Банковский платежный агент

Описание закона 103

Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» N 103-ФЗ принят Государственной Думой 22 мая 2009 года и одобрен Советом Федерации 27 мая того же года. Нормативный акт вступил в законную силу 03 июня 2009 года.

Настоящий закон включает в себя 9 статей:

  • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом;
  • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе;
  • Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц;
  • Статья 4. Условия осуществления приема платежей;
  • Статья 5. Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику;
  • Статья 6. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц;
  • Статья 7. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • Статья 8. Заключительные положения;
  • Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Действительный Федеральный закон о деятельности по приёму платежей регламентирует социально-экономические взаимоотношения между платёжным агентом и потребителем. Нормативы 103-ФЗ упорядочивают финансовые обязательства гражданина перед поставщиком услуг или товаров.

Положения действительного ФЗ не распространяется на финансовые операции (ст. 1, п. 2):

  • Проводимые юридическими лицами или частными предпринимателями при продаже товаров (осуществлении предлагаемых услуг и работ);
  • Между организациями или частными лицами при совершении ими предпринимательской деятельности;
  • Осуществляемые в пользу иностранных организаций и корпораций;
  • Проводимых посредством безналичного расчёта;
  • Проводимых в соответствии с законодательством о банковском деле.

Перечень стандартной для ФЗ-103 терминологии включает в себя следующие понятия (ст. 2):

  • Поставщик — юридическое или частное лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, с которым производится расчёт за предоставленные услуги или товары;
  • Плательщик — гражданин, производящий плату по собственным обязательствам через платёжного агента;
  • Платёжный агент — Юридическое лицо, принимающее платежи от непосредственного плательщика;
  • Терминал — механизм, посредством которого производится приём агентом платежей.

Платёжный агент уполномочен взимать с плательщика комиссию при наличии соответствующего соглашения (п. 2, ст. 3). В обязанности поставщика входит предоставление плательщику по запросу исчерпывающей информации о юридических лицах, принимающих платежи (п. 3, ст. 4).

В каждом отдельном месте приёма платежей должна предоставляться следующая информация (п. 12, ст. 4):

  • О дополнительных местах для осуществления выплат по финансовым обязательствам;
  • ИНН, места пребывания и наименования операторов и субагентов;
  • Наименование поставляющего предприятия;
  • Договорная документация, касающаяся сотрудничества поставщика и платёжного агента;
  • Договорная документация о деятельности по приёму платежей;
  • Размеры комиссии (вознаграждения);
  • О вариантах подачи жалобы;
  • Номера телефонов поставщика и оператора;
  • О расположении федеральных органов исполнительной власти в сфере госконтроля за осуществлением приёма платежей с указанием контактных телефонов.

Как только плательщик осуществил зачисление денежных средств посредством платёжного агента, его финансовые обязательства считаются исчерпанными. Осуществленный платёж подтверждается наличием чека (ст. 5).

Согласно актуальному тексту ст. 6 действительного Федерального закона, при осуществлении приёмной деятельности, платёжные агенты уполномочены эксплуатировать платёжные терминалы. Данный механизм должен содержать в себе контрольно-кассовую аппаратуру и автоматически производить следующие действия:

  • Обеспечение плательщика информацией, указанной в ст. 4 актуального нормативного акта;
  • Приём сведений о поставщике, товаре, вносимой физическим лицом сумме;
  • Приём денежного взноса, осуществляемого плательщиком;
  • Печать и выдачу кассовых чеков.
  • Ревизия деятельности платёжных агентов осуществляется Налоговыми органами Российской Федерации (п. 4, ст. 6).

Изменения в законе о деятельности по приему платежей

Как и другие нормативные акты Российской Федерации, Федеральный закон О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» N 103-ФЗ периодически претерпевает необходимые поправки. Последние изменения в 103-ФЗ были введены 3 июля 2016 года Федеральным законом N 290-ФЗ. Изменения коснулись статьи 4 действительного закона. Рассматриваемая статья дополнена п. 11.1, гласящим, что в случае отсутствия контрольно-кассовой техники у платёжного оператора и субагента, между ними, как и между субагентом и поставщиком, договор заключён быть не может.

Пункты 3 и 4 статьи 6 упразднены в соответствии с последними поправками настоящего закона.

