Доходы полученные от источников за пределами РФ

Доходы, полученные от источников за пределами РФ, в целях НДФЛ

В соответствии с п. 3 ст. 208 НК РФ к доходам, полученным от источников за пределами РФ, относятся:

1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления иностранной организации (совета директоров или иного подобного органа), рассматриваются как доходы от источников, находящихся за пределами РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности;

2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;

3) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации, за исключением страховых выплат, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 208 НК РФ;

4) доходы от использования за пределами РФ авторских или смежных прав;

5) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами РФ;

6) доходы от реализации:

— недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ;

— за пределами РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций (см. письмо Минфина России от 24.08.2009 N 03-04-05-01/658);

— прав требования к иностранной организации, за исключением прав требования, указанных в четвертом абзаце пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ;

— иного имущества, находящегося за пределами РФ;

7) дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных пп.1 п. 1 ст. 208 НК РФ, а также выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок (см. письма Минфина России от 04.08.2015 N 03-04-05/44906, от 10.11.2011 N 03-08-05);

8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) за исключением, предусмотренных пп.8 п. 1 ст. 208 НК РФ;

9) суммы прибыли контролируемой иностранной компании, определяемые в соответствии с НК РФ, — для физических лиц, признаваемых контролирующими лицами этой компании (см. главу 3.4 НК РФ);

10) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами РФ.

Если лицо, получающее такого рода доходы, не признается налоговым резидентом РФ в соответствии со ст. 207 НК РФ, то его доходы от источников за пределами России на основании п. 2 ст. 209 НК РФ не являются объектом обложения НДФЛ в РФ. См. также письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-04-06/42985. Это касается и дистанционных работников, нанятых за границей российскими работодателями (см. письма Минфина России от 27.03.2017 N 03-04-06/17472, от 22.02.2017 N 03-04-06/10460, от 27.07.2016 N 03-04-06/43980, от 29.04.2016 N 03-04-06/25339).

Если российская компания принимает решение вывести свой бизнес на международный уровень, первое, что необходимо сделать, — это открыть представительство в иностранном государстве, где организация планирует работать. Так как зарубежное представительство российской компании вынуждено одновременно соблюдать как отечественное законодательство, так и законы иностранного государства, в котором оно находится, бухгалтеры представительств сталкиваются с определенными трудностями. Мы поможем разобраться со спорными вопросами.

Правовая составляющая

Понятие представительства дано в п. 1 ст. 55 Гражданского кодекса. В этой норме сказано, что представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. При этом представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Аналогичные положения содержатся и в ст. 5 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО). Кроме того, в этой норме сказано, что организация открывает представительства по решению общего собрания участников, принятого большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества. Если ООО открывает представительство за пределами РФ, то его создание осуществляется и с учетом законодательства иностранного государства, на территории которого будет находиться представительство, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (п. 1 ст. 5 Закона об ООО).

Руководители представительств назначаются обществом и действуют на основании его доверенности. Пленум Верховного суда РФ в п. 129 постановления от 23.06.2015 № 25 указал, что полномочия руководителя представительства должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о представительстве и тому подобных.

Ответственность за деятельность представительства несет создавшее его общество (п. 4 ст. 5 Закона об ООО).

Обратите внимание: представительства должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).

Что касается акционерных обществ, то в Федеральном законе от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) в отличие от Закона об ООО содержится гораздо меньше информации в отношении представительств. В статье 5 Закона об АО указано, что общества могут создавать представительства в соответствии с гражданским законодательством РФ. Открытие представительства АО относится к компетенции совета директоров (подп. 14 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

Исходя из приведенных выше положений законодательства РФ для открытия представительства компания должна:

— разработать и утвердить положение о представительстве;

— внести соответствующие изменения в учредительные документы, если в них изначально не было предусмотрено создание представительства;

— принять решение о создании представительства;

— издать приказ о назначении руководителя представительства и оформить на его имя доверенность о представлении интересов компании.

Формируем штат представительства

В соответствии с трудовым законодательством РФ работодателями являются физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 Трудового кодекса). Как мы уже сказали, представительства компании не признаются юридическими лицами. Следовательно, заключать трудовые договоры с работниками представительств, в том числе и с руководителями, могут только организации.

В трудовом договоре с работниками представительства необходимо указать место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (ст. 57 ТК РФ).

Для работы в зарубежном представительстве российская компания может привлекать иностранных граждан. Возникает вопрос: какому трудовому законодательству они должны подчиняться?

Согласно ст. 13 ТК РФ федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории России. При этом на основании ст. 11 ТК РФ они распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан.

Однако если трудовые отношения имеют место на территории иностранного государства, то возможность действия норм российского трудового права на правоотношения сторон предусмотрена только в том случае, если это установлено международным договором между РФ и соответствующим иностранным государством. В противном случае трудовые договоры в представительстве должны отвечать требованиям законодательства иностранного государства.

Валютные счета

Вполне возможно, что представительству придется открыть счет в иностранном банке. Об открытии счета и движении средств по нему нужно будет уведомить российские налоговые органы. Дело в том, что на основании п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) резиденты РФ имеют право открывать без ограничений счета в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ. К резидентам относятся и представительства российских юридических лиц за рубежом (подп. «г» подп. 6 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ). А в пункте 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ сказано, что резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении их реквизитов не позднее одного месяца со дня соответственно открытия, закрытия или изменения реквизитов таких счетов. Для этих целей используется форма уведомления, утвержденная приказом ФНС России от 28.08.2018 № ММВ-7-14/507@.

Таким образом, об иностранном счете своего представительства за рубежом головная компания должна отчитываться в налоговую инспекцию по месту своего нахождения.

