Акт выездной налоговой проверки

ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ

СРОК СОСТАВЛЕНИЯ АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Акт должен быть оформлен до истечения двух месяцев с момента составления справки о проведенной выездной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Примечание

Напомним, что справка составляется проверяющим лицом в последний день проведения налоговой проверки и вручается налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ). Подробнее см. разд. 14.1 «Справка о проведенной выездной налоговой проверке».

Срок начинает течь со следующего дня после даты составления справки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Истекает срок через два месяца в день, датированный тем же числом, каким составлена справка (абз. 1 п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Например, проверка была завершена 30 сентября 2009 г. Значит, акт проверки налоговикам следует оформить в период с 1 октября 2009 г. до 30 ноября 2009 г. включительно.

Если срок истекает в месяце, в котором нет соответствующего числа, то окончание срока приходится на последний день этого месяца (абз. 2 п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Например, проверка была завершена 30 декабря 2009 г. Срок, в течение которого должен быть составлен акт выездной проверки, начинается 31 декабря 2009 г. Окончание срока приходится на 28 февраля 2010 г., поскольку последним днем в феврале 2010 г. является 28-е число.

При этом также надо учитывать, что если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то окончание срока переносится на ближайший за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Например, проверка была завершена 30 марта 2010 г. Два месяца, отведенные на составление акта, истекают 30 мая 2010 г. Но поскольку это воскресенье, окончание срока, отведенного на составление акта, переносится на 31 мая 2010 г.

К сожалению, если налоговый инспектор просрочит установленный ст. 100 НК РФ двухмесячный срок для составления акта выездной проверки, то никаких правовых последствий это не повлечет.

Такое положение вещей объясняется тем, что согласно п. 14 ст. 101 НК РФ пропуск срока на составление акта не является безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам выездной проверки <6>.

<6> Безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, является отсутствие у налогоплательщика возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

И хотя по закону любое нарушение Налогового кодекса РФ в ходе проверки может быть основанием для отмены решения по ее итогам (абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ), рассчитывать на отмену решения на том основании, что акт составлен с опозданием, не стоит.

Акт выездной налоговой проверки

Ведь сложившаяся судебная практика даже нарушение срока проведения выездной проверки не признает однозначным основанием для отмены решения по выездной проверке.

Примечание

Подробнее о судебной практике по делам об отмене решений, принятых по итогам выездных проверок на основании пропуска срока выездной проверки, см. в разд. 11.4 «Последствия нарушения срока проведения выездной проверки».

Также добавим, что пропуском двухмесячного срока на составление акта не нарушается право налогоплательщика на подачу письменных возражений на акт проверки и даже не сокращается срок на их представление, поскольку данный срок начинает течь с момента вручения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

С учетом сказанного при рассмотрении подобных споров суды указывают на факт нарушения налоговым органом срока составления акта проверки только в совокупности с иными обстоятельствами, которые влекут за собой отмену решения, вынесенного по результатам налоговой проверки, и не заостряют на нем внимания (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.10.2008 N Ф04-4291/2008(13797-А81-29), оставленное в силе Определением ВАС РФ от 02.07.2009 N ВАС-1324/09).

⇐ Предыдущая232425262728293031

Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1822; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Назначение ревизий и проверок

В случае принятия решения о продлении срока ревизии (проверки) в удостоверении на ее проведение делается соответствующая отметка, которая заверяется подписью руководителя Росфиннадзора или его территориального органа и его печатью. Необходимо отметить, что в случае значительной удаленности проверяемой организации продление срока ревизии (проверки) допускается оформлять приказом руководителя Росфиннадзора (руководителя территориального органа) без отметки в удостоверении на проведение ревизии (проверки).

Решение о продлении срока проведения ревизии (проверки) должно быть доведено до сведения проверяемой организации.

Как и в Приказе Минфина России № 39н, в Приказе Минфина России № 75н не предусмотрена обязанность Росфиннадзора и его территориальных органов заранее уведомлять организации и учреждения, подлежащие ревизиям и проверкам.

Датой начала ревизии (проверки) считается дата предъявления руководителем ревизионной группы удостоверения на проведение ревизии (проверки) руководителю проверяемой организации. Датой ее окончания считается день подписания акта ревизии (проверки) руководителем организации.

