Директива д 18

Учреждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 августа 2013 г. № 585 «О памятном знаке главнокомандующего Сухопутными войсками».

ВЫПИСКА ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПАМЯТНОМ ЗНАКЕ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО СУХОПУТНЫМИ ВОЙСКАМИ»

1. Памятным знаком награждаются военнослужащие, лица гражданского персонала Сухопутных войск, а также другие граждане Российской Федерации и иностранные граждане, внесшие значительный вклад в развитие Сухопутных войск и межгосударственные отношения в сфере военного сотрудничества по вопросам развития Сухопутных войск.
2. Награждение памятным знаком производится приказом главнокомандующего Сухопутными войсками по представлению начальников органов военного управления Сухопутных войск, командиров объединений, соединений и воинских частей Сухопутных войск.
3. Памятный знак вручается награжденному в торжественной обстановке главнокомандующим Сухопутными войсками или другим должностным лицом по его поручению. Вместе с памятным знаком выдается удостоверение установленного образца (прилагается).
4. Военнослужащим разрешается ношение памятного знака на парадной форме одежды вне строя — на правом лацкане кителя, тужурки, жакета.

ОПИСАНИЕ, СЕМАНТИКА И РИСУНОК
ПАМЯТНОГО ЗНАКА ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО СУХОПУТНЫМИ ВОЙСКАМИ

Памятный знак главнокомандующего Сухопутными войсками — из металла золотистого цвета с эмалью в виде уменьшенной копии штандарта главнокомандующего Сухопутными войсками без центрального медальона и венка.
Размеры памятного знака: высота древка — 24 мм, высота и ширина полотнища — 20 мм; высота эмблемы Сухопутных войск 12 мм, ширина — 16 мм.

Элементы знака отличия символизируют:
штандарт главнокомандующего Сухопутными войсками без медальона и венка — значительный вклад в развитие Сухопутных войск и заслуги в деле укрепления обороноспособности государства (символ воинского долга, ответственности и почета).

Военный психолог

(психолог полка)

Должность «психолог полка» была введена в Вооруженных Силах России в середине 90-х годов ХХ в. в целях совершенствования воспитательной работы с личным составом (приказ министра обороны РФ «Об органах воспитательной работы в ВС РФ» № 50, 2000 г., приказ министра обороны РФ «О совершенствовании воспитательной работы в ВС РФ» № 226, 1995 г., директива министра обороны РФ «О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ» Д-18 (1996 г.) и др.

Работа военного психолога направлена на повышение эффективности деятельности военнослужащих, поддержание их психологической устойчивости и морально-психологического состояния.

Согласно нормативным документам обязанности психолога полка включают:

  • знание психологических качеств военнослужащих полка;
  • изучение социально-психологических процессов в полку и подразделениях;
  • выработка предложений по укреплению военной дисциплины и профилактике правонарушений;
  • организация и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности;
  • оказание психологической помощи военнослужащим с признаками нервно-психической неустойчивости;
  • проведение мероприятий по психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы;
  • участие в профессиональном психологическом отборе личного состава полка;
  • организация психологической помощи военнослужащим и членам их семей;
  • организация взаимодействия с медицинской службой полка;
  • методическое обеспечение занятий по психолого-педагогической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами;
  • проведение мероприятий по противодействию негативному психологическому влиянию на личный состав;
  • участие в развитии материально-технической базы психологической работы;
  • информирование о проводимых мероприятиях вышестоящих должностных лиц.

Для решения этих многообразных задач специалист должен собрать информацию о психологическом состоянии и индивидуально-личностных качествах каждого отдельного военнослужащего, уметь определять их профессиональные качества с целью уточнения воинской специализации. Эта информация передается психологом командирам подразделений. Психолог исследует и социальные процессы в подразделениях полка, учитывает сложившуюся ситуацию, разрабатывает предложения, мероприятия по организации психологической помощи. Составление документов, отчетов происходит согласно директиве начальника ГУВР ВС РФ «Об информации по психологической работе в ВС РФ» Д-3, 1998 г.

Обмен информацией и ее распространение не должны использоваться в ущерб военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу и происходит в основном во взаимодействии психолога с заместителем командира полка по воспитательной работе, а также со всеми командирами и начальниками и со всеми другими органами воспитательной работы.

Экспертные процедуры по анализу поступков военнослужащего осуществляются при совместном участии всех органов воспитательной работы.

Организационные основы деятельности психолога полка.

