Акт о признании бюллетеней недействительными
Содержание
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
К РАЗДЕЛУ №5
5.1. Образец протокола № 1 УИК об итогах голосования по одномандатному избирательному округу
5.2. Примерный текст комментариев председателя УИК к действиям УИК по подсчету голосов избирателей
5.3. Основные действия заместителя председателя УИК после завершения времени голосования
5.4. Основные действия секретаря УИК после завершения времени голосования
5.5. Действия УИК в случае выявления факта превышения числа избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, над числом избирательных бюллетеней, выданных УИК избирателям в помещении для голосования в день голосования (не выполняется логическое соотношение 4 больше или равно 8)
Образец таблицы суммирования данных списка избирателей
Образец надписи на последнем листе списка избирателей
Образец акта о признании избирательных бюллетеней бюллетенями неустановленной формы
Образец решения УИК «О признании недействительными избирательных бюллетеней, извлеченных из переносного ящика для голосования в соответствии с ч.14 ст.85 Федерального закона № 20-ФЗ»
Образец акта о превышении числа избирательных бюллетеней, извлеченных из переносного ящика для голосования, над числом заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня для голосования вне помещения для голосования
Образец таблички для сортировки избирательных бюллетеней
Образец решения УИК «О проведении дополнительного подсчета голосов избирателей»
Образец акта о проверке контрольного соотношения в протоколе УИК об итогах голосования
Образец решения УИК «О признании недействительными избирательных бюллетеней, в которых голоса избирателей поданы за кандидата, выбывшего после либо в период проведения досрочного голосования»
5.7. Проведение итогового заседания УИК
5.7.1. Основные действия председателя УИК в ходе итогового заседания УИК
5.7.2 Основные действия секретаря УИК в ходе итогового заседания УИК
5.7.3. Работа УИК по подготовке и выдаче копий протоколов
Образец оформления лицевой стороны копии протокола № 2 УИК об итогах голосования по федеральному избирательному округу
Сведения о фактах удаления наблюдателей и отстранения от работы членов УИК
5.8. Представление первых экземпляров протоколов УИК об итогах голосования в ТИК
5.8.1. Формирование УИК комплектов документов для представления первых экземпляров протоколов в ТИК
5.8.2. Действия председателя УИК в ТИК в ходе передачи первого экземпляра протокола УИК
5.8.3. Порядок действий УИК при подготовке и передаче в ТИК избирательной документации, за исключением первых экземпляров протоколов об итогах голосования
Образец акта приема-передачи избирательной документации
Образец сводной описи избирательных документов, переданных в вышестоящую ИК
Образец описи документов в деле (папке)
Образец описи избирательных документов по выборам (по одномандатному избирательному округу) в мешке (коробке)
Образец описи избирательных документов по выборам (по федеральному избирательному округу) в мешке (коробке)
5.9. Составление протокола УИК с отметкой «Повторный»
Протокол заседания УИК (об итогах голосования с отметкой «Повторный»)
Список лиц, присутствовавших при составлении УИК протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный»
Реестр регистрации выдачи заверенных копий протокола УИК об итогах голосования с отметкой «Повторный»
5.10. Составление протокола УИК с отметкой «Повторный подсчет голосов»
Список лиц, присутствовавших при проведении УИК повторного подсчета голосов избирателей и составлении протокола УИК об итогах голосования с отметкой «Повторный подсчет голосов»
Реестр регистрации выдачи заверенных копий протокола УИК об итогах голосования с отметкой «Повторный подсчет голосов»
_________________________________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №1
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №2
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №3
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №4
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №5
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Требования к помещению для голосования перечислены в статье 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Текст этой статьи позволяет сделать вывод, что «помещение для голосования» может состоять из нескольких физических помещений, одним из которых и является собственно «зал для голосования». В то же время закон не проводит последовательно это различие, используя во многих случаях слова «помещение для голосования» для обозначения «зала для голосования».
Помещение для голосования предоставляется в пользование УИКучастковая избирательная комиссия безвозмездно.
Информационные материалы
вид информации | пояснения | условия |
---|---|---|
На информационном стенде | ||
информация обо всех кандидатах, внесённых в бюллетень | Биографические данные кандидатов в объёме, установленном организующей комиссией. Обязательны: информация о партии, которая выдвинула кандидата, или слово «самовыдвижение»; сведения о судимости кандидатов (если судимость снята или погашена, — также сведения о дате снятия или погашения судимости) | всегда |
информация о доходах и имуществе кандидатов | Состав сведений устанавливается региональным законом и/или организующей комиссией. Иногда включается в биографические справки о кандидатах | всегда |
информация о недостоверном декларировании | Информация размещается, если был установлен факт представления каким-либо кандидатом недостоверных сведений о доходах и имуществе | при наличии |
информация о кандидатах в сенаторы | При выборах губернаторов сведения о кандидатах в Совет Федерации (ФИО, дата рождения, населенный пункт проживания, основное место работы и должность) в соответствии с ФЗГФедеральный закон № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» должны быть вывешены на стенде либо предоставляться каждому избирателю. Региональные законы в основном предусматривают обязательное размещение этих сведений на стенде | на выборах губернатора |
образцы заполненных бюллетеней | Образцы не должны содержать фамилий кандидатов. Должны быть представлены различные варианты заполнения бюллетеня | всегда |
число проголосовавших досрочно | Требование установлено п. 9.1 Методических рекомендаций о порядке проведения досрочного голосования | если есть досрочное голосование |
извлечения из законов об ответственности за нарушение избирательных прав | Требование о наличии в помещении для голосования извлечений из уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях отсутствует в федеральном законодательстве, но встречается во многих региональных законах о выборах (иногда со специальной оговоркой, что эти тексты должны быть доступны избирателям, во избежание размещения книжки в закрытой витрине) | если установлено региональным законом |
список кандидатов, снятых после печати бюллетеня | Во многих регионах закон предусматривает размещение на информационном стенде списка кандидатов, которые были сняты после того, как бюллетень был напечатан | если установлено региональным законом |
число стационарных ящиков для голосования | При совмещении дней голосования нескольких выборов (референдумов) информация о числе стационарных ящиков подписываеся председателем уик и размещается на стенде | при совмещении дней голосования |
«Рядом с информационным стендом и местом установки КОИБКомплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени» | ||
плакаты с правилами голосования с использованием КОИБКомплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени | Требование установлено п. 2.2 Инструкции о порядке использования КОИБ | при использовании КОИБКомплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени |
«В поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся информации» | ||
увеличенная форма протокола | Увеличенная форма протокола (УФПувеличенная форма протокола) об итогах голосования предназначена для занесения в нее данных об итогах голосования. Внимание! Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования, но до начала подсчета УФПувеличенная форма протокола не заполняется! В ней могут (но не обязаны) заполнить лишь номер и адрес избирательного участка | всегда |
Иные материалы | ||
Информационные материалы для слабовидящих | Информационные материалы, выполненные крупным шрифтом или с помощью шрифта Брайля | на участках, установленных организующей комиссией (на федеральных выборах определяет ИКСРФизбирательная комиссия субъекта Российской Федерации) |
Дополнительно на участках может размещаться иная информация, не содержащая признаков агитации.
Иногда региональные законы предусматривают и иные обязательные материалы (например, списки кандидатов при выборах по партийным спискам).
Оборудование помещения
![]() |
При выборах, назначаемых после 01.01.2016, установлено требование доступности помещения для инвалидов (п. 14 ст. 61). |
В помещении для голосования находятся кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования. Законом предписано, что места должны быть оборудованы
- источником света и
- письменными принадлежностями, за исключением карандашей.
В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, КОИБы или комплексы для электронного голосования.
При использовании комплексов для электронного голосования при входе в помещение для голосования для самообучения избирателей устанавливается тренажер устройства сенсорного голосования (Порядок голосования с использованием КЭГ, п. 3.1).
Переносные ящики для голосования между выездами также должны находиться в помещении для голосования (следует обратить внимание на то, чтобы избиратели, голосующие в помещении, не могли по ошибке опустить бюллетень в переносной ящик).
Закон требует чтобы и стационарные, и переносные ящики были прозрачными или полупрозрачными (п. 10 ст. 61 и п. 8 ст. 66 соответственно). Технические показатели прозрачности и полупрозрачности установлены Нормативами ЦИК.
В законе нет отдельных указаний относительно того, как должен быть расположен сейф, используемый избирательной комиссией.
В законе прямо устанавливается важный момент относительно устройства помещения для голосования:
пункт 11 статьи 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.
Размещение оборудования обычно утверждается на заседании комиссии в дни, предшествующие выборам (соответствующие рекомендации содержатся в рабочих блокнотах). Обычно утверждаются отдельно схемы для периода голосования и для периода подсчета голосов.
Требования к используемому при голосовании оборудованию установлены утвержденными ЦИКЦентральная избирательная комиссия Российской Федерации Нормативами.
Число избирателей в списке | ||||
---|---|---|---|---|
1−500 | 501−1000 | 1001−2000 | 2001−… | |
Кабины для тайного голосования, не менее | 1 | 1 | 2 | 3 |
Стационарные ящики для голосования* | 1 | 1 | 2 | 3 |
Переносные ящики для голосования, не более | 1 (2**) | 2 (3**) | 3 | 3 |
* Число стационарных ящиков может быть увеличено решением комиссии при совмещении дней голосования на нескольких выборах. Информация о числе стационарных ящиков при совмещении выборов подписывается председателем комиссии и размещается на информационном стенде.
** Предельное число ящиков увеличивается на 1 при наличии условий, указанных в п. 8.1 ст. 66 закона.
Ограничения доступа в помещение для голосования
Иногда члены комиссий пытаются ограничить доступ в помещение для голосования лиц, которые, по их мнению, не обладают избирательным правом и не имеют намерения проголосовать на данном избирательном участке. Следует понимать, что перечисленный в пункте 1 статьи 30 перечень лиц не является исчерпывающим (например, в нем отсутствуют как члены комиссии, так и избиратели).
В то же время при длительном нахождении в помещении для голосования лиц, не относящихся к категориям, включенным в указанный перечень, и не имеющих иных законных оснований для нахождения в помещении (например, сотрудники полиции находятся там в силу норм закона о полиции), можно требовать от комиссии внесения этих лиц в список лиц, присутствующих в помещении для голосования. Подобное требование обычно смущает «надзирающих» из местной администрации и тому подобных персон.
Агитация
Не допускается размещение агитационных материалов:
- на зданиях, в которых находятся помещения для голосования;
- на расстоянии менее 50 метров от входа в эти здания.
Примечания
- Следует также различать понятия «избирательный участок», «помещение участковой избирательной комиссии» и «помещение для голосования». Нередки ситуации, когда помещение избирательной комиссии, где комиссия работает до и после дня голосования и куда избиратели могут обращаться вне дня голосования (для подачи заявлений, уточнения информации), не совпадает с помещением для голосования и могут находиться в разных зданиях.
Скрыть/показать краткое оглавление