Амортизационные отчисления

Амортизация основных средств

Денежное возмещение износа основных фондов производится путем амортизации.

Амортизация – это процесс постепенного перенесения стоимостиосновных фондов на производимую продукцию с целью образования специального амортизационного фонда денежных средств для последующего полного восстановления (реновации) основных фондов.

Амортизационные отчисления включаются в себестоимость выпускаемой продукции. Исходными данными для расчета величины амортизационных отчислений являются:

— сумма первоначальных затрат на основные фонды;

— срок полезного использования (амортизационный период).

Норма амортизации

Норма амортизации–главный рычаг амортизационной политики. Посредством нормы регулируется скорость оборота основных фондов, интенсифицируется процесс их воспроизводства. В каждый период развития экономики уровень норм не может быть одинаковым.

Норма амортизации представляет собой отношение годовой суммы амортизации к первоначальной стоимости средства труда, выраженное в процентах. Расчет нормы амортизации (Н) проводится по следующей формуле:

(2.4)

где: Фп – первоначальная стоимость данного вида основных средств, руб.;

Т – срок полезного использования, лет.

Уровень нормы амортизации определяется принятым сроком полезного использования различных видов основных фондов. Выбор его величины обусловлен рядом факторов: темпами и направлениями технического прогресса, возможностями производственного аппарата по выпуску новых видов техники, соотношениями между потребностями и ресурсами в различных видах основных средств и.т.п. Расчеты сроков амортизации по конкретным видам основных фондов учитывают многие факторы, отражающие их специфические качества и назначение.

Методы начисления амортизации

Пунктом 18 ПБУ 6/01 установлено четыре способа начисления амортизации:

— линейный;

— нелинейный, который включает в себя следующие способы:

— способ уменьшаемого остатка;

— способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

— способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

Организация самостоятельно определяет для себя, какой метод расчета для данного объекта будет использован, свой выбор следует закрепить в учетной политике. Кроме того, выбранный метод отражается в инвентарной карточке основного средства. Выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.

Линейный способ начисления амортизации

Это самый простой и распространенный метод расчета. В течение всего срока использования амортизация списывается равными долями. Начислять амортизацию следует начинать с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету.

Для расчета амортизационных отчислений по этому методу необходимо знать первоначальную (или восстановительную) стоимость основного средства и норму амортизации.

Формула расчета нормы амортизации:

(2.5)

где: Спи – срок полезного использования, лет.

Формула расчета амортизации:

(2.6)

Полученная величина амортизации – годовая, для расчета ежемесячных отчислений, нужно годовую амортизацию разделить на 12 месяцев.

Пример расчета линейным способом:

Автомобиль имеет первоначальную стоимость 200 000 руб и принят к учету 10.03.2014. Срок полезного использования принят 10 лет.

Ежегодная А. = 200 000 х (100% / 10) = 20 000 руб.

Ежемесячная А. = 20 000 / 12 = 1666, 67 руб.

Таким образом, каждый месяц, начиная с 1 апреля 2014 года, следует начислять амортизацию в размере 1666,67 руб.

Расчет амортизации линейным способом имеет ряд преимуществ по сравнению с нелинейными способами.

Метод очень прост, ежемесячные амортизационные отчисления рассчитываются один раз в начале эксплуатации.

Стоимость объекта равномерно переносится на себестоимость продукции (услуг, работ) в течение всего срока использования.

Расчет амортизационных отчислений

При нелинейных методах в первые годы происходит списание большей части стоимости ОС, за счет чего происходит увеличение себестоимости продукции в эти годы. Для предприятий, которые планируют быстро обновлять основные фонды, удобнее применять нелинейные методы, если же актив приобретается для длительной эксплуатации и быстрой его замены не планируется, то лучше и проще использовать линейный способ начисления амортизационных отчислений.

Способ уменьшаемого остатка

В отличие от линейного метода расчета для исчисления амортизации способом уменьшаемого остатка берется остаточная стоимость объекта. Остаточная стоимость считается путем вычитания из первоначальной (или восстановительной) стоимости объекта начисленной амортизации.

Помимо этого, в этом способе используется коэффициент ускорения, который организация устанавливает самостоятельно. Данный коэффициент предназначен для ускорения списания стоимости объекта посредством амортизации и, соответственно, возврата вложенных в приобретение ОС средств.

Формула расчета методом уменьшаемого остатка:

(2.7)

где: Фост – остаточная стоимость, руб;

Куск – коэффициент ускорения.

