Аттестация на соответствие

Содержание

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности 2018 года — это процедура периодической оценки компетентности кадрового состава организаций. Регулярное проведение данного мероприятия зарекомендовало себя эффективной мерой стимуляции профессионального развития сотрудников, повышения личной ответственности за результаты работы, способствующей росту инициативы, деловой активности. Представление — один из основных документов сотрудника.

Обязательна ли аттестация

Аттестация на соответствие занимаемой должности не является обязательной. Однако для отдельных категорий, таких как педагогические работники (ст. 49 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ), сотрудники государственных и муниципальных служб (ст. 33 Закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, ст. 33 Закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ, ст. 48 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ст. 18 Закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ), процедура закреплена на законодательном уровне. Это связано, в первую очередь, с повышенными требованиями к уровню профессионализма и подготовки указанных категорий работников. В части 4 ст. 51 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ четко прописано требование об оценке руководителей всех образовательных организаций. Данное требование обозначает, что и аттестация директора школы на соответствие занимаемой должности проводится обязательно.

Другие работодатели также имеют право и возможность внедрить в практику управления персоналом подобный вид контроля профессиональной компетентности своих сотрудников и самостоятельно принимают решение о его необходимости.

Кем организуется, как проводится

Ответственность за качество, своевременность и квалифицированную оценку профессиональных качеств сотрудников возлагается на аттестационные комиссии.

Порядок и сроки проведения аттестации работников на соответствие занимаемой должности устанавливаются в «Положении об аттестации». Приказом руководителя утверждается состав аттестационных комиссий и график проведения заседаний. В зависимости от специфики должностных обязанностей может быть создано несколько аттестационных комиссий.

В состав комиссий входят: председатель, заместитель председателя, члены комиссии и секретарь. В состав избираются наиболее компетентные сотрудники организаций, как правило, ими являются руководители или заместители руководителей подразделений, также обычно включаются сотрудники кадровых и юридических служб, члены выборного профсоюзного органа. Могут привлекаться независимые эксперты.

Подготовка и сроки подачи представления

Базовым документом для начала аттестации сотрудников на соответствие занимаемой должности является представление на проверку на соответствие занимаемой должности.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Документ имеет и другие названия: отзыв о профессиональной деятельности, характеристика.

Документ составляется непосредственным руководителем. В нем отражаются результаты работы аттестуемого, его отношение к исполнению обязанностей, дается всесторонняя оценка его деловых качеств. Именно представление является тем вектором, который задает направление, определяет ход, и от которого зависит итоговое решение, принимаемое комиссией. Поэтому рекомендуется ответственно относиться к его составлению, исключить формализм и поверхностность суждений.

Чаще всего в представлении отражаются следующие данные:

  • фамилия, имя, отчество;
  • полное название должности, которую работник занимает на дату оценки;
  • дата назначения на должность (заключения трудового договора);
  • образование, специальность (направление подготовки), профессиональная квалификация;
  • курсы повышения квалификации (переподготовки);
  • дата и результаты предыдущей оценки (при наличии);
  • развернутая полная характеристика профессиональных качеств, достижений (упущений) в ходе работы, отношение к работе и выполнению трудовых функций и т. д.

С представлением работник знакомится под подпись в сроки, утвержденные Положением. Для педагогов этот срок закреплен в приказе Министерства Образования и Науки от 07.04.2014 № 276 и составляет не менее 30 календарных дней до проверки.

Если работник не согласен с представлением и отказывается его подписать, работодатель составляет типовой акт, который, кроме него, подписывают два свидетеля.

Работники также имеют право предоставить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о себе, характеризующие его профессиональную деятельность (награды, дипломы и т. д.).

Бланк представления на аттестацию

Для чего нужна аттестация персонала

Аттестация- это процедура проверки соответствия сотрудника занимаемой должности.

Во-первых, аттестация поможет определить профессиональный уровень сотрудников. Ее результаты покажут, каких специалистов не хватает, кого надо направить на обучение, какие новые должности ввести в штат и т. п.

