Банкротство и ликвидация предприятий

Содержание

Ликвидация ООО

Ликвидировано общество может быть добровольно и в принудительном порядке.

Ликвидация считается добровольной, когда такое решение принято участниками общества. Выступить с предложением о ликвидации может:

  • совет директоров (наблюдательный совет);
  • исполнительный орган;
  • участник общества.

В принудительном порядке ООО может быть ликвидировано по решению суда. В суд с требованием о ликвидации общества вправе обратиться уполномоченный на это законом государственный орган. Какой именно орган, зависит от основания и причин ликвидации (например, антимонопольный орган, Банк России). Основания для принудительной ликвидации такие:

  • допущение грубых нарушений при создании общества, если эти нарушения не могут быть устранены;
  • запрещённая законом деятельность;
  • осуществление деятельности без требуемого разрешения (лицензии);
  • нарушение в процессе своей деятельности Конституции РФ;
  • совершение обществом грубых нарушений или неоднократные нарушения законодательства;
  • невозможность достижения целей, которые поставлены перед обществом при его создании;
  • в случае если осуществление деятельности общества существенно затрудняется или становится невозможным;
  • другие основания, предусмотренные ГК.

Что представляет собой банкротство?

Банкротство — процедура, предполагающая обеспечение условий для выплат предприятием долгов и выполнения имеющихся обязательств (при том, что при отсутствии данных условий соответствующие выплаты или выполнение обязательств невозможны). Банкротство может быть инициировано руководителем, владельцем фирмы, его кредиторами, государственными органами. Чаще всего начало рассматриваемой процедуры обусловлено наличием у фирмы долга перед тем или иным субъектом.

Банкротство, как правило, осуществляется при участии арбитражного суда. Заявление об инициировании соответствующей процедуры подается заинтересованным лицом именно туда. После того как арбитраж принимает соответствующий документ, собирается специальный комитет, задача которого — обеспечение защиты прав кредиторов и других управомоченных лиц.

Банкротство — процедура, состоящая из нескольких этапов: наблюдения, организации внешнего управления, оздоровления, инициирования конкурсного производства. И если в рамках них задачи по спасению бизнеса не решатся, то предприятие будет подлежать ликвидации.

Реклама

На любом из отмеченных этапов банкротства может быть заключено мировое соглашение между кредиторами и иными управомоченными лицами, а также владельцами фирмы. Кроме того, арбитраж может прекратить рассматриваемую процедуру в случае, если предприятие рассчитается по долгам.

В период наблюдения — начального этапа — предприятие, как правило, продолжает функционировать, но его руководство осуществляет свои полномочия в ограниченном режиме. При этом в его деятельность прямо обычно никто не вмешивается.

Внешнее управление инициируется арбитражем по факту вынесения соответствующего решения специальным комитетом. Данный этап банкротства предполагает отстранение руководителя фирмы и его замену внешним менеджером. Основная его задача — восстановить платежеспособность предприятия в целях удовлетворения требований управомоченных лиц.

Если фирма под руководством внешнего управляющего выплачивает все долги, то процедура банкротства может быть прекращена судом. Если нет — инициируется оздоровление, или санация предприятия.

Соответствующая процедура может предполагать значительные изменения в организационной структуре фирмы, ее слияние с другими компаниями, разделение на несколько независимых юридических лиц. Иногда в ходе санации создаются условия для привлечения третьими лицами дополнительных инвестиций в компанию — частных или государственных.

В случае если санация не привела к требуемым результатам, назначается конкурсное производство. Оно также инициируется арбитражем. Данная процедура предполагает назначение конкурсного управляющего предприятия. Он несет ответственность за управление имуществом и активами фирмы.

Основная цель конкурсного производства — продажа ресурсов, имеющихся у компании, на открытых торгах. Вырученные денежные средства предприятия направляются на погашение долгов. В первую очередь компенсацию получают те управомоченные лица, которым данное право гарантировано законом. Кроме того, преимущества могут иметь кредиторы, давшие заем под залог имущества фирмы.

Конкурсное производство обычно предшествует ликвидации — в данном случае конечному этапу банкротства. Рассмотрим его специфику подробнее.

Что представляет собой ликвидация?

Стоит отметить, что термин, о котором идет речь, может соответствовать нескольким процедурам. А именно:

  1. вынужденному прекращению работы фирмы вследствие банкротства — последнему этапу данной процедуры;
  2. вынужденному прекращению работы фирмы вследствие признания ее деятельности незаконной или осуществляемой без разрешительного документа — например, лицензии;
  3. добровольному прекращению работы предприятия по решению собственника.

Если рассматривать ликвидацию в контексте банкротства, то она, как и прочие этапы соответствующей процедуры, осуществляется при участии арбитража. Как только завершается конкурсное производство, о котором мы сказали выше, суд, рассмотрев отчет управляющего и иные документы, выносит решение о ликвидации.

Вторая схема ликвидации предполагает, что фирма в силу закона теряет право заниматься хозяйственной деятельностью. Но у нее могут остаться обязательства — перед теми же кредиторами, государством — если, например, речь идет об уплате налогов. Их предприятие должно выполнить. Если имеющихся у него ресурсов не хватает, уплата долгов может быть реализована в порядке конкурсного производства с последующей ликвидацией компании.

Третья схема предполагает, что собственники принимают решение о закрытии фирмы в связи с тем, что прекращают бизнес. Однако данная процедура может быть осуществлена только в случае, если все долги фирмы — перед кредиторами, государством и иными управомоченными лицами — погашены.

Информация о прекращении фирмой деятельности по установленным каналам передается в Федеральную налоговую службу, и она вносит в Единый реестр юрлиц запись о том, что фирма ликвидирована.

Сравнение

Есть не одно отличие ликвидации от банкротства.

Во-первых, ликвидация всегда предполагает прекращение деятельности фирмы, а банкротство — только в том случае, если наблюдение, внешнее управление и санация не привели к созданию условий для расчета фирмы с кредиторами.

Во-вторых, ликвидация может не иметь никакой связи с долговыми обязательствами (но для этого у фирмы не должно быть непогашенных долгов), в то время как банкротство инициируется как раз таки по причине наличия у фирмы задолженностей перед кредиторами и иными управомоченными лицами.

В-третьих, ликвидация не может однозначно отождествляться с банкротством и в контексте обеспечения условий для погашения обязательств предприятия, поскольку является только лишь одним из этапов второй процедуры.

В-четвертых, ликвидация может быть осуществлена (в случаях, если она добровольна) без участия арбитража. Все, что нужно сделать фирме, если у нее нет долгов, — обратиться в ФНС.

Но во многих случаях ликвидация и банкротство тесно связаны и должны рассматриваться в одном контексте. Если у фирмы есть долги, то прекращение ее деятельности возможно, только если она по ним рассчитается. Иногда для этого необходимо банкротство — состоящее из рассмотренных нами выше этапов.

Определив, в чем разница между ликвидацией и банкротством, отразим выводы в таблице.

Юридическая помощь в реорганизации бизнеса и бизнес процесов предприятия

Низкая эффективность деятельности компании зачастую вынуждает руководство принять решение о реорганизации бизнеса. По своей сути это изменение структуры фирмы или некоторых элементов, влияющих на бизнес под влиянием окружающих факторов.

Реорганизация бизнеса включает в себя усовершенствование:

  • финансово-экономической политики организации;
  • системы управления;
  • операционной деятельности;
  • управления персоналом;
  • системы сбыта и маркетинга.

Но надо отметить, что и успешные компании прибегают к структурным изменениям. Поскольку преобразования рыночных условий или бизнеса требуют своевременного изменения управленческой системы.

Основные причины реорганизации бизнеса

Несоответствие бизнеса постоянно меняющимся требованиям рынка ведет к неудовлетворительным финансовым показателям, недостаточному количеству оборотных средств и высокому уровню кредиторской и дебиторской задолженности.

Обычно в реорганизации бизнеса нуждаются компании, в которых выявлены следующие моменты:

  • Высшее руководящее звено наделено слишком большим количеством полномочий и высокой ответственностью, что приводит к отсутствию мотивации у менеджеров среднего звена.
  • Наличие неэффективных структурных служб.
  • Сложная организационная структура, которая не позволяет динамично развиваться бизнесу.
  • Избыточность структуры имущественного хозяйства.

Все вышеперечисленные факторы ведут к демотивации персонала, низкой коммерческой эффективности, отсутствию системы управления. Поэтому для повышения конкурентоспособности организации и роста стоимости нужна своевременная реструктуризация бизнеса.

Юридическая реструктуризация бизнеса

Для достижения наибольшей эффективности реорганизации часто требуется провести юридические преобразования. Они направлены на решение следующих задач:

  • Распределение ответственности за полученные результаты и степеней самостоятельности среди руководителей структурных подразделений;
  • Распределение имущественных рисков;
  • Увеличение роста инвестиционной привлекательности бизнес-единиц.

Юридическая реорганизация бизнеса направлена на решение вопросов по изменению управленческого состава компании, структуры ее активов и пассивов.

Центр правовой поддержки «Легартис» имеет большой опыт различных юридических преобразований бизнеса:

  • реорганизация в форме выделения;
  • реорганизация в форме разделения;
  • создание одного или нескольких дочерних предприятий;
  • банкротство организации, смена менеджмента и собственников;
  • образование нового хозяйственного субъекта совместно с организацией, являющейся потенциальным банкротом, и ее собственниками.

Штат квалифицированных юристов с многолетним опытом «Легартис» готов прийти вам на помощь в любое время. Вы можете обратиться в офис компании, позвонить по телефону или оставить заявку на сайте. Будем рады видеть вас в числе своих клиентов!

Что такое реорганизация?

Прежде всего , реорганизация компании- это инструмент оптимизации бизнес-процессов, направленный на расширение сфер деятельности, выделение отдельных направлений деятельности. Во-вторых, реорганизация может служить эффективным инструментом для обеспечения имущественной безопасности собственников бизнеса. И только в -третьих, ее результатом могут стать выгодные налоговые последствия.

Итак, реорганизация- это преобразование организационной структуры компании при сохранении ее общего потенциала.

Существует пять форм реорганизации компании. Все они поименованы в п.1 ст.57 ГК РФ.

1. Слияние. Объединение двух или нескольких компаний в одну. Компания А+Компания В=Компания С. Все права и обязанности компаний А и В переходят к компании С на основании передаточного акта.

2. Присоединение. Присоединение одной или нескольких компаний к другой компании. Компания А+Компания В= Компания А1. Все права и обязанности присоединенной компании В переходят к присоединяющей компании А на основании передаточного акта.

3. Разделение. Разделение одной компании на несколько. Компания А= Компания В, Компания С, Компания D. Все права и обязанности делящейся компании в определенных частях переходят к новым компаниям на основании разделительного баланса.

4. Выделение. Выделение из одной компании одной или несколько других компаний. Компания А= Компания А, Компания В, Компания D. К каждой из выделенных компаний переходят часть прав и обязанностей реорганизованной компании на основании разделительного баланса.

5. Преобразование. Изменение одной организационно-правовой формы компании в другую. Компания А (ООО)= Компания А (ОАО). Все права и обязанности реорганизованной компании переходят к сменившей организационно-правовую форму компании на основании передаточного акта.

Передаточный акт и разделительный баланс- обязательные документы при реорганизации юридических лиц.

Гарантии прав государства по налогам закреплены в ст.50 НК РФ. Важно понимать, что реорганизация не создает каких-либо новых налоговых обязательств, но и не отменяет возникших ранее. Обязанность по уплате налогов несет правопреемник. Исключение составляет выделение. Там есть нюансы. Ошибочно полагать, что затеяв процедуру реорганизации, можно избежать уплаты налогов. Это не так. Такие действия, носящие намеренный характер, являются уголовным преступлением.

Согласно п.2 ст.23 НК РФ компания обязана письменно сообщить в налоговый орган по месту своей регистрации о начале процедуры реорганизации. в течение 3 дней с момента принятия такого решения. Налоговый орган имеет право в связи с реорганизацией назначить выездную налоговую проверку. Причем, такая проверка является по факту самостоятельно налоговой проверкой и не подпадает под понятие повторной, производится вне зависимости от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Налоговый орган может и не воспользоваться таким своим правом, но знать об этом надо.

Прежде чем принимать решение о реорганизации, необходимо понимать все ее последствия. Особенно осторожно надо подходить к вопросам реорганизации в случаях, если движущей силой реорганизации является исключительно желание собственников сэкономить на налогах, а не усовершенствовать бизнес-процессы. Не устаем повторять, повторим еще раз, что налоги всегда есть следствие бизнеса, а не наоборот.

Прежде чем принимать решение о реорганизации, ответьте себе на вопрос. Что, я как собственник, хочу улучшить, обезопасить в своем бизнесе путем реорганизации? У вас есть ответ? Да, кстати, ответ не должен звучать как : «Хочу платить меньше налогов!» Ну что есть ответ? Отлично! Это и есть та деловая цель, ради которой можно затевать реорганизацию.

20.3. Ликвидация обанкротившихся предприятий (организаций)

20.3. Ликвидация обанкротившихся предприятий (организаций)

Процедура ликвидации обанкротившихся субъектов хозяйствования

Причины ликвидации (прекращения деятельности) предприятий и организаций могут быть различными. Основными из них являются следующие:

имущество продолжает обесцениваться и используется любая возможность для восстановления его стоимости;

ни одно юридическое или физическое лицо не обратилось к соответствующему органу с заявлением о проведении реструктуризации или санации должника;

ни один из представленных реструктуризационных или санационных планов не был одобрен кредиторами;

предлагаемые планы вывода предприятия (организации) из кризисного состояния по тем или иным причинам не могут быть реализованы.

Каждая из названных причин может быть достаточным основанием для принятия судебного решения о ликвидации должника: по его собственной инициативе или по ходатайству распорядителя имущества, кредиторов, собрания или комитета кредиторов. После принятия, арбитражным судом постановления о признании должника банкротом, это постановление рассылается всем, кто причастен к данному процессу: учредителю признанного банкротом юридического лица; собственнику имущества банкрота или уполномоченному им органу; банку, клиентом которого является банкрот; органу, зарегистрировавшему банкрота как субъекта предпринимательской деятельности; всем кредиторам; всем участникам соглашений, в которых должник принимал участие; всем участникам арбитражного процесса; государственной службе занятости; соответствующим профсоюзным органам. Этим же постановлением назначаются ликвидаторы из представителей собраний кредиторов, банков, финансовых органов, а также из Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие или организация.

Назначенные арбитражным судом ликвидаторы становятся членами ликвидационной комиссии, имеющей широкие полномочия. К этой комиссии переходит право распоряжения имуществом, банкрота и все его имущественные права и обязательства. Ликвидационная комиссия: управляет имуществом банкрота; производит инвентаризацию и оценку имущества; определяет ликвидационную массу и распоряжается ею; принимает меры по взысканию дебиторской задолженности; реализует имущество обанкротившегося предприятия (организации) и осуществляет другие мероприятия, направленные на удовлетворение требований кредиторов.

Ликвидационной массой являются имущественные активы банкрота, на которые с целью погашения долга может быть направлено взыскание по требованию кредиторов, т. е. фактически все имущество должника, которое принадлежит ему по праву собственности или полного хозяйственного ведения. Если субъект банкротства является учредителем или участником хозяйственного общества и соответственно собственником доли в уставном фонде общества, эта доля подлежит выводу (исключению) из уставного фонда способом его уменьшения. Полученные средства включаются в ликвидационную массу. Арендованное имущество исключается из ликвидационной массы.

Оценка ликвидационной стоимости обанкротившегося предприятия имеет определенные особенности, обусловленные необычным характером ситуации. Главная особенность состоит в том, что это активный вид оценки, на основании которой принимаются определенные управленческие решения, осуществляются конкретные практические действия. Кроме того, оценка ликвидационной стоимости предприятия непосредственно затрагивает интересы третьей стороны (кроме заказчиков и оценщиков), а именно: кредиторов, инвесторов, судебных органов.

Ликвидационная стоимость — это чистая денежная сумма, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и распродажи его активов.

В мировой практике различают понятия упорядоченной и принудительной ликвидации, а также соответственно термины «упорядоченная ликвидационная стоимость» и «вынужденная ликвидационная стоимость». При упорядоченной ликвидации предприятия продажа активов осуществляется в течении определенного (разумного) срока с тем, чтобы получить за них самую высокую цену. Для наиболее неликвидных активов этот период может составлять до двух лет. Вынужденная ликвидация предусматривает немедленную распродажу активов, как правило, всех одновременно (на одном аукционе).

Величина ликвидационной стоимости продажи активов, очищенная от сопутствующих затрат, дисконтируется на дату оценки по ставке дисконта, которая учитывает риск, связанный с этой продажей. Лучше продавать отдельно активы, нежели целое предприятие. В этом случае сумма выручки, как правило, больше.

Практика хозяйствования выделяет определенные этапы технологической последовательности процесса расчета упорядоченной ликвидационной стоимости предприятия:

первый этап — разработка календарного графика ликвидации активов предприятия;

второй этап — оценка текущей стоимости активов с учетом затрат на их ликвидацию;

третий этап — уточнение объема обязательств предприятия;

четвертый этап — определение разницы между текущей (скорректированной) стоимостью активов и величиной обязательств предприятия.

Для определения ликвидационной стоимости активов используются данные баланса предприятия, рассчитывается рыночная стоимость земельных участков и других активов по различным методам оценки (аккумуляции активов, сравнительным или рыночным, доходным). Расчет ликвидационной массы производятся с целью реализации активов банкрот и при необходимости других лиц, отвечающих по его обязательствам, для распределения вырученных средств между кредиторами.

Последствия ликвидации и формы реализации имущества банкротов

Признание в установленном порядке должника банкротом имеет определенные юридические последствия:

во-первых, прекращается предпринимательская деятельность должника (предприятия, организации);

во-вторых, переходит к ликвидационной комиссии право распоряжения имуществом банкрота, все его имущественные права и обязательства;

в-третьих, считаются истекшими сроки всех долговых обязательств банкрота;

в-четвертых, прекращается начисление пени и процентов на все виды задолженности предприятия (организации) — банкрота.

Решение о продаже имущества банкрота по согласованию с собранием (комитетом) кредиторов принимает ликвидационная комиссия, которая определяет порядок продажи этого имущества (состав, условия и сроки приобретения имущества). Реализация имущественных активов банкрота проводится путем выкупа в случае поступления лишь одного предложения; если предложений поступает несколько — назначается проведение конкурса или аукциона.

В мировой практике общепринятыми способами реализации активов являются: а) продажа одному или нескольким покупателям; б) продажа на аукционе или с помощью тендера; в) сдача в аренду одному или нескольким лицам всех или части имущественных активов банкрота с дальнейшим распределением средств, вырученных от аренды, между кредиторами; г) передача заложенного имущества залогодержателю; д) оставление должнику убыточного имущества или такого, которое имеет незначительную ценность и не влияет на увеличение имущественных активов. Можно использовать и другие способы реализации активов, утвержденные в судебном порядке.

В случае, когда субъектом банкротства является унитарное государственное предприятие или хозяйственное общество, в уставном фонде которого преимущественная доля имущества принадлежит государству, проведение аукциона (конкурса) осуществляется органом приватизации. Если субъектом банкротства является юридическое лицо, основанное на негосударственной форме собственности, ликвидационная комиссия может сама проводить аукцион, или поручить это специализированному предприятию (учреждению).

Все формы продажи имущества банкрота оформляются договорами купли-продажи, который заключается между ликвидационной комиссией от имени предприятия-банкрота и покупателем. Ликвидационная комиссия по согласованию с собранием (комитетом) кредиторов определяет последовательность реализации объектов ликвидационной массы и критерии их отбора для продажи, поскольку допускается продажа как целостных имущественных комплексов, так и отдельного индивидуально определенного имущества, объектов незавершенного строительства или законсервированных объектов.

Очередность удовлетворения претензий кредиторов

Средства, полученные от продажи имущества банкрота, направляются на удовлетворение претензий кредиторов

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей. В случае отсутствия имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди претензии удовлетворяются пропорционально сумме долго каждому кредитору.

Требования, не удовлетворенные из-за нехватки имущества, считаются погашенными. Не рассматриваются и считаются погашенными также требования, предъявленные после окончания установленного срока подачи претензий. Имущество (кроме средств государственных предприятий-банкротов), которое осталось после удовлетворения требований кредиторов и членов трудового коллектива, передается собственнику или соответствующему органу приватизации для реализации, если арбитражный суд принял постановление о ликвидации предприятия-должника.

Средства, оставшиеся после удовлетворения государственным предприятием-банкротом требований кредиторов и членов трудового коллектива, зачисляются в соответствующий внебюджетный фонд приватизации.

После завершения реализации имущественных объектов и распределения выручки между кредиторами ликвидационная комиссия составляет и подает в арбитражный суд ликвидационный баланс. Это считается конечным этапом ликвидационной процедуры относительно банкротов.

Арбитражный суд рассматривает ликвидационный баланс и выносит постановление об его утверждении или об отказе в утверждении. Второй случай может иметь место, если какие-то из ликвидационных процедур выполнены неудовлетворительно или поступили возражения со стороны кредиторов. В этом случае суд может выдвинуть требование об исправлении допущенных ошибок (если это возможно сделать) или вынести решение о назначении новых ликвидаторов. Новая ликвидационная комиссия обязана осуществить все этапы ликвидации предприятия (организации) — банкрота заново.

Если ликвидационный баланс утверждается Арбитражным судом, то последний:

выносит постановление о ликвидации юридического лица-банкрота;

публикует это постановление в соответствующих изданиях оперативного характера;

освобождает ликвидаторов от исполнения ими своих обязанностей.

Таким образом, дело о банкротстве можно считать закрытым только после утверждения плана реструктуризации (санации) имущества должника или после утверждения ликвидационного баланса. Если имущества банкрота оказалось достаточно, чтобы удовлетворить требования кредиторов, он считается свободным от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность или организовать новую (конечно, если оставшейся части имущества достаточно для этого).

Вопросы для самостоятельного углубленного изучения

Сущностная многоаспектная характеристика банкротства предприятия (организации).

Система признаков наступления банкротства предприятия (организации) как экономического явления.

Выявление и анализ причин (факторов) банкротства субъектов хозяйствования.

Последовательные этапы возбуждения дела о банкротстве предприятия (организации).

Общепринятые в мировой практике хозяйствования методы определения возможности банкротства предприятия (организации).

Организационные аспекты процесса возбуждения дела о банкротстве отдельных субъектов хозяйствования.

Возможные последствия признания банкротами тех или иных юридических лиц.

Процедура ликвидации (прекращения деятельности) обанкротившихся предприятий и организаций.

Ликвидация обанкротившихся предприятий

Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее не эффективности решением арбитражного суда

Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой деятельности и т.п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.

Если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов предприятия-должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

Если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации;

До возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга.

В зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два вида санации, каждая из которых имеет ряд форм:

1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая ситуация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление:

Ø погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;

Ø погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;

Ø перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;

Ø выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.

Процесс реорганизации санируемых предприятий требует предварительной разработки проекта санации. Разработка такого проекта осуществляется, как правило, представителями санатора, предприятия-должника и независимых аудиторов. В этом проекте отражаются: экономическое и финансовое состояние должника к началу санации; основные причины, обусловившие критическое финансовое состояние предприятия-должника; цель и формы санации; план санирования с выделением первоочередных мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия; расчет эффективности предложенной формы санирования; формулировка критериев (условий), обеспечивающих успех проведения санации в предложенной форме.

Основой выбора какой-либо формы санации является расчет ее эффективности. Эффективность определяется путем соотношения результатов (эффекта) и затрат на проведение санации в предложенной форме.

Состав участников санации определяется исходя либо из преимущественного права некоторых категорий лиц, либо по результатам проводимого судом конкурса желающих принять участие в санации. Первоочередное право на участие в проведение санации признается за собственником предприятия-должника, кредиторами, членами трудового коллектива этого предприятия.

Конкурс проводится, если собственник предприятия-должника или члены трудового коллектива не воспользовались своим правом, а также с согласия собственника предприятия-должника и кредиторов в иных случаях.

Участники санации вырабатывают общее соглашение, направленное на обеспечение требований всех кредиторов в согласованные с ним сроки, распределение между участниками ответственности перед кредиторами, определение ответственности участников санации в случае их отказа от участия в ней после ее начала и т.д. При этом по истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 45% от общей суммы требований кредиторов. Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.

О признании предприятия несостоятельном (банкротом) и открытии конкурсного производства.

Решение арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства подлежит обязательной публикации в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». В процессе конкурсного производства происходит принудительная ликвидация предприятия (должника).

Работу по ликвидации предприятия организует конкурсный управляющий. Наряду с ним участниками конкурсного производства являются собрание (комитет) кредиторов, должник, члены трудового коллектива. Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Его кандидатура выдвигается собранием кредиторов. Если собрание кредиторов не предложило кандидатуры конкурсного управляющего, он назначается из списка кандидатур конкурсных управляющих, утвержденного в установленном порядке. Размер вознаграждения конкурсному управляющему устанавливается собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом.

С момента открытия конкурсного производства не допускается отчуждение имущества должника и погашение его обязательств, кроме случаев, предусмотренных законом. Сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими. Прекращается начисление неустойки по просроченным обязательствам. Все претензии к должнику должны быть предъявлены в двухмесячный срок.

Конкурсный управляющий проводит оценку активов должника и размеров его долга и определяет конкурсную массу. В целях защиты интересов кредиторов он вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий должника, совершенных до признания его несостоятельным (банкротом), по основаниям, указанным в законе.

Например, если действия должника были направлены на досрочное удовлетворение требований отдельных кредиторов и совершенных в течение 6 месяцев со дня возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия при условии, что в момент их совершения предприятие уже было фактически несостоятельным, а также независимо от этого срока, если эти действия были совершены должником с намерением причинить ущерб другим кредиторам и кредиторы, в пользу которых совершались такие действия, знали об этом намерении должника.

Другое основание заключается в действиях должника, направленных на удовлетворение требований отдельных кредиторов из числа тех кредиторов из числа тех кредиторов, срок удовлетворения требований которых наступил в то время, когда предприятие уже было фактически несостоятельным и стороны об этом знали.

Конкурсным управляющим производится продажа имущества. Закон охраняет залоговые права. Устанавливается, что платежи кредиторам-залогодержателям не приостанавливаются по открытии конкурсного производства; имущество, являющееся предметом залога, не включается в конкурсную массу; обязательства, обеспеченные залогом, погашаются вне конкурса из имущества должника. Конкурсная масса вне очереди покрывает расходы, связанные с конкурсным производством и продолжением функционирования предприятия-должника. Для удовлетворения остальных требований установлена специальная очередь. В частности, погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет относится к третьей очереди, а удовлетворение требований конкурсных кредиторов – к четвертой.

Требований кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности конкурсной массы, считаются погашенными. Погашенными считаются такие претензии, не признанные конкурсными управляющими, если кредиторы не оспаривают это в арбитражном суде либо если арбитражный суд признает иски кредиторов необоснованными.

После завершения всех расчетов конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, который подлежит утверждению арбитражным судом.

Предприятие-должник считается ликвидированным с момента исключения его из соответствующего государственного реестра, что делается на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.

Федеральный закон допускает возможность урегулирования отношений посредством мирового соглашения. Оно заключается между предприятием-должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу, однако только в отношении требований четвертой и последующих очередей (всего семь очередей) и может исходить из рассрочки или отсрочки платежей или скидки с долгов, причитающихся с кредиторами.

Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом и считается принятым, если за его заключение высказалось две трети (по сумме требований) конкурсных кредиторов четвертой и последующих очередей. В течение двух недель после его утверждения арбитражным судом кредиторы должны получить удовлетворение своих требований в размере не менее 35% суммы долга. Мировое соглашение может быть признано недействительным по искам кредиторов либо при определенных условиях расторгнуто арбитражным судом. В этих случаях производство по делу о признании предприятия несостоятельным (банкротом) возобновляется.

В целях охраны интересов заинтересованных лиц ФЗ устанавливает, что считаются неправомерными нарушения, связанные с умышленными действиями должника, собственника предприятия-должника, кредиторов или иных лиц до открытия конкурсного производства либо в его процессе, наносящие ущерб должнику или кредиторам. К таким действиям относятся действия, попадающие под понятия преднамеренного или фиктивного банкротства. Под этим понимается преднамеренное увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию, заведомо некомпетентное ведение дел. Под фиктивным банкротством понимается заведомо ложное объявление предпринимателем о своей несостоятельности с целью введению в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

В Законе содержится перечень других неправомерных действий. В их числе, сокрытие части имущества должника или его обязательств; сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника, невнесение необходимых записей в бухгалтерские документы; сокрытие сведений или непредставление конкурсному управляющему должником его имущества.

Этот вид процедур позволяет без обращения в арбитражный суд решать путем переговоров должника с кредиторами вопросы продолжения деятельности предприятия-должника либо его добровольной ликвидации. От мирового соглашения внесудебные процедуры отличаются тем, что мировое соглашение может иметь место уже после возбуждения в арбитражном суде дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия, в то время как внесудебные процедуры реализуются не только до обращения в арбитражный суд, но и в процессе его.

Результатами внесудебных процедур (переговоров) могут быть достигнутые договоренности между должником и большей частью кредиторов об отсрочки и (или) рассрочке причитающихся кредиторам платежей и (или) скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-должника либо добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное объявление должником о своей несостоятельности (банкротстве). Предприятие-должник считается находящимся в процессе ликвидации с момента утверждения собственником данного предприятия решения о его добровольной ликвидации. Ликвидация осуществляется конкурсным управляющим. Но за кредиторами сохраняется право назначить другого управляющего. На последнего возлагаются созыв собрания кредиторов и регулярное представление им отчета о ходе ликвидации предприятия-должника.

После назначения конкурсного управляющего должник не вправе удовлетворять требования кредиторов за счет своего имущества, за исключением требований, обеспеченных залогом, и привилегированных кредиторов. Порядок удовлетворения требований кредиторов аналогичен порядку, действующему в конкурсном производстве при принудительной ликвидации предприятия-должника. Решение о завершении ликвидации принимается собранием кредиторов. Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления.

Предприятие-должник объявляется банкротом, если меры а процессе его санации не привлекли к ожидаемым результатам. Затем по решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

Ликвидационная комиссия в соответствии с действующим законодательством осуществляет общее управление имуществом предприятия-банкрота.

Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:

1. Оценку имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости. Такая оценка производится на основе полной инвентаризации имущества предприятия;

2. Оценку имущества предприятия-банкрота по рыночной стоимости. В этом случае имущество предприятия-банкрота подлежит реализации с целью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальной рыночной стоимости;

3. Определение ликвидационной массы. Основу для формирования ликвидационной массы составляет все имущество предприятия-должника, оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятием;

4. Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решение об этом принимает ликвидационная комиссия по согласованию с собранием кредиторов. Этот выбор основывается на получении максимально возможной суммы средств от реализации имущества;

5. Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Эта процедура наиболее сложная в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являются средства, вырученные от продажи имущества должника. Сумма этих средств распределяется в определенной очередности. В первую очередь возмещаются расходы:

Ø арбитражного суда;

Ø ликвидационной комиссии;

Ø распорядителей имущества;

Ø удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом.

Затем выполняются обязательства перед:

Ø работниками предприятия-банкрота;

Ø удовлетворяются требования по общегосударственным и местным налогам, налоговым платежам в бюджет, органов государственного страхования и пенсионного обеспечения;

Ø требования кредиторов, не обеспеченные залогом;

Ø требования по возвращению взносов работников в уставный фонд и выплат по акциям трудового коллектива;

Ø прочих требований.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности средств от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому кредитору сумме;

6. Разработку ликвидационного баланса ликвидационной комиссией после полного удовлетворения всех требований кредиторов и подачу его в арбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса не осталось имущества после удовлетворения требований кредиторов, арбитражный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица-банкрота. Если же у предприятия-банкрота достаточно имущества для удовлетворения всех требований кредиторов (достаточно с позиций законодательства для его функционирования в данной организационно-правовой форме), оно считается свободным от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации предприятий

Создание предприятия начинается с принятия решения о его создании на общем собрании учредителей. В случае, если участник один, решение принимается единолично. Учредители утверждают устав организации и (или) заключают договор. Устав предприятия является учредительным документом, который содержит полное и сокращенное фирменное наименование, место его нахождения, тип общества (для акционерных обществ), вид деятельности, размер вклада (уставного капитала), сведения о филиалах и представительствах (при наличии), порядок управления деятельностью, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Уставный капитал (акционерный) предприятия необходим для начала деятельности предприятия (закупки сырья, аренды помещений, оплаты труда наемного персонала и т.д.). Он образуется как за счет материальных ценностей (денежных, основных и оборотных средств), так и нематериальных активов (например, права на пользование природными ресурсами, объекты интеллектуальной собственности: патенты, лицензии). Величина уставного капитала зависит, прежде всего, от организационно-правовой формы предприятия, а также его размера, структуры и вида деятельности. Нижняя граница размера уставного капитала для различных форм предприятий определяется законодательством (см. параграф 1.1). По мере необходимости допускается увеличение уставного капитала за счет прибыли, выпуска и продажи акций и иных ценных бумаг, что позволяет предприятию использовать более широкие возможности для наращивания производственного потенциала, а следовательно, увеличить прибыль.

Па момент регистрации предприятия должны представить в налоговую инспекцию решение учредителя (или общего собрания учредителей) о формировании капитала. Если оплата уставного капитала осуществлялась путем внесения имущества, необходимо указать его наименование и стоимость. Если стоимость имущества превышает 20 000 руб., то для ее подтверждения необходим акт оценки имущества, составленный независимым оценщиком. При формировании уставного капитала путем внесения денег банк откроет временный (накопительный) счет, на который к моменту регистрации организации разрешается внести не менее 50%. Остальную часть денежных средств можно внести в течение года после завершения процедуры государственной регистрации.

На временный счет можно положить любые суммы, но распоряжаться ими, т.е. перечислять в уплату чего-то, нельзя. После завершения регистрации и постановки на учет организации банк закроет временный счет и, удостоверившись в наличии всех регистрационных документов, а также нотариально заверенных образцов подписей должностных лиц организации (руководителя и главного бухгалтера), откроет расчетный счет, на который переведет с временного счета вклады учредителей и ранее внесенные денежные средства. Информацию об открытии (закрытии) расчетного счета необходимо сообщить в налоговую инспекцию по месту регистрации юридического лица, в противном случае оно может быть привлечено к налоговой и административной ответственности.

В целях законного оформления прав заниматься предпринимательской деятельностью необходима государственная регистрация предприятия. Процедура регистрации предприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Одновременно с этим все организации и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в территориальном налоговом органе по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. И государственная регистрация, и постановка на учет осуществляются налоговыми органами. Порядок постановки па учет и снятия с учета регулируется ст. 83 и 84 НК РФ. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации или с нарушением правил регистрации, является незаконной и предусматривает ответственность в соответствии со ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

Для государственной регистрации необходимы следующие документы:

  • – заявление о государственной регистрации юридического лица (где содержится нотариальное удостоверение подписи заявителя);
  • – учредительные документы юридического лица;
  • – решение о создании юридического лица (для ООО) или протокол учредительного собрания (для АО);
  • – квитанция об уплате госпошлины.

Следует отметить, что действующим законодательством не предусмотрены понятия «юридический адрес» и «фактический адрес». Адресом регистрации юридического лица считается место постоянного нахождения его исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Возможно использование адреса собственного (арендованного учредителем) помещения в качестве адреса организации. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Если физическое лицо имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, оно подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), с этого момента юридическое лицо считается созданным. Подтверждением данного факта является получение свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельства о постановке на учет в соответствующем территориальном органе налоговой инспекции и выписки из ЕГРЮЛ. С этого момента организация занимается предпринимательской деятельностью от своего имени как юридическое лицо.

Одновременно налоговые органы сообщают сведения о государственной регистрации во внебюджетные фонды, а также в окружные отделы государственной статистики по месту регистрации предприятия. С момента государственной регистрации предприятие обязано представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по каждому налогу (сбору), плательщиком которого оно признано, независимо от факта осуществления предпринимательской деятельности, а также представлять в налоговый орган, внебюджетные фонды и органы статистики бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Следует отметить, что наиболее удобной для малого предпринимательства организационно-правовой формой деятельности является общество с ограниченной ответственностью, которое не должно выпускать акции и публиковать финансовые результаты деятельности в средствах массовой информации. Действующее законодательство предъявляет минимальные требования к его участникам и процедуре регистрации. В то же время право выбора организационноправовой формы деятельности остается за его участниками.

В качестве основных мер по упрощению процедуры регистрации предприятий предлагается утвердить типовой устав и протокол собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью, что снизит расходы предпринимателей на квалифицированную юридическую помощь при представлении документов на регистрацию. Соответствие документов компании типовым также снижает возможность для сотрудников регистрирующих органов действовать по своему усмотрению. Фактически речь может идти о типовой фирме, бесплатном аналоге фирмы «под ключ».

Процесс реорганизации предполагает прекращение существования одного или нескольких юридических лиц и создание нового юридического лица, при котором права и обязанности определяются в соответствии с передаточным актом (или разделительным балансом в случае разделения юридического лица), утвержденным его участниками или органом, принявшим решение о реорганизации. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизация предприятия может проводиться в следующих формах: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Различают добровольную, принудительную и вынужденную реорганизацию.

При добровольной реорганизации собственники компаний принимают решения самостоятельно, на основе добровольного волеизъявления, руководствуясь личными мотивами. Слияние и присоединение предприятий возможны только на добровольной основе, а вот остальные формы могут иметь и иной характер.

Принудительная реорганизация предприятий возможна при определенных случаях, установленных законом, только в форме его разделения либо выделения, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Например, Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России) вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций.

При вынужденной реорганизации решение также принимается собственниками предприятия, но к этому их обязывают нормы действующего законодательства. Например, если участников ЗАО станет более 50 человек, то общество должно преобразоваться в ОАО.

Ликвидация юридического лица влечет сто прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) или по решению суда, в случае грубых нарушений закона. Особый случай ликвидации предприятия – это признание его несостоятельным (банкротом). В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к таковым относят предприятия, не способные в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Участники юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в следующей очередности:

  • – в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
  • – во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и но выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • – в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • – в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения – денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

  • Размер госпошлины для государственной регистрации юридического лица при его создании составляет 4000 руб., для государственной регистрации индивидуального предпринимателя – 800 руб. (ст. 333.33 НК РФ).
  • Итоговый доклад экспертной группы о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика» от 14 марта 2012 г.

Ликвидация и реорганизация фирмы

Размещено на http://www.allbest.ru/

В настоящее время в России не существует единого нормативного акта, который бы регулировал вопрос реорганизации. Тем не менее в последнее время вопрос реорганизации достаточно актуален. Реорганизацией юридического лица признается прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц. Ст. 57 ГК РФ выделяет пять видов реорганизации: слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение. Очень важно обстоятельно предусмотреть в Уставе процедуру реорганизации.

Реорганизация юридического лица — это его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующих организаций. Проще это можно сказать так: реорганизация — способ прекращения деятельности юридического лица, характеризующийся переходом прав и обязанностей к другому юридическому лицу. В таких случаях ко вновь возникшим или ранее существующим организациям, помимо участников и имущества юридического лица, могут перейти особенности его организационной структуры, правоспособности, фирменного наименования и др. Реорганизация возможна в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Какие существуют формы реорганизации?

В ситуации, когда возникает потребность закрыть фирму, необходимо выбрать наиболее подходящий способ. Процесс ликвидации можно условно разделить на два вида — принудительную (по решению суда) и добровольную (по решению учредителей). Применяются они в зависимости от обстоятельств деятельности компании. Реорганизация фирмы представляет собой дополнительный (или альтернативный) способ ликвидации организации. Она может принимать одну из пяти форм, которые перечислены в статье 57 Гражданского кодекса (далее в статье — Кодекс). К ним относятся:

присоединение,

слияние,

преобразование,

разделение,

выделение.

Присоединение заключается в том, что существующая организация за счет того, что одна или несколько других организаций вливаются в нее, сами, утрачивая признаки юридического лица. Это способ реорганизации при котором права и обязанности одного ранее существовавшего юридического лица переходят к другому юридическому лицу. Права и обязанности переходят к укрупняющемуся юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58).

Слияние, как способ реорганизации юридического лица означает укрупнение вновь возникающего субъекта гражданского права за счет прекращения нескольких юридических лиц. При этом все права и обязанности каждого из них суммируются организацией, возникающей в результате слияния, в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 58).

В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ еще одним способом реорганизации юридических лиц признано их преобразование, т. е. изменение их организационно-правовой формы юридического лица. При этом сама организация, ее участники и ее имущество в количественном плане могут остаться неизменными; но изменяется совокупность определенных признаков, характеризующих тип соответствующего юридического лица: его назначение как объединение других лиц и их имущества; правовой режим имущества, закрепленного за ним; методы решения тех или иных вопросов, возникающих в деятельности данной организации; объем требований, предъявляемых к учредительным документам данного юридического лица и к величине его уставного капитала; зависящий от всего этого способ образования и прекращения данного юридического лица. При преобразовании юридического лица ко вновь возникшему субъекту переходят права и обязанности преобразуемого юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Разделение означает дробление одного юридического лица, прекращающего свое существование, на несколько более мелких организаций. Следовательно, права и обязанности прекращаемого юридического лица тоже дробятся: они переходят ко вновь возникшим организациям на основании данных разделительного баланса (п. 3 ст. 58).

Выделение — это, как и разделение, способ разукрупнения юридических лиц; в отличие же от разделения, при этом способе разукрупнения организация не перестает существовать, но уменьшаются объемы ее характеристик как юридической личности: уменьшается закрепленный за ней имущественный комплекс, численность ее участников, объем гражданской правоспособности. Все это как бы вычитывается из нее и переходит ко вновь возникающим на такой основе другим юридическим лицам. Документом, фиксирующим подробности данного процесса, является составляемый при этом разделительный баланс (п. 3 ст. 58 ГК РФ).

Каждый вид имеет свои особенности и применяется при определенных обстоятельствах. В некоторых случаях допустимо одновременное использование нескольких видов (статья 57 Кодекса). Наиболее распространенные первые два.

Плюсы и минусы реорганизации

Ликвидация и реорганизация фирмы представляют собой один и тот же процесс — закрытие юридического лица. При этом между ними существует определенное различие. Ликвидация предполагает полное погашение неисполненных обязательств. При реорганизации они переходят к правопреемнику, который должен будет их исполнять. На выбор того или иного способа закрытия фирмы влияют конкретные условия, например, наличие задолженности перед государством или кредиторами.

Реорганизация, как и другие способы закрытия фирмы, имеет свои сильные и слабые стороны. По сравнению с обыкновенной ликвидацией:

занимает значительно меньше времени — в среднем три или четыре месяца,

процесс ее менее трудоемкий,

есть возможность проведения процедуры даже при наличии небольшой задолженности как перед государством (налоговыми органами), так и перед контрагентами,

при проведении в соответствии с установленными требованиями признается абсолютно законной и исключает какие бы то ни было претензии со стороны государственных органов.

Положительных сторон у ликвидации путем реорганизации много, но есть и отрицательный момент. Главным минусом является наличие правопреемника. Данный факт значит, что обязательства реорганизуемой компании не «гасятся», а передаются другому лицу. В подобной ситуации очень важно, чтобы процессом занимался опытный юрист. При неправильном проведении реорганизации могут возникнуть претензии к бывшим владельцам, что приведет к значительным штрафам и взысканиям.

Для наглядного представления положительных и отрицательных сторон добровольной (обыкновенной) ликвидации и реорганизации обобщим важные аспекты двух форм:

Особенности реорганизации

Для решения проблемы с имеющимися долгами перед кредиторами и бюджетом, а также существующими обязательствами выбор реорганизации, предпочтительной формой которой будет слияние или присоединение, станет наиболее оптимальным. Она позволит за короткое время добиться прекращения деятельности компании. Конечно, долги не исчезнут, они просто перейдут к правопреемнику, который, в свою очередь, должен будет погасить их, а также исполнить принятые обязательства. В процессе реорганизации возникает необходимость уведомления налоговой (ИФНС), страхового (ФСС) и пенсионного фонда (ПФР). Срок установлен три дня с момента принятия решения о слиянии или присоединении.

Обязательно нужно поставить кредиторов в известность о предстоящем событии. При нарушении указанных требований процедура может быть признана недействительной. Для завершения процесса в налоговую подается пакет документов, которые сообщают о закрытии компании по причине реорганизации. После снятия с учета и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ, организация считается официально закрытой.

Для ликвидации компании путем реорганизации характерен уведомительный порядок. Налоговые проверки и иные препятствия не помешают провести данную процедуру. Связано это с тем, что обязательства реорганизуемой компании сохраняются, также как и долги. По этой причине у контролирующих органов нет необходимости препятствовать данной форме ликвидации. В большинстве случаев именно этот способ рассматривается как самый быстрый и удобный.

От формы реорганизации зависит способ определения правопреемника. Основные сведения содержатся в статье 50 Налогового кодекса. В ней указан порядок принятия обязательств. Правопреемник обязан уплатить задолженность независимо от того, знал он о ней или нет до реорганизации. Данный факт зафиксирован в пункте втором указанной статьи.

Субсидиарная ответственность — чем грозит незнание закона?

Ответственность владельцев бизнеса — это важный момент при определении задолженностей компании перед кредиторами и бюджетом при ликвидации. Судебная практика, также как и подходы к налоговому администрированию — не статичные показатели. Происходят изменения и усовершенствования, которые не всегда положительным образом влияют на налогоплательщиков. В массовом сознании прочно укоренилась идея, что собственники обществ с ограниченной ответственностью рискуют только своей долей в уставном капитале. В действительности дела обстоят не совсем так. юридический субсидиарный ответственность реорганизация

Многие бизнесмены осознанно или бессознательно игнорируют такое понятие как «субсидиарная ответственность». Одни ничего о нем не знают, другие — когда-то слышали, но не интересовались подробностями. Так в чем же его суть? Ответственность учредителя или генерального директора, а также оказывающего влияние на принятие решений физического лица, которая предполагает возмещение задолженности компании перед кредиторами и бюджетом личным имуществом и деньгами, а не только размером уставного капитала, называется субсидиарной. Таким образом, учредитель рискует не только средствами предприятия, но и собственными сбережениями.

Деятельность компании — сложный процесс, от правильной организации которого зависит долголетие и эффективность бизнеса. Как бы хорошо не была поставлена работа, при стечении определенных обстоятельств возникает ситуация, в которой приходится закрывать фирму. Процесс ликвидации не намного проще регистрации. Для завершения деятельности крайне желательно обращаться к профессионалам, в юридические компании. Они помогут с наименьшими потерями пройти через процесс закрытия организации. При этом совсем не лишним будет понимание всех плюсов и минусов при ликвидации фирм путем реорганизации для самих бизнесменов.

Размещено на Allbest.ru

В экономически сложные времена резко заметен спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение кредитно-денежных отношений. Тем, кто терпит череду нескончаемых неудач и предвидит скорый конец своего бизнеса остается упразднить либо реконструировать дело.

Основой, контролирующей процедуры упразднения и реконструкции, вправе считаться Гражданский кодекс Российской Федерации. В постоянно совершенствующемся праве выделяется ряд законодательных актов, содержащих схемы конкретных действий.

К ним относят:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации.
  • ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  • ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  • ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  • ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  • ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях».
  • ФЗ от 03.11.2006 » 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
  • ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и прочие.

Ликвидация и реорганизация

Статьи 61 и 62 ГК РФ закрепляют, что ликвидация свидетельствует об упразднении компании в целом и сопровождается погашением финансовой задолженности перед кредиторами.

Определено два пути упразднения любого предприятия:

  • добровольный;
  • принудительный;

Создатели или управленческий аппарат без посредничества судебных органов юстиции вправе решить ликвидировать свое дело.

Дополнительно упразднение возможно:

  • по окончании периода либо при осуществлении действий, для которых создавалось;
  • при выходе деятельности за рамки учредительных документов;
  • исчерпание ресурсов для дальнейшей деятельности;

При отсутствии кредиторской задолженности, что типично для передачи готового бизнеса другому владельцу, широко распространена ликвидация путем смены руководящего состава организации.

Соответственно 57 – 60 статьям ГК, реорганизацией считается вариант закрытия организации с обязательной передачей его прав и обязанностей к прочим лицам (правопреемство). Реконструировать организацию возможно, как и при ликвидации, принудительно или добровольно.

Российское право выделяется 5 способов добровольной реорганизации:

  1. объединение;
  2. примыкание;
  3. расщепление общего дела на ряд независимых;
  4. выделение обособленных предприятий;
  5. преобразование – смена правовой формы организации;

Слияние, присоединение, разделение и преобразование прекращают деятельность организации, выделение об этом не свидетельствует.

Документами, регулирующими реконструкцию организации, считают передаточный акт и разделительный баланс, в которых прописываются сведения о переходящих правах и обязанностях (с включением оспариваемых). Отсутствие вписанного правопреемника подразумевает солидарную ответственность возникающих предприятий.

Решения об упразднении или реконструкции по возможности должно согласовываться с вышестоящими контрольными организациями.

Частные случаи

Статьями гражданского законодательства и нормативно-правовыми актами закреплены положения, в текстах которых содержатся прямые указания о возможных вариантах упразднения и пертурбации относительно ряда определенных форм существующих юридических лиц.

Так, например:

  • Хозяйственным товариществам и обществам одного вида возбраняется переустройство в некоммерческие или унитарные коммерческие организации (п. 3 ст. 68 ГК РФ).
  • Полное товарищество с единственным участником упраздняется или переоформляется в хозяйственное общество (п. 1 ст. 81).
  • Товарищество на вере упраздняется при выходе всех вкладчиков либо преобразовывается в полное товарищество (п. 1 ст. 86).
  • Производственный кооператив преобразуется в хозяйственное товарищество или общество (ст. 106.6).
  • Фонды упраздняются по решениям судебной инстанции. Реконструкция возможна относительно негосударственных пенсионных фондов (п. 3, 4 ст. 123.17, п. 2 ст. 123.20).
  • Государственное или муниципальное учреждение в определенных случаях преобразуется в некоммерческую организацию (п. 7 ст. 123.22).
  • Религиозная организация, ни при каких обстоятельствах, не вправе изменить организационно-правовую форму (п. 3 ст. 123.26).

Проведение ликвидации регламентировано статьей 63 ГК РФ:

  1. решение об упразднении единогласно постановляется управленческим аппаратом или создателями организации; назначаются специально уполномоченная комиссия, сроки, порядок мероприятий;
  2. вышеуказанный документ подается в органы ФНС, вносящие в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) соответствующую отметку;
  3. ликвидатору сразу же передаются полномочия управленческой деятельности организации;
  4. в специализированном издании СМИ («Вестник государственной регистрации») печатается извещение установленной формы об упразднении предприятия путем его ликвидации;
  5. каждому кредитору направляются письменные извещения о ликвидации, порядке и сроках заявления претензий по долгам;
  6. банковские счета закрываются или переоформляются на ликвидационную комиссию;
  7. работники предприятия подлежат извещению и последующему увольнению, согласно действующему трудовому праву;
  8. в течение 2 месяцев принимаются требования кредиторов (претензии, поданные за пределами установленного времени, оплачиваются за счет оставшегося нереализованного имущества);
  9. проводится работа по обнаружению и востребованию дебиторской задолженности;
  10. производится инвентаризация материальных ценностей;
  11. опись имущества ликвидируемого, а также обоснованные заявленные претензии кредиторов вносятся в промежуточный ликвидационный баланс;
  12. согласно очереди производится погашение долгов кредиторам юридического лица;

Если выявлен недостаток средств ликвидируемого предприятия для выплаты кредиторской задолженности, ликвидатор обязан прибегнуть к проведению судебной процедуры признания подконтрольного юридического лица несостоятельным (банкротом). Очередность (ст. 64 ГК РФ):

  1. прежде всего, происходит удовлетворение требований граждан жизни или здоровью которых ликвидируемым был причинен вред;
  2. во 2 очередь выплачиваются заработные платы и выходные пособия гражданам, состоящим с предприятием в трудовых отношениях;
  3. в 3 очередь погашается задолженность бюджетным и внебюджетным фондам и организациям по обязательным платежам;
  4. в 4 очередь производятся выплаты кредиторам:
    • комиссия занимается составлением и утверждением окончательного ликвидационного баланса;
    • нераспределенное имущество передается его учредителям;
    • в ЕГРЮЛ вносятся сведения о прекращении деятельности предприятия;

Ликвидация унитарного предприятия

Унитарные предприятия, вправе заниматься коммерческой деятельностью, но при этом не распространяют права собственности на подведомственное им имущество. Унитарное предприятие реорганизуется или упраздняется на основании решения собственника имущества либо принудительно. Ликвидация полностью прекращает функционирование предприятия. Процедура производится аналогично ликвидации юридического лица.

Следует отметить, решение об упразднении или реконструкции обязательно должно быть принято управленческим аппаратом унитарного предприятия, если стоимость чистых активов государственного учреждения по истечении финансового года опустится ниже установленного законодательством минимума и не будет восстановлена в течение 3 месяцев.

Гражданское законодательство за период своего существования претерпело ряд кардинальных перемен. В него неоднократно вносятся различные поправки и дополнения, но по сей день целые области права остаются белыми пятнами.

Процедуры ликвидации и реорганизации юридических лиц оказывают необходимое влияние на ограждение финансово-экономической системы и ее участников от последствий некорректной деятельности тех, кто проявляет стойкую неспособность соответствующим образом исполнять взятые на себя обязательства.

С одной стороны можно говорить о необходимости упразднения подобного участника оборота. С противоположной точки зрения, целесообразно попытаться реанимировать предприятие и возродить производителя и работодателя.

Исходя из всего сказанного выше, становится ясно – реконструировать или же упразднить любое юридическое лицо возможно при соблюдении достаточно сложного механизма, требующего применения специальных знаний и привлечения опытных специалистов.

Организации, испытывающие финансовые трудности, благодаря описанным процедурам, имеют возможность защититься от разорения, найти способ восстановления платежеспособности путем закрытия убыточных отраслей собственной деятельности, замены неквалифицированных руководителей на профессионалов, передачи дела в более надежные руки. Только в этом случае можно рассчитывать на достижение определенного результата, соблюдение интересов всех кредиторов и основателей предприятия.

>Реорганизация и полное закрытие компании — производим сокращение должностей, следуя букве закона

Допустимо ли сохранить персонал? Всех ли ждёт отставка? Специфика расчета трудящихся

Определение понятий

Причинами сокращения численности или штата могут послужить многие обстоятельства, например, снижение рентабельности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта или перепрофилирование производства.

Если во многих случаях проблему можно решить, минуя увольнения людей, то именно в случае реорганизации и особенно ликвидации компании сокращения неизбежны.

Сокращение штата означает отказ предприятия от определённых должностей. Например, сокращение должности юрисконсульта сопровождается увольнением всех специалистов, занимающих данную вакансию.

Сокращение численности – это уменьшение количества сотрудников, выполняющих одинаковые обязанности. Например, снижение числа юрисконсультов с 4 человек до 2.

О разнице между сокращением численности и сокращением штата мы писали .

Что подразумевает изменение структуры компании?

Реорганизация означает прекращение деятельности компании с передачей прав другому юридическому лицу или нескольким лицам. В результате реорганизации может быть ликвидировано одно или несколько предприятий и одновременно создано также одно или несколько экономических единиц.

Важно! Реорганизация может проводиться в разных формах (присоединение, слияние, разделение, выделение, преобразование). При этом новые собственники могут пойти как по пути сокращения численности, так и сокращения штата.

Что означает завершение работы фирмы?

Ликвидация предполагает полное завершение работы юридического лица без передачи прав иным лицам. Ликвидация может происходить как добровольно, так и принудительно (по настоянию судебных органов).

Исходя из сути слова «сокращение» и, в частности, терминов «сокращение штата» и «сокращение численности», при ликвидации осуществляется не сокращения, а увольнения.

Это подтверждается нормами Трудового кодекса РФ, в котором разграничены понятия «сокращение» и «увольнение в связи с ликвидацией». Например, это можно наблюдать в части второй статьи 180 ТК РФ. Вместе с тем в обоих случаях применяются одинаковый порядок предоставления гарантий, уведомлений и т.п., за некоторым исключением.

Особенности упразднения должностей при реорганизации предприятия

При сокращении в связи с реорганизацией сохраняется порядок данной процедуры, проводимой и по другим основаниям. Однако существуют свои отличительные особенности.

Можно ли как-то избежать расчета сотрудников?

Как говорится в части второй статьи 75 ТК РФ, изменение собственника не является основанием для увольнений сотрудников. Однако проведение сокращений по общим правилам допускается. Вместе с тем новое руководство может принять решение о сохранении направления деятельности предприятия и всех специалистов.

Реорганизация не всегда влечёт за собой массовые сокращения. Тогда если не сокращать персонал, то возникает логичный вопрос, что делать с руководителем, его заместителями и главным бухгалтером.

Например, в случае присоединения одного юридического лица к другому или слияния двух юридических лиц и образовании третьего, получится, что в обновлённой или новой организации будут присутствовать 2 руководителя и 2 главных бухгалтера. Помимо того, что их можно сократить, существуют и другие варианты решения:

  1. Перевод на другую должность.
  2. Расторжение трудового договора по инициативе собственника на основании части первой статьи 75 ТК Ф, но не позднее 3 месяцев с момента появления нового собственника.
  3. Увольнение по инициативе самого должностного лица в соответствии с частью третьей статьи 75 ТК РФ.

Таким образом, не всегда реорганизация сопровождается мероприятиями по сокращению численности или штата.

Справка! После реорганизации на предприятии могут произойти изменения, но даже в этом случае не всегда начинаются сокращения. Изменения могут коснуться только названий структурных подразделений и должностей.

Категории лиц, не подлежащих увольнению по закону

Статьёй 261 ТК РФ предусмотрены категории граждан, которых нельзя сокращать в случае реорганизации:

  • женщины в положении;
  • женщины, имеющие детей младше трёх лет;
  • одинокие матери, имеющие детей до 14 лет;
  • одинокие матери с ребёнком-инвалидом не старше 18 лет;
  • лица, воспитывающие ребёнка до 14 лет без матери;
  • лица, воспитывающие ребёнка-инвалида до 18 лет без матери;
  • единственные кормильцы ребёнка до 3 лет, если в семье 3 или более детей возрастом младше 14 лет;
  • единственные кормильцы инвалидов до 18 лет.

Нюансы процедуры

Можно выделить следующие отличительные особенности:

  1. Обычно если новый собственник организации желает расстаться с главным бухгалтером или руководителем присоединённого юридического лица, указанные специалисты не сокращаются, а увольняются без приобретения всех привилегий, которые положены гражданам, попавшим под сокращение. Новый собственник имеет на это право на основании части первой статьи 75 ТК РФ. При этом увольнение в этом случае должно произойти не позднее 3 месяцев.
  2. Сокращение в результате реорганизации может быть осуществлено исключительно после регистрации перехода права собственности на имущество предприятия.

В остальном порядок проведения мероприятий по увольнению по сокращению численности или штата при реорганизации не отличается от правил, применяемых в других обстоятельствах.

Особенности отстранения сотрудников от службы в связи с прекращением хозяйственной деятельности фирмы

Правила действия руководства организации при увольнении работников в связи с ликвидацией во многом схожи с законоположениями, применяемыми при сокращении штата или численности. Однако в случае прекращения деятельности юридического лица работникам не могут быть предоставлены все гарантии и права, которые даются при сокращении. Эти и другие особенности рассмотрим ниже.

Допустимо ли сохранить персонал?

Это невозможно, поскольку ликвидируемое юридическое лицо перестаёт действовать: больше не производит продукцию, не оказывает услуги, не извлекает прибыль. При этом оно не может быть продано или передано каким-либо иным способом во владение других лиц. Поэтому работники не смогут остаться на прежней работе. При ликвидации увольнения неизбежны.

Всех ли ждёт отставка?

Внимание! Статьёй 261 ТК РФ закреплены категории граждан, которых нельзя увольнять по инициативе руководителя. Это беременные женщины, матери младенцев, детей-инвалидов и другие лица.

Однако есть исключение. Частью первой данной статьи оговорено, что в случае ликвидации данные ограничения не применяются. Более того существуют ситуации, когда нельзя сократить любого работника: в период болезни или отпуска. В этом случае также есть исключение. На основании части шестой статьи 81 ТК РФ при ликвидации не учитывается, находится ли сотрудник в отпуске или на больничном.

Специфика расчета трудящихся

Такие особенности действительно существуют, расскажем о них ниже:

  1. Сотрудники упразднённой компании не получают такую гарантию, как преимущественное оставление на работе, поскольку увольнению подлежат все специалисты.
  2. Работникам не предлагают другую вакантную должность, как это делается при сокращении.
  3. При ликвидации разрешается увольнение беременных женщин.
  4. Увольнение может произойти во время временной нетрудоспособности или отпуска работника.
  5. Увольнение в случае ликвидации предприятия работника возрастом меньше 18 лет не должно подтверждаться согласием трудовой инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних в отличие от того, как это делается при других причинах сокращения.

Таким образом, упразднение предприятия несёт в себе большее количество отличительных особенностей, связанных с увольнением людей, чем реорганизация в любых её формах. При этом если оспорить сокращение в результате преобразования юридического лица можно, то сделать это при ликвидации не представляется возможным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.