Кто является платежным агентом по 103-ФЗ?

Закон о деятельности платёжных агентов был принят для упорядочивания и упрощения совершения частными лицами выплат за коммунальные услуги, интернет, мобильную связь, приобретение других видов товаров и услуг. Согласно ФЗ-103, платёжным агентом является юридическое лицо, совершающее действия исключительно по приёму выплат от граждан. Ревизия осуществления обязательств поставщика перед клиентом, выполнившим свои финансовые обязательства, в перечень обязанностей платёжных агентов не входит.

Платёжными агентами не являются:

  • Юридические лица, одновременно являющиеся посредниками;
  • Агенты, ответственные за передачу физическим лицам услуг и товаров.

В рамках детального ознакомления с положением Федерального закона О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» N 103-ФЗ следует ознакомиться с его актуальным текстом. Текст рассматриваемого закона с актуальными изменениями можно скачать по

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями)

В настоящее время широко распространена услуга по приему от населения различных социально значимых платежей через терминалы. Необходимость в принятии Федерального закона обусловлена отсутствием специального нормативно-правового регулирования данной сферы деятельности.

Согласно закону прием платежей от населения осуществляется на основании договоров между платежными операторами и поставщиками товаров (работ, услуг). По условиям такого договора оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика принимать денежные средства от физлица в целях исполнения денежных обязательств последнего перед поставщиком.

В число обязанностей оператора входит проведение последующих расчетов с поставщиком. При этом должно соблюдаться требование о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юрлица или ИП. Кроме того, оператор в предусмотренных законом случаях обязан проводить идентификацию плательщика в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Договор также должен предусматривать условие об обеспечении обязательств оператора перед поставщиком. Способы могут быть разными: неустойка, залог, банковская гарантия и др.

Платежи могут приниматься только через платежные терминалы. Применение иных устройств запрещено.

Установлены специальные требования к платежным терминалам. В частности, они должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой.

Особое внимание уделяется защите прав плательщика. Так, платежный агент должен обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам определенной информации (наименование поставщика, размер комиссии, телефоны оператора, поставщика и контролирующих органов и др.).

Перечень товаров (работ, услуг), оплата которых через терминалы запрещена, будет определять Правительство РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

Ирина Рукавишникова — Комментарий к Федеральному закону от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (постатейный)

12 3 4

И. В. Рукавишникова

Комментарий к Федеральному закону от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (постатейный)

к Федеральному закону

от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ

«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

(в ред. Федерального закона от 28 ноября 2009 г. № 289-ФЗ)

Принят Государственной Думой 22 мая 2009 года Одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года

Необходимость принятия Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» обусловлена расширяющимся сегментом услуг по приему платежей физических лиц через платежные терминалы. Несмотря на то что система электронных платежей в России начала формироваться в конце 90-х годов прошлого века, законодательное регулирование этого сегмента рынка долгое время осуществлялось нормативными актами, имеющими подзаконный характер.

Первый этап законодательного регулирования деятельности по приему платежей физических лиц был ознаменован принятием соответствующих изменений и дополнений к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности».

Статья 13.1 указанного Закона устанавливала порядок осуществления отдельных банковских операций коммерческими организациями, не являющимися кредитными организациями. Одним из основных требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц, являлось наличие одновременно существующих договорных отношений между кредитной организацией и лицом, реализующим услуги (работы), а также кредитной организацией и организацией, принимающей платежи. Другими словами, кредитная организация выступала непосредственным участником процесса осуществления платежными агентами деятельности по приему платежей физических лиц.

Принятие комментируемого Закона изменило сложившуюся практику, допустив к осуществлению деятельности по приему платежей физических лиц, организации и индивидуальных предпринимателей, работающих самостоятельно по прямым договорам с поставщиками товаров (работ, услуг). Комментируемый Закон, а также положения получившей новую редакцию ст. 13.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» закрепили разделение сфер интересов кредитных организаций и платежных агентов в области приема платежей физических лиц. Платежные агенты не вправе принимать платежи физических лиц, осуществляемые в рамках банковских операций и сделок. В то же время юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, заключившим соответствующий договор с кредитной организацией (банковским платежным агентам), предоставляется право принимать платежи физических лиц, в том числе связанные с исполнением отдельных банковских сделок.

