Должности государственной гражданской службы

Статья 9. Классификация должностей гражданской службы

Группы должностей гражданской службы рф

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Обслуживающие специалисты — категория должностей государственной службы

Категория должностей государственной службы “обеспечивающие специалисты“ введена Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ и учреждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 “О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы“ (далее — Указ N 1574).

В связи со вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г.

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

N 763 “О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих“ с 1 августа 2006 г. в полном объеме вступил в силу Указ N 1574.

В соответствии с п. 7 Указа N 1574 руководителям федеральных государственных органов предписано привести наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах, а также нормативные правовые акты государственных органов в соответствие с Указом. В связи с этим руководители государственных органов должны были провести мероприятия по совершенствованию организационной структуры и введению в действие новых штатных расписаний.

Структура и штатное расписание государственного органа утверждаются его руководителем в пределах фонда оплаты труда, численности федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, численности работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы.

Ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ (далее — Закон N 79-ФЗ) устанавливает классификацию должностей гражданской службы. Должности гражданской службы подразделяются на категории “руководители“, “помощники (советники)“, “специалисты“ и “обеспечивающие специалисты“. Кроме того, они распределяются по пяти группам: “высшие“, “главные“, “ведущие“, “старшие“ и “младшие“. При этом должности категории “обеспечивающие специалисты“ высшей группы должностей не имеют. В соответствии с этим в штатных расписаниях государственных органов необходимо провести разделение специалистов среднего звена на две категории: “специалисты“ и “обеспечивающие специалисты“.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона N 79-ФЗ “обеспечивающие специалисты“ — это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности федеральных государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Изменение штатного расписания и введение должностей категории “обеспечивающие специалисты“ осуществляется на основании нормативного правового акта государственного органа (приказа, распоряжения) о проведении организационно-штатных мероприятий.

Должности категории “обеспечивающие специалисты“, вводимые штатным расписанием государственного органа, могут предусматриваться как в рамках структурного подразделения государственного органа, так и в рамках подразделения, входящего в состав структурного подразделения государственного органа (Управления, Департамента или иного). Например, в первом случае должность категории “обеспечивающие специалисты“ может предусматриваться для обеспечения деятельности приемной руководителя структурного подразделения, если это предусмотрено должностным регламентом по данной должности. В другом случае должность категории “обеспечивающие специалисты“ может предусматриваться в подразделении, входящем в состав структурного подразделения.

При формировании структуры государственного органа целесообразно исходить из того, что оптимальное с точки зрения управленческой эффективности количество должностей гражданской службы категории “обеспечивающие специалисты“ составляет 10-20% общей численности гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, введенные штатным расписанием.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1094 “О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительных органов“ в последних штатная численность департамента не может быть менее 35 ед., управления — менее 20 ед., отдела — менее 10 ед., отдела в составе департамента (управления) — менее 5 ед., а в структуру департамента и управления не может входить менее 3 отделов.


Отнесение должностей гражданской службы
к категории “обеспечивающие специалисты“

Должности гражданской службы в структурных подразделениях государственного органа, по которым предусмотрены обязанности по приему и регистрации документов, учетно-справочная работа, связанная с документоведением и документационным обеспечением, бухгалтерией, а также обязанности по обеспечению приемной его руководителя или руководителя структурного подразделения, преимущественно относятся к категории “обеспечивающие специалисты“.

Учитывая, что отдельными структурными подразделениями осуществляются как перечисленные, так и иные функции (например, по выработке бюджетной политики, нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности и т.д.), в штатное расписание структурного подразделения могут включаться как должности категории “специалисты“, так и должности категории “обеспечивающие специалисты“.

В любом структурном подразделении наряду с должностями категории “специалисты“ может быть предусмотрена одна или несколько должностей категории “обеспечивающие специалисты“. Основанием для отнесения должности к указанной категории являются, прежде всего, должностные обязанности и служебные функции, входящие в должностной регламент.

