Аренда муниципального имущества

Содержание

НДС при аренде земельного участка

Ваша организация решила взять в аренду участок земли, который принадлежит государству. Какие платежи и куда ей придется перечислить? Нужно ли при этом платить НДС в бюджет?

Плата за право заключить договор

Земельные участки могут находиться в собственности предприятий, российских граждан, муниципальных образований, а также государства. Это установлено Земельным кодексом.

Государственные земли предприятия могут получить в аренду. И если на тот или иной участок земли претендует несколько предприятий, то проводятся публичные торги, конкурсы или аукционы, предметом которых является право на заключение договора аренды. Фирма, выигравшая торги, конкурс или аукцион, уплачивает установленную денежную сумму. И тут же возникает вопрос: нужно ли облагать платежи за право на заключение договора аренды земельного участка налогом на добавленную стоимость?

Продавцом права на заключение договора аренды земельного участка является Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр).

Именно Росземкадастр, а также его территориальные подразделения составляют систему органов государственной власти в сфере земельных отношений. Но оказываемые ими услуги не являются реализацией (пп.4 п.2 ст.146 НК РФ). И поэтому налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Таким образом, платежи, взимаемые Роскомземом и его территориальными подразделениями за право на заключение договора аренды, не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Точно такого же мнения придерживаются и налоговики, о чем свидетельствует Письмо МНС России от 10 июня 2002 г. N 03-1-09/1558/16-Х194.

Пример. ООО "Гавана" решило арендовать земельный участок в г. Москве, где арендные отношения с землей регулируются Московским земельным комитетом (Москомзем).

НДС при аренде земли

Для этого фирма перечислила в Москомзем 60 000 руб. за право на заключение договора аренды земельного участка сроком на 5 лет.

В учете бухгалтер "Гаваны" сделал такие записи:

Дебет 76 Кредит 51

  • 60 000 руб. — перечислена плата за право заключения договора аренды земельного участка;

Дебет 97 Кредит 76

  • 60 000 руб. — сумма платежа за право заключения договора аренды земельного участка включена в состав расходов будущих периодов.

После заключения договора аренды уплаченную сумму необходимо будет ежемесячно в течение 5 лет равными долями относить на себестоимость.

В учете делается следующая проводка:

Дебет 26 Кредит 97

  • 1000 руб. (60 000 руб. : 5 лет : 12 мес.) — списана месячная норма платы за право на заключение договора аренды земельного участка.

В налоговом учете эту сумму нужно сразу включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Но только после того, как будет заключен договор аренды земельного участка.

Арендная плата

После того как заключен договор аренды земельного участка, предприятие перечисляет арендную плату. Если земельный участок находится в федеральной собственности, то арендная плата перечисляется в федеральный бюджет, если в региональной — в региональный бюджет, если же в муниципальной — то в местный.

Арендаторы государственных земельных участков являются налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость, что установлено п.3 ст.161 Налогового кодекса.

Внимание! Но пп.17 п.2 ст.149 Налогового кодекса арендные платежи за землю освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость. То есть сумма арендной платы в договоре указывается без этого налога. Следовательно, арендаторам не надо рассчитывать и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость.

Пример. ООО "Радуга" арендовало земельный участок в г. Москве, который находится в муниципальной собственности, заключив с Москомземом договор аренды. По этому договору предприятие должно ежеквартально уплачивать в бюджет г. Москвы 30 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО "Радуга" это отражается так:

Дебет 26 Кредит 76

  • 30 000 руб. — начислена арендная плата за III квартал 2002 г. по договору аренды земельного участка;

Дебет 76 Кредит 51

  • 30 000 руб. — арендная плата перечислена в бюджет г. Москвы.

Несмотря на то что арендная плата не облагается налогом на добавленную стоимость, арендаторам как налоговым агентам все же придется выписывать счет-фактуру. В Налоговом кодексе не указано, как это нужно делать.

Налоговики рекомендуют придерживаться порядка, который действовал до введения второй части Налогового кодекса. Он был приведен в Письме Госналогслужбы России от 20 марта 1997 г. N ВЗ-2-03/260.

