Федеральный закон 473

Содержание

С.М. Мотуренко*

ЗОНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК НОВАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В соответствии ч. 1 ст. 7 Конституции РФ государство обязано проводить политику и создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Это фундаментальное начало определяет смысл и содержание деятельности государства, в том числе в сферах, связанных с организацией предпринимательской деятельности, формированием для этого благоприятных условий и поддержанием таковых в последующем.

Утверждения некоторых ученых и общественных деятелей относительно всесилия рынка, способного в одночасье изменить сформированные годами приемы и методы управления отечественной экономики, со временем не подтвердились. Юридические механизмы, обеспечивающие данный процесс, подчас инертны и нуждаются в регулярном совершенствовании. Об этом свидетельствует плодотворная деятельность законодательного органа, к сожалению, не всегда качественная и своевременная. Пример тому — проблема моногородов -печального наследия плановой экономики.

Опыт не такого уж далекого прошлого показал, что рынок не в состоянии урегулировать эту проблему самостоятельно, без вмешательства государства. Например, после приватизации находящегося в городе Пикалево Ленинградской области ПО «Глинозем» три основных завода, некогда составлявших единый градообразующий производственный комплекс и единую производственную цепочку, перешли в частные руки разных владельцев, которые в условиях разразившегося финансово-экономического кризиса не смогли договориться между собой о поставках сырья и совместном использовании транспортной инфраструктуры, что в итоге привело к сокращению и приостановке производства, массовым невыплатам заработной платы, значительным сокращениям работников1, прекращению подачи тепла

* Научный сотрудник сектора предпринимательского права Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

1 Без работы оказался каждый четвертый житель Пикалево. См.: Владимир Путин разрешил «пикалевский кризис»? // URL:

Труды Института государства и права Российской академии наук № 1/2014

в жилые дома, росту социального напряжения в указанном моногороде, жители которого захватили здание мэрии и перекрыли федеральную трассу.

Экстренное вмешательство руководителей государства способствовало преодолению в «ручном» режиме пикалевского кризиса и путем государственного стимулирования, прежде всего через систему

кредитования, помогло умерить аппетиты капитанов бизнеса и пону-

дить их к взаимному сотрудничеству .

Данный пример получил широкую огласку благодаря средствам массовой информации и является наглядным подтверждением констатации краха в реальной экономике псевдолиберальной концепции и

поворота в сторону государственного участия .

Следует признать, что приведенный пример не единичный, но каждую подобную проблему не решишь в «ручном» режиме — нужен эффективный юридический механизм преодоления подобных явлений, основанный на органичном сочетании частноправовых и публично-правовых методов воздействия на экономику и происходящие в ней процессы.

Несмотря на совершенствование гражданского законодательства, проблема ограниченного публично-правового воздействия на экономику не потеряла своей актуальности. В связи с этим отыскание новых форм и методов взаимодействия государства и бизнеса (например, государственно-частного партнерства, институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей и некоторые другие) не отбрасывает сформированные правовой отечественной традицией подходы к регулированию экономики и происходящих в ней процессов правовыми нормами предпринимательского, как ранее хозяйственного, права.

Разработанная в секторе предпринимательского права ИГП РАН концепция о хозяйственном (а с переходом экономики страны к рыночным методам регулирования — предпринимательском) праве как единой совокупности правовых норм, приемов и методов, эффективно регулирующей формирующиеся в процессе хозяйствования отноше-

http://www.proftatms.ru/news/139 (дата обращения: 05.08.2013).

3 См.: Примаков Е. 2007 год: прощание с псевдолибералами // Российская газета. 2008. 15 янв.

ния, не потеряла своей актуальности в наши дни4. Ее жизнеспособность подтверждается количеством нормативных правовых актов, органично сочетающих частноправовые и публично-правовые начала регулирования экономической деятельности, особенно в секторе реальной экономики, на что было обращено внимание в юридической литературе5.

