По их истечению у службы остается еще пять дней на вручение бумаги плательщику.

После изучения акта с нарушениями, у плательщика остается ровно 30 дней на передачу возражений по поводу составленного акта. Когда указанный срок, данный налогоплательщику, кончится, руководитель конкретного отделения налоговой службы пример решение о привлечении искомого лица к ответственности за совершенное правонарушение. Поскольку это решение остается именно за руководящим лицом, в некоторых ситуациях предугадать, будет ли назначено наказание, практически невозможно.

Обжалование акта камеральной проверки

Не думайте, что вы обязаны покорно согласиться с назначенным наказанием. Вы имеете полное право на обжалование решения руководителя отделений налоговой службы, если не согласны с вынесенным им вердиктом.

Образец составления возражения

Таблица 1. Способы выражения несогласия в юридической форме

Способ №1 Способ №2
Первый заключается в написании и подаче жалобы в налоговую службу, то есть ее орган, который по отношению к выписавшему негативный акт камеральной проверки отделению является вышестоящим.
Искомый вышестоящий орган или конкретный чиновник, ранг которого будет выше предыдущего сотрудника, примет к рассмотрению написанную вами жалобу и совершит один из следующих шагов:

  • оставит принятое «младшим» сотрудником решение в силе, не удовлетворив заявление жалующегося лица, которому придется на этом этапе довольствоваться проигрышным результатом;
  • изменит частично или полностью вынесенное ранее специалистами налоговой службы решение;
  • отменит полностью вынесенное ранее решение;
  • отменит предыдущее постановление и вынесет свое собственное, тем самым изменив исход дела.
    Рассмотрение жалоб, поступающих от налогоплательщиков, производится в течение полутора месяцев. Результаты работы с обращением сообщаются субъекту, подавшему жалобу, в письменном виде. Их высылают в виде письма в трехдневный срок с момента принятия искомого решения.
  • Если жалоба подана, но решение, вынесенное внутри налоговой системы, все еще кажется вам неудовлетворительным, необходимо составить и подать обращение в арбитражный суд.
    Хотим обратить ваше внимание на следующий факт: смысл в посещении суда и дальнейших разбирательств возникает лишь после обжалования решения сотрудника инспекции в вышестоящий налоговый орган или чиновнику более высокого ранга.
    Подача иска производится в течение трехмесячного срока с того дня, когда вы официально получили уведомление и узнали информацию по итогу обжалования предыдущего решения. Если результат был неудовлетворительным, можно отправляться в арбитражный суд и затевать судебное разбирательство.

    Сроки оформления документации

    Существуют установленные законодательно сроки оформления документации.

    Так, если нарушения в ходе камеральной проверки выявлены не были, процедура подходит к автоматическому завершению. Поскольку сообщать плательщику налогов, что проверка началась или кончилась, инспекция не обязана, никаких сроков к этому событию не предусматривается.

    В случае, когда нарушения все же имели место быть, активны следующие временные границы:

    • ровно 10 рабочих дней дается на составление акта по произведенной камеральной проверке;
    • через 5 рабочих дней (или ранее, в течение этих 5 дней) искомый акт, составленный службой, вручается для рассмотрения налогоплательщику, по делу которого проверка и проводилась;
    • 30 дней дается субъекту, не согласному с решением, вынесенным по его дело, на обжалование акта и подачу возражения по результатам камеральной проверки;
    • как только положенный на предоставление возражений срок подойдет концу, в течение 10 дней с его последних суток глава искомого налогового органа обязан произвести рассмотрение собранных при проверке материалов, принять во внимание возражение плательщика и издать решение, согласно которому субъект будет либо привлечен к ответственности за совершенное им правонарушение в области налогового законодательства, либо не получит каких-либо наказаний.

    Несмотря на то, что налоговая инспекция не обязана уведомлять субъектов о начале и окончании проведения камеральной проверки, о дополнительной работе с возражениями, а также времени и места рассмотрения обжалованных материалов проверки, необходимо налогоплательщика сообщать.