По этому порядку арендатор должен составить счет-фактуру в единственном экземпляре с пометкой "Аренда государственного (муниципального) имущества". Затем в графах "Ставка НДС" и "Сумма НДС" проставить прочерки, а на самом счете-фактуре сделать пометку "Без НДС".

После того как арендная плата за государственное или муниципальное имущество перечислена, этот счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, а затем сделать запись в книге покупок.

Кроме того, налоговые агенты должны подавать налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость даже в том случае, если они не удерживают и не уплачивают этот налог в бюджет.

Что касается заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость, то обычно налоговые агенты заполняют разд.II декларации. Но так как арендаторы земельных участков не платят налог на добавленную стоимость по арендной плате, то и заполнять этот раздел им не нужно.

В то же время операции по передаче в аренду земельного участка налоговому агенту надо отразить в Приложении "В" декларации. Напомним, что именно там отражаются операции, не подлежащие налогообложению или освобожденные от налога на добавленную стоимость. В графе 2 таблицы, приведенной в этом Приложении, указывается код операции. Этот код (1010251) можно найти в Приложении 1 к Инструкции о порядке заполнения декларации по НДС (утв. Приказом МНС России от 21 января 2002 г. N БГ-3-03/25). А в графе 3 нужно записать сумму арендной платы, фактически перечисленную арендодателю.

О.Курбангалеева

Руководитель отдела методологии

бухгалтерского учета и аудита

ООО "Аудиторский Альянс"

г. Москва

2018-03-1717.03.2018 21:49

Есть вот такое письмо ФНС от 14 декабря 2017 г. N СД-4-3/25449@, чтобы не искать текст приведу его здесь:
"Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными обращениями территориальных налоговых органов и налогоплательщиков по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества сообщает следующее.
Согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
На основании статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение.
В силу положений статей 214, 215 и 296 Гражданского кодекса за государственными (муниципальными) учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления.
Учитывая изложенное, при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за казенными учреждениями (включая органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает. В связи с этим арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Учитывая изложенное, при предоставлении органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, являющегося налоговым агентом.
Аналогичный вывод следует из Определений Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2017 г.

АРЕНДА ЗЕМЛИ: БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

N 309-КГ17-16472, от 27 сентября 2017 г. N 301-КГ17-13104, от 26 марта 2015 г. N 310-КГ15-1150.
Данная позиция согласована с Минфином России.
Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков."
Исходя из этого, как бы это прискорбно не было, платить все же придется.

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Об аренде государственной земли и НДС

Для арендодателей часто самым подходящим налоговым режимом является УСН «доходы», но выводы для каждого конкретного случая лучше проверять вычислениями. Пример расчетов и 4 ситуации, когда лучше выбрать другой режим.

Для организаций и предпринимателей налогообложение сдачи в аренду недвижимости возможно в нескольких вариантах. В каждом – есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим, какие отчисления в бюджет ждут собственника недвижимости, и как выбрать оптимальный налоговый режим.

Специальные налоговые режимы для арендодателя

Спецрежимы (УСН, ЕНВД, ПСН) отличаются простотой учета и отчетности, уменьшают количество уплачиваемых налогов и для прибыльного бизнеса – сокращают нагрузку.

Все плательщики на спецрежимах освобождены от НДС, НДФЛ предпринимателя, налог на прибыль и частично на имущество – вместо них устанавливается один налог.

Особенности налога на имущество для спецрежимов:

  • уплачивается по офисной, торговой недвижимости, объектам общепита и бытового обслуживания, административным центрам, если в регионе принят соответствующий закон и определена кадастровая стоимость площадей;
  • ставка до 2% – принимается местным законодательством.

Специальные режимы имеют свои особенности применения.

Два вида «упрощенки»

Если арендодатель отвечает установленным критериям – выбор в пользу УСН часто является оптимальным.

Упрощенная система доступна, если годовой доход не превышает 150 млн руб. (лимит с 01.01.2017), стоимость основных средств не выше 150 млн руб.

Аренда земельного участка облагается НДС

и количество сотрудников не больше 100.

«Упрощенка» может применяться в двух вариантах – на выбор налогоплательщика.