Опасность рецидива пикалевского явления обусловлена особенностями территориального размещения единиц производства, их хозяйственного кооперирования и значительным влиянием градообразующего производства на развитие региона. С сожалением приходится констатировать значительную долю предприятий и монопрофильных муниципальных образований6, в которых ситуацию удалось стабилизировать посредством публично-правового вмешательства и применения антикризисных краткосрочных мер. В целях исправления ситуации и недопущения подобных явлений начиная с 2010 г. ведется совместная целенаправленная работа государственно-властных структур и бизнес-сообщества по комплексному инвестиционному планированию модернизации и реструктуризации экономики монопрофильных

4 Концепция предпринимательского права, разработанная в трудах

B.В. Лаптева, С.С. Занковского, Н.И. Михайлова, М.И. Клеандрова,

C.Н. Шишкина и др., позволяет рационально формировать хозяйственно-правовые институты и органично применять комплексное правовое регулирование экономических, в том числе предпринимательских, отношений, последовательно отстаивается в ряде работ. См., например: Лаптев В.В. Введение в предпринимательское право. М., 1994; .Банковский С.С. Публичные и частные начала в правовом регулировании экономики // Предпринимательское право в ХХ1 веке: преемственность и развитие. М., 2002; он же. Предпринимательские договоры. М., 2004; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева и С. С. Занковского. М., 2006; Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики. М., 2011.

5 См.: Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М., 2010. С. 16.

6 По данным Минрегионразвития России, в Российской Федерации насчитывается 333 монопрофильных муниципальных образования с совокупным населением 16 млн человек, что составляет 25% городского населения страны. См.: Перспективы моногородов в современной России // URL: http://www.memoid.ru/node/Perspektivy_monogorod… (дата обращения: 05.08.2013).

муниципальных образований. Недиверсифицированная экономика моногородов является сдерживающим фактором свободы экономической деятельности, способствует процветанию монополии и недобросовестной конкуренции, не позволяет гражданам — жителям этих монопрофильных образований использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, обеспечивать себе достойный уровень жизни и свободное развитие.

В целях решения проблем моногородов Правительством РФ предлагалось, в том числе на территории субъектов РФ, где имеются такие моногорода, создание особых экономических зон, размещение там новых высокотехнологичных производств и обеспечение занятости населения7. Высказывается мнение, что монопрофильные населенные пункты необходимо наделить статусом особой экономической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зоны .

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»9 (далее — Закон об ОЭЗ) особой экономической зоной признается часть территории РФ, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Не разрывая единство экономического пространства Российской Федерации, действующее законодательство предусматривает возможность создания на ее территории особых экономических зон (далее -ОЭЗ), где устанавливается особый порядок хозяйствования и его правового опосредования. Учитывая, что законодателем при этом используется слово «особый», следует понимать, что ОЭЗ не могут иметь широкого, прежде всего территориального, распространения, поскольку их создание связано со значительной концентрацией затрат на обу-

7 См.: План по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства РФ на 2010 год. Утв. Правительством РФ 2 марта 2010 г. // СПС «Кон-сультантПлюс».

9 СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 2). Ст. 3127.

стройство инфраструктуры зоны и прилегающей территории, а также с недопущением снижения концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов в случае чрезмерно больших размеров территорий таких зон. В связи с этим, по мнению А.Н. Козырина, при создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территорий10.

Действующим законодательством предусматривается возможность создания нескольких типов ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые, которые называются в юридической литературе «отрасле-выми»11; существуют также ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях12.

Следует заметить, что основными целями создания ОЭЗ являются развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработка технологий и коммерциализация их результатов, производство новых видов продукции (ст. 3 Закона об ОЭЗ). Востребованность ОЭЗ определяется, прежде всего, стремлением к развитию производства, о чем свидетельствует увеличение объема продукции, произведенной в ОЭЗ в 2012 г., на 46% по сравнению с предшествующим периодом, что в стоимостном выражении составило 73,6 млрд руб., и прогнозируемым, по мнению специалистов, дальнейшим увеличением объемов фактических инвестиций и произведен-

ной продукции .

Вместе с тем, способствуя развитию отраслей производства, ОЭЗ не имеют принципиальной направленности на социально-экономическое развитие определенных регионов в целом. Такую цель

12 См.: Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» // СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2807; Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 280.

13 См.: РГ-Бизнес. 2013. 16 июля. 182

преследует иной институт, недавно введенный законодателем, — зона территориального развития (далее — ЗТР).

Понятие ЗТР в легальный оборот введено Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»14 (далее — Закон о ЗТР). Под ЗТР понимается часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику субъекта РФ резидентам ЗТР предоставляются меры государственной поддержки (ст. 2 Закона о ЗТР).

Бесспорно, основной целью обоих указанных выше институтов является привлечение инвестиций в определенные отрасль или регион и создание определенной формы партнерства между государством и частными лицами. Однако у них разное целевое предназначение: в первом случае — развитие определенной отрасли, во втором — комплексное ускорение социально-экономического развития определенного публично-правового образования, что в условиях достаточно остро поставленного вопроса о реиндустриализации, развитии аграр-но-промышленного комплекса, об изменении структуры нашей экономики будет способствовать увеличению роли регионов в экономическом плане15, в том числе преодолению наследованных проблем монопрофильных территорий.

На прорывное предназначение ЗТР указывает срочный характер данных проектов. Такие зоны создаются сроком на 12 лет на территориях субъектов РФ, перечень которых утверждается Правительством РФ16. Субъекты, подлежащие включению в указанный перечень, определяются на основе показателей социально-экономического развития этих публично-правовых образований за предшествующий 10-летний период. Также субъект РФ может быть включен в число потенциаль-

14 СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7070.

15 См.: Примаков Е. Необходимо комплексное решение // Российская газета (столичный выпуск). 2013. 22 мая.

16 В настоящее время действует утвержденный Правительством РФ перечень, включающий 20 субъектов. См.: постановление Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. № 326 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития» // СЗ РФ. 2013. № 16. Ст. 1955.

ных кандидатов на создание ЗТР по решению или поручению Президента РФ.

Следует сказать, что определенные требования к социально-экономическим показателям предъявляются также к муниципальным образованиям, на территориях которых предполагается создание ЗТР.

Законодательно установлено несколько ограничений на создание ЗТР: пределами территории только одного субъекта РФ, а также недопустимость создания ЗТР на территории одного муниципального образования одновременно с ОЭЗ.

Решение о создании ЗТР принимает непосредственно Правительство РФ и оформляет его соответствующим постановлением, которое является основанием для заключения соглашения о функционировании ЗТР. Сторонами такого соглашения выступают Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительные органы муниципального образования или муниципальных образований, на территории которых создается ЗТР. Данное соглашение по своей сути сходно с соглашением о создании ОЭЗ. В юридическом сообществе высказываются самые разнообразные мнения относительно правовой природы таких соглашений: от отнесения их к непоименованным в ГК РФ гражданско-правовым

договорам до признания их нормативными актами локального значения, обозначающими территорию действия соответствующего зако-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на .

В силу императивного влияния существует мнение, что такие соглашения являются разновидностью договора в публичном праве19.

Не ставя своей целью детально анализировать высказанные мнения, необходимо признать недостаточное внимание исследователей к методологии юридического оформления предпринимательских отношений. Вместе с тем отношения, складывающиеся между государ-

19 См.: Постатейный комментарий Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» / Под ред. А.Н. Козырина. С. 88-89.

ственными (муниципальными) органами и коммерческими организациями (индивидуальными предпринимателями) в связи с государственным регулированием бизнеса, традиционно являются предметом предпринимательского права и образуют так называемые вертикальные обязательства, которые регламентируют предпринимательство в целях направления его в требуемое русло, что может рассматриваться в качестве своеобразного соглашения, как отмечает С. С. Занковский20.

Следует согласиться авторами, придерживающимися мнения о комплексном характере соглашения о создании ЗТР21. Вместе с тем такое соглашение является основой формирования предпринимательских отношений и необходимым условием для будущей предпринимательской деятельности, вследствие чего указанные отношения признаются организационными предпринимательскими, входящими в

предмет предпринимательского права .

