Что проверяет пенсионный фонд при выездной проверке

Содержание

К вам пришли из ФСС и ПФР: что надо знать о выездных проверках фондов

Проверки внебюджетных фондов, как и налоговые ревизии, бывают камеральными и выездными. На камеральных проверках сотрудники ПФР и ФСС контролируют правильность начисления взносов за конкретный период.

Камеральная проверка ФСС проводится с целью проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на обязательное социальное страхование. В рамках камеральной проверки сотрудники фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме 4 ФСС. То же самое и с «камералками» пенсионного фонда – проверка отчетности ПФР на предмет правильности начисления и уплаты вносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование начинается с того дня, когда страхователь подал расчет по форме РСВ-1 ПФР. Срок камеральной проверки для фондов один – три месяца со дня подачи отчетности, и проходит она исключительно на территории фондов.

Совсем другое дело – выездные проверки. Они могут проходить по заранее составленному плану или же «случаться» внепланово. И так же, как визит налоговых инспекторов, выездная проверка ФСС либо выездная проверка ПФР вызывает тревогу у всех работодателей без исключения. Чтобы внести ясность, кого и «за что» проверяют, чего ожидать от ревизии, мы подготовили для вас эту статью.

Как проходит «кастинг» на проверку

На плановые выездные ревизии сотрудники фондов отдельно не ходят, так как ПФР и ФСС могут проводить плановые выездные проверки только совместно. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС.

ФСС и ПФР ежегодно совместно составляют план выездных проверок. При этом каждый из фондов старается включить в план страхователей, интересных именно ему. В итоге примерно половина компаний попадает в план по инициативе ПФР, половина – по предложению ФСС.

Рассмотрим, на основании каких критериев происходит отбор.

Расхождения в отчетности . Назначить выездную ревизию фонды могут по итогам камеральной проверки. Например, если сотрудники ПФР в ходе «камералки» выявят несоответствия в расчетах по формам РСВ-1 и индивидуальных сведениях. Такой же подход применяют и в ФСС. Причем проверка возможна даже в том случае, если чиновники запросили у компании пояснения, и она их дала. Кроме того, если представленные в отделения ПФР расчеты по страховым взносам за предыдущий год не соответствуют количеству расчетов, сданных в отделения ФСС России, есть вероятность, что компании назначат выездную проверку.

Снижение зарплаты . Если у компании по сравнению с прошлым годом значительно снизился фонд оплаты труда – также повод включить ее в план совместных выездных проверок.

Нулевая отчетность . Особое внимание инспекторы обращают на компании, сдающие нулевую отчетность. Зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ.

Секреты проверок Пенсионного фонда

А если есть начисленная заработная плата, должны быть и страховые взносы.

Необлагаемые выплаты . К необлагаемым выплатам относятся государственные пособия, выплаты временно пребывающим в России иностранным работникам и т. д. В план попадают компании, которые отражают значительные суммы необлагаемых выплат (больше 10% от общей суммы) и часто подают корректирующие расчеты.

Пониженные тарифы . Речь идет о компаниях на «упрощенке» с льготной деятельностью и другие компании, которые платят пониженные взносы. При этом особенно рискуют оказаться в плане проверок компании с пониженным тарифом, которые по требованию фонда не подали на камеральную проверку документы, подтверждающие право на льготу.

Наличие долгов . В план попадут компании с недоимкой по взносам. Причем ФСС интересуют как компании с долгом в 1000 руб., так и крупные должники – от 100 000 руб. Но проверка возможна, только если компания хронически не платит взносы – два и более квартала подряд.

Подача «уточненок» к уменьшению . Страхователи, которые подают «уточненки» с уменьшением платежей, и делают это регулярно, очень рискуют оказаться в плане проверок. В фондах считают, что это может говорить об ошибках в расчете взносов.

Крупнейший налогоплательщик . Из всех компаний, помимо всего прочего, проверяющие будут выбирать те, у которых имеются наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или наибольшая среднесписочная численность работников.

Большие суммы расходов, финансируемых за счет ФСС . К таким расходам относятся пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет. В план включают компании, у которых расходы на пособия превышают 50 процентов от всех начисленных взносов. Но фонд сначала запросит объяснения. Ему можно ответить, что высокие расходы связаны с большим числом больничных. Визит возможен, только если фонд найдет нестыковки в больничных или его не устроят пояснения.

Подошел срок проверки . Выездная проверка фондов проходит раз в три года. Поэтому, если организацию не проверяли три года подряд, сотрудники ПФР и ФСС, скорее всего назначат ей проверку. То есть в план включают компании без особых признаков, у которых уже три года не было ревизии.

Расчеты в банке идут, а отчетности нет . С 2015 года ФСС вправе запрашивать в банках данные по счетам компаний. Эти сведения фонды запросят по всем компаниям, которые не отчитываются. Если у таких страхователей есть движение по счетам, то им стоит ждать визита контролеров.

Мигрирующие компании . Вдобавок ко всему ПФР интересуется теми компаниями, которые не находятся по своему юридическому адресу и не сообщают фонду данные о фактическом местонахождении.

Проверка ПФР – 2015: креатив от региональных отделений фонда Помимо общепринятых критериев отбора компаний на выездную проверку, при составлении планов на 2015 год отделения ПФР в регионах использовали и другие, менее популярные критерии. Например, в него включали компании, которые взяли за правило сдавать отчетность в последний момент. А еще выездные проверки назначали тем, у кого побывала с ревизией трудовая инспекция и выявила нарушения.

Кстати, средняя «планка» доначислений по проверке в 2015 году для сотрудников ПФР составляет 20 000 руб. – то есть как минимум такую сумму постараются начислить проверяющие, иначе выездная проверка будет считаться неэффективной.

К вам приехал ревизор…

Выездная проверка ПФР и проверка ФСС проходит, как правило, на территории компании-работодателя. Но если у страхователя нет возможности предоставить проверяющим помещение для проверки, сотрудники фондов проведут ее у себя на месте.

Выездная проверка начинается с того, что компании вручают решение о проведении проверки. В таком документе должны быть указаны состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет.

С предъявленным решением страхователя должны ознакомить под роспись. После этого сотрудник вручают требование о представлении документов. Причем, если проверка совместная, то

от каждого фонда должно быть свое требование. Но исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Поскольку круг интересов у проверяющих из разных фондов расходятся, то и запрашивать ревизоры будут разные документы.

В ходе плановых выездных проверок сотрудники ФСС проверяют, правильно ли страхователи начислили и заплатили взносы на обязательное социальное страхование, пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также верно ли расходовали средства, выделенные из ФСС «на травматизм».