Единый налог при УСН «доходы – расходы»:

  • ставка 15%;
  • база для расчета – выручка, уменьшенная на затраты;
  • минимальные отчисления – 1% поступлений.

Единый налог при УСН «доходы»:

  • ставка 6%;
  • база – выручка, т. е. все поступления;
  • есть вычеты – от исчисленного платежа отнимаются страховые взносы.

В регионах могут вводиться льготы, но для арендного бизнеса – это редкость.

Платить 15% от прибыли выгоднее, чем 6% от дохода, только если соотношение затрат и выручки больше 0,6 – для аренды это бывает крайне редко.

Тем не менее, если юрлицо сдает неликвидные площади за символическую плату, чтобы простой не приносил убытка, УСН 15% применять выгодно. Ставка ниже, чем у налога на прибыль, нет НДС, а сумму отчислений можно свести к минимальному 1%.

Предпринимателями в первом виде «упрощенка» фактически не применяется, так как при сдаче в аренду нежилого помещения ИП налогообложение в виде УСН 6% позволит уменьшить исчисленный налог на «личные» взносы в ПФР и ФСС. Для небольших арендных поступлений это может снизить платеж до нуля, в других случаях – сократить налоговую нагрузку.

Патентная система для ИП-арендодателя

Режим доступен только предпринимателям-собственникам недвижимости, зарабатывающим на ней не более 60 млн руб. в год.

Налог при патентной системе налогообложения при сдаче в аренду:

  • действует при наличии принятого в регионе закона;
  • ставка 15%, может быть снижена на уровне субъекта РФ;
  • база для расчета – установленный «базовый» доход, скорректированный коэффициентами, не зависит от фактически полученного.

Предприниматель оплачивает патент (на срок до 12 месяцев), никакую отчетность в ФНС не сдает, но должен вести книгу учета доходов.

Плюс патента – максимальная простота. Минус – нет вычетов на страховые взносы.

Сдача в аренду и система налогообложения в виде ЕНВД: когда это возможно?

Платить ЕНВД можно при сдаче в аренду торговых мест на крытых рынках, ярмарках, в торговых комплексах и т. д. Главное требование для применения «вмененки»: объект не должен иметь торговые залы.

Единый налог на вмененный доход:

  • вводится в действие региональным законом (есть не во всех городах);
  • ставка от 7,5 до 15%;
  • база для расчета – утвержденный законодательством («вмененный») уровень дохода;
  • применяются вычеты на взносы и пособия.

Организации и ИП с работниками могут уменьшить платеж (до 50%) на суммы уплаченных взносов и пособий. ИП без работников имеют право снизить ЕНВД на всю сумму «личных» страховых взносов. Налоговый учет и отчетность – в минимальном объеме.

Применять спецрежим выгодно, имея высокие и стабильные поступления от арендаторов: если в какой-то период выручки не будет – «вмененку» все равно придется заплатить.

Общая система: какие налоги платить и когда применение оправдано

Это самый сложный режим с точки зрения учета и отчетности. Традиционное (общее) налогообложение предполагает уплату трех основных налогов:

  1. на прибыль организаций и НДФЛ для предпринимателей:

    ставки 20% для юрлиц и 13% для ИП;

    начисляется с прибыли, т. е. позволяет учесть затраты;

    если расходы равны или превысили выручку, к уплате будет ноль.

  2. на имущество:

    рассчитывается от стоимости недвижимости;

    ставка до 2,2%, если расчет производится по остаточной стоимости, и до 2% – если по кадастровой; конкретный размер зависит от региона.

  3. на добавленную стоимость:

    ставка 18%;

    фактически будет уплачено 18/118 от размера арендной платы без коммунальных и иных аналогичных платежей;

    при квартальной выручке менее 2 млн руб. можно получить освобождение от НДС.

Основной минус ОСНО для арендного бизнеса – высокая налоговая нагрузка. Доля затрат  при сдаче в наем нежилых помещений невысока. Поэтому возможность учета трат – преимущество ОСНО – не несет особых плюсов.

В каких случаях без традиционной системы не обойтись?

