Должность государственной службы

Основным документом, устанавливающим понятие государственной должности, принципы государственной гражданской службы и регулирующим вопросы, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее – гражданский служащий), является Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Государственная гражданская служба Российской Федерации – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае (ст.16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»):

  1. признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  2. осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  3. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  4. наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
  5. близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  6. выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  7. наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  8. представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  9. непредставления установленных сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  10. несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции»:
  11. непредставление сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов
    в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя (п. 2 ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»):

Список документов:

  • заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;
  • собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;
  • паспорт;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  • свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании;
  • сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий
на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать

В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

Контактное лицо по вопросу замещения вакантных должностей: главный специалист отдела по вопросам государственной службы и кадров администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга Ерещенко Александр Иванович, тел. 576-84-22, адрес электронной почты: okadr@tufruns.gov.spb.ru.

***

1. Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее — государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности подразделяются в настоящем Федеральном законе на:

1) утратил силу

Информация об изменениях:

См. текст подпункта 1 пункта 1 статьи 1

2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», — государственные должности категории «Б»;

3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, — государственные должности категории «В».

Перечень государственных должностей категорий «А», «Б» и «В» дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.

В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям.

Принятие Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) является существенным шагом к построению эффективной, прозрачной и открытой государственной службы. Важно то, что в нем учтены европейские стандарты и лучший зарубежный опыт ради того, чтобы украинская государственная служба функционировала в интересах государства и общества.

Нормы Закона № 889 вступают в силу с 01.05.16 г., кроме некоторых позиций, о которых поговорим далее (о владении госслужащих иностранным языком, премировании в объеме 30 % годового фонда должностного оклада, установлении фонда премирования госоргана в размере 20 % общего годового фонда должностных окладов и экономии фонда оплаты труда, размера минимального должностного оклада госслужащего не менее двух минимальных заработных плат, далее – МЗП).

В то же время утрачивает силу Закон от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723), за некоторыми исключениями (касающимися пенсионного обеспечения лиц, которые на день вступления в силу Законом № 889 имеют не менее 10 лет и 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей госслужащих).

Что касается Закона от 17.11.11 г. № 4050-VІ «О государственной службе», то он утратил силу с 31.12.15 г.

Согласно новому определению, которое отличается от предоставленного в Законе № 3723, государственная служба – это публичная, профессиональная, политически беспристрастная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства. Это значит, что каждый назначенный на должность госслужащий в первую очередь выполняет установленные для его должности полномочия, непосредственно связанные с задачами того государственного органа, в котором он работает.

В отличие от норм Закона № 3723, в ст. 3 Закона № 889 сказано, на каких именно госслужащих он распространяется (это должностные лица Кабмина, министерств, местных госадминистраций, органов прокуратуры, военного управления, заграничных дипломатических учреждений, других госорганов). Кроме того, предусмотрены и особенности прохождения службы в отдельных госорганах (ст. 91 Закона № 889).

Также четко урегулировано, к кому не применяются нормы данного Закона:

  • президент страны;
  • глава администрации президента, его заместители, постоянный представитель президента в АР Крым, его заместители;
  • члены КМУ, первые заместители и заместители министров;
  • председатели и члены Нацтелерадио, АМК, НАПК, Счетной палаты, ЦИК, председатели и члены других государственных коллегиальных органов;
  • секретарь Совета нацбезопасности, его заместители;
  • председатели Госкомтелерадио, Фонда госимущества, их заместители;
  • народные депутаты;
  • уполномоченный Верховной Рады по правам человека, его представители;
  • служащие НБУ;
  • депутаты Верховной Рады АР Крым, председатель Совета министров АР Крым, его заместители, министры АР Крым;
  • депутаты местных советов, должностные лица местного самоуправления;
  • судьи;
  • прокуроры;
  • работники госорганов, выполняющие функции по обслуживанию;
  • работники государственных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, основанных госорганами;
  • военнослужащие ВСУ и других воинских формирований;
  • лица рядового и начальствующего состава правоохранительных органов и работники других органов, которым присваиваются специальные звания;
  • работники патронатных служб.

Принципы прохождения госслужбы

Отметим, что Закон № 889 четко и детально урегулировал принципы набора и увольнения госслужащих, прохождения их службы, требования к должностям, ответственность, карьерную мотивацию, прозрачность системы оплаты труда. В то же время в нем определено, что в части отношений, не урегулированных данным Законом, на госслужащих распространяется действие законодательства о труде.

Принципиально изменены подходы к определению категорий должностей госслужбы. Теперь это будут:

  • категория «А» (высший корпус госслужбы, так называемые «первые» руководители);
  • категория «Б» (заместители руководителей госорганов, руководители структурных подразделений, терорганов);
  • категория «В» – другие должности, не отнесенные к категориям «А» и «Б». Важно то, что число должностей первых двух категорий не должно превышать треть штатной численности соответствующего госоргана (ст. 6 Закона № 889).

Среди новаций – законодательное определение прав и обязанностей госслужащих, их подчиненности. Установлено, что государственному работнику необходимо соблюдать политическую беспристрастность (запрещено занимать должности в руководящих органах политической партии, любое использование своего служебного положения в политических целях и т. п.).

Органы управления госслужбой

Отдельный раздел Закона № 889 посвящен вопросу управления госслужбой, которая будет включать: Кабмин, Нацгосслужбу, Комиссию по вопросам высшего корпуса государственной службы и соответствующие комиссии, руководителей госслужбы, службы управления персоналом. Останавливаться на функциях и задачах КМУ и Нацгосслужбы не будем, а об указанных структурах – подробнее.

Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы (далее – Комиссия) определена как постоянно действующий коллегиальный орган, члены которого работают на общественных началах (ст. 14 Закона № 889). Правда, на период участия в работе Комиссии за ее членами сохраняется должность и средний заработок по месту их основной работы. Полномочия Комиссии достаточно высоки, но они касаются только организации работы госслужащих категории «А»: согласование типовых требований к их профессиональной компетентности, проведение конкурса на занятие вакантных должностей среди претендентов на такие должности, дача согласия на их увольнение, осуществление относительно них дисциплинарных производств и т. п.

Что касается госслужащих категорий «Б» и «В», то ими в каждом отдельном госоргане занимается руководитель госслужбы. В министерстве такие полномочия будет исполнять государственный секретарь, в другом ЦОИВ – его руководитель или же руководитель аппарата (секретариата). Упомянутый руководитель фактически организует кадровую работу всего персонала органа. Его функциями, в частности, являются: проведение конкурсов на занятие вакантных должностей, планирование служебной карьеры, назначение на вакантные должности и увольнение с должностей, присвоение рангов, принятие решений о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности и т. п. В то же время для работников, не являющихся госслужащими, руководитель госслужбы является работодателем.

Требования к госслужащим

Остановимся на требованиях к тем, кто намерен поступить на госслужбу. Кстати, эти требования касаются и тех, кто уже сейчас является госслужащим и будет продолжать служить дальше.

В ст. 20 и 21 Закона № 889 конкретизировано, что к претендентам на должности госслужбы выдвигаются общие и специальные требования. Общие касаются общего стажа работы и опыта, владения одним из официальных языков Совета Европы (данная норма будет действовать с 01.05.18 г.). Специальные требования, которые должна определить Нацгосслужба исходя из требований специальных законов относительно деятельности соответствующих госорганов, касаются претендентов на должности категорий «Б» и «В». Следовательно, это должен быть гражданин Украины, который свободно владеет украинским языком и имеет степень высшего образования: для категорий «А» и «Б» – магистр, «В» – бакалавр, младший бакалавр.

Запреты на вступление в должность таковы: возраст свыше 65 лет; недееспособность или ограниченная дееспособность; наличие непогашенной (неснятой) судимости; лишение судом права занимать соответствующие должности; коррупционные деяния; другое (не украинское) гражданство; непрохождение спецпроверки; необходимость люстрации (Закон от 16.09.14 г. № 1682-VІІ «Об очистке власти», далее – Закон № 1682).

Кроме указанных требований претенденты на должности должны пройти конкурс.

На государственную службу поступают исключительно по конкурсу. Прием лиц без конкурса запрещен. Обращаем внимание: вакантные должности, на которые в течение одного года не объявлен конкурс, подлежат сокращению (ст. 24 Закона № 889)!

Об особенностях проведения конкурса расскажем в одном из следующих номеров «БАЛАНС-БЮДЖЕТА» в комментарии к соответствующему постановлению КМУ, которым утвержден порядок его проведения. Но коротко отметим, что нормами Закона № 889 детально установлено: какие именно документы подаются претендентом конкурсной комиссии; какими должны быть действия службы персонала госоргана, в котором проводится конкурс; полномочия конкурсной комиссии; как оформляются и обнародуются результаты конкурса; обжалование результатов конкурса и другое.

Оформление назначения на должность

Назначенным на должность должен быть победитель конкурса (ст. 31 Закона № 889). Решение об этом принимается по окончании срока обжалования результатов конкурса, но не позднее 30 календарных дней после обнародования информации о победителе. Основанием для такого решения служит протокол заседания конкурсной комиссии. Важными являются результаты проверок, установленных Законом № 1682 и Законом от 14.10.14 г. № 1700-VІІ «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700).

Требования для занятия должности в госоргане на этом не исчерпаны. Нельзя назначать на должность лицо, которое будет прямо подчиняться близкому человеку (или которое само будет иметь в подчинении близких лиц). В противном случае ответственность за такое нарушение законодательства несет руководитель госслужбы. Если само лицо не уведомило о подобных обстоятельствах, оно и будет отвечать. Это является одним из ограничений, установленных Законом № 1700.

Закон № 889 установил, согласно какому локальному распорядительному документу производится назначение на должность государственной службы, а именно: согласно указу, постановлению, приказу, распоряжению, решению (далее – распорядительный документ). В этом документе обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество лица, занимаемая должность, структурное подразделение, дата начала выполнения должностных обязанностей, условия оплаты труда. Также в нем может быть зафиксирован испытательный срок (если таковой установлен), срок назначения (при необходимости).

Процедура найма на госслужбу

Знаем, что госслужащие назначаются на должность бессрочно. Однако Закон № 889 предусмотрел и исключение, когда происходит срочное назначение. Обратим внимание, что должностные лица категории «А» назначаются сроком на 5 лет с правом повторного назначения еще на один срок или следующего перевода на равнозначную или более низкую должность в другой госорган. Предусмотрено срочное назначение и в случае замещения должности на период отсутствия госслужащего, за которым сохраняется должность (например, если работающий госслужащий призван на военную службу по мобилизации).

Как и в условиях действия Закона № 3723, предусматривается испытание для госслужащих. Для лиц, впервые претендующих на занятие должности, оно обязательно.

Как предусмотрено ст. 27 КЗоТ, срок испытания при приеме на работу не может превышать трех месяцев, за исключением частных случаев, когда по согласованию с профсоюзами он длится 6 месяцев. В отличие от норм общего трудового законодательства, Законом № 889 установлены более жесткие сроки и условия установления и прохождения испытания. Поэтому для проверки соответствия госслужащего занимаемой должности ст. 35 Закона № 889 установила его продолжительность до 6 месяцев.

Мало того, если лицо не соглашается на испытание, это расценивается как отказ от занятия должности госслужбы. В таком случае применяется отложенное право второго по результатам конкурса кандидата, который желает занять вакантную должность (ст. 29, 35 Закона № 889). Однако второй по результатам конкурса кандидат будет иметь право быть назначенным только в течение одного года со дня проведения конкурса. Также второй по очереди претендент может назначаться в течение этого периода, если победителю конкурса (т. е. первому претенденту) отказано в назначении по результатам спецпроверки.

Если субъект назначения или руководитель госслужбы уже в период испытания обнаружил признаки несоответствия лица занимаемой должности, госслужащего необходимо в письменном виде предупредить об увольнении за 7 календарных дней с обязательным указанием оснований несоответствия.

Заметим, что согласно ст. 2 Закона № 889: руководитель госслужбы – это должностное лицо, которое занимает высшую должность госслужбы в госоргане и к должностным обязанностям которого относится осуществление полномочий по вопросам госслужбы и организации работы других работников в этом органе; субъект назначения – госорган или должностное лицо, которому в соответствии с законодательством предоставлены полномочия от имени государства назначать на соответствующую должность госслужбы в госоргане и увольнять с такой должности.

Традиция, введенная Законом № 3723 в части принесения присяги госслужащего, сохраняется и сейчас. Присягу публично должен принести тот, кто впервые назначается на должность. При отказе от присяги решение государственного органа о назначении на должность госслужащего отменяется, и к занятию должности приглашается второй по результатам конкурса кандидат на эту вакансию. Если второго кандидата не было, придется объявлять и проводить повторный конкурс.

Как видим, во-первых, следует тщательным образом избирать претендентов на должности госслужбы, а во-вторых, квалифицированно проводить сам конкурс и по его результатам выявлять достойного кандидата на службу государству.

Служебная карьера

Рассмотрим, как проходит прием и продвижение по службе лиц.