Пример расчета амортизации основных средств ускоренным методом:

Имеем основное средство первоначальной стоимостью 200 000 руб и сроком полезного использования 5 лет. Коэффициент ускорения примем равным 2-м.

При расчете амортизационных отчислений методом уменьшаемого остатка норма амортизации будет рассчитываться с учетом коэффициента ускорения.

= 100% х 2 / 5 = 40%

1 год:

Остаточная стоимость (Ост.) = 200 000 – 0 = 200 000 руб.

Годовая А = 200 000 х 40% = 80 000 руб.

Ежемесячная А = 80 000 / 12 = 6 666,67 руб

2 год:

Ост. = 200 000 – 80 000 = 120 000 руб.

Год. А. = 120 000 х 40% = 48 000 руб.

Ежем. А. = 48 000 / 12 = 4 000 руб

3 год:

Ост. = 200 000 – 80 000 – 48 000 = 72 000 руб.

Год. А. = 72 000 х 40% = 28 800 руб.

Ежем. А. = 28 800 / 12 = 2 400 руб.

4 год:

Ост. = 200 000 – 80 000 – 48 000 – 28 800 = 43 200 руб.

Год. А. = 43 200 х 40% = 17 280 руб.

Ежем. А. = 17 280 / 12 = 1 440 руб.

Как видно, с каждым годом эксплуатации ежемесячные амортизационные отчисления уменьшаются. Большая часть стоимости основного средства списывается в первые годы. Для того, чтобы полностью списать стоимость объекта, нужно воспользоваться статьей 259 НК РФ, согласно которой, в момент, когда остаточная стоимость будет менее 20% от первоначальной стоимости, амортизация рассчитывается, как остаточная стоимость, разделенная на количество оставшихся месяцев срока полезного использования.

В нашем примере 20% от первоначальной стоимости – это 40 000 руб.

5 год:

Ост. = 200 000 – 80 000 – 48 000 – 28 800 – 17 280 = 25 920 руб, это меньше, чем 20% первоначальной стоимости.

Поэтому рассчитывать в дальнейшем ежемесячную амортизацию будем с помощью деления остаточной стоимости на 12.

Ежем. А. = 25920 / 12 = 2160 руб.

В результате этих расчетов стоимость объекта основного средства полностью спишется, остаточная стоимость будет равна 0.

Ускоренный метод расчета амортизационных отчислений удобно применять в том случае, если организации по какой-либо причине нужно как можно быстрее списать актив. Это актуально для основных средств, которые быстро изнашиваются или морально устаревают, производительность которых значительно сокращается с увеличением срока использования.

То есть если организация планирует быстрое обновление основных фондов, то для нее выгоднее применять ускоренный метод уменьшаемого остатка.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

Этот метод наряду с методом уменьшаемого остатка является ускоренным способом списания стоимости ОС. В первый год эксплуатации списываемая ежемесячная сумма амортизационных отчислений будет наибольшей, с каждым последующим годом ежемесячная амортизация будет уменьшаться.

Основой расчета является первоначальная стоимость основного средства, по которой он принимается к учету.

Формула расчета нормы амортизации:

= количество лет, оставшихся до конца СПИ / сумма чисел лет СПИ (2.8).

Формула расчета амортизационных отчислений:

(2.9)

Норма амортизации для каждого года считается отдельно и зависит от срока полезного использования, установленного для объекта при его принятии к учету.

То есть для того, чтобы рассчитать норму амортизации по этому методу, нужно знать, какой срок полезного использования определен для основного средства и сколько лет осталось до его конца.

Например, если срок полезного использования 7 лет, то годовая норма амортизации в первые 4 года будет выглядеть так:

в 1-й год = 7 / (1+2+3+4+5+6+7) х 100% = 25%.

во 2-й год = 6 / (1+2+3+4+5+6+7) х 100% = 21,4%.

в 3-й год = 5 / (1+2+3+4+5+6+7) х 100% = 17,86%

в 4-й год = 4 / (1+2+3+4+5+6+7) х 100% = 14,3%

Для остальных лет срока полезного использования расчет нормы амортизации происходит по тому же принципу, числитель с каждым годом уменьшается на единицу, знаменатель остается неизменным.

Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1780;

Амортизационные отчисления по автотранспортным средствам

Амортизационные отчисления — один из видов расходов, присутствующих в бюджете многих транспортных предприятий и малых перевозчиков. В начислении амортизации в бухгалтерском учете и налогообложении много общего, но есть и различия, вынуждающие считать налоговую амортизацию в отдельном регистре. В одной статье сказать все об амортизации невозможно, поэтому в предлагаемом читателю материале акцентировано внимание на наиболее существенных моментах, которые следует учесть бухгалтеру транспортной компании.