  1. Налогоплательщик не может применять упрощенную, потому что не подходит под ее критерии. Например, недвижимость стоит больше 150 млн руб., или доход превысил установленный лимит (о критериях – см. далее).
  2. Сдача в наем помещений – это неосновной бизнес и приносит незначительную прибыль. Например, сдается в аренду небольшая часть площади кафе, при этом системой налогообложения для кафе выбрано ОСНО. В этом случае целесообразно аренду также оставить на общей системе.

Выбираем самый выгодный вариант – примеры расчетов

Выбор системы налогообложения зависит от множества факторов. Для каждого конкретного случая лучше провести предварительные вычисления.

Пример 1

ООО «Альта» сдает в аренду торговые площади (100 кв. м), коммунальные платежи учтены в арендной плате.

Статья

Сумма в год, тыс. руб.

Поступления

Арендная плата, в т. ч.

– НДС

1 440,00

219,66

Затраты в целях налогообложения

коммунальные платежи, в т. ч.

– НДС

86,40

13,18

заработная плата

90,00

взносы на фонд оплаты труда

27,18

прочие издержки

60,00

амортизация

300,00

налог на имущество по кадастровой стоимости

100,00

Показатель

(за год)

ОСНО плательщик НДС

УСН 15%

УСН 6%

ЕНВД

Доходы

1 220,34

1 440,00

1 440,00

1 440,00 5)

Расходы

650,40

663,58

НДС

206,48 1)

Налог на прибыль / УСН / ЕНВД

113,99 2)

116,46 3)

59,22 4)

322,35 6)

  • 219,66 – 13,18 = 206,48
  • (1 220,34 – 650,40) × 20% = 113,99
  • (1 440,00 – 663,58) × 15% = 116,46
  • 1 440,00 × 6% – 27,18 = 59,22
  • базовая доходность для площади более 5 кв. м составляет в месяц 1,2 тыс. руб./ кв. м
  • (1 440,00 × 0,9 × 1,798 × 15%) – 27,18 = 322,35 (коэффициент-дефлятор равен 1,798 на 2017 г.; корректирующий коэффициент принят 0,9)

Рисунок 1. Налоговая нагрузка ООО «Альта», % от выручки

Пример 2

Условия аналогичны предыдущим, но арендодателем выступает ИП. К обязательным отчислениям прибавятся страховые взносы в размере 39,39 тыс. руб.

Показатель

(за год)

ОСНО плательщик НДС

УСН 15%

УСН 6%

ЕНВД

ПСН

НДФЛ / УСН / ЕНВД / Патент

68,97 1)

110,54 2)

43,20 3)

282,96 4)

60,00 5)

  • (1 220,34 – 650,40 – 39,39) × 13% = 68,97
  • (1 440,00 – 663,58 – 39,39) × 15% = 110,54
  • 1 440,00 × 6% × 50% = 43,20 (можно уменьшить не более чем в два раза)
  • (1 440,00 × 0,9 × 1,798 × 15%) – 27,18 – 39,39 = 282,96
  • 1 000,00 × 6% = 60,00 (по базовой доходности, установленной в Москве, Внуково)

Для рассмотренных примеров выбор очевиден: упрощенная система налогообложения со ставкой 6% позволяет максимально сократить налоговую нагрузку.

Однако выводы справедливы для конкретных ситуаций, в ряде случаев стоит остановиться на иных вариантах:

  • ОСНО: позволяет предъявить к возврату НДС, если объект только что приобретен, и продавец-плательщик НДС. Кроме того, на общей системе при больших текущих затратах налог может быть нулевым.
  • УСН «доходы – расходы»: является выгодной, если лучше обойтись без НДС, но доля затрат высока (превышает 60% от поступлений).
  • ЕНВД: можно сэкономить для площадей больше 5 кв. м, если аренда выше 5 400 руб. / кв. м.
  • ПСН: выгодность зависит от региона. Так, для г. Новосибирска по выше рассмотренным условиям стоимость патента составит 24 тыс. руб., и патент окажется наиболее выгодным решением.

Людмила Побережных, 2017-02-08

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Справочные материалы по теме



Сохраните статью в социальные сети:

НОУ — НДС ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ПОМЕЩЕНИЙ В СУБАРЕНДУ

Аудитор
Л.Г. Жадан

 
 
    СИТУАЦИЯ

    Некоммерческое образовательное учреждение (НДС не платим и вычет не получаем) арендует у коммерческой организации помещение, часть которого собирается передать в субаренду коммерческой организации. Субарендатором, возможно, станет как плательщик НДС (на общем режиме налогообложения), так и неплательщик НДС (на специальном режиме — не платит НДС).

 
    ВОПРОСЫ

    Каковы особенности оформления этих операций? Облагается ли НДС выручка от передачи в субаренду помещения, если субарендатор является плательщиком или неплательщиком НДС?

Договор субаренды

 
    Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества (п. 11 ст.

Когда и как облагается НДС аренда земельного участка

3 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»).
    К договорам субаренды применяются все правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, а право передачи объекта в субаренду должно быть обусловлено в договоре с арендодателем. Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
    Таковы основные требования к правоотношениям сторон по договорам субаренды, понятия которых применяются в том же значении и для целей Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ, статьи 608, 615 ГК РФ) <1>.
    

    <1> Вопросы взаимоотношений арендаторов — налоговых агентов по аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества (п. 3ст. 161 НК РФ) в данной статье не рассматриваются.
 
    Обратите особое внимание на то, что даже в случае, если в договоре с арендодателем указано право на сдачу всего помещения в субаренду, для того чтобы сдать часть такого помещения, необходимо получить дополнительно письменное согласие арендодателя на сдачу в субаренду части помещений (постановление ФАС Уральского округа от 06.05.2010 № Ф09- 2476/10-С6 по делу № А47-7366/2008).
    Если ваше помещение является субарендованным, а в договоре с субарендодателем предусмотрено его право передачи помещения в субаренду (вторичную), то в этом случае получать согласие собственника не нужно. В противном случае лучше заручиться и его согласием (постановления ФАС Московского округа от 31.07.2006 № КГ-А40/6726-06 по делу № А40-76525/05-89-643, ФАС Поволжского округа от 09.03.2010 по делу № А55-16886/2009).
    Договор субаренды, заключенный без согласия арендодателя (собственника) имущества, является недействительным, последствием чего является применение к отношениям сторон норм о неосновательном обогащении (ст.ст.

Главная — Статьи

Исчисление НДС при аренде имущества субъекта РФ

Комментарий к Письму Минфина России от 18.05.2012 N 03-07-11/146 «Об уплате НДС налоговым агентом при изменении органом исполнительной власти субъекта РФ размера платы за услуги по аренде его имущества за предыдущие налоговые периоды»

В некоторых случаях арендаторы считаются налоговыми агентами по НДС, то есть именно на них возлагается обязанность удержать НДС из суммы арендной платы, причитающейся арендодателю, и уплатить ее в бюджет.
Но в жизни возможны разные ситуации. Например, арендная плата может быть повышена. А иногда арендатору приходится платить штрафы и пени за нарушение условий договора аренды — например, за просрочку платежей.
Как правильно исчислять НДС в подобных случаях? Этой проблеме и посвящено комментируемое Письмо Минфина России от 18.05.2012 N 03-07-11/146.

Удержание в момент оплаты

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ в случае, если в аренду предоставляется федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество (причем предоставляется оно органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления), именно арендаторы такого имущества признаются налоговыми агентами.
Соответственно, на них возлагается обязанность:
— определять налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту имущества (она определяется как сумма арендной платы с учетом НДС);
— исчислять, удерживать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплачивать в бюджет соответствующую сумму НДС.
Таким образом, как подчеркивается в комментируемом Письме, исчисление суммы НДС должно производиться в момент оплаты (в полном объеме или при частичной оплате) услуг по аренде такого имущества (в том числе услуг по аренде имущества субъекта РФ, оказываемых органом исполнительной власти субъекта РФ).
Отсюда следует (хотя в Письме напрямую об этом не говорится), что при изменении (к примеру, при повышении) арендной платы автоматически увеличится и сумма НДС, подлежащая уплате налоговым агентом. Ведь конкретная сумма НДС, которую необходимо перечислять в бюджет при каждой выплате по такому договору аренды, определяется именно исходя из той суммы арендной платы, которая вносится арендатором (налоговым агентом).
Тут, собственно, все вполне логично и никаких сомнений не вызывает. А вот второй вопрос налогоплательщика куда интереснее.

