Договор об инвестициях

Определение и границы термина

Заказчик в строительстве ­– это лицо, которое порученным ему строительством управляет. Заказчиком может быть юридическое и физическое лицо, которое уполномочено инвестором реализовывать проект, или само являющееся инвестором. От имени инвестора или застройщика заказчик организовывает отношения и деятельность подрядчиков, направленную на выполнение инженерных изысканий, проектной документации и хода строительства.

Заказчик и инвестор

Из определения заказчика следует возможность как совмещения в одном лице функций инвестора и заказчика, так и разделения их. Поскольку инвесторы производят капитальные вложения с задействованием собственных и/или привлекаемых средств, то различия определяются тем, вкладывает ли заказчик собственные средства в проект и инициирует ли он в этой роли проект вместе с другими инвесторами.

Если заказчик рассматривается исключительно как нанимаемое лицо, уполномоченное инвестором заниматься управлением строительством, то он наделяется правами владения капитальными вложениями и использования их в период полномочий, который устанавливается договором. В случае нарушения инвестором договорных обязательств заказчик вправе прекратить исполнение обязательств со своей стороны.

Заказчик и застройщик

Заказчик может получить полномочия и от застройщика на период строительства (период полномочий, определяемый договором) или совмещать в одном лице функции заказчика-застройщика. Для того чтобы понятия заказчик и застройщик стали тождественными в одном субъекте, заказчик должен быть юридическим лицом, владеть на правах собственности или аренды земельным участком и иметь право самостоятельно принимать решение по самому факту реализации программы строительства. В Гражданском кодексе фигура заказчика коррелирует с фигурой застройщика в Градостроительном кодексе.

Именно лицо обладающее правом на земельный участок, может сначала получать разрешение на строительство, затем – на введение его в эксплуатацию, и после окончания строительства – на регистрацию права собственности. Отсюда следует и одно из требований Гражданского кодекса к заказчику о своевременном предоставлении для строительства земельного участка.

Заказчик и проектировщик

Заказчик, как лицо, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) архитектурного объекта, обязан иметь на руках выполненный по архитектурно-планировочному заданию архитектурный проект. Выполняться этот проект должен архитектором, имеющим соответствующую лицензию. В связи с этим, заказчик отбирает проектировщиков и определяет техническое задание.

Как правило, заказчик заключает договор с генеральным проектировщиком, который потом, при необходимости, привлекает к решению задачи субподрядных проектировщиков и изыскателей. При этом вопросы получения согласования и разрешения соответствующих органов на проведение изысканий и проектных работ входят в круг задач заказчика.

Заказчик и подрядчик

В большинстве случаев для непосредственного исполнения строительных задач заказчик заключает договор подряда с генеральным подрядчиком, а тот уже, в свою очередь, посредством субподрядных договоров, при необходимости, привлекает к процессу субподрядчиков. В такой классической схеме многих заказчиков не устраивает, что они не знают, какими именно исполнителями, в конечном счёте, будет выполняться работа.

Чтобы устранить эту неосведомлённость, прибегают к нескольким способам:

  1. Указанный исполнитель. В договоре генерального подряда чётко оговаривается, что ключевые и значимые работы (с их перечнем) генеральный подрядчик должен выполнять лично, передавая субподрядчикам менее существенные функции. На практике же в строительстве невыполнение даже, на первый взгляд, незначительной задачи может нарушить график и сорвать процесс. Поэтому часто прибегают ко второму способу.
  2. Согласованные списки субподрядчиков. При таком подходе заказчик предварительно должен одобрить тех субподрядчиков, которых генеральный подрядчик планирует привлечь к строительству. Происходить это может как комплексно, в едином тендерном пакете вместе с генподрядчиком, так и локализовано – отдельным списком.
    • В первом случае, во время выставления своей кандидатуры на торги, генеральный подрядчик демонстрирует свою сеть субподрядчиков, что даёт возможность заказчику делать выбор «пакетно» – принимать решение с учётом того, кто будет привлекаться для субподрядных работ.
    • Во втором случае, заказчик начинает работать с генеральным подрядчиком, позднее отдельно принимая решение по предложенным кандидатурам субподрядчиков. Если после проверки какой-либо из субподрядчиков вызывает сомнения, его кандидатура может быть отклонена. Согласование, однако, следует проводить до подписания договора субподряда. В противном случае при одностороннем отказе со стороны генподрядчика сотрудничать с субподрядчиком, заказчик не будет нести никакой ответственности, поскольку никак не связан в правовом смысле с субподрядчиком, но генподрядчик будет за это «отвечать». Второй подход при согласовании распространён при давних устоявшихся связях заказчика и генподрядчика.
  3. Прямой договор субподряда. С согласия генерального подрядчика заказчик может привлекать субподрядчиков напрямую, подписывая соглашение на выполнения отдельных работ (ст. 706, п. 4 ГК РФ это допускает). В этом случае стороны уже ответственны друг перед другом за соблюдение условий договора. В плане расчётов заказчик тоже иногда может оплачивать работу субподрядчика напрямую (минуя ответственного посредника в лице генподрядчика). Но это допускается либо при прямом договоре субподряда, либо, если стороны при подписании контрактов генерального подряда и субподряда сразу оговорили такую возможность.