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

1. Часть 1 ст. 1 определяет круг общественных отношений, регулирование которых осуществляется нормами комментируемого Закона.

В сферу действия Закона попадают отношения, возникающие между плательщиком – физическим лицом и платежным агентом по приему последним наличных денежных средств для осуществления последующих платежей по обязательствам плательщика. Через платежных агентов могут быть исполнены обязательства плательщика по оплате товаров (работ, услуг), возникшие в результате гражданско-правовых договоров, заключенных с юридическими лицами и (или) физическими лицами – индивидуальными предпринимателями (поставщиками) (например, оплата услуг связи, жилищно-коммунальные платежи и т. д.), а также органами государственной власти, органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями (например, оплата регистрационных сборов, пошлины и т. д.). Следует отметить, что комментируемый Закон впервые разрешил осуществлять прием платежей через платежных агентов за приобретенные товары, тогда как ранее действовавшее законодательство позволяло оплачивать через платежных агентов только услуги и работы, приобретаемые плательщиками.

2. В части 2 ст. 1 комментируемого Закона перечислены отношения, на которые положения настоящего Закона не распространяются:

во-первых, при осуществлении непосредственных наличных расчетов физических лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за реализуемые последними товары (работы, услуги). Следует отметить, что способ оплаты денежных обязательств физических лиц (непосредственно в кассу поставщика товаров (работ, услуг) или при участии платежного агента зависит исключительно от волеизъявления плательщика.

Исключение из приведенного положения составляют расчеты, осуществляемые плательщиком в связи с выплатой вознаграждения платежному агенту за услуги по приему платежей. Порядок определения размера вознаграждения платежного агента установлен ч. 2 ст. 3 комментируемого Закона;

во-вторых, при осуществлении расчетов между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, которые проводятся в рамках предпринимательской деятельности, не связанной с выполнением функций платежных агентов. В настоящее время действует нормативное ограничение, связанное с наличными денежными расчетами, осуществляемыми между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в рамках предпринимательской деятельности, по одному договору, заключенному между указанными лицами, в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.

Кроме того, не допускается осуществление денежных расчетов через платежных агентов с лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями. Комментируемый Закон не уточняет, какие именно виды профессиональной деятельности относятся к категории «частной практики», но можно предположить, что законодатель имел в виду профессиональную деятельность адвокатов и частных нотариусов;

в-третьих, при осуществлении наличных денежных расчетов с иностранными юридическими лицами, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательствами государств, в которых они учреждены;

в-четвертых, при осуществлении платежей в формах безналичных расчетов. В соответствии со ст. 862 ГК РФ к числу таких форм относятся расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Расчеты с использованием пластиковых карт также относятся к категории безналичных, и, следовательно, банковские пластиковые карты не могут быть использованы для оплаты денежных обязательств физических лиц через платежных агентов;

в-пятых, при осуществлении расчетов, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности. Статья 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» содержит исчерпывающий перечень банковских операций и других сделок, которые вправе совершать кредитная организация. Соответственно платежи, осуществляемые физическими лицами в рамках отношений, возникающих из банковских операций и банковских сделок, не могут производиться при посредстве платежных агентов. Действующее банковское законодательство предусматривает возможность привлечения к осуществлению отдельных банковских операций организаций, не являющихся кредитными, и индивидуальных предпринимателей (банковских платежных агентов), осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц на основании договора, заключенного с кредитной организацией.

ЦБ возьмется за платежных агентов

Уже в этом году Центробанк может начать наведение порядка на рынке операторов по приему платежей (платежных агентов). Предполагается разделение участников рынка на значимых и обыкновенных. Для того чтобы не иметь ограничений по объему платежей, агенту необходимо обзавестись чистыми активами не ниже 30—50 млн. руб. и стать значимым. Кроме того, ЦБ сможет ограничивать объемы платежей недобросовестных компаний, не исполняющих его предписания.

О том, что ЦБ определился с будущими требованиями к платежным агентам, «Ъ» рассказали источники, близкие к регулятору. В настоящий момент Минфин разрабатывает законопроект, расширяющий перечень поднадзорных Банку России некредитных финансовых организаций. Текст был опубликован на едином портале размещения информации.