Со штрафов и пеней тоже платим НДС?

Арендодатель (соответствующий орган власти) может начислять штрафы и пени за несвоевременную оплату услуг по аренде государственного и муниципального имущества. Нужно ли включать штрафы и пени в налоговую базу по НДС?
Финансисты считают, что нужно. При этом они ссылаются на пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Согласно ему налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). А по мнению чиновников, штрафы и пени являются суммами, связанными с оплатой услуг по аренде.
Впрочем, в заключение Письма специалисты финансового ведомства, как обычно, напомнили, что их письма не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами. А в соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 данное Письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения налогового законодательства РФ и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем Письме.
Что, собственно, и делают многие налогоплательщики, налоговые агенты, а также и судьи.
Ведь озвученная в комментируемом Письме позиция чиновников давно не новость, они последовательно придерживаются того же мнения уже несколько лет. Приведем лишь несколько относительно свежих примеров.
В Письме Минфина России от 14.02.2012 N 03-07-11/41 сообщалось, что в налоговую базу по НДС нужно включать суммы штрафных санкций, полученные исполнителем, оказывающим услуги, за невыполнение заказчиком условий, предусмотренных договором оказания услуг. Санкции следует относить к денежным средствам, связанным с оплатой данных услуг. Но у заказчика, их перечислившего, оснований для вычета сумм НДС, исчисляемых исполнителем при получении этих сумм, не имеется.
А в другом Письме Минфина России, от 09.08.2011 N 03-07-11/214, разъяснялось, что нужно облагать НДС денежные средства, полученные лизингодателем от лизингополучателя согласно договору финансовой аренды за несвоевременную уплату лизинговых платежей.
Единственным исключением являются случаи, когда основная операция не облагается НДС: тогда и с пеней и штрафов НДС начислять не надо (Письмо Минфина России от 07.06.2010 N 03-07-07/34).
Однако за эти годы уже сложилась арбитражная практика в поддержку налоговых агентов.
Так, еще в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07 разъяснялось, что суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные обществом от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле норм НК РФ, а потому обложению НДС они не подлежат.
Аналогичным образом рассуждали и судьи в Постановлениях ФАС:
— Северо-Кавказского округа от 07.07.2011 по делу N А32-40880/2009 (в отношении сумм пеней за просрочку исполнения контрагентом обязательств по договору);
— Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09 (в отношении санкций за нарушение договорных обязательств в виде претензий в связи с нарушением договора подряда, штрафных неустоек и процентов на основании решения суда за неоплату электроэнергии) и во многих других.
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 05.12.2008 N Ф08-7246/2008 подчеркивалось, что сумма неустойки (штрафа, пени), полученная предприятием вследствие ненадлежащего исполнения обязанности по оплате услуг, не подлежит включению в облагаемую НДС базу, потому что согласно ст. 330 ГК РФ неустойка (пени, штрафы):
— является способом обеспечения исполнения обязательств;
— связана с нарушением условий договора об оплате;
— платится сверх цены товара;
— следовательно, компенсирует возможные или реальные убытки стороны по договору.
Далее судьи констатировали, что ст. 162 НК РФ не содержит положений об увеличении налоговой базы на сумму таких штрафов и пеней.
Дополнительные аргументы приводились и в Постановлениях ФАС Московского округа от 07.09.2011 по делу N А40-144061/10-107-849 и от 28.07.2009 N КГ-А40/6668-09 по делу N А40-84761/08-7-816. В подтверждение позиции, что суммы неустойки не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), а потому не подлежат обложению НДС, в том числе и согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, судьи ссылались на ст. ст. 329 — 330 ГК РФ и положения ст. ст. 40, 154 и 162 НК РФ. Ведь обязательство по уплате неустойки представляет собой одностороннее обязательство должника выплатить кредитору определенную сумму в случае просрочки оплаты по договору. То есть уплата неустойки не обусловлена совершением со стороны кредитора каких-либо действий. А это означает, что неустойка имеет самостоятельную правовую природу, не связанную с объектами налогообложения по НДС. Следовательно, у налогоплательщика нет никакой обязанности по включению этой суммы в налоговую базу по НДС.
Но чиновники продолжают настаивать на том, что с сумм штрафов и пеней должен начисляться НДС. А в случае если штрафные санкции связаны с исполнением договора аренды государственного и муниципального имущества, это означает, что именно налоговый агент должен дополнительно удержать НДС с неустоек, уплачиваемых арендодателю.
Однако арбитражная практика складывается в пользу налогоплательщиков и налоговых агентов.
А это значит, что каждой организации, оказавшейся в подобной ситуации, придется принимать собственное решение, как именно поступить — уплатить лишний налог, чтобы свести к минимуму вероятность возникновения разногласий с контролирующими органами, или отстаивать свои права, при необходимости обращаясь в арбитражный суд.

Еще несколько нюансов

Ну и, коль скоро мы подняли тему исполнения обязанностей налогового агента при аренде государственного (муниципального) имущества, имеет смысл напомнить еще несколько важных фактов, которые нужно учитывать в подобных ситуациях.
Во-первых, в случае, если был заключен не договор аренды, а договор безвозмездного пользования, это не освобождает арендатора от необходимости уплачивать НДС. В такой ситуации, как разъяснялось еще в Письмах Минфина России от 02.04.2009 N 03-07-11/100 и от 20.10.2009 N 03-03-06/4/91, налоговая база должна быть определена исходя из рыночных цен с учетом НДС, а исчислить и уплатить налог нужно на момент оказания услуг.
Однако это не затрагивает некоммерческие организации. Иными словами, у некоммерческих организаций, получающих государственное или муниципальное имущество на безвозмездной основе, обязанности налоговых агентов не возникают, поскольку такие операции не облагаются НДС (пп.

На основании какой статьи аренда земельных участков не облагается ндс

10 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Во-вторых, необходимо иметь в виду, что "спецрежимники" не освобождаются от обязанностей налоговых агентов. Конечно, организации и предприниматели, которые применяют ЕНВД или перешли на "упрощенку", не признаются налогоплательщиками по НДС (за исключением отдельных операций). Однако при аренде государственного и муниципального имущества речь идет не о том, является ли арендатор налогоплательщиком, а о том, что арендатор однозначно признается налоговым агентом. А никаких положений, позволяющих "спецрежимникам" избежать исполнения обязанностей налоговых агентов, действующее налоговое законодательство не содержит.
И, наконец, в-третьих, крайне важно, кто именно выступает арендодателем по договору. Как разъяснялось в Письме УФНС России по г. Москве от 14.12.2011 N 16-15/121104, при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть:
— арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления;
— либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом госвласти и управления или органом местного самоуправления.
При оказании же некоммерческими государственными организациями (образовательными, учреждениями культуры и др.) услуг по предоставлению в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества или имущества субъектов РФ на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами и балансодержателями — некоммерческими образовательными организациями с участием органа государственной власти и управления (органа местного самоуправления), у арендатора не возникает обязанности налогового агента. Связано это с тем, что орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления) не является арендодателем. В такой ситуации уплату НДС в бюджет осуществляют названные выше некоммерческие организации вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную арендную плату — на счет балансодержателя имущества (некоммерческой организации), в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.

В чем суть…

Итак, подытожим.
В некоторых случаях организации, арендующие государственное и муниципальное имущество, признаются налоговыми агентами и обязаны удерживать и перечислять в бюджет суммы НДС с арендной платы. Избежать этой обязанности не могут и "спецрежимники".
Уплачивать НДС в подобных ситуациях необходимо в момент оплаты услуг по аренде в полном объеме или при частичной оплате. Если происходит изменение арендной платы, соответственно, будет изменяться и сумма НДС, подлежащая удержанию и уплате.
А вот в случае, если арендодатель требует уплаты неустойки (пеней, штрафов) за нарушение условий договора (к примеру, за несвоевременное внесение арендной платы), арендатору необходимо самостоятельно решить, как именно ему поступить. Чиновники считают, что с сумм пеней и штрафов также надо удерживать и уплачивать НДС (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). А вот судьи с таким подходом не согласны и поддерживают налогоплательщиков и налоговых агентов.
 

Июль 2012 г.

НДС