Поскольку любое строительство имеет свою специфику, заказчик обычно не «привязывается» к неким стандартным классическим форматам, а выбирает те, которые в данной конкретной ситуации использовать наиболее целесообразно.

Заказчик и поставщик

Отношения заказчика и поставщика тоже со временем начинают уходить от стандартных однозначных схем, однако по-прежнему наиболее распространены две модели:

  • В первой – узкой – заказчик связан только с поставщиками оборудования. Поставщики товарно-материальных ценностей, сырья, конструкций заключают договор с подрядчиками напрямую.
  • Во второй – расширенной модели отношений – заказчик частично решает задачи по приобретению материалов и сырья. Часто в таких схемах поставщики могут работать напрямую и с заказчиком, и с генеральным подрядчиком, и с субподрядчиками. При этом заказчик имеет определённое Гражданским кодексом право контролировать качество материалов, предоставленных подрядчиком. Всё это требует высокой координации действий, поэтому к особо сложно координируемому варианту чаще прибегают как к вынужденной мере. Однако, независимо от формата отношений, заказчик оставляет за собой право контроля качества.

Все отношения с поставщиками строятся через подписания договоров купли-продажи или договоров поставки (в зависимости от контекста и правовых нюансов).

Функции заказчика

Функции, которые закреплены за заказчиком, зависят от стадий работы над строительным проектом и области осуществления процесса.

  1. Предпроектная проработка, подготовка:
    • разработка бизнес-плана,
    • согласование работ на всех уровнях, включая разрешение на проведение СМР,
    • сбор и обработка исходных данных для проектной документации,
    • создание плана проведение конкурса по отбору подрядных организаций на все работы, обеспечение и проведение конкурса, договорное оформление отношений с выбранными исполнителями проектных, изыскательских, строительных работ,
    • подготовка предложений по регламенту работы комиссии (для согласования с инвестором),
    • выбор страховой компании и условий страхования рисков.
  2. Подготовка строительной площадки:
    • выбор строительной площадки и получение разрешения на её использование: сбор документов по отводу участка, разрешение на использование энерго- и ресурсообеспечивающих коммуникаций, на производство работ в зоне линий воздушных электропередач, подземных коммуникаций и др.,
    • назначение ответственных лиц и передача ответственности за стройплощадку,
    • создание геодезической основы, определение места завоза-вывоза грунта,
    • разбивка осей и трасс,
    • проведение, в случае необходимости, переговоров о сносе с владельцами строений и обеспечение переселения, с расчётом остаточной стоимости и возмещения стоимости изымаемых участков, посевов, домов и др.,
    • контроль за состоянием зданий в зоне влияния строительных работ.
  3. Контроль за ходом строительства:
    • утверждение ответственных за контроль лиц, уполномоченных от имени заказчика осуществлять надзор за СМР, за качеством оборудования, материалов, конструкций, принимать работы и приостанавливать строительство,
    • регистрация в госорганах лиц, проводящих работы повышенной опасности,
    • передача подрядной организации всех документов, включая согласования и разрешения, геодезической разбивочной основы и др.,
    • приём на баланс зданий и сооружений, включая сооружения временного характера, оборудования, материалов,
    • утверждение графиков работ,
    • согласование списка поставщиков и субподрядных организаций с проверкой у исполнителей лицензий и сертификатов,
    • осуществление технического надзора за строительством, и приостановка работ с консервированием объекта,
    • организация шефмонтажных и пусконаладочных работ,
    • приёмка, ввод в эксплуатацию и передача инвестору объекта.
  4. Финансирование и учёт:
    • открытие банковского счёта, согласование с инвестором поступления средств,
    • согласование по договору с подрядчиками порядка и сроков оплаты (авансовых, промежуточных, премиальных, компенсационных платежей и полного окончательного расчёта),
    • ведение бухгалтерского, статистического, оперативного учёта, с предоставлением установленной отчётности,
    • проведение анализа затрат и составление отчётности для инвестора,
    • организация аудиторской проверки и др.

