Дисквалификация руководителя за нарушение трудового законодательства

Дисквалификация за нарушение трудовых прав

А. Переладов, начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Кемеровской области.

Страх потерять руководящее кресло, пожалуй, лучше всего побуждает начальника соблюдать права работников. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность дисквалификации за нарушения трудового законодательства.

Понятие дисквалификации раскрывается в ст. 3.11 КоАП: лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. ст. 34 и 37 Конституции РФ). Судебным решением устанавливается запрет на осуществление: 1) организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица; 2) полномочий члена совета директоров; 3) предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.

Дисквалификации могут быть подвергнуты: директор, генеральный директор, президент, вице-президент, их заместители, а также иные лица, выполняющие руководящие (управленческие) функции.

Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ могут инициировать должностные лица федеральной инспекции труда — протоколом (ст. 28.3 КоАП) или прокурор, который выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. В течение суток протокол должен быть передан на рассмотрение судье (ст. ст. 23.1, 28.8 КоАП).

Сложности возникают при дисквалификации арбитражных управляющих и индивидуальных предпринимателей (ч. 3 ст. 3.11). И виной тому противоречия в нормах Кодекса и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон). Статьей 29 Закона право на обращение в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего предоставлено регулирующему органу — Министерству юстиции. Но порядок такого обращения Законом о несостоятельности не урегулирован. Делается лишь ссылка на соответствующий федеральный закон. Процедура дисквалификации предусмотрена только КоАП РФ. Однако при этом Кодекс не наделяет правом инициировать административное производство должностных лиц органов, уполномоченных в области несостоятельности и финансового оздоровления при нарушении законодательства о труде (п. 10 ч. 2 ст. 28.3). Следовательно, регулирующий орган участником процедуры дисквалификации являться не может.

Основания возбуждения административного производства по ст. 5.27 Кодекса — нарушения трудового законодательства (невыплата заработной платы и пр.) и нарушения законодательства об охране труда. При наказании нарушителей законодательства об охране труда все более или менее ясно. Не обеспечил арбитражный управляющий безопасность на производстве — будет наказан. А как быть с невыплатой заработной платы, которая входит в кредиторскую задолженность? Чтобы установить, виновен или нет арбитражный управляющий в невыплате, необходимо проанализировать его действия с точки зрения требований Закона о несостоятельности.

Полагаем, это неминуемо приведет к пересечению подведомственности судов общей и арбитражной юрисдикции. Ведь дела о банкротстве отнесены к исключительной компетенции арбитражного суда (ст.

Каков срок дисквалификации физического лица за нарушение требований охраны труда

6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В случае если это процессуальное препятствие будет преодолено и суд общей юрисдикции вынесет решение о применении дисквалификации, возникнет еще одна проблема.

Из анализа статей Закона о несостоятельности следует, что арбитражного управляющего назначает и освобождает от исполнения обязанностей только арбитражный суд. Получается, что для исполнения решения суда общей юрисдикции нужен акт арбитражного суда. Таким образом, нарушается ст. 31.2 Кодекса, закрепляющая обязательность постановления по административному производству для всех государственных органов, должностных и физических лиц.

Статья 32.11 КоАП предусматривает, что лицо, привлеченное к административной ответственности, должно немедленно исполнить постановление о дисквалификации и прекратить управление юридическим лицом. Работодатель должен расторгнуть с дисквалифицированным договор (контракт). Но к арбитражному управляющему эту норму применить нельзя. Сам управляющий прекратить свои полномочия не может. Передавать постановление для принудительного исполнения судебному приставу бессмысленно. Судебный пристав обязать арбитражный суд немедленно вынести определение об освобождении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей не вправе.

Представляется, требования ст. 5.27 и ст. 32.11 КоАП о незамедлительной дисквалификации арбитражного управляющего неисполнимы, поскольку назначает и освобождает его от обязанностей арбитражный суд.

Дисквалификация индивидуальных предпринимателей не менее проблематична. Дисквалифицированный предприниматель отстраняется от выполнения функций, указанных в ст. 3.11 Кодекса. Но он не всегда занимает должность в исполнительном органе юридического лица или управляет им как менеджер. Он может быть «обыкновенным» работодателем, собственником «бизнеса», не соблюдающим требования законодательства о труде и об охране труда. Этот аспект Кодексом не урегулирован.

