БСО

Кто выдает БСО

Организации в сфере услуг населению имеют право не использовать ККТ, а вместо чеков выдавать бланки строгой отчетности или БСО.

К сфере услуг относится деятельность сотен предприятий:

  • парикмахерских и ателье,
  • такси и пассажирских перевозок,
  • ТСЖ и компаний по ремонту и клинингу,
  • билетных касс и т.д.

Почти полный список видов деятельности перечислен в Общероссийском классификаторе услуг. Предприятия, деятельность которых указана в классификаторе, могут использовать бланки.

Для некоторых БСО утверждены особые формы: например, железнодорожные билеты могут выглядеть только так, как указано в приказе Министерства транспорта РФ. Регламентирован внешний вид БСО для парковок, туристических и экскурсионных бюро, ломбардов и ветврачей.

Для остальных предприятий закон регулирует лишь обязательные реквизиты, а форму бланка организация или предприниматель может разработать самостоятельно. Бланки можно формировать с помощью специальной системы или купить в типографии или канцелярском магазине. Во втором случае на бланке обязательно указывается информации об изготовителе.

15 июля 2016 года начал действовать закон об онлайн-кассах. Теперь бланки строгой отчётности выдают не только за оказание услуг, но и за выполнение работ. Сборка шкафа или его перевозка — это одновременно и услуга, и работа. Кроме того, появились дополнительные реквизиты, которые нужно обязательно указывать в БСО.

Что меняется

До 1 июля 2018 года предприятия услуг могут не использовать ККТ при условии, что выдают покупателям БСО.290-ФЗ, ст. 7 п.

Что такое БСО (Бланки строгой отчетности) для ИП и ООО? Применение и образец заполнения

8 в системе «Консультант»

С 1 июля предприниматели и дальше будут выдавать бланки, но печатать их будут на «автоматизированной системе для БСО». По задумке, это разновидность ККТ, к которой предъявляют те же требования. Сам бланк строгой отчетности становится одним из видов кассового чека.

БСО, как и кассовые чеки, нужно будет отправлять в ФНС и выдавать покупателю на руки. По новым правилам, документ, как и кассовый чек, нужно отправлять в электронном виде на электропочту или на абонентский номер покупателя. Альтернатива электронному чеку — передача сведений о покупке: номер накопителя, сумму покупки, дату и время, адрес и т.п. С этими данными покупатель сможет получить чек в интернете.

Для интернет-магазинов по новому закону предусмотрен пока только один вариант: высылать платежные документы на электронную почту или телефон. Предприятиям в сфере интернет-торговли не нужно предоставлять распечатанный на бумаге чек или БСО.

Что нужно указывать в БСО

Сейчас содержание БСО регулирует Постановление Правительства № 359. В бланке индивидуального предпринимателя должно быть:

Если бланк использует организация, то необходимо указать её организационно-правовую форму и наименование.

После введения онлайн-ККТ для сферы услуг в БСО, кроме даты и времени покупки, нужно указывать:

  • адрес торговой точки или название интернет-магазина;
  • систему налогообложения;
  • ставку НДС;
  • регистрационный номер фискального накопителя ККТ.

Если продавец допустит ошибку в расчетах или выпишет бланк неправильно, то в законе предусмотрена возможность сформировать чек или бланк коррекции. Правда, корректировать можно только те ошибки, что были допущены в текущую смену.

Задавайте интересующие вопросы в сообществах Вконтакте и Фейсбуке.

Олег Бахмутский

 o.bakhmutskij@dreamkas.ru

Олег понимает проблемы и специфику небольших магазинов. Знает, как увеличить продажи с помощью автоматизации.

Бесплатная онлайн-касса Дримкас Старт

Установите Дримкас Старт на любой компьютер и соответствуйте требованиям 54-ФЗ.

ПодробнееСкачать бесплатно

БЛАНКИ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ


А.Г.

