Бухгалтерский учет ТСЖ

Особенности учета материалов в сфере ЖКХ

Учет поступления и списания ТМЦ в организациях ЖКХ не имеет особенностей по сравнению с предприятиями других отраслей. Синтетический учет их ведут на счете 10 в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет МПЗ». Читайте также статью: → “Бухучет по счету 10: проводки, примеры. Поступление и списание материалов».

Дт 10 Кт 60, 76

В установленных законодательством случаях проводят инвентаризацию материалов. С ее помощью устанавливают величину излишков или недостач МЦ. Правила проведения инвентаризации, порядок оформления недостач и излишков, обнаруженных в результате ее проведения, совпадают с общеустановленными.

К наиболее распространенным ошибкам учета материальных запасов можно отнести то, что зачастую бухгалтер не считает необходимым отражать поступление материалов на счете 10, а сразу списывает их стоимость на затраты:

Дт 20 Кт 77, 60

Основное объяснение таких действий – работа со сметами и необходимость отчета по ней. Это заблуждение. Оно возникает в связи с нечетким пониманием работника сути кассового метода и метода начисления. Поступать таким образом разрешено только тем некоммерческим организациям, в которых остатки материалов незначительны, и налажена система эффективного контроля за их расходованием.

В противном случае такой вариант учета может способствовать тому, что сведения, отражаемые по остаткам МПЗ в балансе, не будут достоверными.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Учет целевых поступлений

Управляющая компания может получать средства на определенные цели, например на капремонт. Источник финансирования – бюджет. В таком случае поступления отражаются на счете 86. Читайте также статью: → “Счет 86: целевое финансирование. Пример, проводки».

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
51 86 На величину целевых поступлений из бюджета
20 10, 60 Списание материалов на выполненный ремонт, услуг сторонних организаций по выполнению ремонтных работ
86 20 Списание расходов на ремонт

В отношении учета доходов и расходов на проведение капитального ремонта при условии самостоятельного формирования специального фонда на эти цели за счет средств собственников жилья у управляющей компании могут возникать некоторые вопросы. С одной стороны может казаться, что поступающие на капремонт взносы необходимо учитывать в составе доходов.

Но следует учитывать, что при формировании фонда на эти цели управляющая компания ничего не реализует и даже не получает дохода по агентскому договору. Из этого следует, что взносы на капремонт не соответствуют критериям выручки. Значит, такие поступления необходимо учитывать аналогично целевому финансированию из бюджета.

Учет целевых поступлений ведется на отдельных субсчетах счетов 86 и 51. Средства, собранные на капитальный ремонт, можно использовать только по назначению. В случае возникновения необходимости частичного расходования средств на иные цели, кроме капитального ремонта, эти суммы попадают под определение дохода со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

Учет расходов по управлению МКД

Важным нюансом учета имущества и обязательств организаций ЖКХ является обязанность вести раздельный учет доходов и расходов по видам. В соответствии с этим услуги управления объектом недвижимости учитываются обособленно на счете 20. Поскольку основным доходом таких организаций является выручка от управления многоквартирным домом, то и расходы по этому виду деятельности следует учитывать как основные, а не как общехозяйственные.

На счете 26 следует отражать расходы, не связанные напрямую с основным видом деятельности.

Счет 26 в управляющей компании применяется для отражения расходов по иной деятельности. Читайте также статью: → “Счет 26: Общехозяйственные расходы. Пример, проводки». Как известно, счет 26 – собирательно-распределительный. В случае отражения на нем расходов по управлению имуществом основной вопрос возникает у бухгалтера, работающего в сфере ЖКХ, при распределении собранных расходов и при определении величины НДС к уплате за месяц.

Отражение затрат, связанных с управлением многоквартирным домом, на счете 20 позволяет воспользоваться главным преимуществом – экономией на НДС. Для этого следует прописать в учетной политике компании, что управление МКД является обособленной услугой. В таком случае всю величину НДС по управлению разрешается зачесть, поскольку такие доходы являются объектом обложения этим налогом.

Налоговый учет на предприятиях ЖКХ

Организации, функционирующие в системе ЖКХ, могут применять как общий, так и специальные режимы налогообложения. ОСНО – наиболее простая в применении. Но следует учитывать, что применение такой системы обуславливает достаточно высокое налоговое беремя. Организация является плательщиком налога на прибыль и НДС.