Для предпринимателя такой санкции, как запрет быть работодателем, Кодекс не содержит. Такой запрет сопоставим по сути с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Отличие в том, что дисквалификация не запрещает ему «вести бизнес».

Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом и судом. Но ст. 2.5 Кодекса делает необоснованные, на наш взгляд, исключения из этого принципа. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов отвечают за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

На сегодня ни один из нормативных актов, регулирующих деятельность названных ведомств, не закрепляет возможность привлечь должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Постановление по делу об административном правонарушении должно быть исполнено, во-первых, самим дисквалифицированным, во-вторых, его работодателем. Порядок должен быть установлен КоАП, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ (ст. 31.4).

Трудовой кодекс в п. 14 ч. 1 ст. 81 ссылается на «другие случаи, установленные иными федеральными законами». Однако расторжение трудового договора с дисквалифицированным не обязанность, а право работодателя, поскольку ст. 81 называется «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя». Проблему можно было бы разрешить, включив недостающую норму в ст. 83 ТК РФ — «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон».

Недостаточно четко сформулирована ч. 1 ст. 32.11 КоАП, которая обязывает дисквалифицированного прекратить управление юридическим лицом немедленно. Но у работников остаются гарантии на расторжение с нарушителем трудовых договоров. Какие же действия должен предпринять дисквалифицированный? Представляется, что в этом случае необходимо издать приказ о назначении исполняющим обязанности руководителя другого работника в связи с постановлением о дисквалификации.

Ситуация с первыми руководителями акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью сложнее. Решение о расторжении с ними трудовых отношений принимают высшие органы управления — собрание акционеров (совет директоров) или участники обществ, а для созыва этих органов управления обществ и проведения заседаний необходимо много времени.

Что делать, если постановление дисквалифицированным лицом и его работодателем не исполняется? В отличие от штрафа постановление о дисквалификации в случае умышленного неисполнения судебному приставу-исполнителю передано быть не может. К этому выводу приводит анализ ст. ст. 31.4, 32.11 КоАП. Исполнение постановления ни суд, ни судебный пристав не контролируют. Исполнителем является дисквалифицированный и его работодатель.

Надзор за соблюдением требований административного законодательства при дисквалификации возможен сегодня только со стороны органов прокуратуры РФ. Однако надзор прокуратуры не должен подменять контроль специализированных федеральных органов исполнительной власти. Представляется, контроль за исполнением решений о дисквалификации необходимо возложить на государственную инспекцию труда.

Все статьи Дисквалифицированные лица: понятие, порядок получения информации из реестра (Тишин А.П.)

Дисквалифицированные лица не вправе занимать определенные должности, в том числе в страховой организации. В связи с этим в целях обеспечения соблюдения норм действующего законодательства предлагаем рассмотреть ограничения, которые налагаются на дисквалифицированных лиц, а также порядок получения соответствующей информации.
Что понимается под дисквалификацией? Каким образом осуществляется исполнение наказания в виде дисквалификации? Каков действующий порядок предоставления сведений из реестра дисквалифицированных лиц?

Понятие дисквалификации

В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг, либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Минимальный срок, на который дисквалифицируется лицо, — шесть месяцев, максимальный — три года.
Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством РФ функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством РФ, либо к экспертам в области промышленной безопасности, медицинским работникам, фармацевтическим работникам.
Таким образом, дисквалификация является видом административного наказания, заключающегося в лишении права в течение определенного периода времени занимать определенные должности, в том числе осуществлять организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органе юридического лица.

Исполнение наказания в виде дисквалификации

Согласно ст. 32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.
При заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.
В целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

К сведению. ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц (Приказ ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@ «Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы»).

В реестре дисквалифицированных лиц содержатся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения; полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации, в которой дисквалифицированное лицо работало во время совершения административного правонарушения, должность, которую занимало дисквалифицированное лицо в этой организации; статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении; должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление о дисквалификации; срок дисквалификации; даты начала и истечения срока дисквалификации; сведения о пересмотре постановления о дисквалификации.
Лицо считается исключенным из реестра дисквалифицированных лиц по истечении срока дисквалификации или при наличии в ФНС вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.
Внесение сведений в реестр дисквалифицированных лиц осуществляется ФНС не позднее трех рабочих дней со дня получения лицом копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации.