В связи с этим при отнесении некоторых должностей к категории “обеспечивающие специалисты“ следует учитывать функциональное содержание служебных обязанностей по должности гражданской службы на основе должностного регламента и соответствующие требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе к гражданским служащим в зависимости от категории и группы должностей. Устанавливаемые в структуре государственного органа должности следует относить к той или иной категории должностей, исходя из управленческой целесообразности, которая определяется с учетом мнений руководителей структурных подразделений и руководителя государственного органа.

Рассмотрим пример распределения обслуживающих специалистов по группам с учетом выполняемых служебных обязанностей.

Пример 1. По главной группе должностей:

— разработка проектов организационных решений, связанных с реализацией задач подразделения, предложений по совершенствованию технологических процессов;

— обеспечение руководителя структурного подразделения или его заместителей необходимой информацией по рассматриваемым вопросам;

— обеспечение выполнения служебных заданий, соблюдения установленной технологии работ;

— участие в информационном обеспечении работы согласительных, специальных и других комиссий;

— по поручению руководителя структурного подразделения подготовка обзорных, аналитических и иных информационных материалов и справок и т.д.

По ведущей группе должностей:

— ведение делопроизводства (получение, регистрация, учет прохождения документов в подразделении и т.д.);

— организация работы службы делопроизводства;

— проведение экспертизы ценности документов;

— формирование и ведение автоматизированного информационно-справочного банка данных;

— подготовка обзорных и иных информационных материалов по вопросам, отнесенным к введению подразделения;

— подготовка отчетов, организационно-распорядительной, информационно-аналитической, технической документации;

— организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых подразделением;

— ведение web-страницы структурного подразделения;

— техническое обеспечение деятельности структурного подразделения (машинописные, копировальные работы, заполнение заявок на канцтовары, пропусков, ведение табеля и т.д.);

— систематическое информирование руководителя структурного подразделения и его заместителей о состоянии исполнения документов и поручений.

По старшей группе должностей:

— организация работы службы делопроизводства;

— участие в ведении делопроизводства (получение, регистрация, учет прохождения документов в подразделении и т.д.);

— техническое обеспечение деятельности структурного подразделения (машинописные, копировальные работы, заполнение заявок на канцтовары, пропусков, ведение табеля и т.д.);

— контроль за получением, регистрацией, прохождением документов в подразделении;

— ведение автоматизированного информационно-справочного банка данных;

— взаимодействие с организационными и хозяйственными подразделениями для обеспечения четкой работы и т.д.

По младшей группе должностей:

— выполнение четко регламентированных технологических процессов;

— техническое обеспечение деятельности подразделения (машинописные, копировальные работы, заполнение заявок на канцтовары) и т.д.


Назначение на должность, освобождение от замещаемой
должности и увольнения с гражданской службы

В приказе (распоряжении) государственного органа о проведении организационно-штатных мероприятий должна быть указана их обоснованная причина.

Это может быть сокращение должностей (например, в случае, если данная должность упразднена Указом N 1574 (отсутствует в нем) либо ее наименование изменилось, руководителем принято решение об изменении структуры, штатного расписания государственного органа).

Еще одной такой причиной является изменение существенных условий служебного контракта. Например, в случае, если данная должность присутствует в Указе N 1574 и штатном расписании государственного органа, но изменились группа и/или категория должностей, условия оплаты труда и др.

При проведении указанных мероприятий необходимо учитывать, что согласно п. 12 Указа N 1574 переназначение лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, на должности гражданской службы производится только в случаях, если в вышеуказанном документе отсутствуют наименования замещаемых ими должностей. Переназначение производится с учетом квалификационных требований к должностям гражданской службы.

О сокращении должности или об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен руководителем в письменной форме не позднее, чем за два месяца до введения соответствующих организационно-штатных мероприятий.

Переназначение гражданского служащего на должность категории “обеспечивающие специалисты“ производится путем направления руководителем государственного органа официального уведомления гражданскому служащему с предложением должности, имеющейся в штатном расписании. При этом должны быть учтены установленные квалификационные требования, поскольку должность, замещаемая им ранее, сокращена либо существенные условия служебного контракта изменены.

При согласии гражданского служащего, ранее замещавшего должность, наименование которой упразднено в связи с введением Указа N 1574 (отсутствует в нем), на замещение должности с иным наименованием производится его переназначение на должность гражданской службы.

В случае согласия гражданского служащего замещать предложенную ему должность гражданской службы он направляет на имя руководителя государственного органа заявление о назначении его на предложенную должность. А затем в служебный контракт вносятся соответствующие изменения. Служебный контракт при этом не перезаключается.

В случае несогласия с предложенной должностью гражданский служащий по истечении двух месяцев с момента предупреждения о сокращении должности или об изменении существенных условий служебного контракта освобождается от замещаемой должности, увольняется с гражданской службы и служебный контракт с ним прекращается.

Упразднение наименований ряда должностей и введение новых, входящих в категорию “обеспечивающие специалисты“, не связано с изменением существенных условий профессиональной деятельности гражданских служащих (ведь ранее выполняемые ими должностные обязанности и функции сохранены). Следовательно, в этом случае основанием для увольнения и прекращения служебного контракта является сокращение должности, предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы, руководитель государственного органа обязан обеспечить предоставление ему государственных гарантий, предусмотренных Законом N 79-ФЗ, в том числе:

— предоставить с учетом его квалификации, профессионального образования и стажа возможность замещения иной должности гражданской службы в том же или в другом государственном органе;

— направить гражданского служащего на переподготовку или повышение квалификации.

При проведении организационно-штатных мероприятий должны быть соблюдены основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих, установленные законодательством Российской Федерации. Необходимо учитывать, что на основании п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет. Это в том случае, если увольнение с федеральной государственной службы производится в случае ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

При увольнении с гражданской службы в соответствии со ст. 29 Закона N 79-ФЗ (изменение существенных условий служебного контракта по инициативе руководителя государственного органа) гражданский служащий права на пенсию за выслугу лет не имеет.

В.С. Краснова,

юрист

“Ваш бюджетный учет“, N 1, январь 2007 г.

Государственная гражданская служба Российской Федерации

Главная » Кадровику » Должности муниципальных служащих

Должности муниципальных служащих

Вернуться назад на Муниципальный служащий

Согласно ст. 57 ТК РФ трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Устанавливаются такие должности муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, имеющий высшую силу, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования и правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, который обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Особый статус представительных органов местного самоуправления в первую очередь связан с их выборностью. Таким органом является, как правило, городская дума или совет депутатов.

Наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей, используются при составлении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования (ст. 6 Закона №25-ФЗ).

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами по категориям и группам должностей. Кроме этого, в зависимости от соответствия уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям, служащим присваиваются классные чины.

Группы должностей установлены ст. 8 Закона №25-ФЗ – высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Категории и классные чины должностей муниципальной службы устанавливаются законами субъектов РФ.

На примере Закона Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области» (далее – Закон № 137/2007-ОЗ) рассмотрим, какие категории и классные чины установлены для муниципальных служащих Московской области.

Итак, там различают следующие категории служащих:

• руководители – это должности руководителей администраций муниципальных образований и их заместителей, руководителей органов местного самоуправления и их заместителей и т. д. Они подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей муниципальной службы;
• помощники (советники) – должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемые муниципальными служащими на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанного лица. Составляют ведущую группу должностей муниципальной службы;

• специалисты – должности, устанавливаемые для профессионального, а также организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, замещаемые без ограничения срока полномочий. Подразделяются на ведущую, старшую и младшую группы должностей муниципальной службы.

Такие категории установлены во многих субъектах РФ, но в некоторых отдельно предусмотрена категория «обеспечивающие специалисты».

В законах субъектов РФ также сопоставляются группы должностей муниципальной службы и группы должностей государственной гражданской субъекта РФ. Так, высшая и главная группы муниципальной службы соответствуют главной группе гражданской службы.

Реестром должностей муниципальной службы, утвержденным Законом № 137/2007-ОЗ, например, для муниципальной службы в администрации муниципального образования, учреждаются следующие наименования должностей.

Категория «руководители»:

• высшие должности – руководитель администрации муниципального образования;
• главные должности – первый заместитель/заместитель главы администрации муниципального образования, первый заместитель/заместитель руководителя администрации муниципального образования, руководитель органа администрации муниципального образования, управляющий делами администрации муниципального образования, первый заместитель руководителя органа местного самоуправления, заместитель председателя контрольно-счетного органа, начальник отдела, заместитель начальника отдела;
• ведущие должности – заместитель председателя комитета, заместитель начальника управления, заместитель начальника отдела; начальник отдела в составе комитета, управления, заместитель начальника отдела в составе комитета, управления; начальник сектора в составе комитета, управления, отдела.

Категория «помощники (советники)» – должности, замещаемые на определенный срок полномочий. К ней относятся ведущие должности муниципальной службы – советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования, помощник главы муниципального образования.

Категория «специалисты»:

• ведущая должность – консультант;
• старшие должности – главный специалист, ведущий специалист;
• младшие должности – специалист 1-й категории, специалист 2-й категории, специалист.

Если лицо, занимающее должность муниципальной службы администрации категории «специалист», является главным бухгалтером или его заместителем, то допускается двойное наименование должности.

В соответствии со ст. 8 Закона № 137/2007-ОЗ муниципальным служащим Московской области присваиваются следующие классные чины:

• замещающим высшие должности муниципальной службы – чин «действительный муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;
• замещающим главные должности – «муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;
• замещающим ведущие должности – «советник муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;
• замещающим старшие должности – «старший референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;
• замещающим младшие должности – «референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса.

Для московских служащих срок пребывания в классном чине составляет от одного до двух лет. Чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Исключение – служащие, замещающие на определенный срок полномочий должности категорий «руководители» высшей группы должностей, «помощники (советники)»: им классные чины присваиваются без проведения квалификационных экзаменов.


Статья 9. Классификация должностей гражданской службы. 1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
5. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Комментарий к статье 9
1 — 2. Как отмечалось выше, комментируемый Закон не использует установленное Законом об основах госслужбы разделение должностей на категории "А", "Б" и "В". В соответствии с Законом о системе госслужбы и Законом о государственной гражданской службе выделяются государственные должности и должности государственной гражданской службы. Последние, в свою очередь, подразделяются на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Должности различных категорий относятся к разным группам, для занятия их установлены различные квалификационные требования.
К должностям руководителей согласно комментируемому Закону относятся должности как руководителей, так и их заместителей в государственных органах, их территориальных структурных подразделениях и представительствах. При этом следует помнить, что руководителем государственного органа может быть и лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации. К таковым, например, относятся должности федеральных министров, руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ и др. Эти должности не относятся к категории "руководители" государственной гражданской службы и на них законодательство о государственной гражданской службе не распространяется (ч. 2 ст. 1 Закона о системе госслужбы).
Должности помощников (советников) учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, и лицам, замещающим должности категории "руководители" государственной гражданской службы. Особенностью данной категории является то, что срок их замещения всегда ограничен сроком полномочий должностных лиц, замещающих государственные должности или должности категории "руководители". В Законе об основах госслужбы данные должности относились к категории "В". К должностям помощников (советников), например, относятся: помощник (советник) заместителя Председателя Правительства РФ, помощник (советник) Руководителя Аппарата Правительства РФ — министра Российской Федерации.
Должности специалистов учреждаются для непосредственной реализации задач и функций государственных органов. Именно специалисты в основном выполняют ту работу, ради которой и создан государственный орган.

Лица, занимающие должности обеспечивающих специалистов, непосредственно функции государственных органов не реализуют, однако способствуют их реализации специалистами. Должности, относимые к данным категориям, в наибольшей степени представлены в органах государственной власти.
3. Комментируемый Закон сохраняет пять групп должностей, предусматриваемых Законом об основах госслужбы. В то же время меняется их нумерация. Старый Закон закреплял разделение должностей на группы по мере возрастания старшинства: от младших должностей (1-я группа) до высших (5-я группа); в новом Законе использован обратный подход: от высших (1-я группа) к младшим (5-я группа).
4 — 6. Комментируемые нормы устанавливают соотношение категорий и групп должностей. В рамках каждой категории выделяется несколько групп должностей, при этом видно, что должности руководителей и помощников (советников) занимают наиболее высокое место в этой иерархии, должности обеспечивающих специалистов — наиболее низкое.

Вернутся в раздел Комментарии к законам