Аттестация руководителей образовательных учреждений
Содержание
- Директора школ должны подтвердить свою квалификацию
- Тема 4: нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
- Минобрнауки разъяснило новый порядок аттестации педагогических работников
- Вопросы теста руководителя общеобразовательного учреждения по новой форме аттестации на высшую квалификационную категорию Документация и документы школы Ровеньского района Ровеньки Белгородской области Россия
- Если школа не сдается, ее уничтожают
- Что делать? Директор отказывается подписывать мою аналитическую справку на аттестацию.
- Аттестация директора школы
Система подбора руководителей образовательных учреждений стала открытой и гласной
Аттестация московских директоров школ теперь проходит под пристальным наблюдением интернет-пользователей. Заседания аттестационной комиссии можно смотреть онлайн, а сама система назначения руководителей школ в последние годы кардинально изменилась. Городские власти теперь гласно и открыто нанимают по срочному контракту высококлассных специалистов. Их труд хорошо оплачивается, но в ответ город требует от директоров качественной работы.
Система назначения директоров еще несколько лет назад была весьма непрозрачной. На должности мог оказаться человек хоть и с большим стажем в системе образования, но недостаточно компетентный для менеджерской работы, причем занимать этот пост он мог очень долго. Как работали директора, оказавшиеся на своем месте чуть ли не с советских времен, какие результаты показывала школа под их руководством – если и волновало чиновников, то повлиять на них было сложно. Однако идеология подбора руководителей в последние годы радикально поменялась.
Во-первых, все директора школ были переведены на срочные контракты – как правило, на период в пять лет для школ, которые находятся на топовых позициях, и меньше пяти лет для школ, которые не показывают выдающихся результатов.
Директора школ должны подтвердить свою квалификацию
Контрактная система оказалась хорошим мотиватором для управленцев – человек, который становится директором, теперь понимает, что за время действия договора он должен оказать положительный результат, чтобы город мог понять, нужен ли ему этот специалист на посту. А результат работы директора и коллектива школы в целом выражается в успехах учеников – какие оценки они получают на независимой аттестации, как сдают ЕГЭ, чего достигают на предметных олимпиадах.
Во-вторых, процедура назначения директоров стала абсолютно открытой и прозрачной. Сначала все кандидаты на пост директора – это и прежний руководитель, у которого закончился контракт, и претенденты на его место – должны пройти одну из необходимых процедур профессиональной аттестации в Московском центре качества образования. Экзаменационные вопросы для педагогов – это тесты, вопросы и кейсовые задания. Управленцы, руководящие школами, входящими в топ-100 образовательных учреждений, вообще не сдают теоретические задания, те, кто ниже в рейтинге, – сдают лишь один блок, кто еще ниже – два блока. Кроме того, система испытаний устроена не по принципу «выучить билеты и сдать» – в ней нет готовых вариантов заданий. Есть лишь пять блоков знаний, и когда кандидат в директора начинает тестирование, для него автоматически формируется билет, который больше никогда не повторится.
Затем претендентам, прошедшим аттестацию, нужно миновать еще один рубеж – аттестационную комиссию. Причем московскому педагогическому сообществу нечего скрывать – аттестации с недавних пор транслируются в Интернете. «У нас по регламенту заседания проводятся раз в месяц, в Сети велась уже четвертая прямая трансляция, – рассказывает директор Московского центра качества образования Алексей Рытов. – Записи выкладываются и хранятся в открытом доступе на сайте Департамента образования, и все желающие могут их просмотреть. Основная масса зрителей – это руководители, которым предстоит аттестация, и те, кому интересно, как проходит такой процесс. Как шоу для всех горожан это событие вряд ли будет интересно, все-таки заседание длится два-три часа, и это зрелище для профессионалов. Но последнее заседание смотрели примерно 150 человек».
После аттестационной комиссии кандидаты проходят через отбор Совета по назначению директоров, в который входят не только представители системы образования, но и общественных организаций, депутаты Московской городской Думы. Окружное управление образования на назначение директора школы выдвигает не менее трех кандидатов, из которых совет должен отобрать двоих – их направляют на обсуждение в управляющий совет школы. Этот совет состоит в основном из родителей, и уже он выбирает одного из претендентов, которого впоследствии утверждает Департамент образования Москвы. В итоге процедура назначения получается открытой, гласной и публичной, многоуровневой. В процедуре на всех этапах принимают участие как представители общественности и образовательного сообщества, так и родители, а отбор идет с учетом знаний кандидатов об организационной работе, менеджменте и нюансах законодательства.
Современный руководитель московской школы совсем не похож на директора прошлых лет, который управлял учреждением в 400 человек, все вопросы которого решались в высоких кабинетах, а он только претворял в жизнь спущенные сверху решения. Сейчас директора руководят школами, в которых 1500–3000 учащихся, по сути, огромными сложными комплексами. Потому это менеджеры высокого уровня, которые весьма самостоятельны и несут большую ответственность за свои решения. Не случайно директор в Москве получает приличную зарплату, с коэффициентом не менее 3 к средней зарплате учителя в своей школе, и это при том, что в среднем зарплата учителя в столице сейчас 70 тыс. руб.
Тема 4: нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
предыдущая тема
1. Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …
- 1) Уставом общеобразовательного учреждения
- 2) муниципальными организациями местного самоуправления
- 3) Законом Российской Федерации «Об образовании»
- 4) Образовательной программой
2. Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …
- 1) Типовое положение об общеобразовательном учреждении
- 2) Закон Российской Федерации «Об образовании»
- 3) Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
- 4) Федеральная целевая программа развития образования
3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …
- 1) гимназии
- 2) профессиональные училища
- 3) колледжи
- 4) негосударственные образовательные учреждения
4. Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …
- 1) демократии
- 2) децентрализации
- 3) светскости
- 4) непрерывности образования
5. Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …
- 1) создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности
- 2) обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования
- 3) сохранение школьных традиций
- 4) получение образования на родном языке
6. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …
- 1) федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ
- 2) частное лицо
- 3) коммерческая организация
- 4) орган местного самоуправления
7. Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …
- 1) договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением
- 2) соглашением
- 3) контрактом
- 4) приказом
8. Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет
9. Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …
- 1) Уставом общеобразовательного учреждения
- 2) Законом Российской Федерации «Об образовании»
- 3) администрацией школы
- 4) Советом школы
Минобрнауки разъяснило новый порядок аттестации педагогических работников
Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …
- 1) Уставом общеобразовательного учреждения
- 2) приказом руководителя
- 3) желаниями учащихся
- 4) трудовым договором
11. В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …
- 1) статус образовательного учреждения
- 2) характеристика материальной базы
- 3) расписание занятий
- 4) структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс
12. Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …
- 1) Постановлением Правительства Российской Федерации
- 2) Государственной думой
- 3) Министерством образования Российской Федерации
- 4) муниципальным органом управления образованием
13. Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, — это …
- 1) Устав образовательного учреждения
- 2) Типовое положение об образовательном учреждении
- 3) Программа деятельности образовательного учреждения
- 4) Концепция развития школы
14. Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …
- 1) вида
- 2) типа
- 3) организационно-правовой формы
- 4) уровня образования
предыдущая тема
Вопросы теста руководителя общеобразовательного учреждения по новой форме аттестации на высшую квалификационную категорию Документация и документы школы Ровеньского района Ровеньки Белгородской области Россия
Тест «Задания для руководителя (директора) общеобразовательного учреждения»
(образцы используемых вариантов)
Уважаемый руководитель!
Прочитав каждое задание, выберите в нем наиболее, на Ваш взгляд, правильный (полный) ответ и укажите его номер в Вашем бланке ответов на данный тест. Используемое сокращение: ОУ — общеобразовательное учреждение.
Вариант 1.
-
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» в государствах, где существуют этнические меньшинства, ребенок из их числа может пользоваться …
- родным языком и должен знать государственный язык;
- родным языком и исповедовать свою религию;
- своей культурой.
Если школа не сдается, ее уничтожают
-
Участниками образовательного процесса ОУ являются …
- обучающиеся и педагогические работники;
- педагогические работники и обслуживающий персонал;
- обучающиеся, родители и педагогические работники.
-
Директор ОУ при приеме педагога на работу до подписания трудового договора обязан ознакомить его с …
- приказом о приеме на работу;
- правилами внутреннего распорядка и другими локальными актами (под роспись);
- коллективным договором, правилами внутреннего распорядка и другими локальными актами (под роспись).
-
Основной задачей руководителя (директора) ОУ является …
- создание условий и организация педагогического процесса учреждения;
- непосредственное руководство и управление деятельностью учреждения;
- осуществляет воспитание и обучение в соответствии с Уставом учреждения.
-
Какие виды деятельности реализуются руководителем (директором) ОУ?
- оформление счетов, обход кабинетов, приобретение учебных пособий;
- обеспечение системной образовательной (учебно-воспитательной) и административно-хозяйственной работы учреждения, определение стратегии, целей и задач развития учреждения;
- работа по обобщению передового педагогического опыта, оказание помощи и контроль за самообразованием педагогов, оформление счетов.
… >>> далее Вопросы теста руководителя общеобразовательного учреждения по новой форме аттестации на высшую квалификационную категорию
Сообщите, пожалуйста, автору сайта, если Вы обнаружили ошибочную ссылку или документ скачивается с ошибкой
Развернуть
Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2015 г. N 240
«Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
15 декабря 2015 г., 27 октября 2017 г.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53), пунктом 5.2.66 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст.
Что делать? Директор отказывается подписывать мою аналитическую справку на аттестацию.
126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 17 ноября 2006 г. N 288 «Об утверждении Положения об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2006 г., регистрационный N 8585);
от 17 августа 2010 г. N 861 «О внесении изменений в Положение об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, утверждённое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2006 г. N 288 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 сентября 2010 г., регистрационный N 18398);
от 30 августа 2012 г. N 675 «О внесении изменений в Положение об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2006 г. N 288 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2012 г., регистрационный N 25470);
от 11 января 2013 г. N 3 «О внесении изменений в Положение об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2006 г. N 288 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 апреля 2013 г., регистрационный N 28241).
Исполняющий обязанности Министра |
А.Б. Повалко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 мая 2015 г.
Регистрационный N 37148
Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеУправление образовательными системамивопросы
1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 … 196-203
16.В базисном учебном плане федерального, национально-региональных и школьных компонентов обусловливается существование __________________ частей.
•инвариантных и вариативных
17.В исследованиях этих авторов отмечается, что при всем разнообразии системы можно разделить на виды:
•Р. Коер, А. Берт, К. Боулдинг, Л.
Аттестация директора школы
Берталанфи
18.В России начали уделять внимание вопросам управления образованием:
•в 50-70 гг. XX в
19.В самом общем виде функциональные обязанности директора определены в:
•«Типовом положении об общеобразовательном учреждении»
20.Важнейшие теоретические работы в области теории управления образованием были опубликованы
•80 — начале в 90-х гг. XX в
21.Вид деятельности на основе внесения корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне — это:
•регулирование
22.Вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия всей системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным нормам, представляет собой …
•внутришкольный контроль
23.Влияние рядовых членов педагогического коллектива на принимаемые администрацией решения, касающиеся планов и организации работы школы, есть __________________ коллектива.
•включенность в управление
24.Во второй половине 80-х годов получила широкое распространение концепция
•организационного развития
25.Вольдорфская школа, школа Монтессори, школа диалога культур — это модель обучения …
•начальных негосударственных школ
26.Вопросы, касающиеся административной компетенции, рассматриваются на:
•совещании при участии заместителей директора школы
27.Всесторонняя оценка учителя руководителем, коллегами, родителями и др. является методом
•круговой или «360-градусной оценки»
28.Главным внутренним противоречием педагогического процесса и развития личности является несоответствие между
•активно-деятельностной природой человека и социально-педагогическими условиями его жизни
29.Государственный нормативный документ, утвержденный Правительством РФ и являющийся составной частью Государственного стандарта образования, — это план …
•базисный учебный для общеобразовательной школы
30.Готовность членов коллектива в случае необходимости самостоятельно согласовывать свои действия друг с другом без обращения к руководителю характеризует:
•сработанность
1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 … 196-203