Обратите внимание! Сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, являются открытыми для всеобщего ознакомления.

ФНС размещает сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, на своем официальном сайте в Интернете. Плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре дисквалифицированных лиц, размещаемом в Интернете, не взимается.
На сайте ФНС работает сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», который позволяет проявить должную осмотрительность при выборе контрагента (поставщика, подрядчика), в том числе осуществлять поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц. Для проверки сведений о гражданине надо перейти по ссылке «Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц», затем указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, если человек работал в конкретной организации, то наименование и ИНН организации (можно без реквизитов организации).
Результат поиска выдается в виде таблицы, в которой указаны фамилия, имя, отчество дисквалифицированного лица, номер записи в реестре дисквалифицированных лиц, организация, должность, статья КоАП РФ, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении, фамилия судьи, вынесшего решение, сведения о дисквалификации — срок дисквалификации.
Также на сайте ФНС можно получить информацию о юридических лицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица, для этого надо знать наименование и ОГРН юридического лица.
Кроме этого, заинтересованные лица вправе получить за плату сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в ФНС.
Таким образом, исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. В целях обеспечения исполнения указанного наказания уполномоченным органом ведется реестр дисквалифицированных лиц.

Порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц

Приказом ФНС России от 31.12.2014 N НД-7-14/700@ утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, форм выписки из реестра дисквалифицированных лиц и справки об отсутствии запрашиваемой информации.
В соответствии с указанным Порядком предоставление сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, является государственной услугой.
Стандарт предоставления данной государственной услуги устанавливается Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, утвержденным Приказом Минфина России от 30.12.2014 N 177н (далее — Административный регламент).
Государственная услуга предоставляется ФНС. Непосредственное предоставление заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре, осуществляют территориальные налоговые органы и уполномоченная организация.
Результатом оказания государственной услуги являются:
— предоставление содержащихся в реестре сведений о конкретном дисквалифицированном лице путем выдачи (направления) заявителю выписки из реестра;
— предоставление справки об отсутствии в реестре сведений о запрашиваемом лице;
— предоставление информационного письма о невозможности однозначно определить запрашиваемое лицо.
Срок предоставления государственной услуги не должен превышать пяти рабочих дней со дня получения (регистрации) территориальным налоговым органом, уполномоченной организацией соответствующего запроса.
Оказание государственной услуги осуществляется по соответствующему запросу заявителя о предоставлении сведений, содержащихся в реестре, о конкретном дисквалифицированном физическом лице, согласно Приложениям к Административному регламенту.
Запрос можно представить:
— на бумажном носителе — непосредственно заявителем (его уполномоченным представителем) или почтовым отправлением в территориальный налоговый орган либо через многофункциональный центр (МФЦ);
— в электронной форме — заявителем с использованием Интернета через официальный сайт ФНС или единый портал в уполномоченную организацию.
Заявитель вправе направить одновременно с запросом документ, подтверждающий внесение платы за предоставление сведений, содержащихся в реестре.
Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют.
Основания для приостановления предоставления государственной услуги также отсутствуют.
Отказ в предоставлении государственной услуги осуществляется в следующих случаях:
— несоответствие сведений, содержащихся в усиленной квалифицированной электронной подписи лица, направившего запрос в электронном виде с использованием официального сайта ФНС в Интернете или Единого портала, сведениям, содержащимся в реестре;
— наличие сведений о непоступлении платы за предоставление информации, содержащейся в реестре.
Предоставление заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре, в виде выписки либо справки осуществляется в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.07.2014 N 615 «Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» за плату в размере 100 руб.
Банковские реквизиты для перечисления указанной платы можно найти на официальном сайте ФНС или управлений ФНС по субъектам РФ.
Прием и выдача документов осуществляются в течение всего рабочего дня территориального налогового органа (без перерыва на обед). По решению руководителя территориального налогового органа организуется предварительная запись для представления документов, необходимых для оказания государственной услуги.

