Бухгалтерский учет при банкротстве

Содержание

Общие особенности налогообложения в процедурах банкротства. (Нет про ФО)

Налогообложение

•нужно руководствоваться общими правилами ст. 49 НК РФ «Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации».

•Если налоги не текущие платежи – в соответствии с Законом о банкротстве: налоговые органы не вправе каким-либо образом налагать ограничения (в т.ч. аресты) на имущество должника (Н, ФО, ВУ)

•КП: текущие обязательные платежи не могут взыскиваться во внеочередном порядке.

•Пункт 4 ст. 142 Закона о банкротстве: требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

•Кроме: НДФЛ, страховые взносы, которые уплачивает работодатель (п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве. )

•налоги, связанные с реализацией конкурсной массы, и имущественные налоги — относятся к требованиям, погашаемым после всех долгов по реестру в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

Проблемы в исчислении налога на прибыль при банкротстве

•- сложность в соотнесении доходов и расходов (в уменьшение каких доходов можно относить внеочередные расходы по ведению конкурсного производства, возможно ли сальдирование финансовых результатов от продажи различных видов имущества, объектов основных средств);

•- значительное количество операций по продаже основных средств, убытки по которым в целях налогообложения распределяются между несколькими отчетными периодами, чем не сможет воспользоваться организация-банкрот из-за ограниченности сроков конкурсного производства;

•- отсутствие бухгалтерской документации, содержащей данные об учетной стоимости продаваемого имущества, ввиду несоблюдения порядка передачи дел руководством должника в ведение арбитражного управляющего.

52. Анализ эффективности проведения конкурсного производства
Результаты конкурсного производства могут быть оценены с помощью двух основных показателей: эффективности конкурсного производства и стоимости конкурсного производства.

Вариант расчета по формуле следует из равенства:
Реализованная конкурсная масса = Внеочередные расходы + Сумма удовлетворенных требований кредиторов.
Таблица 9 — Анализ эффективности конкурсного производства

Из данных табл. 9 видно, что чем больше величина конкурсной массы, тем выше коэффициент эффективности конкурсного производства. Эта тенденция обусловлена следующим.

Реализация имущества ос с торгов доходы бухгалтерский учет при банкротстве

Зависимость суммы расходов на проведение ликвидационных процедур и размера предприятия не является прямо пропорциональной. На небольших предприятиях все средства, полученные от продажи конкурсной массы, направляются на покрытие внеочередных расходов. Для совсем маленьких фирм при отсутствующих должников их даже не хватает. Коэффициент стоимости конкурсного производства в этом случае больше единицы. На практике часть внеочередных расходов остается неоплаченной либо покрывается за счет личных средств арбитражного управляющего. Чем больше имущества у предприятия-банкрота, тем выше расходы на его содержание и продажу. Но и средств от реализации поступает достаточно не только для покрытия расходов, но и для проведения выплат кредиторам.

53. Оценка угрозы банкротства организации в случае единовременной уплаты налога.

Оценка угрозы банкротства организации в случае единовременной уплаты налога осуществляется на основании приказа Минэкономразвития от 18.04.2011 №175 «Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога».

Данная методика используется Федеральными налоговыми органами для установления наличия угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога с целью решения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора.

Предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований(ст.64 НК) :

1) стихийного бедствия, технологической катастрофы и иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное) бюджетных ассигнований,лимитов бюд-ых обязательств;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

5) сезонный характер;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу

Согласно этой методике рассчитывают 2 показателя:

1) коэффициент текущей ликвидности, который определяется как отношение суммы оборотных активов заинтересованного лица к сумме краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов(ОА/ТО);

2) степень платежеспособности по текущим обязательствам (в месяцах), которая определяется как отношение суммы краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов, к среднемесячной выручке(ТО/Среднемес.Выручка).

Если степень платежеспособности по текущим обязательствам меньше или равна 3 месяцам (6 месяцам — для стратегических организаций и субъектов естественных монополий) и (или) коэффициент текущей ликвидности больше или равен 1, то в отношении заинтересованного лица делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога.

Если степень платежеспособности по текущим обязательствам больше 3 месяцев (6 месяцев — для стратегических организаций и субъектов естественных монополий) и одновременно коэффициент текущей ликвидности меньше 1, то в отношении заинтересованного лица проводится анализ следующих показателей:

1) суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки;

2) суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности (по данным представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату);

3)суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности (по данным представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату) без учета суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки;

4) чистой прибыли отчетного периода (по данным представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату);

5) поступлений денежных средств на счета в банках за 3-месячный (6-месячный — для стратегических организаций и субъектов естественных монополий) период, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки.