Режим работы определен в руководящих документах в период с 8.30 до 17.30 часов, но реально приходится работать гораздо больше. Деятельность психолога происходит на территории расположения всего полка. Психолог подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе и своих подчиненных не имеет. Психолог несет ответственность за выполнение обязанностей, указанных в документах (см. выше). Оплата его труда зависит от стажа работы, воинского звания, хорошая работа поощряется вынесением благодарностей, вручением грамот, повышением в звании. Психолог сам определяет цели своей деятельности, сам планирует свою работу, принимает решения, но согласует все это с вышестоящими должностными лицами. Это необходимо, ибо военная организация (полк, дивизия) живет в своем режиме, который не должен нарушаться психологом.

Какими способами военный психолог решает свои профессиональные задачи? Что он должен знать, уметь, какие индивидуально-личностные качества могут способствовать успеху в его труде?

Психолог изучает виды труда военнослужащих, ситуации их служебной и бытовой жизни, наблюдает за поведением военнослужащих, проводит тестирование, анкетирование личного состава, беседует с ними. Собранная информация подвергается анализу. Психолог сам вычленяет проблемы, намечает способы их решения, вырабатывает предложения по оказанию психологической помощи. Психолог планирует и проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору личного состава (при этом он опирается на приказ министра обороны РФ «Руководство по профессиональному отбору в ВС РФ» № 50, 2000 г.). В случае необходимости ему приходится устраивать «Центры психологической разгрузки», проводить консультации. Особая форма деятельности – выступления перед офицерами, прапорщиками и сержантами с лекциями, мини-тренингами, оперативной информацией. Психолог должен владеть и письменной речью, ибо ему приходится подавать рапорты вышестоящим должностным лицам, писать отчеты о проделанной работе. Как профессионал военный психолог должен ориентироваться в научно-психологической литературе, в методиках и процедурах обследования. Как военнослужащий, он должен владеть специальными военными знаниями, предусмотренными подготовкой по специальности ВУС-390200 (нормативные документы, устав ВС РФ и пр.). Кроме этого, психолог полка должен владеть современными информационными технологиями (интернет, текстовые и вычислительные компьютерные программы). Для проведения индивидуальных консультаций, публичных выступлений, работы с малыми группами военному психологу важно обладать ораторскими способностями, организаторскими и педагогическими умениями, приемами психологического воздействия.

Работа военного психолога предполагает частую смену видов и объектов деятельности. Темп работы – высокий, приходится заполнять много документов в условиях дефицита времени, при этом требуется высокая концентрация внимания, чтобы не допустить ошибок. Работа требует долговременного хранения информации в больших объемах. Оперативное воспроизведение информации касается узкого круга вопросов. Деятельность психолога часто предполагает волевую регуляцию эмоционального состояния. Поскольку в настоящее время уровень психологических знаний населения в целом не достаточно высок, у психолога могут возникать противоречия, факты недопонимания его со стороны руководства, он должен уметь «сделать себя понятным», принятым, должен уметь противостоять непониманию и противодействию других людей. Труд психолога в формальном отношении четко регламентирован и обязательно согласован с руководством, но выполняемые им задачи могут быть уникальными, не стандартизованными. Ошибки психолога при выполнении им своих обязанностей проявляются не сразу, но последствия могут быть губительными для всего личного состава.

Как становятся психологом полка?

Претендент на эту должность должен быть здоровым (в соответствии с нормами для военнообязанных), он должен иметь высшее образование по специальности ВУС-390200, которое обеспечивают военные высшие учебные заведения, пройти 2-3-х месячную стажировку. Эту специальность могут освоить также студенты гражданских вузов, обучаясь параллельно основному факультету на военных кафедрах. Формы повышения квалификации: дополнительные курсы, второе образование по смежным областям (личностное консультирование, психология труда, социальная психология).

Текст подготовлен студентом факультета психологии МГУ С.С. Евдокименко на основе беседы с военным психологом.

Несмотря на осуществляемые в Вооруженных Силах Российской Федерации мероприятия по укреплению правопорядка, воинской дисциплины и обеспечению безопасности военной службы, в ряде объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и военно — учебных заведений продолжают иметь место самоубийства и покушения на них (суицидальные происшествия). Более 80% из них совершаются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в том числе две трети солдатами (матросами) и сержантами (старшинами) первого года службы. Возросло число самоубийств среди офицеров и прапорщиков (мичманов). Свыше 60% самоубийств совершаются путем самоповешения. Растет количество суицидальных происшествий в ходе несения караульной службы, каждое третье из них происходит с использованием огнестрельного оружия. На один случай самоубийства приходится до 5 попыток их совершения, вследствие чего военнослужащие получают тяжелые травмы и увечья.

