Дополнительное образование детей статус

Содержание

1. Дополнительное образование детей: современный статус

Мы стоим на верном пути?
Мы стоим на верном пути.
Мы стоим на верном пути!!
Мы стоим…., а надо идти!
Новая образовательная парадигма —
это стратегия «образования для будущего”:
смещение основного акцента с усвоения значительных объемов
информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного
приобретения новых знаний, работа с любой информацией,
с разнородными, противоречивыми данными и
умение учиться самостоятельно;
формирование навыков самостоятельного (критического),
а не репродуктивного типа мышления;
замена традиционного принципа «формировать профессиональные
знания, умения и навыки” принципом «формировать профессиональную
компетентность”.

4. Дополнительное образование (гл.10)

•Вид образования – удовлетворение потребностей
человека
в
интеллектуальном,
духовнонравственном,
физическом
и(или)
профессиональном совершенствовании и не
сопровождается
повышенным
уровнем
образования;
•Подвиды: дополнительное образование взрослых
и дополнительное образование детей
•Дополнительное
образование
обеспечивает
возможность реализации права на образование в
течение всей жизни (непрерывное образование)

5. Непрерывное образование

• Продолжающееся образование (continuous
education),
• Пожизненное образование (lifelong
education),
• Перманентное образование (education
permanent),
• Продолженное образование (continuing
education),
• Рекуррентное образование (recurrent
education).

6. Непрерывное образование

•концепция и модель «образования на протяжении всей жизни и для всех»,
• учение длиною в жизнь (lifelong learning) , понимаемое в рамках Европейской
стратегии занятости как всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая
на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и
профессиональной компетенции
•процесс, ведущий к достижению выгод и преимуществ экономического,
социального, психологического и образовательного характера
•образование шириною в жизнь» (lifewide learning), который акцентирует не
только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм
• формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или
аттестата;
• неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа,
происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях,
клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или
тренером;
• информальное образование, наша индивидуальная познавательная деятельность,
сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая
целенаправленный характер.

7. Неформальное образование (Non-formal learning)

форма
обучения,
встроенная
в
общий
план
учебного процесса, но формально не определяемая как процесс
обучения (например, в терминах целей и задач образования, периода
обучения и оценки качества), однако, содержащая значимый
образовательный компонент;
-является для обучаемого осознаваемым, а не спонтанным
процессом;
— не ведет к присуждению степени или выдачи свидетельства об
образовании;
— разработка программ неформального образования, как правило,
находится в компетенции
учебного заведения

8. Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с

.
Неформальное образование — любой вид организованной и
систематической деятельности, которая не может не совпадать с
деятельностью школ, колледжей, университетов
и других учреждений, входящих
в формальные системы образования.
Неформальное образование — любое организованное
образование, осуществляемое за пределами системы
общего и профессионального образования
(ЮНЕСКО)
По оценке ЮНЕСКО:
-85% работающего населения приобрели необходимые
для работы знания и умения за рамками формального
обучения;
— уже в 2003 году почти 18% жителей ЕС в возрасте 2564 лет участвовали в неформальном образовании;
— в странах Скандинавии (Дания, Швеция, Финляндия)
наибольшие показатели по уровню вовлечённости в
НФО – почти 50% по данным на 2004 г.;
— данные по России отсутствуют……..

10. Информальное образование (Informal learning)

•индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая
повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный
характер;
•спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной
активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной
среде;
•результат повседневной рабочей, семейной и досуговой
деятельности, не имеет определенной структуры;
• часто его не принимают во
внимание в образовательных,
учебных или трудовых целях.

