Договор транспортной экспедиции

Перевозка и транспортная экспедиция. Ключевые особенности и отличия.

Любой объект считается грузом с момента, когда возникла необходимость его доставки из одного пункта в другой каким-либо транспортом. В процедуре доставки участвуют, по меньшей мере, три стороны: грузоотправитель — тот, кто отправляет груз, грузополучатель — тот, кто его получает, перевозчик — тот, кто его доставляет.

Зачастую роль грузоотправителя и роль грузополучателя выполняет одно лицо. В тривиальном случае это лицо может быть вдобавок перевозчиком, но такой вариант в дальнейшем рассматриваться не будет, ибо при таком стечении обстоятельств не возникает отношений между сторонами, которые регулируются определенным соглашением.

Если объект перевозки — человек, то он считается пассажиром и, как правило, является стороной, самостоятельно участвующей в транспортных отношениях.

Что такое перевозка?

Рассмотрим ситуацию, когда клиент обращается к перевозчику с просьбой доставить груз с одного адреса на другой за определенное вознаграждение, причем самостоятельно осуществляет погрузку (разгрузку) своего товара. От водителя требуется лишь осуществить доставку товара в целости-сохранности. С юридической точки зрения, это называется «перевозкой«, которая регулируется главой 40 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Заинтересованные стороны составляют договор перевозки груза, в котором указываются: тип транспорта, сроки, условия, пункты отправки и доставки, а также обязанности сторон. Заказчик обязуется оплатить перевозчику, оказанные им услуги. Помимо прочего, договор подтверждается транспортной накладной — сопроводительным документом, необходимым при перемещении товара и ведении отчетно-учетной деятельности.

Пассажирская перевозка подтверждается билетом, который выдается уполномоченным лицом, а также багажной квитанцией, если пассажир провозит с собой багаж, который сдается в багажное отделение.

К договору перевозки прилагается транспортная накладная (ТН). При составления договора о перевозке наличие ТН обязательно. Транспортная накладная не нужна, если клиент перевозит товар на собственном автотранспорте. При этом подтверждением факта транспортировки и затрат будет служить путевой лист.

Фиксация факта совершения перевозки производится на основании: ТН, акта выполненных работ и счет-фактуры.

Что такое транспортная экспедиция?

На сегодняшний день многие коммерческие организации предлагают сопутствующие услуги, связанные с доставкой груза. При таком раскладе клиенту не приходиться думать, как будет происходить транспортировка. Проблемы, связанные с выбором маршрута, типа транспортного средства (ТС), погрузкой-разгрузкой, общением с водителем, страхованием и многими другими вопросами берет на себя транспортная компания. Такая организация процесса называется транспортной экспедицией, которая регулируется главой 41 ГК РФ. Следует отметить, что оказывать экспедиционные услуги вправе только юридическое лицо (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). А вот заказчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Клиент заключает договор транспортной экспедиции с компанией-экспедитором, в котором прописываются условия доставки товара. В общем случае в задачи экспедитора входит:

  • Выбор подходящего маршрута, предварительно согласованного с контрагентом, а также типа ТС, соответствующего характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров перевозки груза.
  • Осуществление отправки (получения) товара, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, временное хранение груза на складе в случае необходимости.
  • Выполнение дополнительных работ, связанных с транспортировкой: таможенное и страховое оформление, уплата пошлин и др.

Дабы не тормошить клиента по каждому поводу компания зачастую предлагает оформить доверенность, дающую ей право действовать от его имени. Это является достаточно частой практикой, когда, например, заказчик не имеет возможности ехать за много сотен километров для получения того или иного документа. В данной ситуации перевозчик выступает в качестве агента, действующего от лица заказчика. А договор транспортной экспедиции считается посредническим.

Следует отличать договора перевозки и транспортной экспедиции. В первом случае — это оказание перевозчиком возмездных услуг по транспортировке груза и ничего более. Во втором — это предоставление услуг, связанных с перевозкой, в число которых входит заключение экспедитором (от себя или от клиента) соглашений с перевозчиком. Другими словами, к экспедиции можно отнести все, что прямо или косвенно связано с перевозкой, исключая саму перевозку. Если экспедитор, помимо экспедирования, осуществляет и саму перевозку, то договор считается смешанным.

