Бухгалтерский учет 2018 теория и практика

Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Знания по бухгалтерскому учету – это знания, которые полезны абсолютно всем: предпринимателям, учредителям, руководителям и специалистам организаций. Этот факт обусловлен следующим фактом: эффективно управлять хозяйственной деятельностью предприятия можно только при наличии информации о количестве и качестве происходящих в организации экономических процессов. В отличие от других видов учета бухгалтерский учет является системным: в нем отражается каждая выполненная хозяйственная операция. Экономические процессы обобщаются в бухгалтерском учете как движение стоимости. Это позволяет получить информацию о вновь созданной стоимости, стоимости распределений и перераспределений. Информация о прибыли предприятия порождается путем сопоставления в системе бухгалтерского учета доходов и расходов предприятия.

Цель курса:

  • сформировать у выпускников систему знаний о сущности, принципах и задачах бухгалтерского учета;
  • развить у выпускников практические навыки по использованию приемов и методов учета, обобщения учетной информации для интегрированного управления и анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций в современных условиях.

По результатам обучения выпускники будут:

Знать:

  • цели, задачи и основные принципы бухгалтерского финансового учета;
  • основные нормативные и инструктивные материалы по организации и методике ведения бухгалтерского учета;
  • прогрессивные формы и методы ведения учета в организациях различных организационно-правовых форм (систему сбора, обработки подготовки информации);
  • первичную документацию и регистры бухгалтерского учета;
  • возможности современных технических средств сбора, передачи и обработки учетной информации.

Уметь:

  • использовать систему знаний о принципах бухгалтерского финансового учета для разработки и обоснования учетной политики организации;
  • организовывать и осуществлять бухгалтерский учет в организациях всех форм собственности;
  • использовать прогрессивные формы и методы учетно-экономической работы, обеспечивая реализацию учетного процесса;
  • контролировать соблюдение законности при использовании денежных, материальных и финансовых ресурсов;
  • составить бухгалтерскую отчетность, обеспечивая ее соответствие установленной форме и достоверность информации;
  • разрабатывать инструктивные указания и другие нормативные документы по вопросам учета, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • самостоятельно принимать решения по вопросам, связанным с учетно-экономической деятельностью, излагать свое мнение письменно и устно, выступать с отчетами и докладами.

Владеть:

  • навыками сбора и обработки необходимых данных для регистрации фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете;
  • навыками учёта имущества организации и источников его образования;
  • навыками составления и анализа бухгалтерской отчётности.

Занятия проводит практик, доцент, автор многих учебников по бухгалтерскому учету, аудиту, МСФО, — Воронина Лариса Ивановна.

Целевая аудитория

Руководители всех уровней и специалисты коммерческих и некоммерческих предприятий различных форм собственности, индивидуальные предприниматели, выпускники и студенты старших выпускных курсов вузов и ссузов, аспиранты, преподаватели, временно незанятые лица

Требования к поступающим

На программу принимаются:

  • лица, имеющие высшее и среднее профессиональное образование
  • студенты выпускных курсов вузов и ссузов

Требования к профилю базового образования не установлены

Стоимость обучения

15000 рублей

Скидки и акции

Скидки:

  • обучающимся МФЮА, МИТУ-МАСИ – скидка 10% от стоимости обучения
  • выпускникам МФЮА, МУГУ, МАСИ, МГЛИ, МИТУ-МАСИ – скидка 5% от стоимости обучения
  • для двух единовременно поступающих на одну программу из одной организации (плательщик — организация) – скидка 5% от стоимости обучения
  • для трех и более единовременно поступающих на одну программу из одной организации (плательщик — организация) – скидка 10%;
  • сотрудникам МФЮА, МИТУ-МАСИ – скидка 10% от стоимости обучения

При наличии нескольких оснований для предоставления скидок, скидки суммируются. При этом конечная скидка не может превышать 15%

Начало занятий

16 ноября 2018

Набор

Открыт

Прием документов завершается по решению Института дополнительного образования (по мере комплектации групп(ы))

Трудоемкость

72 академических часа (из них — 28 ауд. часов)

Срок обучения

1,5 месяца (16.11.2018 — 21.12.2018)

Форма обучения

Очно-заочная

График занятий

будни (с 19:00 до 22:10), 1-2 раза в неделю (в соответствии с утвержденным расписанием)

Необходимые документы

Для оформления необходимо предоставить пакет основных документов.

Назначение программы

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации

Выдаваемый документ по окончанию обучения

Удостоверение о повышении квалификации

Контактная информация

3-е изд., перераб. и доп. — Ижевск: ГСХА, 2016 — 410 c.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 — Экономика. Книга состоит из двенадцати глав, в которых раскрываются теоретические основы, методические и организационно-технические аспекты бухгалтерского учета. Учебное пособие рекомендуется для студентов (квалификация бакалавр-специалист), аспирантов и преподавателей экономических специальностей, слушателей учебно-методических центров подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Формат: pdf

Размер: 2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЕТ, ЕГО СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ . ВИДЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Исторический обзор развития учета
.1
Учет как общая, самостоятельная функция
.2. управления О
Общая характеристика хозяйственного
.3. учета 7
Измерители, применяемые в хозяйственном
.4. учете 1
Виды хозяйственного учета и их
. 5. характеристика 3
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЕГО СУЩНОСТЬ, . СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ 4
Сущность, содержание, задачи и функции бухгалтерского
.1. учета 4
Дифференциация бухгалтерского учета на подсистемы
.2. финансового и управленческого
учета 1
Пользователи бухгалтерской информации в рыночной
.3. экономике… 3
Основополагающие принципы бухгалтерского учета и
.4. требования, предъявляемые к
нему 6
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в .5. Российской
Федерации 4
Связь бухгалтерского учета с другими
.6. науками 7
ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО . УЧЕТА 2
Предмет бухгалтерского учета и характеристика объектов его
. 1. наблюдения
2
Метод бухгалтерского учета и его основные методические
.2. приемы и
правила 4
БАЛАНСОВОЕ . ОБОБЩЕНИЕ 1
Сущность, значение и функции
.1. баланса 1
Строение и структура бухгалтерского
.2. баланса 3
Типовые изменения в балансе, вызываемые хозяйственными
.3. операциями
8
Виды балансов и их
.4. классификация 00
БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА И ДВОЙНАЯ . ЗАПИСЬ 03
Счета бухгалтерского учета и их
.1. строение 03
Двойная запись, ее сущность и
.2. значение 11
Счета синтетического и аналитического учета. Взаимосвязь
.3. между счетами и
балансом 17
Обобщение и проверка данных счетов бухгалтерского
.4. учета 24
Классификация счетов бухгалтерского
.5. учета 30
Понятие о плане счетов бухгалтерского
.6. учета 41
СТОИМОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО . УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ 50
Понятие о стоимостной оценке имущества и калькуляции Л. себестоимости 50
Правила (принципы) и виды
.2. оценок 51
Виды
.3. калькуляции 59
Учет процесса
.4. заготовления 62
Учет процесса
. 5. производства 72
Учет процесса реализации
.6. (продажи) 85
ПЕРВИЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ (ДОКУМЕНТАЦИЯ И . ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ)
95
Понятие о бухгалтерских документах, их роль и
.1. значение 95
Классификация документов
.2 00
Реквизиты и требования, предъявляемые к оформлению
.3. документов
04
Организация
.4. документооборота 08
Порядок обработки и хранения документов бухгалтерского
.5. учета… 12
Инвентаризация, ее значение и
.6. виды 16
Порядок проведения инвентаризации и отражения ее
.7. результатов в
учете 20
ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
25
Учетные регистры и их значение в бухгалтерском
.1. учете 25
Виды и формы учетных
.2. регистров 27
Процедуры записей и ведения учетных
.3. регистров 31
Исправление ошибок в документах и регистрах .4. бухгалтерского
учета 33
Формы и процедуры бухгалтерского
.5. учета 35
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ . ОТЧЕТНОСТИ 53
Сущность, назначение и виды
. 1. отчетности 53
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и правила ее
.2. составления
55
Порядок и сроки представления бухгалтерской
.3. отчетности 58
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 62
Значение и основные предпосылки рациональной
0.1. организации бухгалтерского учета и его
аппарата 62
Понятие централизации и децентрализации бухгалтерского
0.2. учета… 70
Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
0.3 72
Учетная политика
0.4. организации 79
Национальные и международные стандарты бухгалтерского
0.5. учета и
отчетности 02
РУКОВОДСТВО БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА БУХГАЛТЕРА 10
Руководство бухгалтерским учетом в Российской
1.1. Федерации 10
Профессия и профессиональная этика
1.2. бухгалтера 12
Национальные и международные профессиональные
1.3. организации… 20
ВОПРОСЫ И ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 29
Вопросы для
2.1. самопроверки 29
Тесты по бухгалтерскому
2.2. учету 32
Ответы на
2.3. тесты 65
Литература
71

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо – Кавказский государственный технический университет»

Филиал в г. Пятигорске

История бухгалтерского учета и аудита

Электронный курс лекций

Для специальности

080109

Пятигорск, 2007

Рецензенты:

ФИО

История бухгалтерского учета и аудита: Электронный курс лекций./

З.Ф. Налимова. Пятигорск: ГОУ ВПО «СевКавГТУ» филиал в г. Пятигорске, 2007.

Коллектив авторов:

А.А. Кравченко, ассистент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» филиала СевКавГТУ в г. Пятигорске

З.Ф. Налимова, к.э.н., зав. кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» филиала СевКавГТУ в г. Пятигорске

Электронный курс лекций подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «История бухгалтерского учета и аудита». Содержит электронный курс лекций с дополнительной информацией, способствующей усвоению основного материала, глоссарием и вопросами для повторения тем.

Курс рассчитан на студентов всех форм обучения, его информационное содержание достаточно для изучения дисциплины в объеме, предусмотренном стандартами ВПО.

ГОУ ВПО филиал СевКавГТУ

в г. Пятигорске, 2007

Коллектив авторов, 2007

Изучение истории бухгалтерии позволяет углубить знания по теории бухгалтерского учета как в России, так и за рубежом, начиная с Древнего мира. История науки неразрывно связана с историей общества, с развитием производства и об­щественного сознания. Учетная мысль за­родилась в глубокой древности. Первобытные люди уже обладали зачатками хозяйственных знаний. Постепенно возникали определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, обмена и потребления материальных благ, а следовательно, появлялась и необходимость их регистрации (учета), основной целью которой был контроль за деятельностью лиц, участвующих в хозяйственном процессе. Первоначально эти представления не выделялись в специальную область знаний, тем более в са­мостоятельную ветвь науки. Они были вкраплены в нерасчлененное (синкрети­ческое) сознание, основу которого состав­ляли верования, мифы, легенды, сказания. В них люди пытались описать опыт, дать советы или установить правила ведения учета, организации труда. Затем стали появ­ляться элементы экономического мышле­ния с попытками анализа и обобщения хо­зяйственных явлений. Это были уже предвестники формирования научного знания, которое дало начале развитию бухгалтерской науки.

Развитие бухгалтерской мысли постепенно формировало науку о ее собственной истории. История науки — это история людей, которые ее создавали и совершенствовали. К сожалению некоторые практикующие бухгалтеры ограничиваются в своей работе лишь сиюминутными техническими операциями: составлением проводок, заполнением документов и т.д. Изучение же закономерностей развития бухгалтерии позволяет специалистам творчески подходить к известным категориям, повышает престиж бухгалтерской профессии и статус бухгалтера в обществе.

Существует несколько подходов к изучению истории бухгалтерского учета, представленных Соколовым Я.В.:

Так или иначе, при изучении истории бухгалтерского учет; возникает вопрос об источниках. Если рассматривать учет как. практическую деятельность, то решающее значение имеют подлинные учетные документы. Многие из них погибли, а многие древние документы еще не расшифрованы. Даже в современном мире старые документы сдают в утиль, книги — в макулатуру, из памяти исчезают важные факты, или же они сознательно скрываются. Поэтому имеющиеся документы зачастую носят случайный характер. Если рассматривать учет как науку, то ее можно изучать по опубликованным работам, однако достаточ­но трудно судить, что имеет значение, а что является иллюзией. Разобраться же в том, кто из современников был первым в ре­шении той или иной проблемы, бывает почти невозможно.

В настоящее время вопрос о необходимости изучения исто­рии бухгалтерской науки не вызывает сомнений. Процессы ре­формирования российского учета и его гармонизации с миро­вым опытом приводят к осознанию насущной необходимости иметь устойчивые исторические ориентиры при выборе вари­антов развития. Наука о бухгалтерском учете многогранна и не ограничивается набором правил, изложенных в инструк­циях и стандартах. Представления о теории бухгалтерского уче­та существенно расширяются при изучении различных взгля­дов на сущность современных бухгалтерских категорий.

Целью преподавания дисциплины «История бухгалтерского учета» является формирование:

— знаний о закономерностях развития учета;

— стремления использовать исторический опыт для совершенствования современной теории и практики бухгалтерского учета;

— творческого восприятия бухгалтерского учета как постоянно развивающейся эволюционной системы.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

— основные этапы развития учетных систем в мире;

— возникновение и эволюцию двойной записи в бухгалтерском учете;

— закономерности развития форм бухгалтерского учета;

— основные национальные школы бухгалтерского учета и их представителей;

— историю и проблемы становления современной системы бухгалтерского учета в России и за рубежом.

Студенты должны уметь:

— самостоятельно пользоваться литературой по истории бухгалтерского учета;

— применять исторический опыт развития бухгалтерского учета в научно – практической работе.

Для изучения дисциплины необходимо использовать знания по следующим дисциплинам: «Теория бухгалтерского учета», «Финансовый и управленческий учет», «Философия», «История экономических учений», «Экономическая теория».

Дисциплина изучается в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом.

1. Зарождение и развитие учета в Древнем мире

1.1 Зарождение учета

История современной бухгалтерии, как и история многих других наук, уходит своими корнями в глубь веков. Она возникла в эпоху палеолита, когда люди начали осознавать себя в обществе. Зна­ния об окружающем мире накапливались посредством учета: планет (звезд), време­ни, поведения животных, явлений природы и т.п. Начав работать, человек изобрел орудия труда, и появилась необходимость вести учет добычи (результатов труда), т.е. «складских запасов». Учет помогал поддерживать порядок, делать прогнозы (когда необходимо мигрировать, пополнять запасы и т.п.). Так появился счет, который начинался с качественного различия объектов. Развитию счета способствовало образование излишков и начало обмена. С течением времени в процесс счета ста­ли вовлекаться подручные средства — камешки, палочки и др. «Калькуляция» в буквальном переводе с латинского озна­чает «счет камешками» (calcul — камень). На первом этапе развития человеческого общества вся информация умещалась в голове, так как памяти человека было достаточно, чтобы запомнить важные события. С усложне­нием хозяйственной жизни появилась необходимость записи подсчитанного. Первые учетные документы, обнаруженные археологами, относятся к 30 в. до н.э. Это зарубки на костях и бивнях мамонта, наскальные рисунки и т.п. На самых древних документах имеются упорядоченное чередование линий, комбинации однотипных знаков (точки, дуги, прямые и волни­стые линии), но отсутствуют качественные характеристики учетных объектов (наименование, дата или срок хранения и т.п.). Такие документы получили название счетных бирок (1). Возмож­но, расположение знаков соответствовало расположению учет­ных объектов в хранилищах, а качественное отличие объектов друг от друга или собственность разных лиц — владельцев про­дуктов или орудий обозначалось при помощи неодинаковой кон­фигурации знаков-чисел. К сожалению, в самых древних до­кументах не выведены итоги — символы итогов и подневный учет появились намного позже (Древний Египет).

Известны различные носители учетной информации. Так, на территории Междуречья (Передняя Азия) найдены мелкие глиняные и каменные предметы, относящиеся к VIII—V вв. до н.э. Предполагается, что такие «фишки» использовались для подсче­та: конус — кувшин масла, цилиндрик — овца и т.п. Подобная система счета имела место в Индии: камешки различного цвета раскладывали в кружки (прообраз картотеки). Инки (Северная Америка) использовали разноцветные шнуры (квипус) — один служил основанием, другие крепились на нем. Каждый узел — «запись» об учетном объекте. Простые узлы соединялись в слож­ные. Узловой учет применялся в Африке, Японии, Китае, Бенгалии до начала XX в.

Система письма также имела варианты — рисунки, иерог­лифы, клинопись. Носителями письменной информации были каменные плиты (Шумер), папирус (Древний Египет), керами­ческие и деревянные (навощенные или выбеленные) таблички (Древняя Греция, Шумер) и др.

Таким образом, достижения первобытных людей в области учета заключаются в том, что появились системы исчисления и записи, позволяющие регистрировать учетные объекты в на­ на­туральных измерителях. Это привело к возникновению первых документов — материальных носителей информации. Но методологии сбора, обработки и анализа числовой информации еще не было.

1.2 Учет в Древнем Египте

Учетная система Древнего Египта была частью системы централизованного управления экономикой. Весь урожай, скот и прочие результаты труда сдавались в централизованные хранилища, а затем распределялись по хозяйствам; каждые этап контролировался. Поэтому наряду с локальным учетом (учетом в домашних хозяйствах) возник общегосударствен­ный учет.

Чтобы уметь учитывать, требовалось овладеть письмом и счетом, запомнить ог­ромное число знаков (иероглифов), а затем умело применять их. Знанием обладали пис­цы — чиновники, покровительствуемые богом письменности, счета и мудрости Тотом и его женой богиней истины Маат. Писцы совмещали в своей деятельности функции управления, учета, жречества и составляли профессиональную касту. Писцам необходимо было множество зна­ний — инженерных (чтобы сделать расчет для строительства, транспортировки грузо- и иных подобных работ), математически экономических. Функции древних бухгал­теров были более широкими и значимыми, чем функции современных бухгалтеров, Кроме профессиональных знаний, цени­лись и нравственные достоинства учета работников. Писцы, заподозренные в махинациях, переводились в разряд земледельцев или сборщиков налогов.