11. Образовательный континуум (множество практик организации непрерывного образования, персонального образования…)

Спонтанное
образование
(+)
Формальное
Образование
(+)
внеформальное
образование
(+)

12. Закон «Об образовании в РФ»

•Образовательная
организация
(некоммерческая)
+
индивидуальные предприниматели
•отношения в сфере образования – реализация прав граждан на
образование (участники: государство, власть, работодатели и их
объединения
•образовательные отношения — реализация прав граждан на
образование
(обучающиеся,
родители,
пед.работники
образовательной организации) = договор об образовании
•образовательная деятельность – деятельность по реализации
образовательных программ (в том числе в сетевой форме)
Недопустимость ограничения или устранения
конкуренции в сфере образования.
Сочетание государственного и договорного
регулирования отношений

13. Статус образовательного учреждения

1.Образовательная организация (отношения,
деятельность)
2.Юридическое лицо
3. Казенное . бюджетное, автономное учреждение
4.Бюджетополучатель
5.Налогоплательщик
6.Работодатель
7.Заказчик
8.Исполнитель
9.Государственный заказчик
Конкуренция в образовании
это не борьба между учреждениями одного вида
как соперниками на рынке, но внутренняя борьба
старого с новым, посредством которой субъекты
(учреждения, организации, отделы, сотрудники)
получают и передают знания, осваивают новые
способности
это процесс управления каждым субъектом
своими конкурентными преимуществами
инструмент воспроизведения
качества услуг и продукции
и
улучшения

15. Новые механизмы развития системы ДОД:

•разработка и внедрение механизмов предоставления и учета
гарантированной бесплатной услуги, социальных стандартов
ДОД, переход на норматив подушевого финансирования;

•разработка механизмов реализации платной услуги и
стимулирования частной услуги;
•разработка
механизмов
государственной
поддержки
муниципальных бюджетов, в том числе, по разграничению
полномочий между федеральными, региональными и местными
органами исполнительной власти;
•развитие государственно-частного и социального партнерства в
обеспечении образования;
•перевод учреждений в автономный режим хозяйствования;
•разработка и реализация вариативных моделей финансирования
ДОД: государственного (муниципального) задания, конкурсного
финансирования
в рамках государственных (целевых)
программ, механизмов распределения субсидий и др.;
•развитие государственно-общественного управления
Базовая схема в соответствии с ФЗ-273
субвенция для ОУ
Субъект РФ
Муниципалитет
субсидия/субвенция
(опционально)
государственное
задание/(к)
муниципальное
задание/(к)
Муниципальные
организации ОО, ДОД
Государственные
организации ОО, ДОД
Оказание услуг по реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ и предпрофессиональных программ в
соответствии с федеральными государственными требованиями.
Дети в возрасте от 5 до 18
лет
•Cубвенция (от лат. «приходить на помощь»)- вид
денежного пособия местным органам власти со стороны
государства, выделяемого на определенный срок и
конкретные цели на безвозмездной и безвозвратных
основах.
переход к субвенции связан с необходимостью более
экономного и эффективного использования средств;
•Субсидия (от лат. «помощь, поддержка»)- пособие,
представляемое за счет государства или местного
бюджета, а также специальных фондов юридическим и
физическим лицам, местным органам власти, другим
государствам.
Для школы предусматривается возможность реализации
основных образовательных программ общего образования,
интегрированных с дополнительными предпрофессиональными
программами в целях получения обучающимися начальных знаний
и навыков о профессии и подготовки обучающихся к продолжению
образования по соответствующему направлению подготовки.
Ст. 3. «свобода выбора получения образования
согласно склонностям и потребностям человека,
создание условий для самореализации каждого
человека, свободное развитие его способностей,
включая предоставление права выбора форм получения
образования, форм обучения, организации, осуществляющей
образовательную
деятельность,
направленности
образования….»
Но! Ст.м8 констатирует обязанность для всех
муниципальных образовательных организаций «… обеспечения
дополнительного образования детей в муниципальных
общеобразовательных организациях посредством субвенций
местным бюджетам

19. Экспериментальная и инновационная деятельность в образовании (Закон. Гл.2, Ст.20)

•Цель – модернизация и развитие системы с учетом
направлений социально-экономического развития РФ, гос.
политики в сфере образования.
•Экспериментальная деятельность – разработка,
апробация, внедрение новых образовательных технологий,
обр.ресурсов.
•Инновационная деятельность – совершенствование
научно-педагогического,
учебнометодического,организационного,правового,финансовоэкономического,кадрового,материально-техноческого
обеспечения, осуществляемого