Бухгалтерский учет амортизации

Стоимость транспортных средств, являющихся объектами основных средств, погашается в бухгалтерском учете посредством начисления амортизации (п. 52 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте <1>). При линейном способе сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования (п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств <2>). В бухгалтерском учете организация автотранспорта самостоятельно определяет срок полезного использования (п. 20 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"), исходя из:

  • ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока действия заключенного договора аренды или договора лизинга).

<1> Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.
<2> Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Нормами п. 59 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте предусмотрено, что сроки службы для начисления амортизации в бухгалтерском учете по основным средствам, приобретенным после 1 января 2002 г., могут устанавливаться исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы <3>. Несмотря на то что этот документ устанавливает сроки полезного использования в целях налогообложения прибыли, п. 1 документа определено, что он может применяться в целях бухгалтерского учета, что подтверждают положения отраслевой Инструкции.

<3> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Использование налоговой Классификации в целях бухгалтерского учета позволяет сблизить сроки полезного использования для начисления бухгалтерской и налоговой амортизации, однако результаты амортизационных отчислений нередко различны, поскольку на исчисление амортизации влияет не только срок полезного использования. Другим, не менее важным показателем, исходя из которого производятся амортизационные отчисления, является первоначальная стоимость, которая в бухгалтерском и налоговом учете может быть различна. Кроме этого, в налоговом учете в отличие от бухгалтерского предусмотрена возможность единовременного списания части стоимости объекта ОС (амортизационная премия).

Вернемся к сроку полезного использования ОС. Данные об этом показателе обобщим в таблице на примере ТС, используемых для перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам.

Амортизационная¦ Транспортные средства перевозчика
группа ¦
—————-+———————————————————-
Третья (срок ¦Автомобили легковые особо малого, малого и среднего
свыше 3 лет до ¦класса
5 лет) +———————————————————-
¦Автомобили грузовые до 3,5 т (бортовые, шасси, фургоны)
+———————————————————-
¦Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 м (общего
¦назначения, местного назначения, маршрутные такси,
¦туристские)
—————-+———————————————————-
Четвертая (срок¦Автомобили легковые малого класса для инвалидов
свыше 5 лет до +———————————————————-
7 лет) ¦Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов
¦(общего назначения, бортовые, фургоны, самосвалы, тягачи)
+———————————————————-
¦Автобусы средние и большие длиной до 12 м (городские,
¦пригородные, междугородные, экскурсионные, туристские)
+———————————————————-
¦Троллейбусы (пассажирские и грузовые)
—————-+———————————————————-
Пятая (срок ¦Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом
свыше 7 лет до ¦двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса
10 лет) +———————————————————-
¦Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью
¦5 т
+———————————————————-
¦Автомобили — тягачи седельные
+———————————————————-
¦Автобусы особо большие длиной свыше 16,5 м до 24 м
+———————————————————-
¦Автомобили специальные (автогидроподъемники, мусоровозы)
+———————————————————-
¦Прицепы и полуприцепы
+———————————————————-
¦Вагоны трамвайные

Как видим, амортизационных групп немного, но разброс сроков полезного использования автомобилей разного класса и предназначения значительный — от трех лет (в третьей группе) до десяти (в пятой группе). Организация в качестве ориентира выбирает амортизационную группу, а внутри этой группы бухгалтер вправе сам установить срок использования, учитывая ожидаемый износ, а также нормативно-правовые и иные ограничения использования транспортного средства (при наличии подобных ограничений).

Ситуация 1. Транспортная компания приобрела грузовой автомобиль грузоподъемностью 4 т. По Классификации основных средств авто относится к четвертой амортизационной группе (срок полезного использования от пяти до семи лет). Учитывая предполагаемую эксплуатацию в нормальном режиме, бухгалтер установил срок полезного использования, равный шести годам.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного года производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления. Как правило, организации в силу простоты и удобства применяют линейный способ начисления амортизации. По общему правилу амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию ТС и включения его в состав объектов основных средств.

Ситуация 2. Грузовой автомобиль введен в эксплуатацию и принят на учет в качестве объекта ОС в марте 2010 г. Первоначальная стоимость автомобиля — 771 429 руб. Срок полезного использования — шесть лет (72 мес.). Организация использует линейный метод. Ежемесячная норма амортизации в апреле 2010 г. составит 10 714 руб. (771 429 руб. / 72).