    В некоторых случаях руководящее лицо инспекции может решить, что дело нуждается в увеличении временного срока, отпущенного на рассмотрение собранных к проверке материалов, однако искомый срок не может составить более календарного месяца, то есть 30 дней.

    Содержание акта камеральной проверки

    Как и всякий документ, форма которого определена на правительственном уровне, акт, выдаваемый налогоплательщику по окончанию проведенной проверки камерального типа, содержит определенные сведения.

    Образец заполнения акта

    Кроме того, искомая форма структурирована, ее части следуют друг за другом в четко установленной последовательности. Давайте посмотрим, в какой.

    Часть №1

    Первая часть является вводной. К ней относятся сведения общего характера, относящиеся к проведенной проверке, а также компании, по которой проводится проверка. В эту часть вписывают такие данные, как:

    • наименование организации;
    • идентификационный номер налогоплательщика;
    • код причины постановки на учет и другие стандартные сведения.

    Венчается вводная часть указанием следующих обязательных элементов:

    • датой проведения камеральной проверки;
    • местом проведения исходной проверки.

    Часть №2

    За вводной частью следует блок описательной информации. Внутри него в полной мере раскрываются сведения, касающиеся произведенных налогоплательщиками нарушений правоотношений в области налогового законодательства. При этом, не допускается голословности, все четко и по делу. Каждое обнаруженное правонарушение в этом же блоке подкрепляется доказательной базой, иными словами, составители акта ссылаются на подтверждающие документы, сведения из которых систематизированы, вынесены полно и емко, а также четко, чтобы не вызывать путаницу ни у других специалистов службы ни у субъекта, являющегося адресатом акта.

    Кроме того, в этой же части, сотрудник, ответственный за проведение проверки представляется полными именем, фамилией и отчеством, а также указывает следующие нюансы:

    • регистрационный номер декларации;
    • по поводу какого субъекта правоотношений в сфере налогового законодательства проводилась проверка;
    • когда были представлены на проверку документы;
    • какой налоговый орган занимается искомым делом и т.д.

    Часть №3

    Заканчивается акт частью итоговой, внутри которой, как водится, содержатся итоговые выводы специалиста, проводившего процесс проверки, касающиеся имеющегося налогового правонарушения, если таковое было выявлено, последствий, которые оно повлекло за собой. Кроме того, в итоговой части специалист вносит предложения, с помощью которых можно деятельно устранит возникшие последствия с минимальным ущербом.

    Чаще всего эта часть содержит сведения по:

    • завышенным убыткам;
    • заниженным налоговым сборам и прочим нюансам.

    В обязательном порядке в качестве документального сопровождения акта оформляют приложения к нему. Они представляют собой доказательную базу, на основании которой составлен акт. С их помощью последующие инстанции, рассматривающие акт, получат подтверждение произведенных плательщиком нарушений и смогут сделать собственный выводы, касательно начисленных и выплаченных в казну сборов, пеней, иных штрафных санкций и прочих нюансов.

    Причем, приложениями могут стать не только представленные на рассмотрение субъектом документы, или собранные в процессе проведения проверки дополнительные бумаги, но также собственные:

    • расчеты расхождений между показателями, которые были заявлены, и установленными в ходе проведения камеральной проверки сведениями;
    • дополнения сторонние;
    • какие-либо пояснительные документы;
    • иные бумаги, оформленные по инициативе инспектора, осуществляющего процесс проведения проверки.

    Ознакомление руководителя компании или иного гражданина, являющегося стороной, сдавшей документы на проверку в налоговую службу, производится через пять дней после составления акта. При этом распечатывается несколько заверенных экземпляров. Один из них остается в отделении Федеральной налоговой службы. На нем представитель получающей стороны обязан завизировать получение с помощью проставления подписи.

    Обратите внимание! Проставляя подпись, вы не соглашаетесь со сказанным в акте, а только подтверждаете, что получили его и ознакомились с предназначенной для вас информацией.

    Если имел место быть отказ от получения документа, сотрудники налоговой инспекции отправят его почтовым отправлением по адресу налогоплательщика, перед этим указав, что акт не был принят. Сроки для почтовой пересылки устанавливаются такие же, как и для личного вручения.

