Аудит расчетов с бюджетом по налоговым платежам

Целью аудита учета расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей. По каждому уплачиваемому предприятием в бюджет налогу, сбору и платежу аудиторы должны проверить:

правильность определения налогооблагаемой базы;

правильность применения налоговых ставок;

правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;

правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей;

правильность составления налоговой отчетности.

В процессе аудиторской проверки расчетных операций по налогам и сборам следует руководствоваться следующими основными нормативными документами:

Налоговым кодексом РФ, Приказом МНС РФ «Об утверждении Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость”; Методическими рекомендациями по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса РФ, Приказом МНС РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций ” части второй Налогового кодекса РФ, Приказом МНС РФ «Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль, Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль” (ПБУ 18/02) и др.

В ходе аудиторской проверки необходимо изучить первичные документы: платежные поручения, счета-фактуры, накладные, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты подотчетных лиц, Главную книгу или журнал хозяйственных операций, балансы, отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс, расчеты (декларации) по отдельным налогам и платежам, Положение об учетной политике предприятия, журналы-ордера и другие документы, а также соответствующие счета бухгалтерского учета.

Встречающиеся наиболее часто на практике нарушения можно классифицировать:

1. По налогу на добавленную стоимость (НДС):

неправильное исчисление налогооблагаемой базы;

необоснованное предъявление к возмещению из бюджета НДС;

необоснованное выделение сумм уплаченного НДС расчетным путем;

неправильное документальное оформление по суммам, освобожденным от НДС;

незаконное применение льгот по НДС;

ошибки при исчислении и уплате в бюджет НДС в результате изменения статуса имущества;

нарушение сроков платежей.

2.По налогу на прибыль:

искажение определения прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

необоснованное уменьшение налогооблагаемой прибыли;

не включение прибыли, получаемой участником от совместной деятельности во внереализованные расходы;

ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, затрат, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др).

3.По налогу на имущество:

завышение налогооблагаемой базы в результате завышения стоимости имущества в момент переоценки;

завышение налогооблагаемой базы за счет включения в нее объектов основных средств, относящихся к жилищно-коммунальной и социальной сфере полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;

не учет имущества, внесенного в совместную деятельность (созданное совместной деятельностью);

незаконное применение льгот по налогу на имущество;

нарушение сроков платежей.

4. По единому социальному налогу (ЕСН):

необоснованное применение как регрессивной шкалы обложения ЕСН, так и отказ от ее применения;

неверное начисление ЕСН на выплаты, произведенные коммерческой организацией за счет чистой прибыли;

неправильное формирование налоговой базы по ЕСН при выплатах в натуральной форме;

при исчислении ЕСН по авторским договорам не учитываются профессиональные вычеты;

незаконное включение сумм ЕСН с материальной выгоды в себестоимость продукции (работ, услуг).

Глава 11

АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

11.1. ЦЕЛЬ АУДИТА

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Этот объект проверки имеет особое значение, поскольку определяет полноту выполнения обязательств хозяйствующего субъекта перед государством.

По каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами аудитор должен проверить:

• состояние внутреннего контроля этих расчетов (путем тестирования);

• правильность определения налогооблагаемой базы (с помощью таких приемов контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров учета);

• правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);

• правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения особенностей организации и т.д.);

• правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам (путем прослеживания, изучения первичных документов, пересчета арифметических данных);

• полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности (путем проверки платежных документов, налоговых расчетов и т.д.);

• правильность оформления первичных платежно-расчетных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (путем сканирования, сверки данных различных регистров учета).

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются расчетные ведомости по начислению заработной платы, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 68, 69, 70, 76, 84, 90, 91, 99 и др., Главная книга, Баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам и пр.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудитор должен помнить, что налогооблагаемая база, ставки и другие параметры начисления налогов в предыдущем периоде могли меняться, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными материалами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.

Учитывая нестабильность налогового законодательства РФ, аудитор еще на стадии предварительного этапа аудиторской проверки должен выяснить, какие налоги должен платить аудируемый объект, насколько полно он выполняет свои обязательства и какими нормативными документами пользуется при расчете налогов.