Во-вторых, правильно организованная и проведенная аттестация персонала будет законным основанием для таких кадровых решений, как перевод и увольнение в связи с несоответствием занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации (п. 3 ч. первой ст. 81 ТК РФ). А кроме того, аттестация рабочих позволит контролировать результаты принятых решений.

В-третьих, результаты аттестации важны при проведении процедуры увольнения в связи с сокращением численности или штата (п. 2 ч. первой ст. 81 ТК РФ). Согласно статье 179 Трудового кодекса РФ преимущественное право на оставление на работе предоставляется сотрудникам с более высокой производительностью труда и квалификацией, определить которые поможет аттестация рабочих мест.

В-четвертых, аттестация мест мотивирует сотрудников трудиться с полной отдачей. Зная о том, что предстоит проверка знаний, сотрудники стараются отличиться — повышают свою квалификацию, качественно выполняют задания, не нарушают трудовую дисциплину.

Обязана ли фирма проводить аттестацию персонала?

Для большинства фирм аттестация работников — дело добровольное. Однако есть сотрудники, которые по закону обязаны проходить аттестацию. Например, обязаны проходить аттестацию государственные служащие и сотрудники транспорта.

Категории сотрудников, для которых аттестация обязательна

Сотрудники Основание
Государственные служащие Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ лО государственной гражданской службе РФ»
Руководители федеральных государственных унитарных предприятий Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ лО государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
Авиационный персонал и другие работники транспорта Воздушный кодекс РФ; Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (утверждено приказом Минтранса России и Минтруда России от И марта 1994 г. № 13/11)

Если по итогам аттестации вы планируете провести увольнение, принимайте во внимание не только результаты аттестации, но и другие факторы, влияющие на оценку сотрудника.

При рассмотрении дела о восстановлении на работе суд будет оценивать выводы аттестационной комиссии в совокупности с другими доказательствами по делу (показаниями свидетелей, характеристикой личности сотрудника, стажа его работы, семейных обстоятельств и т. п.). И если выяснится, что данные факторы не были учтены, сотрудник будет восстановлен на работе с оплатой времени вынужденного прогула.

Чем аттестация отличается от оценки персонала?

Аттестация, в отличие от обычной оценки персонала, — это формализованная и регулярная процедура. Кроме того, у аттестации и оценки совершенно разный юридический статус и разные последствия. По результатам оценки нельзя уволить сотрудника, а по итогам аттестации можно (п. 3 ч. первой ст. 81 ТК РФ). Однако увольнение будет правомерным лишь в том случае, если в фирме действует положение об аттестации, составленное и утвержденное по всем правилам трудового законодательства.

Как составить положение об аттестации

За основу этого документа можно взять Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (утверждено постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. №470/267). При разработке положения придерживайтесь следующих правил:

  • обязательно оговорите в положении, какие именно сотрудники подлежат аттестации. И помните, что аттестацию нельзя проводить для одного сотрудника, преследуя цель уволить его;
  • Аттестация служащих должна проводиться периодически (скажем, один раз в три года). Если кроме очередных аттестаций вы планируете проводить и внеочередные, то четко определите основания, по которым будут назначаться такие аттестации (например, если принято решение об обучении персонала с целью повышения квалификации или открылся конкурс на замещение вакантной должности);
  • если результаты аттестации могут послужить основанием для увольнения сотрудника, в состав аттестационной комиссии должен входить член профсоюзного органа (ст. 82 ТК РФ). Разумеется, при отсутствии в фирме профсоюза не обязательно включать в комиссию представителя сотрудников. И все же, если он будет там присутствовать, это даст вам дополнительные аргументы в пользу вашей объективности;

Уволить сотрудника по результатам аттестации можно только в том случае, если его невозможно перевести с его согласия на другую работу (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). Если вы оформите увольнение, не предложив перед этим сотруднику перевод, суд может восстановить его на работе с оплатой времени вынужденного прогула.

Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности

  • в положении об аттестации необходимо оговорить, по каким критериям вы будете оценивать сотрудников. Причем критерии должны быть одинаковыми для всех. Например, как сотрудники выполняют нормы труда, соблюдают ли они трудовую дисциплину, какие результаты показали на предыдущей аттестации;
  • в положении нужно подробно описать всю процедуру аттестации. Аттестация кадров может проходить в форме собеседования, письменного экзамена или практического занятия. Обязательно конкретизируйте, как именно будет проходить аттестация в вашей фирме.

Положение об аттестации вводится в действие приказом генерального директора. После того как положение вступит в силу, с ним нужно знакомить под расписку всех работающих сотрудников и каждого нового сотрудника при приеме на работу. В типовой трудовой договор включите обязанность сотрудника проходить аттестацию. Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для сотрудников по проведению аттестации. Но вы можете освободить от нее, например, беременных женщин.

Процедура аттестации

Любая аттестация начинается с принятия решения о ее проведении. Такое решение принимает руководитель фирмы или сотрудник, в чьей компетенции находится назначение аттестации. Решение оформляется приказом. В него включается информация:

  • о сроках (графике) и месте проведения аттестации;
  • о круге сотрудников, подлежащих аттестации;
  • о назначении аттестационной комиссии или о сроках ее формирования (назначения или избрания, если комиссия избирается);
  • если аттестация внеочередная — об основаниях проведения аттестации.

Приказом также могут возлагаться обязанности на кадровую службу, руководителей подразделений по подготовке документов для проведения аттестации. Например, кадровая служба должна своевременно подготовить и передать в аттестационную комиссию сведения о том, кто из сотрудников и когда повышал квалификацию, аттестационные листы по предыдущей аттестации и т. п.

Аттестационная комиссия готовит материалы, необходимые для проведения аттестации (копии документов об образовании, стаже работы, должностные инструкции, характеристики и пр.). Сотрудников, которые будут проходить аттестацию, комиссия знакомит под расписку с подготовленными материалами и критериями оценки знаний, умений, навыков.

После всех необходимых приготовлений проводится сама аттестация в соответствии с положением об аттестации (с сотрудниками проводится собеседование, они выполняют письменные задания и т. п.).

Должен ли сотрудник присутствовать на заседании аттестационной комиссии?

Аттестация, как правило, проводится в присутствии сотрудника на заседании аттестационной комиссии. При этом могут не только обсуждаться представленные письменные материалы, но и задаваться вопросы по существу выполняемой работы. Если аттестация проводится в форме экзамена (устного, письменного, тестирования), сотрудник должен быть заранее ознакомлен с вопросами для подготовки к такому экзамену. Порядок ведения протокола заседания аттестационной комиссии, кворум, порядок принятия решения, ознакомления с ним сотрудника должны быть установлены в положении об аттестации.

Затем комиссия на основании результатов аттестации выносит решение о соответствии или несоответствии сотрудника занимаемой должности. Мотивированное решение отражается в аттестационном листе, с которым сотрудник должен быть ознакомлен под расписку. Сотрудникам должна быть предоставлена возможность выразить свое мнение о результатах аттестации, обжаловать их, если они не согласны с выводами комиссии.

По окончании аттестации все материалы предоставляются руководителю фирмы (иному уполномоченному лицу). После того как состоится итоговая аттестация, он принимает решение.

Сведения о результатах проведенной аттестации необходимо включить в личную карточку сотрудника (унифицированная форма № Т-2 утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Перед аттестацией проверьте, на все ли должности в вашей фирме составлены должностные инструкции.

Если возникнет трудовой спор и у вас не окажется должностных инструкций, суд скорее всего признает результаты аттестации недействительными. Ведь нельзя сделать вывод о соответствии или несоответствии сотрудника занимаемой должности, не имея четких критериев оценки.

Как уволить сотрудника по результатам аттестации

Если аттестационная комиссия пришла к выводу о несоответствии сотрудника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, директор фирмы, с учетом других факторов, характеризующих сотрудника, может уволить его по пункту 3 части первой статьи 81 ТК РФ. Но при этом нужно соблюдать следующие основные правила, на которые также указал Пленум Верховного суда РФ в пункте 31 постановления от 17 марта 2004 г. №2.