На практике распространены случаи отсутствия руководителя проверяемой организации на рабочем месте (нахождение в служебной командировке, отпуске, на больничном и т.д.). Данный факт не может служить основанием для отмены ревизии или проверки, так как в соответствии с п. 71 Приказа Минфина России № 75н удостоверение на проведение ревизии (проверки) может быть предъявлено лицу, замещающему руководителя (в соответствии с должностными обязанностями), или лицу, им уполномоченному.

В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт ревизии (проверки) датой окончания ревизии (проверки) считается день направления в проверенную организацию такого акта. В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт ревизии (проверки), но при наличии возражений проверенной организации по акту ревизии (проверки) датой окончания ревизии (проверки) считается день утверждения руководителем Росфиннадзора или его территориального органа заключения на возражения проверенной организации по акту ревизии (проверки).

Ревизия (проверка) может быть приостановлена руководителем Росфиннадзора или его территориального органа в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение ревизии (проверки).

Не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении ревизии (проверки) лицо, принявшее такое решение:

письменно извещает руководителя организации и (или) ее вышестоящий орган о приостановлении ревизии (проверки);

направляет в проверяемую организацию и (или) ее вышестоящий орган письменное предписание о восстановлении бухгалтерского (бюджетного) учета или об устранении выявленных нарушений в бухгалтерском (бюджетном) учете либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение ревизии (проверки).

В соответствии с ч.

Процедура проведения выездных налоговых проверок

1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания о восстановлении бухгалтерского (бюджетного) учета или об устранении выявленных нарушений в бухгалтерском (бюджетном) учете либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение ревизии (проверки), влечет наложение административного штрафа:

на руководителя проверяемой организации — в размере от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;

на проверяемую организацию — от 10 000 до 20 000 руб.

После устранения причин приостановления ревизии (проверки) ревизионная группа возобновляет ее проведение в сроки, устанавливаемые лицом, назначившим ревизию (проверку).

Перейти на страницу: 12 3

Информация о преступлениях, поступаемая в органы внутренних дел, по своему содержанию и правовой природе весьма разнообразна (заявления и письма граждан, явка с повинной, сообщение по телефону, срабатывание охранной или пожарной сигнализации и др.).

В зависимости от объема информация может иметь в себе достаточные данные, указывающие на признаки преступления, либо содержать сведения, позволяющие лишь судить о том, что противоправное деяние могло иметь место. То есть информация может нуждаться в проверке или быть положена в основу принимаемого решения о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела без получения каких-либо дополнительных сведений.

По своей правовой природе информация о преступлениях подразделяется на поводы к возбуждению уголовного дела (ст. 108 УПК) и иную информацию, не являющуюся поводами к возбуждению уголовного дела. В зависимости от этого поступление информации выступает начальным моментом уголовно-процессуальной или административной, оперативно-розыскной деятельности.

Рассмотрение характера информации о преступлениях позволяет определить основания для начала и вид предварительной проверки.

Если информация поступает в виде повода к возбуждению уголовного дела, то для ее проверки в числе других могут быть использованы средства, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Такую проверку принято именовать процессуальной. Если же сведения о преступлении содержатся в иной информации, не являющейся поводом к возбуждению уголовного дела, то уголовно-процессуальные средства для ее проверки использованы быть не могут. Далее мы в основном будем вести речь о процессуальной проверке информации о преступлениях.

Основанием для начала процессуальной проверки заявлений и сообщений о преступлениях является отсутствие в поводе к возбуждению уголовного дела достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Если в поводе содержатся такие данные, то вопрос о возбуждении уголовного дела решается без производства каких-либо проверочных действий.

В ходе проверки уполномоченные на то государственные органы и должностные лица посредством осуществления процессуальных и иных действий в определенные законом сроки получают данные с целью установления наличия (отсутствия) в исследуемом событии признаков преступления и принятия одного из решений, предусмотренных в стадии возбуждения уголовного дела.

Заявлением о преступлении лучше всего обращаться в тот орган, которому согласно ст. ст. 150, 151, 434 УПК РФ подследственно расследование данного преступления. Между тем закон не только не запрещает, но и предусматривает возможность обращения с заявлением о преступлении в любой орган предварительного расследования, к любому следователю, дознавателю, в любой орган дознания.

Орган предварительного расследования, получивший заявление о неподведомственном ему преступлении, передает заявление (материал проверки) по подследственности. Заявление о подведомственном, но не подследственном преступлении может быть рассмотрено и разрешено. При наличии фактических оснований (документов, объяснений и т.п.) возбуждения уголовного дела он обязан возбудить уголовное дело, провести неотложные следственные действия и лишь после этого направить уголовное дело руководителю следственного органа либо начальнику органа дознания по подследственности.

В ч. 4 ст. 144 УПК РФ законодатель закрепил требование выдачи заявителю документа о принятии заявления (сообщения) о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Названный институт тесно связан с институтом регистрации заявлений (сообщений) о преступлении.

Среди средств предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении упомянуто такое средство, как получение объяснений.

Законодатель не предусмотрел возможности применения на данном этапе уголовно-процессуальной деятельности к лицу, обладающему информацией о преступлении, принуждения в целях получения от него информации. Именно поэтому термины «отобрание» и «истребование» представляются менее соответствующими применяемому на данной стадии уголовного процесса действию, чем термин «получение». Объяснения получаются, а не отбираются и не истребуются.

Под результатами рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении, о которых упоминается в ч. 1 ст. 145 УПК РФ, следует понимать совокупность собранных материалов и предметов.

В соответствии с ч. 2 ст. 145 УПК РФ о каждом из процессуальных решений сообщается заявителю. Осуществлять это действие должно то должностное лицо, которое приняло процессуальное решение. Когда заявителя в конкретном уголовном процессе не было, предусмотренное ст. 145 УПК РФ уведомление не осуществляется. В этой связи необходимо определиться с понятием «заявитель».

Законодатель не разъясняет содержания понятия «заявитель». Думается, что такое широкое толкование рассматриваемого понятия не вполне оправданно. Законодатель нигде в УПК РФ лицо, обратившееся в компетентный орган или к должностному лицу с явкой с повинной, не называет заявителем.

Важные моменты оформления результатов налоговых проверок

Напротив, данным термином постоянно именуется лицо, обратившееся в орган предварительного расследования или к мировому судье с заявлением о преступлении. Поэтому представляется более последовательным использование понятия «заявитель» к пострадавшему (очевидцу и т.п.), от которого поступило заявление о преступлении, и соответственно неупотребление понятия «заявитель» применительно к лицу, явившемуся с повинной.

Порядок обжалования заявителем решения следователя (дознавателя и др.) закреплен в ст. ст. 123 — 125 УПК РФ. Жалоба заявителя может быть как письменной, так и устной, адресованной как руководителю следственного органа, прокурору, в суд, так и вышестоящему должностному лицу (начальнику подразделения дознания, руководителю учреждения, наделенного статусом органа дознания, руководителю вышестоящего следственного органа и даже руководителю следственной группы и др.). Причем законом не запрещено направлять жалобы одновременно в несколько инстанций.

На данной стадии любой гражданин не искушенный в уголовном производстве без консультации или участия адвоката, на начальном этапе, может создать себе множество проблем, что в дальнейшем будет положено в основу обвинения.

Фиксация проведения проверочного мероприятия означает составление и утверждение такого документа, как акт проверки. Причем если проверка проводится органом государственной власти (МВД, Роспотребнадзор и т.п.), акт имеет строго утвержденную форму и порядок заполнения. Нарушения в процедуре проведения проверочного мероприятия могут привести к отмене санкций посредством подачи административного иска.

В той статье мы расскажем о том, как самостоятельно оформить акт проверки в целях внутреннего контроля. Например, в отношении обособленного подразделения, работы отдела и т.п. Здесь же можно узнать о нюансах документа и узнать, где найти порядок проведения проверочных мероприятий.

  Акт проверки (15,0 KiB, 14 256 hits)

Пример акта проверки

Общество с ограниченной ответственностью «Звезда Авроры»

ИНН 495396164 ОГРН 64125414645,

юр. адрес: 628424, Россия, г. Сургут, пер. Магистральный, 18, оф. 16

Акт проверки

15 апреля 2017 г. город Сургут

Время составления акта: 12 час. 30 мин. (местное время)

Время начала проверки: 11 час. 15 мин. (местное время)

Время окончания проверки: 12 час. 25 мин. (местное время)

15 апреля 2017 года комиссией в составе:

Председатель комиссии: заместитель Генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Звезда Авроры» (далее – Общество) Параманов Александр Дмитриевич

Члены комиссии: начальник отдела кадров Общества Усманова Вероника Аркадьевна, специалист финансового отдела Общества Дьякова Ольга Валерьевна,

на основании приказа Генерального директора Общества от 10.04.2017 г. № 168

проведена проверка работы обособленного подразделения Общества по адресу: Россия, г. Сургут, ул. Привокзальная, 49 (ТЦ «Магистраль»).

Присутствовали: руководитель обособленного подразделения Зиновьев Константин Сергеевич, продавец Криворученко Валентина Васильевна.

На момент проведения проверки установлено:

  1. В соответствии с требованиями Роспотребнадзора в обособленном подразделении оформлен уголок потребителя, ценники, проведена маркировка товаров
  2. Трудовая дисциплина соблюдается всеми работниками в полном объеме, медицинские книжки в наличии на каждого работника
  3. В соответствии с приказом Генерального директора № 48 от 09.01.2017 г.

    Оформление результатов выездной налоговой проверки

    и доверенностью на подписание документов № 49 от 09.01.2017 г. оформлен договор аренды помещения, соответствует санитарным требованиям.

  4. Работа с кассовым аппаратом соответствует требованиям законодательства РФ.

По итогам проверки комиссией сделан вывод о надлежащем состоянии работы в обособленном подразделении Общества и готовности к плановой проверке Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре.

Акт составлен в 2 экз., 1-й экз. направлен Генеральному директору, 2-й экз. вручен руководителю обособленного подразделения.

Председатель комиссии                   Параманов Александр Дмитриевич

Члены комиссии:

Усманова Вероника Аркадьевна

Дьякова Ольга Валерьевна

Когда составляется акт проверки

Формы актов поверки и порядок проведения мероприятий органами государственной власти Вы найдете в ведомственных приказах, а также нормах Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Порядок обжалования таких документов закреплен в приказах (административных регламентах). Рекомендации по составлению административного иска об оспаривании решения органа власти размещены на нашем сайте.

Если требуется составить акт проверки деятельности работника, то необходимо обратиться к нормам Трудового кодекса РФ. Большинство актов в отношении работников составляются в рамках служебных проверок с соблюдением требований ст. 193 ТК РФ. На сайте можно найти образец Акта об отсутствии на рабочем месте, об отказе от подписи, от получения и др.

Учтите также, что акт инвентаризации и акт списания материальных ценностей имеют строго регламентированную законодательством РФ форму (информация о составлении таких документов также есть на сайте). Во всех остальных случаях, когда требуется фиксация факта проведения проверки того или иного обстоятельства, документирование результатов и выводов комиссии, составляйте акт проверки.

Содержание акта проверки

Акт – документ, который составляется комиссией. Она может быть утверждена приказом руководителя, может быть образована на месте. Основанием проверки чаще всего служит распорядительный акт руководителя, который и указывается в основании.

Издается документ на официальном бланке организации, содержит наименование (акт проверки), дату, место и время составления. Целесообразно указать дату начала и окончания проверочного мероприятия.

Основное содержание документа представляет собой указание на ф.и.о. и должности членов комиссии, основание проведения проверки, присутствующие лица, что установлено, выводы комиссии и подписи.

Акт проверки может стать проведением служебной проверки в отношении отдельных работников и привлечении по ее итогам к дисциплинарной ответственности.

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен уполномоченными сотрудниками налоговой инспекции не позднее двух месяцев после окончания проверки. Акт включает описание документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Выводы о допущенных плательщиком налоговых правонарушениях должны быть подкреплены ссылками на положения соответствующих статей НК РФ, других законодательных и нормативных правовых актов.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями налоговых органов, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или представить возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Возражения налогоплательщика могут быть оформлены в форме протокола разногласий по акту выездной налоговой проверки.

При этом налогоплательщик может приложить к возражениям или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки. Это могут быть не только бухгалтерские и иные документы, связанные с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, но и судебные акты различных судов по рассмотрению аналогичных ситуаций по налоговым спорам. Доводы налогоплательщика будут иметь больший вес, если они подкреплены ссылками на судебные прецеденты.

Если налогоплательщик представил в налоговый орган возражения к акту проверки и обосновывающие их документы и сведения после истечения двухнедельного срока, то в этом случае возможны два варианта развития событий.

В первом случае, если решение по результатам проверки уже вынесено руководителем (заместителем) налогового органа без учета возражений и дополнительных документов и сведений, то вынесенное решение не пересматривается тем должностным лицом, которое его принимало, а возражения и дополнительные документы могут быть использованы налогоплательщиком при обжаловании решения.

Во втором случае, если решение по результатам проверки еще не было принято, то, несмотря на то, что возражения и дополнительные документы и сведения поданы после истечения установленного двухнедельного срока, они должны быть приняты налоговым органом и учитываться при рассмотрении возражений.

После представления налогоплательщиком возражений или истечения двухнедельного срока для представления возражений по акту налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки в течение не более 14 дней.

В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки, материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  1. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой; документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства; доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или оспорено в арбитражном суде.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не препятствует одновременной или последующей подаче в арбитраж заявления о признания недействительным решения налоговых органов. При этом необходимо учитывать, что установлен общий срок для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган и для обращения в арбитраж — три месяца со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, т.е. с момента получения налогоплательщиком решения налогового органа. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы/обращения в арбитраж, этот срок может быть восстановлен.

К жалобе должны быть приложены следующие документы:

  • обжалуемое решение налоговых органов;
  • акт налоговой проверки;
  • первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
  • иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.

Вручение акта налоговой проверки

Жалоба не будет рассмотрена вышестоящим налоговым органом в случаях:

  • пропуска срока подачи жалобы при отсутствии ходатайства о его восстановлении;
  • отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
  • подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика;
  • если налогоплательщик одновременно обжаловал решение в ином вышестоящем налоговом органе;
  • наличия у налоговых органов информации о вступлении в законную силу решения арбитражного суда по оспариванию обжалуемого решения налогового органа.

По результатам рассмотрения жалобы руководителем (его заместителем) вышестоящего налогового органа принимается решение;

  1. оставить жалобу без удовлетворения;
  2. отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
  3. отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  4. изменить решение или вынести новое решение.

Результаты рассмотрения жалобы должны быть сообщены налогоплательщику в письменной форме не позднее трех дней со дня принятия решения вышестоящего налогового органа.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого решения. Однако налогоплательщику одновременно с подачей жалобы целесообразно просить приостановить исполнение решения. Если налоговому органу, рассматривающему жалобу, будут представлены достаточные основания того, что обжалуемое решений не соответствуют законодательству Российской Федерации, то налоговый орган может полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого решения. Решение о приостановлении исполнения решения принимается руководителем налогового органа, принявшим решение, либо вышестоящим налоговым органом.

Судебное обжалование решений налоговых органов по результатам налоговой проверки организациями производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Помимо решения налоговых органов по результатам налоговой проверки налогоплательщик вправе оспорить в арбитраже требование налогового органа об уплате налога, пеней и налоговой санкции. Такое требование подлежит арбитражному оспариванию независимо от того, было ли оспорено основное решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, которое явилось основанием для выставления оспариваемого требования.

После истечения срока уплаты налога, указанного в требовании, налоговый орган выносит решение о взыскании налога в бесспорном порядке. Такое решение о взыскании налога является обязательным актом перед тем, как налоговый орган выставит в обслуживающий налогоплательщика банк инкассовые поручения. Решение о взыскании налога также может быть обжаловано налогоплательщиком в судебном порядке.

Обжаловать в арбитраж решение о взыскании налога целесообразно в том случае, когда налогоплательщиком пропущен установленный трехмесячный срок на обжалование основного решения о привлечении к ответственности и требования об уплате налога. При этом основаниями для оспаривания могут служить те же доводы, что и при обжаловании основного решения. Для того чтобы определить, соответствует ли решение о взыскании налога действующему законодательству или оно вынесено с нарушением закона, арбитраж должен исследовать основания его принятия. Поскольку само решение о взыскании не содержит подробного изложения оснований взыскания налога, а имеет лишь ссылку на решение о привлечении к налоговой ответственности, то чтобы проверить на соответствие закону решение о взыскании налога, необходимо оценить по существу основное решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки.

Рассмотрение споров о признании недействительными актов налоговых органом (решения по результатам налоговой проверки; требования налогового органа об уплате налога, пеней и налоговой санкции; решения о взыскании налога) производится в арбитражном суде по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными для рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Материал подготовил адвокат Сумин Владимир Павлович