Если головная компания будет пополнять иностранный счет своего зарубежного представительства, то ей в этом случае нужно учесть требование п. 4 ст. 12 Закона № 173-ФЗ. Согласно этой норме переводы юридическими лицами — резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами территории РФ, со своих счетов или вкладов в уполномоченных банках производятся при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налоговой инспекции по месту учета юридического лица — резидента об открытии счета с отметкой о принятии указанного уведомления.

Кроме того, компании нужно будет представлять отчеты о движении денежных средств по рассматриваемому счету (п. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Форма отчета и правила его заполнения установлены в постановлении Правительства РФ от 28.12.2005 № 819.

За нарушение порядка уведомления об открытии счета и порядка представления отчетности о движении средств по нему предусмотрена ответственность по п. 6 ст. 15.15 КоАП РФ. Размер штрафа:

— для должностных лиц организации — от 4000 до 5000 руб.;

— для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Отдельные санкции предусмотрены за повторные нарушения, а также за просрочку представления указанных форм отчетности.

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Если вышеуказанное условие не соблюдается, то физическое лицо не признается резидентом РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Штатные работники представительств

Как мы уже сказали, сотрудниками представительства могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане. Получаемая ими зарплата за работу в представительстве не относится к доходам, полученным от источников в РФ.

Если сотрудники представительства не являются налоговыми резидентами РФ, то, соответственно, НДФЛ с их доходов удерживать и перечислять в бюджет не надо. В письме от 09.06.2017 № 03-04-06/36291 специалисты Минфина России указали следующее. Если место осуществления деятельности работников, указанное в трудовом договоре, определено за пределами РФ, доходы за выполнение трудовых обязанностей, получаемые такими работниками, не признаваемыми налоговыми резидентами РФ, с учетом положений ст. 209 НК РФ не являются в России объектом обложения НДФЛ. Следовательно, в отношении доходов сотрудников организации в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, полученных от источников за пределами РФ, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 и 230 НК РФ.

А будет ли облагаться НДФЛ премия, выплачиваемая работникам зарубежного представительства. Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 23.01.2012 № 03-04-06/6-13. В нем финансисты рассмотрели следующую ситуацию.

Российская компания имеет представительство во Вьетнаме. Трудятся там российские граждане. Работают они давно и уже не являются налоговыми резидентами России. Помимо заработной платы, сотрудникам периодически выплачивают премии.

Компания посчитала, что если работники представительства не являются налоговыми резидентами РФ и ведут свою деятельность за пределами РФ, то вознаграждения за такую деятельность не должны признаваться полученными от источников в РФ. Кроме того, между Правительством РФ и Правительством Вьетнама заключено Соглашение от 27.05.93 об избежании двойного налогообложения. В силу п. 1 ст. 15 Соглашения заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местопребыванием во Вьетнаме в связи с работой по найму, облагаются налогом только во Вьетнаме, если только работа по найму не ведется в России.

Однако специалисты Минфина России не согласились с такими рассуждениями. Они указали, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Но что следует понимать под «вознаграждением»?

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата включает в себя:

— вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

— компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера и иные подобные выплаты);

— стимулирующие выплаты (оплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, премия, выплаченная компанией своему сотруднику, находящемуся за рубежом, представляет собой стимулирующую выплату. Следовательно, выплаченная премия является для налоговых нерезидентов выплатой, полученной от источника в РФ, и должна облагаться НДФЛ по ставке 30%. Ведь в подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ говорится только о «вознаграждении», а «стимулирующие выплаты» в этой норме не упоминаются.

НДФЛ по ставке 30% придется начислить и с материальной помощи, выплачиваемой сотрудникам представительств. В письме от 02.11.2011 № 03-04-06/6-297 финансисты указали, что материальная помощь, выплачиваемая российской организацией своим сотрудникам, относится к доходам, полученным от источников в РФ, поскольку не является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей и ее выплата производится российской организацией — работодателем. Следовательно, материальная помощь, выплачиваемая сотрудникам организации, по итогам налогового периода не признаваемым налоговыми резидентами РФ в соответствии с положениями ст. 207 НК РФ, подлежит обложению НДФЛ по ставке 30%. При этом специалисты финансового ведомства отметили, что в соответствии с п. 4 ст. 217 НК РФ суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. за налоговый период, освобождаются от налогообложения.

Следует сказать, что в отношении налогообложения сумм материальной помощи работникам, которые трудятся за рубежом, высшие арбитры придерживаются аналогичной позиции (Определение ВАС РФ от 25.04.2014 № ВАС-5294/14).

Зачастую компаниям приходится оплачивать работникам представительств аренду жилья, автотранспорта, стоимость лечения. Специалисты Минфина России считают, что оплата указанных расходов не является вознаграждением за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ. Если компенсация выплачивается российской компанией, то она для указанных сотрудников относится к доходам от источников в РФ.

Налогообложение указанных доходов, являющихся доходами, полученными в натуральной форме, производится в соответствии с положениями ст. 211 НК РФ. Если сотрудники представительства не признаются налоговыми резидентами РФ и получают доход от источника в РФ, то налоговая ставка по НДФЛ будет 30%. При этом российская компания является налоговым агентом по НДФЛ. Такая позиция изложена в письме Минфина России от 09.06.17 № 03-04-06/36291.

Командированные сотрудники

На практике встречаются ситуации, когда российские компании направляют работников в длительные командировки в свои зарубежные представительства. В письме от 28.04.2010 № 03-03-06/1/304 финансовое ведомство указало, что в случае если большую часть рабочего времени или трудовых обязанностей работники выполняют в иностранном государстве, фактическое место их работы будет находиться за рубежом, и такие сотрудники вообще не могут считаться находящимися в командировке. Ведь командировка по своей сути — это выполнение отдельного поручения работодателя.

Однако с такой позицией можно поспорить. Ведь Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (утверждено постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749) не содержит ограничения по срокам служебной поездки. Поэтому теоретически сотрудник головного офиса может находиться в иностранном представительстве в командировке столько, сколько нужно работодателю. Но тогда возникают другие проблемы.

Начнем с письма Минфина России от 23.01.2014 № 03-08-05/2271. В нем финансисты пришли к следующему выводу. При направлении работников в командировку за границу на длительный период времени, когда они выполняют трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства. Поэтому оно подлежит обложению налогом на территории этого государства и в соответствии с его законодательством. При этом ведомство отметило, что согласно п. 2 ст. 232 НК РФ для освобождения от уплаты НДФЛ в России налогоплательщик должен представить налоговикам официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение соответствующего налогового периода договор об избежании двойного налогообложения. Кроме того, нужно предоставить документ о полученном доходе и об уплате налога за пределами РФ, подтвержденный налоговиками соответствующего иностранного государства.

Для чего это нужно? Проблема в источнике дохода. Если работник официально находится в командировке, то выплаты, производимые командированному работнику, считаются полученными от источников в РФ, ведь место его постоянной работы по-прежнему располагается в России (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). Следовательно, работодатель обязан удержать с такого сотрудника НДФЛ. При этом, так как сотрудник не является налоговым резидентом РФ, то с его доходов НДФЛ нужно взимать по ставке 30%.

Легко предположить, что раз работник стал налоговым резидентом иностранного государства, то иностранные налоговики получают право взыскать с него местный подоходный налог. Вот тут и понадобится справка от иностранных налоговиков. И если между РФ и страной, куда отправился сотрудник, нет договора об избежании двойного налогообложения (а такие страны еще есть), то налоги с одного и того же дохода ему придется платить в двух государствах одновременно.

Далее возникает проблема со средним заработком. В письме от 26.03.2018 № 03-04-05/18898 Минфин России отметил, что в соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется, в частности, сохранение среднего заработка. Чиновники подчеркнули, что в период нахождения за пределами РФ компания должна выплачивать сотруднику сумму среднего заработка. Эти выплаты среднего заработка не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ и относятся к доходам от источников в РФ. И если сотрудник, находящийся в командировке, потерял статус налогового резидента РФ, работодатель должен удерживать из указанных сумм среднего заработка НДФЛ по ставке 30%.

Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 18.01.2018 № 03-04-05/2325, от 11.10.2017 № 03-04-06/66426.

Страховые взносы

Ситуация с начислением обязательных страховых взносов в иностранных представительствах российских компаний принципиально иная, чем с НДФЛ. Решающую роль здесь играет не статус налогового резидента, а гражданство сотрудника.

На основании подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для компаний признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

К числу застрахованных лиц относятся граждане РФ, работающие по трудовым договорам. Об этом сказано:

— в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

— в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

— в ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Работники — граждане РФ, занятые в представительстве российской организации в иностранном государстве, являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ. Поэтому на выплаты в их пользу российскому работодателю нужно начислять страховые взносы.

Именно такой позиции придерживается Минфин России (письмо от 09.06.2017 № 03-04-06/36291).

А вот выплаты в пользу иностранных сотрудников представительства не облагаются обязательными страховыми взносами в силу прямого указания п. 5 ст. 420 НК РФ.

Следует отметить, что особенности зарубежного страхового законодательства могут потребовать начисления страховых взносов на доходы как иностранных, так и российских сотрудников представительства. В такой ситуации начисленные суммы страховых вносов можно учесть при расчете налога на прибыль на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Об этом специалисты Минфина России сообщили в письме от 16.02.2015 № 03-03-06/1/6868.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской компанией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в России, так и за ее пределами.

Вполне возможно, что организации нужно будет уплатить налог с доходов, полученных представительством, в бюджет иностранного государства. То есть может получиться, что компании придется заплатить налог дважды (и в России, и за рубежом). Чтобы это исключить, страны заключают договоры об избежании двойного налогообложения. Поэтому, для того чтобы не платить налог два раза, нужно заглянуть в такой договор с государством, где находится представительство, и изучить правила налогообложения.

Также следует обратить внимание на положения п. 3 ст. 311 НК РФ. В нем сказано, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в России. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в России.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами РФ:

— для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства;

— для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента.

Указанное подтверждение действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налогоплательщику.

Специалисты Минфина России в письме от 28.04.2017 № 03-03-06/1/26257 отметили, что для зачета в России иностранный налог должен быть фактически уплачен или удержан. При этом, учитывая положения ст. 270 НК РФ, суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченные российской организацией (удержанные с доходов российской организации) в иностранном государстве, не могут быть учтены в составе расходов для целей налога на прибыль организаций.

А в письме от 05.05.2015 № 03-08-05/25712 финансисты разъяснили, что если российская компания налог на прибыль в России не уплачивает, то база для применения налогового вычета иностранного налога у нее отсутствует как таковая. В таком случае налог с дохода уплачивается только в одной стране, и зачесть его в России нельзя.

Иностранный НДС

В некоторых ситуациях зарубежные представительства российской компании должны начислять и уплачивать в соответствии с иностранным законодательством налог (аналог нашего НДС) на стоимость реализуемых товаров (работ, услуг). Конечно же, вычет в России по такому налогу получить нельзя, а вот учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль — можно. Это подтверждает и Минфин России (письмо от 25.06.2018 № 03-03-06/1/43473). Приведем аргументацию финансистов.

Как мы уже сказали, в соответствии с п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами.

