Должность контрактный управляющий

Содержание

Без лишних вводных, обратимся за определением «Контрактного управляющего» к первоисточнику, а именно 44 Федеральному закону.
Контрактный управляющий — это должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Контрактный управляющий назначается при выполнении двух условий:

  • 1. когда в организации отсутствует контрактная служба
  • 2. если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 мил. рублей

В противном случае, организация должна организовать контрактную службу.
Проще говоря, если в организации небольшой объем закупок, то все обязанности по ведению закупочной деятельности возлагаются на одного человека- контрактного управляющего.

Каким образом можно назначить контрактного управляющего?

Во-первых нужно определиться, будет это новый специалист, либо кто-то из уже работающих в организации.
Во-вторых, необходимо ознакомиться с требованиями профессиональных стандартов «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Человек занимаемый должность контрактного управляющего должен обладать соответствующей подготовкой.
Требования к квалификации контрактных управляющих довольно четко определены. Они должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 No 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 06.04.2016 No Д28и-841, письмо Минэкономразвития России от 13.05.2016 No Д28и-1220; Профстандарты «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок»).

подробнее про профстандарты можно прочитать здесь:

  • Профстандарты в сфере госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ (часть 1)
  • Профстандарты в сфере госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ (часть 2)

Соответствующую квалификацию и навыки можно получить пройди профессиональную переподготовку или повышение квалификации для контрактных управляющих.

Если Вам необходимо пройти курсы подготовки или повышения квалификации контрактный управляющих, оставьте заявку в форме ниже и мы подберем наиболее подходящий для Вас формат курса.Введите заголовок здесь…

Когда в организации встает вопрос о назначении контрактного управляющего, то это можно сделать несколькими способами:
1. Нанять нового специалиста и заключить с ним трудовой договор.
2. Перевести на должность собственного сотрудника, подходящего под критерии проф.стандартов ( ссылка на статью).
3. Возложить на действующего сотрудника дополнительные обязанности на условиях совместительства (нанять на полставки).

Можно ли привлекать на должность контрактного управляющего внешнего совместителя, специалиста по гражданско-правовому договору?
Специалисты сходятся во мнении, что так поступать нельзя.
Так в письме минэкономразвития от 21 марта 2017 г. N Д28и-1222говорится следующее:
Контрактная служба действует в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» (далее — приказ N 631).
Согласно пункту 6 приказа N 631 контрактная служба создается путем создания отдельного структурного подразделения или утверждения заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения. Таким образом, недопустимо возлагать функции сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего) на лиц, не состоящих в трудовых или служебных отношениях с заказчиком.

Обязанности и функции контрактного управляющего

В законе о контрактной системе определены функции, которые должен выполнять контрактный управляющий. Что логично, они полностью совпадают с функциями контрактной службы и заключаются в следующем:

  1. Это составление, размещение и внесение изменений в планы-графики и планы закупок;
  2. Подготовка извещений о закупках, закупочной документации, проектов контрактов, их размещение в ЕИС.
  3. Работа с ЕИС, электронными торговыми площадками, электронными магазинами, региональными системами закупок;
  4. Заключение и обеспечение контрактов;
  5. Работа с поставщиками, обжалование результатов определения поставщиков, запрос коммерческих предложений
  6. Планирование закупок, исследование рынка
  7. Осуществление иных полномочия, предусмотренные 44-ФЗ;

При этом контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

Как мы отметили ранее, контрактный управляющий назначается вместо создания контрактной службы, следовательно для него будут справедливы все положения типового регламента о контрактной службе, которые утверждены Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 No 631.

Регламет контрактной службы

​Образец должностной инструкции контрактного управляющего

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете, для осуществления закупок в рамках контрактной системы (44-ФЗ) Заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Решение о выборе между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок Заказчика. В данной статье мы подробно поговорим о контрактном управляющем, определим, каким требованиям он должен соответствовать, а также какие функции и обязанности должен выполнять. Настоящая статья будет полезна представителям Заказчиков, а также специалистам, ищущим вакансию контрактного управляющего. (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.01.2018 г.).

1. Кто такой контрактный управляющий?
2. Контрактная служба или контрактный управляющий?
3. Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ
4. Контрактный управляющий требования к должности
5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция
6. Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы
7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт
8. Поиск вакансии контрактного управляющего

Кто такой контрактный управляющий?

Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ).

У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности. Так, например, один контрактный управляющий может заниматься закупкой строительных и ремонтных работ, второй закупкой продуктов питания, третий закупкой техники и т.д. Эта позиция отражена в п.2 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889.

Приобрести книгу контрактного управляющего можно .

Контрактная служба или контрактный управляющий?

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых >100 млн. рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок Заказчика <= 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба, Заказчик назначает контрактного управляющего. Т.е. при СГОЗ <= 100 млн. рублей Заказчик ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего или ВПРАВЕ создать контрактную службу.

Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ

Согласно ч.4 ст.38 44-ФЗ в обязанности контрактного управляющего входит:

  1. разработка плана закупок, подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в единой информационной системе плана закупок и внесенных в него изменений;
  1. разработка плана-графика, подготовка изменений для внесения в план-график, размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений;
  1. подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  1. осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  1. участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
  1. организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  1. иные полномочия, предусмотренные 44-ФЗ.

Подробный перечень функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) содержится в Разделе II типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Важный момент! Согласно ч.3 ст.38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Статья 38 44-ФЗ не предусматривает обязанности Заказчика по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего.

Контрактный управляющий требования к должности

Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).

Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция

У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:

Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;

Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;

Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

Последовательность действий Заказчика при назначении КУ должна быть следующей:

  • введение новой должности в штатное расписание организации;
  • разработка должностной инструкции КУ (Примечание: Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов — общие положения, должностные обязанности, права и ответственность);
  • издание приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (т.е. контрактного управляющего).

(doc, 41 Кб).

(doc, 32 Кб).

Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы

Согласно ч.5 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий. В должностной инструкции КУ в обязательном порядке должны быть прописаны должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.

Контрактный управляющий несет ответственность по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.

Также КУ несет административную, уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности. Контрактные управляющие, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Более подробно ознакомиться с ответственностью должностных и юридических лиц за нарушение 44-ФЗ, а также с размерами штрафов за эти нарушения можно .

Также ч.2 ст.12 44-ФЗ установлено, что должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

Контрактный управляющий: обучение и профстандарт

Согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ).

Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Профессиональное обучение контрактных управляющих осуществляется в профильном учреждении образования (высшее и среднее специальное). Обучение может проходить, как в очной форме, так и в заочной. Курсы повышения квалификации можно пройти там же. Как правило, такие программы включают в себя, как теоретические, так и практические занятия.

В настоящее время большую популярность приобретают дистанционные курсы повышения квалификации. В современных условиях, когда у сотрудника нет возможности оторваться от работы, дистанционные курсы являются самым оптимальным решением. От человека потребуется наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет.

С 1 июля 2016 года действуют положения статьи 195.3 Трудового кодекса РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов. Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок”. А приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 626н утвержден профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок”.

Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:

  • Специалист по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Ведущий специалист;
  • Работник контрактной службы;
  • Контрактный управляющий;
  • Консультант по закупкам;
  • Заместитель руководителя подразделения;
  • Руководитель подразделения;
  • Руководитель контрактной службы;
  • Советник;
  • Руководитель.

Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» (уровень квалификации с 6 по 8) разработан для группы должностей:

  • Консультант по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Эксперт по закупкам;
  • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
  • Руководитель/директор (управления, департамента, организации);
  • Контрактный управляющий;
  • Руководитель контрактной службы.

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование — специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. «Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет.

Поиск вакансии контрактного управляющего

Меня часто спрашивают — «Где найти вакансию контрактного управляющего?”. На самом деле найти работу контрактного управляющего проще простого. Для начала рекомендую вам заглянуть на самые популярные интернет-площадки по поиску работы:

  1. www.hh.ru (HeadHunter);
  2. www.superjob.ru (SuperJob);
  3. www.rabota.ru (Rabota);
  4. www.job.ru (Job);
  5. www.avito.ru (Avito).

Помимо этого можно зайти на сайты администраций или сайты государственных (муниципальных) Заказчиков, где иногда встречаются объявления о поиске специалистов по закупкам.

Иногда подобные объявления размещаются на специализированных форумах по госзакупкам или в тематических группах и сообществах в социальных сетях.

Пройдитесь по всем этим ресурсам, уверен, что вам удастся найти для себя подходящую вакансию.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Можно ли в бюджетном образовательном учреждении культуры на экономиста возложить должностные обязанности контрактного управляющего (в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)?

Д. Ларин, г. Нижний Новгород

Ответ. Бюджетное образовательное учреждение культуры вправе возложить на экономиста обязанности контрактного управляющего при условии прохождения экономистом необходимого обучения в сфере закупок и документального оформления факта совмещения должностей. Объясним, как это сделать.

Требование к контрактной службе заказчика установлено ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В частности, заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее – контрактный управляющий).

При этом Минэкономразвития России в Письме от 23.09.2013 № Д28и-1070 указывает, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Согласно ч. 5 ст. 39 указанного Закона заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. По мнению Минэкономразвития России, действие ст. 9 и ч. 23 ст. 112 данного Закона распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, в чьих должностных регламентах есть обязанности в сфере закупок, в части прохождения ими профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок.

Необходимо учитывать, что согласно требованиям ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика. При этом требования к образованию контрактного управляющего аналогичны требованиям к образованию сотрудников контрактной службы.

В том случае, когда обязанности по должности контрактного управляющего возлагаются на работника, для которого основной работой является выполнение обязанностей по иной должности, имеет место совмещение должностей.

На основании ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

На практике используются два способа оформления факта совмещения должностей.

  • Оформляется отдельное письменное соглашение, не являющееся неотъемлемой частью трудового договора. Доводы в пользу данной позиции заключаются в следующем. Определенные сторонами условия трудового договора не изменяются, поскольку работнику поручается дополнительная работа, выполнение которой не предусмотрено трудовым договором, что следует из системного толкования норм ст. ст. 60, 60.2 ТК РФ. Таким образом, фактического изменения трудового договора по основному месту работы не происходит, поскольку выполнение и оплата дополнительной работы не влияют на выполнение и оплату основной работы.

  • Оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору. Основания для такого мнения такие. Указание трудовой функции (трудовых обязанностей, выполняемых по должности, профессии) работника отнесено к обязательным условиям трудового договора (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Изменение определенных сторонами условий трудового договора возможно только по соглашению сторон, оформленному в письменном виде (ст. 72, ч. 1 ст. 74 ТК РФ). Поскольку при поручении работнику дополнительной работы происходит изменение определенных сторонами условий (расширение круга должностных обязанностей работника или увеличение объема его работы), необходимо заключать дополнительное соглашение к трудовому договору.

Работодатель вправе придерживаться любого из рассмотренных способов. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.