На основании анализа показателей, этих пяти показателе1, делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога при соблюдении одного из следующих условий, если сумма поступлений денежных средств на счета в банках за 3-месячный (6-месячный — для стратегических организаций и субъектов естественных монополий) период, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки

1) больше или равна сумме поступлений суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности;

2) меньше суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности, но больше или равна сумме, суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности без учета суммы налога, и при этом имеется чистая прибыль, указанная в подпункте 4 пункта 4 настоящей Методики;

3) меньше суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности без учета суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки.

В остальных случаях делается вывод о наличии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.

Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1205;

Бухгалтерский учет операций, связанных с банкротством предприятий

Нормативное регулирование бухгалтерского учета операций, связанных с процедурами банкротства

Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 23.07.1998) «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Эта норма получила свое развитие и в Федеральном законе от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии со ст.119 которого предприятие — должник считается ликвидированным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.

Таким образом, юридическое лицо, находящееся в конкурсном производстве, до момента ликвидации ведет бухгалтерский учет в соответствии с требованиями законов и иных правовых актов, устанавливающих единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Общие особенности налогообложения в процедурах банкротства. (Нет про ФО)

В частности, все записи на счетах бухгалтерского учета должны соответствовать Плану счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению (утв. Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56, ред. от 17.02.1997), а ведение организацией учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности — принципам, правилам и способам, установленным положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

При проведении инвентаризации имущества и обязательств, обязательной при ликвидации юридического лица (ст.12 Закона N 129-ФЗ), следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49), которые устанавливают порядок и оформление результатов инвентаризации.

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий для оценки имущества должника вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов (ст.102 Закона N 6-ФЗ).

Следует отметить, что в течение 1998 г. с введением нового Закона о банкротстве на страницах периодической печати появилось много публикаций по вопросам банкротства, прежде всего юридических лиц. Но в них, как правило, комментируется нормативно — правовая база банкротства, рассматриваются схемы действий в процессе ликвидации или продажи предприятия. Единственным документом, регулирующим порядок бухгалтерского учета некоторых операций при ликвидации юридических лиц, является Приказ Минфина России от 28.07.1995 N 81 (ред. от 30.12.1996) «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» (ред. от 30.12.1996). Конкретная методология бухгалтерского учета финансово — хозяйственных операций в соответствии с новым Законом о банкротстве на данный момент отсутствует. По нашему мнению, в бухгалтерском учете операции, связанные с процедурами банкротства предприятия, должны быть отражены в разрезе статей и глав нового Закона о банкротстве с учетом действующего законодательства, в том числе нормативно — правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Возможное предупреждение банкротства и учет операций досудебной санации

На основании ст.26 Закона N 6-ФЗ о банкротстве «учредители (участники) должника — юридического лица, собственник имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника — юридического лица, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Меры, направленные на финансовое оздоровление должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником».

В ст.27 предусмотрено, что «собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника — юридического лица, кредиторами должника — юридического лица и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника». Предоставление помощи определено, как «досудебная санация».

Отсюда следует, что в первую очередь финансовую помощь должнику могут оказать собственники имущества унитарного предприятия и учредители (участники) юридического лица до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

На наш взгляд, финансовая помощь может быть оказана следующими способами:

в виде возвратной финансовой помощи — займа (процентного, беспроцентного);

в виде безвозвратной финансовой помощи — безвозмездное поступление;

путем принятия решения о выпуске и размещении облигаций, векселей;

путем принятия решения об увеличении уставного капитала (увеличение номинальной стоимости акций или дополнительный выпуск акций).

Наиболее простым, не дорогостоящим способом в аспекте оформления операции и налогообложения является предоставление финансовой помощи должнику в виде беспроцентного (или под невысокие проценты) возвратного займа.

Взаимоотношения между участниками сделки по поводу предоставления займа регулируются параграфом 1 гл.42 «Заем и кредит» второй части ГК РФ (ст.ст.807 — 818).

Следует отметить, что целесообразно в случаях, связанных с банкротством, применять положения ст.814 и предоставлять должнику целевой заем, т.е. с «условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели». В нашем случае определенные цели есть погашение задолженности должника по обязательным платежам и прочей кредиторской задолженности.

