Должность в ИП

Главная » Предпринимателю » Может ли ИП быть директором

Может ли ИП быть директором

Вернуться назад на Бывший директор

Генеральный директор ООО избирается общим собранием учредителей. Как правило, это наемный сотрудник, основной служебной обязанностью которого является единоличное управление всей хозяйственной деятельностью Общества в соответствии с полномочиями, указанными в уставе. Руководителю выплачивается заработная плата, размер которой обозначен в трудовом договоре. Российским законодательством также предусмотрена возможность передачи этих функций не физическому лицу, а индивидуальному предпринимателю, только в данном случае он будет называться не директором, а управляющим.

Может ли индивидуальный предприниматель быть директором: полезная информация для ознакомления

Генеральный директор или управляющий?

Генеральный директор — руководящая должность, определяемая штатным расписанием. А это значит, что отношения между таким руководителем и Обществом строятся по нормам трудового права. При найме предпринимателя на работу компания заключает с ним договор гражданско-правового характера. Привлечение ИП в качестве единоличного исполнительного органа, прежде всего, выгодно компании с точки зрения снижения налогового бремени. Предприниматель получает за свою работу оплату и самостоятельно проводит все расчеты с внебюджетными фондами. На единой системе налогообложения размеры его платежей не зависят от суммы вознаграждения и являются фиксированными. Если генеральный директор — физическое лицо, ООО уплачивает в полной мере все так называемые «зарплатные» налоги.

Порядок назначения ИП управляющим ООО

Индивидуальный предприниматель по закону не может быть назначен на пост управляющего в момент создания ООО. Хотя все-таки зарегистрировать ООО с ИП в роли единоличного исполнительного органа вполне реально, но стоит ли так рисковать? Ведь регистрацию могут признать недействительной и ликвидировать ООО на основании того, что у учредителей в момент Общества создания не было полномочий по передаче управляющих функций ИП.

Чтобы избежать неприятностей, необходимо сначала зарегистрировать ООО с избранным генеральным директором, а уже после передать управление ИП и внести соответствующие изменения в ЕГЮРЛ.

Есть ли риски?

Иногда налоговые органы рассматривают назначение ИП на пост управляющего компанией как попытку уклонения от уплаты налогов. Если такое подозрение у представителей ИФНС возникло — они могут подать иск о доначислении налогов. В этом случае компании придется доказывать в суде соответствие вознаграждения, получаемого управляющим объему выполняемой им работы.



В любой организации или на предприятии (в том числе и у ИП) должен быть руководитель. Исходя из этого, может возникнуть вопрос о том, должен ли существовать приказ о назначении директора ИП в кадровой документации? В связи с этим возникает и второй вопрос: кто руководит предприятием и должен ли сам ИП назначать себя на должность руководителя и платить себе зарплату.

Есть и другие немаловажные вопросы. Имеет ли право индивидуальный предприниматель, являющийся владельцем бизнеса, нанимать на должность руководителя другого человека? Как выглядит приказ о приме на работу на должность директора ИП? Постараемся ответить на эти важные вопросы в нашей сегодняшней публикации.

Кто и кого может назначить на руководящую должность?

Очевидно, что индивидуальный предприниматель, являясь владельцем бизнеса, самостоятельно несет единоличную ответственность за свою деятельность, включая финансовую и экономическую сферу, а также отчетность и ведение учета. Таким образом, ИП выполняет обязанности руководителя.

В соответствии с действующим законодательством, оформление индивидуального предпринимателя в качестве директора и выплата заработной платы самому себе не предусмотрена. То есть, в приказе о приеме ИП на работу на должность директора нет необходимости. Все это по закону подразумевает статус индивидуального предпринимателя.

Стоит обратить внимание на то, что в действующем законодательстве есть положение о том, что ИП имеет право принимать на работу сотрудников в соответствии с производственной необходимостью (и штатным расписанием). Таким образом, индивидуальный предприниматель может назначить на должность руководителя кого-либо из своих работников.

К примеру, если ИП собирается уйти от дел и нанимает директора, то необходимо внести в штатное расписание единицу руководящего персонала (из единого квалификационного справочника). При этом наемный работник не может быть принят на должность генерального директора.