Условия соглашения о функционировании ЗТР ориентированы на организацию предпринимательства в пределах определенной территории и в определенные сроки, определяющие этапы функционирования ЗТР, и могут рассматриваться как императивные для подобного соглашения наряду с такими, как:

показатели оценки эффективности функционирования ЗТР на каждом этапе и по окончании данных этапов;

меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам в соответствии с Законом о ЗТР;

меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам субъектом РФ;

обязательство исполнительно-распорядительных органов муниципального образования или муниципальных образований по передаче исполнительному органу государственной власти субъекта РФ права на управление и распоряжение земельными участками, находящимися

20 См.: Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В .В. Лаптева, С.С. Занковского. С. 233-234.

21 См., например: Лисица В.Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Новосибирск, 2010; Белицкая А.В. Указ. соч. С. 23.

22 См.: Российской предпринимательское право / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. 4-е изд. М., 2012. С. 7.

в муниципальной собственности и расположенными в границах ЗТР, на срок ее функционирования;

порядок прекращения предоставления мер государственной поддержки в связи с прекращением или досрочным прекращением существования ЗТР, а также в связи с исключением юридического лица или индивидуального предпринимателя из реестра резидентов;

объем и сроки финансирования создания в ЗТР находящихся в государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности ее субъектов, муниципальной собственности объектов инженерной, транспортной и иных инфраструктур (ч. 1 ст. 8 Закона о ЗТР).

Помимо перечисленных условий, подобное соглашение диспози-тивно может содержать обязательства органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по предоставлению налоговых льгот резидентам в рамках налогового законодательства, а также иные положения, связанные с функционированием ЗТР.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в ЗТР, признаются резидентами в том случае, если они отвечают ряду требований, а именно: зарегистрированы в качестве юридического лица и индивидуального предпринимателя на территории муниципального образования, входящего в ЗТР; представили в администрацию ЗТР инвестиционную декларацию, отражающую инвестиционный проект, реализуемый в ЗТР в соответствии с предъявляемыми требованиями; включены в реестр резидентов ЗТР. О регистрации в качестве резидента предприниматели получают соответствующее свидетельство.

Не подлежат включению в реестр, а следовательно, не могут быть резидентами ЗТР субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйственные товарищества и общества, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат Российской Федерации, ее субъектам либо муниципальным образованиям.

Помимо ограничения по кругу лиц законом предусмотрено ограничение по видам деятельности для кандидатов в резиденты ЗТР. В частности, ограничение касается производства этилового спирта, алкогольной продукции, производства табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением мотоциклов и легковых автомобилей); добычи сырой нефти, природного газа, предоставления услуг в этих областях; добычи драгоценных металлов, драгоценных

камней, полудрагоценных камней, их производства и переработки; оптовой и розничной торговли; ремонта транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовой деятельности; обработки лома и отходов цветных и (или) черных металлов.

В отличие от резидентов ОЭЗ с резидентами ЗТР не заключаются соглашения о ведении соответствующего вида предпринимательской деятельности в пределах ЗТР и механизм государственного регулирования складывается по-иному: резиденты ЗТР вправе получить меры государственной поддержки при условии обращения с соответствующей заявкой в администрацию ЗТР, которая определяет перечень сведений, необходимых для подачи заявок, формирует перечень заявок и устанавливает критерии и очередность их удовлетворения с учетом стратегии развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу.

Обобщив собранную информацию, администрация ЗТР представляет сведения о необходимых для ЗТР мерах государственной поддержки, об их объеме и количестве заявок резидентов, претендующих на получение мер государственной поддержки в очередном финансовом году, в уполномоченный федеральный орган, который, в свою очередь, представляет эти сведения главным распорядителям бюджетных средств в целях внесения предложений о планировании соответствующих расходов федерального бюджета, составлении обоснований бюджетных ассигнований. Удовлетворяется только обеспеченное бюджетными ассигнованиями количество заявок.