Операции по получению займа отражаются следующей корреспонденцией в зависимости от срока предоставления займа:

Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет»

Кредит счетов 94 «Краткосрочные займы» или 95 «Долгосрочные займы».

Возврат суммы займа и уплата процентов отражаются обратной корреспонденцией счетов.

Если по договору займа предусмотрена уплата процентов, начисление последних отражается следующей корреспонденцией:

Дебет счетов 80 «Прибыли и убытки», 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Кредит счетов 94 «Краткосрочные займы» или 95 «Долгосрочные займы».

По письменному заявлению (уведомлению или приложению к договору займа) заемщика заимодавец может направить денежные средства на погашение долгов заемщика — должника. В этом случае операции в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:

Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму погашения кредиторской задолженности;

Дебет счетов 90 «Краткосрочные кредиты», 92 «Долгосрочные кредиты»- на сумму погашения кредитов банка;

Дебет счетов 67 «Расчеты с внебюджетными платежами», 68 «Расчеты с бюджетом», 69 «Расчеты с внебюджетными фондами» — на сумму обязательных платежей;

Кредит счетов 94 «Краткосрочные займы», 95 «Долгосрочные займы».

Необходимо отметить, что к операциям по уплате обязательств одними юридическими лицами за других юридических лиц органы государственной налоговой службы, фондов социального страхования и другие относятся настороженно. Поэтому с юридической точки зрения более правильным является оформление еще одного договора (к договору займа) — договора поручения на уплату обязательств должника.

Краткосрочные и долгосрочные займы организация может получить путем выпуска и продажи долговых обязательств (облигаций).

Реализация ценных бумаг отражается в бухгалтерском учете:

Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет»

Кредит счетов 94 «Краткосрочные займы» или 95 «Долгосрочные займы».

В случае реализации ценных бумаг по цене выше их номинальной стоимости разница между номинальной стоимостью и ценой реализации принимается к учету следующим образом:

Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет»

Кредит счета 83 «Доходы будущих периодов», а затем равномерно списывается со счета 83 «Доходы будущих периодов» на счет 80 «Прибыли и убытки» исходя из срока, на который выпущены ценные бумаги.

Расходы, связанные с выпуском ценных бумаг, учитываются по дебету счета 80 «Прибыли и убытки» с кредита соответствующих расчетных, денежных и материальных счетов.

Начисление процентов по ценным бумагам отражается аналогично начислению процентов по денежным займам.

Следует отметить, что с введением Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н с 1 января 1999 г. у организаций не стало права выбора метода учета заемных средств, так как в соответствии с п.73 этого Положения задолженность по полученным займам и кредитам показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

Как было указано выше, финансовую помощь могут оказывать должнику и кредиторы. В новом Законе определено, что предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. На наш взгляд, в этом случае можно руководствоваться ст.818 части второй ГК РФ, в которой предусмотрена новация долга в заемное обязательство. В соответствии со ст.414 «обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация)», т.е. по соглашению сторон долг, возникший между должником и предприятиями — кредиторами из договоров купли — продажи, поставки, аренды и других, может быть заменен заемным обязательством. Таким образом, долги по вышеуказанным договорам являются погашенными, но возникает новый долг из договора займа. Следует отметить, что данные положения не распространяются на обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, и по уплате алиментов.

В бухгалтерском учете новация долга отражается корреспонденцией:

Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит счетов 94 «Краткосрочные займы», 95 «Долгосрочные займы»

В случае принятия решения об увеличении уставного капитала с целью пополнения оборотного капитала организации необходимо пройти перерегистрацию. Этот процесс довольно длительный и требует дополнительных затрат, но может быть эффективным, если организация имеет четко разработанный план выхода из кризисной ситуации и может убедить учредителей, настоящих и будущих инвесторов, кредиторов в получении прибыли в будущем.

Бухгалтерский учет операций по увеличению уставного капитала, на наш взгляд, не представляет трудности, так как эти операции отражаются в бухгалтерском учете так же, как и операции по формированию уставного капитала.

Учет расходов, связанных с процедурами банкротства

В процессе проведения процедур банкротства возникает множество расходов, напрямую не связанных с основной деятельностью предприятия — должника. В то же время при введении наблюдения или внешнего управления предприятие — должник продолжает функционировать, осуществляя свою основную деятельность. Возникает необходимость учитывать расходы, связанные с проведением процедур банкротства. К таким расходам можно отнести:

расходы на созыв и проведение собраний кредиторов;

вознаграждение арбитражному управляющему;

расходы по хранению имущества (решение арбитражного суда);

расходы на уведомление кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;

судебные расходы;

расходы на экспертизу;

расходы на публикацию о торгах;

расходы на проведение торгов;

расходы на оплату услуг специализированных организаций, проводящих оценку имущества, и пр.;

расходы, связанные с конкурсным производством.

В новом Законе определено отнесение многих видов расходов на счет (за счет) имущества предприятия — должника.

На наш взгляд, в целях достоверного учета расходов, связанных с процедурами банкротства, а также в целях правильного исчисления налогов целесообразно такие расходы учитывать на отдельном счете «Расходы, связанные с процедурами банкротства» с открытием отдельных субсчетов в зависимости от видов расходов и источников их покрытия.

По дебету этого счета отражаются суммы понесенных расходов с кредита счетов учета денежных средств, расчетов с дебиторами и кредиторами.

Списание расходов отражается по кредиту счета в дебет счетов источников их покрытия:

собственных средств предприятия (капиталов и фондов, включая счет 96 «Целевые финансирование и поступления», а также прибыли (убытков) отчетного года, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

счетов реализации имущества (46, 47, 48) или продажи предприятия.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета операций, связанных с процедурами банкротства, в настоящий момент отсутствует. Главный вопрос учета данных расходов в основном связан с проблемами отнесения расходов и затрат на себестоимость продукции (работ, услуг), реализацию их или на счет собственных источников в связи с правильным исчислением налогов.

В Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), которое вводится в действие с 1 января 2000 г., расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на:

расходы по обычным видам деятельности;

операционные расходы;

внереализационные расходы.

Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам относятся также чрезвычайные расходы, понесенные вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий, национализации имущества и пр.

Очевидно, что расходы, связанные с процедурами банкротства, относятся к прочим расходам. Прочие расходы в соответствии с п.15 данного ПБУ 10/99 подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

Отсюда следует, что порядок учета расходов, связанных с процедурами банкротства, и источников их покрытия должен найти свое отражение в отдельных нормативных актах и Методических указаниях по бухгалтерскому учету.

Пунктом 2 ст.74 Закона N 6-ФЗ при введении внешнего управления предусмотрено, что внешний управляющий обязан открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами. Следовательно, расходы по ведению внешнего управления и расчеты с кредиторами в процессе внешнего управления осуществляются только со специального счета.

Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке (основной счет должника). Другие счета подлежат закрытию путем перечисления средств на основной счет. На основной счет должника зачисляются денежные средства, поступающие в ходе конкурсного производства. С основного счета должника осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном ст.106 Закона N 6-ФЗ. С основного счета оплачиваются расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.

Закрытие расчетных счетов путем перечисления денежных средств на основной счет отражается по дебету счета 51 «Расчетный счет» (основной) с кредита счетов 51 «Расчетный счет» (другие счета), 55 «Специальные счета в банках».

Закрытие валютных счетов отражается проводками:

Дебет счета 57 Кредит счета 52 — на сумму продаваемой валюты;

Дебет счета 51 Кредит счета 48 — на сумму выручки от продажи валюты;

Дебет счета 48 Кредит счета 57 — на сумму валюты в день продажи;

Дебет счета 48 (80) Кредит счета 80 (48) — на сумму финансового результата.

А.Бархатов

Профессор, заведующий кафедрой

бухгалтерского учета МУПК

А.Малыгина

Главный бухгалтер

ООО «Центр компьютерного сервиса»

Е.Назарян

Старший преподаватель

кафедры бухгалтерского учета МУПК

Действительно, в силу положений ст. 268 НК РФ при продаже организацией основных средств (прочего имущества) по цене, превышающей их остаточную стоимость (цена приобретения или создания этого имущества), возникает доход, учитываемый при исчислении налога на прибыль. Однако все-таки, как представляется, должных оснований для постановки вопроса об обложении налогом на прибыль дохода, образуемого при продаже имущества должника, признанного банкротом, не имеется. Во-первых, в ряде случаев сумма указанного дохода будет перекрываться убытком, полученным в предыдущих периодах и учитываемым для цели налогообложения в порядке, установленном ст. ст. 283, 346.6, 346.18 НК РФ. Но это не главное, поскольку поставленный вопрос интересует нас применительно к банкротству не только организаций, но и индивидуальных предпринимателей, которые, уплачивая налог на доходы в соответствии с гл.

Организация-банкрот продает имущество. нужно ли платить налоги?

Одновременно для текущих требований об уплате налога на добавленную стоимость законодатель предусмотрел весьма специфичное регулирование, в силу которого обязанность по уплате этого налога исполняется не должником, а налоговыми агентами, которыми в силу п. 4 ст. 161 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2009 г.) признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные при проведении процедуры банкротства осуществлять реализацию имущества должника. Достаточно часто средств, вырученных от продажи имущества должника (особенно в ситуации, когда значительная часть имущества была предоставлена в залог), не хватает для удовлетворения всех текущих требований.

Вопросы взыскания налога при банкротстве организации (пантюшов о.в.)

Инфо

Таким образом, Закон N 6-ФЗ детализирует порядок и очередность удовлетворения требований по обязательным платежам по сравнению со ст.64 ГК РФ. Уплата обязательных платежей на стадии конкурсного производства может осуществляться не только в четвертую очередь, но и в пятую очередь (в части штрафов и пеней), а также вне очереди или в последнюю очередь после удовлетворения всех требований кредиторов (в зависимости от срока возникновения задолженности и даты предъявления требования). При анализе приведенных норм Закона N 6-ФЗ немаловажным представляется факт, что они нормы оперируют терминами «заявленные требования кредиторов» или «требования кредиторов».

При этом не делается исключения и для обязательных платежей, в том числе налоговых.

Налоги при банкротстве

Указанными статьями этого Закона предусмотрен следующий порядок удовлетворения требований кредиторов по обязательным платежам: 1) вне очереди удовлетворяются требования об уплате обязательных платежей по обязательствам должника, возникшим в ходе конкурсного производства; 2) при определении размера требований по обязательным платежам, подлежащим удовлетворению в четвертую очередь, учитывается задолженность (недоимки), образовавшаяся (образовавшиеся) на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами четвертой очереди.

Кп: налог на прибыль

Внимание

Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного у источника выплаты НДФЛ, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, не подпадающее под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование независимо от момента его возникновения в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговом законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.

Поэтому создавалась ситуация, при которой НДС при реализации конкурсной массы возникал всегда, но в бюджет, как правило, не перечислялся, поскольку конкурсной массы бывало недостаточно даже для удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр. При этом в пункте 4 статьи 142 Закона о банкротстве содержалось положение, в соответствии с которым требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежали удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр. В силу этой нормы налоговый орган не вправе был осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

Такая ситуация нашла отражение в судебной практике.

Требование по уплате налога на прибыль организаций в конкурсном производстве

И именно данная процедура вызывает больше всего споров и затруднений и у арбитражных управляющих и их бухгалтеров, и у банков, и у судей арбитражных судов, рассматривающих споры по данному вопросу. Порядок уплаты налогов в конкурсном производстве В процессе банкротства между арбитражными управляющими и налоговыми органами возникают споры относительно очередности и порядка уплаты налогов: включаются ли они в конкурсную массу и платятся в соответствии с установленной очередностью или относятся к текущим платежам, и налоговые органы имеют право на их бесспорное списание? Ранее (в редакции Закона о банкротстве, действовавшей до 31 декабря 2008 года) обязательные платежи, возникшие после открытия конкурсного производства, подлежали удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
В иных случаях уплата НДС в бюджет налоговым агентом производится в порядке, установленном абзацем 1 пункта 1 статьи 174 НК РФ, за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Таким образом, при уплате НДС налоговым агентом по приобретенному имуществу должников, признанных банкротами, необходимо руководствоваться указанной выше нормой Налогового кодекса РФ. Хотя у арбитражных управляющих все время возникает вопрос, правомерно ли вообще удержание НДС с выручки от реализации имущества, входящего в конкурсную массу?

Требование по уплате налога на прибыль организаций в конкурсном производстве

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.06.2009 № 03-07-11/155, при выполнении арбитражными (конкурсными) управляющими обязанностей налоговых агентов права должников и их кредиторов не нарушаются, поскольку НДС уплачивается в бюджет за счет средств покупателей имущества.

Ситуация даже изменилась в худшую сторону: если ранее положения главы 21 НК РФ предусматривали предъявление НДС дополнительно к рыночной стоимости имущества, теперь сумма налога определяется покупателем расчетным путем и удерживается из доходов, зачисляемых на расчетный счет должника. И довод Минфина России о том, что права должников-банкротов и их кредиторов не нарушаются, представляется еще более сомнительным.

Но доказывать свою правоту тем и другим, видимо, по-прежнему придется в суде.
Только теперь организации и индивидуальные предприниматели, уполномоченные реализовать имущество должников-банкротов, не будут ответственны за преимущественное удовлетворение требований об уплате НДС в нарушение Закона о банкротстве. Можно порекомендовать три выхода из сложившейся ситуации, не нарушающие требования Закона о банкротстве и Налогового кодекса РФ.
Поэтому вопрос о порядке и очередности их уплаты не теряет своей актуальности. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве): обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Как взыскать дебиторскую задолженность с компании-банкрота? «Вслух о главном», от 3 мая 2012 № 16 (467)

Вопрос: Компания-контрагент, которая нам должна, банкротится. Реально ли взыскать с такой компании дебиторскую задолженность?

Ответ: Шансы на реальное получение денежных средств с такого контрагента имеются. Они во многом зависят от Ваших действий, совершаемых в рамках дела о банкротстве.
Во-первых, Вы должны своевременно предъявить требования к Вашему контрагенту. Если Ваш контрагент находится в процедуре наблюдения (это первая процедура банкротства) установлен срок в тридцать календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Эту информацию можно на сайте www.kommersant.ru.
Кроме того, отследить информацию о том, не возбуждено ли в отношении того или иного контрагента дело о банкротстве, можно на сайте www.kad.arbitr.ru.
   Если Вы не успели предъявить Ваше требование в течение указанного срока – оно будет включено в реестр в рамках следующей процедуры банкротства (зачастую это – конкурсное производство).
Если Ваш контрагент находится в процедуре конкурсного производства (в рамках ее осуществляется продажа имеющегося у должника имущества с целью распределения полученных средств между кредиторами), в течение двух месяцев Вы  можете заявить требования о включении Вас в реестр требований кредиторов. При этом, с даты открытия конкурсного производства заявить требование о включении в реестр требований кредиторов Вы можете, даже если заключенный с должником договор предусматривает более позднюю дату исполнения денежного обязательства. Если Вы не успели предъявить свои требования в указанный срок – Ваши шансы вернуть денежные средства минимальны.
Во-вторых, размер той суммы, которую Вы можете получить, зависит от общего количества кредиторов и очередности удовлетворения требований.

К какой очереди относятся налоги при банкротстве

Ваша задолженность будет Вам выплачена после того, как предприятие полностью рассчитается с гражданами, перед которыми несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью («первая очередь») и со своими работниками («вторая очередь»). При недостаточности денежных средств они будут распределены  между Вами и другими кредиторами Вашей, «третьей очереди», пропорционально суммам требований, включенных в реестр. И помните: если обязательства должника перед Вами являются текущими (возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом), Ваши требования будут погашены вне очереди.
Исход из вышесказанного: важно принимать активное участие в заседаниях суда при рассмотрении обоснованности требований новых кредиторов, а также в собраниях кредиторов. В первом случае Вы можете знакомится с материалами, и предъявлять свои обоснованные возражения против включения в реестр новых кредиторов. Во втором случае Вы имеете возможность участвовать в управлении компанией-должником и влиять на принимаемые решения. Например, в отношении действий по наполнению конкурсной массы (суммы, необходимой для удовлетворения требований всех кредиторов).
Особое место среди таких действий занимает оспаривание сделок должника. На практике довольно часто имущество должника переходит в собственность третьих лиц незадолго до банкротства с целью защиты этого имущества от кредиторов. Такие действия могут быть оспорены, и в случае признания судом сделки недействительной, все, что было передано третьим лицам, подлежит возврату. Вы как кредитор не можете самостоятельно оспаривать сделки, но Вы можете сообщить об этом арбитражному управляющему, либо собранию кредиторов. По решению собрания либо по Вашей просьбе управляющий будет обязан подать заявление в суд об оспаривании сделки, в противном случае – он может быть отстранен по Вашей жалобе.
Таким образом, если Вы будете активно и продуманно реализовывать Ваши права как кредитора, Ваши шансы взыскать задолженность с обанкротившегося контрагента существенно возрастут.

Гиоргий Сартания, руководитель судебно-консультационного департамента Тюменской консалтинговой компании