Все о дисквалификации руководителей

В последнем случае предварительная запись осуществляется при обращении заявителей в территориальный налоговый орган непосредственно или по телефону. Заявителю сообщаются время приема документов и окно или кабинет, в которые следует обратиться в назначенное время.
Обеспечивается возможность получения заявителем информации о предоставляемой государственной услуге на официальных сайтах ФНС и управлений ФНС по субъектам РФ в Интернете, Едином портале госуслуг и в МФЦ.
Таким образом, любое заинтересованное лицо вправе получить информацию из реестра дисквалифицированных лиц по соответствующему запросу в органах ФНС за плату в размере 100 руб. Информация предоставляется в течение пяти рабочих дней.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Дисквалификация за нарушение трудового законодательства

Общие положения о дисквалификации должностных лиц организаций

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) закреплен принцип свободы граждан (физических лиц) и юридических лиц в приобретении и осуществлении гражданских прав, предусмотренных законодательством. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона в указанных в нем случаях.

В соответствии со статьями 8,17 ГК РФ гражданская правоспособность — это прежде всего общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом. Именно правоспособность гражданина является предпосылкой обладания конкретными субъективными правами, которые возникают лишь при наличии определенных юридических фактов — действий и событий.

Правоспособность является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности.

Согласно положениям статьи 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом. В качестве ограничения этого права выступают как запреты на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, так и запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для отдельных субъектов.

Существующие ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности можно классифицировать так:

а) ограничения, связанные с профессиональной деятельностью;

б) ограничения, налагаемые в связи с совершенным правонарушением;

в) ограничения, связанные с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

г) возрастные ограничения, а также ограничения, связанные с признанием лица в установленном порядке недееспособным;

д) ограничения, применяемые к юридическим лицам как субъектам предпринимательской деятельности.

Одним из случаев «поражения в правах» физического лица, то есть ограничения его правоспособности в части реализации права на осуществление предпринимательской деятельности, является дисквалификация. Установление в качестве одного из видов административного наказания дисквалификации, в соответствии со Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), является принципиальной новеллой административного законодательства.

Надо отметить, что в Великобритании дисквалификация в качестве санкции применяется с 1986 года с момента принятия Закона «О дисквалификации директоров».

В соответствии со КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Судебным решением устанавливается запрет на осуществление: 1) организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица; 2) полномочий члена совета директоров; 3) предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.

Запрещение занимать определенные руководящие должности ограничивает осуществление предпринимательской деятельности.

Это означает, что дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а определенным ее видом. Устанавливаемый запрет распространяется на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, требующие квалификации и позволяющие принимать решения или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством.

Это обусловлено тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

В настоящее время область применения дисквалификации ограничена шестью статьями РФ, которые включают девять составов административных правонарушений:

— нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение (часть 2 КоАП РФ);

— фиктивное банкротство (часть 1 КоАП РФ);

— преднамеренное банкротство (часть 2 КоАП РФ);

— сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства (часть 1 КоАП РФ);

— неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (часть 2 КоАП РФ);

— невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (часть 3 КоАП РФ);

— ненадлежащее управление юридическим лицом КоАП РФ);

— совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий КоАП РФ);

— представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 КоАП РФ).

Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (часть 2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 3 КоАП РФ за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

Правом назначать данный вид административного наказания обладают исключительно судьи.

Дисквалификация работника

Согласно КоАП РФ к работнику может быть применено такое административное наказание, как дисквалификация. Она предусматривает лишение физлица права на:

  • занятие руководящих должностей;
  • участие в совете директоров или наблюдательном совете юридического лица;
  • осуществление предпринимательской деятельности по управлению предприятием;
  • осуществление управления предприятием в других случаях.

Дисквалификация к работнику может быть применена только по решению суда на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Дисквалификация за нарушение трудовых прав

Статьей 4.5 КоАП РФ определен срок, в течение которого сотрудника можно привлечь к ответственности за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию. Он составляет один год со дня совершения такого правонарушения либо один год со дня обнаружения длящегося правонарушения.