На этом основании чиновники делают вывод, что если представительство получило выручку, в составе которой находится иностранный НДС, то эта сумма является доходом представительства.

Согласно п. 2 ст. 311 НК РФ при определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных в главе 25 НК РФ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном в НК РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ. При этом перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым.

Так как в ст. 270 НК РФ не содержится нормы, согласно которой налоги и сборы, уплаченные на территории иностранных государств согласно их законодательству, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, то указанные расходы могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Перейдем к рассмотрению вопроса о вычете «входного» налога (аналога НДС), который представительство заплатило в стоимости приобретенных на территории иностранного государства товаров (работ, услуг).

Ранее специалисты Минфина России считали, что косвенные налоги (аналог российского НДС), которые представительство уплачивает при покупке за рубежом товаров, работ или услуг, учесть при расчете российского налога на прибыль нельзя. Эти суммы нужно «извлечь» из стоимости покупки и погашать «за свой счет». Такая позиция содержится в письме от 12.11.2010 № 03-03-06/1/708.

Но сейчас финансовое ведомство изменило свою точку зрения и допускает возможность учета таких сумм на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо от 25.06.2018 № 03-03-06/1/43473).

Налог на имущество

Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются компании, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ. По общему правилу объектами налогообложения для российских компаний признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Если имущество расположено на территории иностранного государства и при этом учитывается на балансе компании, то налоговая база определяется в соответствии со ст. 375 НК РФ. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике компании.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения самой компании.

Обратите внимание: никакого исключения для имущества, находящегося за пределами России, в Налоговом кодексе нет.

С некоторых объектов компании нужно будет заплатить налог на имущество на территории иностранного государства. На основании ст. 386.1 НК РФ фактически уплаченные российской компанией за пределами территории РФ в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской компании и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в РФ в отношении указанного имущества. При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории РФ, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой компанией в РФ в отношении указанного имущества.

Для зачета налога российская компания по месту своего нахождения должна представить налоговикам налоговую декларацию, заявление на зачет налога, а также документ об уплате налога за пределами территории РФ, подтвержденный налоговиками соответствующего иностранного государства. Об этом сказано в письме Минфина России от 25.05.2016 № 03-05-05-01/29886.

Немало компаний полагают, что выгоднее и статуснее иметь здание, в котором находится представительство компании за рубежом, в собственности, чем арендовать. Но такая собственность может стать настоящей «головной болью». Дело в том, что в наше кризисное и санкционное время российская собственность за рубежом легко может быть заблокирована властями иностранного государства. Юридически она есть, а фактически пользоваться ею невозможно.

В письме от 10.11.2017 № 03-05-05-01/73988 Минфин России указал, что в Налоговом кодексе не предусмотрена возможность освобождения от уплаты налога на имущество при невозможности подтверждения уплаты налога на имущество за пределами территории РФ в случае неопределенности законодательства другого государства, а также при утрате контроля над имуществом, находящимся в другом государстве.

Так что арендовать помещение под представительство за границей сейчас все-таки гораздо безопаснее, чем владеть им.

Бухгалтерский учет

То, что представительство находится за границей, не освобождает его от ведения бухгалтерского учета по правилам российского законодательства.

Согласно п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, и п. 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» бухгалтерская отчетность компании должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы.

В Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» нет положений о том, что представительство российской компании за рубежом может не вести российский бухгалтерский учет. Следовательно, бухгалтерский учет по деятельности представительства российской компании в целях составления отчетности, представляемой ею на территории РФ, ведется в общем порядке, точно так же как и по деятельности обособленного подразделения, расположенного на территории РФ.

А налоги, которые представительство вынуждено уплачивать за границей, могут быть учтены как расход по обычным видам деятельности на основании п. 4, 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Что касается ведения бухгалтерского учета по правилам иностранного государства, то это зависит только от норм местного законодательства.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Герия Р.Р.

Герия Рада Романовна — магистр, факультет налогов и налогообложения, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: коммерческие банки, в связи с особенностями своего положения в финансовой системе экономики страны, являются необходимой частью обеспечения правильного и своевременного сбора налоговых отчислений в государственный бюджет, что, несомненно, влияет на экономику страны в целом. На российскую экономику, развивающуюся в сложных, противоречивых условиях, влияет ряд положительных и отрицательных факторов и одним из ключевых факторов является текущая налоговая политика государства.

Ключевые слова: банк, налог на прибыль организации, НДС, налоговые льготы, дифференцированная ставка, налог Тобина.

Налоги не служат основным инструментом развития коммерческих банков, но оптимизация налогообложения позволит активировать другие инструменты, влияющие на развитие этого сектора экономики. Страна с развитой экономикой стимулирует банковское кредитование реального сектора экономики, обеспечивает доступность кредитов малому и среднему бизнесу, системообразующим предприятиям. Дефицит финансовых ресурсов в реальном секторе экономики является одной из основных причин создания для банковских учреждений, как основных кредиторов данного сектора, эффективной системы налогообложения их деятельности.

Учитывая вышеизложенное, далее будет проведен анализ налогообложения деятельности коммерческих банков в США, Германии, Франции и Великобритании, с возможностью последующей имплементацией зарубежного опыта в Россию.

В США коммерческие банки облагаются налогом также как и другие корпорации, но существует ряд различий в исчислении налогооблагаемой базы. Из совокупного дохода коммерческих банков вычитают следующих виды расходов: резервы по просроченной задолженности, проценты по кредитам, заработная плата, расходы на ремонт и аренду, амортизация, расходы на НИОКР, благотворительная деятельность, реклама, расходы на НИОКР, убытки и специальные скидки (85% дивидендов, операционные убытки) . Сумма налоговых обязательств может быть серьезно уменьшена в связи с тем, что коммерческим банкам предоставляются специальные скидки на некоторые виды расходов и в случае получения определенного вида доходов. В таком случае налогоплательщик обязан уплатить альтернативный минимальный налог в соответствии с налоговым законодательством США, налоговая база по которому определяется с учетом доходов,

налогооблагаемых в льготном порядке. Минимальный налог устанавливается в размере 20% от первоначальной суммы налогооблагаемого дохода с учетом налоговых льгот, а также ‘Л суммы, по которой балансовый доход превышает налогооблагаемый доход. Базовая ставка корпоративного налога в США составляет 35%, но конечная стоимость зависит от суммы дохода, полученного в течение года, и определяется на уровне от 15 до 39%, таким образом, чем больше банк, тем выше налог, который он платит (действует дифференцированная ставка налогообложение) .

Следует также заметить, что предоставление налоговых льгот связано с осуществлением конкретных социальных функций специальными банками в обслуживании финансовых потребностей предприятий и населения. Указанные кредитные учреждения США, которые выполняют социальные функции, также получают определенные налоговые льготы в размере своих услуг.

Власти штатов и местных образований также пользуются правом установления налога на прибыль корпораций. На сегодняшний день практически во всех штатах и некоторых муниципальных образованиях в том или ином виде действует налог на прибыль, исключение составляют лишь штаты Огайо, Невада и Вайоминг . Несмотря на то, что отдельные правила налогообложения могут разниться в зависимости от конкретного региона, в состав налогооблагаемого дохода всегда включаются доходы, полученные коммерческим банком, находящимся в пределах налоговой юрисдикции рассматриваемого штата, округа или муниципалитета. Уровень ставок по местному налогу на прибыль существенно ниже, чем на федеральном уровне, кроме того, далеко не все штаты используют прогрессивную шкалу, а некоторыми штатами вместо местного налога на прибыль предусмотрена лицензия, за которую банку необходимо платить определенную сумму. В таких штатах как Мичиган, Техас и Вашингтон налог на прибыль банков заменяет налог на валовой доход, ставки по которому схожи со ставками налога на прибыль. Штаты Делавэр, Нью-Хэмпшир и Вирджиния имеют налог на валовой доход одновременно с налогом на прибыль .

В США ценные бумаги и инвестиционные документы классифицируются как подлежащие налогообложению, которые включают облигации и векселя, ценные бумаги, выпущенные различными федеральными агентствами, а также корпоративные облигации и векселя, так и не подлежащие налогообложению ценные бумаги, а именно государственные облигации и облигации, выпущенные местными органами власти — муниципальные. Купон и любая полученная прибыль от прироста облагаются налогом как обычный доход. Стандартный налог на процентный доход составляет 30%. Для банков с высокими ставками налога особенно привлекательны инвестиции в муниципальные облигации, освобождаемые от налогообложения.

Налогообложение в Германии является одним из самых высоких в Европе. Основными налогами являются: корпоративный налог на доходы и капитал который составляет 10% — 15%, налог на имущество — 0,6% и НДС -15% . Налоги на банковскую деятельность в Германии включают: корпоративные и личные налоги на доходы от финансовых активов (включая налоги на %-ые доходы и прирост капитала), налоги на прибыль и капитал, налог на наследство и дарение.

Базовая ставка налога на прибыль корпорации составляет 15%, а также солидарный взнос в размере 5,5% от суммы налога. Внедрение дополнительного солидарного взноса объясняется непредвиденными финансовыми трудностями, возникшими в результате объединения Германии в 1990 году. Основная цель этого взноса — поддерживать менее развитые регионы страны.

Доход коммерческого банка корректируется в зависимости от расходов, вычитаемых из выручки. Такими расходами являются расходы на заработную плату (включая взносы в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд для безработных и другие расходы), амортизация, расходы на приобретение лицензии и другие расходы (транспортные расходы, услуги, предоставляемые другими фирмами и т.д.). В результате рассчитывается сумма валовой прибыли, которая облагается налогом (налоговая база).

Вначале, уплачиваются промысловый налог и земельный, что снижает прибыль для налогообложения за счет других налогов. Дальнейшая прибыль делится на распределяемые и не распределяемые доходы. Если прибыль не распределяется, она подлежит налогообложению корпоративного налога в размере 45%, а в случае распределения — 30,2%. Таким образом, стимулируется распределение корпоративной прибыли .

Промысловый налог на доход (5%) и налог на собственный капитал 0,2 % являются также важными налогами в Германии. При расчете базы налогооблагаемой чистой стоимости используется балансовая стоимость активов и обязательств. В составе налога на прибыль по общей ставке доход от увеличения капитала коммерческого банка подлежит исключение прибыли от продажи акций, в этом случае только 5% полученных прибыль облагается по общей ставке . Корпоративный подоходный налог в Германии также применяется к доходам от операций с ценными бумагами и, прежде всего, к доходу от их коммерческой продажи. Прибыль банка в этом случае определяется разницей между балансовой стоимостью ценных бумаг и доходами от их продажи.

Корпоративный налог может быть уплачен в особой форме налога на %-ый доход. Для простых счетов, а также депозитов в ценных бумагах ставка налога составляет 30%; по процентам, полученным по ценным бумагам, приобретенным в результате биржевых сделок, увеличилась до 35% . Еще одной формой корпоративного налога является налог на доходы от капитала, который облагается доходами от финансовых активов. В частности, налог в размере 25% взимается с процентного дохода по ценным бумагам с фиксированной процентной ставкой и правом на обмен этой ценной бумагой на акции компании. Кроме того, налог по той же ставке начисляется дополнительными процентными платежами, которые определяются размером распределения прибыли для некоторых заемщиков (облигации с доходами, прибыльные сертификаты). Подоходный налог на доход от капитала учитывается при расчете общего налога на прибыль или налога на прибыль организаций.

Во Франции предпочтительны косвенные налоги, особенно НДС, что составляет 27% государственного бюджета, при этом ставка НДС составляет 18,6%. Из прямых налогов основным является налог на прибыль корпорации и подоходный налог физического лица.

Ставка корпоративного налога на прибыль составляет 33,3%. Доходы от увеличения рыночной стоимости долгосрочного капитала облагаются налогом по ставке 18%. Налоговые обязательства, которые влияют на деятельность банков, включают профессиональный налог, взимаемый на местном уровне, который состоит из двух элементов: 18% от фонда заработной платы; 8% от арендной стоимости зданий и 16% от оборудования, используемого в деятельности банка.

Во Франции операции на рынке ценных бумаг осуществляются в рамках единого налогового режима, поскольку государство отказалось предоставлять налоговые льготы по государственным ценным бумагам. Налоговая ставка по доходам составляет 33,3%, налог на доходы от капитала — 8%. Когда покупка ценных бумаг осуществляется за счет долгового финансирования, выплаты процентов по кредитам могут быть вычтены из налогообложения, при соблюдении двух условий:

— процентная ставка не превышает среднюю процентную ставку по котируемым облигациям — лимит составляет 7%;

— совокупная сумма займов не превышает 150% акционерного капитала банка .

Подводя итоги анализа налогообложение деятельности коммерческих банков в США, использующую прогрессивную ставку налога на прибыль корпорации, можно сделать вывод, что это один из элементов стимулирования деятельности не только крупных банков (как это характерно для российского банковского сектора), но и для вновь созданных и малых банков. Помимо выше сказанного, в США кредитование реального сектора экономики и потребительское кредитования стимулируется за счет предоставления налоговых льгот от процентных доходов по выданным кредитам населению и предприятиям.

Анализируя опыт Германии, приходим к выводу что, основной чертой налогообложение деятельности банков является стимулирование использования прибыли для развития банков, налогооблагая ее по льготной ставке. Также налогообложение по повышенной ставке процентных доходов по ценным бумагам, свидетельствует о стимулировании не портфельных инвестиций, а прямых (уменьшение доли спекулятивных операций).

Во Франции также происходит стимулирование кредитования реального сектора экономики, льготное налогообложение банковских операций по НДС (как в Германии и России — большинство финансовых операций освобождены от НДС, в США отсутствует НДС).

Таблица 1. Сравнительный анализ базовых налогов уплачиваемых банками в странах

мира (в %) (составлено автором)

США Германия Франция Россия

НнПО 35 33 33,3 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НДС — 15 18,6 18

НнИО 1,4 0,6 1,5 2

После кризиса 2008 года, для повышения ответственности кредитных организации при осуществлении спекулятивных операций, многие страны рассматривали применение в национальном законодательстве специального налога на спекулятивные операции — налог Тобина. В 1978 году Джеймс Тобин, позже лауреат Нобелевской премии, предложил наложить налог на краткосрочные валютные спекуляции. Ставка налога составит от 0,05 до 1%. Все транзакции, основанные на обмене одной валюты на другую, должны облагаться этим налогом. Его цель состояла в том, чтобы предотвратить валютные спекуляции, сделав обмен валюты более дорогим. Налог, который он предложил, должен был предотвратить валютные спекуляции, а доход от этого налога должен был быть выделен для оказания помощи странам третьего мира. Благодаря этому разные страны могут отменить обязанности и открыть свои рынки. По его идее, можно было бы поддерживать как свободную торговлю, так и контроль над поставкой денег национальными центральными банками. Каждый налог является вмешательством в рыночный процесс и нарушает структуру размещения ресурсов в обществе. Это также изменяет состояние рынка. Это не отличается в случае налога Тобина. Более того, такой низкий налог вряд ли будет препятствовать валютным спекуляциям, особенно потому, что прибыль, получаемая от таких спекуляций, очень высока. Хотя налог Тобина кажется низким, следует отметить, что налог на прибыль, например, в начале тоже не был очень высоким. Когда он был впервые введен в Великобритании в 1798 году, он имел ставку 10% на доход выше 200 фунтов стерлингов, доход ниже 60 фунтов стерлингов не облагался налогом, а доход от 60 до 200 фунтов стерлингов облагался налогом повышение ставки налога ниже 10%. Средний доход в то время составлял около 20 фунтов стерлингов. На данный момент в большинстве стран ставка подоходного налога составляет несколько десятков процентов. Можно предположить, что через несколько лет после введения налога Тобина его ставка также увеличится.

Введение налога Тобина приведет к получению больших финансовых средств. Был проведен значительный объем исследований, чтобы указать доход, который может быть получен из налога Тобина. Общепринято считать, что более низкий налог принесет наибольший доход, поскольку, учитывая размер рынка, он не окажет негативного влияния на его функционирование. Ставка налога в размере 0,05% будет генерировать 50100 миллиардов долларов в год .

