Бытовое помещение

Работодатель должен оборудовать отдельное место для питания сотрудников в офисе. В зависимости от их численности это может быть отдельная комната или столовая.

Работодатель обязан обеспечивать условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда и безопасности производства (ст. 22, ст. 163 ТК РФ). В числе прочего он отвечает за оборудование помещений для приема пищи для сотрудников согласно установленным нормам (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).

За невыполнение требований охраны труда предусмотрен административный штраф (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для должностных лиц и ИП – от 2 000 руб. до 5 000 руб.;
  • для организаций – от 50 000 руб. до 80 000 руб.

Требования к созданию мест для приема пищи закреплены в санитарных нормах. Так, на производственных предприятиях должны оборудоваться столовые (п. 2.49 СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания», утв. постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 № 313, далее – СНиП 2.09.04-87).

В СНиП 2.09.04-87 установлено, что эти нормы распространяются на проектирование административных и бытовых зданий высотой до 50 м, включая мансардный этаж, и помещений предприятий. Следовательно, по нашему мнению, данные нормы распространяются и на офисные помещения.

Соответственно, в офисных зданиях должны оборудоваться столовые. При этом если численность работающих в одну смену на таком предприятии менее 30 человек, вместо столовой можно оборудовать комнату приема пищи. В этой комнате должны быть умывальник, стационарный кипятильник, электрическая плита, холодильник (п. 2.49, п. 2.52 СНиП 2.09.04-87).

Также в п. 2.52 СНиП 2.09.04-87 закреплено, что если на предприятии работают менее 10 человек, достаточно установить для них отдельный стол для приема пищи без выделения отдельной комнаты.

Однако в соответствии с п. 62 действующей Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий (утв. Минздравом СССР 31.12.1966 № 658-66) использование производственных помещений для принятия пищи запрещается. Ввиду этих противоречивых норм рекомендуем при любом количестве сотрудников до 30 человек оборудовать отдельную комнату для приема пищи.

Главная > Законодательная база России > Правила по охране труда (ПОТ) > ПОТ Р М-027-2002 Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (содержание)