На увеличение доли самоубийств в общем количестве погибших военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации влияют возрастание напряженности службы из-за низкой укомплектованности соединений и воинских частей, обострение проблем материально — бытового характера, недостатки в работе по подготовке призывников к военной службе. Такое положение является следствием нестабильности переживаемого обществом периода, слабого физического развития и психического здоровья призывной молодежи, социальной апатии, смещения жизненных ориентиров в материальную сферу.

Анализ причин самоубийств и их попыток показывает, что основными из них являются: для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву,- низкий уровень психологической устойчивости призывников, трудности адаптации к военной службе, нездоровый морально — психологический климат в коллективе, межличностные конфликты, и особенно нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, неудовлетворительная организация их жизни и быта, слабая организация психопрофилактической работы с лицами, имеющими признаки нервно — психической неустойчивости; для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — служебные конфликты, семейные и личные проблемы.

Наиболее слабо профилактика суицидальных происшествий осуществляется в ВВС, МВО, СибВО, УрВО, СКВО, МО ПВО, на ЧФ, в ВДВ и воинских частях Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации.

Существенно снижают эффективность работы по предупреждению самоубийств: отсутствие стройной системы учета, регистрации и анализа суицидальных происшествий; многочисленные факты сокрытия суицидальных попыток; слабое взаимодействие в профилактической работе командиров, офицеров органов воспитательной работы, медицинских служб, военных психологов и юристов; недостаточный уровень нейтрализации негативного воздействия на военнослужащих криминогенной, социально — экономической и экологической обстановки в районах дислокации войск (базирования сил флота), осуществляемой совместными усилиями государственных органов власти и местного самоуправления и органов военного управления.

В работе органов военного управления по предотвращению суицидальных происшествий отсутствует системность и комплексность. Отдельные командующие, командиры (начальники) недооценивают степень негативного влияния этого вида происшествий на сплоченность воинских коллективов, авторитет военной службы, не предъявляют необходимых требований к подчиненным по своевременному вскрытию и устранению предпосылок к самоубийствам, проведению повседневной индивидуальной воспитательной работы, мало занимаются психолого — педагогической подготовкой офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), недостаточно активно развивают связи с родителями, общественностью и религиозными конфессиями.

В целях предупреждения психологических и физических срывов у военнослужащих не в полной мере используется спортивно — массовая и культурно — досуговая работа.

В работе по профилактике самоубийств недостаточно реализуются возможности войсковых психологов. Командующие, командиры (начальники), должностные лица органов воспитательной работы недооценивают необходимость внедрения современных методик работы с людьми. Продолжается порочная практика привлечения психологов к выполнению задач, не связанных с их должностными обязанностями.

В военно — учебных заведениях уделяется недостаточно внимания психологической и, прежде всего, эмоционально — волевой закалке курсантов и слушателей, а также обучению их современным приемам и методам учебно — воспитательной работы с подчиненными.

В ряде случаев военные комиссариаты формально подходят к изучению моральных, профессиональных и физических качеств призывников, не учитывают их психологические особенности при предназначении на воинские специальности.

В целях предотвращения самоубийств в Вооруженных Силах Российской Федерации требую:

1. Заместителям министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, группой войск, флотами, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации тщательно проанализировать характерные причины суицидальных происшествий. Определить конкретные задачи подчиненным органам военного управления по предотвращению самоубийств личного состава.

Осуществлять комплексное планирование, организацию контроля и оказание помощи подчиненным объединениям, соединениям и воинским частям в проведении работы по предотвращению суицидальных происшествий.

До 1 октября 1996 г.:

а) обеспечить составление на каждого военнослужащего по завершении обучения в военно — учебных заведениях, в учебных соединениях (учебных частях), школах и на курсах, при переводе из одной воинской части в другую заключения, в котором должны быть указаны индивидуальные психологические качества военнослужащего. Заключение подписывать командиру воинской части (начальнику штаба), военному психологу, врачу воинской части, специалисту по профессионально — психофизиологическому отбору, заверять печатью воинской части и хранить вместе с учетно — послужной карточкой военнослужащего, а копию — в медицинской службе воинской части. Установить персональную ответственность лиц, подписавших заключение, за его объективность;

б) организовать при призыве (поступлении по контракту) на военную службу, поступлении в военно — учебное заведение выработку заключений о профессиональной пригодности призывника (кандидата для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не являющихся военнослужащими) с учетом всех сведений об индивидуально — психологических качествах и способностях, общеобразовательной и профессиональной подготовленности граждан. В этих целях обеспечить полноту и качество проведения мероприятий профессионально — психологического отбора, предусмотренных Приказом министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 202;

в) ввести в систему проведение военными психологами постоянного изучения и анализа психологического состояния военнослужащих. Выводы и рекомендации военных психологов учитывать при разработке лечебно — профилактических мероприятий по итогам углубленного медицинского обследования, внесении изменений в режим службы и отдыха в порядке, установленном нормативными актами по медицинскому обеспечению в Вооруженных Силах Российской Федерации. Лиц с кризисными состояниями, а также с признаками заболеваний направлять на медицинское обследование;

г) в военно — учебных заведениях, исходя из специфики учебно — воспитательного процесса, разработать и с 1997/98 учебного года ввести систему мероприятий по формированию высокой психологической устойчивости слушателей (курсантов), способности противостоять негативным факторам воздействия в условиях современной войны, укреплению психологического здоровья и привитию навыков индивидуально — психологической работы с подчиненными, включая введение в учебные программы по социально — гуманитарным дисциплинам отдельных тем (учебных вопросов) по психологии отклоняющегося поведения.

2. Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации ( Главному организационно — мобилизационному управлению), Главному управлению воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации, Главному военно — медицинскому управлению Министерства обороны Российской Федерации до 1 декабря 1996 г. проработать вопросы и доложить предложения по созданию в Вооруженных Силах Российской Федерации системы медико — психологического обеспечения прохождения военной службы и центров психического здоровья и реабилитации военнослужащих.

3. Командующим армиями, командирам соединений и воинских частей:

а) начиная с 1997 года при планировании боевой и специальной подготовки предусматривать комплекс мер по повышению психической устойчивости личного состава, мероприятия по психологическому тренингу военнослужащих, обучению их приемам психологической само- и взаимопомощи в ходе занятий по боевой и специальной подготовке;

б) при проведении начальной военной подготовки вновь прибывшего пополнения обеспечить всесторонний учет уровня профессиональной и физической подготовки, психологических качеств, состояния здоровья каждого военнослужащего, руководствуясь при этом рекомендациями специалистов медицинской службы и военных психологов;

в) добиться высокого качества работы должностных лиц и комиссий, ответственных за прием и распределение прибывающих военнослужащих. При комплектовании подразделений в обязательном порядке учитывать заключения о профессиональной пригодности военнослужащих, а также выводы и рекомендации специалистов медицинских служб и военных психологов;

г) установить индивидуальный контроль должностных лиц за военнослужащими с неустойчивой психикой, отстающими в освоении военной специальности и физическом развитии, из неблагополучных семей, склонными к употреблению спиртных напитков (наркотиков), а также привлекавшимися ранее к уголовной ответственности;

д) привести в строгое соответствие с требованиями общевоинских уставов и других нормативных актов, действующих в Вооруженных Силах Российской Федерации, объекты учебно — материальной базы, жилищно — казарменного фонда. В казармах, общежитиях, караульных помещениях иметь уголки психологической разгрузки и иные элементы оборудования, способствующие снятию психологической напряженности;

е) обеспечить строгое выполнение требований ст. 130 Устава гарнизонной и караульной служб с учетом морально — психологического состояния личного состава. Военнослужащих, совершивших попытки самоубийства, для несения службы в караулах не назначать;

ж) предусматривать предоставление военнослужащим возможности установления телефонной и почтовой связи с родными и близкими;

з) улучшить организацию досуга, создать необходимые условия для занятий физической культурой и спортом с учетом интересов военнослужащих. Проводить регулярные встречи и консультации со специалистами в области психологии, сексологии, наркологии, экологии, духовного и физического здоровья;

и) при работе с офицерами, прапорщиками (мичманами) и другими военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, обращать особое внимание на условия жизни и быта, соблюдение регламента служебного времени, решение социальных проблем;

к) обеспечить своевременность и полноту реализации решений и рекомендаций собраний военнослужащих, общественных советов и комиссий, действующих в воинских коллективах, сосредоточив основные усилия на создании безопасных условий военной службы, пресечении грубости и хамства в армейской и флотской среде, формировании здорового морально — психологического климата в воинских частях (на кораблях), духовной поддержке, поощрении и чествовании военнослужащих и членов их семей, разрешении межличностных конфликтов. Соблюдать принципы социальной справедливости в служебных отношениях и при решении бытовых проблем, организовывать досуг, помощь семьям;

л) исключить случаи несвоевременного и необъективного проведения расследования по фактам самоубийств и попыток их совершения, тщательно анализировать их причины и последствия, вырабатывать конкретные рекомендации по поддержанию морально — психологического здоровья военнослужащих и доводить их до подчиненных органов военного управления.

4. Контроль за выполнением настоящей директивы возложить на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации ( Управление службы войск и безопасности военной службы).

5. Признать утратившей силу директиву министра обороны Российской Федерации 1992 г. N Д-2.

6. Директиву разослать до отдельной воинской части.

Министр обороны
Российской Федерации,
генерал — полковник
И.РОДИОНОВ