Функциональный набор обязанностей заказчика на каждом конкретном проекте уточняется отдельно, а особенности отражаются в соглашениях. При этом важно не допускать совмещение функций исполнителя и контролёра в одном подразделении компании-заказчика.

Права заказчика

Заказчик, если иное не установлено условиями конкретных соглашений, реализовывая задачи и исполняя обязанности, имеет право:

  • От имени инвестора и для отстаивания его интересов выступать в государственных и негосударственных органах, надзорных службах. В том числе – в суде (истцом или ответчиком) и в органах надзора для получения заключений о соответствии объекта нормам.
  • Привлекать исполнителей и экспертов.
  • По поручению и договору с инвестором брать заказ на строительство для коммерческих и государственных нужд.
  • Отбирать исполнителей с последующим заключением с ними договора на разработку проектно-сметной документации и изыскательных работ, на поставку оборудования (материалов), на строительные, монтажные и другие работы.
  • Распоряжаться по целевому назначению финансами, ценностями и ресурсами, выделенными инвесторами на строительство.
  • Утверждать рабочую документацию.
  • Составлять и утверждать смету по индивидуальным нормам и единичным расценкам, основываясь на калькуляции затрат, и определять сметный лимит на дополнительные работы.
  • Осуществлять контроль качества материалов, оборудования, конструкций, сроков их поставки, работ, оформления документации.
  • Принимать решение о соответствии результата предъявляемым требованиям и условиям.
  • Осуществлять приёмку объекта и ввод его в эксплуатацию.
  • Определять эксплуатационный режим при пробной эксплуатации и контролировать процедуру в пусковой и гарантийный периоды.
  • Передавать завершённый объект эксплуатирующим организациям.
  • Принимать решение (с согласия инвестора) останавливать строительство и законсервировать объект.

Согласно статье 748 ГК РФ, заказчик имеет право контролировать ход строительства, ход работ, качество материалов и целесообразность их использования, не вмешиваясь при этом хозяйственную деятельность подрядчика. Часто эту функцию относят к обязанностям заказчика, что неверно. Контроль за ходом работ и надзор за строительством выносятся в категорию «права», потому что подобный контроль относится к сфере объективных интересов заказчика. Отсутствие контроля повышает, в первую очередь, риски самого заказчика, особенно, когда речь идёт о праве собственности на объект строительства (реконструкции, ремонта).

Заказчик здесь преследует, по меньшей мере, две задачи:

  • точное выполнения ТЗ на основе технической документации,
  • недопущение возможности квалифицировать будущий объект как самовольную постройку.

В случае получения объектом строительства статуса самовольной постройки государственная регистрация права собственности окажется под вопросом. Кроме того, это может привести к сносу постройки.

Поэтому вторым пунктом статьи 748 ГК РФ вводится уже обязательство заказчика немедленно заявить об обнаруженных недостатках подрядчику. Если заказчик сразу этого не делает, он лишается права позднее ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Существенные условия договора инвестирования

К существенным условиям договора согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ относятся :

1) о предмете договора;

2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Соблюдение правила об обязательном наличии существенных условий позволяет говорить о том, что договор заключен, и порождает у сторон соответствующие права и обязанности.
Договор инвестирования является непоименованным гражданским законодательством договором и не входит в перечень договоров, предусмотренных ГК РФ. В связи с этим в случае возникновения споров между контрагентами их взаимоотношения регулируются разделом 2 ГК РФ (общие положения о договорах), гл. 22 ГК РФ. При необходимости права и обязанности сторон будут определяться исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости, то есть аналогии права. Учитывая также положения, предусмотренные ст. 432 ГК РФ, единственным существенным условием инвестиционного договора, прямо предусмотренным законом, будет его предмет.
По нашему мнению, необходимо считать существенными следующие условия инвестиционного договора: предмет договора, цена договора и срок.

Приложение
к приказу Министерства РФ
по развитию Дальнего Востока
от 27 апреля 2015 г. N 56

Примерная форма Инвестиционное соглашение между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, инвестором инвестиционного проекта ________________________________________________________________________ (наименование инвестиционного проекта) ________________________________________________________________________ и ответственным исполнителем*(1) ________________________________________________________________________ (наименование ответственного исполнителя) г. Москва «___» __________ 201___ г. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в лице ,______________________________________________ действующего на основании Положения о Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 664 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст. 3898), именуемое в дальнейшем «Министерство», и _______________________________________________________________________, (полное наименование инвестора инвестиционного проекта) в лице ____________________, действующего на основании _________________ именуемое в дальнейшем «Инвестор», и _______________________________________________________________________, (полное наименование ответственного исполнителя) в лице ______________________________________, действующего на основании _________________________________, именуемый в дальнейшем «Ответственный исполнитель», совместно именуемые в дальнейшем «Стороны», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 г. N 1055 «Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст. 5893), распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2015 г. N 484-р «Об утверждении перечня инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2145), а также ______________________________________, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем. I. Предмет Соглашения 1. Предметом настоящего Соглашения является определение порядка и условий осуществления совместных действий Сторон по реализации на территории Дальнего Востока инвестиционного проекта ________________________________________________________________________ (наименование инвестиционного проекта) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на условиях настоящего Соглашения (далее — Проект). 2. Инвестором осуществляются следующие мероприятия по реализации инвестиционного Проекта: ____________________________. 3. Инвестор обеспечивает ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 2 настоящего Соглашения, в 20___ — 20___ годах в соответствии с графиком, приведенным в Приложении N 1 к настоящему Соглашению. 4. После ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 2 настоящего Соглашения, Инвестор обеспечивает достижение целевых показателей реализации инвестиционного проекта в соответствии с Приложением N 4 к настоящему Соглашению. 5. Ответственный исполнитель за свой счет или, по согласованию с Инвестором, за счет инвестора, обеспечивает подготовку и представление в Министерство в срок до ___________________ следующих документов в отношении объекта (объектов) инфраструктуры и земельного участка (земельных участков) его (их) размещения: 5.1. копий правоустанавливающих документов на земельный участок либо (в случае их отсутствия) — копии решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства; 5.2. копии разрешения на строительство; 5.3. копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в случае, если проектная документация объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5.4. копии положительного заключения о достоверности сметной стоимости инвестиционного проекта; 5.5. копии положительного сводного заключения о проведении публичного технологического аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием или положительного заключения о проведении первого этапа публичного технологического и ценового аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием (по проектам, по которым разработана проектная документация в отношении объекта капитального строительства), в случае, если в отношении инвестиционного проекта должен проводиться обязательный публичный технологический и ценовой аудит в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Ответственным исполнителем осуществляются работы по созданию (реконструкции) объекта (объектов) инфраструктуры в соответствии с перечнем, приведенным в Приложении N 3 к настоящему Соглашению. 7. Ответственный исполнитель обеспечивает ввод в эксплуатацию объекта (объектов) инфраструктуры, указанных в Приложении N 3 к настоящему Соглашению, в 20___ — 20____ годах в соответствии с графиком, приведенным в Приложении N 1 к настоящему Соглашению. 8. Министерство как главный распорядитель бюджетных средств обязуется обеспечить выделение средств на строительство (реконструкцию) ___________ (наименование объекта (объектов) инфраструктуры) в соответствии с графиком, определенным Приложением N 5 к настоящему Соглашению, и осуществляет контроль за реализацией Сторонами Проекта, а также координирует действия Сторон в соответствии с условиями Соглашения*(2). 