По объектам основных средств, используемым в организации с сезонным характером деятельности, годовая сумма амортизационных отчислений может начисляться равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

Ситуация 3. Транспортная организация занимается перевозками грузов девять месяцев в году. Годовая сумма амортизационных отчислений по грузовому автомобилю составляет 128 572 руб. (771 429 руб. / 6). Эта сумма начисляется равномерно в течение девяти месяцев работы транспортной компании в сфере грузовых перевозок в отчетном году.

В рассмотренных примерах речь шла о применении линейного способа начисления амортизации. Для расширения кругозора скажем несколько слов о нетрадиционном способе начисления амортизации, который может опробовать транспортная компания. При начислении амортизации пропорционально объему услуг сумма амортизационных отчислений определяется исходя из натурального показателя объема услуг в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема услуг за весь срок полезного использования автомобиля.

Ситуация 4. Грузовой автомобиль, первоначальная стоимость которого 771 429 руб., имеет предполагаемый пробег 1 млн км. В отчетном месяце пробег должен составить 30 тыс. км. Сумма амортизации исходя из соотношения первоначальной стоимости и предполагаемого пробега составит 23 143 руб. (771 429 руб. x 30 тыс.

Амортизация основных средств

км / 1000 тыс. км).

Рассмотренные примеры лишний раз подтверждают, что начисление амортизации в бухгалтерском учете не вызывает особых затруднений у бухгалтера, если правильно выбраны исходные данные для расчета амортизации по транспортным средствам.

Налоговый учет амортизации

При расчете амортизации в целях налогообложения бухгалтеру целесообразно использовать налоговый регистр, так как правила налогообложения амортизируемого имущества порой отличаются от правил бухгалтерского учета основных средств. При этом по амортизируемому имуществу стоит вести не один регистр (он может быть достаточно громоздким), а целую группу (в них можно разбить информацию на несколько блоков, наглядных и удобных для практической работы). Для заполнения регистров по амортизируемому имуществу воспользуемся следующей информацией.

Предприятие транспорта 28 декабря 2009 г. ввело в эксплуатацию грузовой автомобиль. Первоначальная стоимость данного имущества для налогового учета составляет 771 429 руб., срок полезного использования — шесть лет (72 мес.), амортизация начисляется линейным методом без применения повышающих коэффициентов.

Суммы начисленной амортизации включаются в состав прямых расходов в полном объеме (100%). В учетной политике для целей налогообложения прописано, что в налоговом учете применяется амортизационная премия в размере 30% первоначальной стоимости объектов. Приведем основные регистры, используемые в начислении налоговой амортизации.

1. Регистр сведений об амортизируемом имуществе, включающий следующие разделы:

Общие данные об амортизируемом имуществе

Наименование ¦Дата ввода в¦ Стоимость ¦Амортизационная¦ Срок полезного
амортизируемого¦эксплуатацию¦приобретения¦ группа объекта¦ использования,
имущества ¦ имущества ¦ имущества, ¦ ¦ мес.
¦ ¦ руб. ¦ ¦
—————-+————+————+—————+—————-
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5
—————-+————+————+—————+—————-
Грузовой ¦ 28.12.2009 ¦ 771 429 ¦ четвертая ¦ 72
автомобиль ¦ ¦ ¦ ¦

Расчет амортизационной премии

Наименование ¦ Размер ¦ Доля ¦ Амортизационная ¦ Налоговая
амортизируемого¦капитальных¦капитальных¦ премия, руб. ¦ стоимость
имущества ¦ вложений, ¦ вложений ¦ ¦имущества, руб.
¦ руб. ¦ ¦ ¦
—————-+————+————+——————+—————-
Грузовой ¦ 771 429 ¦ 30% ¦ 231 429 ¦ 540 000
автомобиль ¦ ¦ ¦ ¦

Включение амортизации в состав налоговых расходов

Момент определения ¦ Доля, ¦ Доля, ¦ Применение
¦приходящаяся на¦ приходящаяся на ¦ коэффициента
¦ прямые расходы¦косвенные расходы¦
————————-+—————+——————+—————
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4
————————-+—————+——————+—————
При вводе в эксплуатацию¦ 100% ¦ — ¦ 1

Изменение первоначальной стоимости имущества

Дата изменения¦Основание¦Увеличение¦ Стоимость¦ Изменение ¦ Конечный срок
(модернизации)¦ ¦ стоимости¦имущества,¦ срока ¦использования,
¦ ¦ ¦ руб. ¦использования¦ мес.
—————+———+———-+———-+————-+—————
— ¦ — ¦ — ¦ 540 000 ¦ — ¦ 72

2. Регистр начисления амортизации имущества.

Наименование ¦ Метод ¦ Налоговая¦ Эксплуатация ¦ Оставшийся
амортизируемого¦ начисления¦ стоимость+———T———+ срок
имущества ¦амортизации¦имущества,¦ Срок, ¦ Сумма, ¦ полезного
¦ ¦ руб. ¦ мес. ¦ руб. ¦использования,
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мес.
—————-+————+———-+———+———+—————
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6
—————-+————+———-+———+———+—————
Грузовой ¦ Линейный ¦ 540 000 ¦ 36 ¦ 270 000 ¦ 36
автомобиль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

Поясним информацию, приведенную в указанных регистрах. В частности, амортизационная премия по объекту будет равна 231 429 руб. (771 429 руб. x 30%). Налоговая стоимость после вычета премии составит 540 000 руб. (771 429 — 231 429). Сумма ежемесячной амортизации по грузовому автомобилю — 7500 руб. (540 000 / 72). Через три года эксплуатации сумма накопленной амортизации составила 270 000 руб., оставшийся срок полезного использования — 36 месяцев.

Предположим, что через три года эксплуатации принято решение продать грузовой автомобиль по цене 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.). Расходы, связанные с реализацией, включают только остаточную стоимость, которая выше цены продажи имущества. Тогда нам потребуется еще один налоговый регистр, в котором будет реализовано специальное правило учета убытка, прописанное в п. 3 ст. 268 НК РФ.

3. Регистр по учету доходов и расходов от реализации имущества

Наименование ¦Остаточная¦Оставшийся¦ Выручка от¦ Прибыль ¦Текущий расход
имущества ¦стоимость,¦срок, мес.¦реализации,¦(убыток),¦за месяц, руб.
¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ руб. ¦
—————+———-+———-+————+———+—————
Грузовой ¦ 270 000 ¦ 36 ¦ 200 000 ¦ (70 000)¦ 1 944
автомобиль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

На момент реализации грузового автомобиля его остаточная стоимость составит 270 000 руб., а сумма убытка от продажи — 70 000 руб. (236 000 — 36 000 — 270 000). Этот убыток будет учтен равными ежемесячными долями в течение оставшихся 36 месяцев, начиная с января 2013 г. и заканчивая декабрем 2015 г. Размер ежемесячного переносимого убытка составит 1944 руб. (70 000 руб. / 36), при этом за 2013 г. предприятие в совокупности учтет 23 333 руб. убытка, за 2014 г. — 23 333 руб., за следующий 2015 г. — оставшуюся часть убытка (23 334 руб.). Обращаем внимание: приведенные расчеты строятся исходя из предположения, что за время эксплуатации налоговая стоимость линии розлива не менялась, также остались без изменений нормы п. 3 ст. 268 НК РФ об учете убытка, образующегося при реализации амортизируемого имущества.

В примерах рассмотрены самостоятельные налоговые регистры по расчету амортизации, так как бухгалтерские регистры под налоговый учет переделать непросто. При этом самостоятельные налоговые регистры можно вести непосредственно в бухгалтерской программе (кстати, во многих программах предусматривается такая возможность, но не всегда реализуется на должном уровне). Можно пойти по другому пути и использовать отчетные формы бухгалтерской программы, но вести регистры в отдельном табличном редакторе (проще говоря, в таблице базы данных). Выбор за бухгалтером.

* * *

В статье приведен сравнительный обзор правил начисления амортизации по транспортным средствам в бухгалтерском и налоговом учете. Надеемся, что это поможет бухгалтеру проверить правильность порядка начисления амортизации у себя на предприятии.

А.В.Панкратова

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение"



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие амортизационных отчислений. Нормы амортизации. Понятие стоимостного износа и ускоренной амортизации.

Крупным источником финансирования инвестиций в основные средства предприятий являются амортизационные отчисления (как составная часть фонда возмещения). В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются,
т. е. утрачивают свои первоначальные физические свойства, в результате понижается их реальная балансовая стоимость.

Амортизационные отчисления как источник инвестирования имеют большое значение. В современных условиях возникает необходимость постоянного обновления основных фондов, что заставляет предприятия производить ускоренное списание оборудования с целью образования накоплений для последующего вложения их в инновации. Вследствие этого амортизация приобретает собственные формы существования и движения и перестает быть выражением физического износа основного капитала: она в этом случае превращается в инструмент регулирования инвестиционной деятельности.

Различают физический (материальный) износ и стоимостный износ, включаюший, кроме денежного выражения физического износа, определенную величину морального износа.

Стоимостный износ возмещается путем накапливания средств, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в форме амортизационных отчислений. Величина последних зависит от балансовой стоимости основных средств и установленных норм их амортизации. Обычно норму амортизации определяют в процентах к балансовой стоимости и дифференцируют исходя из вида основных средств и условий их эксплуатации.

Амортизация (бухгалтерия)

Сумма амортизационных отчислений должна быть достаточной для сооружения или приобретения новых объектов взамен выбывающих из эксплуатации.

Стоимостный износ не начисляется по полностью амортизированным объектам, даже если они продолжают нормально функционировать (за исключением зданий и сооружений). В большинстве случаев нормы амортизации были определены по группам основных средств, состоявших из множества инвентарных объектов. При наличии у предприятия оборудования, на которое отсутствуют установленные нормы, амортизация начисляется по нормам на аналогичные объекты.

Ускоренная амортизация

В целях создания финансовых условий для быстрейшего внедрения в производство научно-технических достижений и повышения заинтересованности предприятий в ускоренном обновлении активной части основных средств им было разрешено применять метод ускоренной амортизации машин и оборудования. Ускоренная амортизация является целевым методом более быстрого по сравнению с нормативными сроками службы основных средств и полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения.

Предприятия вправе применять метод ускоренной амортизации в отношении основных средств, используемых для увеличения выпуска вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов и оборудования, расширения экспорта продукции, а также в случаях, когда осуществляется массовая замена изношенной и морально устаревшей техники на новую, более производительную.

При введении ускоренной амортизации предприятия используют равномерный (линейный) метод ее начисления. При этом утвержденная по соответствующему инвентарному объекту норма годовых амортизационных отчислений повышалась, но не более чем в два раза. Необходимость применения механизма ускоренной амортизации в большем размере согласовывалась с финансовыми органами субъектов РФ. Решение о применении механизма ускоренной амортизации в месячный срок доводилось предприятиями до соответствующих налоговых органов.

Малые предприятия в первый год эксплуатации были вправе списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных средств со сроком службы свыше трех лет, а также на общих основаниях осуществлять их ускоренную амортизацию. При прекращении деятельности малого предприятия до истечения одного года сумма дополнительно начисленного износа подлежала восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли.

Амортизационные отчисления, осуществленные ускоренным методом, использовались предприятиями по целевому назначению. В случае их нецелевого использования дополнительная сумма амортизации, которая соответствовала расчету по ускоренному методу, включалась в налогооблагаемую базу и подлежала налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

Ускоренная амортизация осуществляется двумя способами.

Первый заключается в искусственном сокращении нормативных сроков службы и соответствующем увеличении нормы амортизации.

Второй способ характеризует возможность отдельных предприятий в течение ряда лет производить амортизационные отчисления в повышенном размере с понижением их в последующие годы.

Амортизация начисляется ежемесячно по вновь принятым на учет основным средствам, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления. По выбывшим объектам начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их выбытия из эксплуатации.

В отношении нематериальных активов амортизационные отчисления производятся равными долями в течение срока их существования. Если срок использования нематериального актива установить невозможно, то период его амортизации устанавливаетсяв 20 лет.

Амортизационные отчисления — это денежные средства, предназначенные для возмещения износа предметов, относящихся к основным средствам предприятия (основным фондам). Амортизационные отчисления распределяются на полное и частичное восстановление (капитальный ремонт). Амортизация начисляется ежемесячно, при этом амортизацию по выбывшим объектам прекращают начислять, начиная с первого числа следующего месяца, а по вновь вводимым начинают начислять с первого числа следующего месяца.

Амортизация

Начисление амортизации осуществляется на объекты основных средств, находящиеся в ремонте, простое, незаконченные или не оформленные актами приемки, но фактически находящиеся в эксплуатации. Амортизационные отчисления включаются в издержки производства или обращения. Производятся всеми коммерческими организациями на основе установленных норм и балансовой стоимости основных фондов, на которые начисляется амортизация.