Одним из первейших признаков статуса должности, выполняемых полномочий, уровня ответственности служит присвоенный госслужащему ранг. В разд. V Закона № 889 (ст. 38, 39) ранг определен как вид специальных званий. В отличие от ст. 26 Закона № 3723, теперь рангов будет 9. Сейчас законодательно определено, что присваивается ранг одновременно с приемом на должность, за исключением назначения с испытательным сроком – тогда ранг присваивается после окончания испытательного срока.

Поэтому если госслужащий профессионально и компетентно выполняет возложенные на него задачи, то ему, конечно, повышается и ранг. Правда, очередной ранг может быть присвоен уже не после двух лет успешной работы, как это было ранее, а через три года. Для этого нужно иметь хорошие результаты оценки его служебной деятельности.

И тогда госслужащего продвигают по службе путем занятия им более высокой должности. Напомним, что для этого необходимо пройти конкурс. Конечно, те работники, к которым применено дисциплинарное взыскание (ст. 66 Закона № 889), о развитии своей карьеры на госслужбе могут забыть.

Перевод на другую должность

В ст. 41 Закона № 889 предусмотрена возможность перевода на другую должность госслужащего (причем конкурс не обязателен). Это происходит:

  • при переводе на другую равнозначную или низшего уровня вакантную должность в том же госоргане, включая другую местность (например: главный специалист управления соцзащиты населения облгосадминистрации переводится в управление персонала этой же госадминистрации или же директор департамента в аппарате министерства – на должность начальника отдела территориального подразделения, находящегося в ведении этого же министерства; начальник отдела благоустройства райгосадминистрации г. Конотопа – на должность главного специалиста Черкасской горгосадминистрации);
  • при переводе на равнозначную или низшего уровня вакантную должность в другом госоргане, в том числе в другой местности (например, руководитель финансового подразделения районной в городе госадминистрации переводится на такую же должность в другом районе города или начальник отдела благоустройства Киевской облгосадминистрации – на должность главного специалиста отдела капитального строительства г. Бровары).

Такие переводы могут осуществляться лишь с согласия госслужащего. Кстати, подобную норму о получении согласия работника на его перевод содержит и ст. 32 КЗоТ.

Из вышеупомянутой нормы ст. 32 КЗоТ и ст. 41 Закона № 889 следует, что относиться к самому процессу перевода нужно достаточно внимательно, поскольку, во-первых, беременные женщины или те, кто является инвалидом или единственным опекуном ребенка в возрасте до 14 лет, вообще не подлежат переводу. Во-вторых, перед принятием подобного решения руководителю, в частности, кадровой службы в первую очередь необходимо выяснить, нет ли у госслужащего особо важных личных или семейных обстоятельств.

И только тогда, получив личное согласие госслужащего, выдается акт о его переводе. А уже на новом месте работы переведенному госслужащему подлежит выплате тот заработок, который соответствует его новой должности.

Особенности прохождения госслужбы

Прохождение госслужбы в отдельных госорганах имеет свои особенности, связанные с особыми функциями этих органов. Речь идет о председателях местных госадминистраций, руководителях аппаратов Верховной Рады, созданных президентом вспомогательных органов, других определенных Конституцией органов (в частности, Антимонопольный комитет, Фонд госимущества, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший совет юстиции, НАПК, Счетная палата), а также государственных коллегиальных органов.

Поэтому в ст. 91 Закона № 889 определено, как госслужащие упомянутых госорганов назначаются на должность и увольняются с нее. Также отмечено, в каком порядке утверждается: перечень должностей госслужбы, патронатной службы, должностей работников с выполнением обслуживающих функций, установление категорий должностей госслужбы по упомянутым «особым» органам.

Что касается патронатной службы, то о ней речь идет в ст. 92 Закона № 889. Теперь четко определено, какие именно должности относятся к этой службе: советники, помощники, уполномоченные и пресс-секретарь Президента, работники секретариатов председателя Верховной Рады, его первого заместителя и заместителя, работники патронатных служб премьер-министра и других членов Кабмина, помощники-консультанты народных депутатов, помощники и научные консультанты судей Конституционного Суда, помощники судей, а также должности патронатных служб в других госорганах.

Важным является то, что с работниками этой службы заключаются срочные трудовые договоры – на срок полномочий того лица, в патронате которого они работают. Из этого следует, что они увольняются в день прекращения полномочий своего «патрона».