    Для чего нужен акт камеральной проверки

    По завершении любой камеральной проверки налоговым органом должны быть сделаны выводы о том, нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство или нет. Если факты нарушения были выявлены, то в обязательном порядке инспектором оформляются результаты проверки в виде акта камеральной проверки, на это нацеливает п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.

    Функции, возложенные на акт камеральной налоговой проверки, следующие:

    • Он является документом, входящим в состав материалов камеральной проверки. Основываясь на изложенных в нем выводах, руководитель инспекции или уполномоченное лицо выносит решение о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение или не стоит (п. 1 ст. 101 НК РФ).
    • И доводит до сведения налогоплательщика предварительные результаты камеральной проверки, на основании которых, согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, последний может составить возражения.

    Со сроками проведения камеральной проверки можно ознакомиться в материале «С камеральной проверкой инспекция должна уложиться в 3 месяца».

    Какие требования должны выполняться при составлении акта проверки

    При составлении акта налоговики должны руководствоваться Налоговым кодексом (п. 4 ст. 100), положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), требованиями к составлению акта налоговой проверки, изложенными в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее – Требования).

    Приведем основные эти требования:

    • составление акта проверки в 2 экземплярах (п. 5 Требований);
    • соблюдение строго утвержденной формы в случае, если акт оформляется на бумаге (п. 4 ст. 100 НК РФ, п. 2 Требований);
    • подписание акта инспектором с одной стороны и проверяемым налогоплательщиком либо его представителем с другой стороны (п. 2 ст. 100 НК РФ, п. 4 Требований);
    • на составление акта отводится 10 рабочих дней с момента завершения проверки, если по ее итогам были обнаружены нарушения (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
    • вручение экземпляра акта налогоплательщику (его представителю) в срок до 5 рабочих дней с того момента, как он был составлен.

    Как уполномочить работника компании подписывать акты камеральной проверки, узнайте .

    Порядок проверки

    Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчёта).

    Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации.

    В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

    При проведении проверки сотрудники налоговой инспекции не только проверяют правильность исчисления того или иного налога, но также сопоставляют показатели, отражаемые в разных отчётностях, для выявления возможных ошибок. Также особое внимание уделяется проверке «свежих» показателей, то есть тех, которые были введены в налоговое законодательство за непродолжительное время до проведения проверки.

    Если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчёте) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

    Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчёте) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учёта и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесённых в налоговую декларацию (расчёт).

    Согласно вступившему в силу 1 января 2014 года абзацу 3 пункта 3 статьи 88 НК РФ (в ред. пп. «а» п. 8 ст. 10 Федерального закона № 134-ФЗ), при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчёта), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчётном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

    Оформление результатов налоговой проверки

    В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 «Оформление результатов налоговой проверки» НК РФ).

    Не позднее 5 дней с даты составления акт налоговой проверки вручается налогоплательщику, который, в свою очередь, в течение 1 месяца вправе подать в налоговую инспекцию письменные возражения на акт камеральной проверки. В течение 10 дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    > См. также

    • Выездная налоговая проверка
    • Камеральная таможенная проверка
    • Выездная таможенная проверка

    Акт камеральной налоговой проверки (с иллюстрацией ошибок, допущенных налоговым инспектором при его составлении) (образец заполнения)

    Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@

    Общество с ограниченной ответственностью «Альфа» (ООО «Альфа»)

    г. Москва 13.07.2012

    Мною, инспектором <!> Ивановым К.С., проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации <!> по налогу на добавленную стоимость Общества с ограниченной ответственностью «Альфа» (ООО «Альфа»), ИНН 7755134430 <!>, КПП 775501001, представленной 03.04.2012 в ИФНС России N 55 по г. Москве, расположенную по адресу: 173000, г. Москва, ул. Малахова, д. 32, за период I квартал 2012 г., регистрационный номер налоговой декларации 12030730, и других документов.

    <!>

    1. Общие положения

    1.1. Проверка начата 04.04.2012. <!>

    1.2. Место нахождения организации: 173000, г. Москва, ул. Малахова, д. 30.