9. Переход к следующему этапу осуществления бюджетных инвестиций в рамках реализации инвестиционного проекта осуществляется только при условии полного выполнения Сторонами обязательств по предыдущему этапу. II. Размеры, источники и формы финансирования проекта, осуществляемого Сторонами 10. Инвестор обеспечивает финансирование инвестиционного проекта за счет собственных и (или) привлеченных (заемных) средств в сумме, составляющей не менее ______________________ рублей. Финансирование инвестиционного проекта по строительству (реконструкции) объекта (объектов) инфраструктуры в суммарном размере ____________ рублей с НДС в ценах соответствующих лет будет осуществляться за счет: 10.1. заемного финансирования в объеме ______, планируемый срок погашения кредитов и займов ______; 10.2. собственного капитала в объеме ______*(3); 10.3. средств партнеров по инвестиционному проекту в объеме ______; 10.4. бюджетные средства в объеме ,_____ в том числе средств федерального бюджета в объеме ______. 11. Финансирование инвестиционного проекта по строительству (реконструкции) объекта (объектов) инфраструктуры, а именно: ______, осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 (2025) г.» в соответствии с графиком, указанным в Приложении N 5*(4). 12. Ответственный исполнитель обеспечивает финансирование строительства (реконструкции) объекта (объектов) инфраструктуры, а именно: ________________________, и представляет в Министерство в срок, указанный в пункте 5 настоящего Соглашения, документ, подтверждающий наличие необходимых средств для строительства (реконструкции) соответствующего объекта (объектов) инфраструктуры. 13. Указанные в настоящем разделе суммы могут уточняться и корректироваться Сторонами по мере реализации инвестиционного проекта по строительству (реконструкции) ____________, в том числе по результатам проведения конкурсных мероприятий по выбору подрядных организаций на строительство соответствующих объектов, путем заключения дополнительных соглашений к настоящему Соглашению. III. Взаимодействие Сторон 14. Права и обязанности Инвестора. 14.1. При исполнении настоящего Соглашения Инвестор вправе: 14.1.1. Запрашивать и получать от Министерства и Ответственного исполнителя информацию о ходе строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры; 14.1.2. Вносить обоснованные предложения о корректировке показателей, объемов и сроков выполнения указанного инвестиционного проекта, в том числе графика строительства (реконструкции) объекта (объектов) инфраструктуры. 14.1.3. Участвовать в разработке Технического задания на разработку проектно-сметной документации на объект (объекты) инфраструктуры. 14.2. При исполнении настоящего Соглашения Инвестор обязан: 14.2.1. по требованию Министерства, Ответственного исполнителя представить документы, подтверждающие возможность Инвестора финансировать создание объектов инвестиционного проекта ____________ за счет средств Инвестора в форме выписки со счета Инвестора, договоров с финансовыми организациями или в иной форме, позволяющей сделать вывод о возможности Инвестора осуществить разработку проектной документации и строительство объектов инвестиционного проекта ____________ в полном объеме; 14.2.2. обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию объектов инвестиционного проекта ____________ в сроки, установленные в Приложении N 1; 14.2.3. нести расходы на управление процессом проектирования и строительства объектов инвестиционного проекта ____________; 14.2.4. оказывать возможное содействие Ответственному исполнителю и (или) Министерству в регистрации права собственности на законченный (законченные) строительством (реконструкцией) объект (объекты) инфраструктуры; 14.2.5. оказывать возможное содействие Министерству в осуществлении последним мониторинга и контроля за ходом реализации инвестиционных проектов, предусмотренных настоящим Соглашением; 14.2.6. незамедлительно ставить в известность другие Стороны обо всех изменениях, влияющих или могущих повлиять на реализацию настоящего Соглашения и ставящих под угрозу выполнение Сторонами обязательств; 14.2.7. незамедлительно информировать другие Стороны о невозможности выполнения Инвестором своих обязательств по настоящему Соглашению; 14.2.8. обеспечить достижение следующих целевых показателей реализации инвестиционного проекта: — количество создаваемых рабочих мест; — объем внебюджетных инвестиций за счет собственных и (или) заемных средств Инвестора по инвестиционному проекту; — суммы налоговых поступлений и платежей в государственные внебюджетные фонды в каждый из отчетных периодов в течение 2015 — 2025 гг.; — ежегодная добавленная стоимость по проекту с момента ввода в эксплуатацию основного производственного объекта инвестиционного проекта до 2025 г. в соответствии с Приложением N 4 к настоящему Инвестиционному соглашению; 14.2.9. заключить соглашение о банковском сопровождении по Проекту с российской кредитной организацией, объем собственных средств которой составляет не менее 100 млрд. рублей. 15. Права и обязанности Министерства. 15.1. При исполнении настоящего Соглашения Министерство вправе: 15.1.1. Запрашивать и получать от Инвестора информацию о ходе строительства объектов инвестиционного проекта ____________; 15.1.2. Осуществлять в рамках своей компетенции контроль за ходом строительства объектов инвестиционного проекта ____________; 15.1.3. В случае выявления нарушений в ходе строительства объектов инвестиционного проекта ____________ требовать устранения таких нарушений; 15.1.4. Вносить обоснованные предложения о корректировке показателей, объемов и сроков выполнения инвестиционных проектов, предусмотренных настоящим Соглашением, в том числе графика строительства и эксплуатации, в соответствии с Приложением N 1; 15.2. При исполнении Соглашения Министерство обязано: 15.2.1. осуществлять координацию взаимодействия между Сторонами и привлеченными к реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Соглашением, органами государственной власти и местного самоуправления; 15.2.2. осуществлять общий контроль за ходом реализации инвестиционных проектов по строительству объектов инфраструктуры в соответствии с условиями настоящего Соглашения; 15.2.3. оказывать всестороннюю поддержку Инвестору в реализации инвестиционного проекта ____________; 15.2.4. предпринять все необходимые действия в рамках своей компетенции для выделения соответствующих сумм денежных средств из бюджетных источников и привлечения внебюджетных средств для финансирования инвестиционного проекта; 15.2.5. незамедлительно ставить в известность другие Стороны обо всех изменениях, влияющих или могущих повлиять на реализацию настоящего Соглашения и ставящих под угрозу выполнение Сторонами своих обязательств; 15.2.6. незамедлительно информировать другие Стороны о невозможности выполнения своих обязательств по настоящему Соглашению. 16. Права и обязанности Ответственного исполнителя. 16.1. При исполнении настоящего Соглашения Ответственный исполнитель вправе: 16.1.1. запрашивать и получать от Инвестора информацию о ходе строительства объектов инвестиционного проекта ____________ в рамках реализации настоящего Соглашения; 16.1.2. осуществлять в рамках своей компетенции контроль за ходом строительства объектов инвестиционного проекта ____________; 16.1.3. в случае выявления нарушений в ходе строительства объектов инвестиционного проекта ____________ требовать устранения таких нарушений; 16.1.4. вносить обоснованные предложения о корректировке показателей, объемов и сроков выполнения инвестиционных проектов, предусмотренных настоящим Соглашением, в том числе графика строительства и эксплуатации, в соответствии с Приложением N 1; 16.1.5. заключать контракты с подрядными и субподрядными организациями в целях реализации инвестиционного проекта. 16.2. При исполнении Соглашения Ответственный исполнитель обязан: 16.2.1. обеспечить подготовку по согласованию с Инвестором и представление в Министерство документов в составе и в сроки, указанные в пункте 5 настоящего Соглашения; 16.2.2. обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации строительство и ввод в эксплуатацию объекта (объектов) инфраструктуры в сроки, установленные Приложением N 1; 16.2.3. оказывать всестороннюю поддержку Инвестору в реализации инвестиционного проекта ____________; 16.2.4. незамедлительно ставить в известность другие Стороны обо всех изменениях, влияющих или могущих повлиять на реализацию настоящего Соглашения и ставящих под угрозу выполнение Сторонами своих обязательств; 16.2.5. незамедлительно информировать другие Стороны о невозможности выполнения своих обязательств по настоящему Соглашению. IV. Изменение условий Соглашения 17. Настоящее Соглашение может быть изменено либо дополнено по соглашению Сторон. 18. В целях внесения изменений в условия настоящего Соглашения одна из Сторон направляет другим Сторонам предложение об изменении условий Соглашения с обоснованием предлагаемых изменений. Другие Стороны в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты получения указанного предложения рассматривают это предложение и принимают решение о согласии или отказе в изменении условий настоящего Соглашения. 19. В случае принятия решения о внесении предложенных одной из Сторон изменений в Приложение N 1 или Приложение N 5 Инвестор, Министерство и Ответственный исполнитель в течение 30 (тридцати) календарных дней вносят изменения в настоящее Соглашение. V. Срок действия Соглашения 20. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств. 21. Днем подписания настоящего Соглашения считается дата подписания Министерством подписанного Ответственным исполнителем настоящего Соглашения. VI. Расторжение и прекращение действия Соглашения 22. Досрочное расторжение настоящего Соглашения возможно по соглашению Сторон. 23. По требованию одной из сторон Соглашение может быть расторгнуто по решению суда при существенном нарушении Соглашения другой стороной (сторонами), а также по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации. К существенным нарушениям условий настоящего Соглашения относятся: отклонение от основных технических параметров и объемов финансирования, указанных в Приложении N 1, вследствие неисполнения или нарушения условий настоящего Соглашения одной из Сторон или Сторонами; просрочка Стороной реализации этапов Проекта, указанных в Приложении N 1 на срок более 6 (шести) месяцев вследствие неисполнения обязательств или нарушения другой Стороной условий настоящего Соглашения, за исключением случаев, когда просрочка исполнения обязательств произошла не по вине Сторон настоящего Соглашения и надлежащее выполнение обязательств зависит от действий третьих лиц. 24. В случае досрочного расторжения Соглашения Сторонами может быть осуществлена регистрация права собственности Сторон на объекты незавершенного строительства. VII. Ответственность Сторон 25. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Сторонами своих обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, Стороны несут ответственность на условиях и в порядке, установленных настоящим Соглашением и действующим законодательством Российской Федерации. 26. В случае неисполнения Инвестором своих обязательств, указанных в пункте 14.2 настоящего Соглашения, Министерство и Ответственный исполнитель вправе приостановить участие в Проекте до устранения оснований для приостановления участия в Проекте. 27. В случае неисполнения Министерством или Ответственным исполнителем своих обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, Инвестор вправе приостановить участие в реализации настоящего Соглашения до устранения оснований для такого приостановления. 28. В случае нарушения Инвестором более чем на 6 (шесть) месяцев указанного в Графике (Приложение N 2) срока ввода в эксплуатацию объектов Инвестора, Ответственный исполнитель имеет право потребовать от Инвестора уплаты неустойки в размере 1/100 (одной сотой) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не перечисленной Инвестором в срок суммы финансирования данных объектов за каждый день просрочки. 29. В случае нарушения по вине Ответственного исполнителя более чем на 6 (шесть) месяцев указанного в Графике (Приложение N 3) срока ввода в эксплуатацию объектов Ответственного исполнителя, Инвестор имеет право потребовать от Ответственного исполнителя уплаты неустойки в размере 1/100 (одной сотой) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не перечисленной Ответственным исполнителем в срок суммы финансирования данных объектов за каждый день просрочки. 30. По обязательствам, принятым во исполнение настоящего Соглашения Сторонами совместно, Стороны отвечают пропорционально объемам финансирования, предусмотренным пунктом 10 настоящего Соглашения. 31. Убытки, причиненные Стороне в результате действий (бездействий) другой Стороны, в том числе в случае одностороннего отказа от исполнения обязательств по финансированию Проекта в соответствии с Графиком финансирования, подлежат полному возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. VIII. Порядок рассмотрения споров 32. Споры (разногласия), возникающие между Сторонами в связи с исполнением настоящего Соглашения, разрешаются ими путем проведения переговоров с оформлением соответствующих протоколов или иных документов. 33. В случае невозможности урегулирования споры (разногласия) подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. IX. Обстоятельства непреодолимой силы 34. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Соглашению, если оно явилось следствием возникновения обстоятельств непреодолимой силы, возникшей после заключения настоящего Соглашения в результате обстоятельств чрезвычайного характера (аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия), а также иных обстоятельств, которые Стороны не могли предвидеть при заключении настоящего Соглашения, если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего Соглашения. Не являются обстоятельствами непреодолимой силы действия (бездействие) третьих лиц, не выполняющих какие-либо обязательства перед стороной, если данное обстоятельство (действие, бездействие третьих лиц) влияет на исполнение обязательств одной Стороны перед другой. 35. В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы Сторона, которая в результате наступления указанных обстоятельств не в состоянии исполнить обязательства, взятые на себя по настоящему Соглашению, должна в трехдневный срок письменно уведомить об этих обстоятельствах другую Сторону, приложив к указанному уведомлению копии документов, подтверждающих наличие данных обстоятельств. Достаточным подтверждением возникновения и существования обстоятельств непреодолимой силы будет являться справка, выданная компетентным органом государственной власти. 36. С момента наступления обстоятельств непреодолимой силы действие настоящего Соглашения приостанавливается до момента, определяемого Сторонами настоящего Соглашения. 37. В случае если обстоятельства непреодолимой силы длятся более тридцати календарных дней, Стороны должны провести переговоры и решить вопрос о возможности (невозможности) продолжения договорных отношений в рамках настоящего Соглашения. 38. Если по обоюдному согласию Сторон исполнение обязательств может быть продолжено в соответствии с настоящим Соглашением, то срок исполнения обязательств по настоящему Соглашению продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия. X. Заключительные положения 39. Изменения в настоящее Соглашение вносятся по согласованию Сторон путем оформления дополнительного соглашения. 40. В случае внесения изменений в График Стороны обязаны внести в настоящее Соглашение необходимые изменения в целях приведения его в соответствие в Паспортом Проекта в тридцатидневный срок. 41. Настоящее Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон. 42. К настоящему Соглашению прилагаются и являются его неотъемлемой частью: Приложение N 1 — План-график осуществления инвестиций Сторонами в рамках реализации Проекта; Приложение N 2 — Перечень работ и объектов Инвестора; Приложение N 3 — Перечень работ и объектов Ответственного исполнителя; Приложение N 4 — Целевые показатели реализации инвестиционного проекта; Приложение N 5 — График финансирования объекта (объектов) инфраструктуры инвестиционного проекта. XI. Адреса, реквизиты и подписи Сторон 43. Реквизиты и подписи Сторон ____________ (указываются полные наименования Сторон, местонахождение Сторон, банковские и иные реквизиты Сторон, подписи Сторон).