В этой ситуации подойдут следующие руководящие должности:

  • исполнительный директор;
  • директор по коммерции;
  • директор по направлению;
  • директор службы продаж;
  • директор персонала;
  • управляющий.

Нельзя назначать единоправного руководителя (первое лицо компании) из числа наемных работников в связи с тем, что им всегда остается сам ИП. Перед государством всю полноту ответственности будет нести индивидуальный предприниматель.

Приказ о назначении руководителя ИП

Кадровый приказ (приказ по основной деятельности) должен иметь номер. Он вносится в регистрационную книгу приказов.

На первой строке документа пишется «Российская Федерация», а на второй — «Индивидуальный предприниматель Фамилия И.О.».

На третьей строке мелким шрифтом перечисляются все реквизиты индивидуального предпринимателя (ОГРН, , номер свидетельства о регистрации ИП).

Ниже слева указывают дату заполнения документа (с исходящим номером).

В строке ниже указывается тема приказа, например, «О назначении коммерческого директора».

Далее излагается суть приказа в деловом стиле и без лишних подробностей.

Подробное описание обязанностей директора указывается в документе под названием «Должностная инструкция».

Например, текст приказа может выглядеть так: «Назначить на должность коммерческого директора Иванова А.А. с 3 марта 2015 года с окладом согласно штатному расписанию». После этого, ИП ставит подпись со словами «Индивидуальный предприниматель Сидоров П.И» и заверяет печатью.

Приказ вступает в силу со дня его подписания. Сотрудник приступает к работе с даты, указанной в документе.

Может ли у ИП в действительности быть директор?

По запросу назначенного работника, ему может быть выдана копия приказа.

Что делать после оформления приказа?

Как уже упоминалось выше, приказ о назначении директора ИП сопровождается должностной инструкцией. С ней должен ознакомиться новый работник. После ознакомления он ставит подпись с расшифровкой.

После этого, с директором заключается типовой трудовой договор. В нем прописываются:

  • обязанности;
  • функции руководителя;
  • требования;
  • трудовой распорядок;
  • зоны ответственности.

Для того чтобы назначенный индивидуальным предпринимателем директор смог выполнять свои обязанности, ИП выдает ему доверенность на проведение каких-либо действий (по управлению предприятием).

Назначенный ИП директор и предприниматель вместе направляются в банк для оформления карточки с образцами подписей. После фиксации образца подписи руководителя, банк может принимать платежные документы, которые подписаны новым директором, к оплате и зачислению.

Документы

Типовые бланки документов, рассмотренных в этом материале, вы можете скачать по ссылкам ниже:

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Комментарии

Нажимая на кнопку «Отправить» вы подтверждаете, что ваш комментарий не содержит персональных данных в любой их комбинации

Вопросы и ответы в комментариях даются пользователями сайта и не носят характера юридической консультации. Если вам необходима юридическая консультация, рекомендуем получить ее, задав вопрос по телефонам, указанным выше, или через эту форму

.

Как оформить руководителя отдела у индивидуального предпринимателя

Как правильно оформлять документы при работе с индивидуальным предпринимателем

КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМЛЯТЬ ДОКУМЕНТЫ ПРИ РАБОТЕ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ

Некоторые сделки с предпринимателями могут попасть в зону налогового риска и обернуться доначислениями. Сегодня мы расскажем о том, какие действия помогут бухгалтеру избежать споров с инспекцией.

Зона риска

Почему же договоры с предпринимателями попадают в зону риска? Дело все в двойственном правовом статусе предпринимателей. Ведь в отличие от юридических лиц, бизнес предпринимателей не отделен четко от повседневной деятельности. Проще говоря, предпринимательскую деятельность ведет лицо, которое в тех же самых отношениях вполне может выступать и в роли обычного гражданина, не являющегося предпринимателем. Например, продать автомобиль оно может и как ИП, и как обычное физлицо.