Компания (налогоплательщик) может самостоятельно выбрать метод амортизации, если иное не установлено законодательством в отношении определённых объектов. Обязательным условием является применение выбранного метода амортизации к группе однородных объектов в течение всего срока полезного использования. Накопление и расходование амортизационных отчислений в бухгалтерском учете отдельно не отражаются. Они расходуются на финансирование капитальных вложений и долгосрочные финансовые вложения.

В настоящее время в соответствии с действующим российским налоговым законодательством для целей налогового учёта имущество подразделяется на амортизируемое и неамортизируемое. В свою очередь амортизируемое имущество относится к одной из десяти амортизационных групп на основании срока полезного использования. Следует отметить, что допускается определение срока полезного использования организацией самостоятельно, с учётом следующих обстоятельств: ограничений, установленных нормативной правовой базой, предполагаемого срока использования, ожидаемого физического износа при планируемом режиме эксплуатации.

Амортизационные отчисления являются собственным финансовым ресурсом предприятия. Для амортизации характерна определенная устойчивость. Это связано с фиксированными ставками и возможностью переоценки основных фондов. Амортизационные отчисления обладают большими преимуществами по сравнению с прибылью, т. к. не облагаются налогом.

Амортизация является одним из самых спорных моментов в бухгалтерском и управленческом учете. Дело в том, что достоверно определить, в какой степени основные средства предприятия теряют свою стоимость в ходе производственного цикла невозможно, поэтому для ее расчетов прибегают к построению упрощенных моделей. Между тем, амортизация хоть и является всего лишь плодом математических вычислений, значительно влияет на прибыль предприятия, а значит, и на уплату им налогов. Вот почему расчету амортизации отводится такая важная роль в управленческом и бухгалтерском учете.

Расчет амортизационных отчислений, во многом, зависит от выбранного срока службы оборудования. Несмотря на то, что существуют определенные нормы, невозможно точно предсказать, когда оборудование необходимо будет менять из-за морального либо физического износа. Поэтому в качестве срока службы выбирают некую усредненную, максимально объективную величину. Еще более сложным является определение остаточной стоимости, т.е. стоимости оборудования, по завершению предполагаемого срока службы. Невозможно точно определить состояние оборудования через десяток лет, а ситуация на рынке и вовсе является совершенно непредсказуемой. Поэтому остаточная стоимость определяется буквально ”на глазок”.

В дальнейшем расчет амортизационных отчислений производится на основе рассмотренных выше данных.

Из начальной стоимости оборудования вычитается остаточная, и получившаяся сумма списывается в расходы предприятия на протяжении всего рассчитанного срока эксплуатации. Списание амортизации может происходить различными способами, и во многих случаях компании в праве самостоятельно выбирать наиболее подходящий им способ. Сегодня расчет амортизационных отчислений ведется четырьмя основными способами: линейным или одним из группы нелинейных.

Линейный способ предполагает равномерное списание стоимости оборудование. Это способ считается упрощенным и подходит для учета простого оборудования и простых ситуаций, в которых не замешаны лизинг, аренда и т.д. Общая стоимость, подлежащая списыванию, делится на срок эксплуатации, и полученная сумма включается в соответствующую статью расходов каждый год.

Использование ускоренных способов амортизации основано на том, что в начале службы оборудование теряет больше своей стоимости, чем на заключительных этапах, поэтому для верного отражения стоимости на балансе, необходимо отразить эту тенденцию при списывании амортизации в расходы. Наиболее популярный нелинейный способ – способ уменьшаемого остатка. Расчет амортизационных отчислений этим способом предполагает использование в расчетах не всей стоимости оборудовании, а остатка, который отражается на балансе в текущий год. То есть, из года в год остаток будет уменьшаться, а, следовательно, и сами амортизационные отчисления.

Существует также довольно редко используемый способ расчет амортизации, основанный на выпуске продукции. Сначала устанавливается определенный лимит на выпуск продукции оборудованием, а затем из его стоимости вычитается доля, равная доле выпущенной продукции к установленному лимиту.

Независимо от выбранного способа, амортизационные отчисления остаются внутри самого предприятия, поэтому использование амортизационных отчислений является достаточно важным вопросом. По логике вещей, их необходимо использовать для покупки нового оборудования. И хотя многими менеджерами, действительно, воспринимается амортизация как источник инвестиций, ее можно использовать и для оплаты труда, закупки сырья и т.д. Так или иначе, нужно выбирать наиболее оптимальное для компании решение, ведь эффективный подход к решению амортизационного вопроса – это залог процветания компании в долгосрочной перспективе.