в форме реализации
инновационных проектов и программ
Целевые ориентиры
образования детей:
для
системы
дополнительного
-увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет,
обучающихся по дополнительным образовательным программам, в
общей численности детей этого возраста до 75 процентов (указ
Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599, п 1.в; Государственная
программа РФ «Развитие образования», показатель 22)
-доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических
работников учреждений дополнительного образования детей до
средней заработной платы в соответствующем регионе (указ
Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 – отчетный показатель
Минобрнауки РФ по выполнению указа)
-Обучение по дополнительным общеобразовательным программам
за счет ассигнований из федерального бюджета 50% детей (указ
Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599, п 1.в).
20

21. Основные признаки образовательной деятельности в дополнительном образовании детей как образования «за рамками школы»:

• Личностно образующая деятельность («личностно
порождающая деятельность» А.Н. Леонтьев)
• Конструктивная деятельность (ребенок или подросток,
независимо от возраста, сам выбирает свою «ведущую
деятельность»
• Коммуникативная деятельность и общение как
социальная коммуникация сохраняют приоритет
• «Зона вариативного развития» (А.Г. Асмолов), которое
осуществляется совместно со взрослым и сверстниками
• Деятельность, мотивирующая образование
(образование как игра, путешествие, развлечение…)

22. Дополнительность для человека?

•Удовлетворение потребностей, которые не связаны с жизненными
планами, обусловлены конкретной ситуацией (интерес, желание
обрести друзей, стремление принадлежать к группе и т.д.)
•Исполнение
заказа
(профессионализация,
коррекционное
обучение и пр.)
•Прибавить,
присоединить,
расширить
способности,
разнообразные умения, компетентности
• Ликвидировать недостатки
•Занять свободное время (хобби, досуг) и тем самым повысить
качество жизни, расширить пространство самореализации
• Получить помощь, поддержку в решении своих проблем
•Попробовать себя, реализовать свое решение, осуществить выбор
и обрести опыт (проявить субъектность, освоить социальный опыт)
• Обрести индивидуальность (добавив возможность быть..)
Дополнительное образование — это инвестиции
в человеческий капитал или образовательный
ресурс человека

24. Программа в дополнительном образовании детей

образовательная программа – комплекс
требований, определяющих основные
характеристики (объем, содержание,
планируемые результаты), а также
организационно-педагогические условия
получения образования определенного
уровня и (или) направленности
Дополнительные общеобразовательные программы,
направленные на развитие личности, ее общей культуры и
индивидуальных
способностей,
освоение
социокультурных
ценностей,
профессиональную
ориентацию,
организацию
творческого
труда,
содержательного
досуга,
формирование
культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья.
В системе образования эти программы реализуются с
учетом
возрастных
особенностей,
интересов,
способностей и (или) уровня образования и (или)

профессиональной квалификации обучающихся
Дополнительные общеобразовательные программы
могут быть общеразвивающими (для детей и взрослых)
и предпрофессиональными.
Дополнительные общеразвивающие программы могут
иметь разную направленность.
К освоению общеразвивающих программ допускаются
лица без предъявления требований к уровню образования,
если иное не обусловлено спецификой реализуемой
программы.
Все компоненты этих программ утверждается в
организации.
Дополнительные предпрофессиональные программы
реализуются в сфере искусства и спорта.
Все компоненты этих программ утверждаются в
организации
в
соответствии
с
федеральными
государственными требованиями

28. Особые виды программ для особых категорий обучающихся (гл.11)

•Выявление и поддержка лиц, проявивших выдающие
способности, лиц добившихся успехов в учебной, научной
(научно-исследовательской, творческой, спортивнофизкультурной деятельности (олимпиады, иные
интеллектуальные и творческие конкурсы, физкультурноспортивные мероприятия) на добровольной и бесплатной
основе.
•Создание
для
этого
специальных
структурных
подразделений или нетиповых организаций требует
согласования по установленным требованиям(ст13).
Образовательная программа дополнительного
образования детей
средство
развития
познавательной
мотивации,
способностей
ребенка
в
процессе
совместной
добровольной
деятельности со сверстниками и
взрослыми, активного общения;
инструмент
целевого
развития
индивидуальных
способностей
осваивать
(но
не
усваивать!)
социокультурные ценности;
ориентирующая модель совместной деятельности ,
взаимодействия педагога и ребенка;
со- творческий проект (процесс и результат проектной
деятельности участников образовательного процесса)