Что нужно ФСС на выездной проверке

ФСС может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, а также подтверждают правильность их расчета и уплаты, а именно:

  • расчетно-платежных ведомостей;
  • больничных листов;
  • договоров гражданско-правового характера;
  • документов, необходимых для оформления пособий;
  • табелей учета рабочего времени;
  • трудовых книжек;
  • документов о расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • материалов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест)
  • и т. п.

Что требует ПФР на выездной проверке

Что касается проверки пенсионного фонда, то ПФР может требовать от компании копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов; подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов. Это могут быть:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность (в т. ч. годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения);
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, зарплатные ведомости, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц);
  • документы индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как идет проверка и чем может закончиться

Выездная проверка не может длиться более двух месяцев и заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Основанием для продления выездной проверки может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории проведения проверки;
  • наличие у организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление или несвоевременное представление страхователем документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Чтобы продлить срок выездной проверки, проверяющие должны направить мотивированный запрос в вышестоящий орган своего фонда. На основе этого запроса руководитель вышестоящего органа принимает решение о продлении выездной проверки или отказывает в продлении.

Если справка – то конец проверке

По окончании выездной проверки или в ее последний день проверяющие составляют Справку о проведенной выездной проверке. Один экземпляр остается в компании, второй приобщается к материалам проверки.

В течение двух месяцев со дня составления справки готовится Акт выездной проверки. Он подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта вручается представителю компании под расписку в течение пяти рабочих дней с даты подписания (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения его представителем организации).

Есть возможность возразить

Если компания не согласна с выводами проверяющих, изложенными в акте, она в течение 15 рабочих дней со дня получения документа может представить письменные возражения. Для обоснования возражений важно приложить заверенные копии документов.

Руководитель фонда, проводящего проверку, должен рассмотреть акт проверки, другие материалы ревизии, а также представленные возражения по акту, и уже на их основании вынести решение – в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока, отведенного на представление письменных возражений.

Какой-то официально утвержденной формы для оформления возражений нет, поэтому они составляются в свободной форме. В документе обязательно надо указать наименование, ИНН, КПП, адрес компании, регистрационный номер страхователя, время проведения ревизии, ее объект. И затем пояснить причины возражения, привести ссылки на нормативные акты.

Результаты бывают разными

По результатам рассмотрения материалов проверки руководители (их заместители) территориального органа ПФР, ФСС России выносят одно из решений:

  • О привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
  • Об отказе в привлечении к ответственности.

В решении указываются выявленные нарушения, сумма выявленной недоимки, а также предлагается уплатить штрафы ПФР (штрафы ФСС) и пени по страховым взносам.

Один экземпляр решения в течение пяти рабочих дней после дня вынесения вручается проверяемому лицу под расписку (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения). В случае направления документа по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления письма.

Обжаловать решение по выездной проверке можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Но в отличие от обжалования решений по налоговым проверкам, где досудебный порядок обжалования является обязательным, подать жалобы на решение фонда одновременно – и в вышестоящее отделение фонда, и в суд. Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения.

Ревизоры могут нагрянуть внезапно

Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Внепланово выездные проверки ФСС проводит, если:

  1. организация находится на стадии ликвидации или реорганизации;

  2. страхователь обратился за выделением средств;

  3. сотрудник пожаловался на неправильный расчет пособия.

Что касается п. 2, то ФСС заинтересуются компанией только в том случае, если сумма возмещения превышает уплаченные взносы за несколько лет или компания хочет получить деньги через пару месяцев после своей регистрации.

Внепланово выездные проверки ПФР проводит только при ликвидации или реорганизации организации.

P.S. В ближайших публикациях мы подробно разберем спорные ситуации, которые возникают на камеральных проверках ФСС и ПФР. Их достаточно много, и, как показывает наша практика, приносят они хлопот не меньше, чем выездные ревизии.

Category: Финансы

Similar articles:

Вклад в Сбербанке «Пенсионный плюс»: проценты и условия

Как узнать пенсионный номер?

Персонифицированный учет пенсионный фонд — с какого года введен, деятельность, данные

Заявление в пенсионный фонд образец, как написать заявление в пенсионный фонд России, заявление накопительную часть

Вопросы и ответы. Пенсионный фонд ДНР

Разберемся с ФСС и ПФР

С 2010 г. одна из основных проблем бухгалтеров — страховые взносы. Чиновники, зная об этом, выпускают новые приказы, письма, рекомендации.

Оформление платежки

Обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной, если в платежном поручении неверно указаны код бюджетной классификации, номер счета Федерального казначейства и (или) наименование банка получателя, что повлекло неперечисление данной суммы в бюджет фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 4 п. 6 ст. 18 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, далее — Закон N 212-ФЗ). Соответственно будут начислены пени за несвоевременный платеж. Чтобы этого избежать, напомним основные правила заполнения платежек.

Сразу заметим, что зачесть переплату по страховым взносам можно только в рамках одного внебюджетного фонда (ст. 26 Закона N 212-ФЗ): в счет предстоящих платежей либо в счет погашения задолженности по взносам, пеням и штрафам, которые надо заплатить в тот же фонд.

КБК

ФСС РФ. Страховые взносы за 2010 г. необходимо уплачивать по кодам бюджетной классификации, где первые три цифры — 393. Если имеется недоимка по ЕСН за прошлые периоды, в том числе за 2009 г., то уплачивать следует по коду бюджетной классификации, где администратором доходов является Федеральная налоговая служба (где первые три цифры — 182).

При заполнении платежных документов на уплату страховых взносов следует указывать коды бюджетной классификации, по которым необходимо произвести уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней, штрафов.

ПФР. С 1 января 2010 г. ПФР и его территориальные органы приняли на себя обязанность по контролю за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Пенсионный фонд также осуществляет зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам. В связи с этим взносы за 2010 г. следует уплачивать по кодам бюджетной классификации, где администратором доходов будет являться ПФР, то есть по кодам бюджетной классификации, где первые три цифры — 392. Если же у плательщика имеется недоимка по страховым взносам за прошлые периоды, то задолженность, а также страховые взносы за 2009 г. следует уплачивать по кодам бюджетной классификации, где администратором доходов является Федеральная налоговая служба (то есть по кодам бюджетной классификации, где первые три цифры — 182).

На 2010 г. КБК для перечисления страховых взносов в бюджеты ФСС РФ, ФФОМС, ПФР установлены:

  • Приложением 1 к Закону от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ (ФСС РФ);
  • Приложениями 2, 3 к Приказу ФСС РФ от 2 декабря 2009 г. N 273 (Перечень кодов бюджетной классификации при уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по гл. 393);
  • Приложением 1 к Закону от 28 ноября 2009 г. N 294-ФЗ (ФФОМС);
  • Приложением 1 к Закону от 30 ноября 2009 г. N 307-ФЗ (ПФР) <1>.

<1> КБК по страховым взносам также можно найти на сайте Пенсионного фонда РФ (www.pfrf.ru).

Они приведены в таблице 1.

Таблица 1. Наименования кодов бюджетной классификации

Наименование КБК

КБК

Страховые

взносы в

бюджет ПФР

на страховую часть пенсии

392 1 02 02010 06 1000 160

на накопительную часть пенсии

392 1 02 02020 06 1000 160

Пени

на страховую часть пенсии

392 1 02 02010 06 2000 160

на накопительную часть пенсии

392 1 02 02020 06 2000 160

Штрафы

на страховую часть пенсии

392 1 02 02010 06 3000 160

на накопительную часть пенсии

392 1 02 02020 06 3000 160

Страховые взносы на обязательное медицинское

страхование, зачисляемые в бюджет Федерального

фонда обязательного медицинского страхования

392 1 02 02100 08 1000 160

Пени по обязательному медицинскому страхованию

в федеральный бюджет ФОМС

392 1 02 02100 08 2000 160

Штрафы по обязательному медицинскому

страхованию в федеральный бюджет ФОМС

392 1 02 02100 08 3000 160

Страховые взносы на обязательное медицинское

страхование в бюджеты территориальных фондов

обязательного медицинского страхования

392 1 02 02110 09 1000 160

Пени по обязательному медицинскому страхованию

в бюджеты территориальных фондов обязательного

медицинского страхования

392 1 02 02110 09 2000 160

Штрафы по обязательному медицинскому

страхованию в бюджеты территориальных фондов

обязательного медицинского страхования

392 1 02 02110 09 3000 160

Денежные взыскания (штрафы), налагаемые

Пенсионным фондом Российской Федерации и его

территориальными органами в соответствии со

ст. ст. 48 — 51 Федерального закона

"О страховых взносах в Пенсионный фонд

Российской Федерации, Фонд социального

страхования Российской Федерации, Федеральный

фонд обязательного медицинского страхования и

территориальные фонды обязательного

медицинского страхования"

392 1 16 20050 01 0000 140

Страховые взносы на обязательное социальное

страхование на случай временной

нетрудоспособности и в связи с материнством в

бюджет ФСС РФ

393 1 02 02090 07 1000 160

Пени по обязательному социальному страхованию

на случай временной нетрудоспособности и в

связи с материнством

393 1 02 02090 07 2000 160

Штрафы по обязательному социальному

страхованию на случай временной

нетрудоспособности и в связи с материнством

393 1 02 02090 07 3000 160

Страховые взносы на обязательное социальное

страхование от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний

393 1 02 02050 07 1000 160

Пени по обязательному социальному страхованию

от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний

393 1 02 02050 07 2000 160

Штрафы по обязательному социальному

страхованию от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний

393 1 02 02050 07 3000 160

Реквизиты платежки

ФСС РФ. В Письме ФСС РФ от 15 января 2010 г. N 02-13/08-13157 чиновники пояснили, какой код статуса плательщика следует указывать при перечислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В поле 101 платежного поручения нужно указывать код статуса плательщика "08" — плательщик иных платежей, осуществляющий перечисления в бюджетную систему Российской Федерации. При этом сотрудники ФСС указали, что это нужно делать до того момента, как в Приказ Минфина России от 24 ноября 2004 г. N 106н будут внесены соответствующие изменения (о том, как заполнять платежные поручения).

ПФР. В отличие от сотрудников ФСС чиновники Пенсионного фонда советуют указывать в поле 101 значение "01": плательщик — юридическое лицо. В Письме ПФР от 8 декабря 2009 г. N 30/187 чиновники предложили образцы заполнения расчетных документов, и в поле 101 были указаны коды 01 (для организаций). А в Письме ПФР от 29 октября 2009 г. N 30-18/871 чиновники разъяснили, что плательщик сборов по своему усмотрению может использовать код статуса "01" — налогоплательщик (плательщик сборов) либо код статуса "14" — налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам. ПФР дополнительно сообщил, что в Приказ Минфина России от 24 ноября 2004 г. N 106н будут внесены дополнения, учитывающие понятия: "плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование", "орган контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование", "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование". Заметим, Приказ Минфина России от 1 октября 2009 г. N 102н уже вносил изменения в Приказ N 106н. В частности, была приведена в соответствие действующему нормативно-правовому регулированию применяемая в Правилах терминология (в том числе из текста исключено упоминание сборщиков налогов и сборов). Кроме того, в новой редакции изложены: Приложение 1 "Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации"; Приложение 3 "Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности"; Приложение 5 "Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ, на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

Новые правила персонифицированного учета

Начиная с отчетности за полугодие 2010 г. индивидуальные сведения о застрахованных работниках нужно будет подавать по новым правилам (Приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. N 987н, вступает в силу с 1 июля 2010 г.). В основном новая Инструкция повторяет действующие правила, но есть и отличия. Так, в документе прописано, что сведения за полугодие 2010 г.

Проверки ПФР и ФСС на 2018 год

следует представить до 1 августа, а по итогам года — до 1 февраля 2011 г.

Если помимо обязательных пенсионных взносов организация перечисляет дополнительные на накопительную часть трудовой пенсии, сведения об этом нужно подать не позднее следующих за таким периодом 20 дней.

Также в Инструкции предусмотрены сроки подачи сведений об уволенных в связи с ликвидацией или реорганизацией организации. Это нужно сделать в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса или передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня подачи в местную инспекцию документов о ликвидации (реорганизации) юрлица.

На заметку. Утверждена форма решения, которое будут выдавать сотрудники внебюджетных фондов организациям, чья задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам признана безнадежной (Приказ Минздравсоцразвития России от 11 января 2010 г. N 5н).

Электронный отчет

С 2010 г. страхователи, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий период составит более 100 человек (а также вновь созданные организации), обязаны представлять отчетность в электронной форме с применением ЭЦП (ст. 61 Закона N 212-ФЗ). С 2011 г. сдавать расчеты таким образом должны будут организации, среднесписочная численность которых превышает 50 человек (п. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

ПФР разработал систему бесконтактного приема отчетности еще в 2007 г. (Регламент обмена документами индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации с внешними организациями и Регламент обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи утверждены Распоряжением Правления ПФР от 11 октября 2007 г. N 190р).

А вот Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронном виде с применением электронной цифровой подписи утверждена Приказом ФСС РФ от 12 февраля 2010 г. N 19 (далее — Технология N 19). Документ содержит порядок подготовки, приема и обработки расчетов в электронном виде с ЭЦП, требования к оформлению расчета, порядок получения квитанции о приеме расчета или протокола проверки, порядок получения и использования ЭЦП, а также требования к хранению электронных документов принятых расчетов в электронном виде.

Кроме того, в документе приведено описание формата файла расчета в электронном виде, соответствующего форме расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ).