______________________________

*(1) Ответственный исполнитель не является участником настоящего Соглашения в случае, если в качестве Ответственного исполнителя выступает Инвестор. При этом предусмотренные настоящим Соглашением права, обязанности и ответственность Ответственного исполнителя являются соответствующими правами, обязанностями и ответственностью Инвестора.

*(2) Пункт 8 включается в Соглашение в случае принятия Правительством Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в государственную программу (и (или) федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.» утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 2007) в части включения в нее мероприятий по строительству (реконструкции) объекта (объектов) инфраструктуры, согласно проекту в период 2015 — 2017 гг., и обеспечения их финансирования из федерального бюджета в рамках исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 44, ст. 6893).

*(3) В случае если ответственным исполнителем выступает юридическое лицо, учредителем и (или) акционером которого является Российская Федерация и (или) субъект Российской Федерации, то указывается, что финансирование происходит посредством включения объекта (объектов) инфраструктуры в инвестиционную программу компании и (или), что соответствующий объем финансирования предусмотрен и подтвержден в бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий (соответствующие) годы.

*(4) Пункт 11 включается в Соглашение в случае принятия Правительством Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в государственную программу (и (или) федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 (2025) г.» в части включения в нее мероприятий по строительству (реконструкции) объекта (объектов) инфраструктуры, согласно проекту в период 2015 — 2017 гг., и обеспечения их финансирования из федерального бюджета в рамках исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»).

Приложение N 1
к Примерной форме
инвестиционного соглашения между
инвестором инвестиционного проекта,
Министерством Российской Федерации
по развитию Дальнего Востока и
ответственным исполнителем

План-график
осуществления инвестиций Сторонами в рамках реализации инвестиционного проекта ________________________

N

п/п

Планируемый квартальный период (его даты)

Наименование работ (мероприятий), предполагаемых к реализации в планируемом периоде

Технико-экономическая характеристика ожидаемых результатов выполнения работы (мероприятия)

Стоимость по проектной документации

В том числе за счет средств:

Заемное финансирование

Собственный капитал

Средства партнера по инвестиционному проекту

Бюджетные средства

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Приложение N 2
к Примерной форме
инвестиционного соглашения между
инвестором инвестиционного
проекта, Министерством Российской
Федерации по развитию Дальнего
Востока и ответственным
исполнителем

Перечень
работ и объектов Инвестора

N п/п

Наименование объекта

Этап реализации (выполнения работ)

Период реализации

Стоимость, млн. руб.

* Этап реализации (выполнения работ) указывается в зависимости от типа и характеристик объекта инфраструктуры

Приложение N 3
к Примерной форме
инвестиционного соглашения между
инвестором инвестиционного
проекта, Министерством Российской
Федерации по развитию Дальнего
Востока и ответственным
исполнителем

Перечень
работ и объектов Ответственного исполнителя

N п/п

Наименование объекта

Этап реализации (выполнения работ)

Период реализации

Стоимость, млн. руб.

* Этап реализации (выполнения работ) указывается в зависимости от типа и характеристик объекта инфраструктуры

Приложение N 4
к Примерной форме
инвестиционного соглашения между
инвестором инвестиционного
проекта, Министерством Российской
Федерации по развитию Дальнего
Востока и ответственным
исполнителем

Целевые показатели
реализации инвестиционного проекта

N п/п

Наименование целевого показателя

Единица измерения

целевого показателя

Значения целевого показателя,

2015

2016

2025

Добавленная стоимость на второй год после выхода проектную на проектную мощность

Количество созданных рабочих мест

Налоговые платежи в федеральный бюджет

Налоговые платежи в бюджеты субъектов Российской Федерации

Платежи в государственные внебюджетные фонды

Объем внебюджетных инвестиций за счет собственных и (или) заемных средств

Приложение N 5
к Примерной форме
инвестиционного соглашения между
инвестором инвестиционного
проекта, Министерством Российской
Федерации по развитию Дальнего
Востока и ответственным
исполнителем

График
финансирования объекта (объектов) инфраструктуры инвестиционного проекта