30. Образовательная программа в дополнительном образовании детей (технологический подход)

• Результат
проектирования педагогической системы: от
замысла и его концептуального обоснования; детализации
содержания; определения цели и задач; к предложению
конкретных условий, форм и методов, средств; до оформления
контрольно-оценочного аппарата (программа = реальный
продукт);
• Карта
педагогического
процесса,
«гарантирующего»
получение требуемого результата;
•Способ систематического планирования, применения и
оценивания всего процесса обучения;
• Элемент конструирования педагогического проекта: каждой
педагогической цели/задаче- своя технология

31. Педагогическая технология

системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и
усвоения знаний с учетом технических и
человеческих ресурсов и их взаимодействий,
ставящей своей задачей оптимизацию форм
образования
описания целостного педагогического процесса, неизбежно
ведущего к запланированному результату – цели и понимания
педагогической деятельности как системно организованной,
технологизируемой социальной сферы.

32. Технологии

Базовых педагогических технологий множество
и список их открыт для продолжения:
•технологии, основанные на уровневой
дифференциации обучения,
•технологии, основанные на создании учебных
ситуаций,
•технологии, основанные на реализации
проектной деятельности,
•информационные и коммуникационные

технологии….
Любая технология отвечает на вопрос:
«Как добиться запланированного
результата?»
развивая креативность, мотивацию к творчеству,
способность к самоопределению, в позитивной социализации…
потребности, интересы ,
Целеполагание и целедостижение, ответственность….
во влиянии на становление предпринимательской или экономической культуры..
в формировании инновационного и предпринимательского мышления,
принятия ценности здоровья…
Общеобразовательные
Профессиональные
Дополнительного образования
детей/взрослых
Светские,
религиозные
другие
Учебные внеучебные
Лекция, мастерская,
стажировка
,проф.пробы и т.д.
Типовые
педагогические
технологии
форма
Индивидуальные,
групповые
задача
средства
Текстовые,
языковые
информационные
Пластические,
двигательные
Логические,
математические

35. Проектирование технологий предполагает следующие обязательные операции:

•постановка диагностических целей, которые выражены в
конкретных действиях ученика (знать, уметь и т.п.);
•разработка теоретического обоснования (концепции, системы
идей и принципов) – описание педагогического процесса, гипотеза
его осуществления, версия возможного достижения замысла и
вариант окончательного результата);
•выделение этапов педагогической деятельности (разделение
учебного материала на элементы с закрепленными результатами на
каждом из них и установленными преемственными связями), т.к.
строгое соблюдение последовательности этапов гарантирует
достижение цели (результатов обучения);
•определение
средств,
методов
для
осуществления
педагогического процесса;
•разработка критериев определения результатов технологического
замысла.

36. Авторская образовательная программа

нормативный ориентирующий документ творческой
деятельности учителя, фиксирующий содержание
учебного предмета, обязательно отражающий научные
и мировоззренческие направления содержания знаний
и умений («Вестник образования», 1992 г., № 3);
составная
часть
программно-методического
обеспечения образовательного процесса в школе.
Разрабатывается в инициативном порядке и
самостоятельно. Для них характерны –оригинальная
концепция
и
содержание.
Такой
программе
предшествует экспертиза, апробация, сертификация
(ПЭС,2002);
феномен инновационной образовательной практики,
творчества отдельного автора или авторского
коллектива

37. Принципы гос. политики (Концепция развития…)

•Вариативные развивающие образовательные программы
•Программы, ориентированные на разные группы детей
•Основания проектирования и реализации дополнительных
общеобразовательных программ (свобода выбора, соответствие формы и
программы возрасту, гибкость, взаимозачет результатов, метапредметные и личностные
результаты, творческий и продуктивный характер, открытый и сетевой принцип
реализации)
•Расширение спектра программ (обновление содержания,
разноуровневость, предпрофессиональные программы – подвид
общеобразовательных, программы для каникулярного времени,
ДОД в вузах, практики учебного характера на реальном
производстве )
•Создание условий для военно-прикладных видов спорта
•Включение в основные профессиональные программы модулей по
выбору, относящиеся к ДОД