По аналогии с операторами платежных систем ЦБ начнет вести реестр платежных агентов и собирать их отчетность. Помимо реестра Банк России также получит законодательное право ограничивать объемы платежей операторов в случае неисполнения его предписаний. Кроме того, ограничение на объемы переводов будут установлены и в зависимости от того, к какой категории будет отнесен платежный агент. Предполагается, что регулятор разделит всех операторов на обычных и значимых. К последним будут отнесены платежные агенты, размер чистых активов которых будет превышать установленное регулятором значение. Как стало известно «Ъ» от источников, близких к регулятору, в настоящее время обсуждается порог в 30—50 млн. руб. Кроме того, при определении числа значимых агентов будут учитываться их обороты. Однако конкретные планки Центробанку еще предстоит разработать. У значимых операторов, в отличие от обычных агентов, ограничений оборотов по верхней планке не будет. Однако в случае, если значимый оператор нарушит требования регулятора (например, по активам или же снизится его ежемесячный оборот ниже установленного для значимых агентов порога) и выпадет из «значимого» списка, ему придется ограничить объем операций до уровня, установленного ЦБ для всех остальных агентов.

По оценкам экспертов, к значимым операторам могут быть отнесены порядка 10 компаний. Предполагается, что ЦБ будет проводить в них плановые инспекционные проверки не чаще одного раза в год. По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, принятие данных поправок планируется до конца весенней сессии. При этом сам закон вступит в силу по истечении 180 дней со дня его опубликования. Таким образом, уже этом году агенты могут попасть под новые правила регулирования.

Ранее участники рынка уже сообщали о намерении регулятора утвердить требования по размеру чистых активов (стоимость имущества компании, аналог капитала банка) для платежных агентов (см. «Ъ» от 28.10.2013). Однако тогда речь шла о создании «нижнего» порога активов до 10 млн. руб., который мог отсеять с рынка часть мелких игроков. Поправки в текущей версии минимального порога по активам не предполагают.

Кроме того, поправки предлагают дополнить Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) статьей о приеме платежей физлиц. В случае нарушений законодательства о приеме платежей физлиц «обычный» агент может получить предупреждение или штраф от 10 до 30 тыс. руб. для должностных лиц и от 30 до 100 тыс. руб. — для юридических. Для «значимых» операторов штрафы выше — от 30 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 до 300 тыс. руб. для юридических.

Опрошенные «Ъ» участники рынка в целом положительно отнеслись к инициативе Минфина. «В создании подобных поправок есть смысл, так как регулятор будет пристальнее следить за крупными игроками, — рассуждает председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Борис Ким. — Ведь в случае, если у них появятся проблемы, это может отразиться на всем рынке». Руководитель еще одной компании — оператора по проведению платежей также уверен, что поправки пойдут на пользу рынку: «чем выше требования, тем выше стандарт клиентского обслуживания, к тому же, с рынка должны уйти мелкие недобросовестные игроки». По словам участников рынка, регулятор постоянно сталкивается с жалобами населения на многочисленные нарушения операторов по приему платежей. «Стандартная жалоба: человек заплатил через терминал, и теперь не может найти свои деньги. Что это был за агент, какой агент, где его искать — не указано. Поэтому навести прядок на рынке давно пора», — рассказывает источник «Ъ», знакомый с ходом обсуждения законопроекта. Оперативно получить комментарии в ЦБ по данному вопросу не удалось.

Валерия КОЗЛОВА

Платежные агенты и банковские платежные агенты

Определение платежных агентов дано в Законе о платежных агентах.

В соответствии со ст. 2 Закона платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые занимаются деятельностью по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью но приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств последнего перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств за минусом комиссионного вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

В соответствии с Законом о платежных агентах платежными агентами являются операторы по приему платежей и платежные субагенты.

Оператором по приему платежей является юридическое лицо, заключившее с поставщиком товаров (работ, услуг) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежным субагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, основное отличие оператора по приему платежей от платежного субагента заключается в том, что первый взаимодействует с поставщиком товаров (работ, услуг) напрямую, а платежный субагент — только через оператора по приему платежей. При этом платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей (т.е. заключать последующие субагентские договоры).

Требования, предъявляемые к деятельности операторов по приему платежей и платежных субагентов, состоят в следующем.

1. Оператор по приему платежей должен заключить с поставщиком товаров (работ, услуг) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков — физических лиц в целях исполнения их денежных обязательств перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком.

Аналогичный договор должен быть заключен между оператором по приему платежей и платежным субагентом с той лишь разницей, что платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями п. 2 ст. 1009 ГК о передоверии полномочий.

2. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после его постановки на учет в Росфинмониторинге и согласования правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей на сумму, превышающую 15 тыс. руб., по достижении которой начинается «противо- легализационный» контроль, а поэтому на него не возложена обязанность по постановке на учет в Росфинмониторинге и по согласованию правил внутреннего контроля.

  • 3. Операторы по приему платежей и платежные субагенты обязаны использовать специальные банковские счета для зачисления на них наличных денежных средств, полученных от физических лиц, и для осуществления последующих расчетов с поставщиком. По таким специальным банковским счетам могут осуществляться только следующие операции:
    • а) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
    • б) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
    • в) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика1;
    • г) списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций по специальному банковскому счету

платежного агента не допускается. Например, с такого счета нельзя списывать денежные средства на счета по вкладам (депозитам) или для оплаты банковских комиссий. На специальный банковский счет нельзя зачислять денежные средства с расчетных и иных «неспециальных» банковских счетов.

Платежные агенты обязаны сдавать в кредитную организацию все полученные от плательщиков наличные денежные средства для их зачисления на специальные банковские счета.

  • 4. Операторы по приему платежей и платежные субагенты обязаны использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой тех-
  • 1 Поставщик товаров, работ, услуг при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом от физических лиц в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться только следующие операции: а) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; б) списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика запрещено.

ники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

  • 5. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.11.2010 № 920 операторы по приему платежей и платежные субагенты не вправе принимать:
    • а) лотерейные ставки (за исключением всероссийских государственных лотерей, проводимых в режиме реального времени);
    • б) платежи за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее;
    • в) ставки для участия в азартных играх.
  • 6. Операторы по приему платежей и платежные субагенты при приеме платежей физических лиц вправе использовать платежные терминалы, функционирующие в автоматическом режиме. Требования, предъявляемые к платежным терминалам, установлены в ст. 6 Закона о платежных агентах.

В силу ч. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах кредитные организации не вправе выполнять функцию операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. Соответственно, операторы по приему платежей и платежные субагенты не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями сг. 14 Закона о НГ1С.

Банковским платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией на основании агентского договора в целях оказания услуг по переводу денежных средств.

Смысл деятельности банковского платежного агента — выполнение от имени кредитной организации трех функций:

  • а) принятие от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств;
  • б) предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности их использования;
  • в) проведение в соответствии с требованиями Закона о противодействии отмыванию доходов идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа.

Банковским платежным субагентом может быть юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которое привлекается банковским платежным агентом на основании субагентского договора в целях оказания услуг по переводу денежных средств.

Правом на использование услуг банковского платежного субагента обладают только банковские платежные агенты, являющиеся юридическими лицами, если такое право предусмотрено в агентском договоре с кредитной организацией. Банковские платежные агенты — индивидуальные предприниматели не вправе привлекать для осуществления своей деятельности банковских платежных субагентов. При этом банковский платежный субагент осуществляет свои функции от имени кредитной организации. Функции банковского платежного субагента следующие:

  • а) принятие от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств в суммах, не требующих идентификации физического лица в соответствии с Законом о противодействии легализации;
  • б) предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности их использования в случаях, не требующих идентификации физического лица в соответствии с Законом о противодействии отмыванию доходов.

Банковскому платежному субагенту запрещено заключать последующие субагентские договоры.

Банковский платежный агент и банковский платежный субагент обязаны использовать специальные банковские счета для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств. По такому счету могут осуществляться только следующие операции:

  • а) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
  • б) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);
  • в) перечисление денежных средств на банковские счета.

Осуществление иных операций, помимо перечисленных, но специальному банковскому счету платежного агента (субагента) не допускается.

Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты вправе использовать в своей деятельности платежные терминалы и банкоматы, соответствующие требованиям Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Таким образом, основное отличие между банковским платежным агентом и банковским платежным субагентом состоит в том, что банковский платежный агент взаимодействует напрямую с кредитной организацией, а банковский платежный субагент — только с банковским платежным агентом. Второе важное отличие — ограниченный функционал банковских платежных субагентов: они могут осуществлять только те операции, которые согласно Закону о противодействии отмыванию доходов не требуют идентификации физического лица.

  • Такая формулировка исключает прием платежным агентом в пользу поставщика безналичных платежей, например, с использованием банковских платежных карт. Прием подобных платежей не разрешен и банковским платежным агентам.
  • Поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги, в том числе за жилое помещениеи коммунальные услуги), а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими соответствующих функций.
  • Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику — физическому лицу, установлены ст. 5 Закона о платежных агентах.
  • Специальные требования к выдаваемым ими кассовым чекам установлены ч. 10—13ст. 14 Закона о IIПС.

Некоторые схемы ведения бизнеса предусматривают прием оплаты от клиентов через посредников, располагающих сетью касс или технической возможностью для приема платежей. Данные посредники относят к категории платежных агентов, деятельность которых регламентируется законодательством.

Платежные агенты: понятие и виды

Действующее законодательство четко определяет: платежные агенты – это юридические лица (кроме кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц от физлиц и не оказывающих им иных услуг. Именно последний критерий в определении позволяет отграничить платежных агентов от иных категорий получателей платежей в пользу третьих лиц, например, курьерских служб, обслуживающих интернет-магазины. Не подпадает под это определение и деятельность по реализации товаров по каталогам, продажи карт оплаты и т.д.

Платежные агенты могут быть двух типов:

  • Оператор по приему платежей – агент-юрлицо, работающий напрямую с получателем платежей;

  • Платежный субагент – агент (юрлицо, ИП), работающий по договору с оператором по приему платежей, в рамках заключенного таким оператором договора с поставщиком товаров или услуг.

Нормативно-правовую базу деятельности агентов образует специальный Федеральный закон №103 о платежных агентах (закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ, ред. от 18.04.2018). Этот правовой акт определяет, кто такие платежные агенты, а также содержит все требования к организациям и ИП, имеющим этот статус, регламентирует порядок их работы.

Платежный агент по приему платежей: требования

Для осуществления деятельности по приему платежей в пользу третьих лиц агент должен соблюдать следующие требования:

  • Открыть специальный счет для приема платежей. Средства данного счета расходуются исключительно для перечисления их поставщику, а также для удержания агентского вознаграждения. Последнее подлежит перечислению на основной счет агента только после расчета с принципалом;

  • Обеспечивать обязательную идентификацию плательщика;

  • Зачислять все наличные средства (поступившие в пользу третьих лиц) по окончании смены на специальный счет;

  • Обязательно использовать контрольно-кассовую технику в порядке, регламентированном действующим законодательством в этой сфере.

Прием платежей физических лиц платежными агентами осуществляется в рамках агентского договора с поставщиком, требования к которому содержатся в Гражданском кодексе РФ. При отсутствии такого договора агент не вправе принимать платежи, при этом важно, чтобы в договоре было обозначено: за какие товары или услуги агент уполномочивается получать оплату.

Обязательное условие работы платежного оператора – постановка на учет в Росфинмониторинге. Требований к учету для субагентов закон о платежных агентах не содержит, но их работа может быть проверена уполномоченным ведомством в рамках контрольных мероприятий, проводимых в отношении платежного оператора, с которым они работают.

Отметим, что постановка на учет в Росфинмониторинг предусматривает соблюдение всех требований законодательства по противодействию финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем. В организации должны быть разработаны соответствующие инструкции, а ответственные лица – пройти специальную подготовку.

Платежный агент: пример

Наибольшее распространение прием платежей через агентов получил в сфере ЖКХ. Управляющие компании и поставщики коммунальных услуг часто прибегают к их помощи для сбора платежей с населения т.к. такая схема позволяет с минимальными затратами сформировать удобную платежную сеть. Поставщик может работать как с одним, так и с несколькими агентами. При этом законодательство предусматривает обязательное уведомление клиентов о том, какие есть уполномоченные платежные агенты: список их размещается на официальном сайте поставщика и портале ]]>ГИС ЖКХ]]>.

Кроме того, прием платежей по агентской схеме востребован в интернет-торговле, т.к. обеспечивает прием платежей без подключения к платежным системам, в том числе снимает необходимость применения онлайн-касс.

Платежные агенты для интернет-магазина, список которых можно найти на множестве специализированных сайтов, могут быть как представителями определенной платежной системы, например, «ЯндексКасса» на платформе «ЯндексДеньги», либо представлять собой их агрегатор, к примеру, «Робокасса» или «Единая касса». Вне зависимости от вида, принцип работы электронных платежных агентов, а также требования к ним, аналогичны принципам и требованиям для агентов, работающих вне интернета.

Агенты и расчётные центры в исполнении №54-ФЗ

Январь 21, 2019

Портал PPT.ru опубликовал статью «Онлайн-кассы для услуг населению через интернет», в которой рассказывается о том, как в рамках закона должны действовать те, кто принимают платежи за оказанные услуги через агрегатор платежей.

Преимущественно, в статье речь идёт о тех, кто оказывает услуги дистанционно, через интернет и не имеет прямых расчётов с получателями услуги. В сфере ЖКХ хоть сама услуга и предоставляется очно, но момент расчёта происходит позже момента её оказания и оплата происходит, как правило, безналичным способом. Поэтому три пункта статьи для управляющих организаций актуальны.

  1. Оплата через агента

В статье сказано, что при расчётах через платёжного агента обязанность применять онлайн-кассу и выдавать чек ложится на агента, так как именно на его расчётный счёт приходят деньги плательщиков. «В таком чеке, кроме всех остальных обязательных реквизитов, должны быть указаны данные фактического продавца и признаки агента. <…> Если после приёма денежных средств покупателя они перечисляются продавцу через расчётный счёт компании, то и чек необходимо выдавать от той организации, которая приняла деньги», — сказано в тексте.

Автор прав, фискализация данных действительно ложится на платёжного агента. Однако, сам факт вызывает закономерное недоумение. В реквизитах чека должны быть указаны наименования услуг, их цена, стоимость, налоговая ставка и некоторые другие данные. Откуда у платёжных агентов такая информация об услугах в сфере ЖКХ? Как они будут её получать? Пока ответа на эти вопросы нет, мы не уверены в подготовке агентов к 1 июля 2019 года.

  1. Оплата через расчётный центр

При оплате через расчётный центр, то есть, когда деньги принимает агрегатор, а управляющая организация получает их хоть и через посредника, но на свой счёт, применять ККТ обязана сама организация. В статье приводится следующее объяснение: «…агрегатор просто подставляет необходимые реквизиты продавца, платёжные реквизиты карты покупателя и выступает в роли оператора услуг платёжной инфраструктуры, статус которого определен Федеральным законом № 161-ФЗ».

По № 54-ФЗ, бухгалтер управляющей организации обязан выставить чек в течение суток с момента поступления платежа на расчётный счёт. Таким образом, расчётные центры должны обеспечить ежедневное получение бухгалтерами реестров платежей, чтобы те могли сформировать чек в установленный законом срок.

  1. Оплата через банк

В статье упоминается Письмо Минфина от 28.04.2017 № 03-01-15/26324, в котором даются разъяснения по расчётам через банк. Так, мы понимаем, что № 54-ФЗ не предусматривает особых условий (исключений) применения ККТ для продавцов при оплате покупателем товара посредством платежного поручения через кредитную организацию. Закон освобождает банки и кредитные организации от исполнения, а значит, применять онлайн-кассу необходимо самой управляющей организации. Несмотря на то, что отправитель средств получит от банка квитанцию об их переводе на соответствующий расчётный счёт, нужно учитывать, что это — не фискальный документ, а значит, не имеет ничего общего с законом об онлайн-кассах.

«…на практике это означает, что все поставщики коммунальных услуг должны будут рассылать кассовые чеки потребителям после вступления соответствующих норм в силу», — отмечается в тексте. Заметим, что осуществлять отправку нужно лишь в случае, если вы имеете контактные данные плательщика. В иных случаях жилец может получить чек при обращении в организацию, то есть, при первом взаимодействии. Такое разъяснения дают представители УФНС.