Следует заметить, что такой механизм позволяет субъектам РФ, в которых созданы ЗТР, стимулировать социально ориентированные проекты предпринимательской деятельности на основе симбиоза частной инициативы и государственной поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственная поддержка резидентов ЗТР осуществляется посредством следующих мер:

предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации в ЗТР инвестиционных проектов с участием резидентов;

создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;

предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципаль-

ной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в границах ЗТР;

предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ;

предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ в целях поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

иные меры государственной поддержки в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (например, предоставление инвестиционного налогового кредита), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Меры государственной поддержки могут предоставляться не только за счет федерального бюджета, но и бюджета субъекта РФ, в этом случае последнему из федерального бюджета могут предоставлять субсидии для возмещения резидентам, заявки которых включены в перечни заявок, части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей за оборудование, приобретаемое у российских лизинговых компаний, а также на развитие инфраструктуры, включая сети инженерно-технического обеспечения.

Довольно интересной мерой государственной поддержки является создание в ЗТР объектов капитального строительства в области энергетики и транспорта. Такие масштабные и капиталоемкие проекты реализуются по обращению высшего должностного лица субъекта РФ с обоснованием их необходимости. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, и в последующем эти объекты находятся в государственной собственности Российской Федерации. Однако указанные объекты создаются в целях государственной поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности резидентов. Государственно-частное партнерство позволяет решать масштабные задачи развития предпринимательской и иной экономической деятельности, социально-бытовые и другие проблемы первона-

чально в пределах определенных территорий, а в последующем с реализацией указанных выше проектов в новых образованиях.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что, несмотря на формирование правового механизма государственной поддержки развития предпринимательства в пределах отдельных территорий, проблема эффективного сочетания частноправовых и публично-правовых интересов и приемов регулятивного воздействия на складывающиеся отношения все еще остается актуальной и нуждается в дальнейшем исследовании.

ЗАКОН УКРАЇНИ

Про внесення змін до Закону України «Про регулювання містобудівної діяльності» щодо посилення захисту осіб з інвалідністю та інших маломобільних груп населення при здійсненні містобудівної діяльності

(Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2020, № 34, ст.237)

Верховна Рада України постановляє:

1. Частину першу статті 1 доповнити пунктами 15 і 16 такого змісту:

«15) засоби безперешкодного доступу до об’єктів — інженерно-технічні, функціональні частини (елементи, конструкції) будинків, споруд будь-якого призначення, що відповідають нормативним вимогам щодо забезпечення доступності і безпеки об’єктів для осіб з інвалідністю та інших маломобільних груп населення, зокрема пандуси, підйомники та платформи для осіб з інвалідністю, звукові системи тощо;

16) маломобільні групи населення — особи, які відчувають труднощі при самостійному пересуванні, одержанні послуги, необхідної інформації або при орієнтуванні у просторі, зокрема особи з інвалідністю, особи з тимчасовим порушенням здоров’я, вагітні жінки, громадяни похилого віку, особи з дитячими візками».

2. Частину четверту статті 34 доповнити абзацом другим такого змісту:

«Влаштування засобів безперешкодного доступу осіб з інвалідністю та інших маломобільних груп населення до будинків, будівель, споруд будь-якого призначення, їх комплексів та частин, об’єктів інженерно-транспортної інфраструктури може здійснюватися без документів, що дають право на виконання будівельних робіт, та за відсутності документа, що засвідчує право власності чи користування земельною ділянкою, з дотриманням вимог законодавства, будівельних норм та правил. Порядок влаштування засобів безперешкодного доступу до об’єктів або їх розумного пристосування встановлюється Кабінетом Міністрів України».

3. Абзац четвертий частини сьомої статті 39 доповнити словами «у тому числі щодо доступності об’єкта для осіб з інвалідністю та інших маломобільних груп населення».

II. Прикінцеві положення

1. Цей Закон набирає чинності з дня, наступного за днем його опублікування.

2. Кабінету Міністрів України у шестимісячний строк з дня набрання чинності цим Законом:

привести свої нормативно-правові акти у відповідність із цим Законом;

забезпечити приведення міністерствами та іншими центральними органами виконавчої влади їх нормативно-правових актів у відповідність із цим Законом.

Президент України

В.ЗЕЛЕНСЬКИЙ

м. Київ
16 січня 2020 року
№ 473-IX

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О территориях опережающего социально-экономического развитияв Российской Федерации

Принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) инфраструктура территории опережающего социально-экономического развития — совокупность земельных участков с находящимися на них зданиями, сооружениями, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной инфраструктур, объекты инфраструктуры морских портов и объекты иных инфраструктур, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, а также указанных объектов инфраструктур, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

2) резидент территории опережающего социально-экономического развития — индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее — соглашение об осуществлении деятельности) и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее — реестр резидентов);

3) территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

4) уполномоченный федеральный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области создания территорий опережающего социально-экономического развития на территории федерального округа, территориях федеральных округов;

5) управляющая компания — акционерное общество, которое определено Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и (или) дочернее хозяйственное общество, которое создано с участием такого акционерного общества (далее — дочернее общество управляющей компании).

Глава 2. Создание и прекращение существования территории опережающего социально-экономического развития

Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

1. Территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.

11. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и не являются закрытыми административно-территориальными образованиями или не располагаются на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона. (Часть введена — Федеральный закон от 03.07.2016 № 252-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 05.12.2017 № 371-ФЗ; от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

12. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях закрытых административно-территориальных образований, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований, которые являются монопрофильными муниципальными образованиями Российской Федерации (моногородами), включенными в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются в соответствии с настоящей статьей. (Часть введена — Федеральный закон от 05.12.2017 № 371-ФЗ)

13. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и расположены на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии с настоящей статьей. (Часть введена — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

2. Решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития принимается в форме постановления, которое предусматривает:

1) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом;

2) минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего социально-экономического развития в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

3) положение о применении или неприменении на территории опережающего социально-экономического развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

4) описание местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития;

5) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

3. Предложение о создании территории опережающего социально-экономического развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления с приложением информации, указанной в части 2 настоящей статьи, а также:

1) прогнозного анализа социально-экономических последствий создания территории опережающего социально-экономического развития, в том числе прогнозной оценки динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием территории опережающего социально-экономического развития;

2) экономико-географических характеристик территории опережающего социально-экономического развития;

3) оценки потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации, в границах которого предполагается создание территории опережающего социально-экономического развития, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации в этом субъекте Российской Федерации;

4) сведений о наличии инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест;

5) сведений о создаваемой территории опережающего социально-экономического развития, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования или муниципальных образований. (Пункт введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

31. Предложение о создании или об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, согласовывается уполномоченным федеральным органом с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и природопользования, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и вносится в Правительство Российской Федерации в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи. (Часть введена — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

32. Предложение о создании или об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, содержащее перечень географических координат характерных точек границ этой акватории и перечень координат характерных точек границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, направляется на согласование в федеральные органы исполнительной власти, указанные в части 31 настоящей статьи, с приложением информации, указанной в пункте 4 части 2 и пунктах 1 — 4 части 3 настоящей статьи. (Часть введена — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

4. Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации.

5. В течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего социально-экономического развития, заключают соглашение о создании территории опережающего социально-экономического развития, которым устанавливаются: (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

1) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в государственной или муниципальной собственности и расположенными на территории опережающего социально-экономического развития;

2) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития;

3) порядок финансирования строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее — размещение) объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования;

4) порядок эксплуатации объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, созданных за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития;

5) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенным на территории опережающего социально-экономического развития, после прекращения существования территории опережающего социально-экономического развития;

6) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

7) перечень расположенных на территории опережающего социально-экономического развития земельных участков либо в случае отсутствия образованных на такой территории или ее части земельных участков обязательства соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития по их образованию;

8) сроки проведения работ по описанию местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» для описания местоположения границ объекта землеустройства, не превышающие шести месяцев со дня заключения соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития, и обязательство соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития по проведению указанных работ; (Пункт введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению о создании территории опережающего социально-экономического развития. (Пункт введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

51. Соглашением о создании территории опережающего социально- экономического развития могут устанавливаться:

1) условия предоставления резидентам территории опережающего социально-экономического развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот;

2) порядок исполнения субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или муниципальными образованиями обязательств по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития посредством осуществления строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития.

