Акт налоговой проверки

ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ СРОКА

АКТА КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕВРУЧЕНИЯ

Налоговое законодательство не устанавливает специальных правовых последствий для случаев, когда акт камеральной проверки не вручен налогоплательщику.

Но на практике возникает вопрос, можно ли оспорить решение по камеральной проверке, если акт не вручили, а решение вынесли.

Отметим, что основанием для отмены решения могут быть любые нарушения процедуры камеральной проверки (абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ). Поэтому, если вам не вручили акт и вы считаете, что этим нарушены ваши права, вы можете попытаться оспорить решение налогового органа на этом основании.

Однако безусловным основанием для отмены решения это не будет <5>. И решение суда может быть не в вашу пользу. Так, суд может учесть, к примеру, что с актом вас ознакомили в ходе рассмотрения материалов камеральной проверки или что вы уклонялись от его получения и т.д.

<5> Напомним, что если налоговые органы не обеспечили право налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки и представление объяснений, то это является безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки (абз.

Составление акта камеральной налоговой проверки

2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Судебная практика однозначно встает на сторону налогоплательщика, только если он не получил акт и при этом не был извещен о рассмотрении материалов проверки. А значит, вовсе не знаком с ее материалами.

В такой ситуации налогоплательщик не может представить ни возражений на акт камеральной проверки, ни объяснений в ходе рассмотрения материалов проверки.

Поэтому решения, которые приняты по результатам таких проверок, суды отменяют. Ведь налоговый орган, во-первых, грубо нарушил процедуру проверки, что может быть основанием для отмены решения в силу абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ, во-вторых, нарушено существенное условие рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку налогоплательщику не обеспечена возможность представить объяснения. Это является безусловным основанием для отмены решения согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 29.09.2009 N КА-А40/8296-09, от 06.03.2008 N КА-А40/1247-08, ФАС Центрального округа от 21.10.2009 N А35-8070/08-С26, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.09.2009 N Ф04-5654/2009(19864-А70-14), ФАС Северо-Западного округа от 14.11.2008 N А56-1230/2007, от 09.02.2007 N А05-11114/2006-12).

К сожалению, нарушение пятидневного срока, предусмотренного для вручения акта камеральной проверки (п. 5 ст. 100 НК РФ), само по себе не может быть основанием для отмены решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки.

Дело в том, что подобное нарушение не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки. Ведь безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, признается только отсутствие у налогоплательщика возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Если налоговый орган вручает акт с нарушением пятидневного срока, но до вынесения решения, и налогоплательщик имеет возможность представить возражения и (или) объяснения при рассмотрении материалов, существенные условия проведения проверки налоговым органом будут выполнены.

Однако, если акт вручен не просто с нарушением срока, но еще и после того, как налоговый орган рассмотрел материалы и вынес решение, налогоплательщик лишается возможности представить возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ). Но даже такое нарушение само по себе не будет безусловным основанием для отмены решения согласно п. 14 ст. 101 НК РФ.

Примечание

О том, в каких случаях возможна отмена решения при вручении акта после рассмотрения материалов проверки, см. раздел "Ситуация: Можно ли отменить решение, если возражения не представлены из-за того, что акт камеральной проверки не был вручен до рассмотрения материалов проверки".

Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Получен акт налоговой проверки: дальнейшие действия

Итак, налоговая проверка закончена, и представители ФНС России составили акт по ее результатам. Каковы дальнейшие действия налогоплательщика? Можно ли оспорить выводы проверяющих? Если да, то в каком порядке? В какие сроки необходимо уплатить налоги и штрафы? Все эти вопросы неизбежно возникают в процессе проведения выездной налоговой проверки. Попробуем разобраться, рассмотрев механизм действия организации с момента получения акта по результатам налоговой проверки и до полной уплаты налогов, указанных в нем.

