Бюджет доходов и расходов

Составление бюджета предприятия в Excel с учетом скидок

Бюджет на очередной год формируется с учетом функционирования предприятия: продажи, закупка, производство, хранение, учет и т.п. Планирование бюджета – это продолжительный и сложный процесс, ведь он охватывает большую часть среды функционирования организаций.

Для наглядного примера рассмотрим дистрибьюторскую фирму и составим для нее простой бюджет предприятия с примером в Excel (пример бюджета можно скачать по ссылке под статьей). В бюджете можно планировать расходы на бонусные скидки для клиентов. Он позволяет моделировать различные программы лояльности и при этом контролировать расходы.

Данные для составления бюджета доходов и расходов

Наша фирма обслуживает около 80-ти клиентов. Ассортимент товаров составляет около 120-ти позиций в прайсе. Она делает наценку на товары 15% от их себестоимости и таким образом устанавливает цену продажи. Такая низкая наценка экономически обоснована плотной конкуренцией и оправдывается большим товарооборотом (как и на многих других дистрибьюторских предприятий).

Для клиентов предлагается бонусная система вознаграждений. Процент скидки на закупку для крупных клиентов и ресселеров.

Условия и размер процентной ставки бонусной системы определяется двумя параметрами:

  1. Количественная граница. Количество приобретенного конкретного товара, которое дает клиенту возможность получить определенную скидку.
  2. Процентная скидка. Размер скидки – это процент, что вычисляется от суммы, на которую приобрел клиент при преодолении количественной границы (планки). Размер скидки зависит от размера количественной границы. Чем больше товара приобретено, тем больше скидка.

В годовом бюджете бонусы относятся к разделу «планирование продаж», поэтому они влияют на важный показатель фирмы – маржу (показатель прибыли в процентном соотношении от общего дохода). Поэтому важной задачей является возможность устанавливать несколько вариантов бонусов с разными границами на уровнях реализации и соответствующих им % бонусов. Нужно чтобы маржа удерживалась в определенных границах (например, не меньше 7% или 8%, вед это же прибыль фирмы). А клиенты смогут выбирать себе несколько вариантов бонусных скидок.

Наша модель бюджета с бонусами будет достаточно проста, но эффективная. Но сначала составим отчет движения средств по конкретному клиенту, чтобы определить можно ли давать ему скидки. Обратите внимание на формулы, которые ссылаются на другой лист пред тем как посчитать скидку в процентах в Excel.



Составление бюджетов предприятия в Excel с учетом лояльности

Проект бюджета в Excel состоит из двух листов:

  1. Продажи – содержит историю движения средств за прошлый год по конкретному клиенту.
  2. Результаты – содержит условия начисления бонусов и простой счет результатов деятельности дистрибьютора, определяющий прогноз показателей привлекательности клиента для фирмы.

Движение денежных средств по клиентам

Структура таблицы «Продажи за 2015 год по клиенту:» на листе «продажи»:

  1. Товар – Наименование товаров.
  2. Закупочная цена – цены, по которым дистрибьютор закупает продукцию у поставщиков.
  3. Закупочная сумма – это количество товара умножено на его цену.
  4. Количество продаж – количество товара проданного конкретному клиенту за 1 год.
  5. Цена реализации – закупочная цена + 15% наценки. Формула наценки:
  6. Объем продаж – сумма, на которую было продано товара.
  7. Бонус % — размер скидки на определенный товар, который преодолел по количеству определенную граничную планку скидок. Формула:
  8. Бонус-сумма – суммы скидок, которые клиент получает при преодолении количественной границы конкретного товара (значение ячеек этой колонки получены ссылкой из ячейки расчета бонусов на листе «Результаты»). Формула расчета скидки в Excel:
  9. Прибыль – рассчитывается: Объем продаж — Закупочная сумма — Бонус.

Модель бюджета предприятия

На втором листе устанавливаем границы для достижения бонусов соответствующие им проценты скидок.

Следующая таблица – это базовая форма бюджета доходов и расходов в Excel с общими финансовыми показателями фирмы за годовой период.

Структура таблицы «Условия бонусной системы» на листе «результаты»:

  1. Граница бонусной планки 1. Место для установки уровня граничной планки по количеству.
  2. Бонус % 1. Место для установки скидки при преодолении первой границы. Как рассчитывается скидка для первой границы? Хорошо видно на листе «продажи». С помощью функции =ЕСЛИ(Количество > граница 1 бонусной планки; Объем продаж * процент 1 бонусной скидки; 0).
  3. Граница бонусной планки 2. Более высокая граница по сравнению с предыдущей границей, которая дает возможность получить большую скидку.
  4. Бонус % 2 –скидка для второй границы. Рассчитывается с помощью функции =ЕСЛИ(Количество > граница 2 бонусной планки; Объем продаж * процент 2 бонусной скидки; 0).

Структура таблицы «Общий отчет по обороту фирмы» на листе «результаты»:

  1. Суммарный объем продаж. Общая сумма проданного товара.
  2. Суммарная закупка. Общая сумма, на которую приобретено товара у поставщиков.
  3. Суммарный бонус.

    Несложная модель поможет составить бюджет компании с нуля

    Общая сумма скидок.

  4. Прибыль БРУТТО: Суммарный объем продаж — Суммарная закупка – Суммарный бонус.
  5. Маржа 1: Прибыль БРУТТО / Суммарный объем продаж (в процентном выражении грязной прибыли).
  6. Расходы по реализации – сумма расходов на дистрибуцию товара (логистика, доставка, реклама и т.п.).
  7. Расходы на управление – суммарные расходы на зарплату сотрудникам, налоги и т.п.
  8. Прибыль НЕТТО (чистая прибыль) – Прибыль БРУТТО — Расходы по реализации — Расходы на управление.
  9. Маржа 2 – Прибыль НЕТТО / Суммарный объем продаж (в процентном выражении).

Готовый шаблон бюджета предприятия в Excel

И так у нас есть готовая модель бюджета предприятия в Excel, которая является динамической. Если граничная планка бонусов находится на уровне 200, а бонусная скидка составляет 3%. Это значит, что в прошлом году клиент приобрел товара в количестве 200шт. А в конце года получит за это бонус скидку 3% от стоимости. А если клиент приобрел 400шт определенного товара, значит, он преодолел вторую граничную планку бонусов и получает скидку уже 6%.

При таких условиях изменится показатель «Маржа 2», то есть чистая прибыль дистрибьютора!

Задача руководителя дистрибьюторской фирмы выбрать самые оптимальные уровни граничных планок для предоставления клиентам скидки. Выбирать нужно так чтобы показатель «Маржа 2» находился хотя бы в приделах 7%-8%.

Чтобы контролировать деятельность предприятия, его руководство использует различные финансовые бюджеты, самыми распространенными из которых являются бюджет доходов и расходов (БДР) и бюджет движения денежных средств (БДДС).

Бюджет доходов и расходов (БДР)

Казалось бы, понятия совершенно идентичны, так, может быть, и их предназначение сводится к одной и той же цели? Но между этими двумя финансовыми инструментами существует достаточно много различий. Попробуем разобраться, в чем особенности каждого из них.

Определение

БДР представляет собой отчет, в котором планируется прибыль, предполагаемая в следующем периоде. В связи с этим в данном документе присутствуют такие понятия, как себестоимость произведенной продукции или выполненных работ, выручка по всем видам деятельности, различные показатели рентабельности.

БДДС является документом, в котором отражаются денежные потоки, существующие на предприятии (вследствие чего можно говорить о том, что в данном отчете фигурируют только те операции, которые имеют денежное выражение).

Сравнение

Эти два документа различаются как по целям, для достижения которых они составляются, и по статьям, которые в них отражаются, так и по показателям, которые можно из них получить. Так, БДР разрабатывается с той целью, чтобы распланировать прибыль, которую способно получить предприятие в определенном периоде. Для ее расчета используются показатели себестоимости и выручки, а в целом сам документ схож с бухгалтерским отчетом о прибылях и убытках.

В свою очередь, БДДС призван распределить денежные потоки, которые могут быть входящими и исходящими, а потому он отражает все хозяйственные операции компании, выраженные в денежной форме. С его помощью можно отследить все движения денег по расчетным счетам и в кассе организации, что делает его похожим на бухгалтерский отчет о движении денежных средств.

Выводы TheDifference.ru

  1. БДР отражает плановую прибыльность деятельности, а БДДС – наличие положительных и отрицательных денежных потоков предприятия.
  2. БДР похож на отчет о прибылях и убытках, а БДДС – на отчет о движении денежных средств.
  3. В БДДС присутствуют только статьи, выраженные в денежной форме, а в БДР могут быть и неденежные статьи, то есть напрямую не связанные с наличными деньгами.
  4. Основными статьями в БДДС являются поступления и платежи, а в БДР – доходы и расходы, как в денежной, так и в неденежной форме.

План доходов и расходов

Скачать бесплатно рефераты по менеджменту — Финансовое планирование — План доходов и расходов по реферату Финансовое планирование

План доходов и расходов

Задача этого документа — показать, как будет формироваться и изменяться прибыль предприятия. В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции.

Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей, из-за того, что в нем детально рассматриваются величина и время максимального денежного притока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные году осуществления проекта, не является определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды времени. Прогноз денежных потоков и выявит эти условия. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это дополнительное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств.

Если проект разрабатывается в сезонной или циклической отрасли, или в отрасли, где смежники требуют от новой фирмы наличных выплат (или необходимо капитальное строительство), прежде чем продукт будет готов к продаже и начнет приносить доход, прогноз денежных потоков является важнейшим фактором для принятия решения о продолжнеии дела. Детализованный прогноз, который понятен и пригоден для руководства, может помочь привлечь внимание к проекту, несмотря на периодически возникающие денежные кризисы, которые следует предотвращать.

Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические точки, например при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж.

Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использование  как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование прямых затрат на материалы. Должна быть составлена смета прямых затрат на материал, чтобы определить, как много материала потребуется и сколько должно быть приобретено, исходя из потребностей производства.

Что это такое БДР и как он формируется?

Количество материала, подлежащего закупке, зависит от предполагаемого его расхода и имеющихся запасов.

Смета прямых затрат на оплату труда. В производственном плане существуют предпосылки для подготовки сметы затрат на оплату труда. Для подсчета требуемых прямых затрат труда следует умножить ожидаемый объем производства за каждый период на число часов работы, необходимых для производства одной единицы изделия. Затем результат умножается на стоимость прямых затрат труда за час, чтобы получить бюджетные затраты на оплату труда.

Смета общезаводских накладных расходов. Это перечень всех общезаводских расходов, помимо прямых трат на материалы и оплату труда, таких как амортизация, налог на имущество и заводская арендная плата. Важно помнить, что амортизация не требует затрат денежных средств и, следовательно, должна вычитаться из сметы общезаводских накладных расходов, когда определяются денежные выплаты по смете общезаводских накладных расходов.

Смета торговых и административных расходов. Содержит перечень общефирменных расходов, понесенных в процессе реализации продукции и организации бизнеса. Для составления прогнозного отчета о прибылях и убытках (продажа минус переменные затраты минус постоянные затраты) нужно рассчитать переменные торговые и административные расходы, приходящиеся на единицу продукции.

Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в  то время, когда возникает такая потребность.

Очень популярным подходом при планировании является принцип «желаемого дохода». Он начинается с того, что предприниматель определяет, какой доход он хочет получить, а затем определяет объем продаж, необходимый для покрытия всех расходов и обеспечения этого дохода.

План доходов и расходов основывается на следующих прогнозных оценках:

  • доходов от реализации;
  • прочих доходов;
  • издержек производства и реализации продукции;
  • прочих издержек:
  • ожидаемых налоговых выплат;
  • выплат процентов по долгам

План доходов и расходов также составляется в первый год помесячно, во второй — поквартально, в третий — в целом.