Для большинства компаний, работающих в сфере ЖКХ, предпочтительнее УСН. Такой вариант приемлем, когда:

  • численность работников компании не достигает 100 человек;
  • доходы в отчетном периоде не превышают 60000000 рублей;
  • стоимость основных фондов, состоящих на балансе организации, не достигла 100000000 рублей.

Избрав «упрощенку», компания получает освобождение от обязательства уплаты налога на прибыль по ставке 20% и НДС. Эти платежи заменяются налогом, предусмотренным УСН, по ставке 15%, если обложение проводится по системе «доходы – расходы», либо по ставке 6% при обложении доходов.

УСН привлекательна для компаний, результатом деятельности которых чаще всего является убыток. В таком случае ставка налога для них составит 1% от величины доходов.

Бухгалтерская отчетность организации ЖКХ

В обязанности юридического лица, работающего в сфере ЖКХ, вменяется ведение бухгалтерского учета и предоставление отчетности. Эта обязанность касается любой компании вне зависимости от того, какая система налогообложения применяется. Комплект отчетности за год включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • пояснение к балансу и отчету о финансовых результатах;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств.

Промежуточная отчетность включает лишь первые две формы. В случае принадлежности организации к малому предпринимательству отчетность также включает только баланс и отчет о финансовых результатах. При применении УСН отчетность предоставляется в упрощенной форме и включает баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств.

Кроме того, организации ЖКХ предоставляют регулярно сведения о численности персонала, данные по подоходному налогу 2-НДФЛ. Если предприятие применяет ОСНО, то необходимо сдавать налоговую декларацию по налогу на прибыль и по НДС. Организации, применяющие «упрощенку», сдают декларацию по единому налогу даже в том случае, когда в отчетном периоде отсутствуют доходы и расходы.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. Как учитываются суммы, поступившие в счет оплаты коммунальных услуг, в ТСЖ?

Порядок отражения в ТСЖ сумм, поступивших от жильцов в счет оплаты коммунальных услуг, напрямую зависит от того, что прописано в уставе организации. Если устав не содержит сведений об обязательствах товарищества по обеспечении коммунальными услугами, а агентские договора с собственниками жилья не заключены, то все коммунальные платежи, поступавшие на счета организации, приравниваются к выручке.

В этом случае составляют следующие проводки:

  • Дт 62 Кт 90 – начислены коммунальные платежи, подлежащие к оплате;
  • Дт 51, 50 Кт 62, 76 – поступила оплата коммунальных услуг.

В случае, когда ТСЖ осуществляет деятельность в соответствии с заключенными агентскими договорами, то под определение дохода попадает только величина агентского вознаграждения:

  • Дт 76 Кт 60 – на сумму коммунальных платежей, подлежащую оплате;
  • Дт 76 Кт 90 – на величину агентского вознаграждения;
  • Дт 51,50 Кт 76 – получена оплата коммунальных услуг с учетом агентского вознаграждения.

Вопрос №2. Предоставляет ли управляющая компания отчетность страховым организациям?

Да, в случае наличия в компании наемного персонала организация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Отсюда вытекает обязанность предоставлять отчетность в Пенсионный фонд по страховым взносам в разрезе сотрудников. Управляющие компании могут воспользоваться правом применять пониженные ставки страховых взносов.

Такая возможность предоставляется в случае, когда управление недвижимостью – единственный вид деятельности организации.

Вопрос №3. Как правильно отразить на счетах расчеты с собственниками недвижимости по пеням, начисленным за несвоевременную оплату коммунальных услуг?

Многие управляющее компании допускают ошибку в учете пеней, начисляя их самостоятельно по аналогии с выручкой в составе доходов. Пени можно признать в учете только в случае определения их судебным решением или же по факту признания их должником, о котором свидетельствует их оплата. Поэтому признание пени в качестве дохода в организации ЖКХ возможно только после оплаты:

  • Дт 50, 51 Кт 62;
  • Дт 91 Кт 62.

Вопрос №4. Как ведется учет и налогообложение субсидий и субвенций, выделенных из бюджета на финансирование определенных программ?

Учет и налогообложение средств, полученных в виде субсидий и субвенций, ведется по аналогии с учетом целевого финансирования. Поступившие субсидии не попадают под налогообложение НДС, не являются доходом организации при расчете налога на прибыль. Имущество, которое может быть приобретено впоследствии за счет средств субсидий и субвенций, не уменьшает базу налогообложения по налогу на прибыль.

Вопрос №5. Как отражаются в учете активы, переданные компании ЖКХ ее собственником сверх величины уставного фонда?

Средства, полученные компанией от собственника, не относящиеся к уставному капиталу, показывают в учете следующими проводками:

  • Дт 10, 51, 50, 08 Кт 75 – поступили средства
  • Дт 74 Кт 84 – увеличена нераспределенная прибыль.

Полученные таким образом активы не являются объектом обложения налогом на прибыль.

>Бух Проводки По Капремонту В Тсж

Бух проводки по капремонту в тсж

Денежные поступления, подлежащие и не подлежащие налогообложению, необходимо учитывать раздельно. Также важно обеспечить раздельный учет расходов средств, полученных в качестве целевых поступлений. Поэтому к приоритетным направлениям работы бухгалтера ТСЖ относится составление сметы расходов и распределения затрат, организация аналитического учета издержек организации.

  1. Поступление счета 86 кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – зарплата сотрудникам.
  2. Приход счета 50 «Касса» долг счета 51 – поступление денег из банка.
  3. Приход номинального счета 10 «Материалы» кредит счета 50 – покупка хозяйственных средств за наличные.

Учет целевых средств ТСЖ ведет на счете 86 «Целевое финансирование». К счету 86 необходимо открыть субсчета в разрезе источников поступления средств. Рассмотрим бухгалтерский учет взносов ТСЖ, кроме платежей за жилищно-коммунальные услуги, учет которых будет рассмотрен ниже.

Важно отметить, что товарищество обязано обеспечивать содержание общего имущества многоквартирного дома в целом независимо от того, принадлежит доля такого имущества члену ТСЖ (ТСН) или нет. Следовательно, для обеспечения исполнения такой обязанности в части собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ (ТСН), товарищество должно отдельно заключить с каждым из них договор на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Товарищества собственников жилья – бухгалтерский учет

Товарищества собственников жилья – бухгалтерский учет

Управление товариществом собственников жилья является одним из способов управления многоквартирным домом, который предлагает собственникам помещений в таком доме российское жилищное законодательство.

Товарищество собственников жилья, создаваемое в форме некоммерческой организации, является юридическим лицом, и как всякое юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банке, печать со своим наименованием, а одной из обязанностей правления товарищества является ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

О бухгалтерском учете в товариществах собственников жилья мы и поговорим в этой статье.

Товариществом собственников жилья, согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Органами управления товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества, что определено статьей 144 ЖК РФ, одной из обязанностей правления ТСЖ на основании пункта 7 статьи 148 ЖК РФ является, как мы сказали в начале статьи, ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Основным документом, которым должно руководствоваться ТСЖ при ведении бухгалтерского учета является Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ).

Кроме вышеназванного документа вопросы бухгалтерского учета согласно статье 21 Федерального закона № 402-ФЗ регулируются федеральными и отраслевыми стандартами, рекомендациями в области бухгалтерского учета, стандартами экономического субъекта.

Одним из таких стандартов на сегодняшний день является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 года № 106н (далее – ПБУ 1/2008), которое применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ. Формированием учетной политики занимается главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, что следует из пункта 4 ПБУ 1/2008. Приказ (распоряжение) по учетной политике ТСЖ утверждается ее руководителем.

Согласно статье 5 Федерального закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, активы и обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта, доходы и расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Бухгалтерский учет в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ, должен вестись непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Для отражения операций на счетах бухгалтерского учета следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н (далее – План счетов). Но План счетов содержит большое количество счетов, которые вряд ли будут использоваться ТСЖ в силу специфики его деятельности. Поэтому ТСЖ на основе предлагаемого Минфином Плана счетов следует разработать и утвердить свой рабочий план счетов, то есть выбрать те счета бухгалтерского учета, на которых будут отражаться осуществляемые ТСЖ хозяйственные операции. Рабочий план счетов следует утвердить приказом по учетной политике ТСЖ.

ПБУ 1/2008 содержит положение о том, что при формировании учетной политики должны быть утверждены формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, документов для внутренней бухгалтерской отчетности, а также правила документооборота и технология обработки учетной информации (пункт 4 ПБУ 1/2008). Первым этапом при разработке правил документооборота является определение видов первичной учетной документации, которая будет использоваться ТСЖ для документального подтверждения фактов хозяйственной деятельности.

Статьей 9 Федерального закона № 402-ФЗ установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В аналогичном порядке утверждаются и формы регистров бухгалтерского учета, что следует из статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ.

Таким образом, ТСЖ могут разработать свои формы документов либо использовать унифицированные, разработанные Госкомстатом России. Если ТСЖ примет решение об использовании унифицированных форм документации, то это положение должно быть закреплено в учетной политике.

Не следует забывать о том, что ТСЖ, руководствуясь пунктом 1 статьи 29 Федерального закона № 402-ФЗ, обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудиторские заключения о ней, в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Несколько слов следует сказать и о формах отчетности, которые должно представлять ТСЖ. Исходя из Информации Минфина России «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)», при составлении бухгалтерской отчетности некоммерческие организации руководствуются:

– законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;

– Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н, в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ;

– Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н, в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ;

– Планом счетов бухгалтерского учета, о котором мы упомянули выше;

– Приказом Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

– иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, а значит и ТСЖ, в общем случае состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. На это же указывает Минфин России в письме от 13 августа 2013 года № 07-01-12/32729.

Вместе с тем, как следует из письма Минфина России от 27 декабря 2013 года № 07-01-06/57795 «Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность», некоммерческие организации, указанные в подпункте 2 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ, вправе применять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то есть применять только бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств.

Поскольку ТСЖ является некоммерческой организацией, оно вправе вести упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В собственности ТСЖ может находиться движимое имущество, а также недвижимость, расположенная внутри или за пределами многоквартирного дома. Из статьи 151 ЖК РФ вытекает, что средства ТСЖ состоят из:

l обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;

l доходов от хозяйственной деятельности товарищества. На основании решения общего собрания ТСЖ доход от хозяйственной деятельности используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом ТСЖ. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности ТСЖ, предусмотренные ЖК РФ и уставом товарищества (пункт 3 статьи 152 ЖК РФ);

l субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;

l прочих поступлений.

Поскольку в рамках одной статьи рассмотреть порядок отражения в бухгалтерском учете всех возможных хозяйственных операций, осуществляемых ТСЖ, не представляется возможным, остановимся на некоторых из них.

Обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ, суммы поступившего бюджетного финансирования

Поступления платежей от членов товарищества не признаются доходом ТСЖ и отражаются в учете в качестве средств целевого финансирования. Планом счетов для учета средств целевого финансирования предназначен балансовый счет 86 «Целевое финансирование». Причем Инструкцией к счету 86 «Целевое финансирование» определено, что он предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и других.

Поступившие от членов ТСЖ средства отражаются записью по дебету счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Бюджетные средства могут быть получены ТСЖ только на определенные цели. В бухгалтерском учете такие финансовые ресурсы получили название средств целевого финансирования. Еще в 1997 году Приказом Госстроя от 14 июля 1997 года № 17-45 «Об утверждении Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья» были утверждены Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья. В рекомендациях сказано, что средства целевого финансирования ТСЖ образуются, в частности, из целевых взносов домовладельцев и средств бюджетного финансирования, в том числе по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, субсидий, предоставленных гражданам при оплате жилья и коммунальных услуг.

К счету, на котором учитывается целевое финансирование, можно открыть следующие субсчета:

86-1 «Целевые взносы собственников жилья»;

86-2 «Компенсации (субсидии) по оплате жилья и коммунальных услуг»;

86-3 «Дотации из местного бюджета»;

86-4 «Скидки льготным категориям населения»;

86-5 «Поступления от предпринимательской (хозяйственной деятельности)»;

86-6 «Прочие целевые поступления».

Так, например, если ТСЖ продажа товаров (работ, услуг) осуществляется с учетом льгот, то в качестве целевого финансирования ею будут учитываться суммы бюджетных средств, получаемых ею на компенсацию расходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) с учетом льгот.

Средства бюджетного финансирования на компенсацию квартплаты отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При получении таких средств из бюджета следует сделать запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В начале статьи мы сказали о том, что ТСЖ – это некоммерческая организация, то есть организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая прибыль между участниками. Тем не менее, ТСЖ, как некоммерческая организация, может осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено ее уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которых она создана, и если это соответствует такой цели. Такое право дает ТСЖ пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если ТСЖ осуществляет приносящую доход деятельность, например, выполняет работы и оказывает услуги собственникам помещений в многоквартирном доме, не связанные с общим имуществом собственников, то ТСЖ обязано вести учет доходов и расходов от приносящей доход деятельности. Раздельный учет доходов и расходов следует вести еще и потому, что в его отсутствие ТСЖ не будет иметь права не облагать налогом на прибыль организаций целевые поступления собственников помещений.

Как показывает практика, ТСЖ осуществляет приносящую доход деятельность, когда в его штате есть, например, слесари, электрики, сантехники. Стоимость дополнительных работ и услуг определяется ТСЖ и оформляется каким-либо внутренним документом (прайс-лист).

В статье мы также говорили, что ТСЖ должен быть разработан рабочий план счетов. И если осуществляемые расходы учитываются ТСЖ на счете 20 «Основное производство», то к этому счету следует открыть субсчета для учета расходов на ведение уставной деятельности товарищества, и для учета расходов на выполнение (оказание) дополнительных работ (услуг).

Выручка от выполнения работ, оказания услуг признается доходом от обычных видов деятельности в сумме, согласованной сторонами, что следует из пунктов 5, 6.1, 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 32н.

Доходы от приносящей доход деятельности следует отражать по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка», предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета, в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (либо на отдельном субсчете к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», в зависимости от учетной политики ТСЖ).

Не следует забывать о том, что выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, что следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, со стоимости дополнительных работ (услуг) следует исчислить НДС к уплате в бюджет.

Как правило, собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают оказываемые им дополнительные услуги, внося денежные средства в кассу ТСЖ. Поступление денежных средств отражается записью по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Предположим, что слесарем ТСЖ были выполнены работы на внутриквартирном имуществе члена ТСЖ из материалов, приобретенных заказчиком. Слесарю была начислена заработная плата согласно установленным сдельным расценкам. Оплата заказчиком произведена в день выполнения работ.

Данные хозяйственные операции, связанные с приносящей доход деятельности ТСЖ, будут отражены в учете следующим образом с применением счетов:

20-2 «Затраты на ведение предпринимательской деятельности»;

50 «Касса»;

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

68 «Расчеты по налогам и сборам»;

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

90-1 «Прочие доходы»;

90-2 «Прочие расходы»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»;

99 «Прибыли и убытки».

Дебет 50 Кредит 62 – получена оплата от заказчика работ;

Дебет 62 Кредит 90-1 – признан доход от выполнения работ;

Дебет 90-3 Кредит 68 – начислен НДС со стоимости выполненных работ;

Дебет 20-2 Кредит 70 – начислена заработная плата слесарю за выполненные работы;

Дебет 20-2 Кредит 69 – начислены страховые взносы на сумму оплаты труда;

Дебет 90-2 Кредит 20-2 – списана себестоимость выполненных работ;

Дебет 90-9 Кредит 99 – отражен финансовый результат от выполнения работ (прибыль).

Ремонт общего имущества многоквартирного дома

Собственник помещения в многоквартирном доме согласно статье 158 ЖК РФ обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы на содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (пункт 4 статьи 158 ЖК РФ).

Решение о проведении капитального ремонта принимается общим собранием членов ТСЖ. Напомним, что ТСЖ, руководствуясь статьей 137 ЖК РФ, вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе затраты на капитальный ремонт и реконструкцию дома. ТСЖ вправе устанавливать на основе сметы размеры платежей и взносов для каждого собственника помещений в доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Поступление взносов от членов ТСЖ на капитальный ремонт дома отражается в учете записью по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Взносы на капитальный ремонт также не являются доходом ТСЖ, поскольку включаются в состав целевого финансирования.

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 86 «Целевое финансирование» – создан резервный фонд на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на основании решения общего собрания членов ТСЖ;

Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – поступили денежные средства от членов ТСЖ на проведение капитального ремонта дома.

Ремонт общего имущества многоквартирного дома может быть выполнен как собственными силами ТСЖ, так и с привлечением подрядных организаций.

Если ремонт выполняют работники ТСЖ, то затраты на проведение ремонта будут учитываться по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и других счетов.

По окончании ремонтных работ затраты, учтенные на счете 20 «Основное производство», должны быть списаны за счет средств целевого финансирования, то есть следует составить корреспонденцию по дебету счета 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 20 «Основное производство».

Если ремонт многоквартирного дома будет выполняться с привлечением специализированных подрядных организаций, то корреспондировать с дебетом счета 20 «Основное производство» будет счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Погашение задолженности перед подрядной организацией при расчетах денежными средствами отразится записью по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 51 «Расчетные счета». Списание затрат на ремонт, отраженных на счете 20 «Основное производство», как и в предыдущем случае, будет произведено за счет средств целевого финансирования.

Учет объектов основных средств

Основным документом, устанавливающим правила учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н (далее – ПБУ 6/01). Правила ПБУ 6/01 применяются с учетом Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 года № 91н (далее – Методические указания № 91н). Напомним, что и ПБУ 6/01 и Методические указания № 91н применяются в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ.

Условия, которые одновременно должны выполняться для того, чтобы актив мог быть принят к учету в составе основных средств, перечислены в пункте 4 ПБУ 6/01. Эти условия не содержат стоимостного критерия отнесения имущества к объектам ОС, тем не менее, если лимит стоимости актива, закрепленный в учетной политике ТСЖ, не превышает 40 000 рублей за единицу, то активы, удовлетворяющие условиям пункта 4 ПБУ 6/01, могут отражаться в составе материально-производственных запасов.

Объект принимается на учет в качестве основного средства, если он отвечает необходимым условиям и приведен в состояние, пригодное для использования.

Под сроком полезного использования понимается период времени, в течение которого использование объекта способно приносить экономическую выгоду (доходы) организации. Для определения срока полезного использования основного средства в бухгалтерском учете разрешено применять Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, определяемый в соответствии с пунктом 6 ПБУ 6/01.

Основные средства на основании пункта 7 ПБУ 6/01 принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, порядок определения которой установлен пунктами 8 – 12 ПБУ 6/01 и зависит от способа поступления основного средства в организацию. Независимо от формы поступления основных средств в организацию первоначальная стоимость формируется с учетом затрат на доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования.

Первоначальная стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, в дальнейшем изменению не подлежит. Исключение составляют случаи достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Если в общем случае стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, то по объектам основных средств некоммерческих организаций, а именно таковой является ТСЖ, амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. Такой порядок установлен пунктом 17 ПБУ 6/01. Но если основное средство будет приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и для ведения этой деятельности будет использоваться, то амортизацию по нему следует начислять в общем порядке.

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и тому подобное) объекта основных средств (пункт 27 ПБУ 6/01).

Стоимость выбывающих основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета. Доходы и расходы от списания отражаются в учете в том отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов, что определено пунктом 31 ПБУ 6/01.

Основные средства, принадлежащие организации на праве собственности, учитываются на счете 01 «Основные средства». Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение их первоначальной стоимости при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Допустим, что ТСЖ за счет целевых поступлений приобрело офисную технику, которая будет использоваться для ведения уставной деятельности. На счетах бухгалтерского учета ТСЖ должны быть отражены следующие записи с применением счетов:

01 «Основные средства»;

08-4 «Приобретение объектов основных средств»;

19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении объектов основных средств»;

51 «Расчетные счета»;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

83 «Добавочный капитал»;

86 «Целевое финансирование»;

010 «Износ основных средств».

Дебет 51 Кредит 60 – произведена оплата поставщику за офисную технику;

Дебет 08-4 Кредит 60 – поступившая оргтехника отражена в составе вложений во внеоборотные активы;

Дебет 19-1 Кредит 60 – отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 08-4 Кредит 19-1 – учтена в составе вложений во внеоборотные активы предъявленная поставщиком сумма НДС;

Дебет 01 Кредит 08-4 – отражена в составе объектов основных средств приобретенная оргтехника по первоначальной стоимости;

Дебет 86 Кредит 83 – отражено использование средств целевых поступлений;

Дебет 010 – начислен износ по приобретенному основному средству (ежемесячно в течение установленного срока полезного использования).

Мы рассмотрели учет основных средств, являющихся собственностью самого ТСЖ, как некоммерческой организации. Но ТСЖ может приобретать и объекты основных средств, которые будут являться общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Такие объекты отражать на своем балансе ТСЖ не вправе. Их учет ведется на забалансовом счете, например 014 «Объекты общего имущества».

На счетах бухгалтерского учета приобретение объектов основных средств, являющихся общим имуществом собственников помещений, будет отражено следующими записями:

Дебет 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены объекты основных средств – общее имущество;

Дебет 86 «Целевое финансирование» Кредит 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» – отражено использование средств целевого финансирования;

Дебет 014 «Объекты общего имущества» – отражено общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Цели и задачи некоммерческой организации — ТСЖ

Товарищество собственников жилья — ТСЖ — традиционно создается в городских условиях, в многоквартирных домах. Однако возможны ситуации, когда в ТСЖ объединяются и собственники частных жилых строений, объединенных по какому-либо признаку (например, занимающих соседние земельные участки в населенном пункте).

Основной целью такого объединения является эффективное совместное управление принадлежащей товарищам жилой недвижимостью.

Реализация цели ставит перед участниками ТСЖ такие основные задачи:

  • содержание имущества ТСЖ;
  • ремонт имущества ТСЖ;
  • создание комфортных условий проживания и пользования имуществом для всех собственников.

Помимо основных целей, определяющих некоммерческую направленность деятельности ТСЖ (товарищи ведут деятельность для самих себя), возможны ситуации, когда ТСЖ извлекает доход. Например:

  • получает вознаграждение за размещение на здании рекламы, за использование имущества для оказания услуг интернета, кабельного телевидения, коммерческой телефонии и т. п.;
  • сдает в аренду относящиеся к имуществу нежилые помещения;
  • оказывает платные услуги жильцам (например, по мелкому ремонту в квартирах).

Бухгалтерский учет и отчетность в ТСЖ (нюансы)

Особенности ведения деятельности определяют нюансы организации бухучета в ТСЖ.

Одной из главных задач является формирование финансового отчета (обычно за год), представляющего товарищам полную и достоверную информацию о деятельности ТСЖ. Помимо этого, бухгалтерия ТСЖ готовит смету доходов и расходов ТСЖ на следующий год. Смета утверждается на общем собрании товарищей и в дальнейшем является основным планово-расчетным документом при ведении бухучета ТСЖ.

ВАЖНО! В сфере управления многоквартирными домами информация об исполнении сметы доходов и расходов ТСЖ за отчетный год, помимо представления собственникам, должна быть опубликована:

  • на сайте ТСЖ (если есть);
  • сайте reformagkh.ru.

Проверку смет производит территориальная инспекция по жилищному надзору. Форма отчета для публикации установлена приказом Минстроя России «Об утверждении форм раскрытия информации в сфере управления многоквартирными домами» от 22.12.2014 № 882/пр.

Кроме того, бухгалтерия ТСЖ обеспечивает представление отчетности и расчеты с налоговыми органами и внебюджетными «зарплатными» фондами. Несмотря на некоммерческую суть деятельности, ТСЖ в любом случае отчитывается и рассчитывается:

  • с ИФНС — по 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, ЕРСВ и среднесписочной численности;
  • ФСС — по 4-ФСС;
  • ПФР — СЗВ-М.

Как можно заметить, все эти расчеты связаны с выплатой зарплаты лицам, занятым в обеспечении деятельности ТСЖ.

Отдельный нюанс касается прочей отчетности, в частности по налогу на прибыль или доходы.

Налоговые обязательства ТСЖ (нюансы)

По умолчанию, если ТСЖ не заявляло иное, оно как юрлицо находится на ОСН. При этом:

  • взносы собственников жилья — участников ТСЖ налогами с реализации не облагаются (п. 14 ст. 251 НК РФ касательно налога на прибыль; подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ в части НДС);
  • при наличии у ТСЖ основных средств (например, дорогой хозяйственно-уборочной техники на балансе) ТСЖ на ОСН является плательщиком налога на имущество (п. 1 ст. 373 НК РФ);

Подробнее о новом порядке расчетов по налогу на имущество.

  • представление ТСЖ коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, отведения сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами) освобождается от НДС (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, п. 4 ст. 154 ЖК РФ, письма Минфина России от 19.03.2014 № 06-05-17/11844, от 05.03.2013 № 03-07-14/6462, ФНС РФ от 02.02.2010 № ШС-17-3/20@), если:
    • эти услуги ТСЖ приобретает у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии, газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
    • цена реализации коммунальных услуг соответствует цене их приобретения у ресурсоснабжающих организаций;
    • ТСЖ не отказалось от освобождения от НДС по этим операциям в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ;
  • представление ТСЖ услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме освобождается от НДС (подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, письма Минфина России от 03.07.2017 № 03-07-07/41736, от 08.06.2015 № 03-07-07/33108, от 15.07.2011 № 03-07-07/34), если:
    • ТСЖ приобрело эти услуги у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги);
    • цена реализации работ, услуг по содержанию общего имущества и ремонту управляющими компаниями, ТСЖ соответствует стоимости их приобретения;
    • ТСЖ не отказалось от освобождения от НДС по этим операциям в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ;
  • все прочие поступления ТСЖ, кроме взносов на основную деятельность, содержат признаки налогооблагаемых по прибыли и по НДС — это в том числе:
    • платежи собственников за индивидуальные услуги (например, ремонт квартиры), если они поступают сначала в ТСЖ, а затем перечисляются сторонним организациям, выполняющим услуги фактически;
    • прочие аналогичные случаи, включая оказание услуг собственникам силами ТСЖ за дополнительную плату (сверх необлагаемых обязательных взносов).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не являются объектом налогообложения (подп. 6 п. 2 ст. 388 НК РФ).

Оптимальным выходом для многих ТСЖ стала возможность перехода на УСН (п. 1 ст. 346.1 НК РФ). Данный режим имеет ряд преимуществ при учете поступлений ТСЖ, которые не являются взносами товарищей. Например:

  • решает проблему обложения получаемых сумм НДС;
  • снимает вопрос исчисления и уплаты налога на прибыль;
  • стоимость большей части объектов движимого имущества можно списать в расходы в первый год их ввода в эксплуатацию и сэкономить на налоге на имущество.
  • позволяет с 01.01.2018 не включать в базу, облагаемую УСН, доходы от собственников (пользователей) недвижимости, полученные в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями (подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, п. 61 ст. 2, п. 4 ст. 9 закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ, письмо Минфина России от 22.05.2018 № 03-11-06/2/34458).

Кроме того, выбор УСН «доходы минус расходы» может иметь региональные льготы. Так, например, законом г. Москвы «Об установлении налоговой ставки УСН» от 07.10.2009 № 41 предусмотрена уплата организациями, основной вид деятельности которых управление и эксплуатация жилого фонда, налога по УСН «доходы – расходы» по ставке 10%.

ВАЖНО! Из присвоения ТСЖ того или иного режима налогообложения вытекает и обязанность ТСЖ сдавать установленные для данного режима отчеты в ИФНС.

Бухгалтерские проводки в ТСЖ (нюансы)

Бухгалтерский учет в ТСЖ ведется с применением стандартного плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н).

В соответствии с планом и положениями ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 32н) и ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н), учет взносов товарищей на осуществление деятельности ведется на счете 86, а поступления от деятельности, приносящей доход, — на счете 90.

Еще один существенный аспект деятельности ТСЖ — проведение капитального ремонта здания. Здесь сразу следует отметить 2 особенности:

  • средства, полученные на капремонт в многоквартирных домах, относятся к целевому финансированию, подлежат отдельному учету и не включаются в состав доходов для налогообложения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • капремонт может осуществляться с бюджетной поддержкой (ч. 2 ст. 191 ЖК РФ).

Типовые проводки здесь выглядят следующим образом:

Дт 55 Кт 50 — средства собственников на капремонт размещены на отдельном счете;

Дт 55 Кт 86 — поступила бюджетная субсидия на капремонт (здесь возможен вариант: Дт 76 Кт 86 — начислена субсидия членам ТСЖ, Дт 55 Кт 76 — поступили взносы на капремонт от физлиц);

Дт 20 Кт 60 — выполнены работы по капремонту подрядчиком;

Дт 60 Кт 55 — оплачено подрядчику с использованием спецсчета.