Если коротко, весь процесс выглядит следующим образом:

Шаг 1: акт по результатам проверки (2 месяца с момента окончания проверки);

Шаг 2: возражения на акт (15 рабочих дней с момента вручения акта);

Шаг 3: вынесение решения по проверке (10 рабочих дней с момента получения возражений);

Шаг 4: апелляционная жалоба (10 рабочих дней с даты вступления в силу решения);

Шаг 5: требование об уплате налогов (10 рабочих дней с даты вступления в силу решения);

Шаг 6: уплата налогов, штрафов и пеней (8 рабочих дней с даты получения требования);

Шаг 7: принудительное взыскание (2 месяца с момента истечения срока уплаты налогов по требованию).

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Шаг 1: акт по результатам проверки

В соответствии со ст. 100 НК РФ акт по результатам выездной налоговой проверки оформляется в течение 2 месяцев с момента ее окончания.

Акт камеральной налоговой проверки: обжалование документа и сроки оформления

О том, что проверка закончена, налогоплательщик узнает, получив от налоговых инспекторов соответствующую справку. С даты ее составления представители ФНС России обязаны покинуть территорию налогоплательщика.

В отличие от справки, которая имеет в основном информационный характер и в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, акт содержит подробные выводы проверяющих, документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. Кроме того, налоговые инспекторы указывают в акте выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность.

Таким образом, акт — это обязательный документ о результатах проведения налоговой проверки и выдается он налогоплательщику независимо от выявленных нарушений.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка.

Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение 5 рабочих дней с даты составления этого акта. Он вручается налогоплательщику под роспись или отправляется заказным письмом. В последнем случае акт считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Зафиксировать дату получения акта крайне важно, ведь именно с этого момента начинается отсчет срока, предусмотренного для написания возражений.

Шаг 2: возражения на акт

Возражения, касающиеся акта в целом или отдельных его положений, — это возможность налогоплательщика повлиять на решение налогового органа по итогам проверки.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ) в случае несогласия налогоплательщика с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих.

На написание возражений у организации есть 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Главная цель написания возражений со ссылкой на положения акта налоговых органов — указать, с какими выводами проверяющих налогоплательщик не согласен. При этом он должен обосновать свою позицию посредством ссылки на нормы налогового законодательства, разъяснениями Минфина России и ФНС России, а также с помощью судебных решений по аналогичным ситуациям, подтверждающим правоту налогоплательщика. Приоритетными являются решения Высшего Арбитражного Суда РФ или решения по соответствующему судебному округу.

В большинстве случаев причиной написания возражений становится факт получения документов, которые отсутствовали на момент проведения проверки. Как правило, это акты, накладные и счета-фактуры, которыми оформлялись спорные сделки или операции налогоплательщика. В этом случае целесообразно не просто отразить факт их получения в акте возражений, но и предъявить сами документы и (или) их заверенные копии в качестве приложения к нему.

Факт ненаписания возражения не свидетельствует о том, что налогоплательщик согласился с выводами, изложенными в акте проверки, и это никак не влияет на возможность последующего обжалования решения налоговых органов в суде.

В то же время при подаче возражений надо учитывать, что они могут повлечь за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ. Решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий.

Шаг 3: вынесение решения по проверке

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ). В течение пяти рабочих дней с даты его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней (со дня вручения) решение вступает в силу. Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой день с момента отправки. Следовательно, в последнем случае решение вступит в силу спустя 16 дней с даты его отправления.

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В этом случае окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они были установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности; указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Шаг 4: апелляционная жалоба

Согласно ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.

Жалоба подается налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения. Если решение обжаловалось, оно может вступить в силу после принятия решения по апелляционной жалобе лицом в вышестоящем налоговом органе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решения нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то это решение с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение уже вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Обратите внимание на то, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Шаг 5: требование об уплате налогов

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Шаг 6: уплата налогов, штрафов и пеней

Уплата налогов и штрафов по окончании налоговой проверки производится в течение восьми рабочих дней с даты получения требования налогового органа (п. 4 ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Если на момент получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ). В этом случае обязанность по уплате считается выполненной в день вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение налогового органа и не уплатит в срок, предусмотренный требованием, недоимку и штраф, ему грозит принудительное взыскание (ст. 46 НК РФ).