    1.3. Настоящая камеральная налоговая проверка проведена на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2012 г., согласно которой налогоплательщиком заявлено:

    — по строке 3_010_05 — сумма НДС по реализации товаров (работ, услуг), а также передаче имущественных прав по ставке 18% составила 2 300 000 руб.;

    — по строке 3_120_05 — общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога, — 2 300 000 руб.

    Налоговые вычеты:

    — по строке 3_130_03 — сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету, всего — 1 800 000 руб.;

    — по строке 3_220_03 — общая сумма НДС, подлежащая вычету, — 1 800 000 руб.;

    — по строке 3_230_03 — итого сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет, — 500 000 руб.

    1.4. В ходе настоящей камеральной налоговой проверки проведены следующие мероприятия налогового контроля:

    1.4.1. ООО «Альфа» вручено Требование о представлении пояснений от 11.05.2012 N 1765. ООО «Альфа» представило письменные пояснения (исх. N 123-П от 14.05.2012).

    1.4.2. В ходе проведения контрольных мероприятий по проверке обоснованности возмещения НДС, уплаченного поставщику товара, работ и услуг, с целью подтверждения факта финансово-хозяйственных отношений с контрагентом инспекцией направлен запрос о предоставлении дополнительной информации на проведение встречных проверок контрагента, а именно:

    Инспекцией ФНС России N 55 по г. Москве в ИФНС России N 56 по г. Москве направлено поручение об истребовании документов (информации) у ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) от 10.05.2012 N 12-05/5085@ и сопроводительное письмо от 10.05.2012 N 12-05/5086@. Получен ответ (исх. N 06-01/08793 от 16.05.2012).

    1.4.3. В соответствии со ст. ст. 86, 93.1 НК РФ для подтверждения движения денежных средств по расчетным счетам ООО «Альфа» были направлены запросы о предоставлении выписки по операциям на счетах ООО «Альфа», ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001):

    — в ЗАО «ТрансКредитБанк», г. Москва (исх. N 12-04/4667 от 10.05.2012). Получена выписка банка по расчетному счету ООО «Альфа» за период с 25.12.2009 (дата открытия счета) по 11.05.2012 (исх. N 10-11/13601 от 11.05.2012);

    — в ОАО «Банк Москвы», г. Москва (исх. N 12-04/5319 от 10.05.2012). Ответ на данный запрос о предоставлении выписки по операциям на счете ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) на данный момент не получен.

    2. Настоящей проверкой установлено следующее:

    2.1. В нарушение ст. ст. 171, 172 НК РФ налогоплательщиком предъявлена к вычету сумма налога на добавленную стоимость в размере 1 800 000 руб. за I квартал 2012 г.

    Согласно представленным налогоплательщиком пояснениям ООО «Альфа» 13.01.2012 заключило с ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) договор N 23 на поставку оборудования для автомоек фирмы «Дельта» в количестве 1000 шт. на общую сумму 11 800 000 руб., в том числе НДС 1 800 000 руб.

    27.01.2012 ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) выставило счет-фактуру N 81 в адрес ООО «Альфа» и товарную накладную от 27.01.2012 N 23-01 на сумму 11 800 000 руб., в том числе НДС 1 800 000 руб. (указанные документы к пояснениям не приложены). Налогоплательщик является перепродавцом.

    Данные об оприходовании приобретенного оборудования налогоплательщиком не представлены.

    Основные средства у налогоплательщика отсутствуют; активы составляют 15 000 тыс. руб.; сумма дебиторской задолженности — 5090 тыс. руб.; сумма кредиторской задолженности — 25 500 тыс. руб.

    Как следует из выписки банка по расчетному счету ООО «Альфа» за период с 25.12.2009 (дата открытия счета) по 11.05.2012 (исх. N 10-11/13601 от 11.05.2012), денежные средства со счета ООО «Альфа» в оплату товара, приобретенного у ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001), не перечислялись. Кроме того, на расчетном счете ООО «Альфа» отсутствуют денежные средства, необходимые для оплаты купленного оборудования на общую сумму 11 800 000 руб., в том числе НДС 1 800 000 руб.