Как предусмотрено ст. 3 Закона № 889, нормы данного Закона не распространяются на работников патронатной службы. Поэтому к ним применяются нормы общего трудового законодательства, то есть КЗоТа (кроме отдельных норм КЗоТа). Следовательно, такие работники при приеме на работу не должны проходить процедуру конкурсного отбора, им не присваивается ранг госслужащего, к ним не применяется дисциплинарная ответственность, условия оплаты их труда не могут быть определены на принципах, установленных для госслужащих, и т. п.

При этом зачисление в стаж гослужбы периода работы на должности патронатной службы возможно лишь в случае, если до назначения на такую должность работник находился на госслужбе и после увольнения с должности патронатной службы возвратился на госслужбу. При таких же условиях этот стаж учитывается при присвоении ранга госслужащего.

Однако при желании вернуться или поступить на госслужбу к претенденту применяются все требования Закона № 889, в частности обязательным является проведение конкурса.

Изменение существенных условий госслужбы

Согласно общим нормам трудового законодательства (ст. 32 КЗоТ) изменение существенных условий труда допускается, если происходят изменения в организации производства и труда и работник продолжает работать по той же специальности, квалификации или должности. Под таким изменением имеется в виду изменение систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещения профессий, изменение разрядов и наименования должностей и другое. Работодатель обязан об этом уведомить работника не позднее чем за 2 месяца.

Коротко отметим, что Закон № 889, исходя из особенностей функционирования госорганов, конкретизировал данный вопрос, установив основания для изменения существенных условий труда, которыми в госоргане могут быть: ликвидация, реорганизация, уменьшение фонда оплаты труда, сокращение численности или штата путем оптимизации системы госорганов или структуры отдельного госоргана.

Относительно отдельного госслужащего это может быть изменение:

  • отнесения должности к определенной категории;
  • основных должностных обязанностей;
  • условий (систем и размеров) оплаты труда или социально-бытового обеспечения;
  • режима службы, установления или отмены неполного рабочего времени;
  • места расположения госоргана.

Поэтому Закон № 889, по аналогии с нормами ст. 32 КЗоТ, предусматривает обязанность руководителя госслужбы заблаговременно, за 60 дней до таких изменений или еще раньше, в письменном виде уведомить госслужащих, за исключением случаев, когда условия улучшаются, то есть заработная плата повышается (тогда предварительно уведомлять не нужно).

В то же время госслужащему, который не согласен далее служить государству при изменении условий прохождения госслужбы, необходимо в течение 60 дней со дня ознакомления с уведомлением руководителя подать заявление о несогласии. При отсутствии заявления о несогласии он должен в дальнейшем проходить госслужбу в предложенных ему новых условиях. Есть у него также возможность обжаловать принятое руководством по нему решение, как это предусматривает ст. 11 Закона № 889.

Работа госслужащего и ее оценка

Конечно, в условиях реформирования государственности работа госслужащего должна быть качественной, профессиональной, эффективной, направленной на развитие страны. Поэтому предусмотрено, что она будет оцениваться. Об этом – далее.

Каждое должностное лицо, прежде чем вступать в соответствующую должность, знакомится с функциями и полномочиями как госоргана, в котором он будет работать, так и с объемом своей работы, а также ответственностью, которая на него возлагается. Качество выполняемой госслужащим служебной деятельности подлежит ежегодной оценке, и по ее результатам принимается решение о возможности его премирования, карьерного роста или же необходимости профессионального обучения (ст. 44 Закона № 889)

Обратим внимание: ради получения объективных результатов оценки в первую очередь анализируются показатели результативности, эффективности и качества работы. В свою очередь, упомянутые показатели следуют из установленных по соответствующей должности обязанностей. Кроме того, учитывается соблюдение госслужащим этики поведения и норм законодательства по предотвращению коррупции.

Заключение по результатам оценки принимается приказом. Причем обоснованию подлежит любая из выставленных оценок: отрицательная, положительная, отличная.

Следует иметь в виду, что теперь на премирование или же продвижение по службе может рассчитывать только то должностное лицо, которое получило отличную оценку. А если дважды подряд получены отрицательные оценки, госслужащего увольняют. Установлено, что типовой порядок оценки госслужащих утверждает Кабмин (на сегодняшний день его еще нет).

Закон № 889 также содержит нормы, касающиеся:

  • нового порядка исчисления стажа государственной службы (ст. 46 Закона № 889, постановление КМУ от 25.03.16 г. № 229);
  • правил внутреннего служебного распорядка госоргана (ст. 47 Закона № 889, приказ Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 50);
  • порядка стажировки госслужащих (ст. 48 Закона № 889, приказ Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 48).