3.6.1. Для работников предприятий должны предусматриваться санитарно-бытовые помещения в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, государственных стандартов, других нормативных актов.
3.6.2. Гардеробные (за исключением гардеробных для уличной одежды), душевые, умывальные и уборные должны быть отдельными для мужчин и женщин.
При количестве работающих в организации менее 20 человек количество санитарно-бытовых помещений может быть сокращено или они могут быть объединены, на что должно быть разрешение регионального органа Госсанэпиднадзора России.
3.6.3. Стены, перегородки и полы в гардеробных, умывальных и уборных (кроме уличных), помещениях для личной гигиены женщин, помещениях для чистки одежды, в которых требуется мокрая уборка, должны быть облицованы материалами, допускающими их легкую очистку и мытье горячей водой с применением моющих средств. В районах Крайнего Севера полы в этих помещениях, если они расположены на первом этаже, должны иметь обогрев.
3.6.4. Гардеробные должны быть оборудованы вешалками открытого типа или шкафами для хранения уличной, домашней и спецодежды.
3.6.5. Шкафы для хранения различных видов одежды могут быть запираемыми или открытыми (т.е. не огражденные с лицевой стороны) с отделениями, каждое из которых должно быть оборудовано штангой для плечиков, местами для головных уборов, обуви, туалетных принадлежностей, а в необходимых случаях и для средств индивидуальной защиты.
3.6.6. Количество мест для хранения одежды в гардеробных определяется:
для уличной — равным количеству работающих в двух наиболее многочисленных смежных сменах;
для домашней и спецодежды — равным списочному количеству работающих в организации.
3.6.7. При гардеробных должны быть помещения для сушки спецодежды, спецобуви, оснащенные соответствующим оборудованием.
3.6.8. Кладовую для загрязненной одежды, как правило, необходимо располагать так, чтобы транспортировка загрязненной одежды из кладовой производилась минуя другие бытовые помещения.
В организациях, где работникам выдается теплая спецодежда, при гардеробных должны предусматриваться кладовые для ее хранения в летний и переходные периоды года. Допускается эти кладовые объединять с кладовыми для чистой спецодежды.
Для первой группы производственных процессов при численности работающих не более 20 человек в смену кладовые спецодежды допускается не предусматривать.
3.6.9. Отделения шкафов должны иметь следующие размеры: глубина — 500 мм, высота — 1650 мм, ширина — 250, 330, 400 мм (в зависимости от группы производственных процессов и климатического района, в котором расположена организация).
3.6.10. В гардеробных (за исключением группы «1а») должны предусматриваться скамьи шириной 300 мм, располагаемые у шкафов по всей длине их рядов.
3.6.11. Расстояние между лицевыми поверхностями шкафов и стеной или перегородкой принимается в зависимости от количества шкафов в ряду по одной стороне прохода:
до 18 1400/1000 мм;
от 18 до 36 2000/1400 мм
(в знаменателе дается ширина прохода между рядами шкафов без
скамей).
3.6.12. Для каждой группы производственных процессов (1в, 2б, 2в, 2г и 3б) должны оборудоваться отдельные гардеробные.
При списочном составе работающих в организации до 50 человек допускаются общие гардеробные для всех групп производственных процессов.
3.6.13. Умывальные могут иметь индивидуальные или групповые умывальники.
Количество кранов в умывальных и душевых сеток в душевых для работающих в организации должно устанавливаться исходя из группы производственных процессов и расчетного количества человек на один кран (душевую сетку).
В зависимости от характера производства до 40% расчетного количества умывальников допускается размещать в производственных помещениях вблизи рабочих мест, а также в тамбурах при уборных.
При наличии в организации горячей воды все умывальники должны быть оборудованы смесителем горячей и холодной воды.
3.6.14. Для водителей легковых, грузовых автомобилей, автобусов и кондукторов количество кранов в умывальных, напольных чаш, унитазов и писсуаров в уборных рассчитывается исходя из количества человек, равного 50% наибольшего количества водителей и кондукторов, возвращающихся из рейсов в организацию в течение одного часа (в соответствии с утвержденным в организации графиком возвращения автомобилей).
3.6.15. В умывальных должны быть предусмотрены крючки для полотенец и одежды, сосуды для жидкого мыла или полочки для кускового мыла. Около умывальников должно быть всегда в достаточном количестве мыло и сухое чистое полотенце или электрополотенце.
В организациях, где возможно воздействие на кожу вредных веществ, работники обеспечиваются смывающими и обезвреживающими веществами. Не допускается использовать для этой цели стиральные порошки.
3.6.16. Душевые оборудуются открытыми кабинами, ограждаемыми с трех сторон, индивидуальными смесителями горячей и холодной воды, а также полочками для туалетных принадлежностей. Кабины должны быть отделены друг от друга перегородками из влагостойких материалов высотой от пола 1,8 м, не доходящими до пола на 0,2 м. Размеры открытых душевых кабин в плане должны быть не менее 0,9 х 0,9 м.