    Помимо этого, как следует из ответа ИФНС России N 56 по г. Москве на поручение об истребовании документов (информации) у ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) (исх. N 06-01/08793 от 16.05.2012), ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) зарегистрировано по адресу массовой регистрации (г. Москва, ул. Федорова, д. 76), не находится по юридическому адресу, было создано незадолго до реализации оборудования по договору поставки от 13.01.2012 N 23 в адрес ООО «Альфа», отчетность по НДС по месту учета не представляет. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) признаков фирмы-«однодневки».

    Кроме того, истребованные в порядке ст. 93.1 НК РФ первичные документы ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) не представило.

    Из изложенного следует, что реализация оборудования по указанному выше договору между ООО «Альфа» и ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) фактически не имела места.

    Согласно п. п. 1 и 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 под налоговой выгодой для целей настоящего Постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

    Договор N 23 от 13.01.2012 заключен сторонами исключительно с целью извлечения необоснованной налоговой выгоды в виде налогового вычета по налогу на добавленную стоимость. В результате вышеизложенного налог на добавленную стоимость за I квартал 2012 г. следует доначислить в размере 1 800 000 руб. <!>

    На основании п. 3 ст. 120 НК РФ <!> указанные действия ООО «Альфа» квалифицируются как неполная уплата сумм налога в результате неправомерных действий, совершенная умышленно.

    2.2. В нарушение ст. ст. 171, 172 НК РФ налогоплательщиком предъявлена к вычету сумма налога на добавленную стоимость в размере 18 000 руб. за IV квартал 2011 г. <!>

    Из представленных налогоплательщиком пояснений следует, что 16.12.2011 ООО «Альфа» заключило с ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) договор N 19 на поставку оборудования для автомоек фирмы «Дельта» в количестве 10 шт. на общую сумму 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб.

    Согласно выписке банка по расчетному счету ООО «Альфа» за период с 25.12.2009 по 11.05.2012 (исх. N 10-11/13601 от 11.05.2012), а также ответу ИФНС России N 56 по г. Москве на поручение об истребовании документов (информации) у ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) (исх. N 06-01/08793 от 16.05.2012) указанный вычет по налогу на добавленную стоимость также является необоснованной налоговой выгодой ООО «Альфа». <!>

    Таким образом, налог на добавленную стоимость за IV квартал 2011 г. следует доначислить в размере 18 000 руб.

    На основании п. 3 ст. 120 НК РФ <!> указанные действия ООО «Альфа» квалифицируются как неполная уплата сумм налога в результате неправомерных действий, совершенная умышленно.

    3. Выводы и предложения проверяющего по устранению выявленных нарушений

    3.1. Всего по результатам настоящей проверки установлено:

    3.1.1. Неполная уплата налога на добавленную стоимость за период 01.01.2012 — 31.03.2012 в сумме 1 800 000 руб.

    3.1.2. Неполная уплата налога на добавленную стоимость за период 01.10.2011 — 31.12.2011 в сумме 18 000 руб.

    3.2. По результатам проверки предлагается:

    3.2.1. Взыскать с ООО «Альфа»:

    а) суммы не полностью уплаченного налога на добавленную стоимость за период 01.01.2012 — 31.03.2012 в размере 1 800 000 руб.;

    суммы не полностью уплаченного налога на добавленную стоимость за период 01.10.2011 — 31.12.2011 в размере 18 000 руб.;

    б) пени за неперечисление налога на добавленную стоимость в I квартале 2012 г. в сумме 25 760 руб. (расчет пеней приведен в табл. 1 Приложения 1 к настоящему акту);

    пени за неперечисление налога на добавленную стоимость в IV квартале 2011 г. в сумме 694,40 руб. (расчет пеней приведен в табл. 2 Приложения 1 к настоящему акту).

    3.2.2. Внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

    3.2.3. Привлечь ООО «Альфа» к налоговой ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации <!> за умышленную неуплату налога.

    Приложения: на 1 листе.