(Часть введена — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

6. Дополнительные условия соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития могут быть определены Правительством Российской Федерации.

7. Решение об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития принимается Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа, согласованному с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления.

8. Территория опережающего социально-экономического развития не может создаваться в границах особой экономической зоны или зоны территориального развития. В состав территории опережающего социально-экономического развития не может входить особая экономическая зона или зона территориального развития.

9. На территории опережающего социально-экономического развития могут создаваться объекты, образующие индустриальные (промышленные) парки.

Статья 4. Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

1. Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.

2. Обязательства Российской Федерации по финансированию размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития могут исполняться посредством:

1) внесения взноса в уставный капитал управляющей компании, сто процентов акций которой принадлежит Российской Федерации и которая осуществляет финансирование размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития;

2) предоставления субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами на строительство объектов инфраструктуры, в размере до ста процентов от ставки рефинансирования;

3) использования иных механизмов проектного финансирования;

4) использования иных предусмотренных законодательством Российской Федерации способов.

3. Обязательства субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и исполняются посредством:

1) внесения денежных средств в уставный капитал дочернего общества управляющей компании;

2) передачи в собственность управляющей компании движимого и (или) недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

21) осуществления строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития; (Пункт введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

3) использования иных предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации способов.

Статья 5. Прекращение существования территории опережающего социально-экономического развития

Существование территории опережающего социально-экономического развития прекращается по решению Правительства Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа в случае, если:

1) это связано с необходимостью охраны жизни или здоровья граждан, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) по истечении трех лет с даты принятия решения о создании территории опережающего социально-экономического развития не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности на такой территории или все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3) муниципальное образование, на территории которого создана территория опережающего социально-экономического развития, относится к Арктической зоне Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». При этом резиденты указанной территории опережающего социально-экономического развития сохраняют статус резидента, полученный в соответствии с настоящим Федеральным законом, и осуществляют свою деятельность в соответствии с заключенными соглашениями об осуществлении деятельности до окон

Госдума приняла во втором чтении законопроект № 609801-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития).

Предусматривается возможность включения в границы ТОР акватории водных объектов. Это позволит резидентам ТОР осуществлять деятельность, связанную с использованием водных объектов (рекреационная деятельность, строительство гидротехнических сооружений и т.д.). Предложение о создании (изменении границ) ТОР в связи с включением акватории водного объекта должно быть согласовано с Минобороны, Минприроды, Минтрансом России и другими федеральными органами исполнительной власти.

Предлагается расширить перечень вопросов, которые могут быть предусмотрены в соглашении о создании ТОР. В частности, в соглашении может быть установлен порядок исполнения субъектом Федерации или муниципальным образованием обязательств по финансированию размещения объектов инфраструктуры ТОР. Кроме того, соглашением может быть определена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных им обязательств.

Предлагается также установить запрет на предоставление преференциального режима ТОР организациям, осуществляющим банковскую, страховую, клиринговую деятельность, а также организациям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг и негосударственными пенсионными фондами. Предлагаемая норма обусловлена целями применения режима ТОР только в отношении организаций, осуществляющих реальное производство, для повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции как на российском рынке, так и на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Законопроектом предлагается снять ограничение на количественный состав наблюдательного совета ТОР. Также предлагается уточнить, что наблюдательный совет ТОР будет проводить оценку эффективности функционирования ТОР в соответствии с методикой, установленной Правительством России.

В целях приведения положений Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в соответствие с нормами Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и снижения административного давления на добросовестных резидентов ТОР законопроектом предусмотрено уточнение порядка государственного и муниципального контроля в ТОР.