Дисквалификация может быть применена к должностному лицу в случае:

  • повторного нарушения трудового законодательства и норм охраны труда;
  • незаконных действий по получению, распространению сведений, входящих в кредитную историю (если эти действия не содержат признаков уголовного преступления)
  • фиктивного либо преднамеренного банкротства (если эти действия не содержат признаков уголовного преступления);
  • сокрытия имущества/имущественных прав/имущественных обязанностей, данных об имуществе, передачи имущества во владение иным лицам, отчуждения или уничтожения имущества, фальсификации документов в случае банкротства юридического лица (если такие действия не содержат признаков уголовного преступления);
  • неправомерного удовлетворения требований отдельных кредиторов при наличии признаков банкротства заведомо в ущерб иным кредиторам (если такие действия не содержат признаков уголовного преступления);
  • ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим (руководителем временной администрации кредитной организации) своих обязанностей (если такие действия/бездействие не содержат признаков уголовного преступления);
  • незаконного препятствования деятельности арбитражного управляющего (временной администрации кредитной организации), если эти действия не содержат уголовно наказуемых деяний;
  • неисполнения обязанности по подаче заявления в арбитражный суд для признания банкротом юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • представления органу государственной регистрации документов с заведомо ложными сведениями (если такое действие не содержат признаков уголовного преступления);
  • заключения соглашений или ­проведение действий для ограничения конкуренции;
  • недобросовестной конкуренции в случае введения в оборот товара с неправомерным использованием результатов интеллектуальной деятельности либо приравненных к ним средств индивидуализации;
  • невыполнения в срок предписания органа государственного надзора об устранении нарушений законодательства.

Как только постановление о дисквалификации вступило в силу, привлеченный к административной ответственности работник должен быть немедленно отстранен от управления юридическим лицом.

Привлечение физического лица для осуществления деятельности по управлению предприятием должно сопровождаться проверкой на предмет применения к данному лицу дисквалификации. Информацию по запросу выдает орган, ведущий реестр дисквалифицированных лиц.

Метки: дисквалификация, дисквалификация работника, дисквалификация руководителя, работник, руководитель

Все статьи Дисквалификация генерального директора и ее последствия (Ильютченко Н.В.)

В связи с увеличением на практике случаев применения дисквалификации к субъектам предпринимательской деятельности и изменением правовых актов, регулирующих применение названного вида административного наказания, вызывает интерес, в каких случаях, по каким основаниям возможно ее применение, а также какие риски необходимо учитывать при недостаточно серьезной проверке лиц, претендующих на работу генерального директора.
Понятие дисквалификации. Дисквалификация — это вид административного наказания. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
В настоящее время существует всего 10 видов административных наказаний. Этот перечень является исчерпывающим. Никаких новых, не предусмотренных законом административных наказаний применять недопустимо. Отметим, что законы субъектов РФ об административных правонарушениях могут устанавливать лишь два вида наказания: предупреждение и административный штраф.

В зависимости от сочетаемости между собой при назначении наказания за совершение одного административного правонарушения они (наказания) делятся на две категории:
— основные;
— наказания, которые могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных (иногда их называют смешанными).
Последняя из приведенных классификаций имеет важное значение для суда и других правоприменительных органов, т.к. за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Два основных наказания не могут быть назначены. Дисквалификация отнесена законом к основным административным наказаниям.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (ст. 3.11 КоАП РФ).
Основания и порядок применения дисквалификации
В равной степени этот вид административного наказания может применяться как к директору, так и к членам совета директоров (наблюдательного совета). В соответствии с п.

Дисквалификация руководителя за нарушение трудового законодательства

3 ст. 4.5 КоАП РФ за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Этот вид административного наказания назначается только судьей (в зависимости от подведомственности и подсудности такие решения принимают мировые судьи, судьи районных судов и судьи арбитражных судов субъектов РФ).
Административное наказание в виде дисквалификации применяется за совершение следующих административных правонарушений:
— за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);
— за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53);
— за фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);
— за неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);
— за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25);
— за незаконные действия по получению или представлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет (ст. 14.29);
— за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ст. 19.5) и др.
Анализ судебной статистики <1> позволяет утверждать, что наиболее часто дисквалификация применяется по ст. 5.27 КоАП и ст. 14.25 КоАП. Например, в 2013 г. из 1585 судебных постановлений (по 44 составам) о применении дисквалификации 741 постановление было вынесено по ст. 5.27 КоАП РФ и 531 постановление — по ст. 14.25. Прослеживается тенденция расширения круга составов, по которым применяется дисквалификация.
———————————
<1> URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2361. Речь идет лишь о постановлениях судов общей юрисдикции, вступивших в законную силу.