Шаг 7: принудительное взыскание

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения этого срока. Решение, принятое после истечения указанного срока о взыскании, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление возможно подать в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после его вынесения.

В случае невозможности вручить решение о взыскании налогоплательщику под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика, если недостаточно средств на рублевых счетах.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Изложенный порядок применяется также при взыскании штрафов и пеней за несвоевременную уплату налога.

Т.Ильинова

Заместитель руководителя

аудиторско-правового департамента

АКГ "Градиент Альфа"

Вручение акта камеральной налоговой проверки что это

Акт подписывается инспекторами, которые проводили проверку, и налогоплательщиком или его представителем (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Как правило, в проверке участвуют несколько инспекторов. Свою подпись на акте должен проставить каждый инспектор, который уполномочен решением налогового органа на проведение выездной проверки.

Примечание

О форме и содержании решения о проведении выездной проверки вы можете узнать в разд. 10.6 "Решение о проведении выездной налоговой проверки".

Если в проверке участвуют сотрудники других госорганов (п. 1 ст. 36 НК РФ), то они также подписывают акт (абз. 1 п. 2 ст. 100 НК РФ).

Если акт подписали не все проверяющие, это нарушает требования п. 2 ст. 100 НК РФ. Однако однозначной отмены решения по итогам выездной проверки данное нарушение не повлечет. Ведь безусловной отмене решение подлежит, только если не было обеспечено право налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Тем не менее в арбитражной практике есть примеры, когда судьи признают незаконным решение по итогам выездной проверки на том основании, что акт подписан не всеми проверяющими (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2010 N А19-18236/09).

При выездных проверках, проводимых с участием налогового инспектора и сотрудника органа внутренних дел, случается, что акт подписывает только один из них. К примеру, на акте стоит подпись сотрудника ОВД, но нет подписи сотрудника налогового органа, участвующего в проверке. Отметим, что в одной из таких ситуаций ФАС Восточно-Сибирского округа признал это достаточным основанием для отмены решения налогового органа, принятого по проверке (Постановление от 20.07.2010 N А58-8797/09).

Акт подписывают не только проверяющие, но и проверяемый налогоплательщик. Налогоплательщик (его представитель) может отказаться от подписания акта. В этом случае проверяющие ставят на акте соответствующую отметку (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Акт камеральной налоговой проверки: что это и как его правильно заполнить

Указанная надпись должна содержать должность, фамилию, имя и отчество лица, отказавшегося от подписания акта. Она заверяется подписью проверяющего с указанием даты (п. 1.13 Требований к составлению акта налоговой проверки).

Подписание акта не означает, что вы согласны с выводами налоговиков о допущенных вами нарушениях. У вас в любом случае есть право подать возражения на акт выездной проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ) или возразить по существу при рассмотрении материалов выездной проверки (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Примечание

С порядком предъявления возражений на акт выездной проверки и дачи объяснений при рассмотрении материалов проверки вы можете ознакомиться соответственно в гл. 15 "Возражения на акт выездной проверки" и разд. 23.3 "Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки".

А поскольку подпись на акте не может иметь для вас негативных последствий, отказываться от подписания не имеет практического смысла. Более того, этим вы можете вызвать негативную реакцию лиц, которые будут принимать или пересматривать решение по итогам вашей выездной проверки.

СИТУАЦИЯ: Может ли подписать акт выездной проверки лицо, которое не участвовало в проверке

В силу прямого указания абз. 1 п. 2 ст. 100 НК РФ акт выездной проверки должен быть подписан лицами, которые проводили проверку.

Как видим, подписание акта лицом, которое не участвовало в проверке, нарушает нормы Налогового кодекса РФ. А значит, может служить основанием для отмены решения по результатам проверки (абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Однако надо учитывать, что подобные нарушения не являются безусловным основанием для отмены решения налогового органа <7>.

<7> Безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, является отсутствие у налогоплательщика возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Поэтому на практике в случае обжалования решения по итогам проверки вышестоящий орган или суд будут оценивать данное нарушение с учетом более существенных обстоятельств. И надеяться на отмену решения только по такому формальному основанию не стоит.

Об этом свидетельствует и судебная практика (см., например, Определение ВАС РФ от 23.07.2007 N 8645/07, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2010 N А66-5153/2006, ФАС Дальневосточного округа от 29.08.2008 N Ф03-А51/08-2/3516).

12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1217; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).В случае отказа лица, его представителя подписать акт, записывается соответствующая отметка в акте налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должно быть указано:

1) дата акта налоговой проверки (датой акта налоговой проверки является дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку);

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица.

По итогам «камералки»

В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате получения акта указанным лицом, его представителем.

В случае, если лицо или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки и выводами проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2015-07-21; просмотров: 633; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:


Поря­док подписания и рассмотрения акта камераль­ной проверки, возражения по акту. Выполнение решения налоговых органов.

По завершении проверки должностные лица налогового органа составляют акт, если в ходе проверки установлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ). Из этой нормы можно сделать вывод: если налоговый орган не выявил никаких нарушений в ходе проверки, акт не составляется.

Однако в акте указываются, в частности, документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или делается запись об отсутствии таковых (пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ). Из этой нормы следует, что даже при отсутствии нарушений со стороны налогоплательщика налоговый орган все-таки должен составить акт.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.04.2011 N 14883/10 пришел к следующему выводу. Если в ходе камеральной проверки налоговым органом не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, составлять акт нет необходимости.

На основании пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте отражаются документально подтвержденные факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, достоверность которых в соответствии со ст. 101 НК РФ (с учетом возражений налогоплательщика) оценивается налоговым органом в ходе рассмотрения материалов проверки. Причем закон не требует от налогового органа уведомлять проверяемое лицо о результатах проведенной камеральной проверки и дате ее завершения (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@). Исключением является камеральная проверка декларации по НДС при применении заявительного порядка возмещения налога. Если при такой проверке выявлены нарушения, по ее завершении, как и во всех остальных случаях, налоговая инспекция составит акт (п. 3 ст. 176, п. 13 ст. 176.1 НК РФ).

Если в результате такой проверки налоговый орган нарушений не выявил, он должен уведомить об этом налогоплательщика в письменной форме в течение семи дней после ее окончания (п. 12 ст. 176.1 НК РФ). Однако и в этом случае акт проверки не составляется (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 14883/10). Данную позицию Президиума ВАС РФ приняли к сведению налоговые органы (п. 14 Письма ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@).

Кроме того, если налоговый орган не выявит никаких нарушений, он в течение семи дней обязан принять решение о возмещении сумм НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Акт проверки составляется по правилам, установленным ст. 100 НК РФ, и по форме, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Составить акт налоговый орган должен в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Таким образом, по мнению Минфина России, максимальный срок для составления и направления налоговым органом налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки, в ходе которой выявлено налоговое правонарушение, составляет три месяца и 10 дней со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). К этому времени прибавляются еще пять дней, в течение которых акт камеральной налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась такая проверка (Письмо Минфина России от 09.12.2008 N 03-02-07/1-503).

В акте камеральной налоговой проверки указываются:

— дата акта налоговой проверки. Под таковой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;

— полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

— фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности (с указанием наименования налогового органа, который они представляют);

— дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов;

— перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

— период, за который проводилась проверка;

— наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

— даты начала и окончания налоговой проверки;

— адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

— сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

— выводы и предложения проверяющих относительно устранения выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, если Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Акт камеральной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается проверенному лицу (п. 2.3 Требований к составлению акта налоговой проверки, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).

Акт камеральной проверки должен включать (п. 1.6 Требований к составлению акта налоговой проверки):

— вводную часть (общие положения);

— описательную часть (установленные факты);

— итоговую часть (выводы налоговых органов, предложения об устранении выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Вводная часть акта должна содержать (пп. 1 — 11 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 2.2 Требований):

— номер акта проверки (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе);

— наименование места составления акта камеральной налоговой проверки;

— дату акта проверки. Под таковой понимается дата подписания акта лицом, проводившим проверку;

— должность, фамилию, имя, отчество лица, проводившего проверку, его классный чин (при наличии) с указанием наименования налогового органа;