До 20% душевых кабин допускается предусматривать закрытыми.
При душевых могут устраиваться парильные помещения и микробассейны.
3.6.17. Преддушевые, предназначенные для вытирания тела и переодевания, должны быть оборудованы скамьями шириной 0,3 м и длиной 0,8 м на одну душевую сетку. Над скамьями должны быть крючки для одежды и полочки для туалетных принадлежностей. Расстояние между рядами скамей должно быть не менее 1 м.
3.6.18. При количестве женщин, работающих в наиболее многочисленной смене от 15 до 100, в организации должно быть предусмотрено помещение для гигиенического душа (кабина размерами в плане 1,8 х 0,9 м, размещаемая в женской уборной со входом из тамбура уборной). При большем количестве работающих женщин должна быть выделена комната для личной гигиены женщин из расчета 75 человек на комнату.
3.6.19. Площадь курительной должна определяться из расчета 0,03 м2 на одного мужчину и 0,01 м2 на одну женщину, работающих в наиболее многочисленной смене, но не менее 9 м2.
3.6.20. В санитарно-бытовых или производственных помещениях могут выделяться помещения для отдыха из расчета 0,2 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 18 м2.
3.6.21. В организации выделяется комната для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, где необходимо устанавливать умывальники. Площадь комнаты должна быть не менее 12 м2.
3.6.22. В организациях со списочным количеством работающих менее 300 человек следует предусматривать медицинские пункты. Площадь медицинского пункта должна приниматься:
12 м2 — для списочного количества работающих до 150 человек;
18 м2 — для списочного количества работающих от 151 до 300 человек.
3.6.23. В организациях со списочным количеством работающих более 300 человек должны предусматриваться фельдшерские или врачебные здравпункты, состав и площадь которых предусматриваются действующими строительными нормами и правилами и иными нормативными актами.
3.6.24. При количестве работающих в наиболее многочисленной смене 200 человек и более следует предусматривать столовую, как правило, приготавливающую блюда из полуфабрикатов, а при меньшем количестве работающих — столовую-раздаточную (буфет) с отпуском горячих блюд, доставляемых из других организаций общественного питания.
При количестве работающих в наиболее многочисленной смене менее 30 человек допускается предусматривать комнаты для приема пищи из расчета 1 м2 на одного человека, но не менее 12 м2, которые должны быть оборудованы умывальником, стационарным кипятильником, плитой для подогрева пищи, холодильником и объединять их с помещениями для отдыха. В этом случае площадь этого помещения принимается из расчета 1,3 м2 на каждое посадочное место.
В необходимых случаях могут предусматриваться передвижные столовые.
3.6.25. Цеха и производственные участки должны обеспечиваться питьевой водой. Для снабжения питьевой водой следует предусматривать автоматы, фонтанчики, закрытые баки с фонтанирующими насадками или другие устройства.
3.6.26. Расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до уборных, курительных, помещений для обогревания, устройств питьевого водоснабжения должно быть не более 75 м, а от рабочих мест на открытых площадках организации — не более 150 м.
Количество санитарных приборов — унитазов и писсуаров в уборных должно приниматься из расчета один санитарный прибор на 15 человек в наиболее многочисленной смене. Вход в уборную должен быть через тамбур. При уборных предусматриваются умывальники из расчета один умывальник на 4 унитаза и на 4 писсуара, но не менее одного умывальника на каждую уборную.
В мужских уборных допускается применять взамен индивидуальных лотковые писсуары с настенным смывом.
Наружные уборные стационарного типа, устраиваемые на неканализованных участках, не должны загрязнять водоносные горизонты. Уборные должны освещаться в темное время суток.
3.6.27. Работники кузнечного и других горячих цехов и участков должны снабжаться газированной подсоленной водой (с содержанием до 5 г поваренной соли на 1 л воды) из расчета 3 — 5 л воды на одного работающего в смену.
Снабжение работников газированной и подсоленной водой не освобождает работодателя от обязанности обеспечивать работников пресной водой на общих основаниях.
3.6.28. В целях компенсации ультрафиолетовой недостаточности работников организаций, расположенных за Северным полярным кругом, а также работающих в помещениях без естественного освещения или с коэффициентом естественной освещенности менее 0,1%, в организациях должны предусматриваться фотарии для искусственного ультрафиолетового облучения.
3.6.29. Фотарии не требуются в случаях, когда производственные и вспомогательные помещения указанных организаций оборудованы искусственным освещением, обогащенным ультрафиолетовым излучением.
3.6.30. Профилактическое ультрафиолетовое облучение работников должно проводиться в течение осенне-зимнего и раннего весеннего периодов года в соответствии с санитарными нормами, светоклиматическими особенностями и географической широтой местности.
3.6.31. У наружного входа в санитарно-бытовые помещения должны быть установлены устройства для очистки обуви от грязи.