На заметку. Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1014н утверждена форма решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и форма требования об их возмещении. Сотрудники ФСС будут выдавать указанные документы при выявлении расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных с нарушением требований законодательства, не подтвержденных документами или произведенных на основании неправильно оформленных (выданных) документов. В этом же документе утверждена форма требования о возмещении таких сумм.

Итак, при подаче отчета в ФСС в электронном виде страхователь:

  • формирует файл расчета в соответствии с Форматом, приведенным в Приложении 1, и Контрольными соотношениями форматно-логического контроля между показателями расчета (Приложение 2);
  • проверяет правильность подготовки расчета;
  • подписывает файл расчета ЭЦП должностного лица, имеющего право подписи расчета страхователя в бумажном виде, зашифровывает сформированный файл в соответствии с Требованиями по совместимости к процедурам формирования ЭЦП, встраивания ЭЦП в документ и шифрования (Приложение 3);
  • передает файл расчета в электронном виде в фонд, используя сервис загрузки. В случае неверного заполнения расчета страхователь вносит необходимые корректировки и повторяет процедуру представления расчета, просмотрев протокол проверки на странице "Проверка и контроль".

Подтверждение сдачи

Чтобы проверить, дошел ли расчет по адресу, организация (используя идентификатор расчета) может скачать со страницы проверки расчета "Проверка и контроль" квитанцию о получении фондом расчета. Она содержит файл расчета страхователя в электронном виде, сведения о дате и времени доставки файла расчета в ФСС (датой и временем приема расчета считаются соответственно дата и время (по серверу приема расчетов) создания квитанции о приеме расчета, которая формируется в случае успешной проверки ЭЦП и форматно-логического контроля) и ЭЦП уполномоченного лица фонда.

Организация получит квитанцию только в случае положительного результата выполнения всех этапов контроля.

После обработки файла расчета формируется соответствующий протокол проверки. При отрицательном результате какого-либо из этапов контроля страхователь должен повторить процедуру представления расчета, просмотрев протокол проверки на странице "Проверка и контроль". При повторной отправке расчета одного и того же страхователя за один и тот же отчетный период предыдущий расчет страхователя будет считаться недействительным.

Файл не считается расчетом и не принимается ФСС с отражением этой информации в протоколе проверки в следующих случаях (п. 6.4 Технологии N 19):

  • отсутствует или не соответствует Требованиям по совместимости к процедурам формирования ЭЦП, встраивания ЭЦП в документ и шифрования (Приложение 3);
  • на момент проверки ЭЦП сертификат ключа подписи страхователя утратил силу (не действует, находится в списке отозванных сертификатов, выдан УЦ, не имеющим доверительных отношений с ДУЦ фонда или УЦ фонда);
  • файл расчета подписан ЭЦП лица, не имеющего права на утверждение данного расчета;
  • несоответствие файла утвержденному формату расчета;
  • содержащиеся в файле сведения не соответствуют описанным правилам заполнения и форматно-логического контроля;
  • сертификат открытого ключа ЭЦП страхователя не соответствует Требованиям Приложения 3 к Технологии.

Примечание. Памятка страхователя

На сайте ФСС РФ представлены рекомендации по заполнению бумажных форм отчетности. Первое, на что следует обратить внимание, — это подписи руководителя и главного бухгалтера (обособленного подразделения, исполняющего обязанности юридического лица по уплате страховых взносов). Нужно указать фамилию, имя, отчество и номер телефона исполнителя и заверить все это печатью организации. Также многие еще не привыкли вновь заполнять расчет в рублях и копейках. А поступать следует именно так.

При представлении расчета по страховым взносам отражается отчетный период, за который представляется расчет по страховым взносам. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, которые обозначаются как "3", "6" и "9". Расчетным периодом признается год, который обозначается "0". При обращении страхователя в терорган ФСС за выделением средств до завершения отчетного периода указывается "1". Для исправления ошибок, допущенных при заполнении формы расчета по страховым взносам, необходимо перечеркнуть неверную цифру, вписать правильную цифру и поставить подпись под исправлением с указанием даты исправления.

А.Ю.Ильина

Редактор-эксперт

журнала "Бюджетный учет"

До 1 января 2010 года сумма, которую работодатель уплачивал на финансирование базовой части трудовой пенсии работника, была одной из составляющих ЕСН и контролировалась налоговиками. Взносы на страховую и накопительную части пенсии были также предметом администрирования ФНС России, а территориальные органы ПФР взыскивали лишь недоимки по этим взносам, а также пени и штрафы.

Вместе с отменой ЕСН вступил в силу Федеральный закон № 212-ФЗ*, в соответствии с которым изменились функции проверяющих из Пенсионного фонда. Сейчас они имеют право проверять страхователей (организации, индивидуальных предпринимателей) не только в части индивидуального (персонифицированного) учета, но и по вопросам начисления и уплаты страховых взносов, а также отчетности по ним. Под прицел сотрудников ПФР попадают не только пенсионные отчисления, но и взносы в фонды медицинского страхования (п. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ). Если по результатам проверки выявятся нарушения, проверяющие могут взыскать с работодателя неуплаченные средства, пени и штрафы.

Если говорить о функции по проверке данных, связанных с персонифицированным учетом застрахованных лиц (документов о стаже и заработке сотрудников), то проверяя такие сведения, специалисты Пенсионного фонда пока руководствуются методическими рекомендациями ПФР, выпущенными в 2002 году**. Таким образом, при проверке Пенсионного фонда работодатель должен быть готов к ревизии, охватывающей и уплату взносов, и правильность оформления необходимых документов.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования будут проводить совместные проверки работодателей и должны ежегодно составлять совместные планы их проведения (п. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).

Камеральные и выездные проверки

Камеральные проверки посвящены ревизии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, но в ходе такой проверки могут исследоваться и документы персонифицированного учета работодателя. Камеральные проверки проводятся без специального разрешения руководителя территориального органа ПФР и без выезда проверяющих в компанию – только на основании расчетов и документов страхователя, которые имеются у Пенсионного фонда. О такой проверке организация может даже не знать – акт*** о ней составляется, только если в документах компании будут обнаружены ошибки или противоречия, свидетельствующие о нарушении законодательства (ст. 34 Закона № 212-ФЗ). До составления акта проверяющие в письменной форме сообщат работодателю о недочетах, а он должен будет в течение пяти дней исправить ошибки или дать по ним пояснение. Камеральная проверка расчета по страховым взносам может проводиться в течение трех месяцев с момента представления этого расчета (п. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ). Выездная проверка проводится на территории организации.