Коковкина
Консультант-эксперт по налогообложению

 
    Согласно статье 313 Налогового кодекса Российской Федерации одним из подтверждений данных налогового учета являются первичные учетные документы. Также не следует забывать, что в соответствии с п. 2 пп.20 статьи 149 НК РФ реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, освобождена от налога на добавленную стоимость. Поэтому рассматриваемая тема будет полезна не только для бухгалтерского учета, но и для вопросов налогообложения.
    Начинаем цикл статей по учету бланков строгой отчетности на предприятиях различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
 

Отрасли (подотрасли) экономики Код по ОКОНХ
Культура и искусство 93000
Библиотеки 93110
Фильмо- и фонотеки 93120
Музеи и выставки 93130
Музеи 93131
Выставки 93132
Клубные учреждения 93141
Внешкольное воспитание 93145
Народные университеты 93150
Парки культуры и отдыха 93160
Ботанические сады и зоопарки 93170
Редакции телевидения и радиовещания 93180
Книжные палаты 93190
Зрелищные предприятия 93610
Театры 93611
Кинотеатры 93612
Концертные организации и коллективы 93613
Изостудии и художественно-оформительские организации 93615
Киностудии, студии звукозаписи 93620
Изготовление кинофильмов, звукозапись без работ и услуг, выполняемых по заказам 93621
Изготовление любительских кинофильмов, услуги звукозаписи выполняемых по заказам 93622
Прокат кинофильмов 93630
Хозяйственное управление культурой и искусством 93690

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 
    Учреждения культуры и искусства могут быть коммерческими и некоммерческими в зависимости от основной цели их создания. Многие некоммерческие организации данной сферы деятельности имеют бюджетное финансирование.

Зачем ИП нужны бланки строгой отчетности?

Учреждения культуры и искусства, учредителями которых являются федеральные органы, органы субъектов Российской Федерации и муниципальные органы исполнительной власти, при условии выделения средств на их содержание из соответствующего бюджета, считаются бюджетными организациями.
    В соответствии с Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. № 609, театры, учредителями которых являются федеральные органы, органы субъектов Российской Федерации и муниципальные органы исполнительной власти, при условии выделения средств на их содержание из соответствующего бюджета, следует считать бюджетными организациями. Такой статус государственных и муниципальных театров подтвержден письмом Министерства финансов Российской Федерации от 17.11.98 г. № 16-00-17-101 «О статусе государственных и муниципальных театров и системе бухгалтерского учета в них».
    Этим же письмом Минфина России в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и с учетом многолетней практики разрешено театрам вести бухгалтерский учет по плану счетов бухгалтерского учета, предусмотренному для хозрасчетных организаций.
    Для театрально-концертных организаций перешедших на план счетов бюджетных учреждений в соответствии с Инструкцией Минфина России от 30.12.99 № 107н Управление бухгалтерского учета и ревизий Минкультуры России выпустило Письмо Минкультуры РФ от 21.12.2001 № 270-07-21 «О бухгалтерском учете в театрально — концертных организациях».
    При переводе учета имущественных обязательств театрально — концертной организации на бюджетный учет следует учитывать различия и особенности этого учета.
    Так при учете билетного хозяйства в бюджетных учреждениях следует применять субсчета 063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» и забалансовый счет 04 «Бланки строгой отчетности». Аналитический учет материалов по субсчету 063 в учреждениях ведется по наименованиям, количеству, стоимости и материально ответственным лицам на карточке ф. 296.
 

ФОРМЫ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 
    В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 г.

Применение бланков строгой отчетности

Бланки строгой отчетности (БСО) часто используются организациями и индивидуальными предпринимателями для осуществления расчетов с населением. До недавнего времени не было отдельного документа, регламентирующего порядок применения БСО. В связи с этим возникало много вопросов, что приводило к многочисленным судебным спорам.

С 15 апреля 2005 г. вступило в силу Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 (далее — Постановление N 171). Положение устанавливает правила утверждения форм бланков, приравненных к кассовым чекам, их учета, хранения и уничтожения, а также порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее — наличные расчеты) без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи БСО.

Когда применяют БСО

Организация или индивидуальный предприниматель (далее — организация) вправе осуществлять наличные расчеты без применения ККТ согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт":

при осуществлении видов деятельности, указанных в п. 3 ст. 2 (перечень таких видов деятельности является закрытым);

находящимися в труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 2);

при выдаче БСО вместо кассового чека (п. 2 ст. 2).

Применение БСО становится возможным только при одновременном соблюдении следующих ограничений:

  1. организация оказывает услугу. Исчерпывающий перечень видов услуг населению приведен в Общероссийском классификаторе услуг населению, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163;
  2. форма бланка для данного вида услуги утверждена Минфином России (например, формы БСО для организаций гостиничного бизнеса утверждены Письмом Минфина России от 13.12.1993 N 121 и т.д.);
  3. срок действия утвержденной формы бланка не истек;
  4. услуга оказывается населению.

Применение организациями в качестве БСО формы N КО-1 "Приходный кассовый ордер", по мнению автора, может повлечь административную ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ. Данная форма была утверждена Письмом Минфина России от 24.02.1994 N 16-39 в качестве формы документа строгой отчетности, используемой при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. Налоговые органы ограничивают правомерность применения формы N КО-1 в качестве БСО только предприятиями Центросоюза РФ. Такая позиция косвенно следует из содержания Письма Госналогслужбы России от 30.08.1994 N НИ-6-14/320 и высказываний представителей налогового ведомства. Однако такие письма и заявления не являются официальными разъяснениями по данному вопросу.

Арбитражная практика по вопросу применения формы N КО-1 в качестве БСО организациями, не относящимися к предприятиям Центросоюза РФ, складывалась в основном в пользу налогоплательщика (Постановление ФАС ВСО от 26.07.2005 N А33-5806/2005-Ф02-3466/05-С1; Постановление ФАС СЗО от 29.06.2005 N А56-46351/04).

Какие документы относятся к БСО

Бланками строгой отчетности являются документы, перечисленные в п. 2 Положения, например квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы. Перечень таких документов не является закрытым.

Порядок утверждения формы БСО установлен п. 3 Положения. Организация не может применять самостоятельно разработанную форму БСО, но вправе инициировать появление нужной формы бланка, например, обратившись в соответствующее объединение, представляющее интересы предпринимателей в определенной сфере услуг.

Форму бланка утверждает Минфин России при соблюдении следующих условий:

  1. заявление поступило от органов государственной власти и т.д.;
  2. к заявлению приложены документы: описание бланка (обязательные и дополнительные реквизиты, характеризующие специфику деятельности); эскиз бланка (художественно-графическое оформление); предложение по обеспечению защиты бланка от подделок; инструкция по заполнению бланка; рекомендации по применению бланка, а также перечень услуг, которые предполагается осуществлять с использованием бланка.

В п. 5 Положения перечислены обязательные для всех видов бланков реквизиты (кроме бланков, предназначенных для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования (далее — бланки для расчетов за проезд) (п. 6 Положения). Помимо этого все бланки должны содержать сведения об изготовителе, перечисленные в п.

Бланки строгой отчетности: что это и где использовать?

7 Положения.

Согласно Письму Минфина России от 27.09.2005 N 03-01-20/5-193 БСО изготавливаются обязательно типографским способом. Если бланк будет изготовлен, например, на компьютере, то организацию могут привлечь к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по изготовлению БСО, не имеющих защиты от подделки, и торговле указанными бланками лицензированию не подлежит. Это относится только к формам, утвержденным до вступления в силу Положения.

Учитывая требования п. 3 Положения, высока вероятность того, что печатать БСО можно будет только в типографиях, имеющих соответствующую лицензию. При этом выполнение п. 10 Положения о проставлении изготовителем серии и номера на бланке и недопустимости их дублирования на первом экземпляре представляется возможным только при централизованном выпуске бланков.

Кроме того, следует учитывать, что форма бланка должна точно соответствовать форме, утвержденной Минфином России. Таким образом, нельзя добавлять новые или удалять "лишние" реквизиты. Пунктом 9 Положения предусматривается только возможность расширения или сужения граф БСО.

Правила заполнения

Согласно п. 13 Положения БСО (кроме бланков, предназначенных для расчетов за проезд) являются первичными учетными документами. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" не возникает необходимости дополнительно выписывать товарный чек или акт приема-передачи оказанных услуг.

Однако на основании действующего Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее — Порядок), организации все-таки необходимо будет оформить приходный кассовый ордер. Законодательством не установлено, обязательно ли его оформлять на получение наличных средств одновременно с бланком или же можно выписывать такой ордер в конце рабочего дня (смены) на всю сумму, полученную по бланкам. Организация должна сама разработать правила оформления подобных операций и закрепить их распорядительными документами руководителя (например, в качестве приложения к учетной политике).

Правила заполнения БСО определены п. п. 8, 15 и 4 Положения:

в незаполненных строках необходимо ставить прочерк;

бланки должны заполняться четко и разборчиво. Как и при оформлении кассовых документов, не допустимы подчистки, поправки и исправления на бланке;

испорченные или неправильно заполненные бланки уничтожать нельзя. Такой бланк нужно перечеркнуть и приложить к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, в котором он был выписан;

одновременно с оригиналом бланка должна оформляться не менее чем одна его копия (кроме бланков, предназначенных для расчетов за проезд). Копию получают с использованием копировальной или самокопировальной бумаги либо бланк имеет отрывные части. Организация самостоятельно принимает решение выдать покупателю экземпляр БСО либо его первую копию. На практике чаще всего организация оформляет оригинал и две копии бланка. Первую копию передают покупателю, оригинал бланка подшивают с оправдательными документами, а вторую копию оставляют для последующего контроля;

в п. 4 Положения установлено, что для наземного пассажирского транспорта общего пользования допускается использование рулонной формы бланка.

Учет, хранение и уничтожение

Организации обязаны выполнять требования Положения по учету, хранению и уничтожению БСО.

Согласно п. п. 14 и 16 Положения следует вести книгу по учету бланков по их наименованиям, а также сериям и номерам. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем и главным бухгалтером организации, а также скреплены печатью.

При организации учета получения бланков необходимо выполнять требования п. п. 17 и 18 Положения:

приказом руководителя назначается работник, которому поручается получение, хранение и выдача бланков, а также прием от населения наличных денежных средств согласно оформленным бланкам. С назначенным работником заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности;

создаются условия, обеспечивающие сохранность БСО: бланки хранятся в сейфе либо в специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение;

приказом руководителя назначается комиссия для приема бланков в день их поступления.

Согласно п. 20 Положения проводить инвентаризацию БСО следует одновременно с инвентаризацией находящихся в кассе наличных денежных средств и кассовых документов.

Кроме того, необходимо предусмотреть контроль за использованием бланков (п. п. 22 и 21 Положения). Важно помнить, что выдавать бланки и контролировать их использование должны по возможности разные сотрудники организации.

Порядок хранения и уничтожения БСО определен в п. 23 Положения. Необходимо обратить особое внимание на то, что хранить копии использованных бланков следует в систематизированном виде в опечатанных мешках не менее 5 лет.

По истечении установленного срока хранения нужно будет провести инвентаризацию БСО. Через месяц после ее окончания приказом руководителя необходимо создать комиссию по уничтожению бланков. Списание должно производиться на основании акта списания бланков, составленного комиссией и утвержденного руководителем организации.

В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки.

До настоящего времени не утверждены формы книги по учету бланков, а также актов приемки, инвентаризации и списания бланков. В связи с этим рекомендуется разработать их самостоятельно и закрепить в приложении к учетной политике.

Осуществление расчетов

Особую осторожность организации следует проявлять в момент передачи БСО покупателю и получения денежных средств (п. п. 25 и 26 Положения). Существуют три способа расчетов с покупателем:

оплата услуг производится наличными денежными средствами;

услуги оплачиваются с использованием платежной карты;

смешанная оплата, т.е. часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, а другая — с использованием платежной карты.

В любом случае сначала нужно заполнить бланк, затем получить денежные средства либо подтверждение оплаты и, наконец, выдать покупателю бланк одновременно со сдачей и возвратом платежной карты.

Ответственность

В соответствии с действующим законодательством невыдача БСО, выдача бланка на сумму меньшую, чем фактически полученная, либо его незаконное применение приравниваются к неприменению ККТ. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере:

для индивидуальных предпринимателей — от 15 до 20 МРОТ;

для должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ;

для юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ.

В случае несоблюдения требований п. 23 Положения должностных лиц организации могут привлечь к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ за нарушение порядка и сроков хранения учетных документов и оштрафовать на сумму от 20 до 30 МРОТ.

О.Аверина

Аудитор

ООО "Столичный аудиторъ"