— сведения о налоговой декларации (расчете), на основе которой проведена камеральная проверка (наименование налога (сбора), дата представления, указание, первичная она либо уточненная (корректирующая), регистрационный номер, период);

— полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество лица, представившего налоговую декларацию (расчет). В случае представления налоговой декларации (расчета) организацией по месту нахождения ее филиала, представительства помимо наименования организации указываются их полное и сокращенное наименования;

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— код причины постановки на учет (КПП);

— указание на то, что проверка проведена в соответствии с НК РФ, иными актами законодательства о налогах и сборах;

— даты начала и окончания проверки;

— место нахождения организации (ее филиала, представительства) или место жительства физического лица;

— перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, на основе которых проведена проверка;

— сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении камеральной налоговой проверки (об истребовании документов (информации) и иных действиях, произведенных при осуществлении камеральной налоговой проверки);

— иные необходимые сведения.

Требования к содержанию описательной части акта камеральной проверки содержатся в пп.

12 п.

Акт камеральной проверки может быть вручен позже установленного срока

3 ст. 100 НК РФ, п. 1.8 Требований к составлению акта налоговой проверки.

Порядок заполнения итоговой части акта камеральной проверки определен пп. 13 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 1.9 Требований к составлению акта налоговой проверки.

В этой части налоговый орган должен указать:

— сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, об исчисленных в завышенных размерах налогах (с разбивкой по налогам и налоговым периодам);

— сведения о других установленных проверкой фактах нарушения (о завышении для целей налогообложения суммы убытков, завышении сумм НДС, предъявленных к возмещению из бюджета, и т.д.);

— предложения проверяющих об устранении выявленных нарушений.

Эти предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения проверяемым лицом:

— взыскание недоимки по налогам и сборам;

— пени за несвоевременную уплату налогов и сборов;

— приведение налогоплательщиком учета доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствие установленному законодательством порядку и т.д.;

— выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений.

При этом должен быть указан вид совершенных налогоплательщиком правонарушений со ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений;

— указание количества листов приложений;

— указание на право представления возражений по результатам проверки.

Акт камеральной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю. К акту прилагаются:

— документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки;

— ведомости, таблицы и иные материалы.

Документы, полученные от налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, к акту не прилагаются. Все экземпляры акта налоговой проверки являются идентичными и включают все указанные в нем приложения.

Если налогоплательщик не согласен с выводами, содержащимися в акте камеральной налоговой проверки, он вправе представить свои возражения на этот акт в целом или на отдельные его положения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Возражения составляются в письменной форме. Налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений.

Срок представления возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок исчисляется в рабочих днях (п. п. 2 и 6 ст. 6.1 НК РФ).

Возражения подаются в налоговый орган, осуществлявший проверку и составлявший соответствующий акт.

О том, в какой форме (лично или путем направления по почте) налогоплательщик должен представить возражения, в НК РФ ничего не говорится. Это означает, что возражения могут быть представлены в любом порядке.

Тем не менее, на наш взгляд, налогоплательщику имеет смысл представить возражения непосредственно в налоговый орган, для того чтобы инспекторы гарантированно могли получить их до начала рассмотрения материалов налоговой проверки.

Если же по каким-либо причинам налогоплательщик пропустил 15-дневный срок подачи в налоговый орган письменных возражений на акт камеральной проверки, он имеет право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

По результатам камеральной налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения либо решение об отказе в этом.

Соответственно, и решение по результатам проверки принимается, только если налоговый орган в ходе камеральной проверки выявил нарушения налогового законодательства и по окончании проверки составил акт.

При рассмотрении материалов как камеральной, так и выездной налоговой проверки установлены общие правила. Так, акт камеральной налоговой проверки, другие материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства, а также представленные налогоплательщиком письменные возражения на указанный акт должны быть рассмотрены руководителем налогового органа (его заместителем). Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока, установленного для представления возражений на акт проверки.

Обратите внимание! Руководитель налогового органа (его заместитель) извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщика, в отношении которого проводилась эта проверка (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1254;