Организация включается в план выездных проверок, если с момента последней такой же проверки прошло не менее трех лет (п. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Если камеральная проверка в большей степени касается данных бухгалтерского учета, при выездной проверке исследованию подвергаются также многие документы кадровой службы организации (перечислены в таблице на стр. 43). Специалисты территориального органа ПФР рассматривают их в рамках общей ревизии, чтобы оценить достоверность сведений о трудовом стаже и зарплате персонала, которые представляет работодатель (п. 7 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Примерный перечень документов, которые может потребовать Пенсионный фонд при проверке*

Для выявления работников, имеющих и не имеющих страховые пенсионные свидетельства

Для проверки сведений о стаже работников

Для проверки индивидуальных сведений о выплатах, начисленных работникам

– Штатное расписание;

– список внештатных работников;

– список сотрудников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;

– информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников;

– договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (с актами приема-сдачи работ);

– приказы (о приеме на работу, прекращении трудового договора)

– Приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора;

– личные карточки;

– штатное расписание;

– график отпусков;

– табели учета рабочего времени;

– акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы;

– документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;

– списки сотрудников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;

– трудовые книжки работников

– Расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;

– лицевые счета работников;

– кассовые документы;

– банковская документация;

– личные карточки налогоплательщика

* Методические рекомендации, утвержденные постановлением Правления ПФР от 30 января 2002 г. № 11п.

По продолжительности выездная проверка не должна превышать двух месяцев (если проверяют филиал или представительство компании – одного месяца). Основанием для такой проверки является решение руководителя отделения ПФР по месту нахождения организации, которую будут инспектировать. Рассмотрим правила выездной проверки подробнее.

Как проходит выездная проверка

Закон не обязывает проверяющих Пенсионного фонда сообщать работодателям о планируемой ревизии, поэтому выездная проверка вполне может стать для компании неожиданностью. Чтобы вы могли удостовериться в полномочиях контролеров, сначала они должны предъявить вам решение о проведении проверки и свои служебные удостоверения (ст. 36 Закона № 212-ФЗ). Затем проверяющие, как правило, вручают уполномоченному лицу работодателя – обычно генеральному директору или главному бухгалтеру – письменное требование о представлении документов, где перечислены все бумаги, нужные для проверки. Их надо передать проверяющим в виде копий, которые заверил генеральный директор, его заместитель или другой уполномоченный сотрудник. Если это необходимо, у вас могут попросить и подлинники. На подготовку всех бумаг работодателю отводится 10 дней со дня вручения требования (п. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Как правило, всегда просят предъявить учредительные документы компании (устав). Другие бумаги, которые могут понадобиться специалистам ПФР, представлены в таблице на стр. 43.

Если по каким-то причинам вы не можете представить документы в 10-дневный срок, следует сообщить об этом проверяющим письменно и с указа¬нием обстоятельств – тогда срок может быть продлен (п. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

В течение двух месяцев проверяющие будут тщательно исследовать ваши документы и расчеты, сверяя их со своими данными. Заметим, что специалисты фонда имеют право проверять работу организации только за три календарных года, предшествующих году проверки (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). При необходимости выездная проверка приостанавливается на срок до шести, а в отдельных случаях до девяти месяцев. Такое решение принимает руководитель отделения ПФР, назначивший ревизию. Например, это может понадобиться, если работодатель не успевает в краткие сроки собрать все нужные документы.

Если при оценке пенсионных прав сотрудников в крупной компании их индивидуальные сведения вызовут сомнения, то проверка может проводиться сплошным порядком (п. 7 Методических рекомендаций ПФР).

Что проверяют в отделе кадров

Большой блок выездной проверки ПФР – ревизия данных о стаже и заработке сотрудников – проходит в кадровой службе организации. Если персонал вашей компании составляет не более 30 человек, то индивидуальные сведения будут проверять по всем работникам. В организациях с большей численностью персонала ревизия может быть выборочной – проверяются не менее 7 процентов от общего числа работающих. Причем выборка должна включать все категории работников организации (руководители, специалисты, рабочие) со всеми видами заработной платы (повременная, в процентах от выручки, долях от прибыли, на основе тарифных ставок и т. д).

Сначала проверяют индивидуальные сведения работников, выходящих на пенсию или достигающих пенсионного возраста в течение ближайших двух лет, причем особое внимание уделяют тем, кто имеет право на льготную пенсию. Затем проверяющие изучают сведения об остальных сотрудниках. После того как по спискам работников будет установлена их фактическая численность на момент проверки, специалисты ПФР приступят к выяснению, у кого из сотрудников есть пенсионные свидетельства, а кто не имеет этого документа. Для этого они изучат штатное расписание, приказы о приеме и увольнении, трудовые и гражданско-правовые договоры, а в итоге составят списки работников, имеющих и не имеющих страховые свидетельства.

Чтобы проверить сведения о трудовом стаже персонала, сотрудники пенсионного фонда рассмотрят первичные документы по учету кадров – приказы о приеме, переводе и увольнении, штатное расписание, график отпусков, личные карточки, табели учета рабочего времени, а также трудовые книжки. Если в организации есть работники, у которых идет специальный стаж (например, педагогический, медицинский, за вредные условия труда), проверяющие обратят внимание на правильный подсчет и оформление именно этого стажа. Результаты проверки сведений о стаже и заработке персонала будут отражены в общем акте проверки ПФР.

Образец решения о проведении выездной проверки ПФР.

Комментарий бухгалтера

Ирина ВОЛЧУГОВА, бухгалтер ООО «Ново-Строй» (г. Иркутск):

– Расчет в Пенсионный фонд по начисленным и уплаченным страховым взносам с 1 января 2010 года организации готовят по новой форме – РСВ-1 ПФР*. В этом расчете отражаются взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Поскольку расчет основывается на данных бухгалтерского учета, его готовит бухгалтерия. О том, как заполнять форму расчета, подскажет рекомендуемый порядок, который размещен на сайте Пенсионного фонда (www.pfrf.ru) в разделе «Работодателям». Представлять расчет в ПФР нужно ежеквартально, до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Первый раз мы сдавали такой отчет до 1 мая 2010 года (за I квартал 2010 г.). Следующий предстоит подготовить и представить в ПФР до 2 августа (1-е число – выходной). В эти же сроки кадровики должны сдать и отчетность по персонифицированному учету за первое полугодие 2010 года**. По новым правилам в этом году два отчетных периода для представления сведений персонифицированного учета: полугодие и календарный год. Сведения по итогам 2010 года нужно представить в ПФР до 1 февраля 2011 года.

* Утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н.

** Часть 12 ст.

Готовимся к выездной проверке Пенсионного фонда

37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ.

Последствия проверки

Сразу после того как выездная проверка будет завершена, контролеры напишут справку о проведенной проверке. Затем им дается два месяца на то, чтобы составить акт проверки. Его должны подписать как проверяющие, так и уполномоченный сотрудник организации, которую инспектировали. Если он откажется подписать акт, на документе сделают соответствующую отметку. В течение пяти дней после подписания акта его должны вручить под роспись уполномоченному сотруднику проверяемой организации.