Противники налога Тобина также обращают внимание на проблему уклонения от уплаты налогов. Однако, учитывая низкую ставку налога, считается, что желание и упорство в уклонении от этого налога будет очень низким. Политическая готовность к налогу на оборот валюты и внедрение необходимых мер правовой безопасности необходимы для обеспечения оплаты и юридической санкции за их уклонение. Благодаря электронному характеру валютного рынка уклонение от налога Тобина было бы трудным, поскольку каждая сделка может быть тщательно прослежена. Также очень важно, чтобы нынешняя идея налога Тобина не была идентична первоначальным предложениям. Решение 70-х годов было сосредоточено на глобальном налогообложении валютных операций, чтобы остановить валютные спекуляции. Основной целью налога было перевести контроль над экономикой из частных банков обратно в государство и правительство. Цель заключалась в том, чтобы

уменьшить размер валютного рынка, используя налог, который сделает любые валютные спекуляции невыгодными. Налог Тобина сложился из первоначальной формы по нескольким причинам. Во-первых, валютный рынок теперь в 70 раз больше, чем когда Тобин представил свою идею, а также стал самым прибыльным рынком мира. Во-вторых, предлагаемая ставка налога намного ниже первоначальной идеи Тобина (1%), поскольку маржа прибыли по валютным операциям намного ниже, чем когда идея налога была впервые создана. Кроме того, налог на валютные операции является общепринятой идеей для способа избежать будущих валютных кризисов, этот налог описывается как перегрузка налогов и должен эффективно исключать прибыльность девальвационных действий.

При налогообложении деятельности коммерческих банков в зарубежных странах особое внимание уделяется регулированию налогов и стимулированию банковской деятельности.

В настоящее время в ряде стран сформулированы основные способы такого стимулирования:

• выгоды для небольших и вновь созданных коммерческих банков;

• повышение ставки подоходного налога для успешных прибыльных коммерческих банков;

• освобождение от налогов доходов банка, полученных в результате долгосрочных кредитов для реального сектора экономики, при одновременном снижении ставки налога на прибыль для предприятий, полученных от использования долгосрочного банковского кредита для разработки или модернизации производства;

• налоговые льготы для специализированных банков.

Кредитные учреждения должны усилить контроль за целевым использованием заемных средств, выпущенных не только для реального сектора экономики, но и для лиц, не связанных с коммерческими выгодами. Банкам необходимо создать необходимые условия для того, чтобы предприятия могли воспользоваться займами для расширения производства, увеличить количество рабочих мест. Таким образом, с точки зрения кредитной организации, банк сможет добиться не только увеличения доли погашения полностью кредитных средств, но и избежать проблем с исчислением налоговой базы по потерянным кредитам.

Внедрение краткосрочных льгот для кредитных организаций является достаточно продуктивным методом оптимизации налогообложения коммерческих банков. Самым приоритетным для выгоды является налог на прибыль, но можно ввести специальную ставку для определенного типа налогоплательщиков. Для такого изменения в налогообложении банков это не потребует больших усилий. Стоит рассмотреть возможность дифференцированных налоговых ставок в зависимости от конкретного вида деятельности банка. Стоит также рассмотреть вопрос о снижении ставки подоходного налога для банков, которые предоставляют долгосрочные кредиты для значимых целей для государства. Эти изменения в налогообложении банков позволят государству контролировать (стимулировать) определенные направления в банковском секторе и активизировать интересы банков в повышении деловой активности. Введение льгот по налоговой ставке должно носить кратковременный характер, после определенного промежутка времени

будет проведен анализ эффективности банка, на основании которого будет принято решение о продлении (прекращении) льгот. Таким образом, как показал анализ систем налогообложения за рубежом, ставки базовых налогов в российский банковский сектор оказались сравнительно ниже. Поэтому совершенствование налогообложения банков не следует направлять по пути банального сокращения налогов. В рамках налогового воздействия следует ввести краткосрочные стимулы, дифференцировать налоговые ставки и рассмотреть изменения в налоговой базе по налогу на прибыль. Все это может в будущем привести отечественную экономику к новому уровню, поскольку коммерческие банки играют важную роль в финансово-экономической политике государства.

Список литературы

3. Подковыркина И.Д., Самсонова И.А. Пути развития налогообложения коммерческих банков в современных условиях / Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». . Режим доступ. www.scienceforum.ru/2015/1053/9861/ (дата обращения: 28.05.2018).

Порядок уплаты следующих налогов организациями, имеющими обособленные подразделения (в России и за рубежом)

  • Уплачивается в федеральный бюджет по месту нахождения головной организации. Декларация по НДС сдается в налоговую инспекцию по месту учета организации (п.5 ст.174 НК РФ). Вся сумма налога поступает в доход федерального бюджета, поэтому сдавать декларации по местонахождению обособленных подразделений не нужно (п.5 ст.174 НК РФ).
  • Если филиал находится за рубежом и реализует продукцию фирмы на территории иностранного государства, а не на территории России, то такие операции не являются объектом обложения НДС. Следовательно, суммы «входного» налога, относящегося к деятельности филиала, к вычету не принимаются. Они включаются в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг).
  • Выручка иностранного филиала учитывается при расчете 5% барьера для ведения раздельного учета по НДС
  • При наличии раздельного учета выручка филиала (в том числе иностранного) учитывается при расчете долей облагаемых и необлагаемых операций. Входящий НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для иностранного филиала к вычету не принимается, а учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг).
  • Выручка иностранного филиала показывается в Разделе 7 Декларации по НДС.
  • Часть налога на прибыль, направляемая в федеральный бюджет, полностью перечисляется по местонахождению головного отделения организации (п.1 ст.288 НК РФ).
  • Часть налога на прибыль, направляемую в региональный бюджет, необходимо распределить между головным отделением организации и ее обособленными подразделениями (п.2 ст.288 НК РФ). Распределять налог нужно независимо от того, есть ли у обособленных подразделений доходы (расходы), которые учитываются при расчете налога на прибыль, или нет (письмо Минфина России от 10.10.2011г. №03-03-06/1/640).
  • В общей декларации (Приложения к листу 02 Декларации), которая составляется и сдается по местонахождению организации (головного отделения) суммарно учитываются доходы и расходы головного отделения и всех филиалов (в том числе зарубежных).

Показатели для распределения налога на прибыль

Часть налога на прибыль, которую нужно перечислить по местонахождению обособленного подразделения, определяется по формуле:

Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, рассчитывается по формуле:

Удельный вес среднесписочной численности сотрудников (расходов на оплату труда) обособленного подразделения определяется по формуле:

Расходы на оплату труда

Если организация выбрала в качестве показателя для распределения налога расходы на оплату труда, данные расходы определяются по правилам статьи 255 Налогового кодекса РФ. В них, в частности, будут входить зарплата, отпускные, выходные пособия и т. д. Такое правило предусмотрено п.2 статьи 288 Налогового кодекса РФ:

Среднесписочная численность сотрудников

Удельный вес остаточной стоимости основных средств

Удельный вес остаточной стоимости основных средств обособленного подразделения (для определения доли прибыли, приходящейся на него) определяйте по формуле:

Остаточную стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период определяйте так же, как и при расчете налога на имущество в отношении объектов, налоговой базой для которых является средняя (среднегодовая) стоимость. Определяя удельный вес остаточной стоимости, надо учитывать все основные средства, которые являются амортизируемым имуществом, независимо от того, облагаются они налогом на имущество или нет.

Несколько подразделений в одном субъекте

Если у организации есть несколько обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ, то перечислять региональную часть налога на прибыль можно через одно из них. Организация может выбрать то подразделение, которое для нее наиболее удобно (например, то, у которого есть расчетный счет). Им может стать и головное отделение организации.

Чтобы платить региональную часть налога на прибыль через одно ответственное обособленное подразделение, в налоговую инспекцию по месту его учета необходимо подать письменное уведомление. А его копию направить в налоговую инспекцию по месту учета головного отделения организации. Исключение – случай, когда ответственным обособленным подразделением выступает само головное отделение организации. Тогда уведомить достаточно инспекцию по месту его учета (предоставлять копию уведомления туда же не надо).

Кроме того, о принятом решении нужно сообщить и в налоговые инспекции, в которых зарегистрированы те обособленные подразделения, через которые налог платить не планируется.

Подразделения за границей

Организации, которые имеют обособленные подразделения за границей, всю сумму налога на прибыль должны перечислять по местонахождению головных отделений (п.4 ст.311 НК РФ).

При распределении доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение компании (если в ее составе есть филиалы или представительства за границей), нужно учитывать среднесписочную численность всех работников компании (расходы на оплату труда) и остаточную стоимость всего имущества. Показатели заграничных филиалов нужно прибавить к значениям по головному отделению (Письмо Минфина РФ от 17.04.2008г. № 03-03-05/39).

При наличии суммы налога на прибыль, выплаченной за пределами РФ и засчитываемой в уплату налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в соответствии со ст. 311 НК РФ, заполняется строка 090 Приложения N 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль.

Доходы, полученные российской организацией за границей, могут облагаться налогами в государствах – источниках выплат. Это означает, что государство – источник выплат имеет право обложить этот доход по ставкам, предусмотренным либо соглашением об избежании двойного налогообложения, либо национальным налоговым законодательством (письмо Минфина РФ от 23.07.2002г. № 04-06-05/1/17).

Суммы налогов, уплаченных (удержанных) в иностранном государстве, можно засчитывать при уплате налога на прибыль в России, если это предусмотрено соответствующим Соглашением). Зачесть сумму налога можно как в текущем налоговом периоде (т. е. когда доходы, полученные за рубежом, были задекларированы в России), так и в течение следующих трех лет (письмо Минфина РФ от 02.10.2014г. № 03-08-05/49453).

Чтобы воспользоваться зачетом, российская организация – плательщик налога на прибыль должна представить в налоговую инспекцию по своему местонахождению:

  • документы, подтверждающие уплату налога за границей (п.3 ст.311 НК);
  • декларацию о доходах, полученных от источников за пределами России.

Плательщиками налога на имущество признаются юридические лица (п. 1 ст. 373 НК РФ). Обособленные подразделения юридическими лицами не являются, поэтому налог на имущество они не начисляют (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

  • Если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, то имущество, закрепленное за ним, учитывается отдельно от имущества головного отделения организации. Налог на имущество в этом случае нужно платить по местонахождению обособленного подразделения (ст. 384 НК РФ).
  • Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, то все имущество подразделения учитывается на балансе головного отделения организации. Налог на имущество в этом случае нужно платить по местонахождению головного отделения (п. 3 ст. 382 НК РФ).

Кроме того, организация должна платить налог на имущество по территориально отдаленным объектам недвижимости. Эта часть налога уплачивается по местонахождению каждого такого объекта, даже если там нет подразделения, выделенного на отдельный баланс (ст. 385 НК РФ).

Если организация и обособленное подразделение с отдельным балансом расположены в разных регионах, налог на имущество по этому подразделению нужно начислять по ставке, действующей в регионе, в котором оно находится (ст. 384 НК РФ). Если налоговые ставки региональными властями не определены, налог рассчитывается по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 статьи 380 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 380 НК РФ).

Налог на имущество зарубежного филиала

Особенности уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, регулируются статьей 386.1 НК РФ «Устранение двойного налогообложения». Фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества.

Необходимые документы (заявление на зачет налога, документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства) представляются российской организацией в налоговый орган по местонахождению российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.

При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении находящегося за пределами РФ имущества.

Транспортный налог

Организация должна платить транспортный налог и подавать декларацию по транспортному налогу по местонахождению автомобиля (п.1 ст.363 НК РФ). Местонахождением автомобиля признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль (подп.2 п.5 ст.83 НК РФ), т.е. транспортный налог по автомобилю, зарегистрированному на филиал, нужно перечислять в региональный бюджет по местонахождению филиала.

Ставки транспортного налога устанавливаются субъектами РФ.