38. Уровень

• Горизонтальная плоскость, поверхность как
граница, от которой измеряется высота
• Степень величины, развития, значимости чеголибо
• Подразделение (часть) целого
НАПРАВЛЕННОСТЬ (ПРОФИЛЬ)
целеустремленная сосредоточенность
на чем-либо
Области деятельности: «человек – живая природа», «человек –
общность», «человек – техника и неживая природа», «человек –
человек», «человек – рынок», «человек – знаковые системы»,
«человек-образ искусства»
Области развития личности человека, его самоопределения:
игра – познание – деятельность – эмоции- общение –поведение
(духовность)
Сферы самоопределения личности: природа – человека
(включая самого себя) –общество (себя в обществе) –ноосфера.
Область науки: естествознание, языкознание, экология,
математика, философия…

40. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам» (№1008)
• Сетевые формы реализации программ
• Использование различных образовательных технологий (в том
числе дистанционных, электронного обучения)
• Модульный принцип компоновки содержания программы,
построения учебного плана и формы организации образовательной
деятельности
• Ежегодное обновление программ с учетом развития науки,
культуры, экономики, социальной сферы
• Можно предусмотреть аудиторные и внеаудиторные занятия по
группам или индивидуально
• Ориентация на все категории детей и подростков

42. Автономная некоммерческая организация «Группа реализации проектов «Информэкспертиза»

Проект Министерства образования и науки
Российской Федерации
«Создание и поддержка банка программ
дополнительного образования детей»
Автономная некоммерческая организация
«Группа реализации проектов «Информэкспертиза»
в
сфере
Схема мониторинговой модели информационно-аналитической системы формирования и
поддержки банка программ
•Мониторинг качества
•Статистический мониторинг
Добавление программ в Банк
Обмен опытом
•Оценивание качества программ
•Формирование реестра
программ
Представители
ОО
Интернет- ресурс
«Программы ДОД»
Аналитики
Эксперты
•Обеспечение доступа
пользователей к качественным
программам
•Обеспечение сетевого
взаимодействия и обратной связи
Пользователи
Портала
Разработанные и апробированные критерии оценки программ
1) Соответствие цели программы социальному заказу, общественногосударственным потребностям
2) Степень комплексности цели программы
3) Соответствие ожидаемых результатов программы ее цели, задачам и
содержанию
4) Обоснованность продолжительности реализации программы
5) Соответствие программы заявленному возрасту и категориям детей
6) Соответствие содержания программы заявленной цели и результату
7) Вариативность содержания программы , возможность выбора и построения
индивидуальной образовательной траектории
8) Интегративность, преемственность содержания программы, взаимосвязь с
другими типами образовательных программ, уровень обеспечения сетевого
взаимодействия
9) Соответствие форм организации деятельности по программе цели и содержанию
10) Обоснованность и разнообразие используемых в программе педагогических
технологий
11) Обоснованность условий реализации программы (материальных, методических,

информационных, нормативных и др.)
12) Обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов программы
13) Значимость программы для ребенка, социума, системы образования

45. Управление качеством деятельности

Развитие системы управления качеством
исследование общественного заказа на содержание и формы
реализации программ
Независимая
оценка
качества
реализации
программ,
эффективности деятельности
Создание конкурентной среды, стимулирующей обновление
качества услуг
Персонифицированное финансирование
Внедрение системы выявления и учета достижений детей и
результатов их деятельности
Профессиональный стандарт педагога
Механизм эффективного контракта
Внедрение системы оценки достижений педагогов (внешняя

Если танцы или пение, походы или спорт, рукоделие или рисование вам по душе, если вы доброжелательны, позитивны, креативны, любите учиться – тогда профессия Педагог дополнительного образования для Вас!

«Что это за профессия? Где обучают на Педагога дополнительного образования?» — спросите вы. Действительно, несмотря на то, что дополнительное образование существует уже почти 100 лет, готовить к профессиональной деятельности Педагогов дополнительного образования ВУЗы и средние профессиональные учебные заведения начали совсем недавно.

