Федеральные налоги

— Что такое НДС (налог на добавленную стоимость) и куда идут доходы от него?

— Что такое НДС (налог на добавленную стоимость) и куда идут доходы от него?

НДС — налог на добавленную стоимость — представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг), и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС входит в бюджетообразующие налоги. К ним относятся налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль предприятий. Эти налоги поступают в Государственный бюджет.

В соответствии с Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. в качестве объекта налогообложения закреплен оборот от реализации товаров на территории Украины, а в качестве налогоплательщиков определены субъекты предпринимательской деятельности, юридические лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

к федеральным налогам относят?

Физические лица, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Начиная с 1992 г. все граждане Украины платят этот налог через покупку продовольственных и промышленных товаров, коммунальных услуг, газа, электроэнергии, воды и всех других товаров и услуг, теряя 20% своих доходов (вопреки Закону Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22 мая 2003 г.) — это подтверждается выставленными счетами и чеками, в которых отдельно выделен налог. При этом законодатель не предусмотрел право на его возмещение физическим лицам, в отличие от юридических лиц и субъектов предпринимательской деятельности.

Налог на добавленную стоимость был введен в 1919 году в Германии. Широкое распространение этот налог получил в конце 50-х годов после введения его во французских колониях. Страны, в которых был введен налог на добавленную стоимость, снизили темпы роста внутреннего валового продукта.

Основные федеральные налоги предприятий и организаций

Глава 1
Федеральные налоги и сборы в налоговой системе РФ: состав и значение

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

С 1 января 2005 года утрачивает силу ФЗ «Об основах налоговой системы в РФ». Согласно ст. 13 НК РФ в состав федеральных налогов и сборов с организаций включаются:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • единый социальный налог;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Такие изменения представляются небесспорными вследствие следующих соображений.

Правовой статус налога, определенный Налоговым кодексом РФ, позволяет более четко установить элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговые ставки, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога (ст. 17 НК РФ). Тем самым обеспечивается обязательность уплаты налогов, а также устанавливаются единые требования при возможности дифференцированного подхода.

Статус платежа нередко на практике приводит к уклонению от его уплаты, а также к значительной разнице в уровне и размерах платежей при фактически равных исходных позициях плательщиков (особенно по платежам за загрязнение окружающей среды).

Статус налога в настоящее время позволяет использовать достаточно отработанные приемы налогового администрирования.

10. Классификация налогов

Этим обеспечивается фискальное назначение налогов, а также их регулирующая роль, которая могла бы иметь большое значение в деле решения экологических проблем и рациональном использовании лесных угодий (в частности, речь идет об экологическом и лесном налогах).

К неналоговым платежам федерального значения относятся:

  • таможенные пошлины;
  • Федеральные лицензионные сборы за право осуществления деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
  • Платежи за загрязнение окружающей среды.

Плановый объем налоговых платежей в федеральном бюджете России за период с 2000 по 2004 год имел тенденцию постоянного роста: с 949,9 млрд. рублей в 2000 году до 2071,4 млрд. рублей в 2004 году, то есть более чем в 2,2 раза.

Широко распространена классификация налогов по способу взимания, а именно на прямые и косвенные налоги. Такое деление налогов экономическая наука взяла из практики XVI века. Однако оно не используется в бюджетной практике.

Для прямых налогов характерны обложение определенного источника, индивидуальное направление требования государства к определенному лицу с учетом оценки его платежеспособности.

Среди федеральных налогов в РФ к прямым налогам можно условно отнести налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения.

По косвенным налогам государство непосредственно не устанавливает платежеспособность лица, уплачивающего налог. Косвенные налоги — это налоги на расходы, то есть на предметы потребления. Из федеральных налогов к ним можно отнести акцизы на отдельные виды товаров, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные признано условным, но традиционно используется в научной и учебной литературе. При этом деление производится на основе подоходно-расходного принципа и принципа переложения.

Классификация налогов по налогоплательщикам включает, как правило, три группы налогов:

  • с организаций (налог на прибыль; налог на добавленную стоимость и т. д.);
  • с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и т. д.);
  • с организаций и физических лиц (транспортный налог, госпошлина и т. д.).

Роль отдельных федеральных налогов, уплачиваемых организациями, в формировании консолидированного бюджета России весьма существенна. В 2003 году основная часть консолидированного бюджета (почти 2,3 трлн. рублей, или 88% общего объема поступлений) сформировано за счет четырех налогов, уплачиваемых организациями: НДС — 619 млрд. рублей (23,2% всех поступлений); налога на прибыль организаций — 527 млрд. рублей (19,7%); платежей за пользование природными ресурсами — 399 млрд. рублей (14,9%); акцизов — 347 млрд. рублей (13%), и одного налога, уплачиваемого физическими лицами, — налога на доходы физических лиц — 455 млрд. рублей (17%).

Объект налогообложения большинства федеральных налогов с организаций так или иначе связан с операциями реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав. Налоговый кодекс РФ определяет круг тех операций, которые относятся к понятию реализации либо не имеют к нему отношения. В статье 39 НК РФ даются общие подходы к определению операций реализации.

Реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, выполнение работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Кроме того, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, реализацией считается передача права собственности на товары, выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Реализацией товаров (работ, услуг) не признаются:

  • операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
  • передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
  • передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  • передача имущества, если она носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносы в паевые фонды кооперативов);
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
  • передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
  • изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клады в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • иные операции.

Определение налоговой базы по основным федеральным налогам связано со стоимостной оценкой объекта обложения. В условиях активной деятельности организаций по налоговому планированию в налоговом законодательстве всегда присутствовали меры, направленные на защиту интересов государства. В 90-х годах XX в. широко использовалось понятие стоимостной оценки объекта обложения, заключающееся в формулировке «но не ниже себестоимости». В статье 40 Налогового кодекса РФ сделан новый шаг в этом направлении, в определенной мере учитывающий уровень развития рыночных отношений. Для целей налогообложения прежде всего принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки, то есть договорная цена. Презумпция невиновности налогоплательщика, установленная НК РФ, в этой части законодательства предполагает, что, пока не доказано обратное, цена договора соответствует уровню рыночных цен.

Однако в НК РФ определены и исключения из общего правила. Для того чтобы не допустить занижения налоговой базы, установлен круг операций, на который направлены меры налогового администрирования. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по следующим сделкам:

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • внешнеторговым сделкам.

Также подлежат контролю сделки при отклонении цен более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Появилось понятие рыночной цены, сравнение с которой лежит в основе мер налогового контроля. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Следует прежде всего использовать официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевых котировках.

Налоговое законодательство в ряде случае дает свое определение некоторым понятиям. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородными — те, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении рыночных цен товаров (работ, услуг) необходимо соблюдать некоторые условия. Так, во внимание могут приниматься только сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Но если взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты сделок, цены по этим сделкам также могут учитываться при расчете рыночной цены.

Кроме того, при определении рыночных цен товара (работы, услуги) учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара (работы, услуги) сделках в сопоставимых условиях. В частности, принимаются во внимание такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

Большое значение имеет положение налогового законодательства, устанавливающего возможность обоснования применения иной цены. Кроме того, учитывается объективность применения невзаимозависимыми лицами скидок, вызванных:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Налоговое законодательство предусматривает ситуации, когда соответствующие цены рассчитать невозможно из-за отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены. В таком случае налогоплательщик может использовать метод цены последующей реализации. В соответствии с ним рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы покупателем этих товаров (работ, услуг) при последующей их реализации (перепродаже).

Если метод цены последующей реализации использовать невозможно (в частности, из-за отсутствия информации о цене товаров (работ, услуг), в последующем реализованных покупателем), используется затратный метод. Он заключается» в том, что рыночная цена товаров (работ, или услуг), реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

Не все положения современного налогового законодательства достигают тех целей, на которые они направлены. Однако со временем накапливается опыт, что в будущем положительно скажется на объеме налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Так, в Налоговом кодексе РФ определено, что при отклонении цен в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней.

Санкции при этом рассчитываются таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги). Однако не указано, за какой период берутся рыночные цены; по отчетному, в котором проводилась сделка, или по предыдущему отчетному периоду. Налогоплательщик вправе определить данное положение, как и многие другие (например, порядок определения среднего уровня цены, процентов) в налоговой политике (учетной политике для целей налогообложения).

Наконец, при рассмотрении дела суд также вправе учесть любые обстоятельства, которые влияют на результаты сделки, не ограничиваясь нормами статьи 40 НК РФ.


 

В нашей стране налоги являются одной из главных форм формирования дохода государства. Кроме ее финансовых функций, механизм налогов используют для того, чтобы государство могло воздействовать с помощью экономических инструментов на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-техническое развитие. Налоговая система способна влиять на рыночные отношения, укрепляя их, стимулировать развитие предпринимательства, способствовать производственным процессам и одновременно служить барьером на пути социального обнищания финансово малообеспеченных слоев населения. Также с помощью налогов распределяется и перераспределяется ВВП, выделяется определенная часть на социальную сферу и обеспечение населения; влияют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Это помогает государству контролировать массу спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, т. к. доход есть основа спроса общества, и является конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

На сегодняшний день, вопрос, касающийся налогообложения, остро стоит перед многим количеством государств. Общество не хочет платить налоги, т. к. не видит в этом смысла. Естественно, подобная ситуация является виной власти, но и населению нужно также и за собой следить и выполнять свои обязанности перед страной.

С тех пор, как появились налог на добавленную стоимость и акцизы в налоговой системе, косвенные налоги стали занимать главенствующую позицию при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете поступления от НДС уступают только одному налогу на добычу полезных ископаемых и составляют около четверти всех доходов. Превосходя по размеру все налоговые доходы, НДС товаров, которые реализуются в России (в т. ч. НДС при ввозе товаров на территорию РФ), стоит на первом месте.

Итак, немаловажно указать на то, что НДС играет важную роль при формировании дохода бюджета РФ. Для подтверждения этой позиции необходимо провести сравнительный анализ поступлений НДС в федеральный бюджет доходов, администрируемых УФНС России по Ставропольскому краю за 2011-2013 гг. (табл. 1).

Таблица 1 – Сравнительный анализ поступлений НДС в федеральный бюджет за 2011-2013 гг.

Период

Поступило НДС в доходы фед. бюджета в млрд. руб.

2011 г.

1328,75

2012 г.

1753,24

11 мес. 2013 г.

1886,14

Всего

4968,13

Согласно данным таблицы, видно, что в целом, поступления НДС в федеральный бюджет возрастают. Между тем, рост поступлений этого налога объясняется увеличением выручки из-за роста цены на нефть, ростом налога к уплате по предприятиям, являющимся налоговыми агентами, а также уменьшением суммы налога, заявленной к возмещению, снижением доли налоговых вычетов. По мнению специалистов УФНС России по Ставропольскому краю, положительный тренд роста поступлений в бюджет сохранится. Также, согласно мнению главы налоговой службы М. Мишустину, Россия в очередном ежегодном рейтинге «Ведение бизнеса 2014» продвинулась на 20 позиций, достигнув 92-го места. При этом, в разделе «Уплата налогов» наша страна за два последних года поднялась на 49 позиций. Такого в истории рейтинга еще не было.

НДС имеет важное фискальное значение, являясь при этом существенным источником пополнения доходов бюджета. Также, немаловажно указать на тот факт, что НДС выполняет и регулирующую функцию с помощью воздействия на механизм ценообразования.

И все же, львиную долю бюджета составляют два ключевых налога – на прибыль и НДС, характеризующих здоровье экономики. На НДС приходится более 40% доходов.

Каковы федеральные налоги и сборы в Российской Федерации?

Сложнейший в администрировании: длинная цепочка начисления НДС не позволяет фискалам оперативно отслеживать налог. Самый «криминальный»: половина правонарушений в налоговой сфере связана именно с НДС. Для бизнеса, пожалуй, наиболее неприятный налог ввиду высокой ставки, сложной отчетности и мучительной процедуры возврат.

В финансовом ведомстве считают, что существенная часть вычетов и возмещений по НДС не связана с изменением законов, а является результатом уклонения от налогов. Есть десятки схем, позволяющих предприятиям не платить НДС и незаконно получать его возмещение. Самые популярные – фирмы-однодневки, которые возникают в товарной цепочке, концентрируют у себя начисленный НДС и исчезают, а также «лжеэкспорт», при котором фирма декларирует перемещение товаров через таможню, а на самом деле этого не происходит. Налоговики и таможенники ведут перманентную борьбу с уклонистами, но как показывает статистика по НДС, без особого результат. Ежегодный ущерб бюджета от махинаций с НДС оценивается в 10-30 млрд. руб. .

По мнению Ивашова Н. А., отмена НДС привела бы к сокращению количества российских компаний в 3-4 раза. Перестали бы существовать те фирмы, которые нужны только для налоговых возвратов. Зато существенно возросла бы собираемость налогов на прибыль предприятий, налогов на доходы физических лиц, а также единого социального налога. Высвободились бы миллионы людей, которых можно было бы задействовать в реальном секторе экономики. Компании начали бы платить зарплаты «вбелую». Есть мнение, что отмена будет компенсирована посредством увеличения сборов по другим налоговым статьям, в частности, за счет налога с продаж, от которого в отличии от НДС уклониться фактически невозможно. Риск при этом таков, что для крупного и среднего бизнеса овчинка просто не стоит выделки .

Теоретически, НДС более прогрессивный и правильный налог, чем налог с продаж, с оборота или акциз. Но эта правильная теоретическая модель может работать, только если в стране НДС платят все и по одной ставке. Если в цепочке контрагентов попадется хотя бы один, имеющий льготы, то часть НДС в бюджет не поступи. Наши законодатели хорошо потрудились в этом направлении, внеся в закон сотню поправок и льгот, создав свободные зоны. Чтобы как-то бороться с этим, сегодня предлагается ввести солидарную ответственность – в цепочке контрагентов честно работающие предприятия должны будут отвечать за тех, кто с помощью льгот присвоил себе НДС.

Чтобы разрешить проблемы, связанные с НДС, представлены следующие предложения:

  1. Оставляя данный налог, необходимо снизить его ставку до минимальной – 5%, но абсолютно для всех, без каких-либо льгот, и прекратить возврат экспортерам. Отсутствие льгот и возврата прекратит 95% преступлений, связанных с этим налогом. Оборотные средства организаций и реальные доходы населения возрастут как минимум на 10%. Это естественно не говорит о том, что сразу снизятся цены, но инфляция надолго остановится. Экспортеры не пострадают от 5%-го повышения цен. Сократится минимизация, т. к. нет смысла минимизировать 5% налога, распределенного по цепочке контрагентов. Сохранится, правда, ряд других проблем, в т. ч. сложность администрирования и отчетности, особенно для малого бизнеса. Долги государства по возврату НДС необходимо зачесть в счет части будущих выплат этого налога.
  2. Если же все-таки отменить НДС, то можно будет заменить его налогом с реализации или оборота. Реально предложить комбинированную схему: минимальный налог с оборота 1% плюс минимальный налог с реализации (конечному потребителю) 3%. Всего лишь 1% с оборота минимизирует кумулятивный эффект. А минимальная ставка налога на реализацию устранит основной его недостаток – уклонение от уплаты или «тенезацию». Но опять-таки, платить должны абсолютно все и без каких-либо льгот. Тогда и граждане станут богаче, и бюджет будет наполнен. В этом случае, система налогов станет совершенно простая и прозрачная, сократится количество преступлений, коррупции и затрат по администрированию .

По нашему мнению, НДС только приостанавливает развитие современной российской экономики, т. к. очень часто чиновники наполняют не казну, а свои кошельки при помощи нелегальных возвратов этого налога. Бизнес постоянно находится под угрозой налогового криминала. Стоит упростить НДС, что позволило бы появиться новому витку в развитии экономики, снизило бы коррупцию, подняло бы сбор налогов по другим статьям, в частности, с помощью налога с продажи.

Федеральные налоги и сборы

Онлайн-тестыТестыФинансы, кредит, страхованиеНалоги и налогообложениевопросы121-135

1-15   …   61-75   76-90   91-105   106-120   121-135   136-150   151-164  

«Организационно-правовая характеристика налоговой системы»

121.Налоговая ставка, снижающаяся по мере роста налоговой базы:
регрессивная

122.Отсрочка по уплате налога – это …
изменение срока уплаты налога с единовременной уплатой суммы задолженности

123.Региональные налоги в РФ устанавливаются …
Налоговым кодексом и законами Субъектов РФ

124.Региональные налоги:
налог на игорный бизнес
налог на имущество организаций
транспортный налог

125.Система налогов – это …
совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории РФ

126.Сроки уплаты местных налогов устанавливаются …
органами власти региона

127.Федеральные налоги обязательны к применению на …
всей территории РФ

128.Федеральные налоги устанавливает …
Налоговый Кодекс

«Специальные налоговые режимы»

129.В состав расходов организации, применяющей УСН, приобретенные основные средства включаются с момента …
ввода этих средств в эксплуатацию

130.Для перехода на упрощенную систему налогообложения имеются ограничения по:
стоимости основных средств
учредителям
численности работников

131.Единый налог при упрощенной системе налогообложения, если объектом являются доходы при выручке 10 000 000 рублей и затратах 8 000 000 рублей (в том числе на заработную плату − 2 000 000 рублей) составит:
320 000 рублей

132.Единый налог при упрощенной системе налогообложения, если объектом являются доходы при выручке 10 000 000 рублей и затратах 8 000 000 рублей (в том числе на заработную плату − 4 000 000 рублей) составит:
300 000 рублей

133.Единый налог при упрощенной системе налогообложения, если объектом являются доходы-расходы при выручке 10 000 000 рублей и затратах 9 500 000 рублей (в том числе на заработную плату − 2000 000 рублей) составит:
100 000 рублей

134.Если при упрощенной системе налогообложения применяется ставка 6%, исчисленный налог уменьшается на сумму отчислений в Пенсионный фонд:
не более чем на 50% суммы, начисленной в Пенсионный фонд

135.Исчисленная сумма ЕНВД уменьшается на сумму отчислений в Пенсионный фонд:
не более чем на 50% исчисленного налога

1-15   …   61-75   76-90   91-105   106-120   121-135   136-150   151-164