    В случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте камеральной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющего вы вправе представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта в _________________________ <!> письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом вы вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в __________________________ <!> документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность ваших возражений.

    Подпись лица, проводившего проверку Подпись руководителя организации (физического лица) (их представителя) Старший государственный налоговый инспектор ООО «Альфа» ———————————— ———————————— (должность) (наименование организации) Иванов Иванов К.С. Каменских Каменских Н.П. —————— —————— —————— —————— (подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.) Экземпляр акта с 1 приложением на 1 листе получил: Генеральный директор ООО «Альфа», Каменских Н.П. ————————————————————————— (должность, Ф.И.О. руководителя организации) 13.07.2012 Каменских —————— —————— (дата) (подпись)

    Акт камеральной налоговой проверки (образец заполнения)

    Общества с ограниченной ответственностью «Аноним» ИНН/КПП

    г. Москва 07.03.2012 (место составления) (дата)

    Мною, старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 1 инспекции Федеральной налоговой службы проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость Общества с ограниченной ответственностью «Аноним» ИНН/КПП (ООО «Аноним»), представленной 01.12.2011 за II квартал 2011 г.

    Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сбора. (Текст N 1 «Не по форме»)

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Проверка 01.12.2011 01.03.2012 начата ———-, окончена ———-. (дата) (дата)

    1.2. Место нахождения организации (филиала, представительства):

    1.3. Настоящая камеральная налоговая проверка проведена на основе налоговой декларации.

    1.4. В ходе камеральной налоговой проверки проведены следующие мероприятия налогового контроля:

    1.5. Основные виды деятельности:

    1.6. Среднесписочная численность:

    1.7 Сведения об учредителях:

    2. НАСТОЯЩЕЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО СЛЕДУЮЩЕЕ:

    2.1 Установлено, что счета-фактуры подписаны неустановленным лицом. (2)

    2.2. Генеральный директор назначен сторонним человеком. (3)

    2.3. Компанией не представлены истребованные документы, таким образом, инспекция имеет право полагать, что ООО «Аноним» не проводило анализ дееспособности контрагента и не запрашивало соответствующие документы у него. (4, 5)

    2.4. Выявлена неуплата контрагентом налога с реализации. В соответствующую инспекцию направлено информационное письмо. (6)

    2.5. Компания не проявила должную осмотрительность в выборе поставщиков. (7)

    2.6. Среднесписочная численность организации — 1 человек. По данным баланса основные средства у организации составляют 0 руб. Соответственно, организация не имеет возможности оказывать услуги или выполнять работы. (7)

    2.7. Контрагент сдает единую (упрощенную) декларацию — нулевую отчетность и декларации по НДС — нулевые. (8)

    2.8. Деятельность компании экономически необоснованна. (9)

    2.9. Не поступили ответы от банков, следовательно, оплата товара не производилась. (10)

    Таким образом, применение налоговых вычетов по НДС не обоснованно.

    3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОВЕРЯЮЩЕГО ПО УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ

    3.1. Всего по результатам настоящей проверки установлено:

    3.1.1. Неуплата (неполная уплата, неперечисление в бюджет) налога за период в сумме:

    3.1.2. Завышение налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета:

    3.1.3. Исчисление в завышенном размере суммы налога:

    3.2. По результатам проверки предлагается:

    3.2.1. Взыскать с ООО «Аноним» налоги и пени.

    3.2.2. Внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

    3.2.3. Привлечь ООО «Аноним» к налоговой ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации:

    Приложения: на 6 листах.

    В случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте камеральной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющего Вы вправе представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта в инспекцию письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом Вы вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

    Подпись лица, Подпись руководителя организации проводившего проверку (физического лица) (их представителя) _____________________ ________________________________ (должность) (наименование организации) _________ ___________ _____________ ____________ (подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.) Экземпляр акта с _______________________ приложениями на _______ листах (количество приложений) получил: (должность, Ф.И.О. руководителя организации или Ф.И.О. физического лица (Ф.И.О. их представителя)) _____________________ ________________________________ (дата) (подпись)