К административной ответственности привлекался гр-н Лазарев, руководитель юридического лица, представивший в регистрирующий орган заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. К указанному заявлению прилагался приказ о вступлении гр-на Лазарева в должность руководителя. Однако в регистрирующий орган от третьих лиц поступили документы об утрате на момент представления гр-ном Лазаревым вышеуказанного заявления статуса руководителя. Анализ указанных документов позволил сделать вывод о том, что гр-ном Лазаревым в регистрирующий орган представлены для государственной регистрации заведомо ложные сведения, т.е. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
В августе 2005 г. мировым судьей был рассмотрен материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, и вынесено постановление о дисквалификации гр-на Лазарева на один год <2>.
———————————
<2> ГАС «Правосудие». URL: http://suzdalsky.wld.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=11.

Последствия применения дисквалификации
Постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ). Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган, который должен сформировать реестр дисквалифицированных лиц (далее — реестр). До 1 января 2012 г. ведение реестра осуществляло МВД РФ. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 349 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц» <3> — это Федеральная налоговая служба. Порядок предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц установлен Приказом ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@ «Об утверждении Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц» (зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2012 N 24209).
———————————
<3> Сейчас документ уже утратил юридическую силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 03.07.2014 N 615 «Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» / / СПС «КонсультантПлюс».

Информация из реестра дисквалифицированных лиц предоставляется всем заинтересованным лицам. Содержащаяся в реестре информация о конкретном лице предоставляется по запросу <4> заинтересованного лица в виде выписки <5> из реестра о конкретном дисквалифицированном лице.
———————————
<4> Форма запроса содержится в письме ФНС РФ от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@ «Об организации работы по предоставлению сведений из реестра дисквалифицированных лиц».
<5> Форма выписки содержится в приложении 2 к Приказу ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@ «Об утверждении Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц».

Информацию из такого реестра о конкретных дисквалифицированных лицах заинтересованные лица вправе получить за плату. Размер платы за предоставление информации из реестра определяется Правительством РФ. Постановление Правительства РФ от 03.07.2014 N 615 «Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» определило размер платы — 100 руб. Информация предоставляется в течение 5 дней.
Административная ответственность предусмотрена за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.23 КоАП). В том случае если руководитель не направит запрос и заключит с дисквалифицированным лицом договор (контракт) на управление юридическим лицом и в результате этого пострадает юридическое лицо, может быть наложен штраф в несравнимо большем размере — до 100000 руб.
Следовательно, само применение дисквалификации к одним лицам, виновным в совершении административных правонарушений, влечет дополнительные расходы, а может и новые административные наказания для субъектов предпринимательской деятельности в случае приема на работу дисквалифицированных лиц.

Литература

1. Административное право Российской Федерации: Учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Зерцало-М, 2001. 592 с.
2. Административная ответственность: Курс лекций / Б.В. Россинский. М.: Норма, 2004. 448 с.
3. Волкова В.В. Некоторые вопросы назначения судами дисквалификации // Российское правосудие. 2013. N 3 (83). С. 43 — 49.
4. Дацко Н.П. Дисквалификация: особенности субъектов, привлекаемых к ответственности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. Вып. 22. С. 67 — 71.
5. Килина А.Ф. Дисквалификация в немецком и российском административном праве // Административная ответственность: вопросы теории и практики: Сборник статей. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2005. С. 146 — 153.
6. Князев С.Д. Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов: СГАП, 2001. 352 с. // Правоведение. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2002. С. 254 — 258.
7. Соловьева А. Административное наказание в виде дисквалификации: проблемы применения / А. Стуканов // Законность. 2012. N 7. С. 33 — 38.
8. Шигин Н.С. Дисквалификация: проблемы реализации и применения на практике // Административная ответственность: вопросы теории и практики: Сборник статей. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2005. С. 139 — 146.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: