Что проверяет налоговая

Как следует решить возникший спор? Свой ответ аргументируйте.

Решите данное дело. Свое решение аргументируйте.

4. При проверке налоговой инспекцией хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью выяснилось, что один из магазинов, принадлежащих обществу, закупил крупную партию ликероводочных изделий. В связи с тем, что у общества не было лицензии на торговлю ликероводочными изделиями, налоговая инспекция сочла совершенную сделку ничтожной и потребовала взыскания всего полученного по сделке в доход государства. Продавец — ликероводочный комбинат заявил, что с его стороны никаких нарушений закона не допущено. Кроме того, в уставе общества, предъявленном при заключении договора, предусмотрен такой вид деятельности, как торговля ликероводочными изделиями.

Правомерны ли действия налоговой инспекции? Обоснуйте свой ответ.

5. АО «Спецстрой» заключило договор с УП «Глория» на пошив спецодежды для своих работников из материала подрядчика. 01.01.2008 г. в соответствии с договором заказ был выполнен. Однако АО «Спецстрой» отказалось принять его и оплатить по той причине, что уже купило необходимое количество готовой спецодежды по более выгодной (низкой) цене.

Не добившись удовлетворения своих требований путем переговоров, унитарное предприятие «Глория» обратилось в хозяйственный суд 01.02.2008 г.

Предусмотрено ли законом право заказчика отказаться от договора?

При каких условиях это возможно?

Каков может быть объем требований унитарного предприятия, если сумма договора 12 млн. руб.; за просрочку платежа в договоре предусмотрена пеня в размере 1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки?

6. Старший научный сотрудник института Васильев подарил институту библиотеку специальной литературы, которую он собирал в течение всей своей жизни. О своем даре он объявил на заседании ученого совета, а также в интервью, опубликованном в институтской многотиражке.

Поскольку книг было много, и перевезти их сразу было сложно, Васильев осуществлял их перевозку небольшими партиями. Не успев передать все книги, Васильев скончался. Его сын, являясь единственным наследником по закону, в ответ на просьбу директора института передать оставшиеся книги, потребовал возвратить все ранее переданное его отцом книги, ссылаясь на то, что договор между его отцом и институтом не был надлежаще оформлен.

В суде, где рассматривался данный спор, институт предъявил акт принятия на баланс, преданных Васильевым в дар институту, подписанный заведующим библиотекой института и утвержденный директором института.

Как следует решить возникший спор? Свой ответ аргументируйте.

7. Кооперативный техникум получил 15 января от Минского завода три цветных телеви­зора. Груз следовал по железной дороге. На станции назначения он был получен представителем получа­теля и перевезен в техникум.

При установке телевизоров в учебном корпусе и общежитии выяснилось, что много стеклянных дета­лей разбито. Получатель вызвал представителей дороги и по­ставщика для составления акта. Представители не явились. Тогда техникум вызвал представителя Бюро товарных экспертиз и с его участием 30 января про­извел приемку телевизоров. При приемке было обна­ружено, что на упаковке не было маркировки, сви­детельствующей об особых свойствах груза. На этом основании техникум заявил претензию заводу. Завод претензию отклонил на том основании, что в наклад­ной было указано наименование груза, из чего сле­довало, что дорога должна была осторожно обра­щаться с ним.

Какую ошибку допустил представитель тех­никума? Кто будет нести ответственность за поломку теле­визоров? Свой ответ обоснуйте.

8. Магазин заключил договор с Сомовым и Харитоновым на окраску стен торгового зала. По условиям договора все материалы представлял заказчик. После окраски на стенах появились различ­ные пятна и подтеки. По требованию директора ма­газина рабочие вновь перекрасили стены, но пятна и подтеки не исчезли.

Директор магазина отказался уплатить рабочим за их работу, считая, что плохая окраска стен — результат их недобросовестности. Сомов и Харитонов объясняли недостатки покраски плохим качеством олифы и красок. Директор магазина, не отвергая воз­можность плохого качества материала, указывал, что маляры обязаны были проверить материал до работы.

Право и проблемы права

Поэтому он считает, что плохое качество материала не снимает ответственности с рабочих.

Сомов и Харитонов, не согласившись с директором магазина, обратились в суд. В своем заявлении они пояснили, что плохое качество материала они могли обнаружить только после того, как нанесли краску на стены.

В каких случаях подряд­чик несет ответственность за плохое качество мате­риала, представленного заказчиком? Какое решение должен вынести суд по данному спору? Свой ответ аргументируйте.

9. По приговору суда Андреев признан виновным в том, что, управляя в состоянии опьянения закрепленным за ним молокозаводом, принадлежащим СХПК «Заборьевский», не справился с рулевым управлением и опрокинул машину, в результате чего из цистерны вылилось 1800 кг молока. Не смотря на то, что вылившееся молоко и бензин смешались и на дороге образовался скользкий участок, Андреев не выставил знак, предупреждающий об опасности, и с места происшествия скрылся.

Через 30 минут после происшествия двигавшуюся по той же дороге автомашину «Жигули» на скользком участке дороги занесло в сторону, она ударилась о железобетонные столбики ограждения и упала в кювет. Давыдову, владельцу автомашины «Жигули», были причинены легкие телесные повреждения, а его машина оказалась разбитой.

Давыдов предъявил иск к СХПК «Заборьевский», как владельцу автомашины, которой управлял Андреев, о возмещении ему ущерба, причиненного источником повышенной опасности.

Дата добавления: 2017-03-18; просмотров: 261 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


Главная — Статьи

Готовимся к выездной налоговой проверке

Выездная налоговая проверка — нелегкое испытание для каждого предпринимателя. Несмотря на то что основными объектами проверок являются юридические лица, коммерсантов инспекторы проверяют с не меньшей тщательностью. Чтобы понять основные принципы проведения и планирования выездных проверок, заглянем по ту сторону баррикад.
Претенденты для контроля отбираются по 12 Критериям, утвержденным Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (далее — Приказ). Назовем некоторые из них, касающиеся предпринимателей:
— налоговая нагрузка, то есть сумма налогов, уплачиваемых коммерсантом, ниже среднего уровня по конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Средние данные приводятся в Приложении N 3 к Приказу;
— непредставление пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности;
— среднемесячная зарплата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте;
— суммы расхода максимально приближены к величине дохода коммерсанта (в общей сумме дохода доля затрат превышает 83 процента).
— неоднократное приближение к предельному значению показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.

Основы ревизии

Выездная проверка проводится только на основании решения руководителя инспекции (его заместителя). В рамках выездного контроля может рассматриваться период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки рассматривается период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ), то есть это может быть период за пределами трехгодичного срока. Однако оштрафовать за этот период коммерсанта не смогут, поскольку действует срок давности.
В решении о проведении проверки обязательно указывается период, который подлежит контролю, а также перечисляются проверяемые налоги. Бланк решения предусматривает формулировку "по всем налогам и сборам". Чаще всего выездная проверка носит комплексный характер, а значит, проверять будут документы, имеющие отношение к формированию налоговой базы по всем уплачиваемым бизнесменом налогам.

Наша справка. Решение о проведении выездной проверки должно обязательно содержать:
Ф.И.О. коммерсанта (полное и сокращенное наименования фирмы);
предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
периоды, за которые проводится проверка;
должности, фамилии и инициалы сотрудников инспекции, которым поручено проведение проверки.
Форма решения о выездной проверке утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@.

Подготовим документы

В ходе проверки, прежде всего, инспекторов интересуют "затратные" документы, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. Основные документы, запрашиваемые в ходе проверки:
Книга учета доходов и расходов (общий режим, УСН, на ЕНВД обязанности вести книгу нет). Доходы, отраженные в книге учета, инспекторы и расходов (общий    сопоставят с банковскими выписками (если имеется расчетный счет) и кассовыми отчетами (Z-отчеты, фискальный отчет, журнал кассира-операциониста). По расходам, учитываемым в книге, будет проведена тщательная проверка на предмет экономической обоснованности произведенных затрат, а также наличия подтверждающих документов.
Книга покупок (общий режим). Книгу покупок сверят с декларацией по НДС, проверят наличие документов, на основании которых в книге покупок сделаны записи.
Книга продаж (общий режим). Полнота и своевременность отражения выручки. Если ИП освобожден от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ (то есть выручка за квартал не превышает 2 млн руб. и об этом уведомлен налоговый орган), проверят правомерность применения данной льготы.
Счета-фактуры (запросят у предпринимателей, применяющих основную систему налогообложения). Все ли счета-фактуры, указанные в книге покупок, имеются в наличии, правильно ли они оформлены у предпринимателей,  и соответствуют ли действующему на момент оформления сделки законодательству. Кроме того, нужно проверить наличие иных документов — актов выполненных работ, накладных, договоров и т.д.
Накладные. Соответствие формы накладной действующему законодательству (на момент ее оформления), наличие всех необходимых реквизитов, подписей, печатей. Экономическая обоснованность произведенных расходов.
Платежные документы и банковские выписки. При планировании проверок инспекторы часто запрашивают в банках выписки налогоплательщика для выявления его основных контрагентов, проверки этих контрагентов на добросовестность (то есть непричастность к фирмам-однодневкам).

Допросы в налоговой проверке: особенности проведения и признание компании однодневкой

Многие предприниматели имеют не только налично-денежную выручку, но и работают по безналу. Контролеры проверят, все ли безналичные доходы отражены предпринимателем в книге учета доходов и расходов или книге продаж. Кроме того, в качестве подтверждения понесенных расходов потребуется предъявить платежки на перечисление страховых взносов на пенсионное обеспечение и в фонды ФСС и ОМС.
Z-отчеты (при наличии контрольно-кассовых аппаратов). Данные Z-отчетов показывают выручку, которую предприниматель фиксирует в качестве своего дохода. В ходе проверки инспекторы снимают с ККМ фискальный отчет путем ввода специального пароля, установленного инспекцией при регистрации данного аппарата. Данные фискального отчета содержат информацию обо всех операциях, проводимых по кассе (продажа, возврат, аннулирование и т.д.), и нередко расходятся с данными, прошедшими по Z-отчету. При наличии расхождений проверяющие потребуют письменных объяснений.
Путевые листы. Проверяются в основном расход топлива по указанному маршруту, нормы расхода, наличие подтверждающих документов (кассовые чеки по покупке ГСМ).

Помимо документов, перечисленных в таблице, инспекторы дополнительно могут запросить расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости по средствам ФСС, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ, сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности, документы для предоставления вычетов сотрудникам (например, заявления на предоставление вычетов, свидетельство о рождении ребенка, медицинская справка об инвалидности и т.д.).
В зависимости от особенностей деятельности контролеры заинтересуются различными расходными документами. Например, наличие автомобиля в составе основных средств, в частности включение в расходы сумм, потраченных на бензин, потребует доказательства использования машины в предпринимательской деятельности. Ведь именно в этом случае расходы на топливо учесть можно. Любые нестандартные затраты привлекут внимание. Так, некоторые коммерсанты включают в затраты коммунальные платежи за свою квартиру на том лишь основании, что по данному адресу они зарегистрированы как ИП. Однако такие затраты вряд ли будут признаны правомерными, поскольку проживает предприниматель в своей квартире независимо от ведения предпринимательской деятельности.

Требование о представлении документов

Любые документы, которые потребуются контролерам, представляются на основе требования (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@). В нем перечисляются реквизиты и иные индивидуализирующие признаки истребуемых документов, а также указывается период, к которому они относятся. В ходе проверки инспекторы могут направить ИП несколько требований, так как их количество Кодекс не ограничивает.
Получив требование о представлении документов, учтите, что инспекторы зачастую выставляют стандартное требование всем коммерсантам без учета особенностей деятельности. Это связано с тем, что многие аспекты хозяйственной деятельности становятся известны контролерам лишь в процессе проверки. Заранее о них они не знают, поэтому и требование выставляют с максимально полным списком документов.
В случае отсутствия каких-либо из затребованных бумаг необходимо подать письменное объяснение, указав причину их отсутствия. К примеру, банковских выписок может не быть из-за отсутствия у ИП расчетного счета. Книга покупок и продаж ведется только бизнесменами, выбравшими основную систему налогообложения, соответственно, у "вмененщиков" и "упрощенцев" таковой нет.

В ходе проверки

Проверка проводится сплошным или выборочным методом. Мероприятия выездного контроля сводятся к следующему.
Инспекторы изучают соответствие показателей, отраженных в декларациях, данным книги учета доходов и расходов, книг покупок и продаж. В книгах контролеры обращают внимание на правильность и полноту отражения операций, влияющих на формирование налоговой базы (расчет налога). Обязательно проверяется обоснованность совершаемых расходов и правильность их включения в затраты. К примеру, на "упрощенке" установлен особый порядок учета основных средств, приобретенных до перехода на УСН. Не забудьте: каждый расход должен подтверждаться первичным документом, содержащим все обязательные реквизиты.
Инспекторы проверяют обоснованность применения налоговых ставок и льгот. Если у коммерсанта есть сотрудники, в рамках проверки НДФЛ будет уделено внимание выполнению ИП как налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налога.
На общем режиме в части контроля НДС могут проверить и ваших контрагентов, проведя встречные проверки.
Плательщиков ЕНВД проверят на реальность физических показателей, влияющих на формирование налоговой базы и правильность выбора показателей. В качестве документов могут затребовать договоры аренды, подтверждающие размер торговой площади, договоры с сотрудниками, сведения о численности сотрудников.

Проверка контрагента

Любой предприниматель или организация могут стать объектом встречной проверки, если они состоят в цепочке с сомнительным контрагентом.
В ходе выездной налоговой проверки у инспекторов часто возникают вопросы в отношении реальности совершаемой сделки. Например, договоры, заключенные с контрагентами — перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), наведут контролеров на мысль, что в этой цепочке попросту отмываются деньги. Кстати, работа через посредников (агентов, комиссионеров) является одним из критериев оценки риска проверки. Вопросы зачастую возникают и в отношении вычетов по НДС. Большие суммы вычетов всегда привлекают внимание. При этом контролеры могут обращаться к партнерам бизнесмена, запрашивая информацию, связанную с той или иной сделкой.
В рамках встречной проверки инспекторы направляют требование о представлении документов всем участникам сделки (продавцам товара, услуги). Основные документы, которыми интересуются проверяющие: счета-фактуры по определенному контрагенту, накладные или акты выполненных работ (оказанных услуг), копии договоров, выписки из книги продаж или книги учета доходов и расходов (или их копии за определенный период), копии налоговых деклараций по НДС с расшифровками строк 010 "Реализация (передача для собственных нужд) товаров (работ, услуг), передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога, всего" и 070 "Суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав".
Если получено требование о представлении документов в отношении вашего контрагента, необходимо показать имеющиеся в наличии документы согласно вашему виду налогообложения и виду деятельности. В отношении иных документов, которые указаны в требовании и отсутствуют у вас по объективным причинам, дайте письменное пояснение.

Наша справка. Порядок истребования сведений в рамках встречной проверки установлен ст. 93.1 НК РФ. Контролеры направляют поручение в инспекцию по месту учета вашего контрагента. В течение пяти дней налоговая подготовит и направит контрагенту требование о представлении документов. К нему обязательно прилагается копия поручения, где должна быть названа причина запроса. Формы поручения и требования утверждены Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@.

Результаты проверки

Как показывает практика, редкому налогоплательщику удается избежать штрафных санкций и пеней по результатам выездной проверки. Связано это с тем, что инспекторы зачастую вынуждены выискивать мелочи и притягивать за уши нарушения, чтобы проверка считалась результативной. Из-за чего, как опять же показывает практика, результаты редкого акта проверки невозможно (хотя бы частично) оспорить.
Итак, акт выездной налоговой проверки получен и подписан, что делать далее?
Сначала внимательно изучаем соблюдение инспекторами всех процедур, сопутствующих контролю. Часто, опираясь на ст. 101 Налогового кодекса, вышестоящая инспекция рассматривает апелляцию в пользу налогоплательщика, если контролерами не соблюдены процессуальные правила. Обратим внимание на основные из них.
Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев. Срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до момента составления справки. В последний день проверки руководитель проверяющей группы составляет справку о проведенной проверке, которая вручается коммерсанту (его представителю) лично или направляется заказным письмом по почте. В течение двух месяцев со дня составления справки оформляется акт налоговой проверки. Акт в течение пяти дней с даты составления должен быть вручен бизнесмену (его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Например, направлен заказным письмом по почте.
В течение 15 дней с даты получения акта коммерсант вправе представить в инспекцию письменные возражения по акту проверки.
Акт проверки и представленные по нему возражения рассматриваются руководителем инспекции (его заместителем) в течение 10 дней, после чего принимается решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение правонарушений.
Решение вступает в силу через 10 дней со дня вручения его проверяемому лицу. Решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.
Если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Все сроки должны соблюдаться, вручение решений осуществляется под расписку (иным способом, свидетельствующим о дате получения), о датах рассмотрения результатов проверки бизнесмен должен быть извещен. В противном случае он лишается возможности подготовить представить свои возражения, а это серьезный повод для признания санкций по результатам проверки недействительными.
Что делать, если процессуальные моменты соблюдены, а возражения по акту проверки руководителем налоговой не признаны?
Порядок обжалования решения инспекции изложен в ст. 101.2 Налогового кодекса. Если руководитель инспекции не признал обоснованными представленные коммерсантом возражения, бизнесмен имеет право обжаловать данное решение в вышестоящей налоговой. Если вышестоящая инспекция, рассматривающая апелляционную жалобу, не отменит решение по результатам проверки, предприниматель может обратиться в суд.

Налоговые проверки, Выездная проверка, Налоги индивидуального предпринимателя

Тема 6. Сделки.

1-е занятие.

Задача 1.

Гражданка Анисимова и ее бывший муж обратились к нотариусу с просьбой удостоверить достигнутое между ними соглашение, согласно которому разведенные супруги взаимно отказываются от предъявления друг другу каких-либо требований по содержанию малолетних детей, муж обязуется не претендовать на раздел совместно нажитого имущества, а жена — не вступать в новый брак до достижения детьми совершеннолетия. Нотариус отказался удостоверить подобную сделку.

Правильно ли поступил нотариус?

Задача 2.

Старший научный сотрудник института Васильев подарил институту библиотеку специальной литературы, которую он собирал в течение всей жизни. О своем даре он объявил на заседании ученого совета института, а также в интервью, опубликованном в институтской многотиражке.

Поскольку книг было много и перевезти их сразу было сложно, Васильев осуществлял их перевозку небольшими партиями. Не успев передать все книги, Васильев скончался. Его сын, являясь единственным наследником по закону, в ответ на просьбу директора института передать оставшиеся книги, потребовал возвратить все ранее переданные его отцом книги, ссылаясь на то, что договор между его отцом и институтом не был надлежащим образом оформлен.

В суде, где рассматривался данный спор, институт предъявил акт принятия на баланс книг, переданных Васильевым в дар институту, подписанный заведующим библиотекой института и утвержденный директором института.

Как следует разрешить возникший спор?

Задача 3.

Волкову по наследству перешел автомобиль «Жигули». Будучи признателен своему другу Яковлеву за ранее оказанные услуги и не умея управлять автомобилем, Волков заключил с Яковлевым договор, по которому он обязывался подарить Яковлеву легковой автомобиль «Жигули» немедленно по получении правоустанавливающих документов на автомобиль. Договор был удостоверен нотариусом.
Яковлев приступил к профилактическому ремонту автомашины и затратил на это значительную сумму. Однако после получения соответствующих документов Волков отказался подарить Яковлеву автомобиль. Яковлев предъявил в суде иск с требованием о передаче ему автомобиля.

Решите дело.

Задача 4.

Между Андреевым и Ефремовым была достигнута договоренность о продаже мебельного гарнитура, оцененного сторонами в 2 тысячи долларов США. Через несколько дней покупатель прибыл на квартиру продавца, где Ефремов в присутствии шофера грузотакси, грузчиков и соседа Андреева, вручив Андрееву 2 тысячи долларов, забрал проданную мебель, за исключением двух кресел и дивана-кровати, для которых не нашлось места в машине.

Спустя несколько дней Ефремов явился за оставшейся мебелью. Андреев, однако, отказался передать кресла и диван, заявив, что эти предметы не входили в состав проданного им гарнитура. Стоимость двух кресел и дивана он оценивает в 800 долларов, но никакого договора в отношении этих вещей он с Ефремовым не заключал.
В судебном заседании свидетели единодушно показали, что между Андреевым и Ефремовым был заключен договор купли-продажи всего гарнитура мебели, куда входили и спорные предметы. Договор был исполнен в их присутствии. Что же касается оставшихся в квартире Андреева двух кресел и дивана, то Андреев обязался хранить эти предметы за дополнительное вознаграждение в размере 30 долларов.

Какое решение должен вынести суд? Изменится ли решение, если будет установлено, что Ефремов все расчеты производил не в долларах, а в рублях по курсу Центрального банка России? Повлияет ли на решение суда справка мебельного магазина о том, что спорные предметы входят в состав мебельного гарнитура?

Задача 5.

Акционерное общество и товарищество собственников жилья заключили договор аренды нежилых помещений, в соответствии с которым акционерное общество использовало для размещения своего офиса нежилые помещения площадью 30 квадратных метров, расположенные на первом этаже дома, принадлежащего товариществу собственников жилья.

Договором было предусмотрено, что срок действия договора составляет 11 месяцев, по истечении которых, если ни одна из сторон не заявит о расторжении договора, он считается продленным еще на 11 месяцев.

По истечении первого срока договора юрисконсульт акционерного общества представил заключенный договор на государственную регистрацию. Регистратор отказался принять документы на регистрацию и потребовал, чтобы общество заключило новый договор, в котором будет предусмотрен срок, превышающий один год. Кроме того, по его мнению, договор, подписанный почти год назад, не может быть зарегистрирован, поскольку такой договор не считается заключенным.

Юрисконсульт обратился в суд.

Подготовьте мотивированное исковое заявление. Изменится ли решение, если будет установлено, что кондоминиум не зарегистрирован как объект недвижимости?

Задача 6.

Востоков, увлекаясь игрой в преферанс, задолжал крупную сумму Жукову. Свой долг он оформил долговой распиской с обязательством уплатить всю сумму не позднее 10 дней с даты составления расписки. В случае задержки в погашении долга Востоков обязался выплатить штраф в размере половины долга.

Спустя 12 дней с даты составления расписки долг был полностью погашен. Поскольку Востоков нарушил срок выплаты, Жуков обратился в суд с требованием о взыскании штрафа.

Решите дело. Изменится ли решение, если вместо расписки Востоков выдал вексель?

Задача 7.

Галкин ввиду физического недостатка — слепоты попросил своего соседа по квартире Антонова подписать от его имени договор, по которому он взял взаймы у Григорьева 1 тысячу рублей. По истечении обусловленного срока Григорьев потребовал возвратить взятую взаймы сумму. Галкин отказался выполнить это требование, ссылаясь на отсутствие средств.

В судебном заседании выяснилось, что подпись Антонова никем не удостоверена, а сам он вообще выбыл неизвестно куда. Ссылаясь на несоблюдение формы договора займа, Галкин не признал иск, хотя и не отказывался от того, что деньги он получил и обещал возвратить долг при первой возможности.

Какое решение должен вынести суд?

Задача 8.

Генеральный директор акционерного общества, испытывавшего острый недостаток оборотных средств, заключил кредитный договор с банком, в котором открыт расчетный счет акционерного общества. В обеспечение кредита директор заложил все товарные запасы общества.

Узнав об этом, акционер, обладающий 15% акций, предъявил иск о признании сделки недействительной, мотивируя свое требование тем, что в соответствии с уставом общества генеральный директор не вправе совершать сделки на сумму, превышающую 25% товарных запасов общества.

Решите дело. Изменится ли решение, если кредитный договор был заключен со сторонним банком?

Задача 9.

Общество с ограниченной ответственностью заключило с зарубежной компанией договор на продажу пакета акций одного из приватизированных предприятий. Договор оформлен надлежащим образом, подписан сторонами и удостоверен брокером. При исполнении договора представителю зарубежной компании было передано свидетельство о владении акциями, а на расчетный счет общества поступила вся причитающаяся по договору сумма.

Спустя год при подготовке к очередному собранию акционеров выяснилось, что в реестре акционеров до сих пор значится общество с ограниченной ответственностью, а не зарубежная компания. Представитель общества заявил, что он со своей стороны все требуемые действия по распоряжению акциями совершил, а компании следовало обратиться к держателю реестра для внесения изменений. Реестродержатель отказывался зарегистрировать изменения в реестре по документам годичной давности.
Зарубежная компания, полагая, что сделка должна считаться несостоявшейся, потребовала возвратить всю уплаченную ею по договору сумму.

Правомерны ли требования зарубежной компании?

Задача 10.

Арсеньев, желая приобрести бутылку французского вина в универсаме самообслуживания, долго выбирал подходящее вино. Отобрав 5 различных бутылок вина, Арсеньев подошел к узлу расчета и обнаружил, что не хватает денежных средств на приобретение 5 бутылок. Кассир по своему выбору отобрал 3 бутылки и пробил кассовый чек. Арсеньев посчитал, что кассир выбрал не то вино, которое он хотел бы приобрести.
Между кассироми и Арсеньевым возник спор, при этом кассир настаивал на том, что именно он принимает решение о заключении с покупателем договора купли-продажи; Арсеньев же считал, что договор уже заключен в момент выбора товара покупателем, а оплата товара производится во исполнение договора, заключенного конклюдентными действиями.

Кто прав в этом споре? Обязан ли будет Арсеньев оплатить покупки, если при выборе вина бутылка соскользнет со стеллажа и разобьется?

2-е занятие.

Задача 1.

Аксенов, на иждивении которого после гибели родителей находились две малолетние сестры, продал Федорову трехкомнатную квартиру, перешедшую к ним по наследству от отца. Сделка была совершена по инициативе Федорова, знавшего о тяжелом материальном положении Аксенова и его сестер. На вырученные от продажи средства Аксенов с сестрами приобрели двухкомнатную квартиру.

Спустя полтора года Аксенов выяснил, что проданная им квартира оценивалась на рынке в тот период значительно выше той суммы, которая была уплачена Федоровым. Аксенов предъявил в суде иск о признании сделки недействительной, мотивируя свое требование тем, что Федоров воспользовался тяжелым материальным положением Аксенова и его малолетних сестер. В судебном заседании выяснилось, что Федоров был осведомлен о ценах на квартиры, поскольку возглавлял одно из агентств по продаже недвижимости.

Решите дело.

Задача 2.

При проверке налоговой инспекцией хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью выяснилось, что один из магазинов, принадлежащих обществу, закупил крупную партию ликероводочных изделий. В связи с тем, что у общества не было лицензии на торговлю ликероводочными изделиями, налоговая инспекция сочла совершенную сделку ничтожной и потребовала взыскания всего полученного по сделке в доход государства.

Продавец — ликероводочный комбинат — заявил, что с его стороны никаких нарушений закона не допущено. Кроме того, в уставе общества, предъявленном при заключении договора, предусмотрен такой вид деятельности, как торговля ликероводочными изделиями.

Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Задача 3.

При расследовании уголовного дела установлено, что Фофанов мошенническим путем уговаривал граждан заключать сделки купли-продажи картин старых мастеров по цене значительно ниже их реальной стоимости. Все приобретенные таким образом картины следствием выявлены и изъяты. Гражданин Фофанов скончался до окончания расследования.

Потерпевшие не смогли представить доказательств обмана со стороны Фофанова. Однако следователь, исходя из факта уплаты значительно меньшей цены по сравнению с действительной стоимостью картин и учитывая объяснения потерпевших, возвратил картины потерпевшим.

Наследники Фофанова предъявили в суде иск о возврате изъятых картин, поскольку в связи со смертью Фофанова уголовное дело прекращено, а его вина судом не установлена.

Решите дело.

Задача 4.

Общественное объединение по организации музея-квартиры умершего в начале XX века писателя обратилось к гражданам с просьбой о передаче в дар или продаже личных вещей, рукописей и документов, связанных с жизнью и творчеством писателя. В числе других вещей у дальних родственников писателя были приобретены письменный стол и письменный прибор, якобы принадлежавшие писателю.

Спустя некоторое время литературовед Ванеев, осматривая покупку, заявил, что письменный стол не имеет отношения к писателю. Приобретенный же письменный прибор действительно принадлежит писателю.

Какие требования можно предъявить к продавцу?

Задача 5.

Половников, увидев рекламу о строительстве элитного жилого дома в центре Санкт-Петербурга, заключил договор долевого участия в строительстве. В договоре подробно оговаривались требования к квартире: этажность, планировка, площадь, оборудование, ориентирование окон и т.п. После завершения строительства Половников въехал в построенную квартиру.

Через некоторое время выяснилось, что квартира расположена в доме, находящемся в непосредственной близости от здания цирка. В период, когда в программе цирка участвуют звери, от расположенного рядом с цирком зверинца исходит сильный запах, препятствующий нормальному проживанию. Половников предъявил претензию застройщику и потребовал расторжения договора и возврата уплаченных им денег. Представитель застройщика ответил, что не видит оснований для расторжения договора, поскольку все условия, предусмотренные договором, исполнены, претензий по качеству строительства со стороны Половникова не поступило, а расположение рядом цирка является общеизвестным фактом. Однако застройщик выразил готовность вернуть Половникову 50% уплаченных средств при условии возврата квартиры. Половников обратился к адвокату.

Кто прав в данном споре?

Задача 6.

При расследовании уголовного дела была изъята значительная сумма денег. В ходе расследования выяснилось, что эти деньги были получены одним из участников преступной группы за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией. При этом в руках следствия оказались расписки, из которых следовало, что за каждого вовлеченного несовершеннолетнего выплачивалась соответствующая сумма. Прокурор предъявил иск о взыскании всего полученного в доход государства, ссылаясь на то, что цель совершенных сделок противоречит основам правопорядка и нравственности.
Адвокат, защищавший подсудимого, утверждал, что деньги были получены за совершение действий, хотя и составляющих состав уголовного преступления, но не противоречащих гражданскому законодательству. Прокурор же утверждал, что сам факт наличия цели, противоречащей основам правопорядка и нравственности, является достаточным основанием для признания сделки ничтожной.

Какое решение должен вынести суд?

Задача 7.

Профессор консерватории, обладая скрипкой Страдивари, хотел, чтобы после его смерти скрипка перешла в собственность его талантливого ученика. Зная, что это вызовет неудовольствие членов его семьи, он совершил с учеником в простой письменной форме сделку купли-продажи скрипки. Никаких денег за нее он не получил. Об этом знали два товарища молодого скрипача. После смерти профессора они обо всем рассказали членам его семьи. Наследники потребовали возврата скрипки. Владелец скрипки отказался ее возвратить и предложил наследникам принять у него денежную сумму, указанную в письменном договоре с профессором. Наследники от этого отказались и обратились в суд с иском о возврате скрипки.

Какое решение должен вынести суд?

Задача 8.

Зайцева решила подарить свой племяннице Евсеевой двухкомнатную квартиру, принадлежащую ей на праве собственности. Евсеева обратилась к налоговому инспектору за разъяснением, какой налог ей придется уплатить в случае совершения договора дарения. Узнав, что налог при купле-продаже ниже, Евсеева уговорила Зайцеву оформить договор купли-продажи.

Налоговый инспектор, выяснив, что квартира оформлена на Евсееву, потребовал оплатить налог на имущество, переходящее в порядке дарения. Когда же выяснилось, что была совершена сделка купли-продажи, он подготовил документы для признания сделки недействительной и взыскания всего полученного в доход государства.

Прав ли налоговый инспектор? Имеет ли значение, что Евсеева выплатила Зайцевой только часть стоимости квартиры? Изменится ли решение, если Евсеева не выплатила ничего, однако собирается это сделать в ближайшие два года?

Задача 9.

Общество с ограниченной ответственностью в связи с предполагаемым заключением кредитного договора с банком подготовило и оформило в соответствии с требованиями законодательства пять простых векселей номиналом по 10 тыс. руб. каждый. Векселедержателем был указан банк.

Поскольку заключение кредитного договора затянулось, векселя так и не были переданы банку и находились в документах общества.

Особенности проведения налдоговых проверок в России

При проведении документальной проверки налоговая инспекция потребовала отразить выписанные векселя в балансе общества и увеличить налогооблагаемую прибыль на сумму выписанных векселей. Свое требование налоговая инспекция аргументировала тем, что векселя содержат все необходимые реквизиты и являются ценными бумагами, находящимися в распоряжении общества.

Бухгалтер общества возражал против требований налоговой инспекции, утверждая, что, до тех пор пока не заключен договор купли-продажи векселей либо не составлен акт передачи векселей, нет никаких оснований отражать векселя на балансе общества.

Кто прав в этом споре? Разберите доводы сторон.

Задача 10.

Огнев, являясь директором государственного предприятия, подлежащего приватизации, заключил договор аренды с выкупом в отношении отдельно стоящего производственного здания. При принятии решения об утверждении плана приватизации спорное здание значилось как реализованное. Спустя 5 лет после приватизации предприятия спорное здание было продано иностранной фирме. При регистрации перехода права собственности ГБР отказалось зарегистрировать право собственности на нового владельца, поскольку продавец по заключению юридической службы ГБР не приобрел права собственности вследствие ничтожности заключенной сделки. В отношении Огнева возбуждено уголовное дело о превышении полномочий.
Представитель иностранной фирмы обратился в суд. В суд также обратилось КУГИ с требованием признания на спорное здание права государственной собственности.

Решите дело. Изменится ли решение, если с момента заключения договора прошло 15 лет?

Решение задач из темы 6 практикума.

На главную

Часть I — Камеральная налоговая проверка

1.1 Налоговые проверки: понятие, виды

Среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 НК РФ, первыми названы налоговые проверки.

Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 "Налоговый контроль".

С введением в действие НК РФ налоговые органы не утратили прав на проведение иных (неналоговых) проверок. Так, в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 " О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" налоговые органы проводят проверки по применению ККМ; в соответствии с Федеральным Законом от 22 ноября 1995 г. N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" — проверка производства и оборота алкогольной продукции и т.д.

Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит от вида проводимой проверки. Виды проверок представлены на рисунке 1.

Рисунок 1

Рассмотрим, какие же проверки могут проводить налоговые органы. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Впервые термин "Выездная налоговая проверка" введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями "выездная" и "документальная" проверки отнюдь не терминологическая. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка — это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка — это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и нени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения — не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.

Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др. В ряде случаев, предусмотренных Кодексом, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа (его заместителя) или постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа. Порядок вынесения настоящего решения (постановления) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки, а также требование к форме этих документов регламентировано приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 08.10.99. © АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок".

Статья 87 НК РФ предусматривает возможность проведения таких налоговых проверок, как встречные.

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие — сокрытия доходов.

Пример. Так, при проведении проверки у организации было выявлено завышение цены комплектующих деталей, списанных на производственные цели. По бухгалтерским записям на счете 20 "Основное производство" цена кузова составляла 75000 рублей. А при проведении проверки экземпляра счета-фактуры, имеющиеся у предприятия-поставщика кузова, установлено, что цена составляет 68000 рублей, что выявлено методом встречной проверки документов.

Пример.В другом случае при изучении документов об отгрузке продукции на ликероводочном заводе было установлено, что часть продукции была отпущена частному предпринимателю "С". Встречная проверка документов "С" показала отсутствие учетных документов, свидетельствующих о поступлении вино водочных изделий с завода. Это говорит о неоприходовании поступления продукции, не отражении выручки от реализации данной продукции и как следствие — о занижении выручки/прибыли от реализации продукции.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки ( отражаются в вынесенном Постановлении о привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

После введения в силу НК РФ практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам (при проверке банков); применения ККМ; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика ( в отличие от плановой проверки).

Выездная проверка проводится непосредственно на месте осуществления хозяйственной деятельности (месте хранения документов) налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККМ, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

HК РФ предусматривает также возможность проведения контрольных и повторных проверок.

Цель контрольной проверки — установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. До 1 января 1999 года контрольные проверки проводились другими сотрудниками того же налогового органа либо сотрудниками вышестоящего налогового органа, или же органами налоговой полиции. С 1 января 1999 года контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка. В НК РФ предусмотрены ограничения на проведение повторных налоговых проверок. Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.

Налоговые проверки: кто интересен ФНС в первую очередь?

В настоящее время повторные выездные налоговые проверки проводятся, как правило, в виде контрольных проверок.

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

  • сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);

  • выборочные (когда проверяется только часть документации).

Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет ( при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Как вывести предприятие из тени и сколько это будет стоить

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

— Почему использовать серые схемы становится опаснее

— Плюсы и минусы традиционных способов обеления бизнеса

— Как в процессе выхода из тени не привлекать излишнего внимания со стороны налоговиков

— В какую сумму собственникам обойдется обеление бизнеса

Также Вы прочитаете

Как Генеральный Директор группы компаний «Центральное агентство недвижимости» перевел деятельность предприятия в правовое поле и каких результатов ему удалось добиться

Выявление схем минимизации налогов стало каждодневной практикой фискальных органов. Налоговики находят все новые способы, позволяющие доказать, что предприятия уклоняются от уплаты налогов. Например, контролеры все чаще стали использовать в качестве доказательств показания свидетелей. Рассчитывать, что ситуация изменится в лучшую сторону, не приходится. Также не стоит забывать и об увеличении количества уголовных дел, возбуждаемых за неуплату налогов по статье 199 УК РФ. Как сообщают следственные органы, сегодня на основе информации, поступившей от налоговиков, по этой статье заведено около 5% уголовных дел.

В такой ситуации руководителям стоит задуматься о переводе деятельности в правовое поле – о том, что сейчас часто называют обелением бизнеса. Отмечу, что самые распространенные способы уклонения от налогов следующие:

— выдача зарплат в конвертах для минимизации налогов и выплат с фонда оплаты труда;

— использование в деятельности компании специально созданных компаний-прослоек разного уровня неблагонадежности, при помощи которых фирмы занижают налогооблагаемую прибыль, уходят от уплаты НДС.

Таким образом, если Вы решили радикально изменить способ ведения бизнеса, начать его с чистого листа, то в первую очередь Вам надо исключить возможность использования компаний-прослоек и отказаться от выплат зарплат в конвертах. Рассмотрю способы, которые помогут Вам реализовать задуманное и при этом избежать излишнего внимания со стороны налоговой инспекции.

Способы вывода предприятия из тени

Проблемная компания может существовать в виде отдельной бизнес-единицы или звена (части) холдинговой структуры. А значит, выбираемый способ обеления компании зависит от ее статуса, то есть степени значимости для бизнеса. Существует несколько способов, которые позволяют минимизировать риск возникновения претензий со стороны налоговых органов:

— прекращение деятельности компании (исключение ее из Единого государственного реестра юридических лиц) и регистрация новой фирмы;

— продажа компании другому собственнику;

— инициирование налоговой проверки.

Прекращение деятельности компании

Форм прекращения деятельности фирмы достаточно много, в их числе – добровольная ликвидация по решению собственника, банкротство, реорганизация с ограниченным правопреемством. Какой из этих способов логичнее всего использовать Вашей компании, Вы должны обсудить с юристом и финансовым директором.

У метода есть существенное достоинство: с закрытием юридического лица (в ЕГРЮЛ должна быть внесена соответствующая запись) прекращаются все его права и обязанности, в том числе как налогоплательщика. Проблемная компания перестает существовать, а значит, к ней не могут быть предъявлены никакие претензии.

Однако есть у этого способа и серьезные недостатки:

Процедуру ликвидации необходимо предварить выводом активов компании, а это требует временных и материальных затрат. Нужно принять решение о том, кто будет являться новым держателем активов: другая фирма, предприниматель, физическое лицо; в последнем случае – будет ли такое лицо зависимым или совершенно посторонним и т. д. Кроме того, вывод активов должен быть продуманным с точки зрения минимизации возможных рисков, в том числе риска выявления «схемы уклонения от налогообложения». Например, продажа активов третьему лицу за бесценок (а тем более безвозмездная передача активов) повлечет претензии по поводу занижения налоговой базы по прибыли и НДС.

В связи с ликвидацией фирмы придется расстаться с сотрудниками либо обеспечить их перевод на работу в другую компанию, что, конечно, не всегда можно осуществить безболезненно.

Ликвидация юридического лица повлечет за собой обязательную выездную налоговую проверку. Имейте в виду, что ликвидировать компанию, имеющую задолженности перед бюджетом, практически невозможно.

Процедура очень длительна – в самом простом случае она занимает около года.

Прекращение деятельности компании (особенно если речь идет о самостоятельной бизнес-единице) может повлечь за собой утрату бренда или его статуса, потерю деловых связей, дополнительные обременения, связанные с перезаключением договоров, и другие трудности.

В целом ликвидация проблемной компании – достаточно радикальный способ решения вопроса. Он, скорее всего, приемлем для компаний, собственники которых не заинтересованы в сохранении фирмы в прежнем статусе, а также для «незасвеченных» компаний, имеющих небольшое количество активов и задолженностей. Крупной компании такой способ, скорее, не подойдет.

Продажа проблемной компании

Как правило, бизнес продают партнеру, проверить которого будет практически невозможно. Например, им может быть гражданин одной из стран СНГ или дальнего зарубежья, резидент особой экономической зоны, вымышленное лицо. Отмечу, что сегодня такой способ весьма популярен: сформировался даже своеобразный «рынок услуг» по предоставлению «надежных» партнеров. Есть люди, которые специализируются непосредственно на приобретении компаний с долгами, с определенными налоговыми сложностями. За вознаграждение они принимают на себя риски, связанные с владением этой компанией и занятием в ней руководящих должностей.

Процедура смены учредителя (акционера) более проста и менее длительна, чем ликвидация, особенно если речь идет о смене акционера в ЗАО или ОАО. Дело в том, что подобное изменение собственника бизнеса даже не требует государственной регистрации (внесения новых сведений в ЕГРЮЛ). Сведения регистрируются исключительно в реестре акционеров. Если речь идет о форме ООО, то изменения регистрируются в ЕГРЮЛ, что, как правило, занимает не больше двух недель. Обо всех этих нюансах должен знать Ваш юрист.

Однако при продаже бизнеса необходимо учитывать, что юридическое лицо остается. И до тех пор, пока оно существует (не исключено из реестра), компанию могут проверить. «Хвост» прошедших огрехов будет тянуться до тех пор, пока будет существовать компания. Важно понимать, что если сумма неуплаченных налогов будет соответствовать размеру, за который предусмотрена уголовная ответственность . то наказать могут руководителя, который управлял предприятием на момент, когда было совершено нарушение. Таким образом, необходимо иметь в виду, что даже после смены Генерального Директора прежний руководитель может быть привлечен к ответственности. Срок давности по налоговым преступлениям достаточно большой (от двух до десяти лет в зависимости от тяжести преступления), и этот риск также необходимо учесть.

Данный способ в большей степени подойдет компаниям, которые имеют не слишком яркую с точки зрения объемов и способов налоговой оптимизации историю

и руководители (собственники) которых могут быть уверены в минимальном размере принимаемых на себя рисков, связанных с продолжением деятельности фирмы, переданной в чужие руки. Также к смене собственников могут прибегать компании, деятельность которых длительное время была заморожена, поскольку, как известно, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены лишь три года, предшествующие году начала проведения проверки, а камеральной проверки можно не допустить, если не подавать уточненных деклараций.

Инициирование налоговой проверки

Помимо ликвидации и продажи, существует третий, парадоксальный, но более безопасный способ «обрубить хвосты», сохранив при этом действующее юридическое лицо. Метод заключается в самостоятельном инициировании налоговой проверки. Чтобы «закрыть» прошедшие периоды внеплановой налоговой проверкой (в идеале – выездной), налоговый орган необходимо спровоцировать – например, проведя реорганизацию компании (преобразование из ООО в ЗАО или наоборот). Можно также заявить к возмещению НДС, превысить допустимый в регионе предел вычетов или показать убытки . Во всех подобных случаях налоговый орган просто обязан среагировать. На руку налогоплательщику сыграет и дефицит кадров, который испытывают налоговые органы. Для внеплановой проверки могут привлечь «свободные руки», как правило такие чиновники не всегда в достаточной степени компетентны. Правда, стоит отметить, что это больше справедливо для регионов, где инспекции испытывают нехватку кадров. Если говорить, о Москве, то здесь рассчитывать на «случайных» проверяющих не приходится.

Несомненным достоинством данного метода является возможность сохранить отлаженный бизнес со всеми присущими ему атрибутами (бренд, репутация, деловые связи, кадровый состав, имущество и т. д.). Кроме того, как известно, контролеры не вправе проводить налоговые проверки в отношении одних и тех же налогов за одни и те же периоды дважды, следовательно, фирма сможет начать новую жизнь уже без оглядки на проверенные периоды. Правда, справедливости ради надо отметить, что данное ограничение действует только в отношении выездных проверок, поэтому период, в отношении которого проводилась выездная проверка, может быть впоследствии проверен камеральной (и наоборот).

Однако при использовании этого способа Вы должны быть готовы к тому, что по итогам проверки обязательно доначислят какие-либо налоги. Даже если у Вас идеальное состояние учета, налоговики все равно найдут, к чему придраться и за что Вас наказать. Поэтому, перед тем как инициировать проверку, лучше провести налоговый аудит (обратившись к сторонним консультантам либо осуществив внутреннюю проверку собственными силами). Аудит позволит выявить наиболее узкие места в деятельности компании, выработать план действий по исправлению ошибок и продумать дополнительные обоснования позиции налогоплательщика. Кроме того, Вы сможете спрогнозировать риски и просчитать размер потенциальных налоговых потерь. После этого Вы будете в состоянии принять взвешенное решение о том, стоит ли в данный момент инициировать проверку или нет (ведь может оказаться, что Вы не готовы к тем налоговым обременениям, которые она повлечет за собой).

Этот способ больше всего подойдет в случае, если собственник или руководитель компании заинтересован в продолжении деятельности именно этого юридического лица. Кроме того, инициирование налоговой проверки может оказаться выгодным крупным компаниям либо фирмам, входящим в хорошо структурированные холдинговые объединения.

Как избежать излишнего внимания со стороны налоговиков

Какой бы способ обеления бизнеса Вы ни выбрали, следует действовать постепенно. Тогда Вы сможете избежать резкого повышения себестоимости Вашей продукции или заработной платы персонала (в противном случае это, конечно, вызовет лишние вопросы со стороны налоговых органов).

Отказ от работы с фирмами-прослойками

Допустим, в предыдущих периодах компания покупала товар у компаний-прослоек по высокой цене, чтобы увеличить себестоимость и, соответственно, занизить налог на прибыль. При отказе от работы с такими фирмами, компании придется сменить поставщиков, цены у которых, скорее всего, будут ниже. В данном случае помните о статье 40 Налогового кодекса. Дело в том, что налоговики имеют право пересчитать правильность применения цен при их отклонении более чем на 20 процентов в сторону снижения или повышения от уровня цен, применяемых компанией по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода времени. Иными словами, если в июле Вы приобретали партию товара за 150 рублей, а в августе уже за 100 рублей, то контролеры смогут пересчитать налоги за предыдущие периоды исходя из закупочной цены в 100 рублей.

Чтобы не привлекать излишнего внимания со стороны налоговиков, не меняйте сразу всех контрагентов. Лучше делать это постепенно. Кроме того, старайтесь не допускать резкого изменения закупочных цен. Если же выполнить эти условия тяжело и Вы вынуждены заключить договор, цена которого будет сильно отличаться от цен предыдущих договоров, будьте готовы убеждать налоговиков в своей добросовестности. Например, приведите им такие аргументы. Цена предыдущего поставщика была значительно выше, так как он сам доставлял Вам товар, давал гарантию на свою продукцию. Новый поставщик таких услуг не оказывает.

Отказ от серых зарплат

Приняв решение об обелении зарплат, не повышайте их резко. Ведь если сейчас официальная зарплата в компании – 3000 руб. а в следующем месяце – 30 000 руб. то это может привлечь внимание со стороны контролеров.

Кого и как проверяют налоговые службы

К Вам непременно придут с проверкой. Обеление зарплаты необходимо осуществлять поступательно. В каждом конкретном случае такая поступательность будет отличаться, поскольку многое зависит от фактического размера выплат и их соотношения с официальной частью, а также от сферы деятельности компании и от региона.

Повышение официальной части зарплат необходимо оформить внутренними распорядительными документами, обосновывающими принятое решение. В частности, не стоит ограничиваться изданием приказа об увеличении окладов, лучше описать дополнительные условия стимулирования работников, принять решение на уровне учредителей по итогам истекшего года и дать соответствующее распоряжение директору. Можно систематически увеличивать зарплаты на какой-либо процент (скажем, на 20% в течение квартала или полугодия) либо установить систему премиальных выплат, зависящих от определенных показателей. В некоторых случаях возможно построить взаимоотношения с сотрудниками, используя модель индивидуального предпринимательства.

В какую сумму обойдется собственникам обеление бизнеса

Принимая решение о переводе бизнеса на новый качественный уровень, необходимо заранее просчитать все возможные риски и потери. Подобное решение, скорее всего, потребует пересмотра схемы финансирования бизнеса. Однако не стоит думать, что, например, обеление зарплаты во всех случаях обременительно для бизнеса. Дело в том, что зарплаты, а также налоги и отчисления с фонда оплаты труда уменьшают налогооблагаемую прибыль, а значит, в бюджет Вы заплатите налог на прибыль в меньшем объеме. Кроме того, при обелении зарплат Вам не придется тратиться на обналичивание денег.

Категория: Налоги

Похожие статьи:

Кто заполняет налоговую декларацию 3-НДФЛ

Что надо знать, чтобы заполнить и сдать налоговую декларацию доходах физических лиц 3 НДФЛ

Как заполнить налоговую декларацию 3-НДФЛ: образец и важные нюансы

Как подать налоговую декларацию и оформить налоговые вычеты?

До какого числа нужно сдать налоговую декларацию

· Специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;

· В ходе проверки налоговые органы могут требовать дополнительные документы и сведения от налогоплательщика, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам;

· Результатом камеральной проверки может быть внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговому органу документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам, пени и штрафных санкций.

В целях устранения возникших между налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) разногласий, а также в целях получения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности последних налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА

Решение о проведении проверки

В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может начать выездную проверку по собственной инициативе. Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговогооргана. Форма решения утверждена приказом МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок» (в редакции Дополнения №1, утвержденного приказом МНС РФ от 07.02.2000 № АП-3-16/34).

Решение должно содержать:

· Наименование налогового органа ;

· Номер решения и дату его вынесения ;

· Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);

· Идентификационный номер налогоплательщика;

· Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка . В соответствии со ст. 87 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала по одним и тем же налогам и сборам и за тот же период. Однако при проведении тематической проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь годичного срока с даты проведения текущей налоговой проверки, назначить выездную налоговую проверку по другим налогам или за другой налоговый период. При комплексной проверке право на проведение очередной проверке у налогового органа возникает только по окончании одного года с момента проведения указанной проверки.

· Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка). Если в решении указано: «проверка правильности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автодорог» то проверка будет являться тематической, если – «проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах», то такая проверка будет являться комплексной и охватывать вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов со сборов предприятием или организацией;

· Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы , в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам);

· Подпись лица, вынесшего решение , с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина;

Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой проверки.

Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения является основанием для недопуска проверяющих к проведению проверки.

Необходимо учитывать, что не все проверки, проводимые налоговыми органами с выездом к налогоплательщику, являются налоговыми в смысле, указанном в НК РФ. Например, проверка применения контрольно-кассовых машин при расчетах с населением хоть и возложена на налоговые органы, регулируется не НК РФ, а Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и налоговой проверкой не является.

Решение вручается проверяющим руководителю предприятия либо иному уполномоченному лицу налогоплательщика. Отсутствие в момент предъявления решения налогоплательщика (его должностных или уполномоченных лиц) не является основанием для отмены выездной налоговой проверки или ее перенесения на более поздний срок. Решение может быть вручено секретарю или иному уполномоченному лицу под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения решения, оно высылается по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения решения будет считаться шестой день с момента отправки письма.

Фиксация даты вручения очень важна, так как дата вручения решения, в общем случае, является датой начала проведения проверки.

В случае если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, может быть вынесено решение о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки.

Действия налоговых органов в процессе проведения налоговой проверки.

Одновременно с вручением решения налогоплательщику вручается требование о представлении документов в порядке, предусмотренном статьей 93 НК РФ. В требовании обычно содержится общий перечень документов, необходимых для проведения проверки. Например, представить первичные документы, журналы-ордера и др. за период 1998-2000 гг. Указанные в требовании документы налогоплательщик обязан представить в течение пяти дней с момента получения требования. Налогоплательщик вправе не предъявлять документы, не указанные в требовании.

В случае отказа налогоплательщика представить указанные в требовании документы он может быть привлечен к ответственности по статье 126 НК РФ . Также отказ в предоставлении документов может повлечь за собой выемку непредставленных документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Количество требований, которые могут быть предъявлены налогоплательщику, не ограничено.

КонсультантПлюс:Форумы

Все зависит от целей и задач проверки.

В процессе проведения проверки проверяющие вправе потребовать от налогоплательщика любые документы, связанные с исчислением и (или) уплатой налогов.

Законодателем в НК РФ сознательно не ограничен перечень документов, которые проверяющие могут затребовать для проведения проверки, хотя общий перечень документов, подлежащих проверке, имеется – это денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет (ст. 7 Закона РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР»). При проведении проверки заранее предвидеть, какие документы потребуются для подтверждения (опровержения) факта неуплаты (переплаты) налога, невозможно. В общем случае проверяются все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в том числе: первичные документы – накладные, путевые листы и т.д., бухгалтерские документы – оборотные ведомости, ведомости начисления зарплаты и т.д., движение денежных средств по счетам предприятия и т.д. Причем существует презумпция правоты проверяющего, то есть считается, что инспектором затребованы документы, значит, они ему необходимы для проведения проверки.

Если налогоплательщик считает, что затребованные проверяющим документы не связаны прямо или косвенно с исчислением или уплатой налогов, он имеет право обжаловать требование о предоставлении документов в суде, так как данное требование попадает под определение «акт налогового органа» .

Следует отметить, что имеются прецеденты, когда налоговые органы проиграли дела о взыскании налоговых санкций по ст. 126 НК РФ из-за нечеткости сформулированных требований.

Так, в деле № А42-4625/00-5 от 14.05.01, рассмотренном в ФАС Северо-Западного округа, отмечается, что «…требование ИМНС о предоставлении документов не содержит указания, какие именно подлежат представлению обществом. Абстрактно сформулированная инспекцией обязанность представить документы не только дезориентирует налогоплательщика при ее исполнении, но и не позволяет установить размер штрафа, подлежащего взысканию за данное налоговое правонарушение, поскольку он определяется в зависимости от количества затребованных, но не представленных документов.

Ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, установлена за отказ или непредставление налогоплательщиком документов, запрошенных налоговым органом.

Между тем, ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ может быть применена только в том случае, если запрошенные налоговым органом документы имелись у налогоплательщика, но не были им представлены…» .

Какие действия могут предпринимать проверяющие в ходе проведения выездной налоговой проверки?

В ходе выездной проверки для получения свидетельств о произведенных правонарушениях налоговый орган вправе производить следующие действия:

— вызывать и допрашивать свидетелей;

— проводить осмотр помещений, документов и предметов;