Фактическая стоимость

Расчет отклонений фактической стоимости материалов от их стоимости по учетным ценам

Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 810 | Нарушение авторского права страницы

Учетная цена (себестоимость) — это цена товара, по которой он числится на складе.

Учетные цены предназначены для оценки:

•стоимости товаров на складе;

•финансовых результатов работы организации;

•дохода от продаж.

Программа поддерживает несколько видов расчета учетных цен, которые можно разделить на две группы:

•учетная цена, получаемая расчетным путем: посредней цене, по методу ФИФО или ЛИФО;

•учет по фактической себестоимости или партионный учет.

Чтобы получить учетные цены их необходимо пересчитать. В программе можно использовать примерную учетную цену, для получения которой пересчет не требуется.

Программа считает учетные цены одновременно без НДС и с НДС. При проведении в бухгалтерии и в большинстве отчетов используются учетные цены без НДС. Учетные цены с НДС используются в некоторых отчетах.

Учетная цена определяется на каждый документ расхода, будь это реализация, списание или перемещение для каждой позиции номенклатуры. Учетная цена для следующего документа может уже отличаться.

С точки зрения учета отрицательные остатки на складах появляться не должны.

Счет 16: Отклонение в стоимости материальных ценностей

Для товара, который отсутствует на складе, учетная цена не определена. Тем не менее, при появлении отрицательных остатков, цены для последующей реализации в программе все равно рассчитываются. Для этого используется специальная методика. Вкратце, ее суть в том, что при появлении отрицательных остатков считает учетные цены считаются равными последней учетной цене:

Пример

Приход Кол=5шт Сумма=50р Цена=10р учетное количество=5шт сумма=50р.

Расход Кол=7шт учетная сумма=70р Цена=10р учетное количество=-2шт сумма=0р.

Приход Кол=6шт Сумма=60р Цена=10р учетное количество=4шт сумма=40р был отправлен остаток, по этому программа посчитала так: сумма = 60р * (-2шт + 6шт) / 6шт = 40р.

Расход Кол=5шт учетная сумма=50р Цена=10р учетное количество=-1шт сумма=0р, нужно списать больше, чем есть на складе, цена известна.

Расход Кол=2шт учетная сумма=20р Цена=20р учетное количество=-3шт сумма=0р товара нет на складе вообще, по этому используется предыдущая учетная цена 10р.

Приход Кол=4шт Сумма=48р Цена=12р учетное количество=1шт сумма=12р был отправлен остаток, по этому программа посчитала так: сумма = 48р * (-3шт + 4шт) / 4шт = 12р.

Не смотря на то, что для документов цены будут либо правильными, либо будут колебаться в пределах минимальной и максимальной закупочной цены, итоговые суммы в отчетах могут отличаться от диапазона минимальной и максимальной закупки, следовательно, реальный остаток 12р, остаток по отчетам 28р (50р-70р+60р-50р-10р+48р).

Учетные цены в программе

Учетная цена

Cтраница 1

Учетные цены устанавливаются организацией самостоятельно, дифференцировано по видам тары ( наименованиям, размерам, сортам и т.п.) применительно к порядку, изложенному по материалам в настоящих Методических указаниях.  

Учетные цены рассчитываются материальной бухгалтерией по переданным из отдела материально-технического, обеспечения и комплектации холдинг-компании первичным документам согласно принятой учетной политике.  

Учетная цена при этом устанавливается организацией самостоятельно при разработке номенклатуры-ценника на материалы исходя из комплекса покупных ( договорных) цен и используется продолжительное время. Номенклатура-ценник — перечень наименований материалов, в котором фиксируют их шифры, номенклатурные номера и учетные цены.  

Учетные цены рассчитываются материальной бухгалтерией по переданным из отдела материально-технического, обеспечения и комплектации холдинг-компании первичным документам согласно принятой учетной политике.  

Учетные цены устанавливаются организацией самостоятельно, дифференцированно по видам тары ( наименованиям, размерам, сортам и т.п.) применительно к порядку, изложенному по материалам в настоящих Методических указаниях.  

Учетные цены облегчают труд работников, связанных с учетом материалов.

Приложение 4

Так, оптовые цены имеются в прейскурантах и меняются лишь через несколько лет.  

Учетная цена материальных запасов представляет собой себестоимость приобретения ( заготовления), которая определяется самой организацией по сложившемуся уровню покупных цен с добавлением расходов на транспортировку, упаковку, погрузку, разгрузку и т.п. В качестве учетной цены могут выступать и так называемые средние или средневзвешенные покупные цены, определяемые расчетным путем по сложившимся уровням цен на начало и конец отчетного периода по отдельным видам запасов.  

Учетные цены материальных запасов, хранящихся на складах ( в кладовых) организации и подразделений, проставляются на карточках складского учета организации.  

Учетные цен ы-цены, по которым ведется учет наличия материалов, их поступ ления и отпуска.  

Однако учетные цены не отражают полной фактической стоимости материалов. Так, одинаковые материалы могут поступать от поставщиков, находящихся на разных расстояниях от потребителя, или перевозиться разными видами транспорта, в связи с чем расходы на доставку материалов на склад или в кладовую предприятия будут неодинаковыми. Кроме того, склады органов снабжения несут расходы, связанные с поступлением, хранением и отпуском материалов обслуживаемым предприятиям.  

Применение учетных цен объясняется тем, что при современных масштабах производства на предприятиях выписывается значительное количество первичных документов по учету движения материалов большой номенклатуры.  

Применение учетных цен в практической деятельности значительно упрощает и облегчает учетную работу. Оперативные и учетные работники привыкают к ним, что ограничивает возможность ошибок. Кроме того, полное соответствие между количеством и суммой усиливает контрольные функции учета, так как делением суммы на цену можно проверить количество материалов, а умножением количества на цену — сумму. Такие приемы используются в процессе проверки итоговых сумм движения материалов за отчетный период.  

Применение учетных цен имеет и контрольное значение. Так, если сумму материалов разделить на цену, то получим их количество. Если ее разделить на количество, то получим цену за единицу материала. Такими приемами часто пользуются в процессе проверки итоговых сумм движения материалов за отчетный период.  

Если учетной ценой принято считать плановую себестоимость изделия, то документы на отпуск готовых изделий таксируют на две цены — на плановую и отпускную.  

Если учетной ценой является плановая себестоимость единицы материалов, то отклонения прибавляются к стоимости израсходованных материалов тогда, когда фактическая себестоимость оказывается выше плановой, и вычитаются тогда, когда фактическая себестоимость ниже плановой.  

Страницы:      1    2    3

Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических понятий и взаимосвязь с этими категориями. В экономической литературе традиционно выделяют следующие функции цен:

  1. учетно-измерительная;

  2. регулирующая (сбалансирования спроса и предложения);

  3. стимулирующая;

  4. перераспределительная.

Некоторые ученные выделяют более широкий перечень функций цен.

Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Цена является носителем важнейшей экономической информации и участвует в расчете всех стоимостных показателей, используемых в статистике, анализе и прогнозировании экономических систем (валовый национальный продукт (ВНП), валовый региональный продукт (ВРП), объем реализованной продукции, объем товарооборота и т.п.). Цена также участвует в расчете таких показателей финансового анализа как фондоотдача, производительность труда, рентабельность.

Цена может существенно отклоняться от себестоимости. Особенностью рыночной экономики является существенное отклонение цены от издержек по новым, топовым товарам, учет в имиджа в ценах на товары, услуги компаний.

Согласно части 1 ст.

Расчет отклонений фактической стоимости материалов от их стоимости по учетным ценам

40 НК РФ налоговым органам дано право контролировать правильность цен при товарообменных операциях.

Регулирующая функция или функция сбалансирования спроса и предложения – через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством, на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.

В условиях рыночной экономики не только конечный товар, но и каждый производственный ресурс имеет свою цену. Цена ресурсов, как цена любого товара, реагирует на изменение спроса и предложения. Учитывая сложившиеся уровни цен на производственные ресурсы, производитель стремится максимально сократить затраты на производство товаров, работ и услуг (ресурсосбережение, технологический прогресс, появление новых видов материалов и т.п.)

Стимулирующая функция цены проявляется через ее воздействие на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную, операцию оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца – это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя – минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов. На производителя стимулирующее или сдерживающее воздействие оказывают влияние следующие факторы:

  1. уровень цены (различные цены на ликероводочную продукцию, производимую на территории РФ и на ввозимую; цена труда – заработная плата в сельском хозяйстве составляла в 2005 г. 18% от заработной платы в топливной промышленности);
  2. уровень рентабельности (переток капитала – капитал стремится в отрасли с повышенной рентабельностью, высокий уровень рентабельности обеспечивает инвестиционную привлекательность и является самым действенным стимулом структурной перестройки экономики);
  3. таможенные пошлины – высокие пошлины как мера защиты отечественного производителя.

На потребителя стимулирующее или сдерживающее воздействие цен может проявляться через:

  1. уровень цены;
  2. надбавки и скидки к цене;
  3. акцизы;
  4. дифференцированное ценообразование;
  5. продажа товаров в кредит и т.п.

Перераспределительная функция цен означает, что с помощью цены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.

Способы перераспределения доходов с помощью цены:

  1. Соотношение цен на различные виды продукции. К примеру цены на ГСМ и энергию повышаются намного быстрее, чем цены в целом по экономике, а закупочные цены в сельском хозяйстве – более медленно. Учитывая, что сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей ГСМ и энергии, можно говорить о ценовых диспропорциях, основанных на монопольном перераспределении национального дохода из одних отраслей в другие через систему неравновесных цен.
  2. Включение и (или) не включение в цену налогов (НДС – пониженная ставка для социально значимых товаров, акциз – на отдельные товары – ювелирные изделия, табачные, виноводочные).
  3. Установление различных цен для разных потребителей на одну и ту же продукцию (в энергетике для промышленных потребителей и населения, подписка – физические и юридические лица, газ для бытовых нужд – городское и сельское население).

Особенно наглядно эта функция отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен доходность в отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижения национальных приоритетов. Одновременно перераспределение доходов через систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию в развитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.

Государство может использовать перераспределительную функцию цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные (неблагоприятные) условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные слои населения.

Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как взаимодополняющей, так и противоречивой.

Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансированности спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и противоположную роль, способствуя сокращению предложения товаров. Это также приводит к балансированию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос.

Распределительная функция действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.

Учетная функция вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации. Поэтому взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.

В заключение вопроса следует отметить, что, во-первых, цена экономическая категория, существует объективно, и функции цен проявляют воздействие объективно, т.е. их следует учитывать при формировании собственной ценовой политики; во-вторых, все функции взаимосвязаны и находятся в единстве и взаимодействии. Они проявляются как в системе цен, так и в ценах на отдельный товар.

Теги: