Акт проверки финансово хозяйственной деятельности казенного учреждения

В соответствии с требованиями п.8 ст.13 Положения о Контрольно-счетной палате Камышинского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту КСП, Палата, Контрольно-счетная палата), отчеты по результатам проведенных контрольных мероприятий в полном объеме представлены в Камышинскую районную Думу, Главе Камышинского муниципального района. В октябре — ноябре 2018 года, в соответствии с утвержденным планом работы на год, Палатой проведены следующие контрольные мероприятия.

  1. Проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения Усть-Грязнухинская средняя школа Камышинского муниципального района Волгоградской области за период с 01 января 2017 года по 01 октября 2018 года.

По результатам проверки оформлено 2 акта: акт осмотра муниципального имущества и акт проверки финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, установлено следующее:

— ведение Реестра объектов муниципальной собственности МКОУ Усть-Грязнухинской СШ осуществлялось в соответствии с «Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» (далее Порядок ведения реестра), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 №424. В соответствие п.2 Порядка ведения реестра, данные реестра соответствуют данным представленной к проверке оборотной ведомости по нефинансовым активам на 01.01.2018. В рамках проведения контрольного мероприятия произведен осмотр имущества, находящегося на балансе Учреждения. При выборочной проверке наличия основных средств и материальных запасов, принятых к учету нарушений не установлено;

— выборочной проверкой заключенных образовательной организацией гражданско-правовых договоров в проверяемом периоде установлены нарушения п.1 ст.432 ГК РФ (отсутствие существенных условий договора), а именно, в муниципальных контрактах на общую сумму 3,3 тыс.рублей отсутствует информация о сроках исполнения услуг;

— при выборочной проверке правильности начисления заработной платы сотрудникам Учреждения:

установлена переплата в сумме 28,50 тыс.руб. при начислении оплаты труда за 2017/2018 учебный год руководителям методических объединений;

начисления в сумме 17,5 тыс.руб. за 2017-2018 год ответственному за организацию летней оздоровительной кампании, учебно — тренировочные сборы, не соответствуют установленным в приказе Учреждения.

  1. Нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств не установлено.
  2. По результатам проведенного контрольного мероприятия по фактам выявленных нарушений Контрольно-счетной палатой вынесено представление директору образовательной организации МКОУ Усть-Грязнухинская средняя школа Камышинского муниципального района для принятия мер по устранению нарушений и недостатков, установленных проверкой, и привлечению к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
  3. Проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального казенного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная клубно-библиотечная система» Камышинского муниципального района Волгоградской области за период с 01 января 2017 года по 01 октября 2018 года.

По результатам контрольного мероприятия оформлен акт проверки финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, установлено следующее.

  1. Представленные к проверке сметы расходов на содержание МКУК МЦКБС на 2017 и 2018 годы подписаны руководителем Учреждения и утверждены Главой Камышинского муниципального района. Изменения, принятые Решениями Камышинской районной Думы о бюджете, а также перемещения бюджетных ассигнований между кодами экономической классификации расходов по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов отражены в уточненных сметах доходов и расходов.
  2. Выборочной проверкой правильности начисления заработной платы установлено следующее:

— не соблюдение раздела 4 «Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера» Положения «Об оплате труда работников муниципального казенного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система» Камышинского муниципального района и Положения «Об оплате труда работников Муниципального казенного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная клубно-библиотечная система» Камышинского муниципального района, выразившееся в превышении выплат стимулирующего характера сотрудникам Учреждения в общей сумме 48,20 тыс.руб.;

— нарушение раздела 3 «Порядок и условия установления выплат компенсационного характера» Положения «Об оплате труда работников Муниципального казенного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная клубно-библиотечная система» Камышинского муниципального района, выразившееся в неправомерной выплате за совмещение обязанностей в сумме 20,3 тыс.рублей.

  1. Нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств не установлено.
  2. По результатам проведенного контрольного мероприятия по фактам выявленных нарушений Контрольно-счетной палатой вынесено представление директору МКУК «Межпоселенческая централизованная клубно-библиотечная система» Камышинского муниципального района для возмещения в бюджет неправомерно выплаченных средств за совмещение обязанностей, принятия мер по устранению нарушений и недостатков, установленных проверкой, и привлечению к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

«Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2009, N 6
ПРОГРАММА РЕВИЗИИ: ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ
Откликаясь на просьбы наших читателей, представляем материал, отражающий порядок составления программы ревизии (проверки) бюджетных учреждений. Статья будет интересна не только работникам контрольных органов, принимающим участие в разработке программы ревизии (проверки), но и бухгалтерам, которые ознакомятся с основными вопросами проверок.
Ревизия (проверка) бюджетных учреждений осуществляется согласно программе ревизии (проверки), разрабатываемой с учетом требований соответствующих нормативных актов, юридическая сила которых распространяется на контрольный орган, проводящий проверку. Например, контрольные мероприятия, осуществляемые центральным аппаратом Росфиннадзора и его территориальными органами, направлены на проверку соблюдения законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Работники Росфиннадзора, разрабатывая программу ревизии (проверки), руководствуются Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н (далее — Административный регламент).
Что касается проверки соблюдения бюджетными учреждениями законодательства при использовании средств бюджетов субъектов РФ и местных органов власти, то это прерогатива совсем иных контрольных органов. Так, контроль в финансово-бюджетной сфере за исполнением бюджета г. Нижнего Новгорода, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Нижнего Новгорода, осуществляет контрольно-ревизионное управление администрации этого города. Программу проверки данное управление разрабатывает, опираясь на Инструкцию о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионным управлением администрации города Нижнего Новгорода, утвержденную Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 12.04.2006 N 1045 (далее — Инструкция N 1045).
Анализ нормативных документов, регламентирующих вопросы составления контрольными органами программы ревизии (проверки), показал, что содержащаяся в них информация носит обобщенный характер. В частности, из п. п. 57 — 61 Административного регламента следует, что составлению программы ревизии (проверки) предшествует подготовительный период, в ходе которого изучаются законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные документы, статистические данные, акты предыдущих ревизий или проверок и другие материалы, характеризующие и регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность организации, подлежащей ревизии (проверке). Сама программа ревизии, которая при необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения ревизии (проверки) может быть изменена лицом, назначившим ревизию (проверку), должна содержать:
— тему ревизии (проверки);
— перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа проводит в ходе ревизии (проверки) контрольные действия.
Программа ревизии (проверки) подписывается руководителем структурного подразделения центрального аппарата Росфиннадзора (его территориального органа), ответственного за проведение ревизии (проверки), согласовывается заместителем руководителя Росфиннадзора (его территориального органа), курирующим данное структурное подразделение, и направляется на утверждение руководителю Росфиннадзора (территориального органа).
Аналогичную информацию, за исключением названия контрольного органа, проводящего проверку, содержат п. п. 3.5, 3.6 Инструкции N 1045 и иные подобные документы других субъектов РФ и местных органов власти (Инструкция по организации, проведению и оформлению результатов контрольно-ревизионного мероприятия Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия, утвержденная Приказом председателя Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия от 02.10.2007 N 96; Положение о порядке проведения ревизий и проверок финансового управления г. Пензы, утвержденное Постановлением главы администрации г. Пензы от 22.12.2005 N 1675; Порядок проведения ревизий и проверок департамента финансов Ярославской области, утвержденный Постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 652-п, и др.).
Российская Федерация состоит из многочисленных субъектов и местных образований, в каждом из которых имеются свои нормативные документы, используемые контрольными органами при формировании программы ревизии (проверки). В связи с этим рекомендуем читателям следующее. Если ведомственный нормативный акт содержит примерную форму программы ревизии (проверки) и перечень основных вопросов проверки, то контрольным органам, безусловно, следует им руководствоваться, если же подобной информации нормативный документ не содержит, то предлагаем воспользоваться примерной формой программы ревизии и перечнем основных вопросов проверки, которые приведены ниже.
Утверждаю
Начальник
контрольно-ревизионного
контроля
————————
«__» _________ 200__ г.
Программа ревизии (проверки)
___________________________________________________________________________
(название ревизии (проверки), проверяемый период деятельности,
___________________________________________________________________________
наименование министерства, ведомства, предприятия, учреждения, организации)
1. Основание для проведения ревизии (проверки) ________________________
2. Цель ревизии (проверки) ____________________________________________
3. Предмет ревизии (проверки) _________________________________________
4. Вопросы ревизии (проверки) _________________________________________
(перечень законодательных и других
___________________________________________________________________________
нормативно-правовых актов, соблюдение которых подлежит контролю; перечень
направлений (вопросов) деятельности ревизуемого объекта, подлежащих
проверке)
5. Срок проведения ревизии (проверки) с ____ по _____
6. Состав ответственных исполнителей
Руководитель ревизии (группы) _____________________ (Ф.И.О., должность)
Инспекторы: _____________________ (Ф.И.О., должность)
_____________________ (Ф.И.О., должность)
_____________________ (Ф.И.О., должность)
_____________________ (Ф.И.О., должность)
7. Срок представления отчета и других документов по результатам
проведения контрольного мероприятия на рассмотрение начальником контрольно-
ревизионного управления «___» ___________ 200__ г.
Руководитель
ревизии (группы)
________________ ________________ ___________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Предлагаем подробнее остановиться на информации, указываемой в п. п. 1 — 5 формы программы ревизии (проверки).
Основание для проведения ревизии (проверки)
Основаниями для проведения ревизии (проверки) могут быть: требования плана работы контрольного органа на соответствующий год либо решение коллегии контрольного органа (если, конечно, такая коллегия у контрольного органа имеется), которое оформляется протоколом. В первом случае в программе ревизии (проверки) указывается пункт данного плана, во втором — дата и номер протокола.
Цель ревизии (проверки)
Как правило, ревизия (проверка) проводится с целью контроля за:
— целевым использованием бюджетных ассигнований и правильностью расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности;
— соблюдением требований законодательных актов;
— правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Предмет ревизии (проверки)
Предметом ревизии (проверки) могут быть:
— соблюдение инструктивных указаний и положений по организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
— обеспечение учета сохранности и расходования материальных и денежных средств;
— порядок расчетов с подотчетными лицами, с разными дебиторами и кредиторами;
— правильность расходования денежных средств на командировки и другие цели, предусмотренные сметой;
— правильность составления проектов бюджетных смет и смет по приносящей доход деятельности;
— правильность исполнения смет (в том числе целевого использования бюджетных средств);
— достоверность бухгалтерской отчетности.
Вопросы ревизии (проверки)
Вопросов, касающихся деятельности ревизуемого объекта, много. Для большего удобства обобщим их по разделам.
Организация бухгалтерского учета. В этом разделе проверяются:
— приказ по учетной политике в части бюджетного и налогового учета;
— должностные инструкции для работников бухгалтерии;
— наличие и соблюдение утвержденного руководителем графика документооборота;
— применение унифицированных форм финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации;
— правильность и своевременность оформления журналов операций, оборотных ведомостей;
— соответствие итогов журналов операций, оборотных ведомостей данным синтетического учета;
— соответствие остатков на начало года остаткам в регистрах учета за предыдущий год;
— хранение бухгалтерских документов текущего года и прошлых лет;
— правильность оформления первичных документов.
Соблюдение кассовой дисциплины и банковских операций. В этом разделе проверке подлежат следующие вопросы:
— кассовые и банковские операции (проверяются выборочным методом, путем инвентаризации денежных средств и бланков строгой отчетности);
— наличие условий, обеспечивающих сохранность денежных средств и денежных документов;
— полнота и своевременность отражения в учете поступления наличных денег в кассу, в том числе полученных по чекам;
— использование полученных средств по прямому назначению (забалансовые счета 17, 18);
— достоверность документов, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность и целевой характер произведенных расходов;
— соблюдение лимита кассы;
— правильность учета (поступления и выдачи) бланков строгой отчетности, находящихся в кассе проверяемого учреждения.
Сохранность материальных ценностей. В этом разделе проверке подлежат следующие вопросы:
— правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);
— соответствие произведенных расходов утвержденным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ;
— полнота оприходования и правильность списания оборудования и инвентаря;
— правильность расходования средств на приобретение продуктов питания и обоснованность их списания;
— правильность расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов, соблюдение при их списании Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденных Минтрансом России 29.04.2003, — если проверка охватывает период до 2008 г., и Норм расхода топлив для автомобилей общего назначения, утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, — если проверка охватывает 2008 г.;
— использование оборудования по целевому назначению;
— законность сдачи имущества в аренду;
— своевременность и полнота проведения инвентаризации имущества, принятие мер по результатам инвентаризации;
— правильность расходования бюджетных средств, направленных на выполнение национальных проектов;
— правильность начисления амортизации на объекты основных средств.
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности. В этом разделе проверяются:
— наличие просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, меры, принимаемые для ее ликвидации;
— наличие актов сверок с поставщиками.
Расходование средств на капитальный (текущий) ремонт. Здесь интерес представляют следующие вопросы:
— проектно-сметная документация (проверяется хозяйственно-эксплуатационной группой) (кем разработана и утверждена, правильно ли применены коэффициенты пересчета сметной стоимости СМР, а также лимитированных затрат (плановые накопления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных расходов в зимнее время));
— правильность оформления и соблюдение условий договоров подряда;
— акты о приемке выполненных работ (ф. КС-2);
— накладные на отпуск материалов по заявкам подрядчика;
— правильность и обоснованность списания бюджетных средств за выполненные работы, материалы для строительных работ (при необходимости производится обмер фактически выполненных работ с составлением промежуточного акта);
— наличие отметки правового отдела о проведенной проверке договора.
Анализ исполнения бюджетной сметы и сметы по приносящей доход деятельности. Этот раздел обычно содержит следующие вопросы проверки:
— наличие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, своевременность и правильность отражения их в учете;
— исполнение бюджетной сметы (анализ отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) на предмет исполнения расходов, в случае наличия неисполненных назначений указывается причина);
— выполнение основных показателей деятельности учреждения.
К показателям деятельности учреждений образования можно отнести абсолютные и относительные отклонения:
а) количества учащихся за проверяемый период в динамике (данные берутся по годам по состоянию на 1 сентября);
б) количества классов за проверяемый период (данные берутся по годам по состоянию на 1 сентября);
в) наполняемости классов (данные берутся по годам по состоянию на 1 сентября);
г) коэффициента сменности (отношение общего числа