А это, в свою очередь влечет, различия в налогообложении по тем договорам, которые предполагают выплаты со стороны организаций в пользу физических лиц. Ведь когда ИП осуществляет предпринимательскую деятельность и получает при этом доход от юридических лиц, последние не признаются налоговыми агентами по НДФЛ (ст. 227НК РФ). Тогда как в случае с выплатами в пользу «обычных» физических лиц, организация признается налоговым агентом. Соответственно, она должна удержать налог из суммы выплачиваемого дохода и сообщить о данном факте в налоговую инспекцию.

Вот тут-то и возникает зона риска. Очевидно, что если контрагентом выступает физлицо, то именно от его статуса зависят налоговые обязанности организации. Именно поэтому бухгалтеру и нужно позаботиться о правильном оформлении всех документов по сделке, чтобы при налоговой проверке иметь доказательства того, что доход выплачивался именно предпринимателю, а значит, обязанностей налогового агента у организации не возникало. Ведь в противном случае как минимум обеспечен судебный процесс и издержки по доказыванию своей правоты.

Оформляем договор

Итак, с зоной риска мы определились. Давайте посмотрим, как можно себя обезопасить. Казалось бы, самый простой способ — получить у контрагента копию свидетельства о госрегистрации, заверить ее и хранить. Но при ближайшем рассмотрении этот путь оказывается далеко не оптимальным. Ведь что подтверждает копия такого свидетельства? Лишь то, что данное лицо в принципе имеет статус предпринимателя. Но нам-то надо подтвердить другой факт: что данное лицо в данной конкретной сделке выступало как предприниматель, и данный конкретный доход получило именно как предприниматель. В связи с чем у организации не возникло обязательств налогового агента.

Соответственно доказательства нам нужны будут другие (хотя копия свидетельства лишней не будет, но об этом чуть позже). Факт того, что контрагент в данной конкретной сделке выступает именно как предприниматель, нужно подтверждать непосредственно договором. В нем помимо персональных данных контрагента, как физлица (ФИО, паспортные данные, сведения о месте жительства), должно быть прямо указано, что он является индивидуальным предпринимателем, а также приведены его ИНН, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, данные об органе, выдавшем этот документ.

Понятно, что в самом договоре эти данные не обязательно должны быть приведены в отдельном пункте, они вполне могут находиться в разных местах документа. Так, указание на то, что физлицо действует в качестве предпринимателя, обычно помещается в начале договора, где речь идет о сторонах. То есть, фразы «Индивидуальный предприниматель Иванов Иван Иванович, именуемый в дальнейшем…» для этих целей вполне достаточно.

ИП и Генеральный директор

Данные же об ИНН и свидетельстве о госрегистрации обычно указываются в конце договора, там, где приводятся реквизиты и подписи сторон. Такого указания будет вполне достаточно.

Подведем итог рассуждениям. В договорах с предпринимателями бухгалтеру надо проследить за двумя вещами: чтобы в шапке договора было указано, что он заключен с предпринимателем, а в конце договора рядом с подписью ИП были приведены его ИНН и данные свидетельства о госрегистрации. Ну и, конечно, не лишним будет получить копию самого свидетельства о госрегистрации и сверить данные с указанными ИП в договоре.

При наличных расчетах проверяем чек

Но письменные договоры заключаются далеко не всегда. Часто организация приобретает что-то у предпринимателей за наличные. Как обезопасить себя в таком случае?

Тут бухгалтеру придется внимательно изучить чек ККТ, выданный предпринимателем при покупке. Не выполнять обязанности налогового агента организация может, если в чеке есть указание на то, что он выдан предпринимателем.

То есть, в чеке прямо указано, что он выдан ИП. Далее проверяем, чтобы в чеке были следующие данные:
— Ф.И.О. предпринимателя;
— ИНН предпринимателя;
— заводской номер ККТ;
— порядковый номер чека;
—  дата и время покупки (оказания услуги);
— стоимость покупки (услуги);
—  признак фискального режима.

Если все данные в чеке есть, не забудьте снять с него копию и заверить ее печатью организации и подписью главбуха. Дело в том, что чеки ККТ имеют свойство со временем выцветать вплоть до полного исчезновения чернил. А документы для целей налогового контроля нужно хранить в течение 4 лет, поэтому такая страховка лишней не будет.

Может ли быть директор у ИП