Банкротство авиакомпании

Ограничения на полеты из-за коронавируса обойдутся российским авиакомпаниям не менее чем в 70 млрд руб. Общемировые потери перевозчиков могут превысить $110 млрд Читать в полной версии Фото: Евгений Агошков / ТАСС

Убытки российских авиакомпаний от ограничения полетов в Китай, Израиль, Италию, Испанию, Францию, Германию и другие страны из-за пандемии COVID-19 могут составить 70–100 млрд руб. в 2020 году. Об этом РБК сообщил источник, близкий к Росавиации, а также в одной из крупных авиакомпаний.

Ограничение полетов во все страны Евросоюза

Вечером в пятницу, 13 марта, Россия сообщила об ограничениях на полеты уже во все страны Евросоюза, за исключением их столиц. Изменения вступают в силу с 16 марта. Оставшиеся рейсы будут выполнятся только из аэропорта Шереметьево.

Выручка крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот» от полетов из России в Европу и обратно в 2019 году составила 145,9 млрд руб., это 26,2% выручки компании от регулярных пассажирских перевозок. Но на столицы европейских стран, полеты в которые не подпадают под запрет, приходится более половины выручки, отметил источник, близкий к «Аэрофлоту».

В 2019 году в 27 стран Европы, а также в Норвегию и Швейцарию, с которыми Россия ограничивает авиасообщение, выезжали 16,98 млн россиян (самолетами — 9,2 млн), следует из данных погранслужбы ФСБ. Это 35,4% от числа россиян, выезжавших за границу в прошлом году (48 млн человек). РБК направил запрос представителю оперативного штаба о том, планируются ли ограничения поездок в Европу автотранспортом и по железной дороге.

Финляндия стала лидером по числу поездок россиян — почти 4 млн человек (данные учитывают все пересечения границы, в том числе наземным транспортом на личных автомобилях, автобусами и т.д.). Самолетами в эту страну добирались 194,1 тыс. человек. Из не граничащих с Россией стран наибольшее количество поездок — 1,4 млн — в 2019 году было зафиксировано в Германию, авиасообщение с которой уже было частично ограничено. В Швейцарии побывали 253 тыс. россиян, в Норвегии — 138 тыс. россиян.

Сколько потеряют перевозчики

По информации источника в авиакомпании, на одном из недавних совещаний в Минтрансе была названа оценка потенциальных потерь российских перевозчиков из-за приостановки полетов — примерно 100 млрд руб. Собеседник РБК, близкий к Росавиации, сообщил об оценке убытков в 70 млрд руб. от всех введенных ограничений в 2020 году. Только из-за запрета полетов в Китай авиакомпании уже могли недосчитаться 10,5 млрд руб. (6 млрд — «Аэрофлот», еще 4,5 млрд — остальные компании).

Сокращение прямой выручки российских авиакомпаний от закрытия только европейских направлений (Германия, Франция, Испания и Италия) может составить 60 млрд руб., сказал РБК эксперт авиационной практики консалтинговой компании Bain & Company Сергей Зайцев. При расчетах были взяты за основу объем перевозок по семи крупнейшим российским перевозчикам в эти страны с марта до конца сентября 2019 года и средний уровень дохода от перевозок на кресло-километр.

«Приостановка эксплуатации самолетов, задействованных на данных направлениях, позволит не нести переменные затраты (их размер изменяется в зависимости от объема предоставленных услуг и товаров. — РБК), которые обычно составляют около 40–50%, в том числе керосин, аэропортовые сборы, обслуживание пассажиров, переменная часть зарплат экипажей (привязана к количеству полетов)», — замечает Зайцев. Однако приостановка полетов приведет к потере доходов от трансферных пассажиров, которые могут составлять от 5 до 20% выручки в зависимости от масштабов сети авиакомпании, добавляет он.

В результате общие потери семи крупнейших авиакомпаний России от приостановки полетов в европейские страны могут составить до 45 млрд руб., заключает эксперт.

Собеседники РБК подчеркивают, что провести оперативные и точные подсчеты крайне трудно из-за еженедельно обновляющейся информации об ограничениях и отсутствия единой методики расчета убытков.

Из-за распространения коронавируса, которое Всемирная организация здравоохранения 11 марта признала пандемией, авиакомпании отменили основную часть рейсов в Италию, Испанию, Францию, Германию, оставив лишь полеты в столицы этих стран и еще несколько городов, а также в Израиль. По данным ТАСС, речь идет об отмене 700 рейсов в неделю. В феврале было ограничено авиасообщение с Китаем, Южной Кореей и Ираном, первыми государствами, где была зафиксирована вспышка этого вируса.

Европейские страны, в которые 11 марта были приостановлены полеты, входят в число самых популярных у российских туристов и высокомаржинальных для перевозчиков. Из 34,6 млн турпоездок, которые россияне, по данным Росстата, совершили в январе—сентябре 2019 года за рубеж, 15,6%, или 5,4 млн, приходилось на долю КНР, Италии, Германии, Испании, Франции, Израиля и Южной Кореи. В Иран, по подсчетам аналитиков, был незначительный поток туристов. Китай к тому же играет большую роль в транзитных перевозках авиакомпаний, в частности «Аэрофлота».

В российском Министерстве транспорта официально не назвали сумму убытков авиаотрасли из-за закрытия направлений. В середине февраля, когда вводились ограничения только на рейсы в Китай, Минтранс предлагал выплатить компаниям 1,6 млрд руб. компенсаций.

Потери авиакомпаний в 2020 году вполне могут составить 70 млрд руб. или даже превысить эту сумму, прокомментировал приводимые расчеты исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Чартерные авиакомпании могут оценивать стоимость и рентабельность программ, которые придется отменить, но могут переориентировать флот на другие направления, указывает эксперт. «С регулярными перевозками несколько сложнее, так как реальную рентабельность можно оценить только по выполненным рейсам, исходя из фактической занятости кресел, фактической выручки от продажи билетов и дополнительных услуг. Кроме того, авиакомпании могут потерять пассажира несколько раз: есть клиенты, которые следовали из КНР в пункты в ЕС с пересадкой в России», — указал Пантелеев.

РБК направил запросы в Минтранс, а также в пресс-службы авиакомпаний «Аэрофлот», S7, «Победа» и «Уральские авиалинии».

Эксперты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) отмечали, что мировые авиакомпании из-за коронавируса могут недосчитаться от $63 млрд до $113 млрд выручки от перевозки пассажиров в 2020 году.

Как Россия ограничивала авиасообщение:

  • в Китай — с 1 февраля;
  • в Южную Корею и Иран — с 28 февраля;
  • в Италию, Испанию, Францию и Германию — с 13 марта.
  • в другие страны Евросоюза, Швейцарию и Норвегию — с 16 марта.

Как компании могут сократить издержки

«Текущий кризис гораздо сильнее масштабного падения финансовых результатов отрасли при кризисе 2001 года, когда мировые авиаперевозчики потеряли 8 п.п. маржинальности и она упала до 4%. В 2020 году падение может достигнуть 20 п.п. Точная цифра зависит от сценария развития событий», — передал РБК через пресс-службу президент «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков.

«Убытки неизбежны, и сейчас главное — не заниматься их подсчетом, а успеть принять меры, которые смягчат удар и спасут отрасль», — добавил он. Самая очевидная мера — снизить НДС при полетах из регионов в Москву в течение всего 2020 года. Это поможет вернуть отрасли 3–4 п.п. маржи и сохранить авиасообщение в стране, заключил Пермяков. Сейчас НДС на полеты в Москву и Московскую область (Жуковский) составляет 10%, для полетов в обход столицы налог был обнулен в апреле 2019 года.

«Не так важно, сколько авиакомпании потеряют. Важно то, что авиакомпании будут вынуждены самостоятельно справляться с кризисом, потому что механизмов государственной поддержки нет», — отметил источник в другой крупной авиакомпании.