В частности, предлагается сократить сроки, на которые могут быть продлены проверки в отношении резидентов ТОР. Предусматривается, что в исключительных случаях проверки в отношении субъектов малого предпринимательства могут быть продлены не более чем на 30 часов, в отношении микропредприятий – не более чем на 10 часов, в отношении других резидентов ТОР – не более чем на 15 рабочих дней.

Аналогичные изменения предлагается внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток».

Законопроектом также предусматривается, что инвестиционные программы и планы развития государственных корпораций, государственных компаний и других организаций с государственным участием в части их реализации на территории Дальневосточного федерального округа должны согласовываться с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на этой территории функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ.

Статью 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предлагается дополнить новой частью , устанавливающей, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, на территории которого создаётся ТОР, в срок не более чем шесть месяцев со дня заключения соглашения о создании ТОР или принятия решения об изменении её границ должен направлять в орган регистрации прав документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Законопроектом предлагается установить запрет на предоставление преференциального режима ТОР организациям, осуществляющим банковскую, страховую, клиринговую деятельность, а также организациям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг и негосударственными пенсионными фондами. Ко второму чтению в перечень таких организаций были добавлены организации, осуществляющие добычу нефти, добычу природного газа и (или) газового конденсата, заготовку древесины и их реализацию.

«Это предложение обуславливается целями применения режима ТОР только в отношении предприятий, осуществляющих реальное производство для повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции, как на российском рынке, так и на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Поправками ко второму чтению предусматривается, что создание ТОР на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов), которые расположены на территории Дальневосточного федерального округа, будет осуществляться по «общему режиму».

29 декабря 2014 года N 473-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Глава 2. Создание и прекращение существования территории опережающего социально-экономического развития

Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Статья 4. Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

Статья 5. Прекращение существования территории опережающего социально-экономического развития

Глава 3. Управление территориями опережающего социально-экономического развития

Статья 6. Наблюдательный совет территории опережающего социально-экономического развития

Статья 7. Уполномоченный федеральный орган

Статья 8. Управляющая компания

Статья 9. Особенности владения, пользования, распоряжения объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

Статья 10. Обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

Статья 11. Особенности деятельности дочерних обществ управляющей компании

Глава 4. Правовое положение резидентов территории опережающего социально-экономического развития и особенности осуществления ими деятельности на территории опережающего социально-экономического развития

Статья 12. Общие условия деятельности резидентов территории опережающего социально-экономического развития

Статья 13. Порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития

Статья 14. Предмет и условия соглашения об осуществлении деятельности

Статья 15. Изменение и расторжение соглашения об осуществлении деятельности

Статья 16. Последствия прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности

Статья 17. Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития

Глава 5. Особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием территории опережающего социально-экономического развития

Статья 18. Особенности осуществления трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития

Статья 19. Особенности осуществления медицинской деятельности на территории опережающего социально-экономического развития

Статья 20. Особенности осуществления образовательной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития

Статья 21. Особенности правового регулирования отношений в области аквакультуры (рыбоводства), рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов

Статья 22. Осуществление полномочий федеральными органами исполнительной власти, органами Фонда социального страхования Российской Федерации на территории опережающего социально-экономического развития

Статья 23. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемые на территории опережающего социально-экономического развития

Статья 24. Особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории опережающего социально-экономического развития

Статья 25. Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории опережающего социально-экономического развития

Глава 7. Меры по созданию и развитию территорий опережающего социально-экономического развития

Статья 26. Особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с размещением объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

Статья 27. Особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

Статья 28. Особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд

Статья 29. Особенности резервирования земельных участков

Статья 30. Особенности установления сервитута в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

Статья 31. Особенности размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития на землях лесного фонда

Глава 8. Об особенностях создания и функционирования институтов развития Дальнего Востока, а также отдельных мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа

Статья 32. Цели создания и условия функционирования институтов развития Дальнего Востока

Статья 33. Отдельные меры государственной поддержки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа

Глава 9. Особенности создания территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах)

Статья 34. Порядок создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)

Глава 10. Заключительные положения

Статья 35. Переходные положения

Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона