Экологический сбор 2019

Содержание

1. Как определить, нужно ли платить экологический сбор и сдавать отчетность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть перечень товаров и упаковки, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р. В зависимости от того, являетесь ли вы производителем или импортером товаров и упаковки, включенных в этот перечень, возможны три варианта действий.

  1. Если в этом перечне нет товаров или упаковки, которые вы производите или импортируете, то отчетность по экологическому сбору вам сдавать не нужно;
  2. Если в нем есть товары, которые вы производите или импортируете, то вам необходимо формировать отчетность и рассчитывать сумму экологического сбора. При этом платить экологический сбор надо в том случае, когда организация или ИП либо вообще не утилизирует товары, либо утилизирует их в объеме, который не соответствует нормативу, установленному для данного вида товаров на отчетный год. Если же норматив утилизации выполняется в полном объеме, то достаточно формировать отчетность и подтверждать документами проведенную утилизацию, а сам платеж будет нулевым.
  3. Если вы являетесь производителем или импортером упаковки из данного перечня, учитывайте следующие нюансы:
  • экологический сбор за упаковку товаров платят производители этих товаров только в том случае, если реализуют ее конечному потребителю. Об этом сказано в Правилах взимания экологического сбора (утв. постановлением Правительства от 08.10.15 № 1073 в ред. от 23.08.18; далее — Правила взимания экологического сбора). Например, производитель картонных коробок поставил их в розничные магазины для продажи конечным потребителям. В этом случае заплатить экологический сбор за упаковку должен производитель коробок. Если же коробки были реализованы на хлебозавод для упаковки печенья, то экологический сбор за них должен заплатить хлебозавод, поскольку он упаковывает в них свой товар;
  • экологический сбор за многооборотную упаковку платят ее производители. Например, хлебозавод упаковывает печенье в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экологический сбор за картонные коробки платит хлебозавод, а за поддоны — производитель поддонов.

Заполнить и сдать через интернет всю отчетность по экологическому сбору

2. Кто платит экосбор при производстве товаров по сложным схемам, и кто освобожден от его уплаты?

При определении ответственного за уплату экологического сбора нужно учитывать несколько частных случаев. К ним относятся схемы толлинга и off-take.

Производство товаров по схеме толлинга (или производство товаров из давальческого сырья) выглядит следующим образом. Компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров из сырья компании 1. Произведенный товар принадлежит компании 1 (заказчику) на праве собственности. Она его реализует и несет ответственность за уплату экологического сбора.
Например, организация заказывает в швейной мастерской пошив футболок со своим логотипом, и предоставляет для этого ткань. Готовые футболки принадлежат организации, поэтому именно она платит экологический сбор.
Производство товаров по схеме off-take подразумевает продажу готового товара, сделанного на заказ. В данном случае компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров. При этом компания 2 использует свое сырье. Компания 2 (производитель) продает готовый товар компании 1 (заказчику). Ответственность за уплату экологического сбора несет производитель.
Например, предприятие заказывает швейной мастерской пошив футболок с логотипом компании. Для их изготовления используются материалы мастерской. Готовые футболки являются собственностью швейной мастерской, и именно она платит экологический сбор.
Также существуют отдельные группы производителей и импортеров, которые освобождены от уплаты экологического сбора. К ним относятся:

  • производители упаковки, реализующие ее другим производителям для упаковки продукции (как в примере выше, когда производитель картонных коробок реализует коробки хлебозаводу);
  • производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд (например, завод покупает коробки, чтобы перевозить в них шурупы из одного цеха в другой).
  • производители товаров, которые не входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р (например, производители пищевой продукции);
  • компании, самостоятельно утилизирующие свои товары и упаковку для товаров;
  • экспортеры товаров и упаковки.

Организации и ИП, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах, не менее чем предусмотрено нормативами на отчетный год, освобождаются от уплаты экологического сбора. Однако они должны представлять «экологическую» отчетность.
Также см. «Экологический сбор: кто является его плательщиком, как рассчитать сумму к уплате, как и куда сдавать отчетность по сбору».

3. Какая отчетность сдается по экологическому сбору?

Отчетность по экологическому сбору состоит из четырех форм:

  1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (форма утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417 в ред. от 25.07.18). Также см. «Экологический сбор: обновлена форма декларации о товарах и упаковке, подлежащих утилизации».
  2. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342 в ред. от 17.10.18). В данный отчет нужно внести информацию о фактическом количестве товара, утилизированного в текущем году. Также необходимо указать, на основании каких документов была произведена утилизация (договор, акт, лицензия). Если же производитель или импортер не занимался утилизацией товаров, то следует сдать нулевую отчетность о выполнении нормативов утилизации.
  3. Расчет суммы экологического сбора (форма утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488). Сумма экологического сбора, которую необходимо внести в бюджет, рассчитывается в том случае, если организация вовсе не утилизировала товар, либо утилизировала его в меньшем объеме, чем установлено по нормативу.
  4. Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты. Отчет состоит из двух форм, которые включают в себя данные о местах сбора отходов и о наличии мощностей по утилизации.

Важно иметь в виду, что первые три вида «экологической» отчетности необходимо составлять именно в указанной выше последовательности. Поясним на примере.
Допустим, в 2018 году издательство выпустило 100 тонн журналов, а в 2019 году — 200 тонн. Указанная печатная продукция была реализована на территории РФ. Чтобы отчитаться по экосбору за 2019 год, нужно выполнить следующие действия.
Сначала необходимо подготовить декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров. В ней нужно прописать количество реализованных журналов за 2019 год — 200 тонн.
Далее необходимо сформировать отчетность о выполнении нормативов утилизации.Обратите внимание: в данной форме нужно учитывать массу или количество товаров, реализованных не за отчетный год, а за календарный год, предшествующий отчетному периоду (п. 6 Правил взимания экологического сбора). На 2019 год норматив утилизации в отношении издательской печатной продукции равен 15%, значит утилизировать необходимо 15 тонн журналов. Соответственно, издательство должно собрать устаревшие журналы в объеме не менее 15 тонн, и утилизировать их.
Предположим, было утилизировано не 15, а 10 тонн журналов. В связи с этим в отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно отметить, что было утилизировано 10 тонн журналов, и указать документы, на основании которых была произведена утилизация.
На следующем этапе надо составить расчет суммы экологического сбора в отношении неутилизированных журналов, то есть в отношении 5 тонн журналов (15 тонн — 10 тонн).

4. В какие сроки нужно сдать отчетность и заплатить экосбор? Что будет, если нарушить сроки?

Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2019 год нужно до 1 апреля 2020 года включительно.
Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2019 год необходимо до 15 апреля 2020 года включительно.
Если плательщик экосбора не сдаст, либо сдаст с опозданием отчетность о выполнении нормативов по утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки), его ждет санкция по статье 8.5.1 КоАП РФ:

  • для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
  • для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.

В случае, когда узанная отчетность представлена не в полном объеме, либо с недостоверными сведениями, штраф составит:

  • для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей.

При неуплате эксобора или неполном внесении платежа Росприроднадзор выставит требование о добровольном погашении задолженности. Если по истечении 15 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, Росприроднадзор сможет взыскать сумму сбора в судебном порядке (п. 25 Правил взимания экологического сбора). Также за неуплату экосбора статьей 8.41.1 КоАП РФ установлен административный штраф:

  • для должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;
  • для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 тыс. рублей.

5. В какой орган Росприроднадзора необходимо сдавать «экологическую» отчетность?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является плательщиком экосбора:

  • производители сдают декларации и другие формы «экологической» отчетности в территориальный орган РПН по месту своего нахождения;
  • импортеры — в центральный аппарат РПН (г. Москва);
  • организации и предприниматели, которые одновременно являются производителями, и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва).

Такой порядок установлен в пункте 13 Положения о декларировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417, действует в ред. от 25.07.18).
Обратите внимание: существует два способа сдать отчетность в РПН.
Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.
Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров, проверить его и отправить на сайт РПН.
Сдача отчетности через систему имеет два огромных плюса.

  1. Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетность по НВОС, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
  2. При сдаче через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.

Заполнить и сдать экологическую отчетность через оператора ЭДО

7. Какой объем товаров и упаковки нужно отражать в отчетности? Какими документами можно его подтвердить?

В пунктах 1.1 и 1.2 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства) сказано следующее.Производители товаров с момента их первичной реализации на территории РФ обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении:

  • товаров, произведенных на территории РФ;
  • упаковки товаров, произведенных на территории РФ.

Импортеры товаров с момента их первичной реализации на территории РФ обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении:

  • товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС;
  • упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • упаковки товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС.

Таким образом, можно сделать вывод, что при составлении декларации и последующих отчетов учитывается количество реализованных на территории РФ товаров и упаковки. Указанное в декларации количество товаров (упаковки) подтверждается первичными учетными документами или сведениями из таможенных документов.

8. Что понимается под термином «утилизация»?

Содержание понятия «утилизация отходов» раскрывается в статье 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов. В частности, возможно повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
При этом важно понимать, что утилизация не равнозначна обезвреживанию (термической обработке), поскольку обезвреживание не предполагает возврат отходов в производственный цикл.
На обезвреживание передаются отходы, образованные в результате деятельности организации или ИП. Эти отходы учитываются при составлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Если же производитель или импортер, обязанный утилизировать товары, которые утратили свои потребительские свойства и превратились в отходы, передаст их на обезвреживание, это приведет к двойной оплате. Сначала он оплатит услуги исполнителя по договору на обезвреживание отходов, а затем должен будет внести экологический сбор.

9. Что такое норматив утилизации?

Норматив утилизации — это процент от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки, выраженный в единицах массы товаров и упаковки или единицах товаров (п. 12 ст. 24.2 Закона об отходах производства).
Нормативы утилизации устанавливаются по каждой группе товаров и упаковки. Для подготовки отчетности по экосбору за 2019 год следует руководствоваться нормативами, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2971-р (в ред. от 16.06.18).
Например, норматив утилизации журналов (группа № 16 «Издательская продукция печатная») на 2019 год составляет 15%. Это значит, что если издательство выпустило и реализовало на территории РФ в 2018 году 100 тонн журналов, то оно должно либо утилизировать 15 тонн журналов, либо заплатить за это количество товара экологический сбор за 2019 год.
Отметим, что если производитель или импортер перевыполнил норматив утилизации в предыдущем календарном году, то норматив утилизации на текущий год можно уменьшить на величину перевыполнения норматива за предыдущий год. Такая возможность предусмотрена пунктом 13 статьи 24.2 Закона об отходах производства.

10. Как выполнить нормативы утилизации?

Закон об отходах производства предусматривает три способа выполнения нормативов утилизации (п. 4 — 6 ст. 24.2 этого закона):

  1. Самостоятельно утилизировать товары и упаковку. В этом случае производителю или импортеру необходимо организовать места сбора вышедших из употребления товаров и упаковки, а также выстроить технологический процесс утилизации. Для этого, как правило, требуется выделить определенные помещения, закупить технологическое оборудование и получить лицензию на деятельность по обращению с отходами (если речь идет об отходах I-IV классов опасности).
  2. Заключить договор со специализированной компанией. Если на утилизацию передаются отходы I-IV классов опасности, у специализированной организации должна быть лицензия. Для утилизации отходов V класса (картон, полиэтилен, лом черных металлов и т.д.) лицензия не требуется. отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно приложить договор со специализированной компанией, копию ее лицензию (при необходимости), акт об утилизации.
  3. Вступить в ассоциацию (союз) производителей/импортеров. Важно учесть, что если ассоциация в течение отчетного года не выполнит нормативы утилизации либо выполнит их не в полном объеме, то отвечать за соблюдение нормативов должен будет производитель или импортер товаров.

11. Как рассчитать сумму экологического сбора?

Формула для расчета экологического сбора приведена в пункте 6 Правил взимания экологического сбора. В общем случае сумма экосбора равна произведению массы товара (упаковки) на ставку сбора и на норматив утилизации, установленный на отчетный год. При этом учитывать надо массу товара (упаковки), реализованного для внутреннего потребления на территории РФ за календарный год, предшествующий отчетному периоду. В зависимости от вида товара вместо его массы в формуле используется количество единиц товара.
Если плательщик экосбора утилизировал товары, но в меньшем объеме, чем положено по нормативу, то для расчета суммы сбора надо сначала определить разницу между установленным и фактически значением количества утилизированных товаров за отчетный год. Полученную величину нужно умножить на ставку сбора (п. 8 Правил взимания экологического сбора).
Ставки экологического сбора устанавливаются ежегодно. При подготовке отчетов за 2019 год следует руководствоваться ставками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.04.16 № 284 (ред. от 31.10.18).

Пример
Издательство выпустило и реализовало на территории РФ за 2018 год 100 тонн журналов.
Норматив утилизации журналов на 2019 год составляет 15%.
Утилизация журналов в 2018 и 2019 годах не производилась.
Ставка экологического сбора за 2019 год в отношении издательской печатной продукции равна 2 378 руб. за тонну.
Сумма экологического сбора за 2019 год составит 35 670 руб. (100 тонн х 15% х 2 378 руб. за тонну).

Автоматически сформировать платежку на уплату экосбора по данным из декларации и сдать всю отчетность по сбору

15. Как можно подготовить и отправить «экологическую» отчетность?

Существует два способа подготовки и представления «экологической» отчетности: с использованием бесплатных сервисов Росприроднадзора и с использованием программных решений операторов электронного документооборота (далее — операторов ЭДО).
Если у плательщика экосбора нет технической возможности подключиться к интернету, можно сдать декларацию и другие отчеты на бумаге. При этом все равно нужно будет представить электронную версию отчета (принести в РПН флешку или диск с файлом отчета в формате xml или вложить такой электронный носитель в почтовое отправление).

Особенности

Способы подготовки и сдачи отчетности

Бумажная версия отчета

Cервисы РПН

(модуль природопользователя, личный кабинет природопользователя)

Сервис «Отчетность в Росприроднадзор»

(входит в состав системы «Контур.Экстерн» от оператора ЭДО «СКБ Контур»)

Расходы

Бумага, картриджи, командировочные расходы, почтовое отправление

Электронная подпись (ее можно купить в любом из аккредитованных удостоверяющих центров)

Оплата работы в сервисе (электронная подпись входит в стоимость)

Контроль изменений

Необходимо самостоятельно отслеживать изменения в законодательстве на сайте РПН

Об изменениях законодательства можно узнавать на бесплатных вебинарах от экспертов сервиса

Установка обновлений

Нужно самостоятельно отслеживать изменения всех форм отчетности

Нужно самостоятельно следить за обновлениями форм отчетности и устанавливать обновления

Обновления устанавливаются автоматически, формы отчетности всегда актуальны

Подготовка и отправка отчетов

Заполнить отчет можно в различных программах. Составленный отчет можно либо направить по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении), либо сдать лично

Заполнение отчета происходит в одном сервисе (модуль природопользователя), а отправка — через другой (личный кабинет природопользователя)

Заполнение и отправка отчета происходят в одном сервисе

Доставка и статус отчет

ов

Если отчет сдается лично, сотрудник РПН поставит отметку о приеме. Дата сдачи отчета, отправленного по почте, — это дата почтового отправления

Нужно контролировать статус отчета в личном кабинете природопользователя, чтобы не пропустить уведомления

Актуальный статус отчета можно в любой момент посмотреть в сервисе. Оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. За доставку отчетов отвечает оператор ЭДО

Перечень основных документов по экологии на предприятии с 2019 года

Категория объекта НВОС Документация с 01.01.2019 г Ежегодная отчетность с 01.01.2019 г
I
  1. Комплексное экологическое разрешение*
  2. Инвентаризация источников выбросов и проект ПДВ
  3. Проект ПНООЛР
  4. Расчет нормативов допустимых сбросов
  5. Программа производственного экологического контроля (ПЭК)
  6. Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС/актуализация/снятие с учета
  7. Паспорта отходов
  8. Журналы учета отходов (по приказу МПР № 721)
  1. Декларация о плате за НВОС
  2. Отчет о результатах ПЭК
  3. Отчет 2-ТП (воздух)
  4. Отчет 2-ТП (отходы)
  5. Отчет 2-ТП (рекультивация) (при наличии)
  6. Информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при наличии)
  7. Отчеты производителей/импортеров товаров:
    — декларация о количестве товаров, подлежащих утилизации;
    — отчет о выполнении нормативов утилизации;
    — расчёт экосбора.
II
  1. Декларация о воздействии на окружающую среду**
  2. Инвентаризация источников выбросов и проект ПДВ
  3. Проект ПНООЛР
  4. Расчет нормативов допустимых сбросов
  5. Программа производственного экологического контроля (ПЭК)
  6. Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС/актуализация/снятие с учета
  7. Паспорта отходов
  8. Журналы учета отходов (по приказу МПР № 721)
  1. Декларация о плате за НВОС
  2. Отчет о результатах ПЭК
  3. Отчет 2-ТП (воздух)
  4. Отчет 2-ТП (отходы)
  5. Отчет 2-ТП (рекультивация) (при наличии)
  6. Информация о реализации плана мероприятий по охране окружающей среды (при наличии)
  7. Отчеты производителей/импортеров товаров:
    — декларация о количестве товаров, подлежащих утилизации;
    — отчет о выполнении нормативов утилизации;
    — расчёт экосбора.
III
  1. Инвентаризация источников выбросов и проект ПДВ
  2. Расчет нормативов допустимых сбросов
  3. План мероприятий по охране окружающей среды (при временно разрешенных выбросах/сбросах)
  4. Программа производственного экологического контроля (ПЭК)
  5. Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС/актуализация/снятие с учета
  6. Паспорта отходов
  7. Журналы учета отходов (по приказу МПР № 721)
  1. Декларация о плате за НВОС
  2. Отчет о результатах ПЭК
  3. Отчет 2-ТП (воздух)
  4. Отчет 2-ТП (отходы)
  5. Отчет 2-ТП (рекультивация) (при наличии)
  6. Информация о реализации плана мероприятий по охране окружающей среды (при наличии)
  7. Отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов
  8. Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
  9. Отчеты производителей/импортеров товаров:
    — декларация о количестве товаров, подлежащих утилизации;
    — отчет о выполнении нормативов утилизации;
    — расчёт экосбора.
IV
  1. Инвентаризация источников выбросов и проект ПДВ
  2. Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС/актуализация/снятие с учета
  3. Паспорта отходов
  4. Журналы учета отходов (по приказу МПР № 721)
  1. Отчет 2-ТП (воздух)
  2. Отчет 2-ТП (отходы)
  3. Отчет 2-ТП (рекультивация) (при наличии)
  4. Отчеты производителей/импортеров товаров:
    — декларация о количестве товаров, подлежащих утилизации;
    — отчет о выполнении нормативов утилизации;
    — расчёт экосбора.

* Комплексное экологическое разрешение выдается сроком на 7 лет и состоит из:

  • Основные сведения о заявителе и объекте
  • Расчет нормативов допустимых выбросов/сбросов
  • Расчеты технологических нормативов
  • Программа повышения экологической эффективности (при временно разрешенных выбросах/сбросах)
  • Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК)
  • Положительное заключение государственной экологической экспертизы (при необходимости)

** Декларация о воздействии на окружающую среду выдается сроком на 7 лет и состоит из:

  • Основные сведения о заявителе и объекте
  • Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов
  • План мероприятий по охране окружающей среды (при временно разрешенных выбросах/сбросах)
  • Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК)

При проведении мероприятий по государственному экологическому надзору государственные инспектора в области охраны окружающей среды проверяют следующие основные документы, которые должны быть на предприятии:

1. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду:

  • декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • копии платежных поручений о перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • контролируются сроки внесения платы (в том числе авансовых платежей) и сроки подачи декларации, а также достоверность и полнота информации

2. Требования в области охраны окружающей среды:

  • свидетельство (сертификат) на подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителя предприятия
  • программа производственного экологического контроля (ПЭК)

3. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

  • постановка на государственный учет объекта НВОС не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации объекта; достоверность и полнота сведений / актуализация / снятие с учета.

4. Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха:

  • инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу;
  • мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ на период НМУ;
  • план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (постах);
  • план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
  • производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • паспорта на каждую установку очистки газов (ГОУ);
  • программа проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта
  • руководства (инструкции) по эксплуатации ГОУ;
  • приказ о назначении должностного лица, ответственного за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ;

5. Государственный надзор в области обращения с отходами:

  • журналы учета образования и движения отходов, образующихся на предприятии, и хранение журналов в течение 5 лет;
  • отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности;
  • паспорта опасных отходов;
  • договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • договора на утилизацию отходов с лицензированными предприятиями;
  • организация мест накопления отходов в соответствии с требованиями законодательства;
  • свидетельства (сертификаты) по обучению, необходимые для работы с отходами I-IV классов опасности, у лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
  • ПНООЛР — проект норматив образования отходов и лимиты на их размещение;
  • технический отчет по обращению с отходами, сданный в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения лимитов на отходы;
  • годовая отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов и сроки ее подачи;
  • статистическая отчетность 2-ТП (отходы) и сроки ее подачи;
  • отчетность по экологическому сбору для производителей / импортеров товаров сроки ее подачи, полнота и достоверность;
  • производственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами.

Наши специалисты помогут собрать для Вашей организации весь перечень необходимых документов.

Уважаемые природопользователи! Напоминаем о необходимости производителям, импортерам товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования таких товаров исчислять и уплачивать экологический сбор.

Уведомляем о том, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р утвержден новый перечень товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Новый перечень состоит из двух разделов. Первый раздел «Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств», включает 46 групп товаров. Второй раздел «Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств» включает 8 групп товаров. Утратившим силу признан ранее действовавший аналогичный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 № 1886-р.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р обновлены нормативы утилизации отходов готовых товаров, включая упаковку. Согласно пункту 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации отходов, установленными Правительством РФ. Новым Распоряжением на 2018 — 2020 годы определены нормативы утилизации отходов по каждой группе товаров, согласно указанному перечню. Нормативы утилизации отходов от использования товаров установлены в процентах за календарный год.

— Реклама —

Расчет суммы платы экологического сбора осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 и по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.10.2016), который представляется до 15 апреля 2018 г. за 2017 г.

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (декларация утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 г. № 1417) предоставляется в срок до 1 апреля 2018 года.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении правил предоставления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров», отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров предоставляется в срок до 1 апреля 2018 года.

Подробные инструкции по формированию и отправке отчетности по экологическому сбору размещены на официальном сайте Росприроднадзора по адресу в сети «Интернет»: rpn.gov.ru/small, в разделах «Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации», «Отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров», «Расчет экологического сбора».

По вопросам использования «Модуля природопользователя» или «Личного кабинета» обращайтесь по телефону +7(499)753−30−92 (многоканальный) (с 9:30 до 18:30 по Московскому времени) или по электронной почте portal. rpn@mail.ru

Одновременно сообщаем, что отчетность и декларация предоставляются:

— производителями товаров — в территориальный орган Росприроднадзора по месту государственной регистрации производителя товаров;

-импортерами товаров — в центральный аппарат Росприроднадзора;

-лицом, одновременно являющимся производителем и импортером — в центральный аппарат Росприроднадзора;

-ассоциациями — в центральный аппарат Росприроднадзора.