Расчет амортизационных отчислений (см. Таблица 8).

№ п/п Наименование объекта Стоимость, руб. Норма амортизации, % Сумма амортизационных отчислений Сумма амортизации на услугу,руб
Офисное помещение 250 м2 120 000 6 190
Лазерный проектор 1 360
Доска пластиковая 3 400
Компьютер 70 000 9 800
  Итого   131 364

Методика расчета:

Графа 4 = (1 / Тп) × 100% , где Тп — нормативный срок службы оборудования, лет;

Гр.5=гр.3×гр.4 / 12 / 21 * 13

Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 200 | Нарушение авторского права страницы

Использование — амортизационное отчисление

Cтраница 1

Использование амортизационных отчислений не по назначению увеличивает балансовую прибыль на сумму их нецелевого применения, что предприятию экономически невыгодно, так как в этом случае с нее берется налог. Таким образом, амортизационные отчисления представляют собой собственный источник финансирования обновления ОПФ, величина которого зависит от двух факторов: стоимости имеющихся ОПФ и норм амортизационных отчислений.  

Использование амортизационных отчислений ( 240 — 360 тысяч долларов в год, со всех 20 филиалов) на посторонние нужды, например, на покрытие старых долгов, приведет к полной деградации товаропроводящей сети в ближайшие же два года.  

Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования существенно изменились в силу условий экономической деятельности, характеризующихся острым недостатком собственных средств, что вынуждает хозяйствующие субъекты направлять большую часть амортизации на покрытие недостатка оборотных средств.  

Чтобы не допустить использования амортизационных отчислений в обороте по основной деятельности, их ежедекадно перечисляют на особый счет в банке по капитальному ремонту и в Стройбанк в размере / э квартальных отчислений по плану. По истечении каждого месяца производят перерасчет, исходя из фактически начисленной суммы амортизации.

Виды амортизационных отчислений

Механизм формирования и использования амортизационных отчислений, будучи важным звеном общей системы воспроизводства основных фондов, одновременно является инструментом реализации государственной структурной политики в области производственных инвестиций. Достижение структурных сдвигов осуществляется прежде всего через нормы амортизации.  

Между тем возможности использования амортизационных отчислений как источника долговременного финансирования в настоящее время используется далеко не полностью по целому ряду причин.  

При начислении и использовании амортизационных отчислений предприятия руководствуются Положением о порядке планирования, начисления и использования амортизационных отчислений в народном хозяйстве.  

Расширены права предприятий по использованию амортизационных отчислений на капитальный ремонт: они имеют право-приобретать новое оборудование за счет этих отчислений.  

Порядок планирования, начисления и использования амортизационных отчислений в народном хозяйстве устанавливается централизованно.  

Порядок планирования, вычисления и использования амортизационных отчислений должен осуществляться на основании Положения, утвержденного 3 апреля 1962 года Госпланом СССР, Госэкономсоветом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР, ЦСУ СССР и Госбанком СССР.  

При расчете приведенных затрат следует учитывать использование амортизационных отчислений по вариантам. Амортизационные отчисления на реновацию являются одним из источников финансирования капитальных вложений в народном хозяйстве.  

Амортизационная политика государства устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь скорость обновления основных фондов.  

Остальные записи, связанные с начислением и использованием амортизационных отчислений, в учете производственных объединений полностью совпадают с записями самостоятельных ( отдельных) предприятий, изложенными выше.  

СССР и Положением о порядке планирования, начисления и использования амортизационных отчислений в народном хозяйстве, утвержденными 14 марта 1974 г. В расчетах амортизационных отчислений отдельно выделяются основные средства в запасе ( резерве) до момента ввода их в эксплуатацию или реализации, так как на них амортизация начисляется только в части на полное восстановление. Для составления плана амортизационных отчислений на планируемый год можно использовать типовые формы № ОС-14 Расчет амортизации основных средств, № ОС-16 Расчет амортизации по автотранспорту, предварительно уточнив изменение стоимости наличия основных средств по месяцам с учетом ввода в эксплуатацию или выбытия и определив среднегодовую балансовую стоимость основных средств по видам и местам использования.  

В соответствии с Положением о порядке планирования, начисления и использования амортизационных отчислений в народном хозяйстве, введенным с 1 января 1963 г., одновременно с начислением амортизации начисляется и износ основных фондов. Начисление износа производится ежемесячно в сумме, равной начисленной амортизации, при этом на сумму начисленного износа основных фондов уменьшается уставный фонд.  

Страницы:      1    2    3