Во-первых, аттестация должна проводиться строго в порядке, предусмотренном федеральным законом или иным нормативным правовым актом, либо в порядке, закрепленном в локальном нормативном акте фирмы (положении об аттестации). Само собой, локальный акт должен соответствовать законодательству РФ, коллективным договорам, соглашениям.

Во-вторых, вы не вправе расторгнуть трудовой договор с сотрудником по названному основанию, если в отношении этого сотрудника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии сотрудника занимаемой должности.

После проведения аттестации были даны рекомендации уволить некоторых сотрудников. В какой форме мы должны предлагать им другую работу?

Предложение другой работы составляется в свободной текстовой форме. В нем перечисляются все имеющиеся вакантные должности, которые сотрудник может занимать согласно своей квалификации и состоянию здоровья. Отказ сотрудника от предложенных должностей может быть оформлен, например, в виде надписи на самом уведомлении (лот предложенной работы отказываюсь») или в виде заявления сотрудника. Если сотрудник отказывается получить уведомление либо отказывается от перевода в устной форме, это необходимо зафиксировать в соответствующем акте.

Помните, что, если вы увольняете по этому основанию членов профсоюза, вы должны предварительно получить письменное мотивированное мнение профсоюзного органа по этому вопросу (ст. 82 ТК PФ).

Скачать кадровую программу учёта сотрудников и автоматизации отдела персонала для кадровиков "Отдел кадров 2018"

Скачать бесплатно программы для автоматизации учёта кадров, расчёт стажа, документооборота, учёта договоров и клиентов (CRM-система)

Категория: Менеджмент

     Согласно Положению об аттестации 1973 года аттестация проводится периодически, 1 раз в 3 — 5 лет. Конкретная периодичность должна быть определена в  локальном Положении об аттестации персонала.
     При установлении периодичности проведения аттестации рекомендуется определить дату начала течения этого срока с момента издания руководителем приказа (распоряжения) о проведении аттестации или же с даты, указанной в приказе (распоряжении).
Затем следует определить срок, который отводится на проведение аттестации до установления итогов (от начала). Этот срок устанавливается каждой организацией самостоятельно, исходя из штатной численности, состава аттестационной комиссии и количества этих комиссий, квалификационного состава аттестуемых и других факторов.
При этом следует исходить из того, что только у инспектора по кадрам на оформительские моменты (составление графика, сбор материала, заполнение аттестационных листов, протокола заседания комиссии, вплоть до составления отчета о результатах аттестации) отводится 0,76 чел./час по каждому работнику. Это время не учитывает работу аттестационной комиссии, т.е. собственно проведение аттестации.
Оптимальным можно считается срок 3-6 месяцев, в течение которого должна проводиться аттестация. Однако эти сроки могут существенно различаться на предприятиях (в организациях) в зависимости от численности работников, подлежащих очередной аттестации, и количества действующих аттестационных комиссий.

Проведение и организация аттестации сотрудников на соответствие занимаемой должности