Если заглянуть в педагогический энциклопедический словарь, то педагог дополнительного образования – это «специалист, работающий в системе дополнительного образования детей. Организует и направляет деятельность различных объединений, кружков, клубов, секций, студий и других. Он выявляет интересы и способности учащихся и комплектует состав объединений, осуществляет выбор форм, методов и средств воспитательной работы, проводит текущие занятия с обучающимися, организует массовые мероприятия (выставки, концерты, праздники, вечера и пр.), а также участвует в разработке образовательных программ и методических материалов по направлениям своей деятельности. Основная задача Педагога – это максимальное содействие развитию творческого потенциала личности».

Скажете: «Нет, это не для меня – скучно, бесперспективно и материально невыгодно!». Хочу убедить вас в обратном!

Педагог дополнительного образования – это Личность высокообразованная. Во-первых, в совершенстве владеет мастерством, которому обучает. В данный момент существует шесть направлений деятельности: техническое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, естественнонаучное, художественное. Таким образом, охвачены все области: пение и танцы, рисование, бисероплетение, моделирование, робототехника, шахматы, ткачество, работа с глиной, обучение игре на инструментах, различные спортивные виды, геология и туризм, швейное дело, информационные технологии и еще много-много чего интересного. Наверняка ВЫ уже владеете чем-то из вышеперечисленного, а это значит, что останется только еще немного поучиться, получив параллельно диплом о высшем или среднеспециальном профессиональном образовании, и иметь огромное желание поделиться своими знаниями и мастерством с другими. Выбирай любое – фантазируй и твори – скучно точно не будет!

Педагог дополнительного образования – разносторонняя, творческая, нестандартно мыслящая Личность – без этих качеств в профессию идти нельзя! Почему? Дополнительное образование, в отличие от основного, очень гибкое, здесь нет рамок, обязательных Программ обучения. У педагога есть возможность менять цели, задачи, содержание Программы обучения в зависимости от уровня развития, интересов и особенностей обучающихся, или, вообще, создать индивидуальную Программу обучения для одного, например, особо одаренного ребенка, а то и авторскую, да такую, чтобы было и познавательно, и увлекательно, и в ногу со временем!

Педагог дополнительного образования – это не просто человек. Это Личность с большой буквы! Это Личность, за которой ребята идут добровольно потому, что видят в своем педагоге не только учителя, но и друга, пример для подражания. А Педагог, в свою очередь, готов вести за собой, поделиться с ребятами своим душевным теплом, высокими нравственными идеалами, любовью и к своему делу, и к своим ученикам. Деятельность Педагога дополнительного образования сравнима с полетом – полетом творчества, фантазии, открытий. И это, действительно, безоблачная профессия потому, что ребята приходят в объединения, секции, кружки, клубы добровольно с огромным желанием, а Педагогу остается лишь помочь ребятам зажечь свечу уверенности в том, что они талантливы и одарены.

«А как же заработать на жизнь?» — этот вопрос в рейтинге выбора профессии молодыми людьми занимает одно из первых мест. Как говорил один киногерой: «А я Вам отвечу».

Во-первых, здесь работает принцип «выше-больше»: в вознаграждение за труд входит: количество обучаемых детей, уровень квалификации, результаты вашего труда – от них зависит процент стимулирующих выплат.

Во-вторых, если Вы творческий человек – вы всегда можете продать свое творение, занимаясь рукоделием, устроить выставки-продажи, ярмарки, организовать дополнительные платные занятия по любому направлению и для детей, и для взрослых. Дополнительное образование сейчас так и звучит – дополнительное образование для детей и взрослых! Здесь опять все зависит от вашего творчества, выдумки, оптимизма.

В-третьих, любое предприятие, где вы будете работать, например, экономистом, юристом, менеджером может стать банкротом, оптимизироваться и Ваша профессия станет лишней, а школы и учреждения дополнительного образования, значит, и Педагог дополнительного образования будут существовать вечно. Образование востребовано сегодня, будет востребовано и завтра.

Изо дня в день, видя результат своего труда в сияющих глазах ребят и благодарных улыбках их родителей, Вы будете ощущать себя счастливыми людьми. У счастливого человека все будет получаться не только в профессии, но в жизни. А теперь как Вы думаете, стоит ли рискнуть и стать счастливой Личностью – Педагогом дополнительного образования детей и взрослых?

Мочалова Надежда Владимировна