Полезно также ознакомиться с результатами предыдущих налоговых проверок предприятия налоговыми органами. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

Детальной проверки требуют расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, НДС, акцизам, налогам с продаж, налогу на доходы физических лиц, налогам, сборам во внебюджетные государственные фонды. Именно на долю этих налогов приходится основная масса платежей предприятия в бюджет, а также нарушений налогового законодательства и обусловленных этими нарушениями финансовых санкций (штрафов, пеней и др.). Если предприятие является участником внешнеэкономической деятельности, то углубленному анализу должно быть подвергнуто и налогообложение экспортно-импортных операций.

Аудитору следует помнить, что учет расчетов с бюджетом по налогам ведется на счете 68 «Расчеты с бюджетом»; по сборам во внебюджетные фонды (социальное страхование, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования) осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет организуется по каждому налогу и сбору на соответствующих субсчетах указанных счетов.

Следующая глава >>

28. Аудит межбанковских расчётов.

28. Аудит межбанковских расчётов. При аудите расчетных операций филиалов необходимо исходить из следующих основных правил:1) Филиалы кредитной организации могут проводить расчёты, как в валюте РФ, так и в инвалюте, но только на основании доверенности, выданной

Глава 8 Аудит расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами

Глава 8 Аудит расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами Изучив эту главу, вы узнаете:– цели и задачи аудита расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами;– перечень основных документов,

Глава 10 Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям

Глава 10 Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям Изучив эту главу, вы узнаете:– цели и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям;– перечень основных документов, на основании которых проводится аудит расчетов с

Глава 9 АУДИТ РАСЧЕТОВ

Глава 9 АУДИТ РАСЧЕТОВ 9.1. ЦЕЛИ АУДИТА Целью аудита расчетов является формирование мнения о достоверности данных бухгалтерской отчетности, о составе дебиторской и кредиторской задолженности, а также оценка соответствия отражения произведенных за отчетный период

9.3. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

9.3. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ Этот аудит проводится аналогично проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками. Прежде всего выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. Далее по

9.5. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ДОГОВОРУ ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА

9.5. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ДОГОВОРУ ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА В соответствии с ГК РФ совместная деятельность без образования юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о совместной деятельности стороны обязуются путем объединения

Глава 10 АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Глава 10 АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 10.1. ЦЕЛЬ АУДИТА Цель аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате груда – оценка достоверности расчетов по оплате труда штатного и внештатного персонала и соответствие его нормативным

11.3. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

11.3. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Налогооблагаемой базой для расчета сборов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц является фонд начисленной заработной платы. При проверке правильности учета этих налогов

11.4. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

11.4. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ С введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организации» учет расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), должен обеспечиваться системой налогового учета

116. Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

116. Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль Бухгалтерская прибыль (убыток) формируется по правилам, предусмотренным Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 18/02.Налогооблагаемая прибыль (убыток) – налоговая база по налогу на

117. Учет расчетов с бюджетом по акцизам

117. Учет расчетов с бюджетом по акцизам Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара. Для учета хозяйственных операций, связанных с акцизами, используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «Акцизы по оплаченным

4. Контроль над расчетами с бюджетом и внебюджетными доходами

4. Контроль над расчетами с бюджетом и внебюджетными доходами Целью контроля расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности уплаты в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей. Контроль

46. Контроль над расчетами с бюджетом и внебюджетными доходами

46. Контроль над расчетами с бюджетом и внебюджетными доходами Целью контроля расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности уплаты в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.Контроль

2.8 Учет расчетов с бюджетом

2.8 Учет расчетов с бюджетом Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость. Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаются счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и

107. Порядок учета расчетов с бюджетом по НДС

107. Порядок учета расчетов с бюджетом по НДС Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, используется активный счет 19 «Налог на добавленную стоимость» по приобретенным ценностям» и пассивный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».Счет 19

108. Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

108. Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль Бухгалтерская прибыль (убыток) формируется по правилам, предусмотренным Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02.Налогооблагаемая прибыль (убыток) – налоговая база по налогу на