Так, на предприятиях (в организациях) с численностью аттестуемых работников до 50 человек эта работа может быть проведена менее чем за 3 месяца. В то же время на предприятиях (в организациях) со значительно большей численностью руководителей и специалистов, даже при наличии нескольких аттестационных комиссий 6 срок для проведения аттестации будет весьма напряженным, поэтому целесообразно предусмотреть его увеличение, например до года.
Если на предприятии (в организации) при большой численности работников, подлежащих аттестации, ее невозможно провести в течение одного года, следует предусмотреть распределение общей численности аттестуемых по годам в пределах установленной периодичности. При этом необходимо соблюдение требования обязательного подведения итогов по результатам аттестации и принятия соответствующих решений как после завершения аттестации заранее определенного числа работников или в конце очередного года, так и по окончании всего периода аттестации.
В том случае, когда в локальном Положении об аттестации персонала сроки проведения аттестации определить сложно, например, по причине того, что постоянно меняются штат и его состав, то они могут определяться в приказе (распоряжении) о проведении аттестации. Возможность установления сроков проведения аттестации приказом (распоряжением) должна быть записана в локальном Положении об аттестации персонала.
Графики проведения аттестации составляются отделом кадров совместно с руководителями структурных подразделений предприятия (организации) исходя из общей численности работников, включаемых в очередную аттестацию, сроков проведения аттестации,  также с учетом времени, необходимого для аттестации одного человека.
Учитывая необходимость всестороннего и полного обсуждения деятельности аттестуемых, подготовки объективных и конкретных рекомендаций по результатам аттестации, возможности плодотворной работы членов аттестационных комиссий, целесообразно на одном заседании проводить аттестацию не более 6 — 8 человек.
В графике проведения аттестации рекомендуется указывать:
— наименование подразделения, в котором работает аттестуемый;
— фамилию, имя, отчество аттестуемого;
— должность аттестуемого;
— дату проведения аттестации;
— дату представления в аттестационную комиссию необходимых документов;
— должность, фамилию, имя, отчество работников, ответственных за подготовку документов.

     При составлении графика проведения аттестации следует предусматривать вначале аттестацию работников подразделений предприятия (организации), а затем возглавляющих их руководителей. Это способствует более полному анализу деятельности подразделений в целом, всесторонней и объективной оценке результатов работы как руководителя, так и подчиненных ему исполнителей, определению путей совершенствования их труда.
Члены аттестационных комиссий проходят аттестацию на общих основаниях. Их аттестация предусматривается в графиках проведения аттестации вместе с работниками тех подразделений, руководителями или специалистами которых они являются.
Кроме того, в графики проведения аттестации включаются работники, которым  была назначена повторная аттестация через год после прохождения очередной аттестации (т.е. работники, признанные по результатам аттестации, соответствующими занимаемым должностям при условии выполнения ими рекомендаций аттестационной комиссии), а также работники, у которых окончился срок освобождения от очередной аттестации.
В графиках проведения аттестации целесообразно учитывать резервы времени для проведения аттестации работников, отсутствовавших по уважительным причинам (командировки, выполнение государственных или общественных обязанностей, болезнь и т.п.) на предприятии (в организации) в дни, когда была назначена их очередная аттестация. Однако такие поправки в графиках проведения аттестации не должны приводить к нарушениям общих сроков аттестации, установленных приказом руководителя предприятия (организации).

Аттестация персонала

Аттестация персонала – один из основных механизмов регулирования работы сотрудников предприятия, лежащий в основе эффективной и успешной деятельности. Прежде всего, аттестация – это инструмент оценки квалификации работника и его эффективности на рабочем месте.

Специалисты в области кадров проводили исследования, которые четко выявили практическую пользу и актуальность аттестации как способа решения кадровых вопросов организации и решения задач развития компании.

Проверка знаний сотрудников.

Для правильного проведения мероприятий по аттестации персонала необходимо разработать критерии оценки и правила, по которым пройдет сама оценка. Правила эти должны соответствовать сфере работы предприятия и его деятельности.

В оценке качеств сотрудников следует ориентироваться на следующие моменты:

  • заинтересованность работника осваивать новые знания, чтобы с их помощью эффективнее выполнять возложенные функции;
  • навыки сотрудника излагать суть возникшей в процессе работы проблемы и устно, и письменно. Грамотный работник должен уметь четко и связно описать проблему и возможные пути ее решения;
  • коммуникабельность человека. Работник должен уметь устанавливать нормальные рабочие отношения с другими членами коллектива, не вызывать конфликтов, а также адекватно принимать возможную критику со стороны начальства и коллег;
  • творческие способности. Большим плюсом сотрудника является творческое и гибкое мышление, благодаря которому он не только следует заведенным алгоритмам в выполнении своих обязанностей, но и способен искать новые пути выполнения задач и решения проблем;
  • аналитические способности – сотрудник должен обладать способностью критически оценивать собственное поведение, достоинства и недостатки, понимать суть своих обязанностей;
  • впечатлительность и чувствительность работника, степень влияния на него чужого мнения (со стороны коллег и начальства);
  • внутренние качества работника, его мотивация к более качественному выполнению задач или же, наоборот, низкая заинтересованность в качественной деятельности;
  • стремление к карьерному росту. Оценивается деятельность человека, направленная на продвижение по служебной лестнице, сроки, за которые работник собирается добиться желаемого и занять более высокое, по отношению к коллегам, положение;
  • удовлетворенность сотрудника занимаемой должностью и желание иметь данную работу;
  • самостоятельность работника в сложных ситуациях. В случаях, когда от сотрудника требуется принятие быстрого самостоятельного решения, он должен уметь сделать это, выполнив свои должностные задачи, и обосновать принятое решение;
  • стрессо- и конфликтоустойчивость, способность выдерживать напряженность в рабочем процессе;
  • трудовая дисциплина работника, его организованность и способность соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения;
  • для руководителей важно уметь разрабатывать планы по повышению квалификации персонала и его обучению;
  • также руководители должны уметь устанавливать систему оплаты, которая учитывает квалификацию работников.

Цель аттестации.

Целью проводимых аттестационных мероприятий является определение того, насколько уровень квалификации того или иного сотрудника соответствует занимаемой им должности и набору обязанностей, а также оценка эффективности мероприятий по обучению и подготовке кадров.

Кроме того, аттестация позволяет:

  1. На регулярной основе проводить оценку эффективности и успешности конкретного работника;
  2. По результатам аттестации – назначать поощрения или же вводить определенные санкции.

Кто подпадает под аттестацию.

Мероприятия по оценке распространяются на всех сотрудников организации, за исключением Генерального директора и его заместителя/заместителей, данные нормы прописаны в Трудовом кодексе. Аттестацию по критериям проходит рядовой персонал, менеджеры и руководители отделов, участков, бригад и т.д. Под аттестационные мероприятия подпадают все сотрудники, проработавшие более полугода; при этом, если сотрудник проработал какое-то время на другой должности и был переведен на новую, он также проходит аттестацию, если проработал в новом качестве 3 месяца.

Плюсы аттестации.

Правильно организованные оценочные мероприятия позволяют добиться значительных плюсов в работе всей организации в целом. Учреждение получит ряд выгод, а каждый из прошедших через оценку сотрудников приобретет ценный опыт, благодаря которому сможет эффективнее выполнять свои задачи. Преимущества, получаемые предприятием в процессе аттестации, принято разделять на несколько групп.

Группа 1 – положительный экономический эффект. Достигается он благодаря:

  • оптимизации кадровой структуры, оценка позволяет провести более эффективную расстановку персонала;
  • эффективному использованию рабочего времени, поскольку над ведущими специалистами компании устанавливается более пристальный контроль;
  • росту производительности труда: аттестация позволяет выявить и устранить проблемы, мешающие росту трудовой эффективности;
  • получению руководством сведений о персонале, уровне знаний и опыта каждого сотрудника. Оцениваются трудовые ресурсы;
  • ведению активной административной деятельности по совершенствованию способов и методик управления рабочим процессом. Внедряются проверки на профпригодность, совершенствуются способы коммуникации начальства и главных специалистов организации, благодаря чему достигается новый уровень трудовой слаженности.

Группа 2 – увеличение эффективности работы персонала и оптимизация производственных отношений:

  • аттестация показывает потребности организации, которые больше всего требуют внимания на данном этапе;
  • трудовая эффективность увеличивается благодаря мероприятиям по повышению квалификации сотрудников;
  • предприятие формирует кадровый резерв из специалистов, которые способны предложить и внедрить в производство современные технологии и решения;
  • эффективность работников растет также, благодаря их большей мотивированности на качественную работу. Достигается такой уровень мотивации стимулирующими мероприятиями.

Группа 3 – преимущества социально-психологического характера:

  • рост доверия между рядовым персоналом и руководством, а также между самими сотрудниками. Прозрачность трудовых отношений и их гласность ведет к согласованности совместных действий и, в конечном итоге, к росту производительности труда;
  • работники получают дополнительную мотивацию трудиться именно в этой организации: растет их удовлетворенность работой, сотрудники видят возможности для подъема в карьере, настраиваются на длительное сотрудничество;
  • в целом улучшаются настроения внутри коллектива, благодаря ожиданию позитивных перемен.

Как проходит оценка.

Оценку квалификации проводит специально созданная Комиссия по аттестации. Она вызывает каждого работника на экзамен, на котором задает тому вопросы по заранее разработанному списку. Руководство обязательно должно утвердить этот список.

Схема экзамена достаточно стандартна: экзаменуемый берет лист, на котором перечислены вопросы, и на отдельном листе пишет на них ответы. Лист с ответами заверяется подписью работника. После того, как ответы даны, и лист подписан, он, вместе со списком вопросов, отдается представителю комиссии (обычно это секретарь). Комиссия оценивает правильность данных экзаменуемым ответов и выставляет соответствующую оценку. Работнику сообщают результат экзамена.

Подготовка к аттестации.

Отдел кадров и руководство предприятия организует подготовительные мероприятия, которые предшествуют самой экзаменовке. Участвуют в подготовке назначенные руководством члены комиссии по аттестации и менеджеры/начальники отделов.

В рамках подготовки персоналу разъясняют суть грядущей проверки, консультируют по различным вопросам, чтобы избежать впоследствии недопонимания и недоразумений. Это важно, так как работники должны правильно понимать суть того, что им предстоит, и цели проверки.

Аттестация предваряется разработкой определенного пакета документов по учреждению. В него входят:

  • положение об аттестации, утверждающее порядок ее проведения;
  • график проверки, где указывается место проведения экзамена, его дата и назначенное время;
  • приказ о назначении комиссии по аттестации, состав ее членов;
  • приказ об утверждении протокола проверки.

Положение об осуществлении проверки.

Аттестация проводится на основании приказа руководителя организации, а подготовительные мероприятия осуществляет отдел кадров. Нормативной базой для проведения проверки квалификации работников служит «Положение об аттестации руководителей и специалистов», которое должно быть разработано и внедрено на предприятии как локальный акт. Он создается кадровыми специалистами и устанавливает определенные требования к регулярности подобных проверок, а также их порядок. Положение разрабатывается с учетом соответствующих статей Трудового кодекса.

Создание требуемой документации.

Поскольку аттестуются разные категории сотрудников, для каждой из них разрабатывается специфическая форма аттестационного листа и прочих документов. Этим также занимается отдел кадров, затем разработанные документы предлагаются на утверждение профсоюзу и руководству компании.

В состав документов включают:

  • аттестационный лист 1: его заполняет сам экзаменуемый;
  • план профессионального роста, который заполняет работник и сдает вместе с первым аттестационным листом в отдел кадров;
  • аттестационный лист 2, который пишет руководитель: в нем он письменно характеризует работника. На каждого сотрудника заполняется своя характеристика;
  • аттестационный лист 3: комиссия может попросить руководителя одного из подразделений предоставить такой документ, где он пишет характеристику на руководителя другого, смежного, отдела;
  • решение аттестационной комиссии. Секретарь комиссии заполняет эту бумагу для каждого сотрудника. При этом не имеет значения, прошел человек аттестацию, или нет, решение выносится в любом случае. Если сотрудник провалил экзамен, об этом делается отметка в решении;
  • должностные инструкции для специалистов и руководителей, которые подпадают под аттестацию.

Расписание проверок.

Обычно график проверок на соответствие специалистов занимаемым ими должностям предусматривает проведение квалификационных мероприятий один раз за год. Руководитель своим приказом определяет сроки, в которые должна быть проведена аттестация, далее, опираясь на эти сроки, устанавливается график прохождения проверок структурными подразделениями.

Сотрудника письменно предупреждают о грядущей аттестации за две недели перед ее началом. Руководство также обязано не позднее, чем за двое суток до начала проверки сообщить аттестуемым место и установленное время проведения.

Пример аттестационной программы.

В целях проверки эффективности исполнения работниками их обязанностей, оценки профессиональных знаний и соответствия работников занимаемой ими должности, в компании создана программа по аттестации персонала.

Для примера возьмем программу аттестации сотрудников организации, занимающейся продажами.

В список вопросов для экзаменуемых включены следующие:

  • назовите причины, почему весь товар не могут распродать даже давно работающие менеджеры?
  • почему, на Ваш взгляд, прием на стажировку в торговлю молодого сотрудника почти всегда приведет к снижению продаж?
  • почему выход на нормальные объемы продаж в области B2B у менеджера происходит лишь спустя несколько месяцев?
  • в чем причина того, что руководителю удается осуществить продажу тем клиентам, которых менеджер не смог заинтересовать?

Комиссия оценивает данные аттестуемым ответы и дает оценку его профессиональной пригодности и обучаемости. Ответы также показывают уровень квалификации работника, его уровень должностного соответствия.

Форма экзамена.

В проведении квалификационных мероприятий используют несколько различных форм оценки:

  • экспертная групповая оценка. Она определяет и выявляет важные качества работников как профессионалов, результативность их действий;
  • обычный экзамен, когда испытуемый отвечает на предложенные ему вопросы. Это позволяет оценить уровень его квалификации;
  • игровое моделирование; в рамках теста сотруднику предлагается некая, типичная для его работы, ситуация, и работнику предлагается решить производственную задачу. Этот метод оценивает компетентность специалиста;
  • возможное развитие предыдущего пункта – выполнение квалификационной работы. В ее рамках сотруднику предлагается самостоятельно найти решение некоторой задачи. Этот тест оценивает профпригодность;
  • собеседование с экспертом, который оценивает качества работника как специалиста;
  • ответ на вопросы предложенного теста. По результатам определяются личностные качества человека, этот тест служит дополнительным критерием оценки.

Анкетирование.

Чтобы проанализировать деятельность предприятия в целом и каждого сотрудника по отдельности, руководство может периодически проводить анкетные опросы подчиненных. По их результатам делаются выводы об эффективности работы, координируется деятельность организации, оцениваются отзывы работников и принимаются/отвергаются их предложения об изменениях в различных аспектах работы.

В анкеты включают всевозможные вопросы, касающиеся различных аспектов трудовой деятельности.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности — 2017-2018

Среди них могут быть:

  • блок предложений и отзывов;
  • вопросы об оценке сотрудником его коллег или руководства;
  • вопросы на установление удовлетворенности человека его работой;
  • вопросы о повышении производительности и эффективности трудовой деятельности.

Критерии.

Полученные в результате аттестации и/или анкетирования данные каждого сотрудника оцениваются по определенным критериям:

  • уровень знаний теории и практики;
  • уровень приобретенных по ходу работы или обучения практических навыков;
  • способность применять все эти знания и умения по ходу осуществления производственной деятельности.

На базе этих критериев делается вывод о квалификации и компетентности работника.

Использование данных аттестации.

Завершив проверку, аттестационная комиссия предоставляет ее результаты руководству. По итогам проверки комиссия может предложить руководству провести определенные действия по отношению к работникам, обосновав их:

  • поощрить успешных сотрудников, премировав их или выдав знак отличия;
  • изменить уровень оклада;
  • поощрить заслуживающих это работников (при наличии вакантных мест);
  • отправить сотрудников на повышение квалификации;
  • понизить в должности, снизить оклад или уволить проваливших тест сотрудников;
  • включить работника в списки кадрового резерва на замещение руководящей должности.

Программа аттестации разрабатывается либо самостоятельно отделом кадров предприятия, либо с привлечением специалистов сторонних HR-компаний.

Во втором случае вопросы анкет и тестов будут составляться не только для чисто профессиональной оценки, но и с учетом психологических нюансов, которые позволят выявить нечестных или нелояльных работников.