Акт о признании бюллетеней недействительными

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

К РАЗДЕЛУ №5

5.1. Образец протокола № 1 УИК об итогах голосования по одномандатному избирательному округу

5.2. Примерный текст комментариев председателя УИК к действиям УИК по подсчету голосов избирателей

5.3. Основные действия заместителя председателя УИК после завершения времени голосования

5.4. Основные действия секретаря УИК после завершения времени голосования

5.5. Действия УИК в случае выявления факта превышения числа избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, над числом избирательных бюллетеней, выданных УИК избирателям в помещении для голосования в день голосования (не выполняется логическое соотношение 4 больше или равно 8)

Образец таблицы суммирования данных списка избирателей

Образец надписи на последнем листе списка избирателей

Образец акта о признании избирательных бюллетеней бюллетенями неустановленной формы

Образец решения УИК «О признании недействительными избирательных бюллетеней, извлеченных из переносного ящика для голосования в соответствии с ч.14 ст.85 Федерального закона № 20-ФЗ»

Образец акта о превышении числа избирательных бюллетеней, извлеченных из переносного ящика для голосования, над числом заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня для голосования вне помещения для голосования

Образец таблички для сортировки избирательных бюллетеней

Образец решения УИК «О проведении дополнительного подсчета голосов избирателей»

Образец акта о проверке контрольного соотношения в протоколе УИК об итогах голосования

Образец решения УИК «О признании недействительными избирательных бюллетеней, в которых голоса избирателей поданы за кандидата, выбывшего после либо в период проведения досрочного голосования»

5.7. Проведение итогового заседания УИК

5.7.1. Основные действия председателя УИК в ходе итогового заседания УИК

5.7.2 Основные действия секретаря УИК в ходе итогового заседания УИК

5.7.3. Работа УИК по подготовке и выдаче копий протоколов

Образец оформления лицевой стороны копии протокола № 2 УИК об итогах голосования по федеральному избирательному округу

Сведения о фактах удаления наблюдателей и отстранения от работы членов УИК

5.8. Представление первых экземпляров протоколов УИК об итогах голосования в ТИК

5.8.1. Формирование УИК комплектов документов для представления первых экземпляров протоколов в ТИК

5.8.2. Действия председателя УИК в ТИК в ходе передачи первого экземпляра протокола УИК

5.8.3. Порядок действий УИК при подготовке и передаче в ТИК избирательной документации, за исключением первых экземпляров протоколов об итогах голосования

Образец акта приема-передачи избирательной документации

Образец сводной описи избирательных документов, переданных в вышестоящую ИК

Образец описи документов в деле (папке)

Образец описи избирательных документов по выборам (по одномандатному избирательному округу) в мешке (коробке)

Образец описи избирательных документов по выборам (по федеральному избирательному округу) в мешке (коробке)

5.9. Составление протокола УИК с отметкой «Повторный»

Протокол заседания УИК (об итогах голосования с отметкой «Повторный»)

Список лиц, присутствовавших при составлении УИК протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный»

Реестр регистрации выдачи заверенных копий протокола УИК об итогах голосования с отметкой «Повторный»

5.10. Составление протокола УИК с отметкой «Повторный подсчет голосов»

Список лиц, присутствовавших при проведении УИК повторного подсчета голосов избирателей и составлении протокола УИК об итогах голосования с отметкой «Повторный подсчет голосов»

Реестр регистрации выдачи заверенных копий протокола УИК об итогах голосования с отметкой «Повторный подсчет голосов»

_________________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №1

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №2

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №3

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №4

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №5

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Требования к помещению для голосования перечислены в статье 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Текст этой статьи позволяет сделать вывод, что «помещение для голосования» может состоять из нескольких физических помещений, одним из которых и является собственно «зал для голосования». В то же время закон не проводит последовательно это различие, используя во многих случаях слова «помещение для голосования» для обозначения «зала для голосования».

Помещение для голосования предоставляется в пользование УИКучастковая избирательная комиссия безвозмездно.

Информационные материалы

вид информации пояснения условия
На информационном стенде
информация обо всех кандидатах, внесённых в бюллетень Биографические данные кандидатов в объёме, установленном организующей комиссией. Обязательны: информация о партии, которая выдвинула кандидата, или слово «самовыдвижение»; сведения о судимости кандидатов (если судимость снята или погашена, — также сведения о дате снятия или погашения судимости) всегда
информация о доходах и имуществе кандидатов Состав сведений устанавливается региональным законом и/или организующей комиссией. Иногда включается в биографические справки о кандидатах всегда
информация о недостоверном декларировании Информация размещается, если был установлен факт представления каким-либо кандидатом недостоверных сведений о доходах и имуществе при наличии
информация о кандидатах в сенаторы При выборах губернаторов сведения о кандидатах в Совет Федерации (ФИО, дата рождения, населенный пункт проживания, основное место работы и должность) в соответствии с ФЗГФедеральный закон № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» должны быть вывешены на стенде либо предоставляться каждому избирателю. Региональные законы в основном предусматривают обязательное размещение этих сведений на стенде на выборах губернатора
образцы заполненных бюллетеней Образцы не должны содержать фамилий кандидатов. Должны быть представлены различные варианты заполнения бюллетеня всегда
число проголосовавших досрочно Требование установлено п. 9.1 Методических рекомендаций о порядке проведения досрочного голосования если есть досрочное голосование
извлечения из законов об ответственности за нарушение избирательных прав Требование о наличии в помещении для голосования извлечений из уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях отсутствует в федеральном законодательстве, но встречается во многих региональных законах о выборах (иногда со специальной оговоркой, что эти тексты должны быть доступны избирателям, во избежание размещения книжки в закрытой витрине) если установлено региональным законом
список кандидатов, снятых после печати бюллетеня Во многих регионах закон предусматривает размещение на информационном стенде списка кандидатов, которые были сняты после того, как бюллетень был напечатан если установлено региональным законом
число стационарных ящиков для голосования При совмещении дней голосования нескольких выборов (референдумов) информация о числе стационарных ящиков подписываеся председателем уик и размещается на стенде при совмещении дней голосования
«Рядом с информационным стендом и местом установки КОИБКомплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени»
плакаты с правилами голосования с использованием КОИБКомплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени Требование установлено п. 2.2 Инструкции о порядке использования КОИБ при использовании КОИБКомплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени
«В поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся информации»
увеличенная форма протокола Увеличенная форма протокола (УФПувеличенная форма протокола) об итогах голосования предназначена для занесения в нее данных об итогах голосования. Внимание! Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования, но до начала подсчета УФПувеличенная форма протокола не заполняется! В ней могут (но не обязаны) заполнить лишь номер и адрес избирательного участка всегда
Иные материалы
Информационные материалы для слабовидящих Информационные материалы, выполненные крупным шрифтом или с помощью шрифта Брайля на участках, установленных организующей комиссией (на федеральных выборах определяет ИКСРФизбирательная комиссия субъекта Российской Федерации)

Дополнительно на участках может размещаться иная информация, не содержащая признаков агитации.

Иногда региональные законы предусматривают и иные обязательные материалы (например, списки кандидатов при выборах по партийным спискам).

Оборудование помещения

При выборах, назначаемых после 01.01.2016, установлено требование доступности помещения для инвалидов (п. 14 ст. 61).

В помещении для голосования находятся кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования. Законом предписано, что места должны быть оборудованы

  • источником света и
  • письменными принадлежностями, за исключением карандашей.

В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, КОИБы или комплексы для электронного голосования.

При использовании комплексов для электронного голосования при входе в помещение для голосования для самообучения избирателей устанавливается тренажер устройства сенсорного голосования (Порядок голосования с использованием КЭГ, п. 3.1).

Переносные ящики для голосования между выездами также должны находиться в помещении для голосования (следует обратить внимание на то, чтобы избиратели, голосующие в помещении, не могли по ошибке опустить бюллетень в переносной ящик).

Закон требует чтобы и стационарные, и переносные ящики были прозрачными или полупрозрачными (п. 10 ст. 61 и п. 8 ст. 66 соответственно). Технические показатели прозрачности и полупрозрачности установлены Нормативами ЦИК.

В законе нет отдельных указаний относительно того, как должен быть расположен сейф, используемый избирательной комиссией.

В законе прямо устанавливается важный момент относительно устройства помещения для голосования:

пункт 11 статьи 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

Размещение оборудования обычно утверждается на заседании комиссии в дни, предшествующие выборам (соответствующие рекомендации содержатся в рабочих блокнотах). Обычно утверждаются отдельно схемы для периода голосования и для периода подсчета голосов.

Требования к используемому при голосовании оборудованию установлены утвержденными ЦИКЦентральная избирательная комиссия Российской Федерации Нормативами.

Число избирателей в списке
1−500 501−1000 1001−2000 2001−…
Кабины для тайного голосования, не менее 1 1 2 3
Стационарные ящики для голосования* 1 1 2 3
Переносные ящики для голосования, не более 1 (2**) 2 (3**) 3 3

* Число стационарных ящиков может быть увеличено решением комиссии при совмещении дней голосования на нескольких выборах. Информация о числе стационарных ящиков при совмещении выборов подписывается председателем комиссии и размещается на информационном стенде.

** Предельное число ящиков увеличивается на 1 при наличии условий, указанных в п. 8.1 ст. 66 закона.

Ограничения доступа в помещение для голосования

Иногда члены комиссий пытаются ограничить доступ в помещение для голосования лиц, которые, по их мнению, не обладают избирательным правом и не имеют намерения проголосовать на данном избирательном участке. Следует понимать, что перечисленный в пункте 1 статьи 30 перечень лиц не является исчерпывающим (например, в нем отсутствуют как члены комиссии, так и избиратели).

В то же время при длительном нахождении в помещении для голосования лиц, не относящихся к категориям, включенным в указанный перечень, и не имеющих иных законных оснований для нахождения в помещении (например, сотрудники полиции находятся там в силу норм закона о полиции), можно требовать от комиссии внесения этих лиц в список лиц, присутствующих в помещении для голосования. Подобное требование обычно смущает «надзирающих» из местной администрации и тому подобных персон.

Агитация

Не допускается размещение агитационных материалов:

  • на зданиях, в которых находятся помещения для голосования;
  • на расстоянии менее 50 метров от входа в эти здания.

Примечания

  1. Следует также различать понятия «избирательный участок», «помещение участковой избирательной комиссии» и «помещение для голосования». Нередки ситуации, когда помещение избирательной комиссии, где комиссия работает до и после дня голосования и куда избиратели могут обращаться вне дня голосования (для подачи заявлений, уточнения информации), не совпадает с помещением для голосования и могут находиться в разных зданиях.

Скрыть/показать краткое оглавление