Для оптимизации затрат при сокращении полетов авиакомпании должны будут провести работу как со всеми внешними контрагентами и провайдерами услуг, включая лизингодателей и аэропорты, так и с персоналом, говорит Зайцев. Заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие российские авиакомпании, кроме «Аэрофлота») Борис Шокуров ранее говорил РБК, что авиакомпании будут сокращать издержки при аренде самолетов, договариваясь с лизинговыми компаниями о снижении лизинговой ставки и рассрочке платежей. К тому же идут переговоры о сдвиге поставок новых самолетов на более поздний срок, добавил он.

Москва. 30 октября. INTERFAX.RU – «Трансаэро», до сих пор исправно осуществлявшее исполнение обязательств по своим облигациям, впервые допустило технический дефолт.

Согласно данным Московской биржи, технический дефолт допущен по бондам серии БО-03 номинальным объемом 3 млрд рублей.

Компания должна была осуществить выплату в счет 8-го купона облигаций биржевых облигаций данной серии. Ставка по 8-му купону бондов составляла 12% годовых. Размер выплаты должен был составить 29,92 рубля на одну облигацию номиналом 1 тыс. рублей. Таким образом, компания не выплатила 89 млн 760 тыс. рублей.

«Трансаэро» в октябре 2013 года разместила 3-й выпуск биржевых бондов на 3 млрд рублей. Пятилетние облигации имеют 20 квартальных купонов. Ставка 1-8-го купонов установлена в размере 12% годовых.

Дата погашения займа — 25 октября 2018 года. Ставка 9-11-го купонов 23 октября установлена в размере 16% годовых. Ближайшая оферта должна быть исполнена 2 ноября.

В обращении также находится 2-й выпуск биржевых облигаций компании на сумму 2,5 млрд рублей с погашением 20 декабря 2016 года. По выпуску предусмотрена оферта с исполнением 24 декабря.

Источник в банковских кругах ранее сообщил «Интерфаксу», что бонды «Трансаэро» есть у широкого круга инвесторов. «Инвесторы разные, их много, много и физлиц», — сказал он.

Правительство приняло решение, что авиакомпания «Трансаэро» будет обанкрочена, с 1 октября авиаперевозчик закрыл продажу билетов.

Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила письмо министру транспорта РФ Евгению Дитриху с просьбой продлить мораторий на банкротство еще на 6 месяцев. Напомним, что Правительство РФ запретило кредиторам банкротить компании, работающие в отраслях, сильнее всего пострадавших из-за пандемии коронавируса. Мораторий был введен в апреле 2020 года, и срок его действия заканчивается в октябре. Однако эксперты относятся скептически к возможному банкротству авиакомпаний, указывая на ряд определенных причин.

АЭВТ сообщила, что авиационная отрасль до сих пор не восстановилась в полной мере, а потому продление запрета на банкротство авиакомпаний помогло бы сохранить их финансовую стабильность. Сама Ассоциация сообщила, что за I полугодие 2020 года воздушные перевозчики остались в убытке на 121 млрд руб., а к концу года они могут увеличиться до 300 млрд руб. Для сравнения: в 2019 году убытки авиакомпаний составили 38 млрд руб., которые поэтапно сокращались.
Причиной убытков стало снижение пассажиропотока из-за коронавируса и высокие цены на керосин. Негативным фактором стал и рост курса валют, на котором «завязаны» лизинговые сделки. Восстановить авиационную отрасль не смогли даже удешевившиеся до 30 % билеты на воздушные перевозки.
За продление моратория на банкротство выступал и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Экономисты, предприниматели и арбитражные управляющие по-разному отнеслись к такой идее. Одни считают, что это только продление неизбежной «смерти» компаний, в то время как кредиторы находятся на невыгодном положении и тоже рискуют уйти из бизнеса из-за недостаточности средств. Другие считают, что мораторий, напротив, поможет предпринимателям восстановиться и наладить производство / оказание услуг / продажи.

Несмотря на просьбы АЭВТ и пока действующий мораторий, руководители и владельцы ранее обанкротившихся авиакомпаний привлекаются к субсидиарной ответственности. В Арбитражном суде Республики Татарстан появился иск против Рашида и Светланы Мурсекаевых, бывших контролирующих лиц несостоятельного «ВИМ-Авиа». Их обвиняют в хищении денег пассажиров. По версии следствия, авиакомпания продавала билеты на рейсы, хотя знала, что не сможет их осуществить из-за нехватки топлива. Средства «ВИМ-Авиа» выводились за рубеж, и в результате правоохранители пришли к выводу, что воздушного перевозчика обанкротили преднамеренно. А потому всегда есть риск, что мораторий на банкротство может послужить хорошим прикрытием для нелегальных сделок.
В свою очередь, ДОЛГ.РФ направил запрос об оценке инициативы в крупнейшие авиакомпании России. В «Уральских авиалиниях» сообщили, что они поддерживают запрос АЭВТ. Но сам воздушный перевозчик с марта 2020 года реализует собственную антикризисную программу, включающую взаимодействие с банками и иными кредитными организациями, чтобы не допустить просрочек по выплате займов. В «Уральских авиалиниях» подчеркнули, что за 27 лет существования авиакомпания ни разу не допустила просрочек по кредитам. Остальные участники рынка на момент публикации на запросы не ответили.
Об отсутствии смысла банкротства авиакомпаний сообщил Анатолий Вакуленко, аналитик ГК «ФИНАМ». Действующие авиакомпании — это и налоги в бюджеты всех уровней, и многочисленные рабочие места, и обеспечение транспортной доступности ряда регионов страны, и загрузка других отраслей, которые снабжают воздушные перевозки необходимыми товарами и услугами. Аналитик считает, что государство не ограничится только продлением моратория. Так, авиационную отрасль поддержат регулированием цен на топливо, льготами по аэропортовым сборам и ослаблением санитарных требований для перевозок.
Светлана Ковалевская, эксперт системы «Актион Бухгалтерия», считает, что мораторий на банкротство продлят не всем, а только компаниям из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. Если судить по оценкам «Национальных кредитных рейтингов» (НКР), то самыми уязвимыми в российской экономике считаются отрасли авиаперевозок, коммерческой недвижимости, добычи угля и машиностроения. Для их полного экономического восстановления понадобится более 5 лет. Остальные же предприятия, в том числе малый бизнес, вряд ли смогут рассчитывать на дополнительные льготы. Системообразующие предприятия государство будет поддерживать.
К числу пострадавших отраслей Правительство РФ может отнести и сферу выездного туризма, эстрадно-концертную деятельность, считает Вадим Резниченко, руководитель направления арбитражной и корпоративной практики, финансовых рынков юридической компании a.t.Legal. Он напомнил, что мораторий на банкротство не является «панацеей» от неблагоприятных экономических последствий для бизнеса. Для стабилизации экономики требуется комплекс социальных, экономических, правовых и иных мер, действующих согласованно. К числу таких мер стоит отнести: льготное кредитование, государственный заказ, прямое финансирование и иные меры.
Ранее ДОЛГ.РФ сообщал, что в Торгово-промышленной палате РФ прошла презентация и первое обсуждение поправок в закон о несостоятельности (банкротстве) в части, касающейся инструментов санации. Отмечалось, что в документе прописаны «революционные» для России инструменты досудебного оздоровления предприятий, столкнувшихся с финансовыми трудностями.

Обновлено: 24 января 2020 # Банкротство

Самые громкие банкротства авиакомпаний

Банкротство авиаперевозчика ВИМ-Авиа затронуло 196000 пассажиров. Многие туристы просрочили вылет на 2–5 суток.

Навигация по статье

  • Какие авиакомпании разорились в 2020 году
  • Почему банкротятся крупнейшие авиаперевозчики
  • Рейтинг безопасности авиакомпаний мира

Замедление темпов экономического роста негативно сказалось на положении дел у авиаперевозчиков, часть из которых уже признали себя банкротами, а другие готовятся это сделать в 2019 году. Разорившиеся авиакомпании называют причиной краха рост цен на топливо и стремительное падение спроса на перелеты.

Чтобы выяснить, чего ждать от перевозчиков, следует познакомиться с причинами банкротства, заранее обезопасить себя от сотрудничества с проблемными компаниями и изучить список наиболее надежных представителей отрасли.

Какие авиакомпании разорились в 2020 году

Согласно статистическим данным, в 2018 году прекратили работу 20 авиакомпаний. В список попали такие мировые перевозчики, как:

  • Cobalt Air (Кипр);
  • Alitalia (Италия);
  • Primera Air (Дания) и др.

Обанкротившиеся в России компании пополнила ВИМ-Авиа, повторившая печальную судьбу некогда популярных:

  • Трансаэро;
  • Air Union;
  • КД Авиа;
  • Авианова;
  • АК Кубань;
  • Московия;
  • Былина;
  • АК Татарстан;
  • АК Барс Аэро;
  • Когалымавиа;
  • РусЭйр.

Первые тревожные признаки были замечены в ВИМ-Авиа в 2017, когда перевозчик впервые приостановил рейсы, из-за возникших финансовых проблем. Впоследствии, ситуация ухудшилась, и компания разорилась в 2018, о чем официально объявил суд Татарстана.

Если в 2018 в России только одна авиакомпания обанкротилась, то в 2019 году их может быть больше – экономическая ситуация в стране нестабильна.

Почему банкротятся крупнейшие авиаперевозчики

Ситуация с авиаперевозчиками в мире и в России схожа, но в РФ она усугубляется девальвацией рубля и снижением уровня доходов граждан, что отрицательно сказывается на их потребительских возможностях и мобильности.

Аналитики АЭВТ – Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта – выделили следующие причины участившихся банкротств:

  1. Сложная геополитическая ситуация. Преодолев кризис 2009, авиакомпании РФ начали стремительно развиваться, закупая воздушные суда, нанимая персонал и наращивая частоту рейсов, но в 2014 случилось то, что спрогнозировать заранее было нельзя. Вместо ожидаемого роста пассажиропотока, который позволил бы погасить долги и оправдать вложения, случился спад – США и Европа ввели санкции, а небо Украины, Египта и Турции закрыли для полетов российских самолетов. Из-за этого авиаперевозчики РФ понесли серьезные убытки, а Трансаэро и UTair оказались на пороге краха. Последнюю спасли государственные субсидии, но банкротство авиакомпании Трансаэро предотвратить не удалось.
  2. Экономическая ситуация. Не оправившись после событий 2014, авиаперевозчики воспрянули духом в 2017, когда пассажиропоток увеличился за счет частичного снятия санкций. Но это не компенсировало понесенных потерь, а в 2018 ситуация ухудшилась – ослабление курса национальной валюты уменьшило платежеспособность граждан, которые теперь вынуждены экономить и меньше летать самолетами.
  3. Ужесточение конкуренции. На фоне кризиса среди авиаперевозчиков разразилась борьба за выживание. Будучи вынужденными демпинговать цены, компании понесли серьезные убытки, так как доходы от перелетов сократились.
  4. Рост цен на топливо. Стоимость авиационного керосина в 2018 выросла на 40%. В сочетании с ростом стоимости техобслуживания – это усилило негативное влияние экономических факторов, вызвав повышение себестоимости.
  5. Сезонность. Повышение цен на керосин произошло в момент, когда перевозчики уже продали большую часть билетов на летний сезон 2018 г. (как правило, приносящий прибыль). Компенсировать эти потери путем поднятия цен на стоимость перелетов уже не удастся до лета 2019 года, да и увеличить тарифы будет проблематично, если не возрастут доходы граждан.

Авиакомпания-банкрот ВИМ-Авиа не выдержала давления перечисленных факторов в 2018 г., но специалисты уверены – это не конец. Поэтому перевозчиков мучает вопрос о том, а кто следующий разориться, и в 2019 году признает себя банкротом.

Независимые эксперты считают – в зоне рисков находятся все российские компании, за исключением «Аэрофлота», и обращают внимание на 2 тревожных признака будущих проблем:

  1. Число пассажиров выросло, хотя экономических причин для этого нет, что выступает признаком раздуваемого в авиаотрасли «финансового пузыря». Наблюдаемый рост называют восстановительным, но из-за того, что благосостояние не улучшилось, ожидать положительной динамики развития нельзя.
  2. Авиакомпании с трудом сводят концы с концами за счет госпрограмм субсидирования, но бюджет страны не выдерживает давления негативных внешних факторов, из-за чего суммы субсидирования могут быть существенно сокращены.

Рейтинг безопасности авиакомпаний мира

Аудиторская компания Jacdec из Германии уже 13-й год подряд публикует рейтинг 100 наиболее безопасных авиакомпаний мира из разных стран. Jacdec проводит анализ всех глобальных перевозчиков на воздушном транспорте, вне зависимости от того, ориентируются они на экономные полеты или рассчитывают на заработок с представителей бизнес-класса.

ТОП-10 авиаперевозчиков из этого списка в 2019 выглядит следующим образом:

В ТОП-100 вошли представители российских авиалиний, среди которых:

  • «Россия» на 47 месте;
  • «Аэрофлот» на 76;
  • «Уральские авиалинии» на 81;
  • S7 Airlines на 98.

При составлении рейтинга, Jacdec ориентируется на Safety Risk Index, опирающийся на такие показатели, в числе которых:

  • общее число катастроф и их последствия;
  • особенности рабочих условий (инфраструктура аэропортов, климатическая зона и пр.);
  • результаты деятельности авиаперевозчиков (возраст воздушных судов, маршруты, показатели аудита IOSA и ICAO).

Часть экспертов обвиняют авторов индекса в несостоятельности, ведь они обосновывают выводы на анализе уже свершившихся событий и текущих оперативных данных прошедшего времени, будучи не в силах предоставить объективные сведения о будущей безопасности и рисках для пассажиров.

Однако, более совершенного критерия, чем Safety Risk Index, пока не придумали, а поскольку он включает в себя анализ 33 различных факторов, то на текущий момент – это лучший ответ на довольно сложный вопрос относительно безопасности полетов самолетами гражданской авиации.

За последние 5 лет в странах Содружества прекратили свое существование более 25 авиакомпаний. Пик пришелся на 2011 г.

Именно тогда остановили полеты два первых российских дискаунтера – «Авианова» и «Скай экспресс». Несмотря на рост пассажиропотока, западная модель экономных перелетов оказалась убыточной для этих компаний.

Тогда же ушли с рынка «Авиалинии Дагестана» и «Кавминмоды».

Но самые громкие банкротства пришлись на 2013 г. Не стало «Татарстана», «Кубани», «Авиалиний Мордовии», «Армавиа» и «Аэросвита».

Топ-5 авиакомпаний Содружества мы составили по оценке суммы долга перед кредиторами. Данные взяты из открытых источников.

На пятом месте – «Авианова» и «Авиаэкспресс», задолжавшие 33 млн и 50 млн долларов соответственно.

«Армавиа» находится на четвертом месте с долгом 80 млн долларов. «Кубань» третья (90 млн. долларов).

Второго места заслужил уход с рынка украинского «Аэросвита». Долг перевозчика составил более 500 млн долларов.

Первое место все еще вакантно. Скоро его должен занять второй по величине авиаперевозчик в России – компания «Трансаэро». Долг оценивается в 250 млрд. рублей – это около 3,8 млрд долларов по нынешнему курсу.

По данным РБК, «Трансаэро» задолжала банкам 80 млрд рублей, топливным компаниям 20 млрд рублей, а за лизинг самолетов обязана выплатить еще 150 млрд рублей.

Рынок гражданской авиации России и других стран Содружества до сих пор считался одним из самых свободных и конкурентных. Возможно, что именно из-за этого ошибки на нем и являются фатальными.