Следует заметить, что перевозчик может вдобавок оказывать экспедиционные услуги на основании договора перевозки, но это должно быть в явном виде прописано.

Компания-экспедитор вправе привлекать третьих лиц для исполнения взятых на себя обязательств, а именно: договариваться с другими компаниями, которые могут предоставлять требуемые для перевозки ресурсы, отсутствующие у экспедитора. Например, нанимать сторонних водителей и автотранспорт, грузчиков и др.

К договору экспедиции прилагаются следующие документы:

  • Поручение экспедитору. Определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг.
  • Экспедиторская расписка. Подтверждает факт получения экспедитором груза для транспортировки.
  • Складская расписка. Требуется при необходимости временного хранения груза на складе. Данная расписка выдается экспедитором клиенту о том, что груз принят на хранение.

Чтобы зафиксировать факт выполнения экспедиционных обязательств по договору стороны могут составить акт оказанных услуг, а исполнитель предоставить отчет экспедитора. Ключевое слово «могут», говорит, что законодательством не предусмотрено подтверждать факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, однако, для избежания проблем с налоговыми органами это настоятельно рекомендуется делать.

  • Отчет экспедитора — это документ, подтверждающий выполнение экспедиционных услуг посреднического характера, в котором прописаны суммы полученных и израсходованных денежных средств, а также сумма вознаграждения экспедитора. К отчету прилагаются: транспортная накладная, копии договоров с перевозчиками (или оригиналы, если они заключались от имени заказчика), счета-фактуры и другие первичные документы.

Если экспедитор реализует перевозку не своими силами, а с привлечением третьих лиц, то прикладывать к отчету транспортную накладную необязательно, хотя и рекомендуется по причинам, обозначенным выше.

Виды экспедиционных договоров

Обязанности сторон друг перед другом будут зависеть от вида заключенного соглашения. Довольно часто экспедиционный договор носит посреднический характер и подразделяется либо на поручительский, либо комиссионный, либо агентский.

Договор поручения позволяет исполнителю действовать от лица заказчика на основании выданной им доверенности. Вся ответственность ложится на заказчика. Он обязан компенсировать все расходы, понесенные поручителем и заплатить ему за выполненную работу, если она производилась на возмездной основе.

Договор комиссии предполагает, что исполнитель совершает действия от своего имени, а все возникающие расходы, покрывает комитент. Он же оплачивает работу исполнителя, который возлагает на себя права и обязанности по совершению сделки.

Перевозка и транспортная экспедиция. Ключевые особенности и отличия.

Так как посредник выступает от себя лично, то доверенность ему не нужна.

Агентский договор является нечто средним между двумя предыдущими. В зависимости от условий, прописанных в нем, агент может действовать как от себя, так и от лица клиента. В последнем случае потребуется доверенность. Преимущества агентского соглашения заключаются в том, что исполнитель вправе совершать часть действий от себя, а часть — от имени заказчика. Например, подписывать документы на основании доверенности, а вести переговоры сам лично.

По той причине, что оказание транспортно-экспедиционных услуг выделено в самостоятельный вид деятельности, экспедитор вправе заключать договор оказания услуг. Тогда экспедиторская компания как бы предоставляет сервис по доставке товара, включающий в себя как саму перевозку, так и мероприятия по ее организации. Такое устройство позволяет скрыть от заказчика финансовые и прочие взаимоотношения экспедитора с привлеченными им лицами. Денежные расчеты клиента ведутся только с экспедитором. С одной стороны, это является несомненным плюсом для того, кто перевозит товар, — сохраняется коммерческая тайна того, сколько денег было им заработано, ровно как скрывается его партнерская база. С другой, если возникают непредвиденные расходы, и это не оговаривается в письменной форме, то контрагент не обязан это компенсировать — вся расходы покрывает исполнитель из своего кармана. Если по вине третьих лиц качество оказанных услуг окажется неудовлетворительным, то клиент будет иметь претензии только к исполнителю, а тот, в свою очередь, к привлеченным им лицам.

Особенности и отличия договора транспортной экспедиции и договора перевозки

Особенности учета и налогообложения экспедиторских услуг

Экспедиторские услуги являются важной составляющей деятельности российских организаций. Вместе с тем, несмотря на их широкую распространенность в хозяйственной практике, порядок бухгалтерского учета и налогообложения экспедиторских услуг недостаточно регламентирован нормативными документами. В статье проанализированы некоторые из проблем регулирования отношений в рамках договора транспортной экспедиции.

Условия договора на экспедиторские услуги

При формировании условий договоров на осуществление транспортных и экспедиционных услуг возникает проблема квалификации вида договора транспортной экспедиции, суть которой заключается в том, считать ли такой договор разновидностью посреднической сделки (поручения, комиссии, агентирования и т.п.) либо относить его к договорам, аналогичным возмездному оказанию услуг.

От правильной правовой квалификации договора транспортной экспедиции напрямую зависит решение таких важных для обеих сторон сделки вопросов, как порядок отражения финансово-хозяйственных операций, связанных с реализацией договора транспортной экспедиции, в бухгалтерском учете, а также порядок их налогообложения. В отличие от договора возмездного оказания услуг затраты, возмещаемые агенту (поверенному, комиссионеру и т.п.) в рамках посреднического договора, не относятся на его расходы в бухгалтерском учете и не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль; начисленный же на них НДС перевыставляется заказчику соответствующих услуг и не может быть принят к вычету исполнителем.

Отношения по договору транспортной экспедиции регулируются гл. 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция», Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиторской деятельности» (далее — Федеральный Закон N 87-ФЗ), а также ведомственными нормативными актами. Таким образом, нормативное регулирование договора транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ) обособлено от регулирования представительских договоров (гл. 39 «Поручение», гл. 51 «Комиссия», гл. 52 «Агентирование» ГК РФ).

Как следует из п. 1 ст. 801 ГК РФ, договор транспортной экспедиции — договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом законом не запрещено, а конкретным договором на транспортно-экспедиционное обслуживание может быть дополнительно закреплено право экспедитора привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц.

До введения в действие Гражданского кодекса РФ в ст. 105 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик <1> было закреплено применение к договору транспортной экспедиции правил договора поручения, если экспедитор действует от имени отправителя, или комиссии, если он действует от своего имени. Данная статья прекратила свое действие с 01.03.1996 с введением нового ГК РФ, в котором договор транспортной экспедиции был выделен в качестве самостоятельного договора.

<1> Документ утвержден ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1; в настоящее время применяется в части, не противоречащей частям первой и второй ГК РФ.

На сегодняшний день сложилась неоднозначная практика разрешения вопроса о посредническом характере действий экспедитора в случае привлечения им третьих лиц для исполнения своих обязанностей.

Так, налоговые органы утверждают, что экспедитор, который только организует перевозку грузов, заключает договоры с третьими лицами от своего имени или от имени клиента и за его счет, выступает в качестве посредника <2>.

<2> НДС по услугам экспедитора и при расчетах векселем // Российский налоговый курьер. 2005. N 22.

Минфин России в Письме от 16.10.2000 N 04-02-05/2 сообщает, что в целях налогообложения следует учитывать положения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ч. III, разд. I, подгруппа 633), согласно которым отдельные операции, выполняемые транспортно-экспедиторскими организациями, относятся к посреднической деятельности (например, таможенные операции с очисткой груза). В то же время услуги и работы, связанные с деятельностью экспедиций, организацией перевозок по поручению грузоотправителя или грузополучателя, получением и приемкой грузов, подготовкой транспортной документации, и ряд других ОКВЭД не относит к посреднической деятельности.

Сложившаяся к настоящему времени судебная практика в вопросе правовой квалификации договоров транспортной экспедиции также неоднозначна. Если ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 18.06.2004 по делу N А56-20147/03 не признает посреднический характер таких договоров, то в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2004 N Ф08-5071/2003-1971А приводятся обратные доводы.

В этих условиях следует четко обозначить права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции и на основании анализа этих прав и обязанностей сделать вывод о порядке бухгалтерского учета и налогообложения соответствующих операций. В частности, следует ответить на следующие важные вопросы, возникающие у участников данных сделок:

  • оформлять ли выполненные в рамках договора транспортной экспедиции работы отчетом экспедитора с приложением к нему платежных и иных документов, подтверждающих фактические затраты экспедитора для их возмещения заказчиком данных услуг, либо единым актом приема-сдачи выполненных работ;
  • можно ли применять для возмещения транспортных и иных затрат экспедитора централизованно установленные по этим услугам отраслевые тарифы вместо фактически произведенных им расходов;
  • можно ли выставлять заказчику услуг транспортной экспедиции единый счет-фактуру на полную стоимость понесенных расходов экспедитора, включая вознаграждение последнего.

Оформление приема-сдачи экспедиторских услуг

Поскольку обязательства, вытекающие из договора транспортной экспедиции, носят комплексный характер, в них присутствуют элементы иных видов обязательств по возмездному оказанию услуг (в том числе посреднических). Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством договор транспортной экспедиции является самостоятельным договором. Поэтому даже если обязательство экспедитора, вытекающее из конкретного договора транспортной экспедиции, представляет собой определенный набор обязанностей, характерных для других типов договоров (агентского договора, поручения и т.д.), сочетание элементов различных обязательств образует новое самостоятельное обязательство, входящее в предмет договора транспортной экспедиции.

Специфика отношений транспортной экспедиции состоит в том, что экспедитор чаще всего не может обойтись без привлечения третьих лиц. Экспедитор нередко заключает договор с соответствующей организацией и передает ей свои обязанности (или их часть) по договору транспортной экспедиции. При этом ответственным перед клиентом за выполнение третьим лицом возложенных на него функций по данному договору остается экспедитор (ст. 803 ГК РФ). Отношения между клиентом и экспедитором даже в случае привлечения экспедитором третьих лиц будут составлять предмет самостоятельного договора — договора транспортной экспедиции, а не отдельных посреднических договоров.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 87-ФЗ при приемке груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции только от имени клиента на основании выданной им доверенности. В соответствии со ст. 2 указанного Закона перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) определяется правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Правительством РФ. Такие правила до настоящего времени не утверждены, и перечень экспедиторских документов, соответственно, не установлен.

Вместе с тем подписание акта выполненных работ (оказанных услуг) как при перевозке грузов, так и при заключении договора транспортной экспедиции действующим законодательством не предусматривается.

Учитывая, что обязательства экспедитора перед заказчиком заключаются именно в организации доставки грузов (а не в оказании только транспортных услуг), документальное оформление произведенных при этом расходов следует осуществлять не в виде акта выполненных работ, а в виде отчета экспедитора с приложением к нему оригиналов договоров с перевозчиками, заключенных от имени клиента (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 87-ФЗ), а также копий документов, подтверждающих оплату соответствующих расходов.

Если договоры с перевозчиками заключались от имени экспедитора, то, учитывая обязанность клиента в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона N 87-ФЗ не оплачивать, а именно возмещать экспедитору понесенные им расходы, по нашему мнению, к отчету экспедитора должны прилагаться копии договоров, заключенных им от своего имени, но за счет клиента.

В любом случае, так как затраты экспедитора на организацию перевозок грузов клиента осуществлены в конечном счете в интересах последнего и за его счет, несмотря на то что предоставление отчета агента в рамках договора транспортной экспедиции необязательно, относить указанные затраты на финансовый результат экспедитора неправомерно.

Более того, в Письме УФНС России по г. Москве от 05.04.2005 N 20-12/22797 отмечено: «Данные расходы при соответствии условиям, указанным в ст. 252 НК РФ, для целей налогообложения прибыли могут быть документально подтверждены в части сумм, причитающихся в качестве агентского вознаграждения, отчетом агента, а в части сумм оплаты (возмещения) стоимости конкретных услуг по перемещению груза — первичными документами, установленными законодательством РФ для оформления операций по перемещению груза (складскими документами, железнодорожными накладными, актами выполненных работ и т.п.)».

Таким образом, в целях налогообложения прибыли налоговыми органами принимается порядок документального оформления затрат экспедитора в виде его отчета с приложением первичных документов. При этом условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные Федеральным законом N 87-ФЗ и другими федеральными законами или нормативно-правовыми актами РФ, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (ст. 1 Закона N 87-ФЗ). Представление экспедитором отчета с приложением копий первичных документов, подтверждающих понесенные им затраты для исполнения договора, необходимо только при условии закрепления соответствующей обязанности в договоре транспортной экспедиции.

Можно сделать вывод, что закон обязывает экспедитора представить клиенту экспедиторский документ (документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции), оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности, а также документы, представление которых оговорено в договоре транспортной экспедиции.

В целях устранения вышеописанных противоречий в организации документального оформления услуг транспортной экспедиции в договоре целесообразно предусмотреть представление экспедитором и иных документов, не предусмотренных законом (например, отчета экспедитора), а также первичных документов, подтверждающих понесенные экспедитором затраты.

Следует отметить, что для подтверждения экономической обоснованности расходов и направленности их на получение дохода экспедитору необходимо подтвердить сам факт оказания услуги по перевозке грузов. Как указано в п. 2 ст. 785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В соответствии со ст. 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов <3> (далее — КДПГ) договор перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, неправильное составление или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются постановления Конвенции. При этом согласно п. 1 ст. 9 КДПГ накладная, если не доказано иное, имеет силу договора относительно его условий и удостоверения принятия груза перевозчиком. Согласно п. 1 ст. 5 КДПГ накладная составляется в трех экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.

<3> Конвенция заключена в Женеве 19.05.1956, вступила в силу для СССР 01.12.1983.

Таким образом, международная транспортная накладная (СMR) является документом, установленным законодательством (вышеуказанной Конвенцией), подтверждающим факт перевозки груза и расходы, понесенные в связи с этой операцией. Необходимость наличия накладной для подтверждения расходов в целях исчисления налога на прибыль отмечалась в Письме УМНС России по г. Москве от 07.07.2003 N 26-12/37027. Сведения, которые в обязательном порядке должна содержать накладная, указаны в п. 1 ст. 6 КДПГ. К ним относятся, в частности, расходы, связанные с перевозкой (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза).

Оценка экспедиторских услуг

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона N 87-ФЗ заказчик в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. Таким образом, возмещение фактических, а не «тарифных» затрат экспедитора по оплате услуг перевозчиков и иных расходов, по нашему мнению, в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

Выставление экспедитором счетов-фактур

Поскольку в соответствии с положениями Федерального закона N 87-ФЗ, а также с рекомендуемыми условиями договора транспортной экспедиции заказчик не оплачивает услуги экспедитора, а возмещает понесенные им расходы с выплатой вознаграждения, выставление экспедитором счета-фактуры на полную сумму понесенных расходов неправомерно: отдельные работы и услуги, оказанные экспедитору третьими лицами, могут быть освобождены от обложения НДС и, следовательно, налог по ним заказчиком не возмещается.

Так, согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Статьей 346.11 гл. 26.2 НК РФ установлено, что организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 данной статьи установлено, что местом осуществления деятельности организации считается территория РФ в случае фактического присутствия этой организации на российской территории на основе государственной регистрации. Если иностранный перевозчик, оказывающий организации услуги по транспортировке товаров, не зарегистрирован на территории РФ, то местом реализации таких услуг российская территория не признается, и вышеуказанные услуги не являются объектом обложения НДС. В связи с этим при оплате таких транспортных услуг, в том числе оказываемых на территории РФ, выставлять счета-фактуры и уплачивать НДС не требуется.

Таким образом, указанные организации не обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, а также выполнять иные требования, установленные гл. 21 НК РФ. Так как экспедитор указанные счета-фактуры не получает, отсутствуют основания для их перевыставления клиенту.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона N 87-ФЗ клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, понесенные им в интересах клиента.

Поскольку вознаграждение экспедитора выделяется из общей суммы платежей заказчика услуг транспортной экспедиции и является выручкой непосредственно экспедитора, на сумму указанного вознаграждения экспедитору следует выставлять отдельный счет-фактуру.

И.Ю.Гарнов

Руководитель

отдела аудита и консалтинга

бюджетных учреждений

ООО «А.И. Аудит-Сервис»

г. Москва

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Договор транспортного агентирования (агенский договор)

Договор транспортного агентирования (агентский договор).Ра­нее уже говорилось, что агент является представителем перевоз­чика и объектом его деятельности является ТС, а основной фун­кцией — защита интересов своего клиента. В настоящее время прак­тически ни один перевозчик не может обходиться без своего пред­ставителя в местах остановок ТС на маршрутах движения.

Различие в договорах

Через назначенного агента перевозчик вступает в деловые отношения с многочисленными третьими лицами на основе договоров, заклю­ченных с ними агентом.

В свою очередь, представительство агентом перевозчика (прин­ципала, который может быть оператором, судовладельцем, авто­транспортной организацией, авиакомпанией, железной дорогой или их объединением) оформляется агентским договором, в силу которого одно лицо — агент совершает юридические действия за счет и в интересах другого лица — принципала.

Правовой статус агентского договора определяется ГК РФ (ст. 1005—1011 гл.52).

В п. 1 ст. 1005 гл. 52 ГК РФ дается определение агентского дого­вора. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (прин­ципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала или от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, даже если принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосред­ственно у принципала.

В частности, основными обязанностями агента являются следу­ющие:

• выполнение услуг, определенных агентским договором:

привлечение грузов к перевозке;

организация приема, сдачи, погрузки и выгрузки грузов; инкассация и перевод фрахтовых и других платежей; урегулирование претензий;

выполнение функций по обслуживанию ТС (снабжение топливом, техническими материалами, выполнение ремон­тов и т.д.);


  • осуществление своей деятельности в интересах принципала
    добросовестно и в соответствии с практикой агентирования;

  • действие в пределах своих полномочий;

  • ведение учета расходования средств и предоставление прин­
    ципалу отчетов в порядке и в сроки, предусмотренные агентским
    договором;

  • сохранение в тайне информации о коммерческой деятельно­
    сти принципала, которая носит конфиденциальный характер, даже
    после расторжения договора агентирования;

Помимо перечисленных основных обязанностей агент обязан:

сообщать принципалу о всех побочных доходах, вытекающих из сделок, совершенных агентом с третьими лицами, и своевре­менно переводить принципалу полученные доходы;

предъявлять по требованию счета и любые другие документы, относящиеся к делам принципала.

Основными обязанностями принципала (перевозчика) по дого­вору транспортного агентирования являются следующие:


  • предоставление агенту своевременной и необходимой инфор­
    мации (о рейсах ТС, расписаниях и их изменениях, об открытии
    новых линий и видов сервиса, новых поступлениях ТС и т.д.),
    достаточной для совершения действий в соответствии с агент­
    ским договором;

  • возмещение агенту расходов, понесенных им вследствие вы­
    полнения услуг, указанных в договоре, включая агентское воз­
    награждение, которое установлено агентским договором.
  • 22. общая характеристика договора купли-продажи

Обьем и состав транспортно -экспедиционных операций, связанных с доставкой груза, определяется содержанием или условиями договора купли – продажи конкретного товара, который этот груз предметно олицетворяет в ходе перевозки. По этому еще на этапе проработки договора большее значение имеют консультации экспедитора по выбору вида транспорта, базистных условий поставки, характеру тары и упаковки, порядка приема и сдачи товара для включения в письменное предложение продавца – оферту или в запрос (заказ) покупателя. В российском прове договору купли – продажи посвящена глава 30 ГК РФ, в которой последовательно излагаются правила, регулирующие такие основные условия договора купли – продажи, как предмет договора, обязанность продавца по передаче товара , переход риска случайной гибели и повреждения товара, его комплектность, тара и упаковка товара, обязанность покупателя по принятию товара и его оплате, страхование товара.

Заключение договора купли-продажи

Договор купли-продажи является наиболее распростренным вариантом коммерческой сделки на поставку товара и если необходимо , сопутствующих услуг, которые преравнены к товару. Договор считается заключенными, когда две стороны – продавец и покупатель- достигли соглашения в торговой сделке по всем ее сущ.условиям. В статье 454 главе 30 ГК РФ дается определение договора купли-продажи, согласно которому продавец обязуется передать товар в собственность покупателя, а последний, в свою очередь обязуется принять товар и уплатить за него установленную цену.

В договоре:

— принимает обязательства по организации перевозок,

— оплачивает перемещение товара,

-несет риск в случае потери или повреждения товара,

-оплачивает налоговые, таможенные, банковские расходы.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 25 | Нарушение авторских прав