Решение о привлечении к ответственности по результатам проверки ПФР вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его работодателю (ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Работодатель может и не согласиться с выводами проверяющих, которые зафиксированы в акте. Тогда он вправе написать возражения и в течение 15 дней со дня получения акта представить их в отделение Пенсионного фонда, которое проводило проверку. Лучше будет, если к возражениям приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность выводов и претензий плательщика страховых взносов (ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Когда истечет срок на обжалование акта, руководитель отделения ПФР в течение 10 дней вынесет решение по результатам проверки и установит, есть ли в действиях работодателя признаки правонарушений. Если они имеются, фонд может привлечь организацию к ответственности. В решении руководителя ПФР указывается размер выявленной недоимки и пеней, а также штраф, который организация должна будет уплатить в Пенсионный фонд (ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

* Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

* Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования (утверждены постановлением Правления ПФР от 30 января 2002 г. № 11п).

** Формы документов, которые составляются при проверке ПФР, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов».

Опубликовано на Audit-it.ru

Проверяет Пенсионный фонд

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).Обороты по счетам расчетов по страховым взносам, а также отраженные на этих счетах показатели сравниваются с суммами, отраженными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика страховых взносов, представленных по форме-4 ФСС;7) организационно-распорядительные документы, например приказы, действующие в проверяемом периоде, локальные акты (коллективные договоры), трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, договоры гражданско-правового характера.

Как успешно пройти выездную проверку фсс и пфр

Что проверяют органы ФСС? ФСС и его территориальные органы проверяют:- правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;- правильность расчета и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ &#171;Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний&#187;;- правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения. К сведению. Федеральные фонды обязательного медицинского страхования не являются органами контроля и не могут проводить проверки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Проверки и администрирование таких платежей осуществляет ПФР.

Проверка фсс: что должен знать бухгалтер? (данилова в.)

Внимание

При этом исходя из практики к случаям, когда нужно ожидать выездную проверку ФСС, можно также отнести следующие:- организация произвела значительные расходы за счет средств ФСС;- организация получила значительные суммы от ФСС на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию;- камеральную проверку.Поэтому помните: если страхователь отвечает одному или нескольким из перечисленных критериев, то вероятность выездной проверки со стороны органов ПФР и ФСС в отношении него достаточно велика.Проверка может быть как сплошной, так и выборочной. Ее вид зависит от объема документов, состояния бухгалтерского учета страхователя. Но важным фактором является вероятность обнаружения нарушений исчисления страховых взносов.

Должностные лица, проводящие проверку, решение принимают самостоятельно.

Проверка фсс: что должен знать бухгалтер?

Рассчитываются и сравниваются суммы, отраженные плательщиком страховых взносов в главной книге по счетам бухгалтерского учета, в частности, по расчетам с персоналом по оплате труда, расчетам по социальному страхованию и обеспечению, по кассе и расчетным счетам в банке, по расчетам с подотчетными лицами с суммами (пристальное внимание будет уделено возврату неиспользованных подотчетных сумм), отраженными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета: карточке счета, анализе счета, анализе счета по субконто и др. Затем суммовые данные, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, сравниваются с данными первичных документов, на основе которых они составлены.
Обороты по счетам расчетов по страховым взносам, а также отраженные на этих счетах показатели сравниваются с суммами, отраженными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика страховых взносов, представленных по форме 4-ФСС; 7) организационно-распорядительные документы, например, приказы, действующие в проверяемом периоде, локальные акты (коллективные договоры), трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, договоры гражданско-правового характера. Другими словами, изучаются документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц; 8) операции по всем лицевым и банковским счетам, кассовым операциям. Особое внимание уделяется выплатам, произведенным путем безналичных расчетов, которые могут быть не учтены при исчислении страховых взносов.

РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), выявленные при проведении камеральных проверок (особенно если страхователь не представил объяснений);– недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд;– нахождение страхователя в числе крупнейших плательщиков;– уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась;– неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам;– поступление информации от налоговых органов об участии страхователя в схемах минимизации сумм страховых взносов, подлежащих уплате.

Проверка фсс и пфр какие документы готовить 2018 год

ВажноКак ни банально звучит, но инспекторы тоже люди, и если проверка проходит на Вашей территории, у Вас есть возможность установить с ними личный контакт и постараться расположить к себе. Однако для того, чтобы личный контакт с проверяющими был на пользу Вам, а не во вред, нужно придерживаться определенных правил общения с проверяющими.Общайтесь с проверяющими, придерживаясь определенных правил:

  • Прежде всего, настройтесь психологически и запомните всего лишь две вещи: 1. У Вас в организации все только «белое», 2. Вы грамотный специалист, знающий свое дело.

Постоянно держите в голове эти утверждения: на время проверки это истина, в которую Вы должны верить всей душой, независимо от того, как реально обстоят дела. При этом и вести себя нужно соответственно, уверенно, спокойно, достойно.

Сейчас большую часть отчетности по взносам контролирует ФНС. Всю отчетность фонды проверяют на соответствие контрольным показателям, а также обращают пристальное внимание на применение льгот, пониженных тарифов и возмещение средств из бюджета фондов. Что анализируют фонды, какие требования предъявляют и как избежать выездных проверок, рассмотрим ниже.

Существует два вида проверок, осуществляемых фондами:

Камеральные проверки проходят все отчеты, представленные в ФСС и ПФР. Такие проверки проводятся только по отчетному периоду.

Инфо

Например, на компенсации за задержку зарплаты. Но компаниям удается оспорить доначисления в суде (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.01.2015 № Ф07-685/2014). Почему проверки ФСС становятся дешевле и безопаснее Для компаний снижается риск столкнуться с крупными доначислениями после проверки ФСС. Это подтверждает внутренняя статистика фонда, с которой мы ознакомились.

Смотрите, как изменились проверки ФСС в прошлом году на диаграмме ниже. Главная причина доначислений взносов — компании не платят их с некоторых выплат. Фонд требует взносы с любых компенсаций работникам: на фитнес, детские сады, питание и др.
В ФСС считают, что это выплаты в рамках трудовых отношений (письмо ФСС от 14.04.2015 № 02-09-11/06-5250). Если компания не готова спорить, то безопаснее начислить взносы. В суде компаниям удается отменять доначисления.
Следует отметить, что тщательной проверке подвергаются и выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и (или) договорам, регулирующим авторские права. Проверяются расходные кассовые операции, особенно выплаты, произведенные наличными денежными средствами и др. Проводится сверка сумм, фактически начисленных и выплаченных физическому лицу из кассы организации, с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета.
Кроме того, при проверке отдельное внимание будет уделено правильности определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, проверено их соответствие ст. 9 Закона № 212-ФЗ, а также документальное подтверждение и размер выплаты.
При этом исходя из практики к случаям, когда нужно ожидать выездную проверку ФСС, можно также отнести следующие: – организация произвела значительные расходы за счет средств ФСС;– организация получила значительные суммы от ФСС на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию;– камеральная проверка. Поэтому помните: если страхователь отвечает одному или нескольким из перечисленных критериев, то вероятность выездной проверки со стороны органов ПФР и ФСС в отношении него достаточно велика. Проверка может быть как сплошной, так и выборочной. Ее вид зависит от объема документов, состояния бухгалтерского учета страхователя. Но важным фактором является вероятность обнаружения нарушений исчисления страховых взносов. Должностные лица, проводящие проверку, решение принимают самостоятельно.
Например, у вас отсутствует лист временной нетрудоспособности, в этом случае нужно обратиться в мед. учреждение, чтобы выдали дубликат, а проверяющим предоставить пояснительную записку, почему отсутствует документ, и копию запроса на получение дубликата, как подтверждение того, что Вы приняли меры. Или, как было в моем случае. Проверяющие упорно настаивали, что взносами не облагаются только компенсация работникам за использование личного автомобиля, который принадлежит на праве собственности, если же автомобиль управляется по доверенности, то такие выплаты должны входить в базу. Однако я нашла и распечатала выдержки из ГК РФ, из которых следует, что имущество может принадлежать не только на праве собственности, но и на праве пользования и распоряжения.

Главная — Статьи

Совместные проверки ПФР и ФСС

Первые выездные проверки по страховым взносам начнут проводиться не ранее 2011 г., указывалось в Письме Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. N 1344-19. Ведь проверять следует уплату взносов за расчетный период, а таковым является календарный год. В течение 2010 г. коммерсанты осваивали порядок расчета и уплаты взносов, установленный Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ), а представители Пенсионного фонда и ФСС РФ не беспокоили их выездными проверками. Проверять было, по сути, нечего. Период до 2010 г., то есть когда бизнесмены уплачивали ЕСН, находится в компетенции налоговой службы.
Теперь первый расчетный период по взносам на обязательное страхование окончен, и представители фондов приступили к проверкам коммерсантов.

План-график проверок

Территориальные отделения Пенсионного фонда и ФСС проводят совместные выездные проверки плательщиков страховых взносов на основе утверждаемого плана (п. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ). В Письме Пенсионного фонда РФ N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21 декабря 2010 г. перечислены критерии, по которым сотрудники фондов отбирают плательщиков взносов для проверок.

Критерии для отбора плательщиков страховых взносов для включения в план-график совместных выездных проверок ПФР и ФСС РФ на 2011 год

1. Наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных за 9 месяцев 2010 г. в территориальные органы ПФР и ФСС РФ
2. Наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС РФ
3. Несвоевременное представление индивидуальных сведений
4. Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами
5. Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом
6. Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений)
7. Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд
8. Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников)
9. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности работников
10. Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам
11. Периодичность проведения проверок плательщика — не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц)
12. Наличие информации от органов ФНС России об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов

Попасть в план-график может практически любой бизнесмен. Поводом станут такие нарушения, как непредставление расчетов по страховым взносам, обнаружение несоответствий в расчетах по итогам камеральных проверок. В последнем случае не играет роли, представлял коммерсант пояснения к расчетам или нет. Получается, если ошибка (выявленное несоответствие) была решена мирным путем, от выездного контроля бизнесмен не застрахован.
Ревизоры обратят внимание не только на нарушения, но и на факторы, которые сами по себе санкций не влекут. В частности, наличие расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС (то есть выплата больничных), или выплат, не облагаемых страховыми взносами, применение пониженных тарифов.
Проверку спровоцируют неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, наличие задолженности по взносам свыше двух отчетных периодов подряд. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Уменьшение сумм начислений в сравнении с предыдущим периодом при неизменной численности сотрудников указывает на возможный уход "в тень" и может повлечь проверку. Кроме того, если специалисты фонда получат из налоговой службы информацию об участии коммерсанта (применении) в схемах минимизации, бизнесмен также, скорее всего, попадет в план выездных проверок.
В план-график не включаются предприниматели и фирмы, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность.

Что проверяют и какие сроки проведения выездной проверки ПФР?

Конечно, если фонды знают о приостановке деятельности.
В течение года в план могут вноситься изменения, для чего издается приказ руководителей (заместителей) отделения Пенсионного фонда и ФСС РФ. Корректировка может касаться не только списка потенциальных кандидатов (включение или исключение из перечня), но и сроков проведения проверки.

Контролируемый период

Выездная проверка может охватывать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении ревизии. Но сейчас может быть проверен только 2010 г. Ведь именно с 1 января 2010 г. фондам переданы полномочия по проведению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Выездные проверки уплаты ЕСН и пенсионных взносов за предыдущие периоды проводят налоговые инспекции. Соответствующие разъяснения даны в совместном Письме ФНС России N ММВ-22-2/422@ и Пенсионного фонда РФ N АД-30-24/9291 от 31 августа 2010 г. В рамках выездных проверок правильности уплаты ЕСН налоговые инспекции уполномочены выявлять в том числе ошибки, связанные с уплатой пенсионных взносов. Но привлекать бизнесменов к ответственности за выявленные нарушения в части уплаты пенсионных взносов контролеры налоговой службы не вправе. Обнаружив недоимку за период до 1 января 2010 г., инспектор должен передать сведения в территориальное отделение Пенсионного фонда, где зарегистрирован коммерсант. В свою очередь фонд вынесет решение о привлечении проверяемого лица к ответственности за неуплату пенсионных взносов. Названное совместное Письмо предписывает налоговым инспекторам направлять пенсионщикам акты камеральных проверок, выписки из актов выездных проверок, документы, подтверждающие недоимку по пенсионным взносам, и иные необходимые материалы. Все эти сведения передаются не позднее чем через два рабочих дня, следующих за днем подписания акта налоговой проверки.
Заметим, инспекция должна сообщить коммерсанту о том, что в течение 15 дней бизнесмен может представить в Пенсионный фонд свои возражения на акт выездной проверки. Если такие возражения ИП передал инспекции, контролеры передадут их в Пенсионный фонд.

