Досудебное урегулирование налоговых споров

Сначала в ФНС или сразу в суд? А срок, какой … Определенные законодательные нововведения несколько усложнили процесс обжалования налогоплательщиком действий тех или иных налоговых органов. Так, вместо ранее предусмотренной возможности выбора способа обжалования действующее законодательство установило императивно требование о досудебном урегулировании налоговых споров, которое является обязательным и при несоблюдении данного порядка суд откажет в принятии искового заявления.

С 2009 г. действуют требования, согласно которым для обжалования незаконных решений налоговых органов требуется обязательное соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Такое требование распространилось на следующие виды решений:

  • О привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

По требованиям «О возмещении НДС», «Об уплате налога», «О предоставлении документов», «О приостановлении операций по счетам в банках» и иным, такой порядок является необязательным.

ОБЖАЛОВАТЬ ТАКИЕ РЕШЕНИЯ МОЖНО В РАМКАХ ДВУХ ПРОЦЕДУР: АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ И ОБЖАЛОВАНИЕ.ВЫБОР ПРОЦЕДУРЫ ЗАВИСИТ ОТ ОДНОГО УСЛОВИЯ: ВСТУПИЛО ЛИ РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ЗАКОННУЮ СИЛУ

1) Апелляционное обжалование.
К примеру, была проведена выездная налоговая проверка, налоговый орган вынес Решение о привлечении вас к ответственности за совершение налогового правонарушения. Хоть решение и вынесено, но оно еще не вступило в законную силу, а значит, у вас есть 10 дней на апелляционное обжалование. Если Вы не согласны, то в течение 10 дней обращаетесь в вышестоящий налоговый орган. Данная апелляционная жалоба будет рассматриваться в течение одного месяца, по результатам которой будет вынесено одно из следующих решений:  

  1. Оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения;
  2. Отменить или изменить решение полностью или в части и принять новое решение;
  3. Отменить решение и прекратить производство по делу.

И только после того, как будет вынесено решение, Вы будете привлечены или освобождены от ответственности, с вас взыскивается штраф, приостанавливаются операции по счетам в банках и др.

2) Обжалование.

Ситуация уже другая, в рамках все той же выездной проверки было вынесено Решение о привлечении вас к ответственности, но был пропущен десятидневный срок. Значит, Решение вступило в законную силу, и на вас накладывается штраф. Вы обязаны уплатить его, но не лишаетесь права обжаловать. Для этого подаете жалобу в течение одного года в вышестоящий налоговый орган, где жалоба также рассматривается один месяц и выносится все те же Решения. Если отменяется Решение нижестоящего налогового органа, то Вы получаете выплаченную ранее сумму штрафа.

Возникает логичный вопрос, какую процедуру лучше выбрать? Безусловно, лучше выбрать апелляционное обжалование, поскольку это быстрее и выгоднее.

Плюсы и минусы досудебного урегулирования налогового спора

Плюсы:

  • Не нужно платить государственную пошлину при обжаловании;
  • Приостановление исполнения решение до момента рассмотрения жалобы вышестоящим органом;
  • Срок рассмотрения от 1 до 2 месяцев;
  • Возможность в дальнейшем защитить себя в судебном порядке, тщательно подготовившись к делу.

Минусами, безусловно, можно признать следующее:

  • В некоторых спорах является обязательным требованием;
  • Вышестоящие органы не заинтересованы в отмене решений своего органа;
  • Приостановление исполнения Решения – право, а не обязанность налоговой;
  • Срок, отведенный на подачу апелляционной жалобы небольшой, а в случае простого обжалования большая вероятность пропустить срок на судебную защиту.

Судебное урегулирование налоговых споров

Все споры, по которым обращаются в суд можно условно разделить на следующие группы:

  1. Оспаривание нормативного акта ФНС;
  2. Оспаривание решений и действий (бездействий) Налоговой службы.

1) Оспаривание нормативного акта ФНС

Оспаривание НПА ФНС осуществляется по правилам главы 21 КАС РФ. Для этого необходимо обратиться в суд общей юрисдикции с соответствующим заявлением. Заявителем может быть как лицо, на которого распространяется действие данного НПА и нарушаются интересы и права, так и потенциальный налогоплательщик. Оспариваться может нормативный правовой акт в части или полностью. Срок для оспаривания ограничен рамками действия данного НПА, а срок, связанный с рассмотрением дела, может варьироваться от 2 до 3 месяцев.

Данная категория спора встречается достаточно редко, по причине условного соответствия федеральному законодательству и малому количеству обращений в суд. Не всегда такие обращения могут быть вынесены в вашу пользу!

Для примера, в декабре 2016 было обращение в Верховный Суд РФ о признании недействующим нормативный правовой акт, а именно Инструкции об организации проведения служебной проверки ФНС. Свое требование гражданка С.

Налоговые споры

мотивировала тем, что для нее, как гражданской служащей не определены права на обжалование, сроки назначения, проведения, истребования письменных объяснений, не указаны также процессуальные гарантии и уполномоченное на такие действия должностное лицо ФНС. Однако после тщательного анализа было отказано в удовлетворении.

2) Оспаривание решений и действий (бездействий) налоговой службы

Для данной категории споров предусматривается административный и судебный порядок защиты. Как уже говорилось ранее, в некоторых случаях административный (досудебный) порядок обязателен, в остальном же для вас предусматривается выбор. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обращаются в арбитражный суд. Основаниями для такого заявления может быть следующая совокупность условий: противоречие закону, нарушение прав, создание препятствий для осуществления нормальной предпринимательской деятельности.

СРОК ДЛЯ ПОДАЧИ ИСКА ОГРАНИЧЕН ТРЕМЯ МЕСЯЦАМИ, ПОЭТОМУ ЕСТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ ПРОПУСКА ДАННОГО СРОКА В СВЯЗИ С АДМИНИСТРАТИВНЫМ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРА

Если срок пропущен по уважительной причине, то по общему правилу такой срок может быть восстановлен. Что касается срока, определенный законом на рассмотрения дела в суде, то он составляет 3 (а в некоторых случаях 6) месяцев. После вынесения решения арбитражного суда первой инстанции, Вы имеете право на подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалобы.

Апелляционная жалоба подается до вступления в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции, т.е. в течение одного месяца. В случае пропуска данного срока или же вынесено апелляционной инстанцией решения об отказе, то Вы имеете право в течение двух месяцев со дня вступления в силу законного решения обратиться с кассационной жалобой. Последней ступенькой является обращение с надзорной жалобой, рассматриваемой Президиумом Верховного Суда от двух до трех месяцев.

В практике складывается очень интересная ситуация, когда ненормативные акты фактически соответствуют нормативным требованиям. Что в этом случае делать и куда обращаться? Конституционный Суд в Постановлении от 31.03.2015 г. №6-П указал следующее: «такие акты часто содержат разъяснение или нормативное толкование налоговых законов, обязательное для применения всеми территориальными налоговыми органами, которое может противоречить действительному смыслу законов и, тем самым, нарушать законные права налогоплательщиков». Хоть КС РФ не признал данное положение не соответствующим Конституции, однако дал разъяснения, что данные дела не подсудны ВС РФ и поэтому следует обращаться в арбитражные суды, применяя главу 24 АПК РФ.

И так, законом предусмотрены правовые средства для защиты – административный и судебный порядок разрешения налогового спора. Какой выбирать? Все зависит от сложности дела,  предписания в законе, материально-финансовой составляющей, привлечения квалифицированного специалиста, объективности вынесения решения, срока рассмотрения и многих других факторов. И самое важное – Ваш выбор будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

Досудебное урегулирование налоговых споров

На практике большинство налоговых споров возникают в связи с несогласием налогоплательщика с решением налогового органа, принятого по результатам выездной проверки либо камеральной проверки, при взыскании налоговым органом штрафа за нарушение налогового законодательства, а также при отказе налогового органа произвести в отношении налогоплательщика какие-либо юридические действия, например осуществить возврат или зачет налога, уплату процентов за несвоевременное возмещение НДС. В статье рассматривается арбитражная практика по данному вопросу.

НК РФ устанавливает случаи, когда сторона спора — налоговый орган или налогоплательщик обязаны до судебного разбирательства предложить друг другу урегулировать спор в досудебном порядке. Данная процедура представляет собой письменное предложение одной стороны спора другой добровольно исполнить определенные обязательства (вернуть налог, уплатить штраф и т.д.).

Все предусмотренные в НК РФ случаи такого обязательного досудебного урегулирования спора можно разделить на 2 категории в зависимости от инициатора спора — налогового органа или налогоплательщика. Рассмотрим каждую из них.

В соответствии с п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения с иском в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить сумму налоговой санкции, направив требование или иной документ по всем известным ему адресам налогоплательщика (иного лица).

Как указано в п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при принятии к рассмотрению исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций судам необходимо учитывать, что п. 1 ст. 104 НК РФ установлена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности.

Налоговый орган обращается с иском в суд в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налога. Если налоговый орган не исполнит свою обязанность, то в дальнейшем судебном разбирательстве это даст основание суду отказать налоговому органу в рассмотрении иска. В соответствии со ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 11.05.2005 N А28-22119/2004-664/28 указано, что действующим налоговым и арбитражным процессуальным законодательством установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора с налогоплательщиком до обращения налогового органа в арбитражный суд с соответствующим заявлением о взыскании штрафа. Аналогичный вывод сделан и в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2005 N А74-394/05-Ф02-1946/05-С1: налоговый орган обращается с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции в случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок, указанный в требовании.

Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора о взыскании налоговой санкции состоит в обязанности налогового органа предложить налогоплательщику произвести добровольную уплату суммы санкции.

Согласно ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Если налоговый орган не предложил налогоплательщику уплатить добровольно сумму штрафа до обращения в суд и подал исковое заявление, то суд откажет налогоплательщику в иске, что увеличивает вероятность того, что налоговый орган пропустит шестимесячный срок для обращения в суд с надлежаще оформленным заявлением (с приложением доказательства соблюдения обязательного порядка досудебного урегулирования спора).

На практике налоговые органы направляют в адрес лица, привлеченного к ответственности, как само требование об уплате налога, в которое включена налоговая санкция или отдельное требование по штрафам, так и решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в котором указан срок уплаты налоговой санкции. При этом НК РФ не указывает, что предложение о добровольной уплате штрафа должно быть направлено налогоплательщику в форме отдельного документа или в форме требования об уплате налога.

Пункт 31 Постановления N 5 определяет, что ч. 1 ст. 104 НК РФ не содержит положения о форме соответствующего требования, поэтому оно может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Судебная практика показывает, что суды признают выполнение налоговым органом досудебного порядка соблюденным, если предложение о добровольной уплате штрафа содержится в постановлении или решении налоговой инспекции о привлечении к налоговой ответственности. Например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2004 N Ф04/3574-828/А03-2004 указано, что вручение налогоплательщику копии решения о привлечении к налоговой ответственности суд правомерно оценил как получение надлежащего требования о добровольной уплате штрафных санкций.

Аналогично, если налогоплательщику будет направлено предложение об уплате недоимки в виде отдельного документа. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 26.08.2004 N А12-6864/04-с36 указано, что направление налогоплательщику требования об уплате налоговых санкций необходимо рассматривать как обязательное соблюдение налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора.

Как свидетельствует арбитражная практика, если налоговый орган в требовании на уплату штрафных санкций не укажет срок его добровольного исполнения, досудебный порядок урегулирования спора будет считаться несоблюденным. Это подтверждается Постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2003 N А05-10501/02-551/18, Западно-Сибирского округа от 29.01.2003 N Ф04/365-2/А27-2002.

Другим обязательным условием досудебного урегулирования спора суды считают вручение требования только уполномоченному налогоплательщиком лицу. Так, согласно Постановлению ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2003 N А56-31673/02 вручение инспекцией требования об уплате налога, адресованного налогоплательщику, должностному лицу при отсутствии доказательств того, что это лицо являлось уполномоченным лицом предприятия, нельзя признать соблюдением досудебного порядка урегулирования спора, а следовательно, заявитель не выполнил требования, предусмотренные абз. 2 п. 1 ст. 104 НК РФ.

Также суды отказывают налоговым органам в принятии исковых заявлений в том случае, если налоговая инспекция не предоставила налогоплательщику возможности добровольно уплатить штраф, например, ввиду позднего направления или получения требования об уплате налоговой санкции (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.07.2004 N А42-1028/04-11, от 28.02.2005 N А56-16065/04).

В силу ст. ст. 69, 46, 47 НК РФ требование об уплате налога является обязательным этапом взыскания с налогоплательщика недоимки (налога, пени), в том числе путем принудительного взыскания недоимки за счет денежных средств, находящихся на счете налогоплательщика (ст. 46 НК РФ), и за счет иного имущества общества (ст. 47 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Так, согласно Постановлению ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.11.2004 N А33-10369/04-С3-Ф02-4525/04-С1 первоначально налоговая инспекция должна уведомить налогоплательщика о сумме числящейся за ним недоимки по налогам, задолженности по пеням, а также предложить добровольно уплатить указанные суммы в установленный требованием срок. В случае оставления требования без исполнения налоговая инспекция вправе произвести принудительное взыскание сумм налога, пеней за счет средств налогоплательщика, находящихся на счете в банке, приняв в 60-дневный срок после истечения срока исполнения требования соответствующее решение с направлением инкассового поручения в банк, в котором открыты счета налогоплательщика.

Несмотря на то что не в каждом случае взыскание недоимки с налогоплательщика производится в судебном порядке, можно говорить о том, что направление требования об уплате налога является обязательной процедурой досудебного урегулирования спора.

При возврате или зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов согласно п. 4 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. В аналогичном порядке производится возврат излишне взысканных сумм (п. 2 ст. 79 НК РФ). Только в случае отказа в возврате или зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов налогоплательщик вправе обжаловать действия налогового органа в судебном порядке.

Как указано в п. 22 Постановления N 5, обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении соответствующего заявления налогоплательщика либо неполучения им ответа в установленный законом срок. Таким образом, обращение налогоплательщика в суд с заявлением о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов возможно только при соблюдении им установленного ст. 78 НК РФ досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком. Судебная практика складывается соответствующим образом (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2005 N А26-11169/04-213, от 29.07.2004 N А42-9147/03-25).

Согласно ст. 176 НК РФ если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов по НДС превышает общую сумму исчисленного налога, полученная разница, которая не была зачтена, подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику по его письменному заявлению.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.10.2004 N 5351/04 указано, что проценты на суммы налога, подлежащие возмещению, начисляются только в случае нарушения налоговым органом сроков возврата налога при наличии письменного заявления налогоплательщика. Если организация не обращалась в инспекцию с письменным заявлением о возврате указанной суммы налога, то проценты начислению не подлежат. Так, ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 28.04.2003 N А56-35556/02) отменил решение нижестоящего арбитражного суда в части обязания налогового органа возвратить налогоплательщику НДС по причине того, что в материалах дела отсутствовали документы, свидетельствовавшие об обращении последнего в налоговый орган с просьбой о возврате ему подлежащих возмещению сумм налога. Истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем апелляционная инстанция обоснованно, в соответствии со ст. 148 АПК РФ, оставила апелляционную жалобу без рассмотрения.

Арбитражная практика о взыскании с налогового органа процентов за просрочку возврата экспортного НДС складывается таким образом, что налогоплательщику рекомендуется подавать соответствующее заявление в момент подачи декларации по ставке 0 процентов и документов, предусмотренных в ст. 165 НК РФ.

НК РФ предусматривает дополнительные гарантии прав налогоплательщика при разрешении налоговых споров, которые являются достаточно действенным инструментом. Это возможность обжалования действий или бездействия налогового органа в вышестоящий орган, а также подача разногласий на акт, составленный налоговой инспекцией по итогам налоговой проверки. Рассмотрим каждую из указанных процедур в отдельности.

В качестве досудебного порядка урегулирования спора, инициированного налогоплательщиком, НК РФ предусматривает возможность налогоплательщика обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

Для этого нужно подать жалобу должностному лицу вышестоящего налогового органа. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы, а именно:

  • акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);
  • акт налоговой проверки;
  • первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
  • иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Досудебный порядок обжалования актов налоговых органов нормативного характера (действий и бездействия) должностных лиц налоговых органов имеет следующие преимущества для налогоплательщика: отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины, оперативность разрешения спора, а также возможность узнать мнение вышестоящего органа по спорным вопросам налогового законодательства.

При подаче жалобы об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов заявитель вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган (п. 49 Постановления N 5).

В НК РФ административный порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц регулируется ст. ст. 137, 139 — 141. Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290 утвержден Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке. Жалоба подается налогоплательщиком в течение трех месяцев со дня, когда он узнал о нарушении своих прав. Пунктом 3 ст. 140 НК РФ установлено, что решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Таким образом, процедура по рассмотрению вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) жалоб налогоплательщиков включает следующие стадии: рассмотрение жалобы, принятие решения по ней и доведение принятого решения до сведения налогоплательщика. Эта процедура составляет в общем два месяца и три дня со дня получения жалобы.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Однако в данном случае в отличие от случая, когда спор был инициирован налоговым органом, досудебный порядок урегулирования спора не является обязательным. Это означает, что, если налогоплательщик не предпринял попытки урегулировать спор в досудебном порядке, суд на этом основании не может отказать ему в рассмотрении иска.

В соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ налогоплательщик имеет право представить разногласия по акту выездной налоговой проверки, в котором представляются дополнительные доказательства правоты налогоплательщика, а также судебные прецеденты по рассмотрению аналогичных ситуаций. Это могут быть письменные доказательства (бухгалтерские документы, судебные акты других судов по рассмотрению аналогичных ситуаций по налоговым спорам и др.), обосновывающие позицию налогоплательщика.

В соответствии со ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд. Таким образом, течение установленного п. 5 ст. 100 НК РФ двухнедельного срока для представления налогоплательщиком в соответствующий налоговый орган письменного объяснения мотивов отказа подписать полученный в понедельник (например, 17 марта 2005 г.) акт проверки или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям начинается с 18 марта 2005 г. и истекает 31 марта 2005 г.

В п. 30 Постановления N 5 указано, что по смыслу п. 6 ст. 101 НК РФ нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения. Таким образом, нарушение налоговым органом указанного срока не является безусловным основанием для отмены решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности, если только не будет доказано, что несоблюдение данного срока каким-либо образом нарушило права налогоплательщика.

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ по истечении срока, указанного в п. 5 данной статьи, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. Указанный срок не является пресекательным, и сам по себе его пропуск также не может являться основанием для признания недействительным решения налогового органа.

По данному вопросу существует обширная арбитражная практика, согласно которой одного нарушения норм налоговым органом процессуального права недостаточно, и налогоплательщику необходимо доказать, что решением инспекции были нарушены его права (в том числе возложены дополнительные обязанности в виде штрафа и т.д.), т.е. фактически доказать, что решение о привлечении к налоговой ответственности незаконно (см.

Особенности урегулирования налоговых споров

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.04.2005 N А43-12498/2004-34-161).

Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие (п. 1 ст. 101 НК РФ). После изучения представленных дополнительных доказательств налоговый орган может частично или полностью отказаться от своих претензий к налогоплательщику.

Таким образом, досудебной процедурой налогового спора можно назвать составление протокола разногласий, так как на данном этапе привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности спор может быть частично или полностью урегулирован.

В заключение отметим, что налогоплательщику необходимо знать свои обязанности, предусмотренные НК РФ, в том числе обязательно направлять в налоговый орган заявление о возврате (зачете) налога, и грамотно пользоваться своими правами, включая право на подачу возражений на акт налогового органа. Это позволит более эффективно разрешать возникающие конфликты с налоговыми органами, не доводя их до суда.

В.Л.Бахтин

Эксперт

КГ «Что делать Консалт»

Стадия судебного урегулирования налогового спора

Судебный порядок рассмотрения налоговых споров

Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков предусматривает обращение лица в порядке искового производства в надлежащий суд. Для судов всех видов рассмотрение налоговых споров является одной из самых сложных категорий дел, так как судьи должны владеть в полной мере не только налоговым, но и в значительной мере финансовым законодательством, и, кроме того, разбираться в правилах ведения бухгалтерского учета, осуществления аудиторской деятельности и т.п.

В соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решении, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд. если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов или должностных лиц нарушены его права и свободы (ст. 1).

Законодательством РФ предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщиков:

  • признание неконституционным законодательного акта полностью или в части Конституционным Судом РФ;
  • признание судом общей юрисдикции закона субъекта РФ, противоречащим федеральному закону и, следовательно, недействующим или не подлежащим применению;
  • признание арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействительным нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего права и законные интересы налогоплательщика;
  • неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону;
  • пресечение действий должностного лица налогового органа или иного государственного органа, нарушающих права или законные интересы налогоплательщика;
  • принуждение налоговых органов, иных органов государственной власти или их должностных лиц к выполнению законодательно установленных обязанностей, от выполнения которых они уклоняются;
  • признание не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового или другого органа на списание в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов за нарушения налогового законодательства с банковского счета налогоплательщика;
  • возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов;
  • взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пеней;
  • возмещение убытков, причиненных незаконными решениями, действиями или бездействием налоговых органов или их должностных лиц.

Одновременно названные способы судебной защиты являются предметами исковых требований налогоплательщиков.

Статья 138 Налогового кодекса устанавливает, что дела по обжалованию нормативных и ненормативных актов налоговых органон, а также действия или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.

Нормы Налогового кодекса о судебном порядке защиты нарушенных прав налогоплательщиков нашли развитие в совместном постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9. В постановлении разъясняется, что налоговые споры подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с АПК РФ и судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гл. 24.1 ГПК РФ и Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Арбитражными судами рассматривается значительная часть дел, возникающих из налоговых правоотношении. Статьей 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесено рассмотрение экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Арбитражные суды рассматривают следующие категории дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

  • об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Деятельность арбитражных судов по защите нарушенных прав налогоплательщиков шире, чем деятельность судов общей юрисдикции. так как количественный состав субъектов, обращающихся в данные суды, намного больше.

Кроме того, подлежат восстановлению арбитражным судом конституционные права налогоплательщиков, нарушенные неправильным применением закона.

ВАС РФ в информационном письме от 21 июля 1999 г.

Налоговые споры и особенности их рассмотрения. Все ли дороги ведут к истине?

№ 42 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога» указал, что «споры между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникшие в связи с исчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо от основании возникновения спора».

В соответствии с ст. 35 АПК РФ иск предъявляется по месту нахождения налогового органа, акты, действия или бездействие которого обжалуются. Иски, вытекающие из налоговых правоотношений к государственным органам и органам местного самоуправления, предъявляются в арбитражный суд соответствующего субъекта РФ, а не по месту нахождения органа, принявшего оспариваемое решение.

Статьей 138 Налогового кодекса устанавливается правило судебного рассмотрения налоговых споров принцип определения нагл ежащего ответчика. В соответствии с ним, по делу об обжаловании акта налогового органа ответчиком налоговый орган следует привлекать независимо от того, кем именно он подписан руководителем налогового органа, его заместителем или иным должностным лицом. По делу об обжаловании действий или бездействия должностных лиц налогового органа ответчиком будет именно то должностное лицо, которое осуществило оспариваемые действия или которое бездействовало.

Анализ правоприменительной практики рассмотрения налоговых споров показывает, что судебным процессом неизбежно рассматриваются вопросы:

  • применения материальных норм законодательства о налогах и сборах;
  • применения процессуальных норм, послуживших поводом для обращения налогоплательщика в суд: порядок проведения налоговой проверки, производство по делу о налоговом правонарушении, порядок взыскания недоимки, пени и т.д.;
  • юридической квалификации статуса, характера финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в целях выявления налоговых последствий этих операций.

Составной частью судебного порядка защиты прав налогоплательщиков является исполнение судебных решений. Общие правила исполнения судебных решении установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с п. 5 ст. 79 Налогового кодекса сумма излишне взысканного налоговым органом налога и проценты, начисленные на эту сумму, подлежат возврату налоговым органом в течение одного месяца после вынесения судебного решения. Важной гарантией реальности восстановления нарушенных прав налогоплательщиков является положение о начале течения срока возврата денежных средств — один месяц со дня вынесения, а не вступления в законную силу решения суда. Соответствующие денежные суммы, присужденные к возмещению налогоплательщику, выплачиваются за счет бюджетных средств, что также гарантирует реальность исполнительного производства.

В практике деятельности налоговых органов возникают ситуации. когда у налогоплательщика имеется недоимка по уплате налогов и сборов или задолженность по пеням, причитающихся тому же бюджету, из средств которого подлежат возмещению излишне взысканные налоги и пени. В таких случаях п. 1 ст. 79 Налогового кодекса предписывает сначала произвести зачет в счет погашения недоимки. а затем возвратить налогоплательщику оставшуюся разницу по излишне взысканным денежным суммам.

На главную → Новости

Новости

1
Октября

О порядке досудебного урегулирования налоговых споров

Одной из основных целей деятельности налоговых органов является предупреждение и выявление правонарушений в сфере налогового законодательства, привлечение виновных лиц к налоговой ответственности.

В практике Межрайонной ИФНС России № 23 по Челябинской области распространены ситуации, когда налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, однако его совершению способствовал ряд объективных обстоятельств.

В таком случае действующее законодательство предусматривает возможность снижения  санкции за подобные нарушения, а именно — применение налоговым органом обстоятельств, смягчающих ответственность.

Порядок обжалования решений налоговых органов

Такое право предоставляется статьей 112 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Следует обратить внимание налогоплательщиков, что законом предусмотрено лишь снижение суммы налоговых санкций, тогда как снижения суммы доначисленного налога и пени Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает.

Инспекция разъясняет, что заявить о применении смягчающих ответственность обстоятельствах можно после получения акта проверки до вынесения налоговым органом решения.  Для этого нужно направить в Инспекцию соответствующее ходатайство с указанием конкретных обстоятельств и с обязательным приложением документов. подтверждающих обоснованность доводов. 

Срок для представления возражений составляет один месяц со дня получения акта налоговой проверки. 

В случае подтверждения хотя бы одного из смягчающих обстоятельств размер штрафа может быть снижен как минимум в два раза. 

Применение смягчающих ответственность обстоятельств и последующее снижение штрафа может осуществляться как самой Инспекцией при вынесении решения, так и вышестоящим налоговым органом либо судом в случае дальнейшего обжалования решения. Однако заявление соответствующего ходатайства именно на стадии первоначального рассмотрения материалов в Инспекции представляется наиболее эффективным и целесообразным с точки зрения оперативности,  экономии времени и расходов  на обжалование.     

Информация о досудебном урегулировании налоговых споров доступна на сайте ФНС России  www.nalog.ru в разделе «Налогообложение в РФ» -Досудебное урегулирование налоговых споров.

Публикация: 01.10.2018
Последнее изменение: 01.10.2018

КОНТАКТЫ

454038, г. Челябинск, ул. Часовая, 6

Юридический адрес:

454038, г. Челябинск, ул.Часовая, 6

Телефон:

приемная: +7 (351) 728-33-71
контакт-центр: 8-800-222-2222
телефон доверия: +7 (351) 728-34-04

Факс:

+7 (351) 735-00-36

Начальник:

Федосеева Светлана Леонидовна

Код ИФНС

Наименование

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 22 по Челябинской области

ИНН

КПП

Адрес

,454038,,,Челябинск г,,Часовая ул,6,,

Банк получателя

Отделение Челябинск

БИК

Бюджетн Бюджетный счет

Наименование получателя

УФК по Челябинской области (Межрайонная ИФНС России № 22 по Челябинской области)

Для направления обращений в электронной форме в ФНС России и ее территориальные налоговые органы Вы можете воспользоваться
online-сервисом: «Обратиться в ФНС России» перейти

Для определения кода ОКТМО воспользуйтесь сервисом «Узнай ОКТМО» перейти

Сервис «Заполнить платежное поручение» перейти

Дополнительная информация:

Инспекция обслуживает налогоплательщиков Металлургического района г.Челябинска, Аргаяшского, Кунашакского и Сосновского муниципальных районов.

Прием документов по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляет ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска

ТОРМЫ

Территориальный участок № 7426 (Аргаяш)

КОНТАКТЫ

456880, Челябинская область, с. Аргаяш, ул. Гагарина, 25А

Телефон:

контакт-центр: 8-800-222-2222

СПОСОБ ПРОЕЗДА

100 метров от Автовокзала

Территориальный участок № 7433 (Кунашак)

КОНТАКТЫ

456730, Челябинская область, с.Кунашак, ул. Ленина, 86-А

Телефон: контакт-центр: 8-800-222-2222

СПОСОБ ПРОЕЗДА

от Автовокзала 300 метров по ул. Коммунистической до пересечения с ул. Ленина

Территориальный участок № 7438 (Долгодеревенское)

КОНТАКТЫ

456510, Челябинская область, с. Долгодеревенское, пер. Школьный, 20

Телефон:

контакт-центр: 8-800-222-2222

СПОСОБ ПРОЕЗДА

от остановки «Село Долгодеревенское» по ул. Свердловской до пер. Школьный

14.09.2012

Досудебный аудит в налоговых органах

Информация представлена заместителем начальника межрайонной ИФНС России № 22 по Челябинской области , советником государственной гражданской службы РФ 2 класса Евпак Виктором Юрьевичем

Вопрос : Налогоплательщик не согласен с доводами, содержащимися в решении налогового органа, проводившего проверку, может ли он обжаловать в вышестоящем налоговом органе или обратиться в суд. Какова процедура урегулирования спора, порядок обжалования решения налогового органа ?

Ответ : Процедура досудебного урегулирования налоговых споров включает в себя две стадии. Первая стадия — временной промежуток между актом и решением налоговой инспекции, в который налогоплательщик может представить письменные возражения. Вторая стадия — временной промежуток между решением и судом, в течение которого у налогоплательщика имеется возможность обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
В соответствии с п. 1 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) акты налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган установлен ст. ст.

Судебное урегулирование налоговых споров

101.2, 139 — 141 Кодекса.
Пунктом 5 ст. 101.2 Кодекса предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Нормой п. 5 ст. 101.2 Кодекса предусмотрен обязательный досудебный порядок подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган при обжаловании решений о привлечении к налоговой ответственности. Остальные акты налоговых органов ненормативного характера можно сразу оспаривать в судебном порядке.
Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности подается в течение десяти рабочих дней с даты вручения такого решения налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101 и абзац 3 п. 2 ст. 139 Кодекса).
Налоговый орган обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца со дня получения. По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
— оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения;
— отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
— отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
В случае подачи апелляционной жалобы решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки, не вступит в силу, пока жалоба не будет рассмотрена и по ней не будет принято решение (абзац 2 п. 9 ст. 101 и п. 1 ст. 141 Кодекса). Это означает, что подача апелляционной жалобы автоматически откладывает срок исполнения обжалуемого решения налогового органа.
Следовательно, в ходе апелляционного разбирательства вышестоящий налоговый орган пересматривает по существу все материалы дела о налоговом правонарушении.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего органа, это решение вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим органом.
Нарушение порядка подачи апелляционной жалобы, например ее отправление непосредственно в вышестоящий налоговый орган вместо органа, принявшего обжалуемый акт, может рассматриваться как нарушение порядка апелляционного обжалования.
Принятое по апелляционной жалобе вышестоящим налоговым органом решение можно обжаловать в суд. В этом случае срок для обращения в суд должен исчисляться со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено решение, стало известно о вступлении его в силу.

Возврат к списку