На эту тему также читайте «Новый закон о госслужбе: новации в оплате труда госслужащих», «Новый закон о госслужбе: ответственность госслужащих, а также увольнения».

Статус государственного гражданского служащего

Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) определено Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и включает в себя:

Понятие гражданский служащий

Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Права гражданского служащего

Гражданский служащий имеет право на:

1. Обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2. Ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4. Оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5. Получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6. Доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7. Доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8. Ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9. Защиту сведений о гражданском служащем;

10. Должностной рост на конкурсной основе;

11. Дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12. Членство в профессиональном союзе;

13. Рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14. Проведение по его заявлению служебной проверки;

15. Защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16. Медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17. Государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18. Государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Обязанности гражданского служащего

Гражданский служащий обязан:

1. Соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2. Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3. Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4. Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5. Соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7. Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8. Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9. Представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
10. Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11. Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12. Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случае:

1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2. Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3. Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4. Наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5. Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6. Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7. Наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8. Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9. Непредставления установленных Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
10. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
11. Признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);
12. Непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
1. Замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
2. Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа;
3. Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
4. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
5. Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6. Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
7. Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
8. Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
9. Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;
10. Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
11. Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
12. Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
13. Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
14. Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
15. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
16. Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования к служебному поведению

Соблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предполагает активность действий государственного служащего, направленных на предотвращение коррупционных проявлений, и (или) строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа от совершения каких-либо действий. При этом поведение государственного служащего должно соответствовать этическим правилам, сформировавшимся в обществе.

В основе поведения государственного служащего лежит фактор непосредственных действий по исполнению должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом. Отклонение при осуществлении своих полномочий от положений должностного регламента может способствовать совершению коррупционных правонарушений, а также являться признаком коррупционного поведения.

В процессе выполнения служебных обязанностей государственный служащий обязан принимать меры по безусловному и полному соблюдению административных регламентов.

Государственному служащему следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов государственных служащих установлены:

— Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

— Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

— Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Кроме того, требования к служебному поведению государственных служащих включены в утвержденные государственными органами кодексы этики и служебного поведения.

О конфликте интересов

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями

Гражданский служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Гражданский служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является гражданский служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода гражданского служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Лица, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения) представляются лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения (далее – служащий (работник)), а именно:

а) лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность(замещаемая на постоянной основе);

б) государственными и муниципальными служащими, замещающим должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) работниками государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;

г) работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами.

2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданином, претендующим на замещение (далее – гражданин):

а) государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности;

б) любой должности государственной службы;

в) должности муниципальной службы, включенной в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

г) должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должность, включенную в перечни, установленные нормативными актами фондов,
локальными нормативными актами организаций;

д) отдельной должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенной в перечни, установленные федеральными государственными органами.

Обязательность представления сведений

3. Законодательством Российской Федерации не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе в период нахождения его в отпуске(ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей.

4. При невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию по почте.

Сроки представления сведений

5. Граждане представляют сведения при подаче документов для наделения полномочиями по должности, назначения или избрания на должность (до назначения на должность, вместе с основным пакетом документов).

6. Служащие (работники) представляют сведения ежегодно в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (федеральные государственные служащие, служащие Центрального банка Российской Федерации, работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций, иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

7. Сведения могут быть представлены служащим(работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным.

8. Откладывать представление сведений до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего (работника), например убытия в служебную командировку или отпуск.

Лица, в отношении которых представляются сведения

9.Сведения представляются отдельно:

а) в отношении служащего (работника),

б) в отношении его супруги (супруга),

в) в отношении каждого несовершеннолетнего ребенка служащего (работника).

Отчетный период и отчетная дата представления сведений

10. Установлены различный отчетный период и отчетная дата представления сведений для граждан и служащих(работников):

а) гражданин представляет:

сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году подачи документов;

сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную дату);

б) служащий (работник) представляет ежегодно:

сведения о своих доходах и расходах, доходах и расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный (отчетный) год (с1 января по 31 декабря), предшествующий году представления сведений;

сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления сведений).

Замещение конкретной должности на отчетную дату как основание для представления сведений.

11. Служащий (работник) должен представить сведения, если по состоянию на 31 декабря отчетного года:

а) замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень должностей, а сам служащий (работник) замещал указанную должность;

б) временно замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень должностей.

12. Служащий (работник) не представляет сведения, если он назначен на должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного года.