Истребование документов

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (п. 6 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
В ходе контроля представители Пенсионного фонда, одновременно с проверкой уплаты пенсионных взносов, осуществляют проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
В свою очередь сотрудники из ФСС РФ, изучая уплату взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, одновременно проверяют правильность расходов на выплату пособий (страхового обеспечения).
Контролеры вправе истребовать у страхователей документы. Предпринимателю (его уполномоченному представителю) вручается соответствующее требование. Документы представляются в виде заверенных копий. Бумаги заверяются подписью коммерсанта и печатью (при наличии). Не допускается требование нотариального удостоверения копий, а также изъятие подлинников. Контролеры в случае необходимости могут ознакомиться с подлинниками, но только на территории (в помещении) плательщика взносов. Требовать представить подлинники они не могут. Исключение — когда проверка проводится по месту нахождения территориального отделения фонда (п. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Обычно выездная проверка проводится на территории плательщика, но если у ИП нет возможности предоставить помещение проверяющим, ревизия осуществляется по месту нахождения контролеров.
Запрашиваемые документы представляются в течение 10 рабочих дней с даты вручения требования. Если коммерсант не успеет выполнить требование, то на следующий день после его получения следует письменно уведомить проверяющих о невозможности представления документов в указанные сроки, а также перечислить причины, по которым документы не могут быть представлены. В течение двух дней фонд примет решение о продлении сроков или отказе в продлении, о чем будет вынесено отдельное решение.
От отказа коммерсант не застрахован, и может случиться так, что ИП даже не узнает причин, по которым фонд отказался увеличить срок. Закон предусматривает право (не обязанность) контролеров продлить сроки представления документов. При этом форма решения о продлении (об отказе в продлении) сроков не предусматривает указания причин, послуживших, в частности, отказу (форма содержится в Приложении N 22 к Приказу Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н). Непредставление документов или отказ представить документы в установленные сроки признаются правонарушением и влекут штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ). Кроме того, возможен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 3 ст. 15.33 КоАП РФ). Санкции можно попытаться оспорить. В ст. 43 Закона N 212-ФЗ названы обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. Прямо там не говорится о непредставлении документов из-за большого объема запрашиваемых сведений. Но статья устанавливает, что проверяющее ведомство или суд могут учитывать иные обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения.

Полномочия контролеров

Права и обязанности проверяющих названы в ст. 29 Закона N 212-ФЗ (таблица 2). Отметим, полномочия контролеров в сравнении с полномочиями налоговых инспекторов (ст. 31 НК РФ) ограничены. Представители фондов не вправе:
— производить выемку документов, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
— приостанавливать операции по счетам плательщика взносов в банках и налагать арест на имущество плательщика;
— привлекать для проведения контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
— вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения контроля;
— заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Права органов контроля за уплатой страховых взносов

1. Требовать от плательщика страховых взносов документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов
2. Проводить проверки плательщиков страховых взносов
3. Вызывать на основании письменного уведомления плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими взносов либо в связи с проверкой.
С 1 января 2011 г. ведомства могут вызывать страхователей, только если представленные плательщиками сведения являются неполными или носят противоречивый характер
4. Определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы
5. Требовать от плательщиков взносов устранения выявленных нарушений и контролировать выполнение указанных требований
6. Взыскивать недоимку, а также пени и штрафы по страховым взносам
7. Требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов, с корреспондентских счетов банков сумм страховых взносов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в государственные внебюджетные фонды
8. Получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками обязанностей, установленных Законом N 212-ФЗ
9. Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
— о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, предусмотренные Законом N 212-ФЗ;
— в иных случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
10. Обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов
11. Предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам

Санкции за нарушения законодательства о страховых взносах и их сравнение с аналогичными нарушениями в сфере налогового законодательства


Закон N 212-ФЗ не предусматривает возможности привлечения к проведению выездной проверки страховых взносов сотрудников ОВД. Привлекать к проверке налоговых инспекторов фонд может только для проверки обоснованности применения коммерсантом пониженных тарифов страховых взносов (п. 5 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

Налоговые проверки, Страховые взносы, Выездная проверка

Как проходят совместные выездные проверки ФСС и ПФ РФ

Вы искали:

Тамара Донцова

Нашлось 16 человек(а)

Тамара Донцова

Страна проживания: Эстония
Город: Maardu (Маарду)
Родом из города:
Высшее образование:
Вуз: Tartu Kõrgem Kunstikool , 21 , Очно-заочное отделение , Студентка (магистр)
Факультет: Skulptuuriosakond
Среднее образование:
Школа: Hugo Treffneri Gümnaasium (1. Keskkool) , 16 Tartu (Тарту)
7 — 16 (в)
Телефон:
Текущая деятельность: Tartu Kõrgem Kunstikool

Адрес страницы:https://vk.com/id95144167

Тамара Донцова

Страна проживания: Россия
Город: Костомукша
Родом из города: костомукша
Дата рождения: 4 ноября
Среднее образование:
Школа: Школа №1 , 1977 Ясный
Телефон:

Адрес страницы:https://vk.com/id224794070

Тамара Донцова НИКОЛАЕВНА

Страна проживания: Россия
Город: Морозовск
Родом из города: МОРОЗОВСК
Среднее образование:
Школа: Грузиновская средняя школа Грузинов
Телефон: 000000
Текущая деятельность: ГУ-ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПФР №10 ПО ГОРОДУ МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ АСВ И ПУ №2

Адрес страницы:https://vk.com/id165382494

Тамара Донцова

Страна проживания: Россия
Город: Ярославль
Родом из города: Орша
Дата рождения: 22 июня 1901
Среднее образование:
Школа: Школа №14 Орша (в)
Телефон:

Адрес страницы:https://vk.com/id136017092

Тамара Донцова

Страна проживания: Россия
Город: Санкт-Петербург
Родом из города:
Дата рождения: 25 июня 1987
Высшее образование:
Вуз: Университет ИТМО , 2010 , Очное отделение , Выпускница (бакалавр)
Факультет: Факультет технологического менеджмента и инноваций (ранее ГФ, МКФ, ФЭЭМ)
Кафедра: Маркетинга и коммуникаций
Текущая деятельность: Университет ИТМО

Адрес страницы:https://vk.com/id375822

Адрес страницы:Реклама

Тамара Донцова

Страна проживания: Россия
Город: Всесвятская
Родом из города:
Дата рождения: 19 мая 1959
Телефон:

Адрес страницы:https://vk.com/id277849253

Тамара Донцова

Страна проживания: Россия
Город: Владимир
Родом из города:
Среднее образование:
Школа: Медицинский базовый колледж им. Крутовского (КБМК) Красноярск
Телефон:

Адрес страницы:https://vk.com/id77042139

Тамара Донцова

Родом из города: Москва
Дата рождения: 2 июня
Телефон:

Адрес страницы:https://vk.com/id366704334

Тамара Донцова

Дата рождения: 8 марта
Телефон:
Текущая деятельность: Финансовый университет при Правительстве РФ (КФ) (бывш. ВЗФЭИ КФ)

Адрес страницы:https://vk.com/id276603269

Тамара Донцова

Страна проживания: Россия
Город: Петров Вал
Телефон:

Адрес страницы:https://vk.com/id169666693